В 1937 году председатель Бормановского сельсовета отправил в НКВД донесение. «Довожу до вашего сведения, — писал он, — что в нашем Бормановском сельсовете работает… группа церковников, возглавляемая попом Завариным… Товарищ начальник НКВД, мне чего-то подозрительно, что поп Заварин часто получает из Буя посылки под видом свечей, я считаю, нет ли чего в этих свечах; а так же вся эта братия занимается агитацией против колхозного строительства, а поэтому я прошу вас на это дело обратить серьезное внимание и посмотреть на попа Заварина и его ближайшего друга дьякона, который в 1937 году распускал свою семью по селениям помиру с агитацией, что советская власть им хлеба не дает». 28 октября этот же председатель сельсовета, но уже в качестве свидетеля, дал показания об отце Сергии. «Весной 1937 года, — заявил он, — в период весеннего сева, в религиозный праздник Заварин… в деревне Мельцево среди колхозников говорил: “Православные миряне, лен не сейте — эта культура требует больших затрат по времени, а пользы никакой… Займете землю, хлеб сеять негде; придет осень, кроме льна, есть будет нечего, а лен отдадите за гроши: вы же покупаете последние сорта ситца — метр за большие рубли”». Отец Сергий был арестован 30 октября 1937 года во время богослужения. Священник поклонился прихожанам, благословил их и был выведен сотрудниками НКВД из храма. Арестованного привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя его также арестованными сыновьями отправили в ярославскую тюрьму. Жену священника с двумя младшими детьми выгнали из дома, не разрешив им ничего взять из вещей. — Следствию известно, что весной 1937 года в религиозный праздник вы, будучи с Поповым в деревне Мельцево, вели антисоветскую агитацию против посева льна, высказывая одновременно всевозможные клеветнические измышления по адресу колхозного строительства и советской власти. Вы это подтверждаете? — спросил отца Сергия следователь. — Действительно, в деревне Мельцево я, Заварин, и диакон Попов были, но не весной, а летом, примерно в июле 1937 года, но никакой антисоветской агитации не вели, — ответил священник.

http://foma.ru/nedelja-chetvertaja-velik...

Фактически – несколько с.19] . В свете вышесказанного совсем  не удивительными звучат пророческие слова, сказанные епископом Нифонтом за несколько дней до своего ареста певчим Воскресенского собора. «– Ну вот, родные мои, я скоро умру, – сказал владыка. – Вы за меня здесь помолитесь, а я за вас там помолюсь. – Что вы это, преосвященнейший владыко, помирать собираетесь? – Стали возражать певчие, зная, что никогда владыка ничем серьезным не болел. – Да, да, – повторил епископ, – я скоро умру». Не прошло и недели, и 6 августа 1937 года епископ был арестован и через несколько месяцев . Вернемся к делу Александра Ивановича Полленского. К протоколу его допроса 12 октября 1937 года. Вопрос следователя: «Вы арестованы как участник к.р. церковно-фашистской организации проводившей активную к.-р. деятельность. Признаете ли Вы себя виновным? Ответ: Виновным себя в предъявленном обвинении я не признаю. Так как ни в какой организации не состоял. Точно так же не занимался контрреволюционной деятельностью. Записано с моих слов верно. Подпись». Протокол от 15 октября 1937 года содержит аналогичные вопросы и ответы допроса от 12.10.1937 с. 47,48] . Заметим, на первых допросах свою виновность Полленский отрицал. На первых допросах участие и принадлежность в деятельности вышеупомянутой организации отрицали все арестованные по «делу церковно-фашистской организации». Непрерывные допросы, в том числе проводимые с нарушением ведения следствия (к подследственным применялись пытки, что подтвердила комиссия по реабилитации в 1956 году. – прим. автора), проводились с обвиняемыми целый месяц, до 11 ноября. В тот день, согласно протоколу допроса, о. Александр признал себя виновным в дискредитации деятельности колхозов. Признание не дотягивало до предъявленного обвинения в создании фашистской организации. Да и можно ли после всего, что мы знаем о ведении следствия доверять этим протоколам? Показания Полленского полностью разрушали обвинение в создании преступной организации, т.к. за всем этим прослеживается рассказ о. Александра о своей деятельности в роли благочинного и разговорах, которые велись между священниками. Вообще, подследственные не связывали свою жизненную позицию и деятельность с придуманной следователем организации. В конце ноября арестованных отправили в Горький. Там, на заседании внесудебной тройки НКВД по Горьковской области 2-3 декабря 1937 года было рассмотрено дело 15582 Мантуровского РО НКВД. А. И. Полленскому было предъявлено обвинение в том, что «он, будучи завербованным Ветлужским епископом Коробовым (Неофит (Коробов). - прим. автора), в контрреволюционную церковно-фашисткую организацию, вел активную работу по свержению Советской власти . Среди населения систематически проводил контрреволюционную агитацию против колхозов. По заданию Коробова пытался создать на территории Мантуровского района контрреволюционную организацию».

