Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Пророки и пророчества Имя . Пророки назывались у евреев nabi, т. е. «говорящий». Слово это имеет корнем глагол, сохранившийся и теперь в арабском языке, – nabaa ­ давать весть. За правильность такого понимания термина nabi говорит и соответственное ассирийское выражение nabu ­ звать, а также эфиопское nababa ­ говорить. Но если этот эпитет «говорящие» (nebiim) придавался только некоторым лицам, то под ним разумелись, очевидно, особые люди, которые заслуживали своими речами исключительного внимания и уважения, словом, люди, посланные Богом для возвещения Его воли. Таким образом, слово nabi должно обозначать вестника Божественного откровения. Такой же смысл имеет и термин греческой Библии – προφητης, которым LXX передают еврейское выражение nabi. Кроме того, евреи называли пророков roéh – видящий, chozéh – прозорливец. Эти оба названия указывают на то, что возвещаемое пророком получено им в состоянии видения или особенного восторга (см. Чис.24:3–4 и сл.). Но так как взор пророка направлялся и на внешнюю жизнь еврейского государства, даже на будущее его, то пророки иногда назывались zophim, т. е. стражи ( Иер.6:17 ; Ис.56:10 ), которые должны предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности. Назывались также пророки пастырями ( Зах.10:2 ; Зах.11:3, 16 ), которые должны заботиться о порученных им овцах – израильтянах, мужами Божиими и др. Сущность пророчества . Если пророки должны были возвещать людям получаемые ими от Бога откровения, то, очевидно, Бог входил с ними в тесное внутреннее общение. Он должен был говорить с ними и они – с Богом, и Бог , действительно, приходит к ним и говорит с ними, как со своими друзьями, о том, что Он намерен совершить, объясняет им свои планы. В этом и состоит настоящая сущность пророчества. Поэтому уже Авраам называется пророком и другом Божиим ( Быт.20:7 ; Иак.2:23 ). «Могу ли Я, – спрашивает Бог , – скрыть от Авраама то, что Я намерен с делать?» ( Быт.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По закону кровомщения ( Исх.21:12–14 ; Чис.35:16–21 ; Втор.19:11–12 ), на доме Давида как бы тяготела пролитая Иоавом и доселе неотмщенная кровь Авенира и Амессая ( 2Цар.3:27,20:10 ). Казнь Иоава снимала эту кровь с Соломона и дома Давида (ст. 31). 3Цар.2:34 .  И пошел Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне. Позор казни Иоава, однако, не был усилен лишением его погребения (ср. 3Цар.14:11 ; 4Цар.9:35 ); во внимание к прежним государственным заслугам Иоава, он был погребен даже на собственном участке, как был обычай (ср. 1Цар.25:1 ). 3Цар.2:35 .  И поставил царь Соломон Ванею, сына Иодаева, вместо его над войском; [управление же царством было в Иерусалиме,] а Садока священника поставил царь [первосвященником] вместо Авиафара. Места опальных военачальника (Иоава) и первосвященника (Авиафара) занимают, естественно, лица, с самого начала заявившие свою преданность Соломону ( 3Цар.1:8 ) Ванея и Садок. Далее в греческ. и слав. русск. текстах следует, прибавка, видимо, составленная из разных мест дальнейшего библейского повествования о Соломоне, напр., см. ( 3Цар.4:29–30 ; 3Цар.5:15–16,6:38 и др.); подобная же вставка имеется в принятом тексте LXX и после 46 ст. данной главы. 3Цар.2:36 .  И послав царь призвал Семея и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда; 3Цар.2:37 .  и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь; кровь твоя будет на голове твоей. 3Цар.2:38 .  И сказал Семей царю: хорошо; как приказал господин мой царь, так сделает раб твой. И жил Семей в Иерусалиме долгое время. 3Цар.2:39 .  Но через три года случилось, что у Семея двое рабов убежали к Анхусу, сыну Маахи, царю Гефскому. И сказали Семею, говоря: вот, рабы твои в Гефе. 3Цар.2:40 .  И встал Семей, и оседлал осла своего, и отправился в Геф к Анхусу искать рабов своих. И возвратился Семей и привел рабов своих из Гефа. 3Цар.2:41 .  И донесли Соломону, что Семей ходил из Иерусалима в Геф и возвратился.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

