Сталинский тезис об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму развязал руки не только НКВД, но и атеистам. Прокатилась лавина репрессий против верующих и пастырей. Каждый из них обязан был теперь пройти через всеохватывающее анкетирование, которое определяло степень терпимости режимом этого лица. Жизнь приходов контролировалась инспекторами по наблюдению и негласными осведомителями НКВД. Летом 1937 года по распоряжению Сталина был разработан приказ о расстреле в течение четырех месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. Ушел из жизни священномученик митрополит Петр (Полянский), проведший в тюрьмах и ссылках 12 лет. Приговор был приведен к исполнению 10 октября 1937 года. Один за одним уходили из жизни иерархи, увенчав свой исповеднический подвиг пролитием крови за Христа. 11 декабря 1937 года на полигоне Бутово близ Москвы был расстрелян митрополит Серафим (Чичагов). В последний день страшного 1937 года был расстрелян один из выдающихся исповедников Православия архиепископ Фаддей (Успенский). Год " Великой Чистки " и последующий за ним 1938 были самыми страшными для духовенства и мирян - 200000 репрессированных и 100000 казненных. Был расстрелян каждый второй священнослужитель. Но Православная Церковь оказала великое духовное сопротивление тоталитарному режиму. С какой верой, верностью и самопожертвованием прошли и закончили духовенство и миряне свой земной путь. И, если, когда-нибудь удастся прославить всех русских подвижников XX века, то Русская Православная Церковь станет Церковью Российских Новомучеников. 08.02.2005 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Оказавшись в столь сложных условиях, святитель Серафим начал вести мудрую церковную политику, направленную на восстановление единства и мира среди епархиального духовенства и мирян. Ленинградскому митрополиту удалось сплотить вокруг себя абсолютное большинство верующих, возвратив многих из них к каноническому общению с законной церковной властью. В 1933 г. отдавший все силы архипастырскому служению 77-летний святитель Серафим в связи с тяжелым состоянием здоровья и ввиду все возраставшей ненависти к нему государственной власти, делавшей вероятным новый арест, был уволен на покой. Промысл Божий вновь давал своему верному служителю несколько лет внешне спокойной жизни, чтобы он смог подготовиться к своему последнему и самому главному подвигу – мученической смерти за Христа. В ноябре 1937 года, ставшего роковым для многих наших соотечественников, уже окончательно прикованный к постели 81-летний священномученик Серафим (Чичагов) был арестован сотрудниками НКВД. Из-за невозможности его перевоза в арестантской машине, святитель был доставлен в Таганскую тюрьму в машине " скорой помощи " . Страшная гибель владыки была уже предрешена, но новоявленные гонители Церкви хотели добиться не только физического уничтожения ее верного и преданного сына, но и сломить его крепкий и мужественный дух, заставить его отказаться от своего нравственного достоинства. Несколько недель физически беспомощный, умиравший старец с величием первохристианского мученика противостоял самым немыслимым и безумным обвинениям, так и не признав ни одного из них. 7 декабря 1937г. " тройка " НКВД по Московской области приняла постановление о расстреле митрополита Серафима. Через 4 дня, 11 декабря 1937 г. этот приговор был приведен в исполнение в находящейся недалеко от Москвы деревне Бутово. Пережив все ужасы своей трагической эпохи и завершив свой исповеднический подвиг страшной, но благородной смертью, священномученик Серафим (Чичагов) стал обладателем того бесценного вечного сокровища, к обладанию которым он стремился всю свою жизнь.

