заменено на А. («Алексия святаго»). Исторические реалии, к-рые позволяли бы отождествить автора поучения с конкретным святителем, в тексте отсутствуют. Исходя из датировки Уваровского списка можно предполагать, что исходно в заглавии поучения стояло имя др. Русского митрополита XIV в.- нареченного Михаила (Митяя) или Пимена (имена Феогноста и Дионисия не было нужды заменять, а сочинения Западнорус. митрополитов Феодорита и Романа едва ли были известны в Ростове), лишь позднее замененное на прославленное и авторитетное имя святителя-чудотворца А. Менее вероятно, что др. имя было написано в заголовке Уваровского списка по ошибке и при сверке его с др. списками в XVII в. оно было исправлено на А. Учитывая тесную связь с Григорьевским затвором свт. Стефана , еп. Пермского, поставленного во епископа митр. Пименом, наиболее вероятна атрибуция текста последнему, однако вопрос нуждается в дополнительном изучении. В оригинале (дефектном) и в копии XVII в. сохранилась духовная грамота А., в к-рой святитель завещает Чудову мон-рю ряд принадлежавших ему родовых сел и свой «подолней садец», поручив обитель попечению вел. кн. Димитрия Иоанновича (оригинал и копия грамоты воспроизведены фототипически в приложении к изд.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси; Фототип. изд. Леонтия, митр. Московского. М., 1892). С XVII в., со времени Епифания (Славинецкого), с именем А. принято связывать создание особой редакции перевода на слав. язык НЗ (см. Чудовский Новый Чудовский Завет), выполненного несомненно в К-поле не позднее кон. XIV в. Хотя к наст. времени исследователи не считают этот кодекс автографом А. и отказались от его датировки 1355 г., временем второй поездки святителя в К-поль (судя по снимкам, кодекс, пропавший в 1918 г., написан несколькими почерками, явно более молодыми, чем сер. XIV в.,- скорее ближе к концу столетия), в филологической лит-ре высказывается гипотеза о существовании в окружении митрополита (возможно, в Чудовом мон-ре) группы переводчиков, связанных с К-полем и переведших помимо НЗ также «Устав Божественной литургии» ( «Диатаксис» ) Патриарха Филофея, Служебник и Триоди, подготавливавших, т.

http://pravenc.ru/text/81755.html

В предисловии к сборнику 2-й пол. XVI в. игум. Евфимия (РНБ ОСРК. Q.XVII.50) К. указан 1-м среди учеников прп. Иосифа (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 109). Игум. Евфимий назвал К. наряду с прп. Иосифом, Ионой Головой и книгописцем прп. Герасимом Чёрным «начальником» и «учителем». Память К. содержится в составленном Евфимием «Списке старой кормовой», где соединены синодик и кормовая книга Иосифова Волоколамского мон-ря (ГИМ. Епарх. 1(6). Л. 29 - КЦДР. 1991. С. 125); вскоре эту рукопись Евфимий заменил «новым списком» (ГИМ. Епарх. 415/675). В выписке из обиходника Волоколамского мон-ря посл. четв. XVI в. К. назван «преподобным» ( Леонид (Краснопевков). 1863. С. 5). Наличие пространного повествования о К. в Степенной книге (22-я гл. 16-й степени), составитель которой, вероятно, не был знаком с Житием святого, указывает на то, что в сер. XVI в. рассказы о К. бытовали и за пределами Волоколамской обители (при митрополичьей кафедре и в близком к ней Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-ре , где, судя по всему, создавалась Степенная книга). В Житии прп. Даниила Переяславского (ок. 1556-1562) отмечены добродетели К., определившие выбор вел. князем восприемника при крещении наследника («сему сущу в добродетелех состаревшуся» - Смирнов. 1908. С. 55). В 1563/64 г. Иоанн IV «учинил память по отце своем крестном по старце по Касьяне по Босом и велел по нем кормити корм на всяк год на его преставление месяца февраля 11, а деньги на корм имати на всяк год по семи рублев изо государевы казны» (Вкладные и записные книги. 1906. Прил. С. 44. 186). Канонизацией К. стало включение его имени в Собор Московских святых, празднование которому было установлено в 1997 г. Изображения К., по-видимому, встречаются на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. в рассказе о крещении им и прп. Даниилом Переяславским сына вел. кн. Василия III, впосл. царя Иоанна IV (Шумиловский том - РНБ ОР. F.IV.232. Л. 890, 891 об.; см.: Лицевой летописный свод: Факсим. изд. рукописи XVI в.

