Исаак также умер, и приложился к народу своему ( Быт.35:29 ). То же сказано и о Иакове ( Быт.49:33 ), Аароне и Моисее ( Чис.20:24; 27:13; 31:2 ). Один за другим они прилагаются к людем своим, то есть праотцам, и это означает, что эти праотцы живы. Поэтому Бог называет Себя Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова ( Исх.3:6 ) и утверждает, что Он не Бог мертвых, которые исчезли со смертью и отошли в небытие, но Бог живых ( Мф.22:32 ; Мк.12:27 ). Он Бог [ветхозаветных] Патриархов, которые живут «духом» в жизни за гробом. Если бы с их телесной смертью приходил конец их жизни, то прервалась бы и их связь с Богом. Это относится не только к Аврааму, Исааку и Иакову, это относится и ко всем тем, кто умер для нас. Все ушедшие из этой жизни недавно или много веков назад – у Него все живы, утверждает Господь ( Лк.20:38 ). Они живут не в состоянии летаргии и бесчувствия, но находясь в живой связи и общении с Богом, о чем подробнее говорится в другой главе. Хотя Священное Писание для обозначения смерти не употребляет выражения «разлучение души и тела», богоносные отцы нашей Церкви, усвоившие и достоверно истолковавшие ту истину, которую нам открыл Бог, определенно говорят, что «смерть есть разлучение души от тела». 222 Святитель Григорий, епископ Нисский, замечает: «Смерть есть не что иное, как разрешение души и тела». 223 Тезоименитый ему [Григорий], названный Богословом, в одном из своих стихотворений противопоставляет жизнь и смерть следующим образом: «Подобно тому как жизнь есть соединение тела и души, так же и смерть есть отделение одного от другого». 224 И третий, тезоименитый им светильник Фессалоникийский, пишет к почтеннейшей монахине Ксении: «Отделение души от тела есть смерть тела». 225 Явление тления и телесной смерти мы наблюдаем не только в тот час, когда кто-либо из наших братьев покидает этот суетный мир. Мы переживаем его ежедневно и постоянно. После грехопадения, как пишет святитель Григорий Нисский , наше тело пребывает «в разложении»; оно повседневно живет в смерти, его существование неизменно продвигается к угасанию «телесных чувств», «деятельности» и «движения».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел Иисус очи Свои на них и начал говорить: Блаженны нищие в духе своем» (ср.: Лк. 6:20. Мф. 5:1–3), то есть нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «Блаженны кроткие» (Мф. 5:5). «Кротчайшим человеком был Моисей… из всех сыновей народа своего» (ср.: Чис. 12:3), и: «на кого… призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем» (ср.: Ис. 66:2). Также «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его» (ср.: Пс. 131:1), и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29), — «Блажен, кто алчет и жаждет правды» (ср.: Мф. 5:6), как (и в другом месте) говорит (Писание): «не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, дабы слышать слово Господа» (ср.: Ис. 49:10. Пс. 41:3. 62:2). — «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» (ср.: Пс. 50:12). Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей (ср.: Исх. 33:18–23), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем», потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, — говорит, — все помыслы злые» (ср.: Мк. 7:21. Мф. 15:18). — «Блаженны, которые плачут, поелику они утешены будут» (ср.: Мф. 5:4), как и там: «если с Ним терпим, (с Ним) и прославляемся» (ср.: Рим. 8:17). — «Блаженны миротворцы, ибо… будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9), — поскольку Ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава в вышних Богу, и на земле мир» (Лк. 2:14). «И устроил мир, — говорит (апостол), — Кровию Креста Своего между тем, что на небе, и тем, что на земле» (ср.: Кол. 1:20). И когда (Господь) посылал учеников Своих, сказал им: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» (Лк. 10:5). Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: «кои ходят духом Божиим, сии суть сыны Божии» (ср.: Рим. 8:14). — «Блаженны, которые изгнание терпят ради правды» (ср.: Мф. 5:10), как говорит (в ином месте): «будут гнать вас и предадут вас» (ср.: Лк. 21: 12), и: «и те, кои хотят жить в правде Иисуса Христа, потерпят гонение» (ср.: 2 Тим. 3:12). Потому апостолы, когда подвергались поношению, радовались, «ибо удостоились потерпеть безчестие за имя Его» (ср.: Деян. 5:41), как Господь и заповедал им: «вы радуйтесь, и веселитесь, ибо велика награда ваша на небе» (Мф. 5:12), и: «в тот день возрадуетесь» (ср.: Лк. 6:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Кроме того, в переводе LXX в 16-ом стихе Рождественский заметил изменение лица притяжательных местоимений со 2-го на 3-е: «дом его» вместо «дом твой», «царство его» вместо «царство твое», «престол его» вместо «престол твой». Основываясь на чтении параллельного стиха 1Пар. 17:14 , где у масоретов употреблён местоименный суффикс 3-го лица, прот. Рождественский делает вывод, что и во 2Цар. чтение LXX правильнее, чем масоретское. Таким же образом, разобрав древние текстуальные свидетельства, профессор протоиерей определяет первоначальное чтение во всех толкуемых им местах Священного Писания Ветхого Завета. 3. Экзегетический анализ «Откровения Даниилу о семидесяти седьминах»: пророчество о Мессии Первыми словами в 24–27-ом стихах 9 главы книги Даниила, которые мы относим ко Христу, являются «и помазан был Святый святых». Обратившись, следом за прот. Рождественским, к древним толкователям, мы увидим, что «почти все они относят [это выражение] к Иисусу Христу, понимая Его под «Святым Святых»; под «помазанием» же они разумели или Его Божество, как Евсевий Кесарийский , Полихроний, Афанасий Великий , или – помазание Его человечества ( σρξ) Духом Святым, как Аммоний, Климент Александрийский и Феодорит» 111 . Впрочем, были и такие толкователи, в частности, псевдо-Киприан и Юлий Илариан, которые относили это наименование к храму, в том числе, к его давиру. Понимали под «Святым святых» Мессию и некоторые еврейские экзегеты. Естественно, Мессию, все ещё ожидаемого, а не пришедшего уже Иисуса Христа. Абарбанель же считал, что речь идёт о третьем храме, который «будет помазан и будет превосходить второй» 112 . Саадия Гаон и Раши полагали, что речь идёт о втором храме. Но, так или иначе, все они относили разбираемое выражение к мессианскому времени. Но затем понимание этого словосочетания несколько изменилось. Новейшие экзегеты обратили внимание, что [кодеш кодашим] в Священном Писании почти исключительно относится к предметам, а не лицам. В Исх. 26:33–34 ; Чис. 4:4, 19 ; 3Цар. 6:16; 7:50; 8:6 ; 1Пар. 6:49 ; 2Пар. 3:10; 4:22; 5:7 ; Иез.41:4 ) так названо отделение скинии и храма, где стоял ковчег завета; в Исх. 29:37; 40 – жертвенник всесожжения, а в Исх. 30 – курения; в Исх.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

