«Фарисеи многим внушали», – объясняет блаженный Феофилакт , – «что ничего не значит поклясться храмом, но нужно клясться златом церковным, которое, между тем, от того и досточтимо, что принадлежит храму. И дары, положенные на жертвенник, по словам фарисеев, были досточтимее самого жертвенника. Отчего, по учению фарисеев, тот, кто клялся золотым сосудом или волом или овцою, назначенными для жертвы, а потом нарушал клятву, тот присуждался представить в храм то, чем он клялся; дар они предпочитали алтарю ради прибыли, получаемой от жертв. Α если кто, поклявшись храмом, нарушал клятву, то поскольку он не мог ничего создать подобного храму, разрешался от клятвы; посему клятва храмом становилась незначительною по причине любостяжания фарисейского». 305 Стих 23–24-й . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» Законы о десятине на содержание священства ( Чис.18:20–21, 28 ), для жертв ( Втор.14:22–26 ) и о помощи через каждые три года пришельцам, сиротам и вдовам ( Втор.14:28–29 ) фарисеи строго исполняли, уплачивая десятину даже с пряных трав, о чем закон не упоминал (ср. Втор.14:23 ), а важнейшее в законе, существенные его повеления: «суд» (правосудие), «милость» (милосердие, сострадание, любовь к ближнему) и «веру» (памятование о Боге и сообразное с тем поведение, послушание воле Божией) – оставили. Фарисеи и книжники, стремясь исполнять маловажные требования закона, оставляли без внимания и таким образом уподоблялись тем людям, которые отцеживают из напитка попавшего в него комара (как «нечистое» – ср. Лев.11:3 ), а проглатывают верблюда. Стих 25–26-й . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Внешность чаш и блюд фарисеи и книжники очищали, а то, чем наполнялся сосуд, было плодом хищения и неправды. Фарисей слепой! Избегай хищения и всякого посягательства на благосостояние ближнего, тогда будет чиста внешность блюд и чаш. «Соблюдая предания старцев», – замечает блаженный Феофилакт , – «фарисеи омывали стаканы, блюда и столы, на которых предлагается пища, но вино пили и пищу ели, приобретенные неправдою, что особенно и оскверняло их сосуды. Итак, не употребляй, говорит Он, вина, приобретенного неправедно, и внутренность сосуда будет чиста. Иносказательно разумей это не о сосудах, но о внешней, телесной части человека и о внутренней, духовной. Ты, говорит, стараешься сделать благолепною внешность сосуда, т.е. внешность своего существа, между тем внутренность твоя полна нечистоты, ибо ты, хищник, творишь неправду... Нужно омывать внутреннее, т.е. душу очищать от всего этого, дабы от чистоты душевной и внешность человеческая была чиста и светла». 306

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

1.1. Те, кто выше, всегда принимают на себя грехи и ошибки тех, кто ниже. Ибо и Апостол говорит: «Вы, сильные, должны сносить немощи бессильных» ( Рим.15:1 ). Если израильтянин, то есть мирянин, согрешит, то сам он не может снять с себя грех – ему нужен левит, ему требуется священник, вернее, он взыскует чего-то более высокого – чтобы получить прощение грехов, ему необходим первосвященник. Если же проступок совершит священник или первосвященник, он сам может очистить свой грех, но только если он не согрешил против Бога; ибо прощения такого рода грехов, как читаем мы в букве закона, добиться не так легко. 1.2. Все это мы сказали в отношении того, что сегодня читалось нам: «И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех святых» ( Чис.18:1 ). Этот отрывок можно истолковать так: «ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех святых» свидетельствует о том, что первосвященник жертвует за грех каждого и очищает того, за кого он принес жертву. При этом мне не кажется избыточным упоминание о грехах святых, ибо это слово повторяется во многих местах Писания. И потому должно спросить, как получается, что святыми названы те, чьи грехи записаны. 1.3. Некоторые думают, что как только кто-то становится святым, то больше уже не может грешить и считается безгрешным. Это не так, ибо если бы святые не грешили, то не было бы написано: «Понесете на себе грех святых». Если бы святые были без греха, Господь не сказал бы через пророка Иезекииля ангелам, посланным покарать грешников: «Начните со святых Моих 23 ». Если святые безгрешны, как же тогда они первыми претерпевают наказания за грехи? Если бы святые были без греха, в Писании не было бы сказано: «Праведный в начале слов становится своим обвинителем» ( Прит.18:17 ). Если бы святые были без греха, апостол Павел не сказал бы, когда писал римлянам: «Ради пищи не разрушай дела Божия» ( Рим.14:20 ), тем людям, которым в начале послания он написал: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» ( Рим.1:7 ). И опять же Апостол, обращаясь к коринфянам, говорит: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа» ( 1Кор.1:1 ), и немного ниже: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым» ( 1Кор.