Глава 30 Об обетах. Чис.30:1 .  И пересказал Моисей сынам Израилевым все, что повелел Господь Моисею. Чис.30:2 .  И сказал Моисей начальникам колен сынов Израилевых, говоря: вот что повелел Господь: Чис.30:3 .  если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его. Под именем обета ( недер) разумеется положительное обещание исполнить что-либо, воздержаться от чего-либо (в последнем случае будет «зарок» – иссар, ст. 3), а также посвятить кого-нибудь во имя Божие. Об обетах см. кн. Лев.27.1 , кн. Чис 6.1 . В настоящей главе отмечаются случаи, когда обеты должны быть соблюдаемы, и случаи, когда обеты не могут иметь силы. Чис.30:4 .  Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей, Чис.30:5 .  и услы­шит отец обет ее и зарок, который она по­ложила на душу свою, и про­молчит о том отец ее, то все обеты ее состоят­ся, и всякий зарок ее, который она по­ложила на душу свою, состо­ит­ся; Чис.30:6 .  если же отец ее, услышав, запретит ей, то все обеты ее и зароки, которые она возложила на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей, потому что запретил ей отец ее. Чис.30:7 .  Если она выйдет в замужество, а на ней обет ее, или слово уст ее, которым она связала себя, Чис.30:8 .  и услышит муж ее и, услышав, промолчит: то обеты ее состоятся, и зароки ее, которые она возложила на душу свою, состоятся; Чис.30:9 .  если же муж ее, услы­шав, запретит ей и отвергнет обет ее, который на ней, и слово уст ее, которым она связала себя, [то они не состоят­ся, по­тому что запретил ей муж ее,] и Го­с­по­дь про­стит ей. Чис.30:10 .  Обет же вдовы и раз­веден­ной, какой бы она ни воз­ложила зарок на душу свою, состо­ит­ся. Чис.30:11 .  Если жена в доме мужа своего дала обет, или воз­ложила зарок на душу свою с клятвою, Чис.30:12 .  и муж ее слы­шал, и про­молчал о том, и не запретил ей, то все обеты ее состоят­ся, и всякий зарок, который она воз­ложила на душу свою, состо­ит­ся;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 10 Приступает к доказательству того, что переход Евреев чрез море и события в пустыне предуказывали Таинства Господа нашего. 1Кор.10:1 . Отцы наши , – говорит, – все... под облаком... были ( Исх.13:21–22 ). 1Кор.10:2 . И все... в Моисее крещены были, в облаке и в море ( Исх.14:19, 22 ). И манну 1Кор.10:3 . – пищу... духовную, ели ( Исх.16:15 ). 1Кор.10:4 . И... питие... духовное, – истекавшее из скалы от жезла, – пили ( Исх.17:6 ). А скала, – как символ, – была Христос Сам. Итак, море поставил (показал) он (апостол) за символ крещения, а облако, распростиравшееся над ними и осенявшее их, было образом руки священника. Как после крещения приступает человек к Телу и Крови (Христа), так и Иудеи в то время крещены были в прообразе, и манну духовную потом вкусили, и пили воду духовную. Духовными названы из-за манны, сходившей свыше (с Неба). Так и воды, которые снова и чудесно истекали из той скалы. И Христа назвал той Скалою, ибо, подобно скале, пронзен был ударом копья бок Господа нашего и из него истекли Кровь и вода ( Ин.19:34 ); Кровь – во очищение и в питие всех народов. Но все это совершено было с ними не потому, что на множестве их почило благоволение Божие, ибо в то время, когда происходили эти преобразовательные события, они (Иудеи) 1Кор.10:5 . поражены были, – очевидно смертью , – в самой пустыне ( Чис.14:29, 26:64–65 ). Но (сделано это Богом) для того, чтобы само поражение их послужило бы нам образом и примером: 1Кор.10:6 . чтобы... не быть нам похотниками зла, как и они ( Чис.11:4 , Исх.32:6 ). 1Кор.10:8 . И да не блудим ( Чис.20:14 ). 1Кор.10:9 . И да не... искушаем Христа, подобно Иудеям ( Чис.21:5 ). 1Кор.10:11 . Это же все образно происходило с ними, а на писано: было для вразумления нас. 1Кор.10:12 . Итак, кто мечтательно думает, что он твердо стоит, тот да остерегается греха, да не падет и сам. 1Кор.10:13 . Но верен Бог , Который не пошлет на вас искушения выше того, что можете, то есть не прострет искушения выше немощи нашей; но совершит, – тут же вместе,

