4) Он сказал о хлебе: сие есть Тело Мое, потому что действительно претворил хлеб сей в Самое Тело Свое, которое и принес в жертву ( Пс.39:7–9 Евр.10:5–10 ) 133 за весь мир. Посему и повелел ученикам Своим приобщиться от Него, как жертвы благодарения, приуготовленной огнем любви Божественной на алтаре вечныя правды всему миру в снедь животворную ( Ин.6:33, 41 ): приймите, ядите, сие есть Тело Мое. Для чего употребил Спаситель в Евхаристию вино, и притом растворенное водою, также для чего оное претворил в Кровь Свою 5) После вечери Спаситель, возблагодарив Бога, приял чашу с вином ( Лк.22:20 ). Сею чашею Он восхотел утвердить Новый Завет , или договор человека с Богом, об отпущении грехов и о наследии вечной жизни, за веру в Его заслуги. Договоры утверждаемы были у древних кровию жертв ( Быт.15:10. 18 . Исх.24:6. 8 ); некоторые народы и пили ее ( Иез.39:17–19 . Прем.12:4–5 ) 134 ; другие же, а в числе их и Евреи, вместо крови употребляли красное вино ( Втор.32:14. 38 . Лев.23. 18 и д. Чис.5:15. 15, 24. 28, 7. 9. 10. 24 ): так как оно имеет одинаковый цвет с кровию, то и наречено кровию гроздовою ( Быт.49:11 . Втор.32:14. 38 ). По сей причине и Спаситель в запечатление Своего Завета, употребил: 1) гроздное, т. е. виноградное вино. 2) Растворил его водою, потому что кровь завета ( Исх.24:8 ), прообразовавшая спасительную Его Кровь ( Евр.12:24 ), была растворяема водою (9, 19. Лев.14:5. 6 ), а еще более для того, чтобы под сими видами преподать в приобщение кровь Свою и воду, которые имели истечь из ребер Его на кресте ( Ин.19:34 ). Эти спасительные источники, по учению Св. Златоуста и Амвросия Медиоланского , представляли два установленные от Него Таинства: Крещение и Евхаристию 135 . 3) Освятив вино принесенными над ним Богу Отцу молитвами 136 в Свою кровь, повелел всем ученикам, вступавшим тогда чрез Него в Завет с Богом, а в лице их и всем верующим в Таинство искупления Его, приобщиться от сей спасительной чаши: пийте от нея вси, сия ест Кровь Моя, чтобы чрез то учинить их участными плодов, приобретенных страданиями и смертию Его 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Рыбная ловля была важным промыслом в Египте и Месопотамии. Библия говорит о ней от случая к случаю и вскользь ( Иер.16:16 ; Иез.47:10 ; Ам.4:2 ). Рыбу ловили на удочку, бреднем или сетью везде, где позволяли природные условия. Израильские прибрежные воды Средиземноморья менее богаты рыбой, чем египетские. Как отличное место для ловли, славились озера Тивериада и Хулия. Колена Ашер, Дан, Зевулон, обосновавшиеся на его берегах, жили рыбным промыслом ( Суд.5:17 ; Втор.33:19 ). Племя неффалим монополизировало рыбную ловлю на берегах Галилейского озера ( Чис.34 , Втор.33:23 ). Археологические раскопки открыли сотни грузил, служивших для забрасывания сетей, – сами сети и веревки, с помощью которых их завязывали, до нас не дошли. Эти следы рыбной ловли относятся к самым разным периодам библейской истории: мы можем оценить форму сетей, грузы по форме ничем не отличаются от современных. Мы располагаем также огромным количеством рыболовных крючков, удилищ и игол, служивших для восстановления сетей. Все это было открыто в захоронениях рыбаков и по берегам морей. Картины рыбалки отражают символику пророков – Иезекииля, Екклесиаста ( Иез.26:4, 5, 14 ; Ис.19:8 ; Еккл.9:12 ; Авв.1:15 ) и Аввакума. Лес Библейские леса простираются примерно на тех же пространствах и теперь. А регионы, которые раньше считались дикими, теперь также покрыты растительностью, как, например, Негев, Ефраимский лес. Кедры, васанские дубы, сосны, сикоморы, тамариск растут повсюду, придавая особенный колорит библейскому пейзажу ( Ис.14:8 ; Иез.31:3 ; Зах.11:2 ; Ис.7:2 ). Очень многие названия и имена обязаны своим происхождениям словам, обозначающим связанное с лесом. Леса Израиля и Сирии снабжали Египет древесиной для постройки кораблей, зданий, изготовления предметов мебели. Во время раскопок в Египте был открыт кусок кедра, относящийся к IV тысячелетию, а в Месопотамии – к III. Сосны, дубы, различные кустарники, ивы, тамариски, тополя, платаны, осины и редкой породы кедры наших современных лесов росли некогда рядом с их библейскими предками. Земля и ее значение