http://bogoslov.ru/article/4850091

Нина Сергеевна могла пробыть с отцом Анатолием подольше, Ольга Васильевна старательно угощала конвойного Без любимых сестер и братчиков о. Анатолию было очень трудно. Он признавался в письмах из лагерей, что среди множества окружавших его людей он очень одинок. Особенно горько ему было слышать вокруг ругань, мат, слышать, как попирается тайна материнства и унижается человеческое слово. От этого он чрезвычайно страдал. К этому добавлялись и многие физические тяготы. При слабом физическом здоровье о. Анатолия использовали порой на очень тяжелых работах. Так, в письме от 5 октября 1937 г. он пишет, что нужно прыгать за плавающими бревнами в мерзлую воду и сваливать их в штабеля, а после в бараке нельзя просушиться за отсутствием печки В течение 1937–1938 гг. во время «большого террора» в СССР были казнены без суда многие политические заключенные. В частности, были расстреляны почти все лидеры движения «непоминающих». Вероятно, о. Анатолий Жураковский до последнего момента не допускал мысли о казни. Летом и осенью 1937 г. он пишет близким спокойные письма, рассказывает о своей жизни на новом месте, куда его в очередной раз перевели с. 95]. В августе 1937 г. о. Анатолий писал, что собирается зимовать в лагере на Уроксе. Но 12 октября он сообщает жене о каких-то предстоящих переменах. 28 октября: «Я жив и здоров. Теперь пока что сижу без работы. Душевное состояние спокойное. Не волнуйся, если в письмах будет задержка». 10 ноября: «Не волнуйся, не беспокойся, что так редко теперь пишу. Я жив и здоров. Может быть, скоро напишу подробнее и буду писать чаще» с. 97]. После этого письма сообщили: «За вновь содеянное преступление осужден на 10 лет строгой изоляции без права переписки». В 1955 г. из Петрозаводской тюрьмы пришло извещение о том, что 10 октября 1939 г. « Жураковский Анатолий Евгеньевич умер от туберкулеза, осложнившегося воспалением легких». Но полученные позднее архивные документы говорят о том, что о. Анатолий был обвинен в контрреволюционной агитации и расстрелян 3 декабря 1937 г. в 1 час 15 минут «по приговору лагерной тройки» Место его погребения неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