http://pravoslavie.ru/12111.html

Сказание это, составленное отчасти по книге архимандрита Сергия, содержит дополнения, представляющие особенную ценность, потому что некоторые из них, очевидно, записаны со слов или даже изложены самим наместником лавры, архимандритом Антонием. Еще одним жизнеописателем преподобного Серафима, духовно связанным с лаврой, явился священномученик Серафим (Чичагов). Он принял постриг в Троице-Сергиевой обители и до назначения на должность настоятеля Спасо-Евфимиевого Суздальского монастыря в течение года был в числе лаврской братии. Митрополит Серафим, тогда еще архимандрит, собрал великое множество различных сведений о жизни и чудесах преподобного Серафима Саровского и систематизировал их в хронологическом порядке. Результатом этого труда явилась «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую он в обход Синода передал Николаю II после личной аудиенции у Государя. После этого вопрос о канонизации Преподобного (которая, как известно, проходила сложно) сдвинулся с мертвой точки. Примечательно, что в трагические дни закрытия лавры в начале ноября 1919 года будущий священномученик находился в Сергиевом Посаде, 6 ноября в храме Черниговского скита лавры им была совершена малая вечерня и молебен перед иконой преподобного Сергия. 30 ноября 1937 года митрополит Серафим был арестован. При аресте у него были изъяты рукопись второго тома «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», книги, музыкальные произведения, иконы, облачения. Один из свидетелей по его делу показал, что митрополит Серафим, будучи верным заветам преподобных Сергия и Серафима, говорил: «И раньше были гонения на христианство, но чем они кончались, торжеством христианства, так будет и с этим гонением – оно тоже кончится, и Православная Церковь снова будет восстановлена, и православная вера восторжествует» . На следующий день после мученической кончины наместника лавры преподобномученика Кронида (Любимова), 11 декабря 1937 года, священномученик митрополит Серафим (Чичагов) был расстрелян НКВД на Бутовском полигоне.

http://pravoslavie.ru/143932.html

Однако за работу принялась. По крупицам начала собирать сведения, касающиеся тех страшных событий: стала заниматься реабилитацией и восстановлением доброго имени своего деда. Воскрешение его трудов и памяти стало в эти годы смыслом моей жизни». В 1988 году Варвара Васильевна подала в Комитет государственной безопасности РСФСР заявление о реабилитации своего деда. Вскоре дело рассмотрела прокуратура Московской области. На основании протеста прокурора Московской области суд 10 ноября 1988 года принял решение о реабилитации митрополита Серафима (Чичагова). Постановление «тройки» при УНКВД СССР по Московской области от 7 декабря 1937 года было отменено и дело прекращено «за отсутствием состава преступления». Однако в документах дела, хранящихся в архивах КГБ, не было указано место расстрела и захоронения митрополита Серафима. Поиски и запросы Варвары Васильевны долгое время ни к чему не прибили. «Наконец, — рассказывала Варвара Васильевна, — и в этой новой работе я тоже получила его помощь: 8 января 1994 г . раздался телефонный звонок, и незнакомый голос спросил: «Вы знаете, где похоронен ваш дед?» — «Нет, не знаю». — «В Бутове, под Москвой». Теперь все стало известно: на Бутовском полигоне НКВД в течение нескольких месяцев 1937-1938 гг. было расстреляно более 20 тысяч человек , и среди них Леонид Михайлович Чичагов — митрополитом он ни в каких документах не числился. В декабре 1937 г . его увезли в ]карете «скорой помощи» из Удельной на Лубянку, а оттуда в Бутово, где он и принял мученический венец в возрасте восьмидесяти одного года». Варвара Васильевна получила эти сведения от Ксении Федоровны Любимовой, занимающейся вместе с Лидией Алексеевной Головковой поиском свидетельств о жертвах гонений на Православную Церковь в 1937-1938 годах. За свою подвижническую деятельность обе они удостоены награды от Святейшего Патриарха Алексия II — ордена святой равноапостольной княгини Ольги III степени. Ознакомившись с документами о расстреле своего деда, потрясенная Варвара Васильевна заново пережила потерю дорогого человека. «Поплакала я, когда узнала, что деда расстреляли. А потом меня Господь вразумил, почему это произошло. И сейчас я совершенно спокойно думаю: счастливый он человек. Вон он стоит у Престола Божия вместе с преподобным Серафимом Саровским, который явился ему в видении, когда дед дописал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Поклонился ему в пояс преподобный и сказал: «Спасибо тебе за эту книгу. Проси у меня все, что ты хочешь за нее». «Мне бы только всегда быть рядом с тобой», — ответил он. А как может митрополит Серафим быть у Престола Божия? За эту книгу не может. Книг пишут много. Тогда бы все там стояли. А вот его мученическая смерть дает возможность думать, что теперь он стоит у Престола Божия вместе с преподобным Серафимом. Когда это все начинаешь воспринимать по-христиански, тогда понимаешь, что все это промыслительно».