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

истории религии. Последний исход этого развития есть талмудическое применение , которое прямо стоит вместо (für) , на что, впрочем, Втор.28:58 и Лев.24:11 дают явнейшие данные» (Бёмер, id., стр. 281). Подобно этому в южно-арабских именах тоже весьма явно древнее отождествление с носителем его. Так (см. Бёмер, id., стр. 28–29, прим. 1; Hommel , Die altisraelitische Überlieferung in inschriftlicher Beleuchtung, стр.87, 98 и др.): Суму-аби=Его, подразумев. Божье, имя есть отец Суму-ла-илу=разве Его, подразумев. Божье, имя не Бог? Сравн. еврейск. Его имя есть Бог (может быть, в том смысле, что новорожденное дитя в Шему-эл=в известной мере есть манифестация божеского нумена, см. Kerber, id., р. 94) Таким образом, , «означает прежде всего: «наружу выдающийся момент, который делает Ягве видимым и приметным (kenntlich)», затем «то, что особливо для Него и Его отличает ото всех других, лиц как и вещей, потому что есть выражение Его внутреннего, проявление (Versichtbarung) его существа». Коротко, оно обозначает «оказание (Erweisung) того, что есть в Ягве» или «внутреннее существо Ягве». В очень многих случаях, не всегда, [ ,] соответствует нашему «личность (Person)», почему смешивается с Ягве; так: Пс.20:2, 44:6, 9 , ср. 44:21, 92:2» (Бёмер, id., стр. 29–30). Изложенное доселе основывалось на корнесловии и потому нуждается в конкретизации, которой мы достигнем текстуальным разбором словоупотребления . Тут придется ограничиться одним только еврейским языком. В основу изложения мы положим Гизебрехта (id., стр.7–18); при этом будут необходимы некоторые повторения предыдущего. «Относимое к личностям слово представляет звуковое средство легко и верно различать одну личность от других и ставить их перед духовными очами. Относимое к Богу, оно играет роль, т.е. означает имя Бога, nomen proprium, отличающее Его от людей и других богов» (Гизебрехт, id., стр. 9). Для животных и растений оно имеет смысл родового и видового имени, ср. Быт.2:19 и далее. Наконец, приложенное к вещам, слово тоже имеет целью ознаменовать отдельные страны, местности, города, реки, источники и т.п. ( Исх.17:15 ; Есф.9:26 ). Одним словом, тó, что содержится в логическом объеме понятия , есть средство в большей или меньшей мере индивидуализировать объект (Гизебрехт, id. стр. 8–9). Подобно еврейскому шем имеет значение nominis и коррелятивное арабское , эфиопское и сирское слово; но халдейское или , эмфат. , по утверждению Гезения (Thesaurus, Т. р. 1431), получило другой оттенок – означает, именно, signum, designatio лица или вещи. Быт.3:20, 19:22 ; Нав.62:2 ; Ез.24:2 ; Чис.17:17 ; 2Цар.23:34, 24:17 ; Есф.19:26 и др. показывают употребление в смысле имени лиц и вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Рассказы Лазутчики в Иерихоне (2:1–24), Основные слова: переход через Иордан (3:1–5, 1), «перейти» (29 раз) обрезание и Песах (5:2–12), «поразить» (26 раз) завоевание Иерихона (6:1–27), битва за Гай (7:1–8:29), хитрость жителей Гаваона (9:1–27), битва с жителями Ханаана (10:1–43), победа на Севере (11:1–23). 12:1–24 Перечни Список завоеванных местностей (12:1–8) и перечисление побежденных царей (12:9–24) Во второй части (13:1–22:34) Иисус Навин делит землю между коленами Израилевыми, за исключением колен Рувима, Гада и половины колена Манассии, которые уже получили свои области (13:8–33; ср. Чис.32:1–42 ). Разделение земли осуществляется в два этапа. Сначала получают свои уделы Халев, колена Иуды и сыновей Иосифа (15:1–63 и 16:1–17:18). Затем на собрании в Силоме (18:1–10) оставшаяся земля описывается, разделяется на семь частей, и Иисус бросает о ней жребий для остальных колен (18:11–19:51). При описании местностей, полученных коленами Иуды (15:5b–11), Ефрема (16:6–8), Манассии (17:7–10), Вениамина (18:12–20), Завулона (19:10–14), Асира (19:24–31) и Неффалима (19:32–39), даются точные сведения о границах территорий на севере и юге, востоке и западе. К описаниям границ примыкают перечни городов, находящихся на территории, принадлежащей данному колену. Так, относительно территории колена Иуды сообщаются точные сведения о том, какие города находятся на юге (15:21–32), на низких холмах (15:33–47), на горах (15:48–60) и в степи – пустыне (15:61–62). Области, принадлежащие коленам Симеона (19:1–9), Иссахара (19:17–23), Асира (19:24–31) и Дана (19:40–48), определяются ближе в основном лишь с помощью таких перечней городов. По указанию Яхве избираются шесть городов убежища, в которых может укрыться каждый, совершивший неумышленное убийство (20:1–9; ср. Втор.19:1–10 ). Левиты, не получившие определенной области для поселения (13:14; 18:7), получают 48 городов с пастбищами (21:1–42). Колена, получившие во владение области на восточном берегу Иордана (22:1–8), отпускаются Иисусом в свои владения. Когда между этими коленами и остальными возникает конфликт о жертвеннике, сооруженном у Иордана, устанавливается, что этот жертвенник должен лишь свидетельствовать о принадлежности заиорданских колен к Израилю (22:9–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

10:6,7. Яакан, Мозер, Гудгод и Иотвафа. Эти стоянки также упоминаются в Чис. 33:30–34 . Большинство из них не идентифицировано, но Иотвафу обычно отождествляют с Табехом (Tabeh), оазисом на западном берегу залива Акаба. 10:12–11:32 Призыв к верности Господу 10:17. Божественные имена. Перечисление божественных имен и атрибутов – обычная форма восхваления богов на древнем Ближнем Востоке. Например, в вавилонской поэме о творении «Энума элиш» содержится пятьдесят имен Мардука, верховного бога Вавилона. 10:17. Боги, принимающие дары. Согласно религиозным представлениям древнего Ближнего Востока, на богов можно было оказывать влияние, так как у них имелись потребности. Жертвоприношения и содержание храмов составляло неотъемлемую часть заботы о богах. Давая богам пищу, одежду и укрытие, человек мог рассчитывать на их ответную благосклонность. Этот текст ясно показывает, что Яхве не похож на богов соседних народов. Кроме того, Яхве изображен здесь как справедливый судья, который не грешит против истины из корыстных побуждений. 11:1. Любящий бог на древнем Ближнем Востоке. В амарнских письмах (от вассальных царей Ханаана к их египетскому господину) слово «любовь» используется для обозначения дружественных международных отношений. Оно отражает преданность вассалов и их уважение к условиям договора между сторонами. В литературе Месопотамии редко встречается мысль о необходимости любить богов, но и боги обычно не ждали от людей любви и не вступали с ними в отношения завета. 11:2. Крепкая рука. Крепкая, или «простертая», рука – метафора, которую использовали для описания могущества египетских фараонов. Но рука Яхве, простертая над Египтом, принесла Его народу избавление. См. коммент. к Втор. 26:8 . 11:4. Чермное море. По поводу идентификации этого водного массива высказывалось много предположений. По мнению большинства исследователей, это либо озеро Бала, либо озеро Тимса. См. коммент. к Исх. 13:18 . 11:9. Земля, в которой течет молоко и мед. См. коммент. к 6:3. 11:10. Методы орошения в Египте. Противопоставление основано отнюдь не на предпочтении дождей искусственному орошению, ибо значение и эффективность искусственного орошения признается всеми. Не подразумевается здесь и то, что скудные дожди Палестины лучше, чем регулярные разливы Нила. Неизвестно, какой метод орошения можно идентифицировать как полив «при помощи ног», но это выражение использовано как эвфемизм, обозначающий мочеиспускание в некоторых вариантах рукописей 4Цар. 18:27 . Если здесь значение таково, то противопоставление связано не с методами орошения или изобилием воды, а с чистотой воды, используемой для полива предназначенных в пищу растений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3.1 Земля как дар Яхве «Главная тема книги – это не завоевание земли в сражениях и не уничтожение