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 6 Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел Иисус очи Свои на них и начал говорить: Блаженны нищие в духе своем» (ср. Лк.6:20 , Мф.5:1–3 ), то есть нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «Блаженны кроткие» ( Мф.5:5 ). «Кротчайшим ...человеком ...был Моисей... из всех сыновей народа своего» (ср. Чис.12:3 ), и: «на кого... призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и... смиренных сердцем» (ср. Ис.66:2 ). Также «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его» ( Пс.131:1 ), и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ), «Блажен, кто алчет и жаждет правды» (ср. Мф.5:6 ), как (и в другом месте) говорит (Писание): " не... алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и ...жаждет, дабы слышать слово Господа» (ср. Ис.49:10 , Пс.41:3, 62:2 ). «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят» (ср. Мф.5:8 ), как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» ( Пс.50:12 ). Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей ( Исх.33:18–23 ), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем» (ср. Мф.5:8 ), потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, – говорит, – все помыслы... злые» (ср. Мк.7:21 , Мф.15:18 ). «Блаженны, которые плачут, поскольку они утешены будут» (ср. Мф.5:4 ), как и там: «если... с Ним терпим, ( с Ним) и прославляемся» (ср. Рим.8:17 ). «Блаженны миротворцы, ибо... будут наречены сынами Божиими» ( Мф.5:9 ), – поскольку Ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава в вышних Богу, и на земле мир» ( Лк.2:14 ). «И устроил мир, – говорит (апостол), – Кровию Креста Своего между тем, что на небе, и тем, что на земле» (ср. Кол.1:20 ). И когда (Господь) посылал учеников Своих, сказал им: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» ( Лк.10:5 ). Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: «кои ходят духом Божиим, сии суть сыны Божии» (ср. Рим.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Пророки и пророчества Имя . Пророки назывались у евреев nabi, т. е. «говорящий». Слово это имеет корнем глагол, сохранившийся и теперь в арабском языке, – nabaa ­ давать весть. За правильность такого понимания термина nabi говорит и соответственное ассирийское выражение nabu ­ звать, а также эфиопское nababa ­ говорить. Но если этот эпитет «говорящие» (nebiim) придавался только некоторым лицам, то под ним разумелись, очевидно, особые люди, которые заслуживали своими речами исключительного внимания и уважения, словом, люди, посланные Богом для возвещения Его воли. Таким образом, слово nabi должно обозначать вестника Божественного откровения. Такой же смысл имеет и термин греческой Библии – προφητης, которым LXX передают еврейское выражение nabi. Кроме того, евреи называли пророков roéh – видящий, chozéh – прозорливец. Эти оба названия указывают на то, что возвещаемое пророком получено им в состоянии видения или особенного восторга (см. Чис.24:3–4 и сл.). Но так как взор пророка направлялся и на внешнюю жизнь еврейского государства, даже на будущее его, то пророки иногда назывались zophim, т. е. стражи ( Иер.6:17 ; Ис.56:10 ), которые должны предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности. Назывались также пророки пастырями ( Зах.10:2 ; Зах.11:3, 16 ), которые должны заботиться о порученных им овцах – израильтянах, мужами Божиими и др. Сущность пророчества . Если пророки должны были возвещать людям получаемые ими от Бога откровения, то, очевидно, Бог входил с ними в тесное внутреннее общение. Он должен был говорить с ними и они – с Богом, и Бог , действительно, приходит к ним и говорит с ними, как со своими друзьями, о том, что Он намерен совершить, объясняет им свои планы. В этом и состоит настоящая сущность пророчества. Поэтому уже Авраам называется пророком и другом Божиим ( Быт.20:7 ; Иак.2:23 ). «Могу ли Я, – спрашивает Бог , – скрыть от Авраама то, что Я намерен с делать?» ( Быт.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Некие примечания, из Св. Писания выбранные, пробуждающие грешника от сна греховного и к покаянию призывающие, с последующими образами Источник В конце краткое к скорому обращению увещание, в пользу душевную, каждому предлагаю.   «Вонми, небо, и буду говорить, и да слышит земля слова уст моих " ( Втор 32:1 ). «Согрешили, они не дети Его, они порочны. Род строптивый и развращенный! Сие ли воздаете вы Господу? ...Не Сам ли Он Отец твой, Который усвоил тебя, и сотворил тебя, и создал тебя» ( Втор 32:5–6 )? «Вопроси отца твоего, и возвестит тебе; и старцев твоих и скажут тебе» ( Втор 32:7 ). «Напитал его (Израиля) в пустыне, в жажде, во время зноя в безводной» ( Втор 32:10 ). «Окружил его, и наставил его, и со хранил его, как зеницу ока. Как орел покрывает гнездо свое и носится над птенцами своими, так простер крила свои, и принял его, и поднял его на плечи Свои» ( Втор 32:11–12 ). «Пили мед из камня, и елей из твердого камня», и прочее ( Втор 32:13 ). »И ел Иаков, и насытился, и отвергся возлюбленный: утучнел, отолстел, разжирел, и оставил Бога, сотворившего его, и отступил от Бога, Спаса своего» ( Втор 32:15 ). «И видел Господь, и возревновал, и раздражися», и прочее. И сказал (Господь): «Отвращу Лицо Мое от них, и покажу, что будет им впоследствии» ( Втор 32:19–20 ). «Соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои» ( Втор 32:23 ). «Близ день погибели их, и предстоит готовое вам» ( Втор 32:35 ). " Изострю, как молнию, меч Мой, и примет суд рука Моя; и воздам месть врагам, и ненавидящим Меня воздам. Упою стрелы Моя кровью и меч Мой насытится плотью» ( Втор 32:41–42 ). И сказал Господь: «Доколе преогорчевают Меня люди сии, и доколе не веруют Мне при всех знамениях, которые Я сотворил с ними? Поражу их смертью и погублю их» ( Чис. 14:11–12 ). «Если не обратитесь, Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти» ( Пс 7:13–14 ). «Сыны человеческие, доколе вы будете упорны? Зачем любите суету и ищете лжи? ( Пс 4:3 ). " Бог истребит тебя до конца, исторгнет тебя и переселит тебя из селения твоего и корень твой удалит от земли живых» ( Пс 51:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Глава 4 Воспоминание событий в Ситтиме, при Синае, в Египте. – Нравственный вывод из них. Назначение трех городов убежища на восток от Иордана. Втор.4:1 .  Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я [сегодня] научаю вас исполнять, дабы вы были живы [и размножились], и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам [в наследие]; Втор.4:2 .  не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую. Втор.4:3 .  Глаза ваши видели [все], что сделал Господь [Бог наш] с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя; Втор.4:4 .  а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне. Втор.4:5 .  Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; Втор.4:6 .  итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ср. Чис. 25 . Втор.4:7 .  Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? Втор.4:8 .  и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня? Втор.4:9 .  Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, – Втор.4:10 .  о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, [в день собрания,] и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих. Втор.4:11 .  Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1:1–9 Главное, о чем напоминает Господь Иисусу Навину «по смерти Моисея», это об обетовании, данном Аврааму ( Быт. 12,7; 13,14–17 ). Обетование подтверждается в ст. 2–5. 1 раба Господня. Это почетное именование ( Быт. 26,24 ), которого будет удостоен после смерти и Иисус Навин (24,29), указывает на особое место, отведенное Моисею в промысле Божием (ср. Ис. 42,1 ). Иисусу. Моисей изменил первоначальное имя Иисуса Навина Осия («спасение») на новое Иисус («Господь есть спасение», Чис. 13,17 ). Впервые Осия Иисус упоминается как помощник Моисея в Исх., гл. 17. Он был одним из мужей, посланных из Кадеса на разведку земли ( Чис. 13,9 ); вместе с Халевом он призывал израильтян полагаться во всем на Господа и не противиться Ему ( Чис. 14,6–9 ). Посему его, как и Халева ( Втор. 1,36 ), не коснулся гнев Божий, которого не избежало целое поколение израильтян, вышедших