Панагия — здесь: часть из просфоры, вынутая на проскомидии в честь Божией Матери. В монастырях Панагия особым чином переносится в трапезную: одну ее часть вкушают перед принятием пищи, другую по окончании трапезы. Игумения Екатерина (в миру Екатерина Васильевна Самбикина) -третья настоятельница Шамординского монастыря. Иеромонах Адриан (в миру Архип Акильев, 1859-?) — один из духовников Оптиной пустыни. Пострижен в 1890 г., рукоположен в иеромонахи в 1899. Во время русско-японской и Первой мировой войн служил в госпиталях и лазаретах. В1915 г., согласно желанию, поехал на фронт. Свт. Серафим (Чичагов, 1856-1937)-родился в Санкт-Петербурге, в семье полковника, принадлежал знаменитому дворянскому роду. Окончил Пажеский корпус, служил гвардейским офицером, участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Был женат, имел четырех дочерей, в 34 года отказался от военной карьеры и в 1893 г. был рукоположен в священника. В 1898 г., спустя три года после смерти жены, принял иноческий постриг. В 1905 г. состоялась его епископская хиротония. Поочередно возглавлял несколько кафедр (Орловскую, Кишеневскую, Тверскую и Кашинскую, Варшавскую и Привисленскую). В 1921 г. возведен патриархом Тихоном в сан митрополита, трижды арестовывался; в 1922-1923 гг. находился в ссылке в Архангельской области. В 1927 г. поддержал Декларацию митрополита Сергия (Страгородского), в 1928 г. назначен митрополитом Ленинградским, с 1933 г. находился на покое, в 1937 был арестован и расстрелян в подмосковной деревне Бутово. Митрополит Серафим являлся одним из главных инициаторов канонизации преподобного Серафима Саровского, составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (1896) и акафист прп. Серафиму. Канонизирован в 1997 г. См. о нем: Митрополит Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя. М.; СПб., 1993; «Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова)». СПб. «Сатис», 1997. Память 28 ноября. Послушницей в Дивеевском монастыре была старшая дочь владыки Серафима, Вера Леонидовна Чичагова (1879-1962). Из-за нестроений с игуменьей Александрой (Траковской), а также развившейся склонности к пьянству послушница Вера покинула монастырь, вышла замуж, но в браке была несчастна, прожила очень непростую, полную лишений жизнь. За полтора года до смерти приняла иноческий постриг с именем Вероники. См. о ней: В гости к батюшке Серафиму/Сост. С. Фомин. М., 1997, с. 496-498.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу   Синодальной комиссии по канонизации святых 20 февраля 1997г. Рассмотрев доклад Председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и представленные Комиссией материалы, связанные с вопросом канонизации Царской Семьи и приснопамятных Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) , митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Фаддея (Успенского) , Освященный Собор определяет: Одобрить деятельность Комиссии Священного Синода по канонизации святых. Причислить к лику святых священномучеников для общецерковного почитания Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского ; 1862–1937), митрополита Серафима (Чичагова ; 1856–1937) и архиепископа Фаддея (Успенского ; 1872–1937). [...] 1568 Журнал Московской Патриархии. 1997. 3. С. 86. Деяние Архиерейского Собора Русской Православной Церкви   о канонизации священномучеников митрополита Крутицкого Петра (Полянского) ,   митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Фаддея (Успенского) 23 февраля 1997г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказывалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных духовных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого Апостола: «Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем» ( Рим. 14, 8 ). Великий смысл этих слов засвидетельствовали благочестивым житием, ис- поведническим архипастырским служением, самоотверженным стоянием за единство Русской Православной Церкви и пролитием мученической крови в 1937 году священномученики митрополит Крутицкий Петр (Полянский) , Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский) .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Очень часто следователи, не замечая всей абсурдности ситуации, записывали в обвинительном заключении в адрес какого-либо священнослужителя: «клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются». В числе просмотренных архивно-следственных дел имеются дела на пятьдесят человек старообрядцев, восемь человек из секты евангелистов-трезвенников, несколько хлыстов, двух баптистов, немало имеется представителей обновленческого и григорианского раскола; среди расстрелянных есть два муллы, один кантор синагоги. Все они в 1937 — 1938 годах были также расстреляны на Бутовском полигоне. Цветы российского Луга духовного, в годину лютых гонений дивно процветшии новомученицы и исповедницы бесчисленнии: святителие, царственнии, страстотерпцы, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети.. . (Из службы святым Новомученикам и Исповедникам Российским) Старейшим архиереем, принявшим мученический венец в Бутово, является священномученик Серафим, митрополит Санкт-Петербургский, человек незаурядных и разносторонних дарований, мужественный воин, ученый, историк, монах, проповедник, писатель, живописец и музыкант. Владыка Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 июня 1856 года в старинной аристократической семье. Его дед, адмирал В. П. Чичагов — один из активных участников Отечественной войны 1812 года. После окончания Пажеского корпуса Леонид Михайлович поступает на военную службу и в 1877- 1878 годах принимает участие в русско-турецкой войне. За личное мужество, проявленное в боях, в том числе, и при штурме Плевны он награжден золотым оружием. Страдания и смерть множества людей, которые он увидел на войне, привели его к поискам истинных ценностей. Он приходит к известному на всю Россию подвижнику и духовнику отцу Иоанну Кронштадтскому и становится его духовным сыном. В 1891 году по благословению духовника Леонид Михайлович в звании полковника оставляет военную службу, чтобы посвятить себя служению Церкви. Через два года он принимает священство. Отец Леонид был преданным почитателем тогда еще не канонизированного Серафима Саровского.