15. Преподобного Макария Великого Слово 7, гл. 31. 16. Его же Слово 4. 17. Быт. гл. 2 и 3. 18. Слово 6, гл. 13. 19. Слово 74. 20. Этот образ обольщения в настоящее время находится в особенной моде у бесов, по особенному расположению современных человеков доверять ему. 21.  …сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды (2 Кор. 11. 14, 15). 22.  …сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения (Деян. 16. 17). 23.  …знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Мк. 1. 26; Лк. 5. 34). 24. Vita sanct. Pachomii, cap. XLIX, Patrologiae Tom. LXXIII. 25. Иов. 1. 26. 3 Цар. 22. 19–23. 27. Четьи-Минеи, сентября 7 дня. 28. Чис. 22. 29. Св. Исаака Сирского Слово 1. 30.  См.:… сделал Господь Бог Адам у и жене его одежды кожаные и одел их (Быт. 3. 21). 31. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. Книга 3. гл. 1. 32.  …помышление сердца человеческого — зло от юности его (Быт. 8. 21). 33. Преподобного Кассиана Собеседование 8, гл. 12. 34. Евр. 5. 14. 35.  И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке… (Чис. 22. 31). 36.  …молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея. Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея… И привел их в Самарию. Когда они пришли в Самарию, Елисей сказал: Господи! открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их, и увидели… (4 Цар. 6. 17—20). 37.  Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его…. Открылись у них глаза, и они узнали Его (Лк. 24. 16–31). 38. Преподобного Исаака Сирского, Слово 36. 39. Африкою называлась в Римской Империи Карфагенская область. Четьи-Минеи, житие св. мученика Артемия, октября в 20 день. 40. Четьи-Минеи, сентября 22 дня. 41. Пс. 56. 23. 42. Четьи-Минеи, октября в 24 день.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:40 ). Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною ( Ин.6:57 ). Никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего ( Ин.6:65 ). Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня ( Ин.7:29 ). Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня ( Ин.8:18 ). Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего ( Ин.8:19 ). Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно ( Ин.8:29 ). Я говорю то, что видел у Отца Моего ( Ин.8:38 ). Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой ( Ин.8:54 ). Я знаю Его и соблюдаю слово Его ( Ин.8:55 ). Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца ( Ин.10:15 ). Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее ( Ин.10:17 ). Из одной беседы в другую, от одного праздника к другому Иисус проповедует иудеям одни и те же истины о Своем единстве с Отцом, и с каждым разом их негодование только увеличивается, и они все более укрепляются в своей решимости покончить с Ним ( Ин.5:17–18; 8:58–59 ). В Его словах они слышат богохульство и утверждают, что за это хотят побить Его камнями в соответствии с законом Моисеевым (ЧИс.15:30–31; Втор. 21:22 ), а именно – за то, что Он, будучи человек, делает Себя Богом, а не за Его дела. Между тем Его дела тоже вызывали их острое недовольство, в частности исцеления, которые Он совершал в субботу. Слова и дела были двумя взаимосвязанными сторонами миссии Иисуса: те, кто верили Его делам, как правило, верили и Его словам; а кого не убеждали слова, те с недоверием воспринимали и совершаемые Им чудеса. На обвинение в богохульстве Иисус отвечает неожиданно. Он ссылается на псалом, в котором люди названы богами. Приведем его полностью: Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы (Пс., гл. 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«...говорит Валаам, сын Веоров...который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко» ( Чис.24:15–19 ). Из этого пророчества Валаама мы видим, что он видит видение Всемогущего, то есть признает Сына Божиего Всемогущим. А именно с таким титулом не согласны «Свидетели Иеговы» по отношению ко Христу. Пророк Варух пишет о Христе: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним, Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар.3:36–38 ) – предельно ясная фраза, что Сам Творец сошел на землю и пожил с людьми. А вот одно из самых ярких пророчеств Исаии о Христе: « Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9:6 ). Младенец назван Богом, Князем мира. Когда этот Младенец родился, пришли волхвы и подарили Ему золото, ладан и смирну. Золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как Человеку, ибо смирной помазывают тело человека. 