Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Празднования в честь Феодоровской иконы Царицы Небесной проходят, в соответствии с церковным календарем, 27 марта и 29 августа. В день празднования явления иконы, 29 августа, после Божественной литургии совершается общегородской крестный ход: от Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора он выходит на центральную Сусанинскую площадь города, где служится молебен – и затем крестный ход направляется к Спасо-Запрудненской церкви, на место явления святыни в XIII веке. 29 августа 2002 года торжества в честь чудотворного Феодоровского образа Богоматери впервые в истории Костромы возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 2001 года по благословению церковного священноначалия чудотворная Феодоровская икона Божией Матери приносится в различные епархии Русской Православной Церкви для поклонения верующих, участвует в общецерковных торжествах и значимых событиях. В 2009 году пред ликом костромской святыни, принесенной в московский Храм Христа Спасителя, состоялись избрание на Патриарший престол и интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 2003 году был начат сбор пожертвований для восстановления золотой ризы, украшавшей икону до 1922 года. Благодаря усердию верующих из многих городов и селений России и зарубежья, прилагавших для украшения святыни и свои средства, и ювелирные изделия, уже в 2006 году золотая риза была вновь изготовлена по ее сохранившимся изображениям. Ныне, как и в прежние времена, она возлагается на Феодоровский образ Богоматери в праздничные дни. С 2014 года ежегодно в конце сентября чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносится в Ипатьевскую слободу Костромы, расположенную вблизи Святого озера, места славных битв 1262 и 1609 годов. В Иоанно-Богословской церкви Ипатьевской слободы архиерейским чином совершается Божественная литургия с сугубым заупокойным поминовением героев-воинов минувших веков, а затем крестный ход с чудотворной иконой отправляется на берега Святого озера к сохранившейся там часовне. Еще недавно это озеро официально именовалось Некрасовским, но в 2019 году по представлению администрации Костромской области правительство Российской Федерации возвратило озеру его древнее название – Святое.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

Насельницы монастыря испытали на себе и вызывающее самоуправство вахтерш студенческого общежития, где одно время у них была пара комнат (дежурные не позволяли монахиням выходить на раннюю службу), и недовольство местных жителей, добившихся запрета для инокинь пользоваться ближайшей водозаборной колонкой. Правда, через несколько дней эта колонка сломалась, а потом и вовсе, к всеобщему удивлению, провалилась под землю, после чего уже всем пришлось ходить за водой в соседний квартал. Однако наш рассказ о первых годах возрождения Богоявленского монастыря будет неполным, если не сказать о самообновлении некоторых монастырских икон и фресок в храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Каждый из нас может стать свидетелем этого чуда, заглянув в монастырь. Изменения в едва различимых фресках, расстрелянных в годы советской власти, сестры заметили после первой же Литургии. «Все началось с фрески Божией Матери. А после этого стали обновляться и другие образы и нимбы, — говорит матушка Антонина. — Некоторые паломники специально приезжают к нам ежегодно и фиксируют все новые и новые случаи. Мы считаем, что это Богородица так незримо поддерживает и вдохновляет нас». Обновилась и икона святителя Николая, акафист которому с первых дней звучал под низкими сводами Смоленского храма. «Видя совершенно темный лик, я решила хотя бы снять и почистить ризу, но специалисты отсоветовали: не надо, матушка, икону потеряете. И через какое-то время на темном фоне проступил лик святителя», — продолжает игумения. Такое же обновление произошло со списком XVII века Феодоровской иконы Божией Матери на третий год существования обители. Еще прежде его передал матушке духовник Переславской епархии протоиерей Владимир Бучин, а до этого чудотворный образ из рук в руки передавался поколениями верующих угличан.  В прошлом году в монастыре отметили 10 лет с начала восстановления обители и 400-летие чудотворного образа Феодоровской иконы Божией Матери, пребывающего здесь. В своем слове епископ Переславский и Угличский Феоктист , отмечая миссионерское значение Богоявленского монастыря, благословил матушку Антонину продолжать труды в духе мира и любви, добросердечно принимая всех, кто посещает обитель. 

http://e-vestnik.ru/church/postrig_kak_n...

