В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почивают мощи свт. Иоанна, в суздальском Покровском мон-ре - мощи прп. Софии Суздальской. В суздальской ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (приход принадлежит к «суздальскому» расколу) находятся мощи прп. Евфимия, основателя Спасо-Евфимиева мон-ря, и прп. Евфросинии. В храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в Суздале хранятся частицы мощей преподобноисп. Леонтия (Стасевича). В муромском Благовещенском мон-ре почивают мощи блгв. кн. Константина Муромского и его сыновей Михаила и Феодора . В муромском Свято-Троицком мон-ре находятся св. останки благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В муромском Николонабережном храме покоятся мощи прав. Иулиании Лазаревской, за алтарем храма находится источник свт. Николая Чудотворца. Мощи прп. Космы Яхромского почивают под спудом в Космином Успенском мон-ре в с. Небылом Юрьев-Польского р-на. В Покровском храме в Юрьеве-Польском хранятся мощи блгв. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича. В Стефановом Махрищском мон-ре под спудом почивают мощи прп. Стефана Махрищского и свт. Варлаама Суздальского. В киржачском Благовещенском мон-ре находятся мощи основателя мон-ря прп. Романа Киржачского. Мощи прп. Лукиана , основателя Рождество-Богородицкой пуст. и александровского Успенского мон-ря, почивают в Рождество-Богородицкой пуст. в г. Струнино. В александровском Успенском мон-ре покоятся мощи прп. Корнилия. Св. мощи прп. старца Алексия (Соловьёва) почивают в Смоленской Зосимовой пуст. Александровского р-на. Св. останки священноисп. Петра Чельцова почивают в Пятницком храме в с. Пятница, близ храма находится св. источник. Святые источники Казанской иконы Божией Матери во Владимире (ул. 50-летия Октября), близ храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Лакинске, в с. Новом Юрьев-Польского р-на, в Волосовом Николаевском мон-ре (Собинский р-н), в Боголюбском мон-ре. Другие святыни В числе древнейших почитавшихся в епархии святынь - Боголюбовский поклонный белокаменный крест XII в., стоявший на отмели р. Нерли, затем у храма Покрова Пресв. Богородицы, ныне хранится в ГВСМЗ. Белокаменный Святославов крест с предстоящими 1234 г., сооруженный в память закладки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, в наст. время является экспонатом Юрьев-Польского историко-художественного музея и выставлен в стенах Георгиевского храма. В муромском Троицком мон-ре почитался крест, принесенный в Муром в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. С. Микушиным после бывшего ему во сне откровения; Микушин нашел святыню в 1657 г. при взятии рус. войсками Вильно на «помосте» одной церкви. В Сретенской ц. Мурома хранится чудотворный деревянный большого размера десятиконечный крест с предстоящими.

http://pravenc.ru/text/154964.html

2411 Система григорианского пения может быть представлена в след. виде: 1) автентический лад: ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 1) плагальный – ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. 2) автентический – ми, фа, соль, ля, си, до, ре, ми. 2) плагальный – си, до, ре, ми, фа, соль, ля, си. 3) автентический – фа, соль, ля, си, до, ре, ми, фа. 3) плагальный – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. 4) автентический – соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль. 4) плагальный – ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 2412 Чтения в общ. любит. дух просв. 1889 г., I, 21 стр., статья: Богослужебная музыка Западной Церкви. 2415 ПреображенскийРеформа богосл. пения в кат. церкви. Русск. муз. газета, 1847, 11, 1527 стр. 2420 Оратория происходит от Лат. слова: oratorium – молитвенный зал. Применение этого названия к рассматриваемой музык. форме объясняется следующим образом. Некто Филипп Нери – священник, стал устраивать религиозные собеседования в молитвенном доме (oratorio) монастыря св. Джироламо и позднее в церкви Santa Maria в Валличелле. Для того, чтобы придать этим собраниям более торжественный характер Нери, вошел в соглашение с композитором Анимуччьа, который написал музыку, исполняемую на таких собраниях, так. назыв. «Laudi Spirituali». В зависимости от места исполнения и самые музык. произведения эти стали называться ораториями. 