жителей этой земли, как это постоянно утверждается, но земля как дар Яхве» (E. Zenger). В центре Книги Иисуса Навина находится не захват земли, но дарование земли (1:2, 3, 6, 11, 13, 15; 2:9, 14; 5:6; 9:24; 18:3; 24:13). Яхве дал Израилю землю «в удел» ( Втор.12:10; 19:10, 14; 20:16; 21:23; 24:4; 25:19 ). По мнению Ф. Фритца, Книга Иисуса Навина – это «попытка богословского обоснования захвата земли Израилем». «С помощью Бога Израиль вступил во владение землей». «Земля – это спасительный дар Бога своему народу». При этом нужно помнить, что земля – это экономическая основа существования народа. Только тот, у кого была своя земля, мог обзавестись семьей и участвовать в разрешении правовых вопросов. Дарование земли, осуществленное Яхве, открывает перед Иисусом Навином возможность разделить землю между коленами Израилевыми – постольку, поскольку это было сделано уже Моисеем. При этом играет роль сама процедура разделения, т.е. деление по жребию ( Чис.33:34 ; Ис Нав.14:2, 18:11, 19:51 ); поэтому земельный надел может обозначаться словом «жребий» (15:1; 16:1; 17:1, 14, 17). Этим вновь подчеркивается, что израильтяне не сами завоевали землю, но она была им дана. Колено Левия сначала не принимается в расчет при дележе земли, ибо его удел – сам Яхве (13:14, 33; 18:7). Но впоследствии левиты получают 48 городов, находящихся на территориях других колен (21:1–42). 3.2 Осуществление передачи земли в собственность 3.2.1 Изображение в Библии и свидетельства археологии Книга Иисуса Навина не является историческим источником о событиях так называемого завоевания земли, и не следует воспринимать ее так. «Захвата земли в ходе военных действий, то есть военного похода двенадцати колен Израилевых с уничтожением прежних обитателей земли никогда не было. К этому выводу приводят имеющиеся данные о возникновении Израиля, согласно которым Израиль сформировался в XII в. до н.э. как “смешанное общество”; большинство членов этого общества не пришли извне, но жили на этой земле и раньше: часть этого “коренного населения” вела полукочевой образ жизни на свободных территориях между городами-государствами; другой частью были “хананеи”, включившиеся в новую общественную систему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

В том и другом случае Евреи получали основу масла, т.-е. густое мутное масло, по-евр. ицегар ( Числ.18:12 ; Втор.12:17 ; Ос.2:8,22 ). Этому маслу надлежало устояться: густые вещества садились на дно сосудов, а на поверхности их накоплялось чистое масло, или собственно елей. Он был двух цветов: елей желтого цвета, по- евр. шемен, добывался из спелых маслин и притом в большом количестве; елей зеленого цвета (пр-евр. шемен раанан Исх.27;20; 29:40 ) добывался в небольшом количестве из незрелых маслин. Производство масла было очень развито в древней Палестине. Гефсимания, по своему названию, означала такое селение, где выжимали масло тисками. Деревянное масло удовлетворяло первоначально внутренним потребностям Иудейской земли. Евреи употребляли масло как лекарство от различных болезней ( Лев.14:11–19 ; Ис.1:6 ; Лк.10:34 ; Мк.6:13 ; Иак.5:14 ), как материал для освещения ( Исх.25:6 ; Чис.4:16 ; Мф.25:34 ), как приправу при изготовлении жертв и разных домашних блюд ( Исх.29:2; 23:40 ; Лев.2:1; 7:10 ). Деревянное масло, смешанное с ароматическими веществами, составляло елей помазания или освящения: оно употреблялось при освящении скинии и ее принадлежностей ( Исх.30:24–29 ), при помазании первосвященников, пророков и царей ( Исх.29:7; 30:31 ; 1Цар.9:16; 10:1; 16:1 ). Евреи мазались елеем также по случаю какого-либо особого радостного торжества или пиршества ( 2Цар.14:2 ; Пс.44:8 ; Еккл.9:8 ; Мф.26:7 ; Лк.47:6 ). Обширное употребление деревянного масла в земле Иудейской естественно вызывало усиленное производство его. Во времена царей деревянное масло составляло значительный предмет для внешней торговли ( Иер.8:22 ; Лк.16:6 ). Ефрем елей во Египет посылаше ( Ос.12:1 ), для того, как замечает св. Ефрем Сирин (Т. С. О. 22, 126), чтобы ему быть в союзе с