По-видимому, во время Турецкой войны, наблюдая боль и страдания раненых и умирающих воинов, он почувствовал в себе стремление помогать страждущим. Первоначально оно привело Леонида Михайловича к занятиям медициной. Много и старательно занимаясь самообразованием, Леонид Михайлович составил собственный лечебник с теоретическим обоснованием гомеопатии и практическими рекомендациями по лечению болезней на основе применения лекарств растительного происхождения. Разработанная им система лечения была подробно изложена в двухтомнике „Медицинские беседы“, а также в книге „Краткое изложение медицинских бесед“, которые не потеряли своего значения и в наши дни. Глубоко сопереживая всем, кто нуждался в помощи и поддержке, Леонид Михайлович всю жизнь занимался благотворительностью. Ещё находясь на военной службе, он учредил благотворительное общество помощи военным, которые по болезни были вынуждены выйти в отставку до приобретения права на пенсию. Священник Леонид Чичагов, 1894 год. Фото: chichagovs.narod.ru Он также заботился о детях-сиротах, родители которых погибли на войне. Во время русско-японской войны он организовывал сборы пожертвований для лечения раненых, участвовал в формировании санитарных поездов. И все же, в определенный момент он осознал, что всего этого мало, и он хочет целиком, без остатка посвятить свою жизнь Христу. Тогда же, в 1878 году в Петербурге Леонид Михайлович впервые встретился с протоиереем Иоанном Сергиевым. „Всероссийский батюшка“ разрешил многие духовные вопросы молодого офицера и стал его духовником, с благословения которого он принимал многие жизненные решения во все последующие годы. В дальнейшем по послушанию святому Иоанну Кронштадскому он и станет священнослужителем. Леонид Михайлович Чичагов с женой Нататьей Николаевной (урожд. Дохтуровой). Фото: chichagovs.narod.ru Решение о смене рода деятельности для Леонида Михайловича было крайне болезненным. Нужно сказать, что принятию им священного сана, помимо друзей и родственников, всерьез противилась и супруга.

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

Она заложила основы всей последующей системы образования в России, обусловив уже в XIX веке рост университетов, рождение лицеев, гимназий, училищ разного профиля и т.д. В " Рассказах бабушки Благово " , представляющих собой воспоминания графини Яньковой, почти ровесницы А.Г. Бобринского, мы читаем: " Императрица Екатерина весьма заботилась о его (Бобринском. - М.П. ) хорошем воспитании, и потому, говорят, малолетний корпус был тогда в самом цветущем положении " . Подтверждений такому " положению " немало. Но мы приведем всего лишь один любопытный факт из воспоминаний вице-адмирала П.В. Чичагова. " Воспитание в нем, - пишет П.В. Чичагов, - было столь же тщательное и совершенное, насколько оно возможно в какой бы то ни было стране. Там обучали многим языкам, всем наукам, образующим ум, там занимались упражнениями, поддерживающими здоровье и телесную силу: верховой ездой и гимнастикой; домашние спектакли были допущены в виде развлечения и забавы " . Однажды фельдмаршал П.А. Румянцев, рассказывает Чичагов, попросил императрицу прислать ему нескольких офицеров для укомплектования своей армии. И она направила к нему двенадцать выпускников 2-го Сухопутного кадетского корпуса. Румянцев, поговорив персонально с каждым из них, " остался ими так доволен, что в письме к императрице благодарил ее за присылку 12... фельдмаршалов, вместо просимых им 12 поручиков " . Из сказанного можно сделать вывод: образование Алексей Григорьевич получил по тем временам блестящее. Но уже в 80-е годы внимание государыни к этому учебному заведению, после того как его покинул Алексей, заметно падает. И тот же Чичагов, говоря о выпускниках более поздних лет, сравнивает их разве что с " капралами и барабанщиками " . К моменту поступления Алексея в корпус " неожиданно " выяснилось, что у него до сих пор нет фамилии. В разное время мать пыталась называть его по-разному: то Сицким, то даже Романовым, " то, вполне возможно, принцем Еверским (по своему Германскому домену) " . Но все они отдавали некоторой претенциозностью, способной к тому же осложнить в дальнейшем жизнь им обоим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Великие флотоводцы России. Василий Яковлевич Чичагов - смиренномудрый победитель шведов. 