Солея возвышена на 4 ступени и отделена от средины храма железной решеткой. Иконостас перенесен из прежнего соборного храма; он двух ярусный, резьба наложена по золотому полю: украшен золотыми колоннами. За столбами закрывающими клироса устроены два высоких киота, украшенные по зеленому полю золочеными колоннами и резьбой 26 25; в одном из этих киотов, правом, помещается храмовая икона Рождества Богородицы в серебрено-позлащенном окладе, а в другом икона Казанской Божией Матери в позлащенно же окладе, риза и убрус низаны жемчугом и украшены камнями, местночтимая, по бывшим от нее исцелениям. По монастырскому преданию, она стояла сперва на монастырской кухне, а после совершившегося по молитве пред ней чудесного исцеления больного ногами послушника, помещена в церковной трапезе и наконец поставлена на нынешнее свое место. В симметрию с левым приделом устроено в одной линии с иконостасами особое место для Чудотворной иконы Знамения Божией Матери, также в виде иконостаса, который по серебреному полю украшен золочеными колоннами и резьбой. Икона помещена в нем в особенном позолоченном киоте, за стеклом, по сторонам занавес, а снизу привешена пелена. Над нею в арке резное изображение Св. Духа с сиянием. Перед иконою устроена возвышенная площадка, обведена перилами (на равне с нижним краем местных икон) на которую всходят для того, дабы приложиться к иконе с двух сторон по деревянным лесенкам, (по одной всходят, по другой сходят), для избежания тесноты. Стены храма внутри местами расписаны: над боковыми окнами священныя изображения Евангельских притчей, в трибуне между окнами в простенках также 8 изображений. На восточной стороне: коронование Божией Матери, на других 7 ангельских чинов, в замках сводов 4 евангелиста с их символическими знаками. Местные иконы Спасителя и Божией Матери большого размера в серебренных ризах, венцы сребро-позлащенные гладкие, убраны разноцветными камнями. На месте храмоваго образа Феодоровской Божией Матери в сребро-позлащенном окладе, убрус низан жемчугом, на ризе вычеканена надпись: «1757 года сей Св. Образ списан с чудотворного образа Св. Богородицы нарицаемый Феодоровской явися ….. »; икона вставлена в золоченую дску равную по размерам величине местных икон, на полях коей в клеймах изображены разные святые; на ней внизу надпись: «Сооружен сей образ иждивением секунд-майора Матвея Васильева Мужланова, и тщанием супруги его Анны Ивановой в 1796 году, 12 апреля» 27 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В аэропорту святыню и сопровождающую делегацию во главе с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром встречали епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , секретарь епархии протоиерей Вячеслав Катин, ключарь Михаило-Архангельского кафедрального собора г. Кокшетау протоиерей Константин Копнин, клирики епархии. По прибытии в Михаило-Архангельском соборе — главном храме Кокшетауской епархии — был совершен молебен Пресвятой Богородице, положивший начало поклонения великой святыне Православия на Акмолинской земле. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла чудотворная Феодоровская икона Божией Матери в период с 10 по 22 мая будет принесена в города Кокшетау, Нур-Султан, Караганду и Алма-Ату. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр выступил с обращением по случаю принесения в Казахстан чудотворной Феодоровской иконы: «Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! В дни празднования Светлого Христова Воскресения по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на землю Казахстана, освященную подвигами новомучеников и исповедников, из города Костромы приносится великая святыня Православия — Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона Царицы Небесной, которая ныне благословляет своим присутствием просторы Великой степи, является одной из древнейших в Православной Церкви. Перед этим образом Преблагословенной Владычицы молились устроители Святой Руси, преклоняли колени святители и государи, взывали о Небесном заступлении преподобные и праведные. Феодоровскую икону Божией Матери особо почитали священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский, старец-святитель митрополит Иосиф (Чернов), преподобноисповедник Севастиан Карагандинский и многие страдальцы за Христа, просиявшие на земле Казахстанской в ХХ столетии. Эта святыня, пройдя вместе с нашим народом через многие невзгоды и испытания, явилась видимым знаком помощи Божией всем с верою притекающим ко Господу и Его Пречистой Матери. Взирая с упованием на сияющий духовной красотой лик Царицы Небесной, силой Божией сохраненный на протяжении многих столетий, мы веруем и исповедуем, что " Она — слава сущих на земле, радость сущих на Небе, украшение всего создания " (свт. Григорий Палама).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5433856...

