4.7. Исход как усыновление Богу 4.8. Чудеса на пути до горы Синай Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 4.7. Исход как усыновление Богу «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал Сына Моего» (Ос. 11:1). Почему Израиль назван здесь сыном? Давайте разберемся. Изводя Израильский народ из Египта, Бог спасает Израиль от гибели. Выше мы выяснили, что это спасение было залогом и прообразом начала спасения человечества во Христе. Это спасение Бог совершает, усыновляя себе Израиль. «И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня» (Иер. 3:19). В этой связи смерть первенцев египетских приобретает особый смысл. «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего» (Исх. 4:22-23)8. Святой апостол Павел учит, что мы спасены Богом через усыновление во Иисусе Христе Сыне Божием (Рим. 8:15; Гал. 4:5; Еф. 1:5). При этом связь усыновления с Исходом как прообразом крещения совершенно очевидна, поскольку именно в крещении мы соединяемся со Христом (ср. 1 Кор. 10:2). 4.8. Чудеса на пути до горы Синай Воды Мерры. Путь по пустыне от Чермного моря до горы Синай сопровождался рядом чудесных событий. Через три дня пути по пустыне Сур израильтяне пришли в Мерру. Здесь был источник горькой воды, которая была превращена в сладкую Моисеем, бросившим в нее древо, указанное Богом. Это чудо прообразует Крест, которым горечь жизни, порабощенной греху, обращается в сладость радости Царства Небесного. Двигаясь дальше, израильтяне пришли в Елам, где поставили стан при двенадцати источниках и семидесяти пальмах. Манна и перепела. Во время странствия по пустыне Син Господь дал в пищу народу манну, которой они с тех пор питались до самого вступления в землю обетованную. «Манна», – означает вопрос: «что это?» и не более того. В самом названии нет никакого объяснения тому, что же это была за пища. В разных местах Священного Писания мы встречаем упоминание о манне. О ней говорится, что вкус ее был, как у лепешек с медом (Исх. 16:31), как у лепешек с елеем (Чис. 11:8). В другом месте, – что в устах каждого она давала тот вкус, которого ему в тот или иной момент хотелось. В Псалтири о ней сказано, что «хлеб ангельский ел человек» (Пс. 77:25). Святыми отцами это толкуется в двух смыслах. Во-первых, что хлеб ангельский, поскольку преподавался он посредством ангелов; во-вторых, что помимо укрепления телесного, вкушая манну, израильтяне получали еще и некоторое духовное укрепление от ангелов. Манна также, несомненно, была прообразом таинства Евхаристии, о чем Сам Господь говорил иудеям, указывая на манну как на прообраз того истинного Хлеба Небесного, которым Он Сам является (Ин. 6:31-51).

http://sedmitza.ru/lib/text/430931/

Глава 21 Законы: о трупе убитого человека при неизвестности убийцы; о браке с пленницей; о праве первородства детей от двух жен; о наказании непокорных детей; о казненном через повешение. Втор.21:1 .  Если в земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его, Втор.21:2 .  то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят расстояние до городов, которые вокруг убитого; Втор.21:3 .  и старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали, [и] которая не носила ярма, Втор.21:4 .  и пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу в долине; Втор.21:5 .  и придут священники, сыны Левиины [ибо их избрал Господь Бог твой служить Ему и благословлять именем Господа, и по слову их должно решить всякое спорное дело и всякий причиненный вред,] Втор.21:6 .  и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над [головою] телицы, зарезанной в долине, Втор.21:7 .  и объявят и скажут: руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; Втор.21:8 .  очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил [из земли Египетской], и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови. Втор.21:9 .  Так должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать [доброе и] справедливое пред очами Господа [Бога твоего]. Закон возмездия и предупреждения преступлений требовал смертной казни умышленного убийцы ( Быт 4:10, 11, 9:6, 49:5–7 ; Исх. 21:14 , Чис.. 35:30–34). В случаях неизвестности убийцы совершались эмблематическая казнь виновного и обряд омовений рук, – в знак неповинности в преступлении и очищения от неведомо кем пролитой крови человека Втор.21:10 .  Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, Втор.21:11 .  и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство иеромонах Иов (Гумеров) Сорок лет в обед " decoding="" title="" > ( 3  голоса:  5.0 из  5) Здравствуйте! Мне в этом году исполняется 40 лет. Родственники в один голос твердят, что нельзя отмечать сорокалетие. Есть ли в этом смысл? Некоторые связывают число 40 – это как сороковины. Как поступить? День рождения – 1 июля. Спасибо. Галина Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Мнение, что нельзя отмечать сорокалетие, является обычным суеверием. Порождено оно совершенно произвольной ассоциацией. Общая причина появления таких предрассудков — отсутствие подлинной воцерковленности. Если мы начнем изучать Священное Писание, то увидим, что число 40 многократно там упоминается. Образуется оно путем умножения двух других символических чисел: 4 (символ пространственной законченности видимого мира) и 10 (символ относительной завершенности). Последнее число, в свою очередь, может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: 3 и 7. В результате число 40 выражает собой совершенную полноту. – Сорок дней и сорок ночей продолжался потоп ( Быт.7:17 ). – Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жены Ревекку ( Быт.25:20 ). – Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет ( Исх.16:35 ; Чис.14:33 ; Втор.8:2 ). – На три сорокалетия делится жизнь пророка Моисея, продолжавшаяся сто двадцать лет. Сорок дней и сорок ночей он провел на горе Синай ( Исх.24:18;34:28 ). – После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение ( Лев.12:2, 4 ). Если она рожала младенца женского пола, то очищение продолжалось восемьдесят дней (40 + 40). – Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю ( Нав.14:7 ). – После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом покоилась земля сорок лет ( Суд.3:1–11 ). Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок (см.: 1Цар.17:16 ).