2425 9-го ноября прочитав одну очередную лекцию и придя снова в аудиторию, чтобы читать другую, я нашел на кафедре обращенную ко мне записку: «просим вас сказать свое слово по поводу смерти Льва Николаевича Толстого». Желание студентов в данном случае выслушать меня – православного апологета – я нашел естественным и законным. Я сказал то, что думал о Толстом. Но застигнутый врасплох предложением своих слушателей я, понятно, излагал свои мысли не в систематической и литературной форме и опустил нечто, что, мне кажется, следовало бы добавить. Теперь я печатаю свою речь, сообщая ей лишь некоторую отшлифовку и небольшие дополнения, но, не изменяя её существа и не снабжая её никакими дополнительными справками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(SynCP. Col. 258-260); на полях рукописи Paris. gr. 1589, XII в., память мученика указана под 24 нояб. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. и его списках, а также в Минологии имп. Василия II, в нек-рых визант. Синаксарях и греч. печатной Минее (Венеция, 1593) память М. и сказание о нем на основе 2-й редакции Мученичества М. содержатся под 25 нояб. ( Дмитриевский. Описание. С. 26; Mateos. Typicon. T. 1. P. 114; Laurent. S. Marco. 787, 1050 г.; Ambros. D. 74. Sup., XII в.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память М. и сказание о нем помещены под 25 нояб. На то, что М. широко почитался не только в Византии, но и в поствизант. пространстве, указывает его упоминание в душеполезной «Повести о недостойном иерее» (сохр. в рукописи XVI в.); М. фигурирует в ней как реальное лицо, с к-рым был знаком главный герой повести - священник, наказанный за неканонический проступок невозможностью умереть в свой срок. Прожив неск. сотен лет, он рассказывает, что был соседом М. и свидетелем его страданий ( Afinogenov D. The Story of an Unworthy Priest in Cod. Parisinus gr. 1632//Scrinium. СПб., 2011. N 7. P. 91-102). По нек-рым неподтвержденным сведениям, частицы мощей М. также хранились в К-поле: «В той части [города] покоится святой Меркурий, убивший Юлиана Отступника» (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 454). Под «той частью» следует понимать мон-рь мч. Диомида рядом с Золотыми воротами. Частицы мощей М. хранятся в Большом Метеорском монастыре и в мон-ре св. Варлаама в Метеорах (Фессалия), в обители Св. Лавра (Агия-Лавра), близ Калавриты, в мон-ре 40 Севастийских мучеников в Спарте, в монастыре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии, в ц. св. Андрея в Ахее, в мон-ре Кехровуниу на о-ве Тинос, в мон-ре Пресв. Богородицы Платитеры на Керкире (Корфу), в мон-ре свт. Николая и мон-ре Агиас на Андросе, в мон-ре Св. Троицы, мон-ре Св. Креста и мон-ре Вронда на Самосе, в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе , в мон-ре святых Таксиархов на Серифосе ( Meinardus O.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории. В 1382 году монастырь был разорён полчищами Тохтамыша. В 1441 году здесь был заключён низложенный митрополит Московский Исидор, вернувшийся с Флорентийского собора, на котором он и представители русской православной церкви согласились с введением унии на Руси. Это, однако, одобрения в Москве не вызвало, и Исидор был низложен и заточён в Чудовом монастыре. В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишённый сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана (Василий Иванович Патрикеев) (ок. 1470 - после 1531). Иноком Чудова монастыря был самозванец Гришка Отрепьев (Юрий Богданович Отрепьев) (ум. 1606). В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Иванович Шуйский (1552-1612, царь 1606-1610). Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода патриарх Гермоген (Ермолай) (ок. 1530-1612), ввергнутый в узилище польскими оккупантами. Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале 17 века, когда его называли Великой лаврой. При патриархе Филарете (Фёдор Никитич Романов) (1554-1633) здесь было открыто греко-латинское училище. В 1666 году в Чудовом монастыре был низложен патриарх Московский Никон (Никита Минин (Минов) 1605-1681). В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен бунтовщиками. Во время Отечественной войны 1812 года, когда в оставленную нашими войсками Москву вошли французы, Чудов монастырь был разграблен. Здесь находился штаб Бонапарта. Мощи св. Алексея были варварами осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаиля была устроена спалья одного из приспешников Бонапарта. В Чудовом монастыре находились гробницы многих русских исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Феодосий (Бывальцев) (ум. 1475) и Афанасий (Андрей) (нач. 16в.-1570-е гг.), последний царь побеждённой Казани Едигей, в крещении Симеон, известный церковный деятель 17 века Епифаний Славинецкий (ок. 1600-1675). В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича Тишайшего (1629-1676) Борис (Илья) Иванович Морозов (1590-1661), князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

