0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 62-й том «Православной энциклопедии». Том продолжает публикацию статей на букву «С». Издание открывает материал о Свенской Печерской иконе Божией Матери, завершает 62-й том статья о священномученике Сергии Павловиче Кедрове, расстрелянном в 1937 году и погребенном на полигоне Бутово под Москвой. В 62-й том вошел ряд биографических статей. Хотелось бы особенно отметить подробную статью о преподобном Серафиме Саровском, в которой детальнейшим образом исследуются все материалы о жизни этого великого русского подвижника. Том содержит также статьи о святом Серафиме (Соболеве), крипта под алтарем Никольского храма в Софии, где он упокоился, стала местом массового паломничества сразу после его кончины в 1950 г., преподобном Серафиме (Амелине), общецерковное почитание которого установлено в 2017 г. определением Архиерейского Собора РПЦ, священномученике Серафиме (Звездинском), епископе дмитровском, расстрелянном в 1937 году в Омске. Автором статьи о священномученике Серафиме (Остроумове), архиепископе Смоленском и Дорогобужском, много сделавшего для развития теории и практики богословия пастырства и расстрелянного в Катынском лесу в 1937 г. стал епископ Истринский Серафим (Амельченков), статья о котором также вошла в 62-й том энциклопедии. Серафим (Амельченков) защитил докторскую диссертацию «Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, и его пастырское служение в Польше и России» над которой он работал в Христианской теологической академии в Варшаве. Ранее Серафим (Амельченков) был настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни. Священномученик Серафим (Самойлович) был настоятелем Нучекского прихода на острове Нучек в заливе Принца Уильяма на Аляске. В 1934 г. последовал его арест в рамках «дела архиепископа Угличского Серафима (Самойловича)». В 1937 г. он был расстрелян «за организацию контрреволюционной группы и проведение систематической агитации» в лагере. Вспомним священномученика Серафима (Чичагова), принимавшего деятельное участие в канонизации прп. Серафима Саровского и расстрелянного на Бутовском полигоне. Последним назовем богослова и духовного писателя Серафима (Роуза), с чьего творчества для многих наших современников началось знакомство с Православием.

http://pravenc.ru/shop/2647948/

Бутовский полигон — историческое наименование места массовых казней и захоронений жертв сталинских репрессий в период 1937-1938 годов 12 мая. ПРАВМИР. Сегодня, в 4-ю субботу по Пасхе, Церковь отмечает память новомучеников, в Бутове пострадавших. Бутовский полигон — историческое наименование места массовых казней и захоронений жертв сталинских репрессий в период 1937-1938 годов, расположенное тогда близ деревни Дрожжино Ленинского района Московской области. Среди захороненных — значительное число репрессированных лиц духовенства как Русской Церкви (православных различных юрисдикций), так и иных конфессий. В Бутово расстреляно и похоронено значительное количество священнослужителей Русской Православной Церкви, от митрополита Серафима (Чичагова) до десятков диаконов, пономарей и чтецов — всего 935 духовных лиц Русской Церкви. Большинство казнённых на Бутовском полигоне было приговорено к расстрелу внесудебными органами — тройкой УНКВД по Московской области и Комиссией НКВД и прокурора Союза ССР. За период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года было произведено 20 765 расстрела, по именам установлено 20 тысяч человек. О более поздних захоронениях документальных сведений нет. Захоронения производились без уведомления родственников и без церковной или гражданской панихиды. Родственники расстрелянных стали получать свидетельства с указанием точной даты и причины смерти только с 1989 г. Сегодня Бутовский полигон представляет собой большое поле, огороженное забором, в центре которого находится деревянный храм, недалеко стоит поклонный крест, вокруг храма — расстрельные рвы, около храма стоят доски с именами святых пострадавших здесь. С начала 90-х годов, когда открылась история Бутовского полигона, это место стало одним из самых почитаемых святых мест Русской Православной Церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 г. о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископ Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказывалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных духовных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого Апостола: «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем» (Рим. 14, 8). Великий смысл этих слов засвидетельствовали благочестивым житием, исповедническим архипастырским служением, самоотверженным стоянием за единство Русской Православной Церкви и пролитием мученической крови в 1937 году священномученики митрополит Крутицкий Петр (Полянский), Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский). Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины своего святого предшественника Патриарха Тихона, возглавлял Русскую Православную Церковь в пору лютых гонений на нее, претерпел изгнание, тюремные узы и заточение, увенчав подвиг исповедничества мученической смертью за Христа. Строгий ревнитель церковных традиций и вдохновенный архипастырь, священномученик митрополит Серафим на 82-м году своей благочестивой жизни был взят гонителями Церкви с одра болезни, мужественно пребывал в узах и смиренно принял смерть за веру и Церковь.

http://mospat.ru/archive/86579-deyanie-o...