23.08.2019 20:30 Дмитрий Михайлович Володихин Адмирал Василий Яковлевич Чичагов получил командование Балтийским флотом, пребывая, по современным понятиям, в предпенсионном возрасте. Ему было 64 года, когда императрица Екатерина II, после кончины С.К. Грейга, именно ему передала звание командующего. Чичагову противостоял, с одной стороны, грозный противник - королевский линейный флот Швеции, а с другой - направленное против него общественное мнение, в частности, мнение его собственных подчиненных, молодых морских офицеров, то и дело упрекавших старика в нерешительности. Не поддаваясь ни силе шведов, ни подстегивающим голосам с русской стороны, Василий Яковлевич вел боевые действия с подобающей осторожностью. Тем не менее, он дважды нанес врагу тяжелые поражения: в Ревельской баталии и Выборгском морском сражении. Радиопрограмма подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2019/08/23/20-3...

Эх, ребята, Будем тверды мы душой! Разнесли ж мы эту Расщелкали всю орду!.. Это все, стрелочки, было В семьдесят седьмом году. XXII СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЯ Запоем мы, братцы, песню Про далеки страны, Где рубились молодцы, Где дрались уланы, Где драгуны во цепи День и ночь стояли; Басурманы, Смерти ожидали. Где текла река Марица Кровяной водою, Где дрались мы день и ночь С вражеской ордою! Образумься, басурман! Замирися с нами, А не то твои дома Мы возьмем штыками. Всю страну твою пройдем, По редутам жаря... И не драться бы тебе С войском Государя! А замиришься, так знай: Дело мы поправим, Всех вас, сынов, В Азию отправим. Публикуется по изданиям: 1) - Доблести русских воинов. Выпуск II. Примеры из прошлой войны. Рассказы о подвигах офицеров. 1877 - 1878. Составил Л.М. Чичагов. Издание 3-е. 1898. СПб.: Издал В. Березовский. 2) - Митрополит Серафим (Чичагов). (Леонид Михайлович Чичагов). Доблести русских воинов. Рассказы о подвигах солдат и офицеров в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. 1996. " Паломник " . С. 59 - 120. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/28/...

От редакции Предисловие к изданию 1912 г. Для того чтобы легче ориентироваться среди сообщений о боях под Красным и операциях на Березине, редакция считает необходимым напомнить читателю следующие факты. 15 ноября гвардия, подходившая к Красному, подверглась обстрелу. Ночью Наполеон, прибыв в Красный, велит генералу Роге с дивизией Старой гвардии атаковать и отбросить русский корпус Ожаровского, стоявший близ Красного. Затем, угрожаемый обходом русской армии, он остается в Красном, ожидая корпуса Евгения, Даву и Нея. Евгений уже 15-го пробивается с большими потерями через корпус Милорадовича и достигает Красного. 16-го Кутузов, подоспевший к Милорадовичу с полными силами, готовится к общей атаке. 17-го русская армия выстраивается против Красного в боевом порядке. Тормасов должен обойти французов с левого фланга. Неожиданно гвардия под личным начальством Наполеона выходит из Красного и атакует центр Кутузова. Последний стягивает к себе войска с флангов, и благодаря этому Евгений успевает продолжить отступление к Лядам, а Даву – достигнуть Красного. Кутузов остается в Красном, надеясь захватить Нея. 18-го император узнает, что Виктор после неоднократных приказаний наконец совместно с Удино атаковал Витгенштейна, но бой остался нерешительным. После этого он узнает, что Чичагов, упущенный Шварценбергом, овладел Минском и грозит захватом моста через р. Березину в Борисове. 