«Между тем как Иосиф Флавий (Antiqu. 4. 6. 2. 6. 13) называет Валаама превосходным прорицателем (μντις ριστος) и лишь пагубный совет приводит, как нечто предосудительное. Филон (Орр. ed. Haesich. р. 168. 318. 405. 643. ff. 1076) судит гораздо строже; по его мнению, этот прозорливец был вполне сведущ во всех родах предсказания и далеко известен, но помимо прекрасных изречений касательно Израиля он был софист, безумец, безбожник и заклинатель, который занимался полетом птиц и другими делами лжи, и своим сношением с Богом только лицемерил. С этим согласны позднейшие Иудеи, напр. позднейшие таргумисты, всегда называющие его без всяких околичностей грешником, преступником (нечестивцем) и заклинателем (напр. прим, к Чис.23:9–10,21,24–25;29:2 ; Быт.12:3;27:29 . Исх.9:21 ), и талмудисты, противопоставлявшие его, как образец безбожников, Аврааму, представителю благочестивых (Pirke. Abth. 5. 49. Sanhedrin 10:2); хотя некоторые и находят возможным рассматривать его, как величайшего пророка между язычниками (Pesikt к ХХП,2), но производят его величайшую силу от бесов (Eisenmenger entd. Iudent. 1. S. 362. II, 439 f.). Это понимание у Иудеев преобладает. Неблагоприятно судят о Валааме и писания Н. Зав. В них Валаам обвиняется в безумии, беззаконии и мздоимстве ( 2Пет.2:15 и др. Иуд.1:11 ) и с укоризной вспоминается совращение Израильтян в идолопоклонство и распутство ( Откр.2:14 ). Из отцов Церкви большая часть, напр. св. Амвросий, Григорий Нисский , Василий (В.), Кирилл, Августин, Феодорит усматривают в Валааме только предсказателя, мага и диаволова пророка; другие же, напр. церковные учители Тертулиан и Иероним, относятся к нему более благосклонно (см. Moebius Historia Bileami р. 33 ff.). Точно также и позднейшие богословы в отношении личности Валаама разногласят, ибо частию защищают отрицательный взгляд на личность Валаама (Кальвин, Брентано, Марк, Оббариус, Витсиус в Misc. sacr. b. р. 177 ff.), частью принимают (считают) его за действительного пророка, который, однако, имел свои пороки, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

. Царское служение Мессии – Иисуса Христа 4.2.2. Победа Иисуса Христа над диаволом Еще в раю согрешившим прародителям Бог дал обе­тование о победе Спасителя над диаволом, когда говорил змию, т. е. диаволу: «Той твою блюсти будет (Евр.– «сотрет») главу» ( Быт.3:15 ) и этими словами, по объяснению св. Ири­нея Л., утверждал, что вражда между Семенем жены и змия будет до тех пор, «пока не придет Семя предопределен­ное попрать главу его, Которое и родилось от Марии» 1497 , ибо «эту вражду Господь (т. е. Иисус Христос) сосредоточил в Себе Самом, соделавшись человеком от земли и поправ его» (диавола) 1498 . Впоследствии, как думает св. Ефрем Сир., об этой имевшей некогда произойти победе Господа над диаволом, прикровенно говорит патр. Иаков в благословении Дану: «да будет Дан змий на пути, седяй на распутии, угрызая пяту конску: и падет конник вспят, спасения ждый Господня» ( Быт.49:17, 18 ), ибо «Господь стал змием для древнего змия и василиска сатаны, как и медный змий был противопоста­влен змиям в пустыне» (ЧИс.21:8–9) 1499 . Об этом, по мнению того же св. Отца, предсказывал потом и Моисей в пророческом благословении колену Гадову: «яко лев почи, со­крушивый мышцу и (главу) князя» ( Втор.33:20 ), «мышцей име­нуя область демонов, а князем (главою) – диавола, которые сокрушены» Христом (львом) 1500 . А св. Григорий Нисский на­ходит, что это событие предвозвестил Иов, говоря: «извлечеши змия удицею» ( Иов. 40:20 ), ибо. «князь тьмы, поясняет образ­ную речь его св. Отец, – схватил приманку плоти (Христа), но зацепился за уду Божества и так. обр. сей змий был извле­чен удою» 1501 . Больше всего предсказаний об этом у Псалмо­певца и прор. Исаии. «Показывая, что Христом попран будет в последние времена нападающий на человеческий род лев», Псалмопевец говорит Ему: «Ты будешь наступать на аспида и василиска и будешь попирать льва и дракона» ( Пс.90:13 ) 1502 . Св. Афанасий В. предполагает, что эту победу Иисуса