3.12. Сравнительная таблица пророчество Христе и Боге Бог Ветхого Завета (Иегова) «И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь...» (Изек.11:5) «К сему-то спасению относились исследования пророков, которые предсказывали... на какое время указывал сущий в них Дух Христов...» ( 1Пет.1:10,11 ) «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» ( Исх.3:14 ) «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» ( Ис.40:3 ) «Иоанн сказал им в ответ:... но стоит среди вас Некто... Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня» ( Ин.1:26,27 ) «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.» ( Ин.10:29 ) «которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,... Которого никто из человеков не видел и видеть не может.» ( 1Тим.6:15,16 ) (об Иегове)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Глава 32 Поселение колена Рувима, Гада и полуколена Манассии в завоеванных пределах Сигона аморрейского и Ога васанского. Чис.32:1 .  У сынов Рувимовых и у сынов Гадовых стад было весьма много; и увидели они, что земля Иазер и земля Галаад есть место годное для стад; «Земля Иазер и земля Галаад» – восточное Заиорданье. Чис.32:3 .  Атароф и Дивон, и Иазер, и Нимра, и Есевон, и Елеале, и Севам, и Нево, и Веон, Города восточного Заиорданья; из них – Дивон, Атароф и Нево упоминаются, между прочим, в надписи моавитского царя Меши. Чис.32:34 .  И по­стро­или сыны Гадовы Дивон и Атароф, и Ароер, Чис.32:35 .  и Атароф-Шофан, и Иазер, и Иогбегу, Чис.32:36 .  и Беф-Нимру и Беф-Гаран, города укреплен­ные и дворы для овец. Чис.32:37 .  И сыны Рувимовы по­стро­или Есевон, Елеале, Кириафаим, Чис.32:38 .  и Нево, и Ваал-Меон, которых имена пере­менены, и Сивму, и дали имена городам, которые они по­стро­или. «Построили», вернее – восстановили, так как большинство из этих городов существовало ранее прибытия сюда евреев. Чис.32:39 .  И по­шли сыны Махира, сына Манассиина, в Галаад, и взяли его, и выгнали Аморреев, которые были в нем; Чис.32:40 .  и отдал Мо­исей Галаад Махиру, сыну Манассии, и он по­селил­ся в нем. Чис.32:41 .  И Иаир, сын Манассии, по­шел и взял селе­ния их, и назвал их: селе­ния Иаировы. Чис.32:42 .  И Новах по­шел и взял Кенаф и зависящие от него города, и назвал его сво­им именем: Новах. Подробнее о размещении колен Рувима, Гада и полуколена Манассии см. Втор 3.12–20 ; Нав 13:8–12, 24–31 . Рувим и Гад заняли юг восточного Заиорданья; Манассия – север, причем потомки Манассии «сыны Махира» утвердились по преимуществу в Галааде, а «сыны Иаира» – по преимуществу в Васане. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Чисел. 673-766 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 1–5. Поколение Иссахара. 6–11. Поколение Вениамина. 14–19. Полуколено Манассиино. 20–29. Поколение Ефрема. 30–40. Поколение Ассира. 1Пар.7:1 .  Сыновья Иссахара: Фола, Фуа, Иашув и Шимрон, четверо. Те же самые имена сыновей Иссахара встречаются и в ( Чис.26:23 ), но в ( Быт.46:13 ) третий сын называется Иов. 1Пар.7:2 .  Сыновья Фолы: Уззий, Рефаия, Иериил, Иахмай, Ивсам и Самуил, главные в поколениях Фолы, люди воинственные в своих поколениях; число их во дни Давида было двадцать две тысячи и шестьсот. 1Пар.7:3 .  Сын Уззия: Израхия; а сыновья Израхии: Михаил, Овадиа, Иоиль и Ишшия, пятеро. Все они главные. 1Пар.7:4 .  У них, по родам их, по поколениям их, было готово к сражению войска тридцать шесть тысяч; потому что у них было много жен и сыновей. 1Пар.7:5 .  Братьев же их, во всех поколениях Иссахаровых, людей воинственных, было восемьдесят семь тысяч, внесенных в родословные записи. Имена шести сыновей Фолы, пяти его потомков от сына Уззии; количество способных к войне в поколении Фолы (22 600), Уззии (36 000) и во всем колене Иссахаровом нигде более не упоминаются. Но исчисление могло быть составлено на основании произведенной при Давиде народной переписи ( 2Цар.24 ; 1Пар.21 ) и в общем является правдоподобным. И действительно, если при Моисее во время первого исчисления в колене Иссахаровом значится 54 400 ( Чис.1:29 ) и во время второго – 64 300 ( Чис.26:25 ), то нет ничего странного, что в период от Моисея до Давида число иссахарян возросло с 64 300 до 87 000, т.