http://pravenc.ru/text/1681241.html

Ермоген. Гравюра А. А. Осипова. 1821-1824 гг. (ГИМ) Описание внешнего облика Е. включено в нек-рые иконописные подлинники кон. XVIII в., 20-х гг. XIX в.: «Подобием сед, брада доле Иовли, курчевата, власы с ушей, в шапке и во амфоре (омофоре.- Авт.) со Евангелием, сак (саккос.- Авт.) лазорь, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 150 об.- в отдельном перечне без указания дня памяти); «сед, брада подоле и шире Григориевы Богослова, повилась, власы с ушей, в саку лазорь, амфор и Евангелие» (РНБ. Погод. 1931. Л. 167 об.- 10 июня). В XVIII-XIX вв. существовали портреты Е., создававшиеся под влиянием Титулярников. Один из них находился в ц. ап. Андрея Первозванного в Чудовом мон-ре Московского Кремля среди изображений (каждое 115×88 см, в овалах) др. патриархов, упоминающихся в Описи икон, серебряных предметов, тканей и книг Чудова мон-ря 1924 г. (ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1924 г. Ед. хр. 41. Л. 238. 2107). По-видимому, этот портрет, иконография к-рого ориентирована на Титулярник 1672-1673 гг., воспроизведен с указанием на его происхождение из Чудова мон-ря ( Восторгов И. И., прот. Во славу св. Гермогена, патриарха Всероссийского: Слова, сказанные в ожидании прославления его и после прославления. М., 1913. С. 3. Ил.). Подобные типы изображения встречаются на гравюрах А. А. Осипова , напр. на сделанной по заказу П. П. Бекетова в технике пунктира (портрет 1821-1824 помещен в изд.: [Бекетов П. П.] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843; экземпляр в ГПИБ), а также на литографиях сер. XIX в., напр. изготовленной в мастерской И. Шелковникова или изданной И. Х. Дациаро ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 220). Д. А. Ровинский упомянул также резцовую гравюру Д. Степанова (ок. 1816-1818), гравюру на стали, напечатанную с картины П. П. Чистякова в мастерской Ф. А. Брокгауза в Лейпциге «Патриарх Гермоген отказывается писать начальникам земского ополчения о распущении войска», издание В. Е. Генкеля в С.-Петербурге ( Ровинский. Словарь гравированных портретов.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Реакция вел. князя и его советников на это вызванное важными причинами решение патриарха и Синода оказалась очень острой. В Москве его восприняли как продиктованное интересами Литвы и выразили несогласие с действиями императора, его одобрившего. Все обвинения против свт. Алексия были отвергнуты, здесь его «все считали... отцом и называли спасителем народа». Митрополит не допустил открытого столкновения с патриаршими послами, но перед лицом сближения Литвы и Орды, с к-рой уже шла открытая война, Д. И. не мог допустить на митрополичий стол в Москве человека, тесно связанного с Литвой. Положение еще более осложнилось из-за действий Киприана, к-рый зимой 1376/77 г., одновременно с поездкой патриарших послов в Москву, попытался подчинить своей власти Вел. Новгород. 12 февр. 1378 г. митр. Алексий умер. Перед смертью он поручил Д. И. заботу об основанном им Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ре . На его похоронах присутствовали Д. И. с сыновьями Василием и Георгием (Юрием), а также кн. Владимир Андреевич. По приказу вел. князя, но вопреки воле покойного, по смирению желавшего быть похороненным вне церкви, митр. Алексий был погребен в соборе Чудова монастыря «с великою честью... близ олтаря». В июне 1378 г. митр. Киприан направился в Москву, чтобы занять митрополичий стол в соответствии с патриаршим решением. По приказу вел. князя он со свитой был задержан и ограблен, сутки пробыл под арестом, а затем с позором выслан в Литву. Всех, кто были причастны к этому, митр. Киприан предал проклятию и направился с жалобами на действия Д. И. в К-поль, куда прибыл весной 1379 г. У Д. И. был свой кандидат на митрополичий стол - коломенский свящ. Митяй (Михаил) , духовный отец и начальник великокняжеской канцелярии (печатник). В 1376 г. он был пострижен в монахи Чудова мон-ря архим. Елисеем Чечёткой и сразу стал архимандритом великокняжеского московского в честь Преображения Господня мон-ря (Спаса на Бору) в Кремле . Вел. князь добивался, чтобы митр. Алексий, подобно тому как поступил по отношению к нему митр. Феогност , «благословил» Митяя быть его преемником на кафедре, но митрополит отказался это сделать. После смерти свт. Алексия вел. князь передал архим. Михаилу управление делами митрополии, и тот поселился на митрополичьем дворе. Осенью 1376 г. был низложен К-польский патриарх Филофей. К новому патриарху Макарию Д. И. направил послов с жалобами на решения его предшественника, и им удалось добиться успеха. Патриарх Макарий одобрил решение вел. князя не признавать митр. Киприана, дал архим. Михаилу полномочия управлять митрополией и обещал возвести его на митрополичью кафедру. Однако в 1379 г. утратил свой престол и патриарх Макарий. Не зная об этом, Д. И. собрал в Москве епископов Сев.-Вост. Руси для совершения епископской хиротонии Митяя (Михаила), готовившегося к поездке в К-поль. Против выступил один из наиболее авторитетных иерархов - Суздальский еп. св. Дионисий , и этот план был оставлен.