19-го Наполеон в Орше, 21-го к нему присоединяется Ней, ускользнувший от русской армии. 22-го Наполеон узнает, что Чичагов вследствие оплошности генерала Брониковского овладел Борисовом, несмотря на сопротивление слабого отряда генерала Домбровского. Армия Наполеона оказывается на пространстве 62 верст запертой между Кутузовым, Витгенштейном и Чичаговым. Но уже 23-го Чичагов, разбитый Удино, отступает на правый берег Березины, с потерей обоза, и сжигает мост в Борисове. 24-го армия подходит к Борисову. 25-го Наполеон узнает, что Виктор отступает к главной армии перед Витгенштейном, и немедленно приказывает ему атаковать Витгенштейна и отвлечь его внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Этот список, задуманный как приложение к работе Чичагова, перечисляет свидетельства каждой сестры и позволяет оценить, насколько это возможно, весомость каждого свидетельства. В него включены имена тех сестер, которые свидетельств не оставили. Все они названы так, как упомянуты у Чичагова: как правило, по имени и отчеству, или по фамилии, или по тому, что ее заменяло. Все сестры, за исключением основательницы, стали монахинями лишь после 1861 года, и монашеские имена многих из них остались неизвестны. В то же время некоторых Чичагов называет лишь монашеским именем: в таком случае это имя занимает свое место по алфавиту, со ссылкой на соответствующую заметку. Имена, данные у Чичагова, выделены прописными буквами. Наличие нескольких имен у каждой сестры вызывает подчас некоторые трудности, о которых будет сказано ниже. Поскольку многие сестры были приняты в Дивеево задолго до поступления на мельницу, указаны известные даты поступления сестер соответственно в Дивеево и Мельничную общину. Нередко сестры, входя в Мельничную общину формально или духовно, жили не на мельнице, ибо их кельи отстояли друг от друга на двести-триста метров. Во многих случаях принадлежность сестер к Мельничной общине осталась невыясненной. Семь основательниц мельницы до 1827 года являлись членами Дивеевской общины. В действительности их было девять. Пять других сестер-основательниц, с восьмой по двенадцатую, были приняты в 1830 году, а остальные – в три последующих года. Следует также иметь в виду, что ссылки не предоставляют исчерпывающей информации, поскольку Чичагов не всегда приводит имя свидетеля. Ссылки сопровождаются кратким анализом. Поскольку феномены ясновидения описываются почти во всех свидетельствах, мы их опускаем. Ссылка в скобках обозначает не свидетельство, а косвенное упоминание той или иной сестры. АГАФЬЯ ГРИГОРЬЕВНА (242 2/5). Она пребывает в унынии; преп. С. говорит ей о небесной радости и указывает молитвы. АГАФЬЯ ИВЛЕВНА, 11-я основательница (208 верх). «Ивлевна» – видимо, разговорное искажение отчества, а не фамилия. Вот почему, как и по ряду других причин, нельзя отождествлять ее с друмя другими Агафьями. Она рано умрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Пометки в архивах свидетельствуют о том, что Мотовилов и его супруга действительно стали «питателями» общины. Пользуясь поддержкой Мантурова, пока тот был жив, Мотовилов сумел осуществить многие проекты преп. Серафима. Многие подробности его жизни и бесед со старцем изложены Нилусом в книге «На берегу Божьей реки» (Т. 1, с. 115–169 и Т. 2, с. 190–193). Согласно одному из этих текстов (1, 136–138), Мотовилов соблазнил жившую у монахинь семнадцатилетнюю девушку и вынужден был на ней жениться. Эти тексты совершенно не заслуживают доверия. Но мы не станем ни обсуждать их здесь, ни доискиваться, как этот безответственный человек мог опорочить память того, чьим духовным наследником себя считал, и память духовной дочери преп. Серафима, из рук которой якобы получил эти рукописи. Нилус сообщает, что Мотовилов был беспокойным, неуравновешенным человеком и всю жизнь страдал какимто психическим заболеванием, от которого излечился