Осмотрев всю землю, они пришли в долину Есхол, недалеко от Хеврона, срезали там огромную виноградную ветвь, которая была так тяжела, что ее несли на шесте два человека, также взяли гранатов и смокв и вернулись в стан. Виноград, растущий в этой долине, и сейчас отличается особыми размерами – ягоды его величиной со сливу, гроздь весит до 5 килограммов, а вино из него славится уникальным ароматом. В 1819 году в Елбеке (Сирия) выросла виноградная лоза весом девятнадцать фунтов, и ее несли четверо рабочих на шесте, чередуясь по двое, почти как в эпизоде, который описан в Книге Чисел. По толкованию преподобного Ефрема Сирина , «грозд, который несли двое на жерди, и который висел на ветви, где он и вырос, изображает то, что Пророки и Апостолы как бы пронесли на себе Еммануила. В другом же смысле представляет нам сие образ креста, а несшие грозд представляют образ двух разбойников» . И действительно, эта гроздь была залогом будущего овладения Землей обетованной, и Тело Христово – эта истинная виноградная Лоза ( Ин. 15, 1 ) – для причастников является залогом вступления в Вечное Царство. Но из этого следует суровое напоминание нам, христианам: ведь почти все евреи, кроме детей, погибли в пустыне и не вошли в Ханаан, так и мы, если не станем кротостью и смирением подобны детям, рискуем навсегда остаться в страшной пустыне греха. Люди, вернувшись к Моисею и ко всему народу, принесли им плоды земли и сказали: «…Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие… Амалик живет на южной части земли… земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» ( Чис. 13, 28–29; 30, 33–34 ). Действительно, от этого времени археологи обнаружили множество укрепленных городов с «циклопической кладкой», стоявших чуть ли не на каждом холме: примером являются раскопанные стены Иерихона. Интересно, что, согласно археологическим данным, в конце эпохи средней бронзы (XVI век до Р.Х.) города находились на пике своего развития и могут быть описаны как самые большие укрепления за всю историю Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Пользуясь измышляемыми какими-либо якобы основаниями, или изветами, или лживыми притязаниями на кажущееся якобы свое право, т. е. на право, не выходящее якобы из пределов и области или «уз мрака» в человеках, или из «сферы» дозволенного им правомощия вообще от Бога, злые духи, как указано будет ниже, позволяют себе дерзать на «сверх-дозволенное» и на выходящее из области их правомощи по «узам – и по сфере мрака» в человеках: в сем случае «Ангелы Божии» останавливают злых духов в исполнении дерзновенно предпринятого ими дела, воспрещая таковое именем Божиим. Так из сей именно области взаимоотношений «Ангелов Божиих» и злых духов мы имеем следующее указание Св. Писания: во время события смерти пр. Моисея арх. Михаил имел пререкание с диаволом о «теле» пророка; Св. Писание о смерти прор. Моисея свидетельствует, что он «взошел с равнин Моовитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моовитской, по слову Господню. И погребен на долине в земле Моовитской против Воофегора, и никто не знает места погребения его». ( Втор.34:1–5–6 ). из этого свидетельства Св. Писания видно, что не только смерть прор. Моисея последовала по «слову Господню» вне земли Обетованной (Ср. Чис.20:12 ; Втор.4:21–22 ), но и место погребения тела его осталось неизвестным для народа еврейского. Если Св. Писание свидетельствует о том, что арх. Михаил «имел с диаволом спор о теле Моисея», то диавол, значит, имел свои злые замыслы относительно тела пророка Божия, как орудие воздействовать в народе еврейском в его диавольских целях: «Михаил архангел, – передается в Св. Писании, – когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь» ( Иуд.1:9 )! К уразумению значения и смысла сего «спора» арх. Михаила с диаволом относительно тела прор. Моисея нужно иметь в виду, что евреи с личностию пр. Моисея соединяли представление большее, чем о вожде и законодателе: «Не можем не привести, – писали мы в другой нашей книге, – слов израильского народа о прор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Пророк Моисей, законодатель, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение (Чис. 16) и от прочих своих людей. Сколько на Давида, святого царя Израилева и пророка Божия, бросали враги ядовитых стрел, видно из псалма: " Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною " (Пс. 101, 9 и далее). Лживый язык ввергнул в ров ко львам, как в гроб, пророка Даниила (Дан. 6, 16). Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали! Обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной называли тех, которые обращали от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию. То же познали на себе и преемники их-святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю и увидишь, как никто от них не ушел от клеветы. То же и теперь святые, живущие в мире, от злого мира терпят. Ибо мир во злобе своей постоянен: не любит истины, которую и словом, и житием являют святые, и всегда держится лжи и неправды, которою они гнушаются. Не ты первый терпишь поношение и бесчестие. Видишь, что святые терпели и ныне терпят (Ин. 9, 10-34). Всему будет конец. Злоречие и терпение кончится, хулящие и терпящие хулы каждый свое воспримут от правды Божией. Хула обратится в вечное поношение и срамоту хулящим, а поношение терпящим-в вечную славу, когда люди дадут ответ не только за хулу, но и за всякое праздное слово. " Ибо праведно пред Богом- оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба " ,-пишет апостол (2 Фее. 1, б-7). Больше себе вредят злоречивые и клеветники, чем тому, кого хулят, ибо имя и славу того временно помрачают, свои же души губят. Чем по долгу христианскому нужно им отвечать? Христос говорит: " благословляйте проклинающих вас... и молитесь за обижающих вас " (Мф. 5, 44). Когда клевета, поношения и укорения падают на тебя и изнеможешь от злоречивых языков, как загнанный псами олень,-беги к живому источнику Святого Писания и ищи у него прохлады.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ. Вход в храм, заступничество Богородицы и грехи родителей. 2 мин., 01.09.2009 Почему вход в православный храм всегда обращен на запад? Это чаще всего так (хотя и не всегда), потому что алтарь в храме всегда расположен на восточной стороне — там, где восходит солнце, которое, являясь источником тепла и света, с древнейших времен воспринималось как икона, образ, напоминающий о Боге. По словам Пророка, Бог претворяет смертную тень в ясное утро (Ам 5 :8). Священное Писание называет Господа нашего Иисуса Христа «Солнцем правды»: А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его (Мал 4 :2). Псалмопевец сравнивает присутствие Божие с наступлением дня после полной страха и мрака ночи: Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра (Пс 129 :6). Почему принято просить заступничества Богородицы во время войн, голода и прочих бедствий, ведь эти испытания посылаются Богом в научение людям, а не из «мести»? Гнев Бога — когда мы говорим об общественных бедствиях — проявляется в том, что Он предоставляет людям, которые оставляют Его, пожинать плоды их собственных решений. Как говорит Священное Писание, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною (Чис 14:34). Чтобы отвратить этот гнев, нужно вернуться к Богу в покаянии и вере. Но наш путь к Богу — это не путь одиночек; у нас есть святые — это те друзья, братья и сестры, которые прошли путь прежде нас. Мы можем просить их о помощи, просить молиться за нас и вместе с нами. Церковь Христова едина, и мы, ныне живущие на земле, составляем одно тело, одну семью с теми, кто уже водворился у Бога. Святые — и прежде всего, конечно, Матерь нашего Господа, Богородица Мария — продолжают заботиться о тех, кто остался на земле, и мы с полным основанием просим их о молитвенной помощи — это и есть самая адекватная попытка понять то, чему хочет нас научить Бог. Правда ли, что дети расплачиваются за грехи своих родителей?

http://foma.ru/prostyie-voprosyi-vxod-v-...

