Вся власть советам? – В свою бытность епископом Орловским и Севским в 1906 году владыка Серафим (Чичагов) инициировал создание целой системы церковно-приходских советов, и это активизировало приходскую жизнь в то время. Но ведь в советские годы именно с помощью приходских советов власть вмешивалась в церковные дела. Как произошло перерождение этого института? – Во времена владыки Серафима (Чичагова) приходской совет был выборным органом. Формировался он из христиан, которые были приписаны к этому приходу. И всю свою деятельность он осуществлял по благословению настоятеля и, соответственно, епархиального архиерея. Никакого государственного вмешательства через приходские советы тогда не предполагалось, да и не могло быть, потому что существовавший тогда приходской устав никак не связывал их с государственными органами власти. «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», подписанный Лениным в январе 1918 года, ситуацию кардинально изменил. Церковь в советской стране перестала существовать как юридическое лицо, и эта ситуация сохранялась вплоть до 1927 года. – А что было? – Были лишь группы верующих по 20 человек, которые могли быть зарегистрированы властями, а могли и не быть. Если двадцатку регистрировали, то ей передавали в безвозмездное пользование храмовое здание, и всю ответственность за происходящее на приходе она несла на себе. Двадцатка была средством контроля за священником, за всей приходской жизнью. А после 1961 года и руководитель этой двадцатки тоже стал назначаться по согласованию с органами власти. В отличие от дореволюционного приходского совета двадцатка не была органом приходского собрания, поскольку в советское время приходского собрания вообще не существовало. Его и сейчас не существует на большей части приходов, поэтому, когда нужно собрать раз в год приходское собрание, зовут известных настоятелю прихожан – не более того. Две церкви – Митрополит Серафим принял знаменитую Декларацию 1927 года митрополита Сергия о лояльности к советской власти. Пересматривал ли он свою позицию, видя усиление террора против Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Накануне праздника Святой Троицы 2008 года завершилась роспись храма, продолжавшаяся пять лет. Бригаду, в которую вошли мастера из Самары, Ульяновска, Владимира, Палеха и Шуи, возглавили художники из Самары – Анатолий и Ольга Беляевы. Роспись выполнена в традициях московской школы XVI века (мастерская Дионисия), орнаментальные фризы решены в ключе Софии Новгородской, в западной же части собора, особенно в притворе, прослеживается влияние искусства Византии. Несмотря на большой объем росписи (площадь церкви 6125 м2), светлые воздушные краски придают храму легкость и светоносность, что созвучно теме праздника Преображения Господня. Фрески выполнены акрилом, с нанесением сусального золота. Основные сюжеты росписи – евангельские события и притчи, в медальонах изображены лики святых. Иконостас – резной, золоченый, выполнен из липы мастерами из города Шуи Ивановской области. В Преображенском соборе хранится сень, которая на летний праздник преподобного Серафима, выносится наружу и устанавливается перед храмом на соборной площади. Под сень на специально устроенный помост возлагают раку с мощами святого саровского старца. В остальное время под сенью в соборе стоит большой мощевик. В храме находится множество икон и ковчегов с мощами, есть икона преподобного Серафима Саровского с его полумантией, в приделе Всех святых помещена витрина с вещами, имеющими отношение к Саровской пустыни и батюшке Серафиму. «Собор стоял у канавки Царицы Небесной. Он был по величине такой же, как и летний холодный собор, и создавал великолепный монастырский ансамбль Града Царицы Небесной» (Протоиерей Стефан Ляшевский). Проект нового собора был разработан архитектором А.Е. Антоновым и с июля 1906 по апрель 1907 года рассматривался в Строительном отделении Губернского правления. Дважды к проекту были предъявлены замечания, и лишь на третий раз он был согласован. Тем временем определилось место будущего собора и продиктовано оно было соображениями чисто практическими: там, где согласно Дивевскому преданию преподобный Серафим благословил возвести зимний собор, уже стояла Тихвинская церковь. И хотя митрополит Серафим (Чичагов) настаивал на том что бы строить именно на этом месте, игуменья Александра не пожелала разбирать Тихвинский храм.

