Разделы портала «Азбука веры» Развлечения — занятия, наполненные удовольствием, весельем, радостью, забавой. Развлечения — способ отвлечения от уныния и печали , отдых от трудов праведных. Священное Писание о развлечениях Положительно: Вино и музыка веселят сердце, но лучше того и другого — любовь к мудрости. ( Сир.40:20 ) И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. ( Еккл.8:15 ) Отрицательно: Преданный сердцем удовольствиям будет осужден, а сопротивляющийся вожделениям увенчает жизнь свою. ( Сир.19:5 ) Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. ( Еккл.11:9 ) Допустимы ли для христианина радость и веселье? Несмотря на то, что Господь Иисус Христос предрекал Своим ученикам скорби и страдания за веру ( Лк.21:12 ), несмотря на то, что святые отцы нередко смотрели на скорби как на особые средства для врачевания нравственных недугов, христианство не следует понимать как религию, априори отвергающую радость и веселье. В Ветхом Завете мотив радость – определяющий мотив жизни Израиля с Богом. В книге Второзакония часто говорится о радости, которую человек испытывает во время жертвоприношений ( Втор.12:7; 14:26 ). Эта радость должна переполнять человека и в случае принесения десятин ( Втор.14:26 ), и во время посвящения Богу начатков урожая ( Втор.26:10 ). Особенное же проявление радость человека находит в случае принесения мирных жертв: Приноси жертвы мирные, и ешь [и насыщайся] там, и веселись пред Господом Богом твоим ( Втор.27:7 ). Естественно, что своего максимума такой вид человеческой радости обретает в дни праздников, когда следует отложить в сторону все житейские заботы и только веселиться ( Втор.16:15 ). В связи с этим праздник в Чис.10:10 называется днем веселия вашего , т.е. особо выделенным периодом, когда радость человека должна быть полной и совершенной.

http://azbyka.ru/razvlecheniya

Глава 2 Походное расположение израильского стана . Чис.2:1 .  И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: Чис.2:2 .  сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем, при знаках семейств своих; пред скиниею собрания вокруг должны ставить стан свой. Чис.2:3 .  С передней стороны к востоку ставят стан: знамя стана Иудина по ополчениям их, и начальник сынов Иуды Наассон, сын Аминадава, Чис.2:4 .  и воинства его, вошедших в исчисление его, семьдесят четыре тысячи шестьсот; Чис.2:5 .  после него ставит стан колено Иссахарово, и начальник сынов Иссахара Нафанаил, сын Цуара, Чис.2:6 .  и воинства его, вошедших в исчисление его, пятьдесят четыре тысячи четыреста; Чис.2:7 .  [далее ставит стан] колено Завулона, и начальник сынов Завулона Елиав, сын Хелона, Чис.2:8 .  и воинства его, вошедших в исчисление его, пятьдесят семь тысяч четыреста; Чис.2:9 .  всех вошедших в исчисление к стану Иуды сто восемьдесят шесть тысяч четыреста, по ополчениям их; первыми они должны отправляться. Чис.2:10 .  Знамя стана Рувимова к югу, по ополчениям их, и начальник сынов Рувимовых Елицур, сын Шедеура, Чис.2:11 .  и воинства его, вошедших в исчисление его, сорок шесть тысяч пятьсот; Чис.2:12 .  подле него ставит стан колено Симеоново, и начальник сынов Симеона Шелумиил, сын Цуришаддая, Чис.2:13 .  и воинства его, вошедших в исчисление его, пятьдесят девять тысяч триста; Чис.2:14 .  потом колено Гада, и начальник сынов Гада Елиасаф, сын Регуила, Чис.2:15 .  и воинства его, вошедших в исчисление его, сорок пять тысяч шестьсот пятьдесят; Чис.2:16 .  всех вошедших в исчисление к стану Рувима сто пятьдесят одна тысяча четыреста пятьдесят, по ополчениям их; вторыми они должны отправляться. Чис.2:17 .  Когда пойдет скиния собрания, стан левитов будет в середине станов. Как стоят, так и должны идти, каждый на своем месте при знаменах своих. Чис.2:18 .  Знамя стана Ефремова по ополчениям их к западу, и начальник сынов Ефрема Елишама, сын Аммиуда, Чис.2:19 .  и воинства его, вошедших в исчисление его, сорок тысяч пятьсот;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 15 О количестве хлебных приношений и возлияний при жертвах. – Начатки от теста. – Грехи слабости, по недосмотру и ошибке. – Грехи по злому умыслу. Казнь нарушителя субботы. – Кисти на одеждах израильтян. Чис.15:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.15:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдете в землю вашего жительства, которую Я даю вам, Чис.15:3 .  