http://sueverie.net/sorok-let-v-obed.htm...

1 Трактат «О единстве Церкви» переведен с издания Фелля и Пеарсония, который вышел в Амстердаме в 1700 г. В других изданиях (в начале, где говорится, что разделения в Церкви бывают тогда, когда «не восходят к началу истины, не ищут главы» и проч.) этот трактат излагается обширнее, но критики подозревают здесь позднейшие прибавления, искажающие отчасти мысль Киприана. Вот причина, по которой мы предпочли в этом случае амстердамское издание. — Перев. 2 Serpens — змий или ползун, от глагола serpo — ползать. 3 Последний стих (22) у св. Киприана читается так: если бы стояли в Моей сущности, слушались слов Моих и научили народ Мой, то Я обратил бы их от лукавых помыслов их. 4 Этот стих так читается у св. Киприана и в Вульгате. 5 (Тит 3.11). Можно ли представить себе, что тот находится со Христом, кто действует против священников Христовых, отделяет себя от общения с Его клиром и народом? Да ведь он вооружается против Церкви, противодействует Божественному домостроительству, он враг алтаря, возмутитель против жертвы Христовой, изменник в отношении веры, в отношении благочестия — святотатец; непокорный раб, сын беззаконный, брат неприязненный: презревши епископов и оставивши священников Божиих, он дерзает устраивать другой алтарь, составлять другую молитву из слов непозволительных, ложными жертвоприношениями осквернять истину жертвы Господней и даже не хочет знать, что действующий вопреки Божию чиноположению наказывается за безрассудное дерзновение по усмотрению божественному. Так, Корей, Дафан и Авирон, восставшие против Моисея и Аарона священника и покусившиеся присвоить себе право жертвоприношения, тотчас подверглись наказанию за свое покушение: земля, расторгнув связь свою, открыла глубокую бездну и разверзшимся зиянием своим поглотила их стоящих и живых; и не только зачинщиков поразил гнев Божий, но исшедший от Господа огонь не замедлил испепелить в числе двухсот пятидесяти и прочих, соединившихся с ними, участников и споспешников того же безумия (Чис 16.1—35), напоминая и показывая тем, что все покушения, предпринимаемые нечестивыми по своей воле для разорения Божественного чиноположения, делаются против Бога. Так и Озия царь, когда, взявши в руки кадильницу и вопреки закону Божию присвояя себе право жертвоприношения, не захотел повиноваться и уступить священнику Азарии, возбранявшему ему это, посрамлен был гневом Божиим и поражен проказой на челе, — намечен оскорбленным Богом на той части тела, на которой получают знамение угождающие Господу (2Пар 26.1—19). Равно и сыновья Аароновы, возложившие на алтарь огнь чуждый, которого возлагать не повелел Господь, тотчас были сожжены пред лицом Карателя-Бога (Лев. 10.1—2). Им-то подражают и последуют те, которые, презрев Божественные заповеди, увлекаются чуждым учением и вводят уставы, постановленные людьми. Господь обличает и укоряет таких людей в Евангелии Своем, говоря: «оставльше... заповедь Божию, держите предания человеческая " _