Бутовский полигон сегодня Сейчас Бутовский полигон становится все более известен как место массовых расстрелов, место подвига мучеников за веру. 18 мая, 2012 Сейчас Бутовский полигон становится все более известен как место массовых расстрелов, место подвига мучеников за веру. Сейчас Бутовский полигон становится все более известен как место массовых расстрелов,   место подвига мучеников за веру. Каждый день сюда приходят поклониться невинно убиенным, помолиться новомученикам.   За год (осень 1937-осень 1938) на этом месте (бывшем конезаводе, приспособленном под полигон НКВД) было расстреляно 20 тысяч человек. Страшная статистика известна по дням…   Деревянный храм построен в 1995 г . Построить каменный храм здесь было невозможно. Всюду в земле – человеческие кости…   На территории полигона – 13 длинных рвов, в несколько слоев заполненных телами убитых.   Рвы копали экскаватором, ночью расстреливали, наутро равняли бульдозером.   Видимо, известная цифра в 20 тыс. занижена – она не учитывает убитых до августа 1937 г . и после октября 1938го. Судя по плотности захоронений, число замученных может составлять 70-80 тыс. человек.   Были дни, когда расстреливали по 400-500 человек. Это старое дерево – один из немногих свидетелей. Рядом с ним находился барак, где регистрировали привезенных на расстрел.   Праведники и грешники, мужчины и женщины, русские и иностранцы, профессора и крестьяне…. Что видели они в последние минуты жизни?   Собор Бутовских новомучеников возглавляет священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Санкт-Петербургкий, автор Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Он принял мученическую кончину будучи 81летним старцем.   Мученики – семя Церкви, свидетели Воскресения Христова. Здесь место их подвига. Сейчас здесь все цветет. Мы понимаем, какой ценой достигнута их победа…   В 2007 г . новый каменный храм в честь Новомучеников был освящен за территорией полигона   Через неделю, 23 мая здесь на помосте прямо посередине полигона совершит   Божественную Литургию Святейший Патриарх Кирилл..

http://pravmir.ru/butovskij-poligon-sego...

Игумения Серафима 12. VII. 1914 — 16. XII. 1999 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 20 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 Матушка Серафима (Варвара Васильевна Черная-Чичагова) происходила из дворянского рода Чичаговых. О значительной части своей жизни она могла бы сказать словами Анны Ахматовой: Я была тогда с моим народом/Там, где мой народ, к несчастью, был. Химик по образованию, она с 1939 по 1946 г. работала инженером на заводе “Каучук”; во время войны жила при заводе на казарменном положении. Затем она с 1946 по 1986 г. работала в НИИ резиновой промышленности, где защитила две диссертации (в 1951 — кандидатскую, в 1970 — докторскую), стала профессором (1972 г.), заслуженным деятелем науки и техники (1975 г.), лауреатом Государственной премии (1979 г.), получала ордена и медали. В 1982 г., будучи уже в весьма почтенном возрасте, Варвара Васильевна вышла на пенсию — и “вдруг” встала за свечной ящик в храме пророка Илии в Обыденском переулке. Ее рабочее место там находилось буквально в двух шагах от большого образа Спасителя, написанного в свое время ее дедом митрополитом Серафимом (Чичаговым), расстрелянным в 1937 г. Несколько последующих лет она посвятила увековечению его памяти: издала его краткое жизнеописание и избранные творения (книга “Да будет воля Твоя”), собирала материалы для будущей канонизации… Первый постриг в Новодевичьем монастыре после 70 с лишним “глухих” лет был совершен в Успенском храме 13 октября 1994 г., и Варвара Васильевна стала монахиней Серафимой. С 27 ноября того же года и до дня кончины она была игуменией Новодевичьего монастыря. В сане игумении матушка Серафима продолжала работать над материалами к канонизации новомученика Серафима; собрала материалы, необходимые для возобновления почитания первой игумении монастыря преподобной Елены (Деточкиной); за это время был отремонтирован певческий корпус монастыря, где расположились кельи и трапезная, восстановлен Свято-Амвросиевский храм и отремонтирован Успенский; началась застройка подворья в Шубине и открылось второе подворье в пустыньке преподобного Зосимы Верховского.

http://pravmir.ru/igumeniya-serafima-12-...