http://sobory.ru/article/?object=05360

Лит.: ЖПодв. Июнь. С. 126-136; Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. Ч. 1; Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905; Таисия [Карцова], мон. Русское православное женское монашество. Джорд., 19882.. Серг. П., 1992р; Четвертый удел Богородицы/Изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. [М.,] 1995; Матушка Александра - первоначальница Дивеевской обители/Изд. Свято-Данилова монастыря. [М.,] 1997; Житие преподобных Александры, Марфы и Клены Дивеевских. Дивеево, 2001. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) МАТРОНА (Власова Матрена Григорьевна; 1889-1963), мон., преподобноисп. (пам. 25 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Курмышский (1879– 1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых)

http://pravenc.ru/text/64434.html

Пастыри и миряне Орловской епархии называли Преосвященного Серафима «великим объединителем прихода», а его пребывание на Орловской кафедре — «самой блестящей страницей в летописях Орловской епархии за 200 лет её исторического существования» Пребывание епископа Серафима в Орловской епархии оказалось не таким продолжительным, чтобы он мог полностью осуществить свои замыслы по возрождению в ней церковной жизни. Св. Синод счёл необходимым поручить Владыке Серафиму управление епархией, где церковные дела находились в ещё более сложном положении, чем это было в Орловской епархии ко времени его прибытия туда в феврале 1906 г.. Он был переведен на должность правящего архиерея в Кишиневскую епархию. Вопросам активизации приходской жизни в Орловской губернии было посвящено сообщение, с которым владыка Серафим выступил в Петербурге перед членами Государственной Думы и Государственного Совета. В своем сообщении владыка Серафим в 1908 г. советовал Св. Синоду как можно скорее приступить во всех российских епархиях к возрождению приходской жизни. Свидетельством все возраставшего возросшего авторитета Преосвящённого Серафима стало назначение его в 1907 году присутствующим членом Св. Синода. В 1908 г. за организацию приходской жизни в Орловской епархии Государь Николай II наградил владыку Серафима Орденом Св. Анны I степени. Поправив дела в Кишиневской епархии, Владыка Серафим назначается в марте 1914 года архиепископом Тверским и Кашинским. Положение в церковной жизни Тверской епархии было сравнительно лучше, чем в тех епархиях, где он служил раньше. Поэтому важный опыт возрождения приходской жизни, который Владыка приобрел в течение предшествующих лет епископского служения, мог быть здесь реализован во всей полноте. Обобщив опыт своего служения в Орле и Кишеневе, архиепископ Серафим составил знаменитое Обращение к духовенству Тверской епархии по вопросу о возрождению приходской жизни». - Что же привело епископа Серафима в «стан черносотенцев»? Почему он принял самое активное участие в такой монархической организации, как Союз Русского Народа (СРН) ?