- Вы в мае месяце 1937 года, а затем в июле 1937 года среди населения проводили контрреволюционную агитацию против политики партии и советской власти. Следствие требует от вас показаний по существу заданного вопроса. - В мае 1937 года и в июле 1937 года среди населения никакой контрреволюционной агитации против политики партии и советской власти я не проводил. - Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении? - Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю и повторяю, никакой агитации не вел. 27 сентября тройка при УНКВД по Калининской обл. приговорила о. Владимира к расстрелу. Расстрелян 1 октября 1937 года. Через двадцать пять лет был вызван для передопроса бывший секретарь сельсовета. - Чекалова Владимира Дмитриевича вы знали? – спросили его. - Чекалова я знал. Он служил попом в селе Волково, проживал в церковной сторожке. Имя и отчество Чекалова я не знал. - В каких взаимоотношениях вы находились с Чекаловым? - Никаких отношений у меня с попом Чекаловым не было. Я с ним не встречался и никаких общений не имел. - Что вам известно о политических настроениях Чекалова? - Поскольку я с Чекаловым лично не встречался и на политические темы не разговаривал, охарактеризовать его политические настроения затрудняюсь. В 1937 году от местных жителей, кого не помню, я услышал, что поп Чекалов распространяет провокационные слухи о том, что летом якобы будет большая гроза с градобитием, побьет весь хлеб на полях, в результате народ останется голодным. Поэтому народ должен больше молиться и не отходить от церкви. Также от местных жителей я слышал, что Чекалов снимает у пионеров красные галстуки. Где и при каких обстоятельствах Чекалов допускал такие преступные действия, мне лично известно не было. Это все я слышал от местных жителей, кого не помню. Работая в то время секретарем сельсовета и будучи секретарем комсомольской организации, я считал своим долгом сообщить о поведении попа Чекалова в органы государственной безопасности, что и сделал. - Чем желаете дополнить свои показания?

http://drevo-info.ru/articles/13676852.h...

План ликвидации религии к 1937 году составили в Антирелигиозной комиссии. По этому плану к 1932-1933 годах должны были закрыться все церкви и молитвенные дома, к 1933-1934 году исчезнуть все религиозные традиции, привитые литературой и семьей, к 1934-1935-м страну и прежде всего молодежь планировалось охватить тотальной антирелигиозной пропагандой, к 1935-1936 годам собирались уничтожить последних священнослужителей, а к 1937 году должна была исчезнуть из жизни сама память о Боге. Но сознание народа оказалось очень консервативным. Перепись населения 1937 года, в опросные листы которой по распоряжению Сталина был включен пункт о религии, выявила удивительную картину: из 30 миллионов неграмотных граждан СССР старше 16 лет 84% (25 миллионов) признали себя верующими, а из 68,5 миллиона грамотных — 45% (более 30 миллионов). Итоги переписи засекретили и решили перейти к более привычной тактике: на 1937-1938 годы пришелся пик уничтожения духовенства, в том числе и лояльного, которое выполнило свою раскольническую роль в 1920-е годы и теперь оказалось ненужным . В 1937 году возобновилось массовое закрытие церквей. За 1935-1936 годах было закрыто около 10 000 церквей, в 1937 году — 8 000, в 1938 году прекратило действовать более 6 000 храмов. Но храмы закрывали и после этого. По современным уточненным данным, из дореволюционных российских храмов в начале войны действовало примерно 350-400, то есть в 1939, 1940, 1941 годах ежегодно закрывалось 300-400 храмов. Литургической жизни Русской Церкви был нанесен страшный удар, но полностью она не прекратилась даже в тех местах, где действующих храмов вообще не оставалось. Многие священнослужители ушли в подполье и окормляли верующих тайно. Не прекратилась и промывка мозгов. Союз воинствующих безбожников подключил к своей «воспитательной» работе комсомол и профсоюзы. В 1938 году по инициативе Ярославского отделение истории и философии Академии наук СССР начало готовить двухтомник по истории религии и атеизма. А в 1940 году в системе Академии наук организовали постоянную аспирантуру по истории религии и атеизма.