только в 1860 году. Если это соответствует действительности, то он, очевидно, недостоверный свидетель, поэтому мы рассмотрим факты, на основании которых Нилус начертал эту карикатуру. Чичагов в самом деле упоминает, что Мотовилов помимо паралича перенес некую болезнь, но не называет ее: «После смерти о. Серафима [Мотовилов] вскоре поехал в Курск за собиранием сведений о батюшке у его родственников и чрез это поплатился жестокою болезнью, которую ему облегчил архиепископ Антоний Воронежский» (561 верх). Больше он ничего об этом не говорит. Мы ничего не знаем о продолжительности его болезни и не имеем указаний на то, что она была душевной, способной повлиять на его рассудок 92 . Подозрение в «неуравновешенности» выходит из-под пера митрополита Филарета. В 1861 году, требуя от оберпрокурора Святейшего Синода возбуждения следствия на основании представленной Мотовиловым докладной записки и других свидетельств, он пишет: «Положим, что некоторые обстоятельства записки г. Мотовилова не внушают к ней доверия, потому что представляют признаки неспокойного духа; но в вышесказанном она согласна с письмом г. Карамзина 93 , которое представляет признаки беспристрастного изложения происшествия и обстоятельств несомнительно известных» (661 1/5). Эти «не внушающие доверия обстоятельства» Чичагов изложил, а митрополит Филарет прокомментировал. Но вначале расскажем о том, что же произошло в 1861 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Вера и заблуждения Редко встречаются люди, которые отвергают силу веры, но спросите их, в кого и во что они верят? Люди науки слову «вера» часто придают значение или воображения, или неразумия; так, самый безбожный человек и тот признает, что во многих лечениях помогает только вера! В устах некоторых лиц вера имеет совсем особый и недопустимый смысл, как, например, у людей, не признающих Бога, убежденных, что мир создался химическим путем, по воле природы, которая есть не что иное, как естественная наука, всем атеистам хорошо известная. Эти люди производят слово «вера» от глагола верить, например, слову профессора, научному выводу, слову товарища, и, таким образом, оно получает смысл доверия. Другие, светские люди, готовые по временам поститься и молиться, но молящиеся больше, так сказать, нервами и впечатлительностью воображения, чем душою, которая беспрестанно жаждет земных благ, также упоминают на каждом шагу о вере, придают ей духовное значение, но в их сердцах слово это имеет безотчетный смысл. Они верят одинаково всему и всем: Богу, врачу, книгам, газетам, небесным явлениям, колдунам, гадальщикам, знахаркам и т.д. Они даже убеждены, что их вера именно и есть та самая, которая проповедуется в Евангелии. «Я верю по-своему», – говорят также многие. Печальный результат безверия! Достойно удивления, что всех учат грамматике, дабы никто не писал по-своему, а по правилам. Всем стараются дать правильное произношение, чтобы никто не говорил по-своему. Правительство издает законы, чтобы все жили по правилам, а не по-своему. Принято считать время и часы по правилам, а не по-своему. Не дозволяется строить дома без применения строительных правил, чтобы они по-своему не разрушались бы, а веровать может каждый по-своему, и это считается допустимым и чуть ли не законным. Вероятно, никакая власть не в состоянии запретить каждому заблуждаться по-своему! Читать далее Источник: Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов)/Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Воображение Воображение есть сила неразумная. Оно действует механически, картинно, искусственно, по законам сочетания образов. Воображение отвлекает людей от Бога, направляя внимание на все суетное, греховное и возмущает в человеке дух и доброе настроение. От воображения мы страдаем не только наяву, но и во сне. Таким образом, сохраняя в уме и сердце нашем все чувственное, плотское, воображение