Египтянами. Финикияне также вывозили много масла из Иудеи ( Иез.3:7; 27:17 ). Херам, царь Тирский, ежегодно получал от Соломона около 30,000 ведер чистого масла ( 2Пар.2:10 ). Такой значительный отпуск деревянного масла из Иудеи был очень выгоден для страны в экономическом отношении ( 1Пар.32:28 ), и потому самое производство масла в Иудее находилось под надзором особых чиновников ( 1Пар.27:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Из указанных приведенными свидетельствами цитат сюда относится корректура Иез.8:17 , где первоначально стояло такое образное выражение: «они подносят ветки к носу Моему». Так читали это место и LXX, хотя и они устранили метафору описательным выражением: «они подносят ветвь ругаясь надо Мною». Соферимы и все другие древние переводы устраняют затруднительность метафоры другим способом, изменяя суффикс первого лица в третье; таким образом вышло: «они подносят ветвь к своему носу». Другой пример. Втор.33:10 : «они предлагают благовония в ноздры Твои»; вместо последних слов древние переводы имеют: пред лице Твое или: во гневе Твоем(последнее чтение не идет к контексту). Само собою разумеется, что те места, в которых Богу в предположительном смысле приписывается какое-либо кажущееся зло, несправедливость, в чтении соферимов подвергались изменениям. Если Чис.11 Моисей говорит Иегове: «умертви меня, чтобы мне не видеть бедствия моего», то, по свидетельству талмуда, последнее слово представляет корректуру, вместо: бедствия твоего (Тобою посланного народу). Это свидетельство впрочем едва ли верно, потому что последнее чтение сохранилось в одном только иерусал. таргуме, между тем как все древние переводы сохранили первую формулу. Более ясен другой пример указанных древних свидетельств Иова 32:1–3. Три друга перестали отвечать Иову, найдя его правым ( Иов.32:11 ). Тогда Елигу, младший из друзей Иова, разгневался на них за то, что они не нашли ответа Иову на последнюю его речь и тем самым обвинили Бога (соглашаясь с справедливостию жалоб Иова) ( Иов.32:3 ). Соферимы, найдя последнее выражение резким, выбросили слово Елогим, а на его месте поставили Иов; таким образом вышло, что друзья обвинили не Бога, а Иова. Но так как чрез это изменение 3-й стих ставился в противоречие с 1-м стихом, где говорилось, что друзья признали Иова правым, то соферимы должны были распространить корректуру в своем смысле и на первый стих, что они и сделали переменою суффикса множест. числа в единств.; вместо: был праведен Иов в глазах их (друзей) – как читали и LXX – стали читать: был праведен Иов в глазах своих (собственных). Корректура соферимов Иов.32:1, 3 удержалась и в нынешней еврейской Библии с масоретским примечанием: тиккун соферим (корректура соферимов). Подобное смягчение и устранение как бы обвиняющих Бога выражений часто встречается в речах Иова, напр. Иов.34 первоначально читалось: Бог допускает царствовать и лицемерам; так читают LXX и другие древние переводы. Но иудейские книжники нашли такую мысль соблазнительною и из положительной речи сделали отрицательную: «Бог не допускает царствовать лицемерам». Иов.34:6 первоначально читалось: Бог извратил суд мой, так и у LXX. По чтению соферимов: Иов (сам) извратил суд мой. Иова 13 первоначально читалось: «вот Он убивает меня, так что я уже не имею надежды»; так читается по Ktib. Соферимы обращают мысль в противоположную: «хотя Он убивает меня, но я все еще надеюсь»; так читается по Qri.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