http://pravmir.ru/k-70-letiyu-1937-goda-...

Преосвященный Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов, 1856–1937), о котором журнал «Фома» писал уже неоднократно, представлял на Соборе Тверскую епархию. Правда, начало его работы на Соборе совпало с епархиальным съездом, на котором под давлением нескольких революционно настроенных псаломщиков и диаконов и в условиях напряженности со своим викарным епископом владыка Серафим был лишен кафедры. Впрочем, может быть, расставание с неспокойной Тверью было причиной его планомерной и стабильной работы на Соборе: он посетил 149 пленарных заседаний из 170 (очень высокий показатель!), возглавлял соборный Отдел о монастырях и монашестве. Потомственный аристократ и военный (сын генерал-майора), выпускник санкт-петербургской Первой классической мужской гимназии и Пажеского корпуса, он в свои молодые годы также самостоятельно изучал медицину. Достижения его на всех жизненных поприщах — а они были серьезными: и геройство в Русско-турецкую войну 1877–1878 годов, при осаде Плевны, и большая теоретическая работа по артиллерии, и фундаментальный труд «Медицинские беседы» — не удовлетворяли его вполне, и он искал чего-то большего и высшего. В 1891 году Леонид Михайлович вышел в отставку в чине полковника и через два года, под влиянием общения с кронштадтским протоиереем Иоанном Сергиевым принял священный сан. Для многих из окружения офицера это стало неожиданным поступком, хотя с детства Леонид был человеком глубоко религиозным. Два-три года между отставкой и рукоположением были уделены постижению богословия. В 1895 году отца Леонида постигло горе: умерла его жена, оставив его с четырьмя дочерьми. В следующем году священник Чичагов стал настоятелем Свято-Никольского храма в Старом Ваганьково. За счет собственных средств он произвел реставрацию и частичную роспись храма. В 1898 году он принял монашеский постриг с именем «Серафим», обеспечив заботу об уже подросших дочерях и их дальнейшее воспитание. Вскоре отец Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, нес послушание благочинного монастырей Владимирской епархии.

http://foma.ru/portret-epohi-v-sudbah-ch...

Когда мы осмысляем почти пятилетний путь, пройденный нами в изучении темы вопроса о канонизации Царской Семьи, и видим всю ее сложность, становится понятно, почему до сих пор в этом вопросе нет полного единодушия в церковном народе. Именно поэтому мы не должны на данном Соборе принимать поспешных окончательных решений о прославлении Царской Семьи. Священный Синод в своем Определении от 10 октября 1996 года предлагает решить этот вопрос на Поместном Соборе. В течение 1995-96 годов Комиссия изучала также вопрос о подвижнической жизни, исповедничестве и мученической кончине за Христа Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), Митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и Архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937). Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины Святейшего Патриарха Тихона, был предстоятелем Русской Православной Церкви в эпоху невиданных по своему размаху гонений на нее. Вскоре после своего вступления в должность Патриаршего Местоблюстителя, он претерпел изгнание, многолетнее тюремное заточение и увенчал свой подвиг исповедничества мученическим пролитием крови за Христа. Митрополит Серафим, будучи строгим ревнителем православных церковных традиций, вдохновенным проповедником и ярким архипастырем, до конца твердо стоял в исповедании веры и принял мученическую кончину за Христову Церковь на девятом десятке своей жизни. Архиепископ Фаддей, являясь одним из кандидатов на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, пользовался всеобщим уважением и почитанием еще при своей жизни. И поныне среди верующих Астраханской, Саратовской и Тверской епархий, где проходило подвижническое служение Архиепископа Фаддея, хранится память о его подвижнической жизни, о чем свидетельствуют поступившие в Комиссию по канонизации письменные отзывы Преосвященных этих епархий. Сочетая в себе аскета-подвижника и активного архипастыря, владыка Фаддей мужественно принял смерть за Христа. По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода предлагаю обсуждение вопроса о возможной канонизации Царской Семьи на Поместном Соборе и о прославлении на настоящем Архиерейском Соборе в лике Всероссийских святых Митрополита Крутицкого Петра (Полянского), Митрополита Серафима (Чичагова) и Архиепископа Фаддея (Успенского).

http://patriarchia.ru/db/text/5829527.ht...