Калинино. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Приход храма Преображения Господня с. Калинино Орловского района Орловской области был образован в 1904 г. В то время население носило наименование хутор Лупленых. Состоятельный благодетель, пожелавший не называть своего имени, прислал на железнодорожную станцию Становой Колодезь два вагона леса (лиственницы) для возведения храма на хуторе Лупленых. С благословения епархиального архиерея началось строительство, в котором активное участие принимали местные жители. Окончательно храм был возведён в 1906 г., в августе состоялось и его освящение митрополитом Серафимом (Чичаговым). Настоятелем стал священник Евфимий Ветров. В состав прихода, кроме хутора Пупленых, входили деревни: Топкое, Становое; хутора: Наборный и Казиновка. В 1910 году стараниями о. Евфимия, была открыта одноклассная церковно-приходская школа. Приход был многочисленным. После смены власти в стране начались гонения на Православную церковь со стороны коммунистического режима. В 1937 году настоятель священник Евфимий Ветров был репрессирован. Преображенский храм закрыт. Впоследствии здание храма использовалось под склад зерна. В период немецко-фашистской оккупации, в начале 1942 года, Преображенский храм был открыт. После пятилетнего перерыва состоялась Пасхальное богослужение при большом стечении народа. С 1942 по 1953 годы настоятелем был священник о. Павел. В разные годы приход возглавляли священники: о. Герман, о. Иулиан, о. Симеон, о. Исидор. Весной 1967 года по инициативе председателя Станово-Колодезьского сельсовета Бакина и председателя колхоза «Россия» Перелыгина Преображенский храм был объявлен «аварийным» и закрыт. В апреле 1967 года началось его разрушение. «Аварийный» храм несколько дней не могли сломать. Подпилив нижние брёвна и выдернув их тросами, прицепленными к тяжёлым тракторам, кощунники сумели повалить колокольню. Храм был разобран, и из его брёвен была построена школа-интернат, которая через два года сгорела. Местные жители, спасая храмовые иконы от уничтожения, уносили их домой. Но большая часть икон всё таки была сожжена.

http://sobory.ru/article/?object=10090

Леонид Чичагов принимает постриг с именем Серафим и зачисляется в штат Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Скоро он, возведенный в сан архимандрита, был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь он продолжает работать над “Летописью”, а также пишет житие преподобного Евфимия Суздальского. В 1903 г., по представлению архимандрита Серафима, Священный Синод прославил саровского старца Серафима. Позже отец Серафим составил акафист Преподобному. В 1905 г. архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Сухумского. В 1906 г. в сане архиепископа он был переведен на Орловскую кафедру, в 1908 г. – на Кишиневскую, в 1912 г. – на Тверскую. Везде он с особым вниманием заботился об устроении приходских общин. Как правящий архиерей Тверской епархии архиепископ Серафим участвовал в Поместном соборе 1917–1918 гг., на котором возглавлял работу отдела “Монастыри и монашество”. В конце 1917 г. изгнанный обновленцами из своей епархии Святитель был назначен Святейшим Патриархом Тихоном на Варшавскую кафедру, но вступить в управление ею не смог из-за шедших в Польше боевых действий. В 1921 г. Владыка, находившийся уже в сане митрополита, был сослан в Архангельскую область. Через год он вернулся в Москву и снова был сослан. Несколько лет он прожил в Воскресенском Федоровском монастыре под Шуей, работая над второй частью “Серафимо-Дивеевской летописи”. В 1928 г. митрополит Серафим был возвращен к делам церковного управления и назначен на Ленинградскую кафедру, раздираемую “иосифлянским” расколом. Здесь он отпел скончавшегося от тифа архиепископа Илариона (Троицкого) . В 1933 г. Владыка был уволен на покой и последующие годы прожил под Москвой. В ноябре 1937 г. 82-летний Святитель был арестован и на носилках доставлен в Таганскую тюрьму. Он не признал предъявленных обвинений и 11 декабря был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Изображение Спасителя, написанное Священномучеником, – одна из наиболее чтимых святынь московского храма пророка Илии Обыденного – поражает молящихся проникновенной тонкостью и духовной глубиной образа Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (6.03.1891, с. Михалёво Бронницкого у. Московской губ. – 28.02.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. Род. в семье священника, в 1902 г. окончил трёхклассную михалёвскую школу, в 1906 г. Московское Донское ДУ, в 1912 – Московскую ДС, работал учителем второклассной школы при фабрике на ст. Балашиха Московско-Нижегородской железной дороги. 5 дек. 1913 г. (по другим данным в, 1914 г.) рукоположен во священника и назначен на место умершего отца в ц. Рождества Христова с. Михалёва. В 1918 г. призван в тыловое ополчение Красной армии, служил рядовым при губернском конском запасе в г. Бронницы, затем конторщиком в строительном отряде и телефонистом в Управлении по снабжению воздушного флота в Москве. В 1921 г. демобилизован. В марте 1922 г. определён священником к Троицкой ц. в пос. Удельная Бронницкого у. Московской губ. С 1934 г. в посёлке проживал на покое сщмч. митр. Серафим (Чичагов) , духовенство Троицкой ц. посещало митр. Серафима для служения молебнов в великие праздники. В 1937 г. служители и прихожане Троицкой ц. подали заявление с протестом против обложения общины непосильными налогами. После этого сотрудниками НКВД было проведено негласное следствие в отношении священников Троицкой ц. А. был арестован 26 янв. 1938 г. вместе со сщмч. диаконом Симеоном Куляминым . А. обвинялся в «контрреволюционной агитации против выборов в Верховный Совет, распространении слухов о закрытии церквей и арестах духовенства»; виновным себя не признал, отказался давать показания, компрометирующие митр. Серафима. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 16 февр. 1938 г. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 12 марта 2002 г.