http://pravoslavie.ru/58130.html

9 Ссылки в тексте исследования даются по первому изданию книги, указанному в библиографическом списке настоящей работы. Последующее переиздание: Серафим (Кузнецов Георгий Михайлович; игумен; 1873–1959). Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года: Воспоминания участника/Иеромонах Серафим. – М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 1999. 10 В разных архивных и литературных источниках перечень вопросов приводится в различной порядковой нумерации. Программа съезда приведена, в частности, в л. 110–111об]. 12 Личность епископа Никона Серпуховского, на момент написания настоящего исследования, не установлена. Он не значится в списках участников иноческого съезда. Возможно, что им было реализовано право письменно обращаться с предложениями к съезду. Владыка Никон (Рождественский) состоял в должности епископа Серпуховского, викария Московской епархии в период с 8 ноября 1904 г. по 25 апреля 1906 г., что исключает его авторство указанной Докладной записки в 1909 г., если только документ не написан им в указанные ранние годы и вложен в архивное дело, как имеющий значение при рассмотрении вопросов съезда. 13 По-видимому, в протоколе заседания допущена опечатка: на съезде от Тихоновой Калужской пустыни был представлен с правом совещательного голоса иеромонах Анастасий Список участников съезда монашествующих с совещательным голосом, п. 8, с. без номера]. 15 См. также: РГАДА. Ф. 1204 Свято-Троицкая Сергиева Лавра, оп. 1, ч. 15 (1626–1925), ед. хранения 17518а. Микрофильм. Часть VI. Материалы съезда ученого монашества. Постановления Всероссийскаго съезда ученаго монашества бывшаго в Московской Духовной Академии с 7 по 14 июля сего 1917 года. Л. 296–308об. 18 Обратим внимание, что на такое же бедствие в Орловской губ. в г. Болхове (Волхове) указывал уже в 1844 г. миссионер – первоапостол Алтая, архим. прп Макарий (Глухарев, †1847), где даже городской глава не знал « Символ веры » с. 166]. 19 Председатель отдела «Монастыри и монашество» на Всероссийском Поместном Соборе 1917–18 гг. архиепископ Тверской и Кашинский Серафим (Чичагов , †1937, прославлен РПЦ в 1997 г. в лике священномучеников в Соборе Бутовских новомучеников и Соборе Дивеевских святых) в своем докладе отмечал: «Современные требования образованных людей, лишенных духовного рассуждения, сводятся в общем к привлечению монастырей исключительно служению миру; к облегчению материальных нужд народа, к раздаче средств, о которых они имеют ложные представления, к воспитанию детей пролетариата, к уходу за больными, к исправлению и вразумлению малолетних преступников. Жизнь молитвенная, подвижническая, направленная на самоусовершенствование, кажется им тунеядством» с. 212].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРФА Прп. Марфа (Милюкова) Дивеевская. Икона. Нач. XXI в. (Серафимо-Дивеевский мон-рь) Прп. Марфа (Милюкова) Дивеевская. Икона. Нач. XXI в. (Серафимо-Дивеевский мон-рь) (Милюкова (Мелюкова) Мария Семеновна; 10.02.1810, дер. Комодеево (Погиблово) Ардатовского у. Нижегородской губ.- 21.08. 1829, с. Дивеево, там же), прп. Дивеевская (пам. 21 авг. и 14 июня в Соборе Дивеевских святых), схим. Основным источником сведений о М. является ее жизнеописание ( Кондратьев. 1906) и «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная архим. Серафимом (Чичаговым) . М. род. в семье удельных крестьян. Отец - Семен Дмитриевич Милюков; старший брат Иван († 23 авг. 1882) был насельником Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни , нес послушание привратника; старшая сестра Прасковья по благословению прп. Серафима Саровского поступила в Дивеевскую общину, а в 1834-1837 гг. являлась начальницей т. н. Мельничной общины (см. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы монастырь ). М. была крещена 13 февр. 1810 г. С детства любила богослужения, молилась в приходском храме с. Хохлова Ардатовского у. Во время Великого поста 1823 г., на обратном пути из церкви, при переходе через р. Иржу М. провалилась в полынью и спасение от гибели восприняла как чудо. Вскоре за сестрой Прасковьей она «увязалась» в Саровскую пуст. к прп. Серафиму, который благословил отроковицу не возвращаться домой, а идти в Дивеево ( Серафим (Чичагов). 1903. С. 172). 21 нояб. 1823 г., в день праздника Введения во храм Пресв. Богородицы, 13-летняя Мария поступила в жен. Казанскую общину при приходской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с. Дивеева, основанную прп. Александрой Дивеевской (Мельгуновой). М. вела подвижнический образ жизни, стремилась к непрестанной молитве, уклонялась от бесед с сестрами, с кротостью отвечала только на необходимые вопросы. Стала одной из преданнейших учениц прп. Серафима. Согласно «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», «скорее отроковица Мария Семеновна и Михаил Васильевич Мантуров слышали о бывших о. Серафиму откровениях и даваемых ему поручениях Божией Матерью, чем саровские иноки». Считается, что прп. Серафим именно ей рассказал о будущей славе Дивеевской обители, но заповедал не говорить об этом «до времени» насельницам и родным. После бесед со старцем Мария «сияла неземною радостию» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2562492.html