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2Пар.33:8 ; 4Цар.17:36–37 ; Иез.20:10–12 ). «Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои – Израилю» ( Пс.147:8 ). Моисей никогда «от себя» заповедей, уставов и законов не давал народу Израильскому, а, как верный раб Божий ( Чис.12:7 ), передавал ему исходящие от Бога повеления: «ты здесь останься со Мною, и Я изреку тебе все заповеди и постановления и законы, которым ты должен научить их... Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научит вас... дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые сегодня заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои» ( Втор.5:31; 6:1–2 ). Так как закон ветхозаветный есть совокупность всех, исшедших от Бога через Моисея постановлений и последним записан, то в Священном Писании он называется и законом Божиим, и законом Моисеевым: «сказали книжнику Ездре, чтобы от принес книгу закона Моисеева , который заповедал Господь Израилю... И читали из книги, из закона Божия » ( Неем.8:1,8 ; ср. 18). б) Неверно и утверждение сектантов, что будто бы, за исключением одного только десятисловия, все повеления, заповеди и уставы, заключающиеся в законе Моисеевом, носят церемониальный или обрядовый характер и потому имеют временное значение. Наоборот, в законе Моисеевом наряду с обрядовыми постановлениями есть постановления, относящиеся не только к области гражданской (напр. Исх.21 гл., 22:1–19:24–27; Числ 5:12 -З1; Втор.19:14–21 и др.), но и к области религиозно-нравственной: «люби Господа, Бога твоею, всем сердцем твоим и всею душою твоею и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ). «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем... не мсти и не имей злобы на сынов народа твоею, но люби ближнего твоею, как самого себя» ( Лев.19:17,18 ). «Не суди превратно пришельца, сироту и вдову, и у вдовы не бери одежды в залог» ( Втор.25:17 , ср. 10–15, 19:21; Лев.25:35–37, 39 и др.). Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси ( Исх.22:28 ). Если обрядовые установления в законе Моисеевом, как приспособленные к духовным потребностям одного еврейского народа и данные ему в период подготовления человеческого рода к духовному возрождению и обновлению через Иисуса Христа, имели лишь временное, преходящее значение, то религиозно-нравственная сторона в законе, хотя и нуждалась в восполнении и усовершении, имеет всегдашнее значение и достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

2Пет.2:16 .  но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка ( Чис 22:23–24 ). Нравственная распущенность и корыстолюбие современных апостолу и будущих лжеучителей поясняется здесь, как и у Ап. Иуды ( Иуд.1:11 ) и в Апокалипсисе ( Откр.2:14 ), сравнением их с Валаамом, тоже оказавшимся повинным в любостяжании ( Чис.22:5 и сл., Чис 22:22, 23–34 ) и, кроме того, введшим израильтян в соблазн общения с мадианитянками ( Чис 25:1, 31:16 ). При этом Ап. Петр вспоминает, ст. 16, о сверхъестественном вразумлении, данном Богом через бессловесную ослицу пророку. «Отсюда научаемся, что Валаам, получив однажды запрещение от Бога идти к Валаку, снова побуждаем был к тому надменною своею страстью, которую он откармливал своим неистовым чародейством, но обузданный страхом Божиим и страшными знамениями, бывшими во время пути, не переменил слово благословения, которое было делом не чародейства. Ибо пророки с сознанием произносят свои вещания. Посему-то и Апостол назвал его «пророком», как сознававшего, ибо он говорил… Итак, благословение его было делом не волхвования, но силы Божией» (блаж. Феофил.). 2Пет.2:17 .  Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. 2Пет.2:18 .  Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. 2Пет.2:19 .  Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Продолжая и заканчивая характеристику лжеучителей, Апостол уподобляет их безводным источникам и пустым облакам. «Уподобляет безводным источникам потому, что они утратили чистоту проповеди и сладкую воду жизни. Сравнивает их с облаками, гонимыми ветром, разумея ветер противный, почему и назвал его бурею, так как буря приводит гонимое ею в совершенный беспорядок. Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, но темные, полные мрака» (блаж. Феофил.). В ст. 18–19 обратная речь ст. 17 раскрывается со стороны своего смысла и значения. Лжеучители «по суетности произносят речи надутые, привлекая плотскою похотью в разврат тех, которые совершенно избегли оного, или, если некогда и находились в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу. Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они обещают свободу, сами будучи рабами греха, приводит на то прекрасное доказательство: кто какою страстью побежден, тот и раб ее» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