Христа над диаволом пророк разумеет, когда говорит, что надле­жит Христу «разрушити врага и местника» ( Пс.8:3 ) 1503 «сми­рит (его как) клеветника» ( Пс.71:4 ) 1504 , «яко язвена, гордаго» ( Пс.88:11 ) 1505 и даже когда называет самое пришествие Сына Божия на землю «путем крепости Его» ( Пс.101:24 ) за то, что Он пришел связать крепкого ( Лк.10:19 ) 1506 , т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Эта метафора трижды употреблена евангелистом Матфеем, и всякий раз по отношению к «книжникам, фарисеям и лицемерам». Так называют их Иоанн Предтеча: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» ( Мф.3:7 ) и Иисус: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну!» ( Мф.23:33 ). Знаменательно, что сравнение с ехидной возникает при осуждении празднословящих («праздное» слово надо понимать здесь как клевету, хулу на ближнего, злословие). Как дерево познается по плодам, так и человек — по его речам: «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? …за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» ( Мф.12:34–36, 37 ). Ж Живая вода ЖИВАЯ ВОДА. ИСТОЧНИК ЖИВОЙ ВОДЫ То, что дает физическое или духовное очищение, обновление, возрождает силы. Миф о живой воде, исцеляющей, воскрешающей из мертвых или дарующей бессмертие, широко распространен в верованиях и фольклоре многих народов. Библейские книги вкладывают иное содержание в понятие «живая вода». С одной стороны, она предстает как объект реального мира, и тогда «живой» называют воду проточную, остающуюся свежей, не подверженную гниению. С другой стороны, именно в силу этих качеств и как вещество, без которого невозможно существование человека, она приобретает расширительный метафорический смысл и становится символом высших духовных ценностей. Исаак, расположившись в долине Герарской, восстанавливает колодцы, которые были выкопаны в свое время его отцом, Авраамом, и засыпаны филистимлянами: «И копали рабы Исааковы в долине… и нашли там колодезь воды живой» ( Быт.26:19 ). Живая вода непременно участвует в обрядах очищения. В книге Левит описан обряд очищения дома от проказы (видимо, от плесени), где священник должен «очистить дом кровью птицы и живою водою» (см. Лев.15:49–52 ). В книге Чисел описан обряд очищения человека, прикоснувшегося к мертвому телу, с помощью пепла жертвенной рыжей телицы и живой воды (см. Чис.19:11–22 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

49 не будешь преимуществовать. Первенец получал три привилегии: права первенца, священство и царскую власть. Права первенца были переданы Иосифу ( 1Пар. 5,1 ), священство Левию ( Чис. 3,41 ), а царская власть Иуде (см. ст. 8). Ни один из потомков Рувима не стал судьей, пророком или руководителем народа. 49 Симеон и Левий. См. 29,33.34; 34,25. мечи. Древнееврейское слово может означать «ножи обрезания». 49 проклят гнев их. Проклятию подлежит их гнев, а не сами колена. разделю их в Иакове. Удел колена Симеонова представлял отдельные, не соединенные между собой области на территории удела Иуды (см. Нав. 19,1 ). Колено Левия было рассеяно среди всех колен Израиля. 49 Иуда. См. 29,35 и ком. поклонятся тебе сыны отца твоего. Как Исав поклонился Исааку (25,23; 27,29), а братья Иосифу (43,26), так и двенадцать колен Израилевых поклонились Давиду потомку Иуды ( 2Цар. 5,1–3 ). 49 лев. Иисус Христос, Великий Потомок Иуды, назван «львом от колена Иудина» ( Откр.5,5 ). 