из Египта. Несмотря на то, что Иисус Навин предстает как преемник Моисея ( Чис. 27,12–23 ; Втор. 3,28; 31,1–8 ), он и после смерти пророка продолжает играть подчиненную по отношению к нему роль, будучи обязанным следовать книге закона (1,8 и ком.) и призванный исполнять повеления Моисея (1,7; 8,31; 11,12.15; 14,2.5; 20,2). То, что Иисус Навин стал вождем Израиля после смерти Моисея, знаменует, с одной стороны, непрерывность исторического процесса (в том, что касается неизменности Божественного промысла в отношении Израиля), а с другой некий рубеж, отделяющий последующую историю от эпохи Моисея, которая была и остается эталоном для более поздних поколений. 1 перейди через Иордан сей. Израильтянам, находящимся к востоку от Иордана ( Втор. 1,1 ), предстоит спуститься в долину реки и преодолеть водную преграду, дабы овладеть землей, обетованной им Богом (3,15). даю. Земля обетованная это дар Господа, Который остался верен Своему обещанию, данному Им Аврааму (ст. 3,6). Земля обетованная служит здесь воплощением того, что в Новом Завете именуется «благодатью» ( Еф. 2,8 ; см. ком. к 21,43). 1 стопы ног ваших. Слово «ваших», как и в ст. 4, свидетельствует, что обетование адресовано всему народу Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Дух пребывает на человеке (Суд. 3:10) и в человеке (Чис. 27:18), в его сердце (Ис. 63:11), Дух наполняет человека (Исх. 31:3) и обнимает его (Суд. 6:34), Дух находит на человека (1 Цар. 10:6, Иез. 11:5), говорит в нем (2 Цар. 23:2), Дух может телесно унести человека (4 Цар. 2:16). По анализу словоупотребления видно, что сошествия Духа на людей бывают различны как по своей продолжительности, так и по своему характеру: краткие и поверхностные, как у судей, или длительные и глубокие, как у пророков . Но о жизни в Духе, о которой нам известно из Нового Завета, говорить не приходится. Block справедливо проводит различие: если в Ветхом Завете Дух находил на избранных людей, чтобы они были исполнителями какой-либо специальной божественной воли, то в Новом Завете Дух постоянно обитает в верующих . Боговидец Моисей, в ответ на ревность Иисуса Навина, порожденную необычным увеличением пророчествующих, желает, чтобы Бог поместил бы Его Дух во всех людей так, чтобы они могли бы пророчествовать (Чис. 11:29). Из этого восклицания видно, что в те времена исполнение Духа Божия было редким уделом немногих даже среди праведников. Но и на удостоившихся принять Его, Он пребывает не постоянно: Дух находит на личности и оставляет их, иногда из-за их греха: не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня (Пс. 50:13), так, по толкованию свт. Афанасия, царь Давид " молится, чтобы Дух пророческий сошел на него, ибо Он оставил его по причине греха " , ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1:5). В третьей книге Ездры содержится целая молитва о ниспослании Духа: если я приобрел милость у Тебя, ниспошли на меня Духа Святаго, чтобы я написал все, что было соделано в мире от начала, что было написано в законе Твоем (3 Езд. 14:22). Таким образом, Святой Дух, передававший пророкам слова Божии, понимается как Божественный автор священных писаний. Действия Духа на личность человека многоразличны: Дух научает (Исх. 31:3), подает силу (Мих. 3:8), утверждает на дела благие (Пс. 50:14) и ведет по пути Господнем (Пс. 142:10). Kaiser отмечает, что " одним из наиболее важных, но вместе с тем наиболее трудных аспектов в Ветхом Завете является попытка точно описать действие Святого Духа в личном опыте обновления и освящения в этом Завете " . Сам Kaiser отвечает отрицательно на вопрос, было ли перерождение личности под воздействием Духа в Ветхом Завете, указывая при этом на то, что весть о рождении от Духа в Ин. 3:6 прозвучала новостью для ветхозаветного книжника Никодима. Но этому противоречит изречение Самуила: и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком (1 Цар. 10:6). Таким образом, Дух не просто управляет личностью, но Своим присутствием воздействует на все существо человека, изменяя его.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/pn...