499 Деян.18:21 . Приведенных слов: δε με πντως τν ορτν ρχομνην ποισαι ες εροσλυμα нет во многих древних кодексах и переводах, а именно: в Ν. А. В. Е. 13. 14. 15. 36. 69. 105. 180. a-scr. vg. sah. cop. arm. aeth-ro. ς; пропущены они в таких изданиях свящ. текста, как Bengel’я. Griesbach’a Lachmann’a и Tischendorf’a. Пропускает их в своем комментарии и Lange. Theologisch homiletisches Bibelwerk: Die heilige Schrift Ν. T. Der Apostel-Geschichte. Bielefeld. 1860. S. 261. Но едва ли есть достаточные основания к признанию неподлинности этих слов: а) отсутствуя в указанных кодексах, эти слова находятся в кодексах: D. H. L. P. и мн. других, в переводах: syr-utr. aeth-pp (sed nunc volo agere festum venturum in Hierusalem), у свв. Отцев Chr 9:336 . Thphyl-utr. – б) Трудно предположить, чтобы каким-либо переписчиком была сделана такая именно вставка в данном месте, которая собственно сама по себе не отличается ясностью настолько, чтобы была понятна цель, ради которой она могла быть сделана. – в) Самая форма этого места говорит за его подлинность: если бы цель вставки состояла в том, чтобы сообщить о путешествии Апостола на праздник, то тогда во всяком случае упомянут был бы какой-либо определенный праздник, между тем форма: τν ορτν τν ρχομνην как нельзя лучше указывают на свою зависимость от предшествующего: Апостол не согласился остаться, так как спешил в виду приближающегося праздника. – г) Нет ничего удивительного в пропуске этих слов не­которыми кодексами и переводами: внутренней причиной этого могло быть указание в 18 стихе на Сирию (а не на Иерусалим), как цель путешествия св. Павла, и отсутствие в дальнейшем повествовании св. Луки непререкаемо ясного свидетельства о посещении Апостолом Иеру­салима. (о смысле 22 стиха речь будет ниже), а внешней – смешение переписчиком сходных слов: δε и δ, стоявших в начале и конце одной и той же строки. 500 Моисеево законодательство требовало безусловно строгого исполне­ния данных обетов: если дашь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь, Бог твой, взыщет его с тебя, и на тебе будет грех. – Втор.23:22 . – Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушат слова своего, но должен исполнит все, что вышло из уст его – Чис.30:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6. Халван принадлежит к довольно редким растениям из рода зонтичных (galbanum officinale). Гальбан имеет длинные, пустые, довольно толстые стебли; листья его состоят из множества маленьких листьев, а небольшие цветы расположены зонтиком. Гальбан растят в Египте, Аравии и Сирии. Из него добывается густая, клейкая, душистая смола, известная Евреям под именем хелбенаг. Она в начале бела, но через несколько времени желтеет и покрывается белыми пятнами. Евреи употребляли халван, вместе с другими пахучими веществами, в порошке для курения в Скинии. «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. Из них искусством составляющего масти сделай курительный состав, с солью, чистый, святый, и растолки его мелко, и возлагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет у вас святыня великая. Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе (для домашнего употребления): да будет оно у тебя свято для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, душа та истребится из народа своего» ( Исх.30:34–38 ; Ср. Сир.24:18 ). 