http://pravenc.ru/text/178205.html

В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре ) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК ...

князя был помещен «за сторож» в Чудовом мон-ре за непредоставление митрополиту «месячного суда» (ПСРЛ. Т. 37. С. 81). Др. источники, в т. ч. такой ранний, как Троицкая летопись 1-й четв. XV в., указывают как место заключения архиепископа московский мон-рь Николы Старого. В Никоновской летописи 20-х гг. XVI в. под 1401 г. рассказывается, что К. созвал на Собор всех епископов вост. части митрополии и Черниговского еп. Исаакия и Иоанн «отписася» своей архиепископии, так же поступил Луцкий еп. Савва, «бе бо на них брань возложил митрополит за некия вещи святительския» (ПСРЛ. Т. 11. С. 85). Однако в Новгородском владычном своде 60-х гг. XV в. (дошедшем в составе «Летописи Авраамки») указывается, что Иоанн находился в заключении «без рассуда», т. е. без следствия и суда. Возможно, в рассказе Никоновской летописи мы имеем дело с редакторской работой, к-рая должна была показать безупречность действий митрополита с т. зр. канонического права. Иоанн пробыл в заключении более 3 лет, 15 июля 1404 г. вернулся в Новгород, где снова занял кафедру. В «Летописи Авраамки» сообщается, что он был освобожден по приказу Василия Димитриевича. Во всех этих сообщениях много неясного: летописцы разной ориентации явно стремились говорить как можно меньше об этом эпизоде. Споры на тему «месячного суда» могли иметь место, но вряд ли они стали причиной ареста архиепископа и его долгого заключения. Митрополит, неоднократно бывавший в Новгороде, несомненно знал, что решение вопроса о суде зависит в первую очередь не от владыки, а от новгородских властей, с к-рыми он и вел переговоры; арест архиепископа вряд ли был такой мерой, к-рая побудила бы новгородцев к уступкам. 12 дек. 1402 г. датирован сборник уставов, определяющих отношения Церкви и светской власти, источники обеспечения духовенства, объем церковного суда (в т. ч. над светскими людьми) и размеры штрафов за различные проступки. В состав сборника как действующие источники права, по мнению вел. кн. Василия Димитриевича и К., вошли Устав кн. Владимира, Устав кн.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Выбор темы был не случаен, ибо семья Симанских горячо почитала Московского святителя, это почитание буд. Патриарх сохранил на всю жизнь. «Собрание речей и писем митрополита Московского Филарета» было его настольной книгой. Личные дневники Святейшего Патриарха содержат многочисленные выписки из творений свт. Филарета, свидетельствующие о том, что Патриарху были близки принципы управления Церковью, изложенные Московским митрополитом. В отзыве на работу А., написанном проф. по кафедре истории философии А. И. Введенским , говорилось: «Всего ценнее в сочинении - повсюду обнаруживаемая зрелость мысли, вполне способной подниматься до высоты вопросов, волнующих современное общество, и, с другой стороны,- разбираться в них с христианско-православной точки зрения, на которую автор повсюду восходит вслед за своим мудрым духовным руководителем приснопамятным святителем Московским» (Архив ЦНЦ). Последний учебный год в академии отводился почти полностью на написание студентами кандидатских работ; кроме того, как первый