49 скипетр. См. Чис. 24,17 и ком. не отойдет. Это пророчество подтвердилось заветом с Давидом ( 2Цар. 7,16 ). доколе не приидет Примиритель. Древний арамейский перевод гласит: «доколе не придет Мессия, и его есть царство, и Ему будут повиноваться народы». Это пророчество исполнилось, когда пришел Иисус Христос ( Иез. 21,27 ; Откр. 5,5 ). Божий замысел в отношении человечества, состоящий в правлении и владычестве (1,26–28), сосредоточивается в Иисусе Христе. Ему покорность народов. См. 27,29 и ком. 49 осленка. На таком же осленке Царь въехал в Иерусалим ( Зах. 9,9 ). к виноградной лозе. Виноградная лоза обычно служила символом плодородия. в вине. Превратив воду в вино ( Ин. 2,1–11 ), Иисус показал, что приближается исполнение этого пророчества. 49 Завулон. См. 30,20; Нав. 19,10–16 ; Суд.5,18 . 49 Иссахар. См. 30,18. 49 работать в уплату дани. Хотя Иссахар был прославлен ( Суд. 5,1 ), здесь его колено порицается за готовность променять свободу на принудительный труд ради достижения материальных благ ( Нав. 16,10 ; Суд. 1,28.30.33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Есевон ; этот город первоначально принадлежал Моавитянам; у них он был отнят Сигоном; у Сигона его взяли Израильтяне ( Чис.21:25–26 ). Он принадлежал то колену Гадову ( Нав.21:39 ; 1Пар.6:81 ), то колену Рувимову ( Чис.32:37 ; Нав.13:17 ). Он был дан левитам, потомкам Мерариным. Есевон славился прекрасными источниками: в Песн. пес. Супруг сравнивает глаза своей супруги с красотою прудов Есевонских: «Глаза твои озерки Есевонские» ( Песн.7:5 ). Минниф ; пророк Иезекииль говорит, что Иудея за товары Тира платила пшеницею миннифскою ( Иез.27:34 ). Оронаим. «От Сигора до Оронаима» ( Иер.48:34 ). Эти два города находились на границах Моава, – Оронаим – на восточном берегу Мертвого моря, Сигор – на южном. Медева. Иоав, военачальник Давидов, одержал победу над Сирийцами ( 1Пар.19:7 и след.). Жители этого города убили Гаддиса, брата Иуды Маккавея, когда он шел к Наватеям (потомки Наваиофа, сына Измаилова, Быт.25:13 ). «После сих происшествий сказали Ионафану и Симону, брату его, что сыны Иамври торжественно совершают знатный брак и провожают из Надавафа с великою пышностью невесту... Тогда вспомнили они об Иоанне (Гаддисе), брате своем, и вышли и скрылись под кровом горы. Подняв глаза свои, они увидели: вот восклицания и большое приданое; навстречу вышел жених и друзья его и братья его с тимпами и музыкою и со многими оружиями. Тогда бывшие с Ионафаном поднялись на них из засады, и побили их, и много пало пораженных, а остальные убежали на гору; и взяли они всю добычу их... Так отмстили они за кровь брата своего» ( 1Мак.9:35–42 ). (п). Близ Медевы находился город Нофа ( Чис.21:30 ). Аве-Ситтим , в равнинах Моавитских, против Иерихона ( Чис.33:49 ). – Близ этого города находился город Беф-Иешимоф. Ваал-Меон ( Чис.33:38 ), город, разрушенный Израильтянами, но после восстановленный коленом Рувимовым. Во время пророков он принадлежал Моавитянам и составлял вместе с Беф-Иеишимофом и Кириафаимом «красу земли» ( Иез.25:9 ). Иааца ; этот город был отнят Израильтянами у Сигона ( Чис.21:23 ; Суд.11:20–21 ); доставшись колену Рувимову, он был отдан левитам ( 1Пар.6:78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ис. Нав.2:7 ; Суд.3:28 . Олесн. Свят. Земля II, 50). Равнины Моава между Беф-Иесимофом и Авель-Ситтимом составляли западную часть той обширной Иорданской долины (нынешней Гхор), которая раньше преобладания Амореев под начальством Сигона принадлежала Моавитянам и простиралась вероятно от Мертвого моря до устья реки Иавока. Вследствие этого местоположение лагеря Евреев ближе определяется словами: «по ту сторону Иордана, против Иерихона». Это место, неоднократно упоминаемое в Чис.36:3,63; 31:12; 33:48,50; 35:1; 36:13 ), простиралось от Беф-Иесимофа до Авель-Ситтима ( Чис.33:49 ). Беф-Иесимоф, букв. дом пустыни, на северо-восточном пустынном побережье Мертвого моря ( Чис.21:20 ) находился согласно Onomast под сл. Βηφασιμφ на расстоянии 10 римских миль, т.