7. Иссоп известен был евреям под названием эзов. Он рос на старых стенах и кучах мусора ( 3Цар.4:33 ) почти во всей Палестине, особенно в окрестностях Иерусалима. За рекой Иорданом находилась деревня Вифезор, т. е. дом иссопа, названная так потому, что жители ее преимущественно занимались возделыванием иссопа 58 . Ныне «вся плоская вершина свящ. горы Хорива в изобилии покрыта благоухающим иссопом» 59 . Крепкие стебли иссопа, выходящие прямо из корня, достигают саженной вышины. На ветках иссопа сидят небольшие, частые и пушистые листья, чрезвычайно способные удерживать на себе всякую жидкость и спускать ее от лёгкого потрясения. Пучок из веток иссопа издревле употреблялся Евреями вместо кропила при священных кроплениях и очищениях ( Чис.19:6,18 ; Пс.50:9 ). Во время праздника Пасхи ветхозаветные священники кропили переклад и оба косяка у дверей пучком иссопа омоченного в кровь пасхального Агнца ( Исх.12:22 ); пучком же иссопа производилось окропление всего очистившегося от прокажения ( Лев.14:4–7; 49:52 ). На стебле иссопа поднесли распятому Господу губку с уксусом 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Аравия, одна из самых значительных стран на востоке и юге Палестины. Она разделяется на три части: Пустынную (на востоке Палестины), Счастливую (юго-восточный край ее) и Каменистую (на юге Палестины). В Каменистой Аравии замечательны горы: Синай , одиннадцатый стан Израильтян во время шествия их в землю Обетованную ( Исх.19:18–19 ). Она находится на полуострове, образуемом двумя рукавами Чермного мори или заливами Иерапольским, который простирается к северу, и Еланитским, который простирается на восток. Хорив , на западе Синая. У Хорива Господь явился Моисею в купине и повелел ему вывести Израильтян из Египта ( Исх.3 ). В пещере Хорива скрывался пророк Илия от Иезавели ( 3Цар.19:8–9 ). Ор , на границах Идумеи; на вершине этой горы умер Аарон ( Чис.20:28 ). Горы Сеир ; они на юге Мертвого моря примыкают к цепям гор, которые тянутся на востоке и западе Иордана. Горы Сеир простираются до Еланитского залива. Гора Сефар : Сыновья Иоктана: Алмодад, Шалеф, Хацармавеф, Иерам, Гадорам, Узал, Дикла, Овал, Авимаил, Шева, Офир, Хавило и Иовав, заняли страну «от Меши до Сефара, горы восточной» ( Быт.10:26–30 ). Думают, что гора Сефар находилась на юго-востоке Аравии. Петра , в Идумее, главный город Наватеян, так названный потому, что был построен на скале. В 4 кн. Цар. говорится, что Амасия, царь Иудейский, поразив десять тысяч Идумеян на долине Соляной, взял Селу войною и дал ей имя: Иокфеил (зн. скала). Думают, что Села есть Петра ( 4Цар.14:7 ). Феман , город Идумеи; жители его славились мудростью. «О Едоме так говорит Господь Саваоф: разве нет более мудрости в Фемане? Разве не стало совета у разумных? Разве оскудела мудрость их?» ( Иер.49:7 ). Из Фемана происходил друг Иова Елифаз ( Иов.4:1 ). Елаф и Ецион-гавер , на берегу Еланитского залива. «Царь Соломон сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елофе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» ( 3Цар.9:26–28 ). Кроме золота, из Офира привозилось красное дерево и драгоценные камни ( 3Цар.10:11 ; 2Пар.9:17–18 ). Некоторые полагают, что Офиром в Св. Писании называется восточная Индия (Бохарт). Флот Соломонов ходил также из Ецион-Гавера в Фарсис. О Фарсисе также существуют различные мнения. Св. Писание говорит, что флот, ходивший в Фарсис, употреблял на плавание три года, привозил золото, серебро, слоновую кость, обезьян и павлинов ( 3Цар.10:22 ; 2Пар.9:21 ); поэтому толкователи ищут Фарсис в странах, богатых означенными произведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ведь если они медлят их исполнить, то тяжко согрешают. И об этом, с одной стороны, говорит Бог – иной раз устами пророка Моисея: Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех ( Втор.23:21 ), а иной и устами мудрого Сираха: Ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до смерти ( Сир.18:22 ). С другой же стороны, божественный Григорий Двоеслов обличает римскую патрицианку Рустициану, что она хотя пообещала отправиться на поклонение в Иерусалим, но потом, прибыв в Константинополь, чтобы оттуда пуститься в дальнейший путь, стала предаваться праздности и не спешила исполнить свое обещание (Greg. Magn. Epist. II, 27//PL 77, 562–563. Прп. Никодим не точен: Рустициана была в Константинополе не проездом, а переселилась туда со всей семьей из Рима, о чем упоминается в других письмах Григория к ней. – Ред.). Поэтому те, кто преступает свои обещания и обеты Богу, а в особенности те, кто дает обет стать монахом и не становится им, губят и себя, и свои дома и ничуть не преуспевают в этой жизни. Ведь прежде чем дать обет, надо рассмотреть, способен ли ты исполнить его, а после того, как один раз уже дал обет, больше не можешь его преступить, потому что иначе ты искушаешь Бога и насмехаешься над Ним, как говорит Сирах, прежде, нежели дашь обет, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа ( Сир.18:23 ). А если ты не хочешь давать обетов, в этом нет греха, и Бог тебя не принуждает. Если ты не хочешь давать обет – сказано в Писании, – нет на тебе греха ( Втор.23:22 ). Внимай и словам пророка Давида: Исполню пред Тобою обеты мои, которые изрекли уста мои и произнес язык мой в скорби моей ( Пс.65:13–14 ) – и пророка Ионы: Принесу Тебе, что обещал, принесу во спасение мое Тебе, Господу ( Ион.2:10 .). Здесь следует отметить и следующее. Бог повелевает в книге Чисел ( Чис.30:1 ): если чья-нибудь юная дочь (имеется в виду еще подвластная своему отцу, по объяснению Феодорита и Прокопия) (Theod.