иподиакон еп. Арсения А. непременно участвовал во всех его службах не только в лавре, но и в соборах Московского Кремля, в храме Христа Спасителя и в др. московских храмах, где владыка совершал богослужения, будучи вторым викарием Московской епархии. В дек. 1903 г. Святейший Синод принял решение о назначении еп. Арсения на Псковскую кафедру. В день памяти митр. Петра , во время своего последнего служения в Троицком соборе лавры, возле раки с мощами прп. Сергия Радонежского еп. Арсений рукоположил своего ученика во иеромонаха. На следующий день в Чудовом мон-ре Московского Кремля А. совершил первую литургию, затем выехал во Псков, чтобы участвовать в подготовке встречи нового архиерея. По возвращении в академию А. последние полгода дорабатывал канд. диссертацию и готовился к выпускным экзаменам. 21 июня 1904 г. из рук нового ректора - еп. Волоколамского Евдокима (Мещерского) молодой иеромонах получил диплом об окончании академии и присвоении ему степени канд. богословия с правом на занятие должности по Духовному ведомству.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Московского, в кон. XVI - нач. XVII в. строгановским мастером Истомой Савиным (ГТГ); в нач. XX в. находился в храме-усыпальнице вел. кн. Сергея Александровича в Чудовом мон-ре. Г. представлен здесь среди Московских чудотворцев на правой створке, припадающим в молении к Богородице с Младенцем вместе со св. Василием Блаженным , святителями Московскими Ионой и Феогностом (во время создания образа не был канонизирован). Г. облачен в саккос, украшенный орнаментами, омофор и белый клобук, имеет окладистую бороду средней величины с проседью, нимб и надпись с обозначением святости. На единоличной иконе Г. кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР), поступившей из Оружейной палаты Московского Кремля (на обороте надпись: «Мироварная палата 12 (1923 г.)»), использован распространенный иконографический извод: фронтальное изображение святителя с разведенными в стороны руками, десницей двуперстно благословляет, в левой руке держит Евангелие с Распятием на крышке, облачен в белый клобук, омофор и саккос с 4-конечными и Голгофскими крестами, на кайме рукавов - Деисус (данный саккос известен как саккос митр. Симона, кон. XV - нач. XVI в., хранящийся в Оружейной палате (инв. 12006) - указание А. С. Преображенского); надпись: «ога [ori?] Геронтей митрополит» (Russische Ikonen und Kultgerät aus St. Petersburg/Hrsg. S. Kucinskij, M. Basova. Köln, 1991. S. 112. Kat. 28). Оплечный образ Г. с нимбом помещен в правой группе на переводе ок. 1902 г. В. П. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с московскими святыми», исполненной не ранее 1-й пол. XVII в., из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища (в композицию включены еще не канонизированные в нач. XX в. прп. Андрей Рублёв, блгв. вел. кн. Димитрий Донской, свт. Макарий, митр. Московский, сщмч. Ермоген, патриарх Московский и всея Руси): «Пр[еподобный] Геронтий митрополит - в белом клобуке, борода космочками, книзу раздвоилась, правая рука с перстосложением» ( Успенский. С. 465). В составе композиции «Собор русских святых» Г. представлен (оплечно, в митре) в группе святителей на иконе 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/164853.html