и будете приносить жертву Господу, всесожжение, или жертву заколаемую, от волов и овец, во исполнение обета, или по усердию, или в праздники ваши, дабы сделать приятное благоухание Господу, – Чис.15:4 .  тогда приносящий жертву свою Господу должен принести в приношение от хлеба десятую часть [ефы] пшеничной муки, смешанной с четвертою частью гина елея; Чис.15:5 .  и вина для возлияния приноси четвертую часть гина при всесожжении, или при заколаемой жертве, на каждого агнца [в приятное благоухание Господу]. Чис.15:6 .  А принося овна, приноси в приношение хлебное две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с третьею частью гина елея; Чис.15:7 .  и вина для возлияния приноси третью часть гина в приятное благоухание Господу. Чис.15:8 .  Если молодого вола приносишь во всесожжение или жертву заколаемую, во исполнение обета или в мирную жертву Господу, Чис.15:9 .  то вместе с волом должно принести приношения хлебного три десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с половиною гина елея; Чис.15:10 .  и вина для возлияния приноси полгина в жертву, в приятное благоухание Господу. Чис.15:11 .  Так делай при каждом приношении вола и овна и агнца из овец, или коз; Чис.15:12 .  по числу жертв, которые вы приносите, так делайте при каждой, по числу их. Ср. ( Исх.29:40 ; Лев.23:13 ). 1/10 ч. ефы равняется приблизительно 3 1/2 ф.; 1/4 гина – 2 бутылкам. Чис.15:13 .  Всякий туземец так должен делать это, принося жертву в приятное благоухание Господу; Чис.15:14 .  и если будет между вами жить пришелец, или кто бы ни был среди вас в роды ваши, и принесет жертву в приятное благоухание Господу, то и он должен делать так, как вы делаете;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 28 Повторение закона о жертвоприношениях ежедневных. – Закон о жертвоприношениях субботних и новомесячных. – Повторение закона о Пасхе, о празднике первых плодов. Чис.28:1 .  И сказал Го­с­по­дь Мо­исею, говоря: Чис.28:2 .  повели сынам Израилевым и скажи им: наблюдайте, чтобы при­ноше­ние Мое, хлеб Мой в жертву Мне, в при­ятное бла­го­ухание Мне, при­носимо было Мне в свое время. Чис.28:3 .  И скажи им: вот жертва, которую вы должны при­носить Го­с­по­ду: два агнца однолетних без по­рока на день, во всесожже­ние по­стоян­ное; Чис.28:4 .  одного агнца при­носи утром, а другого агнца при­носи вечером; Чис.28:5 .  и в при­ноше­ние хлебное [приноси] десятую часть ефы пше­ничной муки, смешан­ной с четвертью гина выбитого елея; Чис.28:6 .  это – всесожже­ние по­стоян­ное, какое совершено было при горе Синае, в при­ятное бла­го­ухание, в жертву Го­с­по­ду; Чис.28:7 .  и воз­лияния при ней четверть гина на одного агнца: на святом месте воз­ливай воз­лияние, вино Го­с­по­ду. Чис.28:8 .  Другого агнца при­носи вечером, с таким хлебным при­ноше­нием, как по­утру, и с таким же воз­лия­ни­ем при нем при­носи его в жертву, в при­ятное бла­го­ухание Го­с­по­ду. Исх 29.38–42 . Чис.28:9 .  А в субботу [приносите] двух агнцев однолетних без по­рока, и в при­ноше­ние хлебное две десятых части ефы пше­ничной муки, смешан­ной с елеем, и воз­лияние при нем: Чис.28:10 .  это – субботнее всесожже­ние в каждую субботу, сверх по­стоян­ного всесожже­ния и воз­лияния при нем. Двойная субботняя жертва совершалась сверх обыкновенного ежедневного жертвоприношения. Чис.28:11 .  И в новомесячия ваши при­носите всесожже­ние Го­с­по­ду: из крупного скота двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев без по­рока, Чис.28:12 .  и три десятых части ефы пше­ничной муки, смешан­ной с елеем, в при­ноше­ние хлебное на одного тельца, и две десятых части ефы пше­ничной муки, смешан­ной с елеем, в при­ноше­ние хлебное на овна, Чис.28:13 .  и по десятой части ефы пше­ничной муки, смешан­ной с елеем, в при­ноше­ние хлебное на каждого агнца; это – всесожже­ние, при­ятное бла­го­ухание, жертва Го­с­по­ду;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 27 Закон о наследовании земельного надела. – Откровение Моисею о приближении его смерти. – Повеление Божие о преемнике Моисея. Чис.27:1 .  И пришли дочери Салпаада, сына Хеферова, сына Галаадова, сына Махирова, сына Манассиина из поколения Манассии, сына Иосифова, и вот имена дочерей его: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца; Чис.27:2 .  