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь города Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю. Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетил последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна». В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

06.04.2021 Сегодня, 27 марта, Церковь чтит Феодоровскую икону Божией Матери Чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, сыгравшую важную роль в истории России XVII века, чествует Православная Церковь 27 марта. По Преданию Церкви, Феодоровская икона была написана святым апостолом Лукой. Когда эта икона была принесена на Русь точно неизвестно, но в начале XII века она уже была в нашей стране. Именно в начале XII века Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович, дядя святого благоверного князя Александра Невского, при обустройстве города Китеж пожелал перенести в него икону Богородицы. Однако, как ни старался князь, икона не сходила с места. Приняв это за особый знак от Матери Божией, князь основал на месте нахождения иконы, в небольшой часовне,… 27.03.2019 Икону в храме Василия Блаженного опознали как считавшийся утраченным образ из снесенной кремлевской часовни Специалисты Государственного исторического музея (ГИМ) идентифицировали икону «Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» из храма Василия Блаженного (Покровский собор) как образ, который ранее находился в Спасской часовне Московского Кремля. После сноса часовни в советское время эта икона считалась утраченной. «С большой долей вероятности можно предположить, что эта икона происходит из Спасской часовни, которая была построена справа от Спасской башни Московского Кремля в начале XIX века», – цитирует пресс-служба ГИМ слова гендиректора музея Алексея Левыкина, передает РИА Новости. Гендиректор Исторического музея рассказал, что Спасская часовня находилась в ведении священников Покровского собора, «которые ежедневно служили в ней молебны,… 22.03.2024 21 марта Церковь вспоминает спасение Курской-Коренной иконы Божией Матери Память одной из древнейших икон Русской Православной Церкви – Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» празднуется 21 марта. В этот день вспоминается спасение образа от злоумышленников, пытавшихся его уничтожить в Знаменском соборе Курска в 1898 году. Курский-Коренной образ был обретен 8 сентября 1295 года в окрестностях Курска, который до того был разорен полчищами хана Батыя и пришел в запустение. Однажды в близлежащем от города лесу охотник нашел образ, лежавший у корней дерева ликом вниз. Подняв икону, мужчина заметил, что она схожа с известным образом Богородицы «Знамение» из Великого Новгорода. В тот же момент от обретенного образа произошло первое чудо – на месте, где он лежал,…