http://pravoslavie.ru/53538.html

- Кого вы собирали у себя в доме из граждан села Волово в 1937 году и для какой цели? - У себя в доме я никого не собирал, но иногда ко мне в квартиру приходили прихожане, а также приходил ко мне на квартиру церковный староста, ...пономарь, которые заходили ко мне на квартиру по церковным делам. - Вы лжете. В вашей квартире собирались церковники, бывшие кулаки, для обсуждения вопросов контрреволюционного характера. Почему вы отрицаете это? - При посещении моей квартиры вышеуказанными лицами никаких разговоров контрреволюционного характера не было. - Где вы находились 7 ноября 1937 года? - Находился в селе Волово, с шести часов утра до двух часов дня я служил в церкви, потому что в этот день было много исповедников и причастников. 26 ноября следователь снова допросил иеромонаха Гурия. - Следствие вторично требует от вас признания в вашей контрреволюционной деятельности... - Я следствию заявляю, что никакой контрреволюционной деятельности я нигде и никогда не вел. - Вы лжете. Следствию известно, что вы в сентябре, октябре, ноябре 1937 года среди населения вели агитацию о том, что скоро антихристу Сталину конец, всех крестьян мучают, грабят и так далее. Почему вы это отрицаете? - Таких разговоров с моей стороны не было никогда и виновным в этом себя не признаю. - 7 ноября во время службы был у вас перерыв? И куда во время перерыва вы ходили? - Во время окончания утренней службы 7 ноября 1937 года до обедни действительно побывал кое у кого из граждан села Волово. - По каким делам? - Просто так, проведать. На этом допросы были закончены и на следующий день иеромонах Гурий был отправлен в тульскую тюрьму. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила всех членов церковного совета к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, а иеромонаха – к расстрелу. Иеромонах Гурий (Самойлов) был расстрелян 20 декабря 1937 года в Туле и погребен в общей безвестной могиле. Причислен к лику новомучеников и исповедникой Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года.

http://drevo-info.ru/articles/13677217.h...

Много православных страдало в лагерных узах. Некоторые из них, живя в тяжелейших условиях, озлобились на власть, не сохранили любовь к ближнему, впали в грех осуждения. Но все же многие до последней минуты своей жизни хранили веру, надежду и любовь. Новомученики за веру и исповедники прославлены ныне Русской Православной Церковью в лике святых. Среди них и 12 узниц Акмолинского женского лагеря. 12 женщин твердой веры, помня слова Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня», безропотно претерпели лагерные муки и со смирением склонили свои главы в час смертный. Вот их имена. Евдокия Прохоровна Андрианова. Монахиня. Родилась в с. Губино Виноградского района Московской области. В 1932 г . была осуждена тройкой ПП ОГПУ МО по ст. 58-10 и приговорена к 3 годам лишения свободы. Срок наказания отбыла. После освобождения работала уборщицей в школе с. Губино. С 1937 г . не работала по состоянию здоровья. 7 октября 1937 г . вновь арестована и 21 ноября 1937 г . осуждена тройкой НКВД по Московской области на 8 лет лишения свободы за то, что «среди местных колхозников вела к/р (то есть контрреволюционную) сектантскую деятельность, направленную против мероприятий соввласти». Поступила в КАРЛАГ с московским этапом 20 декабря 1937 г . Находилась в Акмолинском отделении КАРЛАГА (АЛЖИР). В АЛЖИРе арестована в 1942 г . Анна Антоновна Водоланова. Родилась в 1890 г . в Кадиевском районе Донецкой области в крестьянской семье, в 1935 г . осуждена по ст. 58-10 УК на 6 лет исправительно-трудовых лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Акилина Степановна Дубовская. Родилась в 1892 г . в Старобельском районе Минской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1937 г . осуждена по ст. 58-10 на 10 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Наталия Федоровна Копытина. Родилась в 1885 г . в Трубетчинском районе Рязанской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1937 г . осуждена по ст. 58-10 на 8 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.