http://sobory.ru/article/?object=21396

485 Эти каноны принадлежат одному празднеству, и в Уставе говорится так: «Воскресный с Богородичным», как бы они составляют один канон. 486 Канон недели поется прежде канона предпразднства – в неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, если она случится 24-го декабря. Тогда поется сперва канон недели Св. отец, вместо канона воскресного, а потом канон предпразднства (Тип., послед. 24-го декабря). Бывает и то, что канон святого поется прежде канона недели Триоди. Так, если в 1-ю и 3-ю недели Великого поста случится праздник великого святого, то поется сперва канон святого, потом канон Триоди (Тип., послед. 24-го февр., аще в 1-ю и 3-ю Неделю Велик. поста). 487 Посему, Богородичный канон не поется в те недели, в которые случится праздник храма Симеона Столпника (1-го сентября) (Тип., храма гл. 1), 26-го октября, 1-го января, 15-го августа, 1-го октября. Во все эти числа поются следующие каноны: 1-го сентября – Индикта (на 4-ре), 26-го октября – Труса (на 4-ре), 1-го января – Обрезания (на 4-ре), 1-го октября – Богородицы (на 6-ть). Каноны указанных праздников поются на 4-ре или на 6-ть, а канон святого при атом поется на 6-ть или на 4-ре (итак, на 10-ть). И с ними поется еще воскресный канон на 4-ре. 488 Именно канон Богородицы (Октоиха) не поется: 1) В Неделю Св. отец – 6-ю по Пасхе, когда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели Св. отец на 6-ть. 2) Канон Богородичный Октоиха не поется в Неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, случающуюся с 20-го по 23-ф число декабря. Тогда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели на 6-ть. Но в Неделю Св. отец, бывающую до 20-го числа декабря, когда нет предпразднства, и полагается лишь канон недели на 6-ть, – поется канон Богородицы на 2-ва и канон Крестовоскресен на 2-ва. 3) Не поется канон Богородичный Октоиха в Неделю Богоотец, если она случится в Собор Богородицы (26-го декабря) или в отдание Рождества (31-го декабря; ибо тогда поется канон праздника на 6-ть и канон недели на 4-ре. Должно заметить, что в Собор Богородицы поется сперва канон праздника Рождества Христова, а потом Богоотец, а в отдание Рождества Христова сперва поется канон Богоотец, а потом канон праздника (отдания).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,- в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом Комельском мон-ре, преподобных Авраамия и Коприя - в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского мон-ря Грязовецкого у., прп. Арсения - в Арсениевом Комельском мон-ре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия - в Глушицком Сосновецком мон-ре, прп. Макария - в Глушицком Покровском мон-ре, прп. Григория Пельшемского - в Лопотовом мон-ре Кадниковского у., прп. Александра Куштского - в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского мон-ря, преподобных Евфимия, Харитона - в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского мон-ря Кадниковского у., прп. Марка пустынника - в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия - в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского мон-ря Кадниковского у., прп. Филиппа - в Преображенской ц. бывш. Рабангского мон-ря Вологодского у., прп. Вассиана - в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана - в приходской Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Некоторые, правда, останавливали свое внимание и на этой последней стороне деятельности м. Филарета, касаясь вообще его жизни, сначала как пастыря, а потом как архипастыря. Таково, напр., по своему содержанию и заглавию сочинение студента С.