http://pravmir.ru/matushka-serafima-dokt...

Вышел в свет 62-й том «Православной энциклопедии» 15 сентября 2021 г. 19:33 Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»  выпустил в свет очередной, 62-й том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «С». Издание открывает материал о Свенской Печерской иконе Божией Матери. Завершает 62-й том статья о священномученике Сергии Кедрове, расстрелянном в 1937 году и погребенном на полигоне Бутово под Москвой. В том вошел ряд биографических статей, в частности, подробный материал о преподобном Серафиме Саровском, преподобном Серафиме (Амелине), общецерковное почитание которого установлено в 2017 году определением Архиерейского Собора, священномученике Серафиме (Звездинском), епископе Дмитровском, расстрелянном в 1937 году в Омске. Том также содержит статью о святом Серафиме (Соболеве); место его упокоения — крипта под алтарем Никольского храма в Софии — стала местом массового паломничества сразу после кончины святителя в 1950 году. Автором статьи о священномученике Серафиме (Остроумове), архиепископе Смоленском и Дорогобужском, много сделавшем для развития теории и практики богословия пастырства и расстрелянном в Катынском лесу в 1937 году, стал епископ Истринский Серафим , статья о котором также вошла в 62-й том энциклопедии. Епископ Серафим защитил докторскую диссертацию «Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, и его пастырское служение в Польше и России», над которой он работал в Христианской теологической академии в Варшаве. Ранее владыка Серафим исполнял послушание настоятеля храма-памятника в честь воскресения Христова в Катыни. В новый том также вошли статьи о священномученике Серафиме (Самойловиче), настоятеле Нучекского прихода на острове Нучек в заливе Принца Уильяма на Аляске, в 1934 году арестованном в рамках «дела архиепископа Угличского Серафима (Самойловича)» и расстрелянном в 1937 году «за организацию контрреволюционной группы и проведение систематической агитации» в лагере; о принимавшем деятельное участие в канонизации преподобного Серафима Саровского священномученике Серафиме (Чичагове), расстрелянном на Бутовском полигоне; о богослове и духовном писателе Серафиме (Роузе), с чьего творчества для многих началось знакомство с Православием.

http://patriarchia.ru/db/text/5842741.ht...