препятствует восхождению к Богу в духовной жизни, рассеивает мысли и оскверняет их нечистыми помыслами, воспоминаниями о прошлых падениях и наслаждениях. Это раздражает, отнимает покой и лишает благодати. Для духовной жизни воображение есть сила вредная и пагубная. Если в светской жизни воображение приносит не только вред, но и добро, когда оно направляет человека к представлению о блаженстве будущей жизни, помогает перенестись в Небесный мир, то почему же в духовной жизни воображение только вредно? Потому что Вездесущий, Всемогущий и Всеправедный Бог – превыше всего и вне всякого воображения. Следовательно, воображение не может соединить человека с Богом. Это доказало падение ангела, возмечтавшего быть равным Богу и превратившегося в диавола. Он наполнил ум свой воображаемыми образами и сделался изобретателем этой силы, которой пользуется для погубления людей. Памятью и воображением сохраняется в человеке все чувственное, которое он видел, слышал, обонял, вкушал и осязал. Поэтому, в жизни нашей должны иметь большое значение и память, и воображение, как силы, ведущие наше сердце по тем же хорошим и опасным путям, по которым шла наша жизнь в прошлом. Но так как строй светской жизни извращает наши внешние чувства, то не трудно понять, какое величайшее зло приносят людям эти могучие силы – память и воображение, сохраняя в уме и сердце столь много греховного, пагубного и так мало светлого и спасительного. Ввиду этого человеку необходимо бороться ради спасения с памятью и воображением более, чем со страстями и своими явными недостатками. Читать далее Источник: Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов)/Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

26. [Н.Н. Вельяминов?]. Воспоминания об Этропольских Балканах. (Из походных записок армейца)//Сборник военных рассказов, составленных офицерами-участниками войны 1877 - 1878. Т. 3. СПб.: Изд. Кн. В. Мещерского. 1879. С. 389 - 401. Подпись: В. 27. Л.В. Шаховской. Занятие Этрополя// Л.В. Шаховской. С театра войны 1877–1878. Два похода на Балканы. «Кучково поле». 1878. (Серия: Военные мемуары»). С. 83 - 87. 28. Л.В. Шаховской Обедня в лейб-гвардии Измайловском полку. Посещение гвардии Государем Императором // Л.В. Шаховской. С театра войны 1877–1878. Два похода на Балканы. «Кучково поле». 1878. (Серия: Военные мемуары»). С. 69 - 72. 29. [ М.М. Чичагов]. Зимний поход. (Дневник офицера-артиллериста)//Сборник военных рассказов, составленных офицерами-участниками войны 1877-1878. Т. 3. СПб.: Издание Кн. В. Мещерского. 1879 . С. 102 - 139. Подпись: М.Ч. 30. Примеры из прошлой войны. Рассказы о подвигах офицеров. Составил Л.М. Чичагов . СПб.: В. Березовский. 1898. Изд. 3-е. Серия «Доблести русских воинов». Выпуск II . Гл. VI . С. 35 - 38. 31. Шаховской Л.В . Стратегический план перехода через Балканы. Маневры в горах. Диспозиция перехода . - Перевал через хребет авангардной колонны. Гурко и штаб на перевале // Шаховской Л.В . С театра войны 1877–1878. Два похода на Балканы. «Кучково поле». 1878. (Серия: Военные мемуары»). С. 108 - 116. 32. Сборник материалов по Русско-турецкой войне 1877-78 г.г. на Балканском полуострове. Вып. 62. Действия отряда г.-ад. Гурко с 16 по 31 декабря 1877 г. включительно. Изд. Военно-Исторической Коммисии Главного Управления Генерального Штаба. СПб.: Тип. Штаба войск гвардии и Петербургского военного округа. 1908. С. 22 - 23. 41; С. 23. 42. 33. Поход Лейб-гвардии 1-го Стрелкового Его Величества батальона. 1877-1878. Часть вторая//Сборник военных рассказов, составленных офицерами-участниками войны 1877-1878. Том 6. СПб.: Издание Кн. В. Мещерского. 1879. С. 214 - 227. 34. Из дневника лейб-гвардии сапёрного батальона (1877 - 1878)//Сборник военных рассказов, составленных офицерами-участниками войны 1877-1878. Т. 4. СПб.: Издание Кн. В. Мещерского. 1879. С. 455 - 482.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010