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ветхий Завет об обращении к оккультизму в языческих народах В древнем языческом мире обращение к тем или иным оккультным источникам было в порядке вещей. Например, книга Бытия как бы мимоходом упоминает (Быт. 44: 5) о том, что на чаше, которая нашлась в мешке Вениамина, Иосиф, будучи египетским царедворцем, мог гадать. Действительно, книга святого пророка Исайи свидетельствует о том, что египтянам свойственно было обращаться к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям (Ис. 19: 3). Книга Чисел описывает момент, когда старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование (Чис. 22: 7) пришли к Валааму, который был известен как языческий пророк. В 1 книге Царств упоминается о том, что призвали Филистимляне жрецов и прорицателей (1 Цар. 6: 2). В книге святого пророка Иезекииля говорится о том, что царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень (Иез. 21: 21). Книга святого пророка Даниила повествует, что велел царь Вавилонский «созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его (Дан. 2: 2). Книга Второзакония свидетельствует: отдание Израильтянам земли обетованной произошло поскольку народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей (Втор. 18: 14). Таким образом, если следовать рассказу Ветхого Завета, не остается сомнений, что для всего древнего мира было в обыкновении обращаться к различным оккультным источникам с целью решения любого рода вопросов и проблем. В этом нет ничего удивительного, так как верования языческого мира, не знающего Единого Бога, открывшегося Аврааму, всегда, так или иначе, связаны с оккультным миром. Заповеди Божии о недопустимости контактов с оккультным миром Божественное откровение, данное народу Ветхого Завета через святого пророка Моисея, категорически запрещает любой контакт с оккультным миром и устанавливает наказание за нарушение этой заповеди. Так, в книге Второзаконие говорится о том, что не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это (Втор. 18: 10–12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Возложение рук здесь в первый раз в Библии представляется, как знак благословения и преподания благодатных даров; в таком значении оно затем всегда сохранялось в церкви ветхозаветной ( Чис. 8:10, 27:18–23 ) и оттуда перешло в церковь новозаветную ( Мф. 19:13 ; Деян. 6:6, 13:11 ). Благословение Иакова простирается и на самого Иосифа (еврейский текст и русский перевод), и на детей его, которые и в благословении Иакова ( Быт. 49:22–26 ), и в благословении Моисея ( Втор. 33:13–17 ) объединяются под именем Иосифа. Сама форма благословения чрезвычайно знаменательна, поскольку выражает чистые верования и возвышенное миросозерцание библейского патриарха, заканчивающего собою патриархальный период. Здесь, прежде всего, – твердая вера в Бога, как Бога завета, Который требовал от патриархов святой и богоугодной жизни и Которому они угождали такою жизнью (ср. Быт. 17:1 ), – причем Иаков со смирением образцы богоугождения указывает только в отцах своих, а не в себе; затем, столь же твердая и светлая вера в промышление Божье, которое все моменты человеческой жизни ( Быт. 37:35, 43:14 ), даже самые неблагоприятные, объединяет и разрешает в благоприятное целое. Частнее, наконец, вера в Ангела-Избавителя от всех зол, в Ангела-Бога, (поскольку он сопоставляется с Богом), некогда боровшегося с Иаковом ( Быт. 32:24 ). Это троекратное молитвенное призывание Бога при однократном «да благословит» выражает мысль патриарха о единстве божественных действий в мире, и затем может предсказывать и тайну троичности. В ближайшем же смысле каждое воззвание заключало соответствующее молитвенное пожелание духовных и телесных благ, которые, затем, все соединяются в словах: «да будет наречено на них имя мое и имя отцов моих». Иаков отдает предпочтение Ефрему Быт.48:17–18 . И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это – первенец; положи на его голову правую руку твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010