http://pravoslavie.ru/3199.html

25 октября 1937 г. был арестован настоятель храма в с. Мордыш Суздальского района Петров Сергей Акимович, в монашестве Софроний. Он, якобы, «будучи непримиримым врагом Советской власти и стоящий на позициях буржуазно-монархической системы государственного устройства, в период 1934-1937 гг. вел активную контрреволюционную деятельность. Из активных церковников, враждебно настроенных по отношению к Советской власти, организовал антисоветскую группу, практической контрреволюционной деятельностью которой и руководил. Среди активных церковников воспитывал и разжигал ненависть к Коммунистической партии и Советской власти, а так же террористические намерения и злобу по отношению к их руководителям. Среди населения с. Мордыш систематически вел контрреволюционную и повстанческую агитацию, заявляя о необходимости организации восстания и свержения Советской власти. Одновременно дискредитировал хозяйственные и политические мероприятия Советской власти, в частности систему колхозного строительства. Кроме того, как Петров, так и участники контрреволюционной группы, созданной им, среди населения распространяли провокационные слухи, добиваясь ослабления доверия колхозных масс к Советской власти и противопоставления их последней». «В марте 1937 г. поп Петров вел антисоветскую и антиколхозную агитацию в помещении сельского совета, в присутствии нескольких лиц, клеветнически заявляя, что политика Советской власти направлена на ухудшение жизни колхозного крестьянства. В апреле 1937 г. в доме церковника Парфенова Александра в присутствии нескольких лиц Петров высказывался за необходимость организации восстания против Советской власти, заявляя, что почва для этого в народе созрела и что Советская власть долго не продержится. Петрова поддерживала активная церковница Наумова Зиновия. Аналогичную антисоветскую агитацию в группе лиц также в доме Парфенова Петров вел и в мае 1937 г. В том же мае 1937 г., ведя антисоветские дения с церковником Князевым Степаном, Петров заявлял, что зажиточную жизнь народу, крестьянству может дать только буржуазно-монархическая власть. Тот же Петров систематически проводил нелегальные крещения детей, без разрешения и согласия их непосредственных родителей. Только по его собственному признанию, он произвел до 40 таких крещений. В предъявленном ему обвинении полностью признал себя виновным».