Суд человеческий предполагает суд Божий, как внутренний суд совести предполагает вечноправеднаго Законодателя и Судию Бога, вложившаго закон совести во всякаго человека. Суд судей есть суд Божий. Право судите, говорит Моисей судьям иэраилевым, ибо суд Божий есть ( Чис. 25:5 ). Судьи – люди, и подсудимые такие же грешные человеки, как и судящие, и судьям свойственно ошибаться и судить иногда не право, а криво, – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он – правый, точный, вечный. Пророк говорит: Господь будет судить вселенную по правде, и народы по истине Своей. Теперь вникнем все в описание страшнаго суда Божия, окончательнаго суда людям на всю вечность. Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, – говорит Евангелист, – тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25:31–34 ). За что царство небесное? За любовь к Богу и ближнему, за дела милосердия, как являет это Божественный ответ. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25:41 ). За что? За нелюбовь к Богу и ближнему, за самость, за безумную слепую привязанность к земным благам и за пренебрежение духовными, вечными благами, за неверие, холодность, неблагодарность к Творцу и попрание его праведных законов, как показывает тот же ответ праведнаго Судии. И пойдут сии, – говорится в конце Евангелия дневного, – в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25:46 ). Вот, в кратких словах описание страшнаго, окончательнаго суда Божия над людьми всех времен и всех мест земной планеты. Для большего впечатления в душах этого грознаго, страшнаго суда, войдем в некоторые подробности. Евангелист благовествует, что Сын Человеческий, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Так или иначе, но всякое богооткровение приводится в связи с Боговоплощением, а из него неустранимо и Богоматернее начало. Его–то именно и предполагаем выделить и проследить. Первое явление Славы Божией описывается в Исх. 16,7, 10: «и утром увидите Славу Божию… они оглянулись в пустыне и вот Слава Господня явилась во облаке». В этом первом явлении уже наличествует одна черта, которая чаще всего повторяется и в дальнейших доксофаниях, явлениях Славы, именно явление Ее во облаке. Облако имеет значение некоей среды, одновременно и закрывающей и открывающей для слабых глаз присутствие Божие внутри этого облака. Но в этом именно значении прообраз Богоматери и разумеется Церковью в явлении облака, — таков, напр., столп огненный и облачный, руководивший Израиль в пустыне. Итак, уже первое явление Славы Божией говорит и о Славе человеческой, о Богоматери . (По–видимому, в ряде мест, где просто говорится: «и явилась Слава Божия» Лев. 9,6, 23; Числ14,10; 16,19,42; 20,6, — разумеется явление облака, прямо это сказано лишь в Чис. 16:42.) Облако является при обоих освящениях богослужебных мест: сначала скинии (Исх. 40,34–35: «и покрыло облако скинию собрания, и Слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеяло ее облако, и Слава Господня наполняла скинию»), а затем и Соломонова храма (3 Цар. 8, 10, 11: «когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо Слава Господня наполнила храм Господень»; ср. 2 Пар. 5,13 — 14). В связи с этим надо понимать и Числа 9,15 — 23, где говорится о стоянии облака над скинией при стоянках и о движениях его при переходах. Скиния и храм сами по себе суть прообразы Богоматери, но скиния–храм, осененный облаком Славы Божией, есть уже двойное Ее знаменование; Она есть вместилище Славы Божией, но и Сама прославлена; Она есть вместилище Бога невместимого, но и Сама обожена. Словом, здесь, где говорится о Славе Божией, несомненно, говорится и о Богоматери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Теперь сыры в Палестине редко бывают более 2-х или 3-х фунтов. Приготовляется сыр таким образом. В мех из козлиной шкуры наливают кислого молока и трясут его до тех пор, пока от творога не отделится сыворотка; сыворотку сливают, а вместо ее еще наливают молока и продолжают трясти мех. Образовавшийся сыр потом высушивают на солнце, складывают его в камышовые или пальмовые корзинки и крепко сжимают и связывают их. В таком-то виде сыр употребляется в дороге. Обыкновенно его разбавляют водой и употребляют как прохладительный и укрепляющий напиток (Гейки 211–214). Кроме хлеба, в качестве приправы к нему, евреи ели различные овощи. Упрекая Моисея, что он вывел их