-Петербургск. Дух. Акад., X. Е. Острогорского: «Митрополит Филарет, как пастырь Церкви и иерарх» 21 . Таково же наше сочинение, писанное в 1891/2 году на степень кандидата богословия в бытность нашу студентом Моск. Дух. Акад., на тему: «Митрополит Филарет, как пастырь Церкви и учитель о пастырстве». Таковы же, думаем, сочинения студентов той же Академии: Андрея Покровского, студ. 57 курса, выпуска 1902 г., на тему: «Педагогические воззрения Филарета, Митроп. Моск.» 22 , писанное в виде кандидатской и магистерской диссертации, и Димитрия Августова, студ. 68 курса, выпуска 1913 г., на тему: «Из истории Московской Духовной Академии. Отношение Митрополита Московского Филарета к Московской Духовной Академии» 23 . Но все эти сочинения, при всем старании их авторов дать характеристику м. Филарета в означенном отношении, не дают нам, конечно, цельного и полного облика м. Филарета, как «пастыря овцам великого», по Примеру Пастыреначальника Христа Спасителя. Церковно-общественная и политически-государственная деятельность м. Филарета нашла себе место в следующих научных сочинениях разных авторов, касавшихся личности и разрабатывавших учение почившего святителя: 1) «Деятельность Филарета, Митроп. Московск., в холеру 1830–1831 годов», проф. И. Н. Корсунского . М. 1887 г.; 2) «Воссоединение униатов и Филарет, Митрополит Московский», его же 24 ; 3) «Пастырская деятельность Филарета, Митроп. Московск., во время неурожая, постигшего Россию в 1833–34 г.г. и в 1839–40 г.г. прошлого столетия» 25 ; 4) «Деятельность Филарета, Митр. Моск., против раскола», соч. студ. Моск. Дух. Акад. А. Я. Зыкова 26 ; 5) «Митрополит Филарет о господствующих в современном нравственно-правовом сознании понятиях». И. А. (ныне епископа Тихвинского Алексия, в мире Симанского) 27 . К этого же рода сочинениям о м. Филарете нужно отнести также и следующие сочинения: а) «Государственное учение Филарета, Митроп. Московского». В. Н. (Владимира Назаревского). М. 1888 г., изд. третье – вновь дополненное; б) «Монархическое учение Филарета, Митроп. Московск.» М. 1907 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

В пользу бывших воспитанников От Александренко Ивана Афанасьевича, Московск. Купца От Александренко Пелагеи Сергеевны жены Москов. Купца Бензина Василия Мих. (из СПБ.) Богоявленского Григ. Конст., преподав. Ростовск. Дух. учил. Свящ. Вознесенского А. (из Брест-Литовска) Громова Мих. Ив., московск. купца —56— 7. Кузнецова Нил. Дим., И. Д. доцента Моск. Дух. Академии Протоиерея Ливанского Ил. Вас. (из г. Орла) Свящ. М. Любского (из г. Твери) Малинина И. Е. препод. Мещовского дух. училища Свящ. И.И. Носка Саввнно-Сторожевского монастыря Свящ. Н. Счастнев (в память протоиерея П.В. Приклонского) 300 (4% рента) Архимандрита Сергия. Ректора Моск. Дух. Семинарии Троицкого А.В. (из г. Холма) V. Денежные средства Братства для вспомоществования студентам Московской Духовной Академии за 1912-й год. Приход. а) наличными деньгами: 1) Взносы членов и единовременный по- жертвования 1650 р. От Московского Епархиального Свечного завода От СПБ. Литературного фонда (взнос за 1912 г.) От продажи изданий Братства Остатки от %% с капитала Косташе (3а 1912 г.) Возвращенные долги %% с принадлежащих Братству капиталов 3055 р. Остаток от 1911 г. 1915 р. Итого: 7820 р. —57— б) Процентными бумагами. 9) В память почетного члена Братства Протоиерея Петра Вас. Приклонского через свящ. Московской Николаевской на Щепах ц. Николая Счастнева поступило (в билетах 4% госуд. ренты) Остаток от 1911 года 77100 р. Итого: 77400 р. Расход. 1) Внесено в экономию Академии за содержание студентов 3813 р. Выдано квартирного пособия студентами Выдано на лечение и путевые расходы студентам Израсходовано на приобретение одежды и обуви студентам Передано в Московск. Коммиссии в качестве пособия г. Салмановой и Смирновой Канцелярские, почтовые, типографские и случайные расходы Уплачено в Моск. Контору Госуд. Банка за хранение и управление капиталами Переходящие суммы Итого: 5952 р. Запасный капитал Братства. 1) К 1912 г. в запасном капитале состояло: а) %% бумагами 77100 р. б) наличными деньгами К 1913 году в запасный капитал отчисляются:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Третьи глас имеет своей областью звуки (ля-си)-до-ре-ми-фа, при тонике до, с господствующим звуком ми (и частью ре) и конечным ре. Особое положение состоит в понижении звуковой области на кварту с необычным изменением и гласовых приметь. Оно принадлежит песнопению „Бог Господь“ и воскресному тропарю (в юго-зап. ирмологах) и происходить в области пентахорда соль-ля-си-до-ре, с господствующим звуком ре (и частью до) и конечным соль, каковой звук иногда заменяется звуком ре. Но в разных подобнах этого гласа встречаются и другие отступления от его обычного положения. Четвертый глас совершается в области звуков ля-си-до-ре-ми, при тонике соль, с господствующим звуком ре и конечным си или ре. Но часто встречаются песнопения, нотированные в области: соль-ля-си-до-ре-(ми-фа), с господствующим ре (или до) и конечным си или ля, а иногда