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3494...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава 6. Числа. История сорокалетнего странствования Израиля по пустыне Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Стоянка у Синая продолжалась около года, после чего Моисеем и Аароном была совершена перепись всех израильтян по коленам и была совершена Пасха. После этого израильтяне двинулись в путь. Мы упоминали о диалоге, когда Господь сказал, «ты веди этот народ в землю обетованную, а Я не пойду с вами, потому что это народ жестоковыйный и вы все можете погибнуть, если Я пойду с вами», однако Моисей умолил Бога, чтобы Он предводительствовал народом. История этого путешествия в основном описана в книге Чисел. Книга чисел охватывает собой события, начиная от приготовления к путешествию у горы Синай, и кончая выходом израильтян уже на исходный рубеж захвата, то есть в степи моавитские к берегу Иордана. По ходу этого путешествия постоянно подтверждалось то, что народ, которым предводительствовал Моисей, есть народ жестоковыйный, множество разных искушений ему пришлось претерпеть по ходу путешествия. Сначала израильтяне направились в Палестину наиболее прямым и естественным путем, то есть двигаясь в нее с юга в промежутке между Средиземным и Мертвым морем. 6.1. Чудо насыщения народа перепелами При подходе туда было искушение с перепелами, когда сначала иноплеменники, а потом и сами израильтяне стали роптать, говоря о том, что уже не могут больше есть «эту манну», и вспоминают пищу, которой они питались, находясь в Египте. Причем здесь очень любопытно заметить, что книга Чисел описывает достаточно подробно, как израильтяне говорят: «мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни и лук и чеснок» (Чис. 11:5). Неожиданно подробное исчисление того, что они там ели и по чему они скучали в пустыне. Не так давно было открыто письмо одного молодого египтянина, который писал своему учителю, находясь как раз в районе Пер-Рамсеса, построенного израильтянами. Он описывает свою повседневную трапезу, и это его описание почти дословно совпадает с тем, о чем мечтали израильтяне в пустыне, что является дополнительным подтверждением историчности Пятикнижия Моисея. То, что здесь описано, вполне совпадает с теми реалиями египетской жизни, о которых мы знаем.

http://sedmitza.ru/lib/text/430973/

Глава 5 Перенесение ковчега завета из скинии Давидовой в храм (Ср. 3Цар.8:1–11 ) 1–3. Собрание старейшин Израилевых в седьмом месяце на торжество перенесения ковчега. 4–6. Перенесение ковчега и многочисленные жертвы Соломона. 7–10. Поставленне ковчега во Святом Святых. 11–14. Пение левитов и игра на музыкальных инструментах; феофаническое облако наполняет храм. 2Пар.5:1 .  И окончилась вся работа, которую производил Соломон для дома Господня. И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его, и серебро и золото и все вещи отдал в сокровищницы дома Божия. 2Пар.5:2 .  Тогда собрал Соломон старейшин Израилевых и всех глав колен, начальников поколений сынов Израилевых, в Иерусалим, для перенесения ковчега завета Господня из города Давидова, то есть с Сиона. 2Пар.5:3 .  И собрались к царю все Израильтяне на праздник, в седьмой месяц. Замечание стиха 1 о помещении Соломоном в храме сокровищ Давида есть повторение ( 3Цар.7:51 ) (ср. 2Цар.8:7–12 ; 1Пар.18:7–11 ). Сокровища эти, вероятно, были помещены в трехэтажных пристройках храма. Стихи 2–3 ср. ( 3Цар.8:1–2 ). В 2 Паралипоменон не указано название 7-го месяца «этаним» или «афаним» (позже – «тисри»), как в 3 Царств. По блаженному Феодориту , собрание народа совершилось в праздник кущей (Migne, «Patrologiae Cursus Completus. Series graeca», t. 80, p. 822). 2Пар.5:4 .  И пришли все старейшины Израилевы. Левиты взяли ковчег 2Пар.5:5 .  и понесли ковчег и скинию собрания и все вещи священные, которые в скинии, – понесли их священники и левиты. 2Пар.5:6 .  Царь же Соломон и все общество Израилево, собравшееся к нему пред ковчегом, приносили жертвы из овец и волов, которых невозможно исчислить и определить, по причине множества. Согласно ( 3Цар.8:3 ) ковчег подняли и несли священники, как требует и ( Чис.4:15 ). Здесь же, стих 4, равно как в ( 1Пар.15:2 ) и ( 2Цар.6:15 ), право носить ковчег представляется принадлежащим и левитам или «священникам-левитам», как следует точно перевести с еврейского: (гак) коганим (га) левиим; «левиты» – родовое понятие, «священники» – видовое (ср. Втор.10:8,18:7 ). См. проф. Ф.Г. Елеонский , «Феократическое и экономическое состояние ветхозаветного левитства и священства по законам Пятикнижия», Христианские Чтения, 1875, август, с. 192–207; ср. прот. Г. Титов , «История священства и левитства ветхозаветной церкви», Тифлис, 1876, с. 63–64, примеч. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