Сарв Иоанн Романович (1866 – расстрелян 1937), протоиерей-священномученик Сацердотский Василий Михайлович – см.: Варлаам (Сацердотский). Свердлов Яков Михайлович (1885–1919) Сегенюк Александр Иванович – см.: Боярский А.И. Семенов Василий Константинович, священник Семеновский Гавриил Васильевич (1877-?), священник Серафим Вырицкий , св. (Муравьев Василий Николаевич; 1866–1949), схииеромонах Серафим Саровский , св. (Мошнин Прохор Исидорович; 1759–1833) Серафим (Лукьянов Александр Иванович ; 1870–1959), митрополит Серафим (Проценко Стефан Владимирович; 1874–1960), архимандрит Серафим, св. (Чичагов Леонид Михайлович; 1856 – расстрелян 1937) – митрополит-священномученик Сергеев Михаил Сергиев Иоанн Ильич (св. Иоанн Кронштадтский ; 1829–1908), протоиерей Сергий (Дружинин Иван Прохорович; 1863 – расстрелян 1937), епископ Сергий (Смирнов), епископ – см.: Смирнов Александр Викторович. Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867–1944), Патриарх Московский и всея Руси в 1943–1944 Сергий (Тихомиров Сергей Алексеевич; 1871–1945) – епископ Ямбургский (1905–1908), с 1908 – Киотоский, с 1912 – Японский (с 1931 – митрополит) Сергий (Шеин Василий Павлович; 1870/1871–1922), архимандрит-священномученик Сивков Виктор Михайлович Силин Вячеслав Петрович (1871 – расстрелян 1918), священник Силин Петр Иванович, протоиерей Симон, св. (Шлеев Симеон Иванович; 1873 – убит 1921), епископ-священномученик Скипетров Николай Петрович Скипетров Петр Иванович (1863–1918), протоиерей-священномученик Скипетрова Антонина Николаевна Скребнева (в замужестве – Казанская) Галина Абрамовна, жена Григория Казанского Скородумов Петр Иванович (около 1851–1916), священник Скородумова (урожд. Казанская) Маргарита Игнатьевна Скроботов Николай Александрович (1841–1920) Скрыдлов Владимир Владимирович Слепян Сергий Николаевич (1858–1912), священник Смирнов, обвинитель Смирнов Александр Александрович, протоиерей Смирнов Александр Васильевич – священник, дед св. митрополита Вениамина по матери Смирнов Александр Викторович (1883–1957; в монашестве с 1944 – Сергий) – протоиерей, впоследствии епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Большой интерес у участников собора вызвал зачитанный архиепископом Керченским Анатолием (Кузнецовым) текст речи отсутствовавшего митрополита Сурожского Антония. Митрополит Антоний поднял вопрос о духов-ничестве, участии Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей и экуменическом движении, отношениях православной Церкви с Церковью католической, которая, по убеждению митрополита Антония, стремится поглотить православную Церковь. Митрополит Антоний жестко критиковал папистическую тенденцию в политике Константинопольской Патриархии. Коснулся он и вопроса о канонизации императора Николая II и царской семьи, высказавшись за их прославление в лике святых и в то же время подчеркнув, что канонизация Николая II не будет обозначать канонизацию монархии как формы государственного правления.    Секретарь архиерейского Собора архиепископ Солнечногорский Сергий ознакомил соборян с содержанием многочисленных писем, присланных на Собор. В этих обращениях были выражены критическое отношение к неообновленчеству, сомнения в целесообразности участия Русской Церкви во Всемирном Совете Церквей и поддержка идеи канонизации императора Николая II и царской семьи, а также затронуты и иные темы, волнующие духовенство и церковный народ.    По докладу председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Ювеналия архиерейский Собор принял определение из 4 пунктов: «1) Одобрить деятельность Комиссии Священного Синода по канонизации святых. 2) Причислить к лику священномучеников для общецерковного почитания патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862—1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856—1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872—1937). 3) Вопрос о канонизации царской семьи передать для решения Поместному Собору Русской Православной Церкви. 4) Поручить епархиальным преосвященным и духовным академиям до созыва Поместного Собора направлять материалы, связанные с вопросом о канонизации царской семьи; в синодальную Комиссию по канонизации для соответствующего изучения и последующего доклада Собору». В определении Собора по докладу председателя синодальной Богословской комиссии митрополита Филарета среди прочего говорится:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Архиерейский Собор Общие сведения о Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом. Архиерейский Собор состоит из епархиальных и викарных архиереев, созывается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх Московский и всея Руси. В обязанности Архиерейского Собора входит хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности и истолкование этого учения на основе Священного Писания и Священного Предания, при сохранении вероучительного и канонического единства с полнотой Вселенского Православия; хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви. Также Архиерейский Собор принимает Устав Русской Православной Церкви, решает богословские, канонические, богослужебные и пастырские вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизирует святых, утверждает решения Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении Экзархатов, Митрополичьих округов, митрополий и епархий, о создании или упразднении синодальных учреждений и иных органов церковного управления. Важные деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви: 1992 год Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), Великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918) 1997 год Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937).