е. только на 23 000 человек. 1Пар.7:6 .  У Вениамина: Бела, Бехер и Иедиаил, трое. Исчисление только трех сыновей Вениамина находится в прямом противоречии с ( Быт.46:21 ), где значится десять сыновей, ( Чис.26:38 ) – пять сыновей, с ( 1Пар.8:1 ) – тоже пять, но только с другими именами. Самое простое объяснение этих разностей состоит в предположении, что писатели данных трех разных лицах: Моисей – о ближайших потомках Вениамина, а автор Паралипоменон о дальнейших, бывших представителями своих родов во время народной переписи при Давиде. Но, кроме подобного способа примирения генеалогий, существуют и другие. Именно, полагают, что Иедиаил данного стиха есть или искаженное Ашбел трех остальных списков или же синонимическое с ним имя. При допущении подобного предположения рассматриваемый стих перечисляет трех известных кн. Бытия сыновей Вениамина: Белу, Бехера и Ашбела. Бехер опущено в кн. Чисел и ( 1Пар.8:1 ) (в последней главе он упомянут в 8–9 стихах) потому, что при Моисее не имел еще значительного потомства, оно появилось в век Давида-Соломона. Нааман и Ард не значатся в трех гениалогиях, кроме Бытия, на том основании, что, по указанию ( Чис.36:40 ), они были его внуками – детьми от его сына Белы. Гера и Рош ( Быт.46:21 ) опущены в других генеалогиях ввиду их бездетности. Ехи (Быт), Ахирам (Чис) и Ахрай ( 1Пар.8:1 ) различные по произношению имена одного и того же лица. Муппим (Быт) – Шефуфам (Чис) и Хуппим (Быт) – Хуфам (Чис).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И в Писании повествуется, как «взял Елеазар священник медные кадильницы, которые принесли сожженные, и разбили их в листы для покрытия жертвенника, в память сынам Израилевым, чтобы никто посторонний, который не от семени Аарона, не приступал приносить курение пред лице Господне, и не было с ним, что с Кореем и сообщниками его, как говорил ему Господь чрез Моисея» ( Чис.16:39–40 (17:4–5)). 1.2. В одном месте Писания Господь через пророка ясно говорит: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» ( Ис.55:8 ). Если бы этот вопрос решался людьми сегодня и главами церквей в отношении тех, кто, например, понес кару Божественного мщения за то, что распространял теории, противоречащие учению Церкви, то разве не было бы принято решение, что все ими сказанное, все, чему они учили, все, что оставили они в своих сочинениях, должно исчезнуть вместе с их прахом? Но суды Божии – не наши суды. Ибо послушай, как Он повелевает разбить в листы восставших против пророка Божьего и обложить ими жертвенник кадильницы. Образ тех, кто восстал против веры Церкви и учения истины, являет собой Корей. Так, о Корее и о его сообщниках написано, что они принесли в медных кадильницах благовонное курение чуждого огня (ср. Чис.26:61 ). Бог повелевает разметать и выбросить «чуждый огонь», но «медные кадильницы», как сказано, «ибо освятились они смертью грешников, пусть разобьют в листы для покрытия жертвенника, ибо они принесли их пред лице Господа, и они сделались освященными» (ср. Чис.16:37–38 (17:1–3)). Как мне думается, этим показано, что кадильницы, которые в Писании названы «медными», являются образом Божественного Писания. К этому Писанию еретики прилагают «чуждый огонь», то есть вводят понимание и толкование, чуждые Богу и противные истине; они приносят курение не в приятное благоухание Богу, но омерзительное. Этот образ дан священникам Церкви с тем, чтобы если возникнет что-либо подобное, чуждое истине должно быть извергнуто из Церкви Божией; если же в словах еретиков обнаруживается нечто от верного понимания Божественного Писания, то пусть оно не отвергается наравне с тем, что противоречит вере и истине; ибо то, что взято из Божественного Писания, освящено и принесено Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