http://foma.ru/themes/ikona

В разных городах и весях православной обширной России имеются и с великим благоговением сохраняются те многие честные иконы Пресвятой Приснодевы Марии, которые составляют источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, с верой и усердием прибегающих к Ее покрову; таковы чудотворные иконы – Смоленская, Владимирская, Киево-Печерская, Иверская, Боголюбская, Донская, Толгская и многие другие. В честь чудотворных икон Пресвятой Богоматери посвящены великому Ее имени тысячи храмов и установлены церковные празднества, которые в разные дни месяцев с особенным торжеством совершаются благочестивыми местными жителями в различных местах нашего государства. К числу таких чудотворных икон принадлежит и Феодоровская икона Божией Матери, которой город Кострома уже более шести с половиной веков имеет великое счастье обладать как особым знамением покровительства и защиты себе. Все жители города Костромы от лет древних и доселе с глубоким благоговением почитают свою великую святыню, общее же чествование ее совершается Церковью в особенные празднества ежегодно 14 марта и 16 августа. Припадая с теплыми молитвами ко Пресвятой Богородице пред Феодоровским Ее образом, костромичи здесь почерпают силу и бодрость жизни, утешения в житейских невзгодах и общественных бедствиях и непостыдную надежду на милосердие Божие по ходатайству Преблагословенной Владычицы Богородицы. По справедливости, в чудотворной этой святыне заключается и залог православия костромичей и устойчивость в добром религиозном настроении и благочестии. Под сенью же Феодоровской иконы Божией Матери костромичи воспитывают в себе и строгий патриотизм в достохвальном духе дедов и отцов, хорошо памятуя, что пред этой иконой почти три века назад – 14 марта 1613 года – юный Михаил Феодорович Романов, родоначальник царствующего Дома, изъявил согласие принять на себя тяжелое бремя царского правления, посвятить свою жизнь благоденствию русского народа, утвердить поколебленный в смутную эпоху царский трон и спасти русскую народность и вместе Православную Церковь от иноверного ига поляков. Об этой-то достопамятной в отечественной истории великой святыне костромской и предлагается наш очерк – в целях не только удовлетворить любознательности верующих, но вместе в одних оживить, в других же возбудить сознание высокой ценности и преимущества обладаемого костромичами чудесного дара Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В 1709 году накануне Полтавской битвы Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и им была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение. Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери Казанской, Смоленской, Донской. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление Ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный образ Псково-Печерский " Умиление " , находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и Псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков и обитель нашу от различных врагов, искони желающих завладеть русской землей. Смоленская икона Божией Матери (она же " Одигитрия " или " Путеводительница " ) была привезена в XII веке в город Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, 110 лет пребывавшего под властью литовских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла город Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепляли врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери " Державная " . Это произошло в год отречения от престола последнего русского Императора. Явилась икона 2 марта одной крестьянке в селе Коломенском под Москвой. На иконе в руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего. Теперь вместо Царя руководит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее Державный Покров и заботу о русском народе. Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-001.htm

В настоящее время Феодоровский образ Пресвятой Богородицы из Оршина монастыря хранится в фондах музея. Все насельницы обители и прихожане с надеждой ожидают того дня, когда древняя святыня займет свое прежнее место в храме. В июле 1996 года в обитель вернулся еще один список с чудотворного Феодоровского образа Божией Матери, пребывавший здесь до революции. Он был найден на чердаке в доме скончавшейся рабы Божией Марии в селе Лисицкий Бор. Этот село было некогда монастырской вотчиной. Удивительно, что за долгие годы, пока образ Пречистой Богородицы находился в пыли и мусоре, лик Ее не потемнел, лишь остались следы половой краски, похожие на капли крови, истекавшие из ручек Богомладенца. Специалисты предполагают, что эта икона была написана в начале XVIII века в московских мастерских. Она отличается от первописанного Костромского Феодоровского образа большими размерами и иконографией. Пресвятую Деву с Богомладенцем осеняют своими крылами Серафим и два Херувима. Внизу по обеим сторонам Пресвятой Богородице предстоят великомученик Феодор Стратилат и великомученик Меркурий. Они держат в руках свиток, на котором начертан Богородичный тропарь: «К Богородице прилежно ныне притецем…» На Оршу икона, пребывавшая сначала на екатерининском подворье в г. Твери, вернулась в день своего престольного праздника – 29 августа. С тех пор она не перестает являть всем просящим молитвенную помощь своего Первообраза. СВИДЕТЕЛЬСТВА БЛАГОДАТНОЙ ПОМОЩИ МАТЕРИ БОЖИЕЙ ПО МОЛИТВАМ ПЕРЕД ОРШИНСКОЙ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНОЙ Весной 1997 года келья, в которой стояла икона, наполнилась дивным благоуханием. На Рождество 1998 г. на службе икона сияла чудным светом, что заметили многие прихожане. В июне 1998 г. перед иконой служили молебен о здравии молодой женщины, ждущей ребенка. На медицинском обследовании выяснили, что младенец идет ножками, что означало гибель ребенка и опасность для здоровья матери. После молебна с акафистом младенец чудесным образом развернулся и роды прошли благополучно. В 1998 году рабе Божией Н. врачи также предвещали трудные роды и смертельный исход или для матери, или для младенца. После молебна роды прошли благополучно.

http://pravicon.com/info-4014

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010