и предстали пред Моисея и пред Елеазара священника, и пред князей и пред все общество, у входа скинии собрания, и сказали: Чис.27:3 .  отец наш умер в пустыне, и он не был в числе сообщников, собравшихся против Господа со скопищем Кореевым, но за свой грех умер, и сыновей у него не было; Чис.27:4 .  за что исчезать имени отца нашего из племени его, потому что нет у него сына? дай нам удел среди братьев отца нашего. «Но за свой грех», общий старому поколению, «умер» в пустыне ( Чис. 14:21–23, 26–38 ). Чис.27:5 .  И представил Моисей дело их Господу. Чис.27:6 .  И сказал Господь Моисею: Чис.27:7 .  правду говорят дочери Салпаадовы; дай им наследственный удел среди братьев отца их и передай им удел отца их; Чис.27:8 .  и сынам Израилевым объяви и скажи: если кто умрет, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его; Чис.27:9 .  если же нет у него дочери, передавайте удел его братьям его; Чис.27:10 .  если же нет у него братьев, отдайте удел его братьям отца его; Чис.27:11 .  если же нет братьев отца его, отдайте удел его близкому его родственнику из поколения его, чтоб он наследовал его; и да будет это для сынов Израилевых постановлено в закон, как повелел Господь Моисею. При разделе земли земельные участки должны быть розданы «по числу имен» лиц мужского пола и получить имена своих владельцев, чтобы под этими именами переходить из рода в род, как материальное закрепление в народе «имени» той или иной фамилии. Естественно, что при существовании подобного законодательного принципа, ближайшими наследниками владельца земельного надела являлись не кто иные, как его сыновья, носители его имени, хранители его рода. В случае отсутствия сыновей или неспособности последних быть продолжателями своего рода, земельное наследство могло переходить к дочери, – но с тем непременным условием, что в случае выхода замуж дети ее были продолжателями рода и носителями имени своего деда по матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 29 Праздник труб. – День очищения. – Праздник кущей. Чис.29:1 .  И в седьмой месяц, в первый [день] месяца, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; пусть будет это у вас день трубного звука; Чис.29:2 .  и приносите всесожжение в приятное благоухание Господу: одного тельца, одного овна, семь однолетних агнцев, без порока, Чис.29:3 .  и при них в приношение хлебное пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части ефы на тельца, две десятых части ефы на овна, Чис.29:4 .  и одну десятую часть ефы на каждого из семи агнцев, Чис.29:5 .  и одного козла в жертву за грех, для очищения вас, Чис.29:6 .  сверх новомесячного всесожжения и хлебного приношения его, и сверх постоянного всесожжения и хлебного приношения его, и возлияний их, по уставу, в приятное благоухание Господу. Праздник (возвещаемый звуком священных) труб совершался в первый день осеннего месяца тисри (сентябрь), который был седьмым в священном году евреев. По указанию 6 ст. жертвы праздника труб не исключали жертв новомесячия и ежедневных, которые должны были приноситься обычным порядком, сверх праздничных. Чис.29:7 .  И в десятый [день] сего седьмого месяца пусть будет у вас священное собрание: смиряйте тогда души ваши и никакого дела не делайте; Чис.29:8 .  и приносите всесожжение Господу в приятное благоухание: одного тельца, одного овна, семь однолетних агнцев; без порока пусть будут они у вас; Чис.29:9 .  и при них в приношение хлебное пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части ефы на тельца, две десятых части ефы на овна, Чис.29:10 .  и по десятой части ефы на каждого из семи агнцев, Чис.29:11 .  и одного козла в жертву за грех, [для очищения вас,] сверх жертвы за грех, приносимой в день очищения, и сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения его, и возлияния их, [по уставу приносимых в приятное благоухание, в жертву Господу]. Великий день всенародного очищения начинался вечером девятого числа месяца тисри (сентябрь). Десятого числа утром при скинии происходило священное собрание народа, причем отправлялся весь тот церемониал священного дня, который указан XVI гл. кн. Левит. В заключение следовало приношение козла в жертву за грех (независимо от того, который приносился по жребию) и принесение всесожжений – праздничного и ежедневного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5 Распоряжение об удалении из израильского стана лиц, подверженных физической нечистоте. – Закон о возврате неправильно приобретенного. – Обряд ревнования. Чис.5:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.5:2 .  повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого, Чис.5:3 .  и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу. Заботясь о сохранении чистоты внутренней, члены избранного народа должны были сохранять и чистоту внешнюю как символ и обнаружение чистоты духа. Будучи символом последней, физическая чистота могла служить для многих несовершенных вместе с тем и ее стимулом: усиленная опрятность тела могла повести к нравственной чистоплотности. «Малое научает великому, – замечает блаж. Феодорит. – Если нечист прикасающийся к мертвому, – то тем более нечист тот, кто причиняет смерть. Если нечист прокаженный, – то тем более нечист тот, кто предается разного рода порокам. В лице изливающего семя осуждается прелюбодейство, ибо если скверно и непроизвольное, – тем более гнусно делаемое намеренно» (Толк. на кн. Чис., вопр. 8; то же см. Ефр. Сир., Толк, на кн. Чис., гл. 5). Вместе с тем, конечно, имелись в виду и мотивы санитарно-гигиенического характера. Физическая нечистота еврея, делавшая его нечистым перед Богом и людьми, зависела частью от состояния его собственного тела (некоторые болезни и физиологические процессы), частью от соприкосновения с внележащими нечистыми предметами. Физически нечистые изгонялись из стана: прокаженные на все время болезни, а прочие лишь на время законного очищения. Обряд очищения состоял в одних случаях в простом омовении ( Лев.11.28, 32, 40 ); в других – в окроплении очистительной водой ( Чис 19.11–12,16–18 ); в-третьих – в принесении жертвы ( Лев.14 ). Чис.5:5 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.5:6 .  скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Празднование Пасхи. – Пасха нечистых по закону; Пасха путешествующих. – Облако над скинией собрания. Чис.9:12 .  и пусть не оставляют от нее до утра и костей ее не сокрушают; пусть совершат ее по всем уставам о Пасхе; Существует предположение, что Пасха, совершенная евреями около горы Синая, была единственною, совершенною во время странствования их по Аравийской пустыне. В подтверждение сего указывается на тот факт, что во время странствований по пустыне обряд обрезания в еврейском народе не был соблюдаем с должной строгостью ( Нав.5:2–8 ); по смыслу же Исх.12:48 необрезанный не мог вкушать пасхи. Следующее упоминание о совершении евреями Пасхи встречаем в Нав 5.10 после рассказа о всенародном выполнении закона об обрезании. Чис.9:9 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.9:10 .  скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от прикосновения к мертвому телу, или будет в дальней дороге, то и он должен совершить Пасху Господню; Чис.9:11 .  в четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совершат ее и с опресноками и горькими травами пусть едят ее; Чис.9:12 .  и пусть не оставляют от нее до утра и костей ее не сокрушают; пусть совершат ее по всем уставам о Пасхе; Пасха, совершаемая по каким-либо уважительным причинам позднее законной, называлась у евреев малою Пасхою. Позднее такая Пасха совершена была иудейским царем Езекией, так как священники и левиты не успели к 14-му числу первого месяца очистить запущенный храм и очиститься сами ( 2Пар.30:2 ). Чис.9:13 .  а кто чист и не находится в [дальней] дороге и не совершит Пасхи, – истребится душа та из народа своего, ибо он не принес приношения Господу в свое время: понесет на себе грех человек тот; Выражение: «истребится душа та из народа своего» понимается неодинаково. Нарушитель закона о Пасхе подвергался или смертной казни, или изгнанию из народа, или же испытывал на себе непосредственную силу карающей десницы Иеговы (ср. Быт.9:11 ; Быт.17:14 ; Исх.30:33 ; Лев.18:29 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Назорей  — 1) (от евр. «незир» — отделенный, посвященный) человек, посвящённый во времена Ветхого Завета на особое служение Богу посредством принятия ряда обетов ( Числ.6 ). Назореем был судия Самсон ( Суд.13:5 ); 2) одно из имен Господа Иисуса Христа . Назорей судья Самсон ( Суд.13:5 ) На чём основано и в чём заключалось назорейское служение? Назореями, во времена Ветхого Завета , назывались люди, посвящавшие себя Богу в соответствии с особыми требованиями