Однако и в этой чреде многих десятков тысяч мученических смертей кончина владыки Серафима оказалась исполненной особого подвижнического величия и достоинства. Арестованный сотрудниками НКВД в ноябре 1937 г., прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму из-за невозможности перевезти его в арестантской машине в машине «скорой помощи». Страшная гибель владыки Серафима уже была предрешена, но сатанинский дух, вдохновлявший кровавые деяния палачей богоборческой власти, подвигал их к тому, чтобы перед мученической кончиной заставлять православных христиан отрекаться если и не прямо от Христа, то от своего христианского нравственного достоинства, признавая самые немыслимые обвинения, которые изобретательно навязывались им их истязателями на следствии. Несколько недель физически беспомощный, умиравший старец с величием христианского первомученика противостоял новым гонителям Церкви, и так и не признал ни одного из навязывавшихся ему обвинений. 7 декабря 1937 г. Тройка НКВД по Московской области, уже вынесшая в этот день несколько десятков смертных приговоров, приняла постановление о расстреле митрополита Серафима. Почти 50 приговоренных к смерти страдальцев расстреливали в течение нескольких дней в находящейся недалеко от Москвы деревне Бутово, в которой обнесенная глухим забором дубовая роща должна была стать безымянным кладбищем многих тысяч жертв коммунистического террора. 11 декабря 1937 г. с последней группой приговоренных был расстрелян и священномученик Серафим. 88 Незадолго до своей кончины духовный отец святителя Серафима, св. праведный Иоанн Кронштадтский , в последний раз благословляя своего духовного сына, произнес слово, предопределившее все дальнейшее священномученическое служение владыки Серафима. «Я могу спокойно умереть, зная, что ты и преосвященный Гермоген будете продолжать мое дело, будете бороться за православие, на что я вас благословляю». 89 Оба святителя в полной мере исполнили благословение своего духовного отца, хотя в отличие от святителя Гермогена, принявшего мученическую смерть уже 29 июня 1918 г., священномученик Серафим пришел к своей мученической кончине 11 декабря 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Лит.: ЖПодв. Июнь. С. 126-136; Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. Ч. 1; Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905; Таисия [Карцова], мон. Русское православное женское монашество. Джорд., 19882.. Серг. П., 1992р; Четвертый удел Богородицы/Изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. [М.,] 1995; Матушка Александра - первоначальница Дивеевской обители/Изд. Свято-Данилова монастыря. [М.,] 1997; Житие преподобных Александры, Марфы и Клены Дивеевских. Дивеево, 2001. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) МАТРОНА (Власова Матрена Григорьевна; 1889-1963), мон., преподобноисп. (пам. 25 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Курмышский (1879– 1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых)

http://pravenc.ru/text/64434.html

Очень часто следователи, не замечая всей абсурдности ситуации, записывали в обвинительном заключении в адрес какого-либо священнослужителя: «клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются». В числе просмотренных архивно-следственных дел имеются дела на пятьдесят человек старообрядцев, восемь человек из секты евангелистов-трезвенников, несколько хлыстов, двух баптистов, немало имеется представителей обновленческого и григорианского раскола; среди расстрелянных есть два муллы, один кантор синагоги. Все они в 1937 — 1938 годах были также расстреляны на Бутовском полигоне. Цветы российского Луга духовного, в годину лютых гонений дивно процветшии новомученицы и исповедницы бесчисленнии: святителие, царственнии, страстотерпцы, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети.. . (Из службы святым Новомученикам и Исповедникам Российским) Старейшим архиереем, принявшим мученический венец в Бутово, является священномученик Серафим, митрополит Санкт-Петербургский, человек незаурядных и разносторонних дарований, мужественный воин, ученый, историк, монах, проповедник, писатель, живописец и музыкант. Владыка Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 июня 1856 года в старинной аристократической семье. Его дед, адмирал В. П. Чичагов — один из активных участников Отечественной войны 1812 года. После окончания Пажеского корпуса Леонид Михайлович поступает на военную службу и в 1877- 1878 годах принимает участие в русско-турецкой войне. За личное мужество, проявленное в боях, в том числе, и при штурме Плевны он награжден золотым оружием. Страдания и смерть множества людей, которые он увидел на войне, привели его к поискам истинных ценностей. Он приходит к известному на всю Россию подвижнику и духовнику отцу Иоанну Кронштадтскому и становится его духовным сыном. В 1891 году по благословению духовника Леонид Михайлович в звании полковника оставляет военную службу, чтобы посвятить себя служению Церкви. Через два года он принимает священство. Отец Леонид был преданным почитателем тогда еще не канонизированного Серафима Саровского.

http://pravmir.ru/k-70-letiyu-1937-goda-...