http://pravenc.ru/text/376543.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. Ленинградской епархии, существовало в 1929-1933 гг.; 2. Санкт-Петербургской и Ладожской епархии , существовало в 2012-2013 гг. Названо по г. Лодейное Поле Ленинградской области . 1. Образованная 1 авг. 1927 г. Ленинградская обл. первоначально насчитывала 9 округов, одним из которых был Лодейнопольский, состоявший из 10 районов. Исторически территория этого округа (Посвирье) относилась к Олонецкой губ. и епархии. Определением заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Синода от 27 дек. 1928 г. были образованы церковные области, объединявшие по несколько епархий и вик-ств. Границы епархий были приведены «в соответствие гражданскому делению территории Союза ». Т. о., границы Олонецкой и Петрозаводской епархии стали совпадать с адм. границами Автономной Карельской ССР, а Лодейнопольский окр. вошел в состав Ленинградской епархии одноименной церковной области, к-рую возглавил митр. Ленинградский и Гдовский сщмч. Серафим (Чичагов) . Непосредственное управление приходами и мон-рями западных районов Ленинградской епархии стал осуществлять епископ Петергофский (см. ст. Петергофское викариатство ), юж. районами управлял епископ Лужский (см. ст. Лужское викариатство ), а для заведования вост. районами в 1929 г. было учреждено Л. в. Замещение кафедры состоялось 13 нояб. 1929 г. переводом на нее Шлиссельбургского еп. Сергия (Зенкевича) . Число приходов Московской Патриархии в Лодейнопольском окр. было невелико: значительная их часть с 1922 г. до истребления духовенства в ходе «Большого террора» 1937-1938 гг. и ликвидации организованных форм религиозной жизни пребывала в обновленчестве . Вероятно, в этой связи в ведение Лодейнопольского епископа поступили также многочисленные общины Волховского и Андреевского (с 1931 - Киришский) р-нов (бывш. Новоладожский у. Петроградской губ.), ранее находившиеся под омофором Ладожских епископов (см. ст. Ладожское викариатство ). В 1930 г. еп. Сергий назначил благочинным 3-го Ладожского окр. настоятеля Богородице-Рождественской ц. с. Черенцово Андреевского р-на свящ. Петра Чеснокова (впосл. архим. Никита (1883-1963) - Арх. С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 13а. Д. 201. Л. 2 об.).

http://pravenc.ru/text/2110655.html

Патриарх Алексий совершил закладку каменного храма на месте массовых расстрелов в Бутово Москва,15 мая 2004 г. Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения) Фото: Православие.Ru Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию на территории Бутовского полигона, ставшего местом мученической кончины множества православных архипастырей, пастырей и мирян, за веру Христову пострадавших. Патриарху Алексию сослужили сонм архиереев Русской Православной Церкви, сотни клириков московских и подмосковных храмов. На богослужении присутствовала делегация Русской Зарубежной  Церкви, возглавляемая ее первоиерархом Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. По традиции, богослужение, за которым молилось несколько тысяч верующих,  было совершено под открытым небом возле деревянной церкви во имя Новомучеников и Исповедников Российских, после чего Патриарх Алексий совершил молебное пение российским Новомученикам. Далее состоялась панихида, вовремя которой присутствовавшие молились о всех, " за веру и правду страшные истязания в годы лихолетья и гонений на Церковь Христову претерпевших и на сем месте мученически жизнь свою скончавших " . " Русской Голгофой " называют Бутовский полигон. По официальным данным, только в период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года на этом месте было расстреляно и захоронено 20 765 человек. Немалое число из них были осуждены на смерть за свою веру. Среди принявших мученическую смерть на Бутовском полигоне - сотни священнослужителей, в том числе ныне прославленный в лике святых митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Николай (Добронравов), архиепископ Димитрий (Добросердов), последний наместник Чудова монастыря епископ Арсений (Жадановский), епископы Аркадий (Остальский) и Никита (Делекторский), последний настоятель Свято-Троице-Сергиевой Лавры до ее закрытия преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов) и многие другие. В 1994 году, на Радоницу, на месте расстрелов в Бутове был воздвигнут деревянный крест. 5 мая того же года, во вторую неделю по Пасхе, при большом стечении православного духовенства было освящено место расстрелов российских мучеников за веру. А в 1995-1996 годах здесь был воздвигнут деревянный храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

http://pravoslavie.ru/9782.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010