е. 4 часов пути к югу (юго-востоку) от Иерихона у Мертвого моря, а по свидетельству I. Флавия (Bell. Iud. IV, 5.6) к югу от Юлии-Ливии, т.е. Беф-Арама, при северном береге вади Гесбан и по мнению Эвальда (Götting. gel. Ang. 1866 S. 17 в.) стоял на месте развалин Сюэм (Svaime), которые открыл и описал F. De Saulcy, Voyage en terre Sainte. Par. 1865 1 p. 315 ff. Другой пункт – Авель-Ситтим, букв. поле акаций или просто Ситтим ( Чис.25:1 ), лежал, по свидетельству Флавия (Antiqu. IV, 8. 1), на месте позднейшего города Авилы (Αβιλα) в стране богатой финиковыми пальмами, в 60 стадиях от Иордана, вероятно при вади Эшта к северу от вади Гесбан (Keil u. Del. Comment. ub. d. Buch. Mos. M. S. 310). По мнению других библеистов местность эта определена с достаточной ясностью положением Нимра (упом. Чис.32:3 ), – имя которого до ныне осталось за поселением Нимрун в этой местности, – и поселениями ср. Рамф, Беит-Гаран и Абель-Шиттим (поле акаций), которых слегка измененные имена суть те, которые мы находим в Чис.32:36 и Нав.2:1; 3:1; 13:27 . По свидетельству путешественников (см. Seetzen II, S. 364. 373. Burckhardt Syrien. S. 323 и 622 у Knobel. Kurzgef. Exeg. Handb. L. XIII, Num. XXII, 1 , S. 120, Tristram, land of. Israel. p. 528 Seqq.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Из этих, групп наиболее близкой к оригиналу следует признать группу в сборнике Яцимирского, так как она, помимо того, что содержит наибольшее количество сравнительно с другими группами Феодоритовых толкований, следует порядку греческого оригинала, – разумеется, с пропусками. Порядок толкований Феодорита в ней следующий: кн. . Кн. Исх:4, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 17, 26, 28, 29, 31, 33, 36, 39, 40, 48, 49, 50, 52, 53, 57, 60 (bis) 62, 68, 69, 70. Кн. Лев.: 7, 8, 10, 11, 13, 16, 19, 21, 22, 28, 30, 32, 35, 36. Кн. Чис.: 1. 7, 10, 16, 27, 50. Только последние шесть вопросов стоят не на своем месте – Быт.5 , Лев.1 , Чис.13 , Исх.59 , Исх.51 , Исх.38 . В группе Изборника вопросо-ответы, как сказано, идут в естественном порядке в первой половине, во второй же нарушен. Нарушен порядок и в группе Троицкого собрания. Что касается Каафа, то он представляет собой попытку образовать особое литературное произведение. Он не просто выборка из «палеи с тълъкомъ», но особый род литературного произведения, хотя надо сказать с очень первобытной обработкой. Самостоятельность редактора выразилась, во-первых, в сильной перестановке вопросо-ответов. Сравнивая с греческим текстом Феодорита, мы наблюдаем вопросо-ответы последнего в таком порядке: . Исх. 13, 4, 14, 17, 9, 7, 6 . Быт. 105 . Исх. 20, 21, 28, 29. 31, 33, 70, 68 . Быт. 29 . Исх. 44 . Быт. 44 . Исх. 49, 50, 53, 57, 60 . Лев. 8, 10, 32 . Чис. 10 . Лев. 1 . Чис. 13 . Лев. 22 . Исх. 59 . Лев. 11, 28 . Исх. 26, 39, 52 . Лев. 13, 19, 21 . Исх. 55 . Лев. 31 . Исх. 61–63, 51 . Лев. 25 . Исх. 58 . Чис. 31 . Исх. 38 . То, что такой порядок не был первоначальным, доказывает группа в сборнике Яцимирского. Следующим знаком самостоятельности редактора является заимствование вопросо-ответов из других источников. Таких вопросо-ответов, правда, немного. Они следующие: вопр. 28 и 29 взяты из вопросов Афанасия 21 к Антиоху князю; вопрос 33 взят из того же источника и является лишним, так как тот же вопрос читается раньше – вопр. 30=Феод. Исх. 68 ; вопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010