20:16. Священная война. В необычных ситуациях победители предпочитали не брать пленных и добычу и посвящали завоеванный город богу, принесшему им победу. В древнееврейском языке этот сравнительно редко используемый метод ведения войны получил название herem. Необходимость в полном уничтожении возникла только в нескольких городах: Иерихоне ( Нав. 6:17–24 ), Асоре ( Нав. 11:10,11 ), Цефафе ( Суд. 1:17 ) и «городе Амаликове» ( 1Цар. 15:3 ). В отдельных случаях, например, во Втор. 2:34,35 и 3:6,7, допускалось не полное, а частичное уничтожение (население предано смерти, а скот захвачен в качестве добычи). Помимо Библии такое же представление о войне встречается в надписи моавитского царя Меши (IX в. до н. э.), который вел войну с коленом Гада. Некоторые ассирийские цари использовали полное уничтожение городов как тактический ход, направленный на усмирение непокорных народов. 20:20. Осадные работы. Чтобы захватить укрепленный город, требовалось произвести различные осадные работы, в том числе насыпать валы ( 2Цар. 20:15 ; 4Цар. 19:32 ), построить башни ( Ис. 23:13 ; Иез. 21:22 ) или внешние стены для предотвращения побега ( Иез. 26:8 ; Мих. 5:1 ). Для стенобитных машин ( Иез. 26:9 ) и креплений в тоннелях, прорытых под стенами, требовалась древесина. Этим объясняется распоряжение о вырубке деревьев во время осады. На ассирийских рельефах Ашшурнасирпала II (883–859 гг. до н. э.) в Нимруде изображено множество осадных машин и методов ведения войны того времени. 21:1–9 Неизвестное убийство 21:1–9. Ритуалы и представления, связанные с «невинной кровью». См. коммент. к Чис. 19 о значении ритуала очищения и об использовании рыжей телицы. В этих комментариях затрагивается тема искупления греха за пролитие «невинной крови». По хеттским законам, если тело было найдено на открытой местности, то наследнику убитого выделялась некая собственность от ближайшего селения, расположенного на расстоянии не более трех лиг. В этом законе преимущественное внимание уделяется правам наследника, а не проблеме пролития невинной крови. 21:10–14 Права пленниц

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

     Быт.6:4. Исполни же бяху на земли во дни оны: и потом, егда вхождаху сынове Божии к дщерем человеческим, и раждаху себе: тии бяху исполини иже от века, человецы именитии.    Исполины — это великаны, с необыкновенным ростом соединявшие необыкновенные богатырские силы. Таких исполинов было немало и до смешения племен, и после того, как сыны Божии стали вступать в супружества с дщерями человеческими. Священная история представляет примеры людей с исполинскию силою и ростом и после потопа, наприм., Ог, царь Васанский, (Втор 3:11), Енакимы (Чис. 13:34), Голиаф (1 Цар 17:4; см. также 2 Цар 21:16—22. Ам 2:9). Существование таких людей в древнейшие вре­мена послужило основанием для баснословных сказаний о циклопах и разных других богатырях. Если бытописатель, изображая причины гнева Божия на допотопных людей, упоминает об исполинах, это, конечно, потому, что преоб­ладание их было одною из таких причин. Нет сомнения, что богатырскую силу свою они употребляли не на защищение, а на порабощение и угнетение слабых, что они не знали другого права, кроме права сильного, и, поступая со всеми самоуправно, показывали презрение к закону и за­конным властям и своим примером подрывали уважение к закону и властям в других. А где нет этого уважения, там попирается всякий общественный долг, там господствует всякого рода бесчиние. — Знаменитость приобретается не только доблестями и заслугами для человечества, но также великими неправдами и злодеяниями. Исполины оставили по себе память от века знаменитостию последнего рода.      Быт.6:5—6. Видев же Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли: и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни: и помысли Бог, яко сотвори человека на земли, и размысли.    Господь, как мы видели, призывая людей к покаянию, угрожал им, если не раскаются, истреблением. Но люди не вняли гласу Господа, презрели Его угрозы; «злобы их», т. е. злые дела, не уменьшались, а со дня на день умножались. Исправления тем труднее было ожидать, что развращение проникло в глубину человеческого сердца, обратилось, можно сказать, в неискоренимую потребность его: «всяк» не только делал зло, но «помышлял в сердце своем прилежно на злая во вся дни». Люди не только не боролись с возника­ющими в сердце худыми помыслами, склонностями и же­ланиями, но еще старались намеренно, с усилием вызывать и питать их в душе: «прилежно помышляли на злая».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010