В октябре 1933 года владыка Серафим был отправлен на покой. Перед этим он совершил свою последнюю службу в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда, а после уехал в Москву. В столице он одно время жил в резиденции митрополита Сергия, потом в подмосковной Малаховке, а затем на станции Удельной. Вместе с митрополитом жили его келейницы – монахини Вера и Севастиана. В годы жизни в Москве владыка сильно болел: у него была гипертония, одышка, водянка. Тем не менее он постоянно принимал приезжавших к нему духовных детей, а также митрополитов Алексия (Симанского), будущего патриарха, и Арсения (Стадницкого). Мученичество как венец Когда казалось, что жизнь уже вошла в более-менее спокойное русло, Господь даровал владыке Серафиму высший венец – мученичество. В ноябре 1937 года он был арестован и отправлен в Таганскую тюрьму. Спустя всего несколько дней, 7 декабря, по решению тройки при УНКВД СССР по Московской области митрополит Серафим был приговорен к расстрелу с формулировкой «за причастность к контрреволюционной монархической организации». 11 декабря 1937 года владыка был расстрелян на печально известном полигоне НКВД в Бутове. Лишь только в ноябре 1988 года он был реабилитирован властями. Церковное прославление митрополита Серафима в чине священномученика состоялось 23 февраля 1997 года. Русская Православная Церковь празднует память священномученика митрополита Серафима (Чичагова) 11 декабря ( 28 ноября) . Помимо этой даты, память владыки Серафима празднуется 1 июня (19 мая) (переходящая) в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших; 27 (14) июня в Соборе Дивеевских святых; 14 (1) июля (переходящая) в Соборе Санкт-Петербургских святых; 1 сентября (19 августа) в Соборе Московских святых; 14 октября (1 октября) в Соборе Молдавских святых; 18 (5) ноября в день памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. Серафим (Чичагов) и прославление Саровского чудотворца Митрополит Серафим (Чичагов) глубоко чтил своего тезку, выдающегося русского подвижника преподобного Серафима Саровского. По воле Божией, именно владыка сыграл одну из главных ролей в деле его прославления.

http://foma.ru/preosvyashhennyiy-voin-mu...

Мученическая кончина 30 ноября 1937 года был арестован, сотрудники НКВД затруднились увозить его в арестантской машине — вызвали скорую помощь и отвезли в Таганскую тюрьму . 7 декабря решением тройки при УНКВД СССР по МО по обвинению в причастности к " контрреволюционной монархической организации " был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Расстрелян 11 декабря 1937 года и похоронен в Бутово , на так называемом полигоне НКВД. Реабилитация состоялась 10 ноября 1988 года. Серафим (Чичагов) Канонизирован 23 февраля 1997 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Москве . В Тверской епархии находится церковь в честь священномученика митрополита Серафима Чичагова. Это небольшая церковь в деревне Дубровка Бологовского района Тверской области, построенная в 1999 году. Духовный писатель. Энергичный и красноречивый проповедник. С редкой энергией заботился об укреплении строгого порядка, основанного на незыблемых основах православия, возрождению приходов, устроению жизни Церкви. Живое мощное слово его раздавалось за каждым богослужением. Отличался кипучей, идейной деятельностью и горячим стремлением поставить духовенство на подобающую высоту. Митрополит Серафим был разносторонне одаренным человеком: музыкант, живописец, писатель, врач. В московском храме во имя пророка Божия Илии (в Обыденном переулке) есть образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им. Молитвословия Тропарь, глас 5: Воинство Царя Небеснаго/паче земнаго возлюбив,/служитель пламенный Святыя Троицы явился еси,/наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая,/данная ти от Бога многообразная дарования/к пользе народа Божия приумножил еси,/учитель благочестия/и поборник единства церковнаго быв,/пострадати даже до крове сподобился еси,/священномучениче Серафиме,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак, глас 6: Саровскому чудотворцу тезоименит быв,/теплую любовь к нему имел еси,/писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив,/верныя к его прославлению подвигл еси/ и благодарственнаго посещения/самаго преподобнаго сподобился еси./С нимже ныне, священномучениче Серафиме,/в Небесных чертозех водворяяся,/моли Христа Бога//серафимския радости нам причастником быти.

http://drevo-info.ru/articles/2920.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010