из Египта, они говорили ему: „мы помним рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук, и чеснок ( Чис. 11:5 ). Овощи на Востоке и в настоящее время очень употребительны и отличаются сладостью (лук, редька) или нежностью вкуса (огурцы, цветная капуста; помидоры и т. д.). Для разведения этих овощей древние евреи иногда устраивали при домах своих особые овощные сады. „И сказал Ахав Навуфею: отдай мне виноградник твой; из него будет у меня овощной сад, ибо он близок к дому моему. А вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит». ( 3Цар. 21:2 ). Иногда искали этих овощей в поле. „И сказал Елисей слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих. И вышел один из них собирать овощи, и нашел длинное вьющееся растение, и набрал с него плодов полную одежду свою, и пришел, и накрошил их в котел с похлебкой” ( 4Цар. 4:38–39 ). Как видно из этого рассказа, овощи иногда варили, но больше употребляли их в сыром виде. „Лучшее блюдо зелени, и при нем любовь, говорит Соломон, нежели откормленный бык, и при нем ненависть”. ( Притч. 15:17 ). В частности, чеснок считался возбуждающим средством и противодействием ревности. Особенно любили евреи похлебку из бобов и чечевицы, за которую Исав продал свое первородство Иакову. „И сварил Иаков кушанье, а Исав пришел с поля усталый... и дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы, и он ел и пил, и встал, и пошел, и пренебрег Исав первородство”. ( Быт. 25:29–34 ). Бобы и чечевица, говорит Ян, вскипяченные с маслом, распаренные и растертые в кашу, и теперь, как в древности составляют дорогое кушанье, которым лакомятся богачи и вельможи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

В основу содержания этой главы легли данные кн. Числа (Чис 13.1—34; Чис 14.1—10). 286 Что эта местность была крайне пустынна, видно из кн. Числа (Чис 13.1). Слово «Фаранкс» по др.-греч. значит «ущелье», «теснины». Точно определить местность здесь трудно. (Перев.) 287 Этот город упоминается Иосифом Флавием выше, см. I, 6, 2. 288 Здесь имеется в виду так называемая Иудейская война, описанию которой Иосиф Флавий посвятил отдельное сочинение, тесно примыкающее к настоящему. 289 Клавдий — римский император в 41—54 гг. 290 Кор — 395,5 л. 291 др.-греч. мера сыпучих веществ, равная 52,5 л. 292 О событиях, рассказанных в этой главе, см. Чис 14.40—43:45. 293 В предании рассказывается, что Моисей обвинялся в прелюбодеянии с женщиной, которая нарочно для этого была подкуплена Кореем, отличавшимся баснословным, вошедшим в пословицу у арабов богатством. Когда женщина эта предстала, по требованию Моисея, перед народным собранием, то торжественно отреклась от возводимого на нее и вождя обвинения. (Перев.) 294 Корею и его сторонникам удалось привлечь на свою сторону более 250 старейшин из различных колен (см. Чис 16.2). Они посягнули на почести и привилегии Моисея и Аарона, потому что были недовольны подчиненным положением левитов в богослужебной иерархии (см. Исх 16.9—11). 295 См. Чис 16.4—40; Чис 17.1—13. В предании сохранилось, что в этом споре Корея с Моисеем из-за первенства не только все небесное воинство, но даже планеты заступились за Моисея. 296 Библия (Чис 13.22, Чис 33.36; Чис 34.3) знает лишь пустыню Цин, которая здесь, очевидно, и имеется в виду. Она представляет собой северную окраину пустыни Фаран, так что город Кадеш относится то к последней, то к пустыне Цин. Впрочем, точное положение этой местности до сих пор не выяснено. (Перев.) В славянском переводе Библии — везде Син, как и у Иосифа Флавия. 297 Иссоп — пряность, похожая на чебрец, которая играла важную роль при культовых очищениях. 298 В седьмой главе этой книги Иосиф Флавий называет этот город по его основателю Арекемою. Ср. также «Иуд. древности». XIV, 1, 4, и «Иуд. война». I, 6, 2; 13, 8. В Библии (Суд 1.36; 4Цар 14.7) он называется Села. А в Септуагинте и у Евсевия он известен под именем Петры. По указанному месту в Книге Судей, это был главный город Набатеи на небольшом расстоянии от Иерихона. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Первая речь Моисея охватывает, таким образом, первые четыре главы Второзакония. Ясно, что в ней имеются два раздела: главы 1–3, которые являются историческим обзором странствий Израиля, начиная с того момента, как Израиль покинул гору Синай, и в продолжение всего его путешествия по пустыне; и 4-я глава, которая является главным образом увещеванием. Итак, 1–3-я главы ориентированы на прошлое и изложены в изъявительном наклонении. В них преобладает воспоминание. Четвертая глава ориентирована на настоящее и будущее и изложена в повелительном наклонении: «Слушай ... исполняйте ... идите ... овладейте». В 1–3-й главах роль Моисея заключается в описании панорамы; а в 4-й главе он проповедник. Рассказчик становится увещевателем; историк становится также аналитиком. Мы должны заметить, что слова Моисея обращены ко «всем Израильтянам» (1:1). Значение этой фразы подчеркивается не только ее широким распространением во Второзаконии (четырнадцать раз, одиннадцать из которых встречаются в основных разделах), но и тем фактом, что эта же фраза встречается только два раза в остальных книгах Пятикнижия – Исход (18:25) и Числа (16:34) 220 . Нет ни одного человека, которому не нужно было бы услышать Божье слово и затем откликнуться на него соответствующим образом. Воспоминание В этой речи Моисей вспомнил семь событий: 1 . (1:9–18) Обязанности Моисея уменьшены благодаря назначению судей, которые должны были выполнять роль его помощников (ср. Исх.18:13 и последующие, Чис.11:10 и последующие). 2 . (1:19–46) История о соглядатаях, посланных осмотреть ханаанскую землю (ср. Чис.13 и 14). 3 . (2:1–8) Прохождение Израилем вокруг территории Едома (ср. Чис.20:14–21 ). 4 . (2:8–25) Прохождение Израилем по территории Моава (ср. Чис. 21:4–20 ). 5 . (2:26–37) Победа Израиля над Сигоном, царем Есевонским (ср. Чис.21:21–32 ). 6 . (3:1–22) Победа Израиля над Огом, царем Васанским (ср. Чис.21:33–35 ) и распределение территорий к востоку от Иордана между коленами (ср. Чис.32 ). 7 . (3:23–29) Просьба Моисея войти в Ханаан и отказ (ср. Чис.27:12–14 , хотя это и другие случаи).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Левиты, по трем сынам Левия – Герсону, Каафе, и Мерарию ( Быт.46:11 ), разделялись на три разряда: Герсонитов, Каафистов и Мераристов ( Чис.3:15 сл.). Они получили во владение 35 городов из 48, которые назначены были для всего колена, а для своего содержания получали десятину от полевых плодов и скота прочих колен, из чего впрочем, они должны были уделять десятую часть священникам ( Чис.18:26 ). Кроме того, их должно было приглашать на разные жертвенные пиршества ( Втор.12:13,18, 14:27,29, 16:11 ). Левиты были избраны Иеговою для того, чтобы служить Аарону и его сынам, а со стороны израильтян левиты давались Аарону для того, чтобы они за все общество служили в скинии святилищу и смотрели за его принадлежностями ( Чис.3:7–9, 18:2,3,6 ). Впрочем, к сосудам внутреннего святилища они не смели приближаться, под угрозою смертного наказания ( Чис.18:3 ). Поэтому служение их, во время шествия чрез пустыню, состояло в том, чтобы снимать и ставить священную палатку, а также носить разобранные части ее и закрытые священные сосуды ( Чис.1:51 и 4:4 сл. Ср. выше § 12), а после утверждения скинии в земле ханаанской, в том, чтобы караулить святилище, отпирать и запирать его, смотреть за его чистотою и за чистотою его сосудов, приготовлять хлебы предложения и прочие жертвенные пирожные, отправлять священное пение и инструментальную музыку при богослужении и помогать священникам в некоторых других случаях при их служении, напр., при заклании и снятии кожи с жертвенных животных, при законном осмотре прокаженных, при надзоре за храмовыми запасами, за храмовыми постройками и т. под. 263 В этом служении они обязаны были находиться с 25 или 30-ти летнего возраста до 50-ти летнего, 264 и посвящались в него особенным очищением. Посвящение левитов, названное tiher очищать ( Чис.8:6,21 ), начиналось тем, что их кропили водою греха, 265 потом стригли им волосы по всему телу и мыли их одежды, и заканчивали жертвою освящения. Левиты должны были представить для жертвы двух молодых тельцов, которых они приводили пред скинию, где собиралось все общество. Общество (в лице своих представителей), возлагало руки на них, затем священники обводили левитов вокруг жертвенника как дар со стороны сынов Израиля, чем они передавались Иегове обществом для служения Его святилищу. После этой символической передачи, оба тельца закалались руками левитов; одного приносили в жертву греха, а другого во всесожжение обыкновенным образом ( Чис.8:5–22 ). § 34. Священники

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010