3.4. Более того, то, что местоположение и границы станов описаны через некое единение и связь колен, без сомнения, имеет отношение к устроению воскресения мертвых. И о том, что три колена расположены «к востоку», три – «к западу», три – «к морю», и три последние – «к северу» (ср. Чис.2:3,10,18:25 ), ветры которого названы «северная буря и вихрь» ( Сир.43:18 ), что «к востоку» размещается и колено Иудино (ср. Чис.2:3 и далее), из которого «Господь наш воссиял» ( Евр.7:14 ), как мне думается, сказано не случайно, и о том, что к нему примыкает Иссахар и Завулон, и что это триединое число в четырех частях – и хотя они и обладают различными свойствами своих местоположений, все они входят в число троицы – и что через все эти четыре части та же троица объединяется в одно число, и через это, несомненно, под одним именем Отца и Сына и Святого Духа объединены все, кто приходят с четырех сторон света и призывают имя Господа, и они «возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ). 3.5. Все это мы излагаем в общих чертах, ибо хотим сразу охватить мистическое содержание всей этой священной книги, чтобы каждый получил возможность духовного понимания и тщательно исследовал остальные подобные или даже более возвышенные предметы, если Бог откроет ему больше. Ибо я по правде считаю, что не в силах объяснить те тайны, которые хранятся в книге Чисел; и в еще большей мере неспособен я истолковать то, что содержится в книге Второзакония. 3.6. А посему должно нам поспешить к Иисусу, не сыну Навина, а к Иисусу Христу. Но прежде обратимся к «детоводителю» Моисею (ср. Гал.3:24 ) и затем, оставив с ним «младенческое» (ср. 1Кор.13:11 ), устремимся к совершенству Христа. Ибо Моисей не остановил много войн, тогда как Иисус обуздал все войны и всем принес мир, и потому написано: «И земля успокоилась от войны» ( ИсНав.14:15 ). Землю обетованную, землю наследия, «землю, где течет молоко и мед» ( Исх.33:3 ), распределил Иисус, и «блаженны кроткие, ибо они» через Иисуса «наследуют землю» ( Мф.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Дело в том, что святой Иоанн Креститель пришел в этот мир «в духе» пророка Илии. И Сам Христос говорил о нем: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» ( Мф.11:14 ). То есть пророк Илия, который живьем был взят на Небо, еще явится в этот мир при его кончине; но Иоанн Креститель был пророком, подобным ему в духе и силе, как подобным Илие был пророк Елисей. Сказано: «…опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» ( 4Цар.2:15 ). В случае с святым Иоанном Крестителем на нем «опочил дух Илии». И мы читаем далее: Мф.3:5 . «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему». В данном стихе поражает то, что свое общественное служение Иоанн Креститель начинает не в городах и весях, а в иудейской пустыне, куда люди, чтобы услышать его, должны были выходить к нему из своих домов. Таким образом, они как бы возвращаются ко временам Исхода и Моисея, и глас Господень вновь начинает звучать к ним в пустынных местах, где никто и ничто не может их отвлечь от богомудрия и духовного созерцания. И они начинают догадываться, что всему народу предстоит новый Исход, и нужен новый Законодатель. С другой стороны, он проповедует в пустыне, чтобы показать иудеям тот духовный вакуум, в котором они оказались в результате сугубо подчинения механическому (внешнему) но не сердечному стремлению исполнить Божий Закон. И мы читаем далее: Мф.3:6 . «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». Обряд, который совершал на берегу Иордана Иоанн Креститель, у иудеев назывался микве, буквально это слово можно перевести как «скопление (воды)» (ср. «собрание вод» ( Быт.1:10 )). Также этим словом называется водный резервуар для омовения, на иврите – твила, с целью очищения от ритуальной нечистоты. Библия требует «омыть тело водою» ( Лев.14:9; 15,5,7; 16,4,24 ; Чис.19:7–8 и др.) в случаях нарушения ритуальной чистоты как в результате прикосновения к мертвому телу ( Чис.19:11–13 ) или какому-либо иному нечистому объекту ( Лев.5:2–3; 11,24–35 ), так и вследствие нечистых телесных выделений ( Лев.15 -я глава), в частности, менструальных. Омовение в микве предписывается после родов, а также при переходе в иудаизм или при возвращении из языческих стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010