И в десятом часу вечера 20 декабря 1846 года, на 74 году жизни, архиепископ Антоний отошел ко Господу. Погребение его было совершено 27 декабря в Благовещенском соборе, рядом с могилой святителя Митрофана. И при жизни, и по кончине своей преосвященный Антоний не раз являлся разным людям в сонном видении, то утешая, то предостерегая, а иногда и наказывая. Иногда являлся не один, а со святителями Митрофаном и Тихоном. Архимандрит (впоследствии митрополит) Серафим (Чичагов ; память 28 ноября/11 декабря и в Соборе новомученников и исповедников Российских) в своей книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» приводит некоторые данные об архиепископе Антонии именно как о человеке, которого особенно уважал преподобный Серафим, и при этом делает следующий вывод: «В счастливые первые 30 лет XIX столетия в России еще были светильники и великие рабы Божии, которые, может быть, своими молитвами и спасали отечество в тяжелые годины нашествия двунадесяти язык и западных влияний. К ним должен быть причислен и преосвященный Антоний». Народ еще при жизни архиепископа Антония считал его святым. Могила его до нашего времени привлекает богомольцев, которые служили на ней панихиды и по милости Божией, и по вере своей получали исцеление. Труды: Проповеди//Христианское чтение. – 1837, апрель; 1848, январь. Письмо к отцу о пребывании императора Александра I в Киеве//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1862, кн. 1 – С. 189–190. 8 слов Антония//Савостьянов Н.М. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. – СПб., 1852; Воронеж, 1914. Духовное завещание [пастве]//Душеполезное чтение. – 1893, ч. 2, 6. – С. 275–281. Литература: Севостьянов H. М. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. – СПб., 1852; – Воронеж, 1914. Кременецкий А., священник. Антоний (Смирницкий) , архиепископ Воронежский. – Воронеж, 1906. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 362–384. Порфирий (Григорьев), монах. Письма затворника Георгия. – СПб., 1894. – С. 90–96.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Вторая половина участи» – мученическая кончина святого Хрисогона. См.: Страдание святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, Хрисогона учителя ее, Феодотии и других с нею пострадавших//Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского . Кн. 4. Месяц Декабрь. М., 1906. – С. 595–614. 338 На протяжении всего срока заключения сам о. Игнатий и его чада пытались добиться замены меры «наказания» на более легкую. Ср. ответ епископа Варфоломея на вопрос духовной дочери о возможном аресте: «Нужно, конечно, как Христос на суде у первосвященника (см. Ин 18:22–23 ) и Апостолы (о чем в книге Деяний (см. Деян 23:2–6; 24:10–21 )) отрицать неправильный ход дела и возражать» (копия ответа, сделанная духовными детьми Владыки, хранится в личном архиве А. Л. Беглова). 342 Вера Васильевна Вишвякова – духовная дочь о. Игнатия, у которой жила его мать, монахиня Авраамия. 344 Отсюда о. Игнатий постепенно начинает замещать (как правило при написании предлогов) на знак апострофа (’), возможно, по аналогии с попытками вовсе упразднить эту букву. (Так, в то время внедрялось написание от’езд и т. п.) Здесь и далее этот знак заменен на . 346 То есть о. Игнатий. Духовное руководство осмыслялось как духовное материнство еще в Новом Завете (см. Ин 3:3–7 ; Гал 4:19 : «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» и др.). В XIX в. духовное наставничество уподоблял подвигу материнства преподобный Серафим Саровский : «Затем стал советовать: матерью будь, говорил, а не отцом к братии». – Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей ее: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожд А. С. Мельгуновой . Составил Архимандрит Серафим (Чичагов) . СПб., 1903. – С. 380; ср. там же. – С. 335. К этому уподоблению прибегали воспитанники Зосимовой пустыни для указания на характер отношений между духовным отцом и послушником: «Нет нужды объяснять здесь Вам, что духовный отец является, точнее, не отцом, а матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (6.03.1891, с. Михалёво Бронницкого у. Московской губ. – 28.02.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. Род. в семье священника, в 1902 г. окончил трёхклассную михалёвскую школу, в 1906 г. Московское Донское ДУ, в 1912 – Московскую ДС, работал учителем второклассной школы при фабрике на ст. Балашиха Московско-Нижегородской железной дороги. 5 дек. 1913 г. (по другим данным в, 1914 г.) рукоположен во священника и назначен на место умершего отца в ц. Рождества Христова с. Михалёва. В 1918 г. призван в тыловое ополчение Красной армии, служил рядовым при губернском конском запасе в г. Бронницы, затем конторщиком в строительном отряде и телефонистом в Управлении по снабжению воздушного флота в Москве. В 1921 г. демобилизован. В марте 1922 г. определён священником к Троицкой ц. в пос. Удельная Бронницкого у. Московской губ. С 1934 г. в посёлке проживал на покое сщмч. митр. Серафим (Чичагов) , духовенство Троицкой ц. посещало митр. Серафима для служения молебнов в великие праздники. В 1937 г. служители и прихожане Троицкой ц. подали заявление с протестом против обложения общины непосильными налогами. После этого сотрудниками НКВД было проведено негласное следствие в отношении священников Троицкой ц. А. был арестован 26 янв. 1938 г. вместе со сщмч. диаконом Симеоном Куляминым . А. обвинялся в «контрреволюционной агитации против выборов в Верховный Совет, распространении слухов о закрытии церквей и арестах духовенства»; виновным себя не признал, отказался давать показания, компрометирующие митр. Серафима. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 16 февр. 1938 г. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 12 марта 2002 г.