http://sobory.ru/article/?object=01425

Фрумкина Мария Яковлевна (урожд. Малка Лифшии) (1880–1941?) – деятель еврейского рабочего и коммунистического движения, публицист. Родилась в Минске в богатой купеческой семье. Училась в Санкт-Петербурге на Бестужевских высших женских курсах, слушала лекционные курсы в Берлинском университете. В 1901 г. вступила в Бунд («Всеобщий союз еврейских рабочих в Литве, Польше и России»). После Февральской революции жила в Минске – член ЦК Бунда, редактор его центрального печатного органа. Член РКП(б) с 1921 г. тогда же переехала в Москву. Член отд, образования Евсекции (в 1921–1930 г. член центрального бюро). С 1921 г. руководила Еврейской секцией Московского коммунистического университета национальных меньшинств Запада имени Ю. Мархлевского (в 1925–1936 гг. ректор университета). Автор статей по вопросам культуры, образования, антирелигиозной пропаганды. В 1937 г. отстранена от всех должностей, в январе 1938 г. арестована. В августе 1940 г. приговорена к 8 годам заключения. Умерла в лагере близ Караганды (Казахстан). Хакурате Шахан-Гирей Умарович (1883–1935) – адыгейский советский партийный и государственный деятель. Родился в Екатеринодарском уезде Кубанской обл. в семье крестьянина-середняка. Окончил Екатеринодарскую военно-фельдшерскую школу (1905), став первым черкесом, получившим медицинское образование. Принимал участие в революционном движении на Кубани, Северном Кавказе и в Причерноморье. Член РСДРП с 1905 г. Участник Гражданской войны. Первый председатель облисполкома, образованной в 1922 г. Адыгейской (Черкесской) автономной области (1922–1932). Первый секретарь Адыгейского обкома ВКП(б) (1932–1935). Умер в Кремлевской больнице. Посмертно в рамках так называемого адыгейского дела был обвинен в контрреволюционной деятельности (1938). Позже реабилитирован. Хатаевич Мендель Маркович (1893–1937) – советский партийный деятель. Родился в Гомеле, сын торговца. Член РСДРП с 1913 г. По профессии зубной техник. Председатель Самарского горкома РКП(б) (1918). Председатель Гомельского уездного комитета РКП(б) (1918–1919). Участвовал в Гражданской войне как начальник политотдела армии. дивизии. Секретарь Одесского губкома КП(б) Украины (1923–1924). Татарского обкома ВКП(б) (1925–1928). В 1925–1927 гг. член Центральной ревизионной комиссии ВКП(б). С 1930 г. член ЦК ВКП(б). Член Политбюро ЦК КП(б) Украины (1932–1937). Первый секретарь Днепропетровского обкома КП(б) Украины (1933–1937). Второй секретарь ЦК КП(б) Украины (1937). Один из главных организаторов коллективизации на Украине, вызвавшей массовое разорение крестьянства. Арестован в 1937 г. Расстрелян в Москве, реабилитирован в 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрофан Огиенко 1924–08.1924: Бакинская Митрофан Поликарпов 07(20).01.1925–1927: Бугульминская 1925–1925: Казанская, в, у. 1926–1926: Кировская (григ.) 1926(?)–1927: Бузулукская 1927–1929; Бутурлиновская Бузулукская, паки Митрофан Русинов 1923–1924: Лукояновская (обн.) 10 .1924–09(22).12.1925: Болховская 1925–: Валуйская (григ.) 09(22).12.1925–09(22).12.1925: Уразовская (григ.) –1932: Воронежская(григ.), в. у. 1933–01(14).09.1937: Старо-Оскольская 03 .1937–1939: Одесская 01(14).09.1937–1939: Полтавская, в. у. Митрофан Симашкевич 10(23).01.1915–1922: Донская 1922–17.02(01.03). 1924: Донская (обн.) 1924–09(22).12.1925: Донская, паки 1925–1930: Донская (григ.) Митрофан Токийская и Японская (заруб.) Михаил Бирюков 30 .12(12.01).1922–20.09(03.10).1924: Красноуфимская (обн.) 20 .09(03.10).1924–02(15).09.1925: Сарапульская (обн.) 1926–02.1930: Сарапульская (обн.), паки 02 .1930–24.05(06.06).1934: Пермская (обн.) Михаил Богданов 11(24).07.1914–1918: Куйбышевская 1918–1920: Владивостокская Михаил Вяткин 07(20).04.1931–03.1934: Барнаульская (обн.) 03 .1934–09.1934: Минусинская (обн.) 09 .1934–1935: Нижне-Тагильская (обн.) 1935–06(19).09.1936: Пермская (обн.) 1935–06(19).1936: Верхне-Камская(обн.), в. у. 1935–1936: Нижне-Камская(обн.), в. у. 06(19).09.1936–24.09(07.10).1937: Челябинская (обн.) Михаил Ермаков 09(22).12.1905–1921: Гродненская 1921–17(30).03.1929: Киевская Михаил Князевский 11(24).05.1928–1932: Смоленская (обн.) 1932–1933: Орехово-Зуевская (обн.) 1933–1935: Московская (обн.) 1935–1936: Сыктывкарская (обн.) 1937–14(27).09.1937: Иваново-Вознесенская (обн.) Михаил Космодемьянский 03(16).07.1911–1919: Александровская (Ставроп. вик.) 10(23).05.1914–01(14).09.1914: Ставропольская, в. у. 1919–1923: Ставропольская Михаил Кудрявцев 1920–1928: Арзамасская Михаил Мельник 12(25).02.1946–26.09(09.10).1955: Самбро-Драгобычская Михаил Митрофанов 1924–10.1924: Вольковская (обн.) 10 .1924–02.1925: Бердянская (обн.) 02 .1925–03.1925: Звенигородская (Киевск. вик) (обн.) 03 .1925–06.1925: Бердянская(обн.), паки

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010