до, а также соль. Вообще окончания в разных подобнах различны и в совокупности представляют собой пентахорд соль-ля-си-до-ре, и потому в большинстве не представляются совершенными окончаниями гласа. Пятым глас совершается в области пентахорда ля-си-до-ре-ми, с господствующим звуком ми (и ре) и конечным ля. В некоторых песнопениях конечное ля переходить в ми или (в Ирм. 1652 г.) принимает после себя еще дополнительный звук ре. Особое положение принадлежит песнопению „Тебе одеющагося“ и состоит в расширении гласовой области звуков, но с тем же господствующим ми (и ре) и конечными ля и ми. Шестой глас имеет областью звуки: ля-си-до-ре-(ми) при тонике соль, с господствующим звуком ре (и до) и конечным си, которое иногда заменяется звуком ре. Седьмой глас совершается в области звуков до-ре-ми-фа-(соль), при тонике ре, с господствующим звуком фа и конечным до. Восьмым глас происходить в области звуков до-ре-ми-фа-соль, при тонике до, с господствующим звуком ми (и частью ре) и конечным до. Дневной напев гласа 8 оканчивается несовершенным окончанием ре. В некоторых украшенных конечных строках следует окончание соль вместо до, т.е. на кварту ниже нормального, а некоторый мелодии всей гласовой областью понижены на кварту. Песнопение „Прийдите вернии“ (юго-зап. ирм.) происходит в обширной области звуков, но с обыкновенными гласовыми приметами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

согласно с самогласными стихирами Октоиха. Первый глас малого знаменного распева, как и большого, совершается в гиполидийской тональности в области пентахорда: ре-ми-фа-соль-(ля) с господствующим звуком ми и конечным ре. Тот же самый пентахорд с тем же конечным звуком лежит в основании и киевского распева с обычными напевами. Но в них господствующей звук находится на терцию выше, именно соль (а не ми) при той же тонике до. Это – простое перенесение мелодии с терции на квинту в том же аккорде или гармоническое замещение звука ми звуком соль, постоянно допускаемое во всякого рода мелодиях при их варьировании и не изменяющее сущности дела. В малом знаменном распеве пентахорд весьма редко дополняется еще снизу звуком до (во 2 строке 1 гл. перед конечной её нотой ре) и убавляется обыкновенно сверху через опущение звука ля, каковой звук и в киевском распеве употребляется только в запевной строке для усиления первого слога с ударением и то не во всех изданиях. Второй глас малого знаменного распева, киевского и обычных нотируется в синодальных изданиях в гиполидийской тональности по примеру ирмосов большего распева, т. е. на кварту ниже против мелодий Октоиха (из издания Н. Потулова), именно в области (си) до-ре-ми-фа(соль) с опущением верхнего соль и добавлением нижнего си 71 и также с господствующим звуком ре и конечным до. Но в конечной строка киевского и обычных напевов после окончания до в виде украшения прибавлен еще небольшой припев, оканчивающийся на си, что и служит единственным их отличием от знаменного. Напев 2 гл. имеет и другой обычный вид (напр. в придворном пении), но с той же областью звуков и с те ми же гласовыми приметами, и только имеет гармонически характер ре минор, а не сольмажор. Трений глас малого, как и большого знаменного распева, нотируется в гиполидийской тональности, в области: си-до-ре-ми-фа, с господствующими звуками ми и ре, и конечным си. С ними во всем имеет буквальное сходство и распев киевский со своими отраслями. Четвертый глас большего знаменного распева совершается в гиполидийской тональности в области: ре-ми-фа-соль-ля 72 с господствующим звуком фа и конечным ми или ре. В малом знаменном распеве – тот же пентахорд и господствующей звук, но с окончанием ре. Ему в точности последует и киевский с своими отраслями, но только в пониженной на кварту области звуков: ля-си-до-ре-ми с соответствующим понижением и гласовых примет. Пятый глас большого знаменного распева нотируется иногда на квинту, иногда на кварту ниже нормальной его гиполидийской тональности, т. е. в области: до-ре-ми-фа-соль или же: ре-ми-фа-соль-ля. В малом знаменном и киевском распеве с обычными глас этот нотирован еще на кварту ниже второй из упомянутых здесь областей, т. е. в пентахорде: ля-си-до-ре-ми с соответствующим понижением и гласовых примет, т. е. с господствующим звуком ре (иногда еще и до) и конечным ля или, что тоже, вне установленных тональностей, на две кварты вниз против нормального его нотирования в гиполидийской тональности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010