http://foto.patriarchia.ru/church/arkhie...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 11 декабря Церковь чтит память священномученика Серафима (Чичагова) 2 мин., 11.12.2023 Память священномученика митрополита Серафима (Чичагова) (+1937 г.) празднует Православная Церковь 11 декабря. Священномученик Серафим (в миру Леонид Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге в семье генерал-майора Михаила Чичагова. Получив хорошее образование Леонид пожелал стать военным и в 1875 году его мечта сбылась – он получил звание подпоручика и был отправлен служить в Преображенский полк. В 1877-1878 годах будущий святой принял участие в Русско-турецкой войне на Балканах, в которой проявил себя с самой лучшей стороны, за что был произведен в поручики и отмечен несколькими боевыми наградами. По возвращении в 1878 году с фронта в Петербург Леонид встретился с праведным Иоанном Кронштадтским , который во многом определил будущее молодого человека. С той самой встречи Леонид самые важные решения в жизни принимал только с благословения святого Иоанна. В 1879 году Леонид Чичагов женился (в браке у него было четыре дочери), а также продолжал нести военную службу. Однако, в тоже время, он все более чувствовал потребность служить Богу. Оставив в 1890 году службу и переехав в Москву, в 1893-м Леонид был рукоположен в диакона, а потом и в священника. После смерти супруги батюшка стал все более задумываться о принятии монашества. Поручив своих повзрослевших дочерей доверенным лицам, в 1898 году он был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где получил новое имя Серафим. Побывав после этого в нескольких обителях, отец Серафим везде проявил себя энергичным и рачительным хозяином. С 1905 года, когда в стране прошла первая революция, отец Серафим взял новый подвиг служения Богу и людям – епископский. После этого он последовательно возглавлял несколько епархий, в которых проявил себя деятельным архипастырем. С 1917 года новая власть начала настоящую травлю владыки Серафима, который в то время управлял Тверской епархией. В 1921 году он в первый раз подвергся серьезному гонению со стороны большевиков, владыку даже посадили в Таганскую тюрьму. В январе 1922 года его ненадолго выпустили на свободу, но вскоре выслали в Архангельск, где священномученик прожил год. После окончания ссылки владыка Серафим вернулся в Москву, где жил достаточно уединенно.

http://foma.ru/tserkov-chtit-pamyat-svya...

После доклада Редакционной комиссии и подробного обсуждения Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял следующие документы: Послание Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви; О причислении к лику священномучеников Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937); о том, чтобы вопрос о канонизации Царской Семьи был передан для решения Поместному Собору Русской Православной Церкви - по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых; Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви; Об отношениях с государством и светским обществом; О диалогах с инославными церквами, сотрудничестве с международными христианскими организациями и ходе богословского диалога между Православной и Восточными Православными Церквами - по докладу Синодальной Богословской комиссии; Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко); Акт об отлучении от Церкви Глеба Павловича Якунина; О лишении сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева); Письмо Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г. Н. Селезневу и депутатам Государственной Думы. В тот же день, 21 февраля, в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» состоялась пресс-конференция по итогам Собора. 22 февраля, в субботу, члены Архиерейского Собора совершили паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где молились у мощей преподобного Сергия Радонежского. Затем они посетили Московские Духовные академию и семинарию, а также Художественно-производственное предприятие «Софрино». Вечером Преосвященные архиереи молились за всенощным бдением в Свято-Данилове монастыре в Москве. Архиерейский Собор завершился 23 февраля 1997 года Божественной литургией в нижней, Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/429313/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010