http://pravenc.ru/text/376543.html

Служение архиерейское Большинство светских людей видят в архиерейском сане удовлетворение человеческого тщеславия. Какое неведение подвига епископского служения.., которое святыми отцами именуется добровольным мученичеством! Не епископам ли прежде всех сказал Иисус Христос в лице Своих апостолов: «В мире будете иметь скорбь» ( Ин.16:33 ), «как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин.16:19 ). Слово Божие громко вещает, что епископам вверены люди Господни и они имеют «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ), что они несут тяжелую ответственность за каждую вверенную им душу и обязаны говорить, увещевать и обличать со всякою властию ( Тит.2:15 ), и что «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Но в наши трудные и лукавые дни голос святителей заглушается голосами и криками главарей разнообразных сект, проповедников бесчисленных вер и отрицаний, а за последнее время сторонников беспримерного в истории безумия, христианства без Христа и человеколюбия без имени Божия. Современный дух, враждебный Церкви и государству, религии и нравственности, настолько силен, что епископы обречены на неустанную, многостороннюю борьбу, глубокую душевную скорбь, вовлечены в невежественные состязания, от которых святой апостол повелевает уклоняться, «зная, что они рождают ссоры» ( 2Тим.2:23 ), обременены бесчисленными судебными и всякого рода делами, жалобами, просьбами и требованиями, в большинстве своем неразрешимыми, ведущими лишь к недовольству просителей, поврежденных в вере и послушании Церкви, к недоразумениям с интеллигентными слоями общества и к бесконечному мученичеству. Читать далее Источник: Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов)/Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010