По традиции считается, что в 1551 г. Максим Грек был освобожден из ссылки, поселился в Троице-Сергиевом мон-ре и был допущен к причастию, но неизвестно, чем мотивировались эти перемены в отношении к нему. Последним иерархом, хиротонию к-рого возглавил М., в 1562 г. стал еп. Рязанский Филофей . Всего М. хиротонисал 21 иерарха Русской Церкви. В офиц. летописи 2-й пол. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. заметно определенное уменьшение влияния М. на гос. дела. В стране проводились важные преобразования (как, напр., земская реформа), но в связи с этими событиями при принятии решений (напр., о земской реформе или войне со Швецией) имя митрополита не упоминается (в т. ч. даже в записи о посылке «попов» в Кабарду для крещения черкас). Из летописи известно только об освящении им храмов, о крещении митрополитом царских детей, об участии в торжественных службах. Лишь при организации похода на Полоцк в 1563 г. царь советовался с митрополитом и получил от него благословение (ПСРЛ. Т. 13. С. 345-347). В 1554 г. митрополит крестил в московском Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре царевича Иоанна Иоанновича , в 1556 г.- царевну Евдокию, в 1557 г.- царевича (впосл. царь Феодор Иоаннович ). В 1549 и 1558 гг. по повелению царя для М. были изготовлены 2 саккоса: из итал. бархата и из белой ткани с «узором из крестов и монограмм Христа», причем созданный «в ткацком центре, расположенном на территории Османской империи» ( Вишневская И. И. Драгоценные ткани и одеяния эпохи Ивана Грозного из собрания музеев Моск. Кремля//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2012. Вып. 21. С. 69, 72). В 1560 г. М. отпевал скончавшуюся 7 авг. 1-ю рус. царицу Анастасию Романовну. 20 июля 1561 г. святитель крестил в московском Успенском соборе черкасскую кнж. Марию Темрюковну, невесту царя Иоанна IV (все иерархи во главе с Ростовским архиеп. Никандром в это время служили молебен в Архангельском соборе, здесь же молилась царская семья). Были крещены также «черекасские князья». Через месяц М. венчал 2-м браком царя Иоанна Грозного с Марией Черкасской.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Церкви Римским папам. Возвращаясь из Флоренции в Москву, Исидор в течение 1440 г. беспрепятственно посетил земли ВКЛ, проповедуя унию. В авг. того же года, посетив Вильно, он столкнулся с неприязненным отношением к унии со стороны местного католич. духовенства, считавшего, что папа Евгений IV на Флорентийском Соборе сделал слишком большие уступки православным. По приезде в Москву Исидор был заточен в Чудовом мон-ре. Бежав оттуда, он вновь оказался в ВКЛ, побывал в Новогрудке и др. местах, однако его проповедь унии не имела успеха, и Исидор удалился в Италию. Свт. Иона, митр. Московский. Покров. Сольвычегодск. 1657 г. (ГММК) Свт. Иона, митр. Московский. Покров. Сольвычегодск. 1657 г. (ГММК) В 1448 г. Собором епископов Сев.-Вост. Руси, осудивших греч. Церковь за заключение Флорентийской унии, в митрополита Киевского был возведен Рязанский еп. свт. Иона († 1461). В 1451 г. свт. Иона был признан польск. кор. Казимиром Ягеллончиком (1440-1492), к-рый являлся также вел. князем литов. Специальной грамотой он разрешил свт. Ионе управлять правосл. епархиями в западнорус. землях. В продолжение последующих 8 лет свт. Иона был единым митрополитом и для Московской, и для Литовской Руси. Ситуация изменилась в 1458 г., когда под влиянием ухудшения отношений с Москвой Казимир лишил митр. Иону права управления западнорус. епархиями и принял на его место присланного из Рима униатского митр. Григория Болгарина († 1472), ученика Исидора. С поставлением на Киевскую кафедру Григория Болгарина произошло разделение Русской Церкви на 2 митрополии: Московскую и Западнорусскую (Литовскую) с резиденцией, находившейся первоначально в Новогрудке (кафедральный храм св. Бориса и Глеба). В состав новой митрополии вошли все правосл. епископии ВКЛ, в т. ч. белорус.: Полоцкая, Смоленская (до 1514) и Туровская. Часть белорус. земель - Новогрудок, Слуцк, Гродно, Минск - была включена в состав Митрополичьей епархии. Признанный кор. польск. и вел. кн. литов. Казимиром IV, Григорий Болгарин был признан и епископами литов.

http://pravenc.ru/text/77856.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010