§ 50. Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя Божественное предопределение о спасении человека не было скрыто от последнего. Бог желал, чтобы и человек, по мере своих сил, принял участие в восстановлении своей греховной природы, а для этого ему нужно было, хоть до некоторой степени, знать план Божественного домостроительства своего спасения. И Бог открыл об этом человеку, во 1-х, в обещаниях, данных нашим прародителям, а во 2-х – в различных ветхозаветных прообразах и пророчествах. Можно даже сказать, что вся ветхозаветная история была постепенным приготовлением человека к принятию Спасителя мира. Такой длинный период времени (5508 л.) нужен был для того, чтобы человек на собственном опыте, во всей полноте, узнал всю тяжесть совершённого им в раю греха, свое малосилие в делании добра, и чтобы таким путем лучше назрела в душе его потребность в высшей благодатной помощи. Божественное откровение о спасении человека было дано последнему немедленно после грехопадения Адама и Евы; тогда, именно, Бог сказал, что «Семя жены сотрет главу змея» ( Быт.3:15 ), т.е. Потомок Евы, Спаситель мира, победит диавола, который лишил первых людей их блаженного состояния. После потопа Господь избирает хранителем истинной веры Авраама и говорить ему, что о От Семени его благословятся вси языцы земнии ( Быт. 20:11: 18 ), т.е. что благодаря будущему Потомку его, И. Христу, благословятся все народы земные. Подобные же обещания были даны Исааку ( Быт. 26:34 ) и Иакову ( Быт. 28:13:14 ). Многие ветхозаветные лица, предметы, священные действия и обряды указывали на те или иные лица и события в нов. завете, т.е. были прообразами последних. Так, Адам был прообразом Мессии по отношению к человеческому роду, Мельхиседек прообразом Мессии своим священническим достоинством, а также неизвестностью происхождения, Моисей, посредник и законодатель ветх. завета, прообразом Христа, единого Посредника между Богом и людьми и Установителя нов. завета: Давид быль прообразом Мессии по отношению к Его царскому достоинству и по многим важным обстоятельствам своей жизни; пророк Иона своим трехдневным пребыванием внутри огромной рыбы и чудесным спасением своим прообразом Мессии в состоянии Его смерти и воскресения ( Иона 2:1:11 ; Мф. 12: 40 ); ковчег, спасающий Ноя во время всемирного потопа, прообразом таинства крещения ( Быт. 7:13: 18 ; 1Пет. 3: 21 ); агнец пасхальный был образом Мессии во многих отношениях ( Исх.12:46 ; Ин.19:36 , 1Кор.5:7 ); медный змий указывал на Мессию, распятого на кресте и спасающего всякого верующего в Него от вечной смерти ( Чис.21:9 ; Ин. 3:14 ); вообще все обряды ветхого завета ап. Павел называет тенью будущего ( Кол.2:17 ) и образом закона истинного, который был дан Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