Моисеева закона. Обет назорейства могли давать как мужчины, так и женщины; как на определённый срок, так и на всю жизнь. Истории Израиля известно несколько исключительных случаев пожизненного посвящения в назореи «от материнской утробы». Так, будущая мать Самуила, Анна, молясь о даровании чада, дала обет, в случае рождения сына посвятить его Богу, что и исполнила ( 1Цар.1:11 ). Будущие родители Самсона, Маной и его неплодная супруга, получив, наконец, обетование ангела о рождении сына, вместе с тем услышали повеление: по рождении посвятить дитя Богу ( Суд.13:5 ). В продолжении всего срока обета, назорей не имел права употреблять вино и более крепкие напитки, уксус из вина или напитков, виноград и виноградные продукты. Назореям запрещалось стричь волосы и приближаться к умершим людям. Чтобы не оскверняться, они не могли прикасаться даже и к мертвым родителям, братьям и сестрам ( Чис.6:2-7 ). В случае внезапной, нечаянной смерти какого-либо человека в присутствии назорея, он осквернял свое назорейство и становился нечистым. В седьмой день после случившегося ему надлежало сбрить волосы, а в восьмой принести ко входу скинии собрания, к священнику, двух горлиц или двух молодых голубей: одну из птиц — в жертву за грех, а другую — во всесожжение. После же очищения, по освящении головы назорей приступал к исполнению своего обета заново. При этом он должен был принести в жертву повинности однолетнего агнца ( Чис.6:9-12 ). По завершении срока действия обета назорей приносил одного однолетнего агнца во всесожжение; одну однолетнюю агницу в жертву за грех и одного овна в жертву мирную; «корзину опресноков из пшеничной муки, хлебов, испеченных с елеем, и пресных лепешек, помазанных елеем, и при них хлебное приношение и возлияние» ( Чис.6:14-15 ). Затем назорей остригал свою голову, клал свои волосы на огонь, горящий под мирною жертвой. После этого священник брал сваренное плечо жертвенного овна, один пресный пирог из корзины и одну пресную лепешку, клал это на руки назорею, возносил, потрясал перед Господом. Затем назорей мог вести обычную для иудея религиозную жизнь. В чём состояло духовно-нравственное значение назорейства

http://azbyka.ru/nazorej

Глава 3 Евр.3:1 . Отсюда, брать я святые, возлюбленные, призвания участники, – не закона, данного на горе Синае, но при звания небеснаго, то есть обетования, данного Аврааму с неба, – уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, поскольку исповедание наше приносится Им (Богу) как первосвященником (жертва). И Он, Иисус Христос , «верен» был Тому, Кто первосвященником Евр.3:2 соделал [ поставил] Его, не во Святом Святых, но во всем, что есть на небе и на земле, – (он верен был), как был верен Моисей во всем вхождении его во внутреннее Святое Святых ( Числ.12:7 ). Однако ж из выражения: «как Моисей» не заключайте, что Он таков же, как Моисей: Евр.3:3 ибо слава Сего Первосвященника больше... пред Моисеем (чем слава Моисея) на столько, на сколько большую... честь... имеет... сравнительно с домом тот, кто устроил его. Точно также и честь Господа и Сына больше, чем Моисея раба: Евр.3:4 ибо всякий дом построенный созидается человеком, а Моисея создал и все сотворил Бог, Евр.3:5 . и Моисей, конечно, верен был, но как слуга, верен был во всем доме,... для засвидетельствования того, что говорилось тогда. Евр.3:6 . Христос же не есть раб подобно Моисею, но, как Сын, верен был, – не над внутренностью скинии, но над душами людей, ибо мы... дом... Его [ есмы], – если только пребудем тверды в дерзновении своем и не постыдимся в славе надежды на Него, ибо это есть страдание Его. Также и это не должно казаться вам странным, так как ради сего также сказал Дух: ( Евр.3:7–9 ) ныне, когда... глас Его... услышите, не ожесточайте сердец ваших в огорчение Ему, как... искушали... отцы ваши... в пустыне в то время, когда возвратились соглядатаи, осмотрев (обетованную) землю ( Чис.13 , Чис. 14 , Исх.17:2, 7 , Пс.94:7–10 ). Евр.3:11 . И Я поклялся,.. что... не войдут в покой Мой ( Пс.94:11 ). Евр.3:12 . Посему смотрите остерегайтесь, да не... будет в ком из вас сердце лукавое, как у них, кои не вошли (в землю обетованную), – и не отступайте от Бога Живаго по неверию вашему. Евр.3:13 . Но утешайте сердца ваши во все дни жизни вашей, да не ожесточитесь

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010