39:1–16 «В горах Израиля Я выбью оружие твое из рук твоих. Ты падешь там и станешь пищею для птиц и зверей (1–5). Я явлю святое имя Мое Израилю. И это сбудется по слову Моему (6–8). И семь лет будут сжигать жители Израиля брошенное оружие твое, разжигая из него костры (8–10). Место захоронения Гога будет названо долиною полчища Рогова. Семь месяцев Израиль будет хоронить их и очищать землю» (11 – 16). 39:17–29 Иезекииль должен также обратиться ко всем птицам и зверям: «Собирайтесь к великой жертве. Вы будете есть мясо и пить кровь этих полчищ и насытитесь (17–20). Все народы увидят суд Мой. Израиль увидит, что Я – Господь, Бог их, а народы узнают, что Израиль был в изгнании за грехи свои (21–24). Я возвращу Израиля из плена и покажу святость Мою. И узнают, что Я – Господь, Бог их. И изолью Дух Мой на них» (25–29). Примечания. 38:1 Мешех и Фувал, вероятно, находились в Малой Азии (ср.: ст. 6). Имя «Магог» встречается в Быт. 10:2 и в 1Пар. 1:5 . Это имя одного из сыновей Иафета. Слово «Магог» может просто означать «земля Гога». 38:6 «Гомер» – государство в Малой Азии, «Дом Фогарма» – Армения. Следует отметить, что среди сыновей Иафета в Быт. 10:2 упоминаются Гомер, Магог, Фувал и Мешех. 38:12 «На вершине земли» – в Иерусалиме (ср.: 5:5). 38:17 «Не ты ли – тот самый, о котором Я говорил?» Этот вопрос может служить дополнительным свидетельством, что имя «Гог» – символ. Смысл в том, что Израиль уже был предупрежден о таком событии. 39:9 «Семь лет» – число семь (см. также: 39:12 – семь месяцев) символизирует полноту и завершенность события. 39:12 «Хоронить их, чтобы очистить землю» – всякий, кто прикасался к трупу, считался ритуально нечистым ( Чис. 19:11 ). 39:18 «Васан» – плодородный край к востоку от Иордана, известный прекрасным качеством своего скота и великолепными дубами. 39:25–29 Здесь говорится не о каком–то другом собирании рассеянных израильтян. Это повторное обетование Бога Своему народу. 40:1 – 48:35 Видение нового храма и новой земли Это видение самое грандиозное в книге Иезекииля. Оно относится к группе откровений, предваряющихся фразой: «Была на мне рука Господа» (40:1). Иезекииль снова испытал в этом видении физическое перемещение: он был перенесен «в видениях Божиих» в другое место.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

26. На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга? 27. Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? 28. Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? 29. От сих слов Моисей убежал, и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына. Когда исполнилось ему сорок лет: в книге Исхода точно не означен возраст Моисея в это время, а сказано просто – спустя много времени, когда он вырос ( Исх.2:11 ). Указание Стефана основывается на предположении, что 120-летняя жизнь Моисея (о чем упоминается во Втор.34:7 ) разделяется на три периода, по 40 лет каждый: первые 40 лет он жил при дворе Фараоновом, вторая – в стране Мадиамской (ср. Исх.7:7 ), последние сорок лет предводил евреями в пустыне (ср. Исх.16:35 ; Чис.14:33 д. Чис.33:38 ) до прихода их к земле обетованной (у Лихтфуда). Сему преданию, отчасти основывающемуся и на сказаниях Пятикнижия, следует Стефан и здесь и далее – ст. 30 и 36. – Поразив Египтянина: «не по исступлению и не по гневу убил он, но по ревности о Боге» (Феофил.). – Он думал, поймут и пр.: замечание самого Стефана о смысле и значении поражения Моисеем египтянина, на которое в тексте сказания о сем Пятикнижия нет указания, даже намека. Стефан представляет этот факт предзнаменованием избавления всего народа еврейского от рабства египетского, которое будет совершено Богом через Моисея; народ так и должен был понять этот факт, но он не понял его (ср. Феофил.). Это непонимание Стефан приписывает, кажется, не неспособности народа понять его, но более недостатку веры народа в Бога (что Бог спасет) и надежды на освобождение. Свободно и несколько своеобразно, наглядно Стефан передает факт, рассказанный самим Моисеем в книге Исхода ( Исх.2:13–14 ). – Явился: выражение избрано такое, коим обозначаются нередко явления Бога и высших сил; оно означает здесь внезапное явление перед дравшимися Моисея, как вестника Божия, как особенного на сей раз посланника Божия с особым уполномочением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010