54. Библейские тексты об Ангелах Ангелы а) сотворены Богом: Ездра сказал: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их» ( Неем. 9:6 ). – «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). «Им создано все... престолы ли... начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол. 1:16 ). б) составляют воинство небесное: явившийся к Иисусу Навину с мечом, на вопрос: кто он? отвечал: «я вождь воинства Господня» (1Нав. 5:14). – «[Михей] сказал... я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» ( 3Цар. 22:19 ). – «По воле Своей (Всевышний) действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земли» ( Дан. 4:32 ). в) суть служебные духи Божии: «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс. 90:11 ), – «Благословите Господа, все воинства Его, служители Его» ( Пс. 102:21 ). – «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» ( Пс. 103:4 ). – «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк. 16:22 ). – «Не все ли они (Ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр. 1:14 ). г) повинуются воле Божией: «Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» ( Пс. 102:20 ). д) исполняют намерение Божие: " послал Господь Ангела, и вывел нас из Египта» ( Чис. 20:16 ). – «Ангел сказал... Захарии: «я Гавриил... послан говорить с тобою и благовестить тебе» ( Лк. 1:19 ). е) исполняют суды Божии: «послал Господь язву на Израильтян... И простер Ангел [Божий] руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку свою» ( 2Цар. 24:15, 16 ). – «Послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующих и начальствующих в войске царя Ассирийского» ( 2Пар. 32:21 ), – «Ангел Господень поразил Ирода за то, что он не воздал хвалы Богу " ( Деян. 12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Фольклор в Ветхом Завете Герои Священного Писания много поют. Поют на похоронах: вспомним плач Давида после смерти Саула и Ионафана (2 Цар 1:17–25). Поют на свадьбах: Песнь Песней — по сути, пьеса для голосов жениха, невесты и хора — представляет собой позднейшую переработку древнего фольклорного материала. Поют в момент особенно важных событий, например, как Ламех после рождения сыновей (Быт 4:23–24) или как израильтяне у колодца в пустыне (Чис 21:17–18). Победная песнь Моисея «Поем Господеви» после перехода через Красное море (Исх 15:1) — образец древней военной песни. А божественная реплика, обращенная к пророку Иеремии (Иер. 1:4–5), — пример debar YHWH («Слово Господа»), пророчества, облеченного в поэтическую форму. Прозаические жанры в Библии — предмет неустанных научных дискуссий. История сотворения мира (Быт 1–3), жертвоприношения Исаака (Быт 22), история Иосифа (Быт 37:39–50), завоевания Ханаана в книге Иисуса Навина, рассказ о возникновении династии Давида (1 Цар:16, 2–18, 13) или разрушении Храма (4 Цар 25:8–21) могут интерпретироваться как миф, эпос, легенда или сага. Весьма близки к жанру сказки Книга Ионы и Книга Товита, о которых речь пойдет ниже. Третий тип фольклора — разговорный, который предполагает участие двух собеседников. К нему относится, прежде всего, mšl — емкое, часто метафорическое, высказывание, квинтэссенция практической мудрости, что-то вроде наших пословиц и поговорок. Mšl сконцентрированы в Книге Притчей и в Екклезиасте, но спорадически встречаются по всему ветхозаветному тексту (Суд 8:2; 1 Цар 24:14; 3 Цар 20:11). В Ветхом Завете используются эпиграммы (краткие иронично-обличительные стихотворения) (Чис 23:7–10, 18–24; 24, 3–9, 15–24), притчи (Иез 17:2–10) и загадки — например, знаменитая загадка Самсона: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (Суд 14:14) Духовная лаборатория Что такое сказка? Это литературная обработка глубинного опыта человечества. В ней отражена древнейшая картина мира, прежде всего — религиозные представления, ритуалы, связанные с жизнью общины. Например, обряд инициации, то есть перехода человека из одной возрастной категории или социальной группы в другую. Слушая сказку, маленький человек проходит тот же путь, что прошло когда-то всё человечество. Опыт многих становится внутренним психологическим опытом каждого. Как это происходит?

http://bible.predanie.ru/na-chto-namekae...

«Будете медлить — станете жить хуже». Зачем 2,5 тысячи лет назад нужно было срочно восстановить Храм Мы замечаем только то, что можно пощупать 29 декабря, 2021 Мы замечаем только то, что можно пощупать Сегодня Православная Церковь вспоминает Аггея — одного из последних пророков Ветхого Завета. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) рассуждает, почему срочное восстановление Иерусалимского храма — это миссионерская деятельность. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Пророк Аггей обратился к народу Израиля со словом от Бога в 520 году до Рождества Христова. Израильтяне находились в Вавилонском плену, но император Дарий, пожалуй, самый могущественный из Ахеменидов, был человеком достаточно веротерпимым и разрешил евреям вернуться в свою землю и, что самое важное, восстанавливать Храм. Однако тут вышло неожиданное затруднение: народ как-то замялся. «Не пришло еще время строить дом Господа» (Агг. 1:2), — заговорили люди, и в принципе их можно понять. Нарушать небогатый, но вполне налаженный быт в Персии ради чисто духовной цели было как-то тревожно — тут на пропитание бы средства остались, чего уж за огромные проекты браться. Молились как-то без Храма несколько десятилетий, и еще помолимся. И тут Бог устами пророка Аггея предупреждает: будете медлить — станете жить хуже. «Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. — За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» (Агг. 1:9). Почему так сурово? Ну хорошо, когда Моисей чуть ли не волоком тащил народ Божий 40 лет через пустыню, а Бог грозил карами (и наказывал) людей за упрямство, капризы, ностальгию по мясу, огурцам и дыням (Чис.11:5), которыми они питались в Египте — можно было сказать, что так выковывается новый человек, свободный, чтущий Единого и Единственного Бога. Но евреев в Вавилоне трудно назвать совсем уж несвободными, а на их веру никто не покушался: отношение со стороны местных властей и жителей к ним было достаточно уважительное — все-таки персы были не язычниками в классическом понимании, а монотеистами-зороастрийцами. К тому же еще прежний царь, Кир Великий, разрешил евреям вернуться на родину — и то, что многие остались на чужбине, говорит о вполне комфортном их существовании в Вавилонском царстве.

http://pravmir.ru/budete-medlit-stanete-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010