Сектант: 3) Мы различаем заповеди Господни, которых только 10, от многочисленных законов Моисея; первые храним и соблюдаем, а вторые отвергаем, ибо о заповедях сказал Христос: «кто нарушит одну из заповедей сих малых и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном, а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19), «ибо это есть любовь к Богу, говорит ап. Иоанн, чтобы мы соблюли заповеди Его. И заповеди Его не тяжки»; а о законе Моисеевом сказано: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал. 3:13 ), поэтому мы уже не под законом, а под благодатию» ( Рим. 6:14 ). Мы должны соблюдать только законы Господни, изреченные устами Самого Бога (Исх. 20:18–22), написанные на скрижалях перстом Божиим (Исх. 31:18, 32:15–16), то есть 10 заповедей, законы же Моисея теперь нам не нужны, ибо Моисей дал их сам от себя. Объяснения православного: 3) Во-первых, совершенная неправда, что Моисей давал народу еврейскому, когда бы то ни было, заповеди от себя самого. Моисей называется «рабом Бога верным во всем доме Его» ( Чис. 12:7 ), а раб не больше господина своего» ( Ин. 13:16 ) и творит волю только его. Вот почему и Моисей никогда своих законов Израилю не давал, а давал только те законы, которые велел ему передать народу Сам Бог, почему и ап. Иоанн учит, что «закон дан чрез Моисея (а не от Моисея), то есть при посредстве Моисея, или как говорит ап. Павел, «рукою посредника» ( Гал. 3:19 ). Следовательно, если в Писании говорится: «закон Моисеев» (( 3Цар. 2:3 ), ( Дан. 6:5 ), ( Ин. 7:23 ) и др.) или: «закон дал нам Моисей» ( Втор. 33:7 ), то это говорится не в том смысле, будто есть какой-то закон Моисея самого, им самим и от себя самого изданный, а в том смысле, что этот закон Божий «Господь дал чрез Моисея» ( Неем. 8:13 ). Когда, например, Спаситель говорит: «Моисей дал вам обрезание, хотя оно не от Моисея, а от отцев» ( Ин. 7:22 ), то этими словами Он вовсе не указывает на то, что закон об обрезании дан самим Моисеем или придуман «отцами», напр., Авраамом, а только говорит, что этот закон Божий, повторенный Израилю чрез Моисея ( Лев. 12:3 ), был дан людям чрез отцов, точнее, – чрез «отца верующих – Авраама», ибо Авраам не выдумал этот закон от себя, а завет этот между Богом и человеком положен Самим Господом, что видно из книги Бытия (гл. 17:10–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

См. также о воскурении благовоний: Исх.25:6, 30:7, 37, 37:29, 39:38, 40:5, 27 ; Лев.10:1 ; Чис.7:14, 16:17, 46–47 ; 3Цар. 3:3, 22:43 ; 4Цар. 16:4 ; 2Пар. 2:6, 28:3–4, 32:12 ; Ис.6:4, 43:23 ; Иез.8:11, 16:18, 23:41 ; Мал.1:11 . Л Левая рука не знает, что делает правая ЛЕВАЯ РУКА НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ ПРАВАЯ см. также ВНОСИТЬ свою ЛЕПТУ Оборот этот используют, говоря о несогласованности действий в какой-либо группе, коллективе, о неразберихе в руководстве каким-либо процессом; также о противоречивом, нелогичном поведении человека. В Нагорной Проповеди Господь говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:1–4 , ср. 25:31–46). Как видим, смысл евангельской фразы и современное ее содержание далеко разошлись. Левиафан ЛЕВИАФАН Образное наименование существа, превосходящего по размерам всех прочих, неодолимого в своем могуществе или устрашающего своим видом. Левиафан — наделенное непомерной силой морское чудовище, которому «нет на земле подобного» ( Иов.41:25 , см. также Иов.3:8 ). Он подробно описан в книге Иова — Иов.40:20–27, 41 (в тексте слав. Б. это «дракон», «змей»). Левиафан, как и упомянутый вместе с ним бегемот ( Иов.40:10–18 ), предстает не только как уникальное создание Господа, но и как символ Его могущества и творческой мощи. Псалмопевец, вознося хвалу Богу Творцу, среди всего созданного Им называет и левиафана: «Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» ( Пс.103:24–26 ). Левиафан олицетворяет и враждебные израильтянам силы (Египет, фараона): «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни…» ( Пс.73:13–14 ). Ср. Иез.29:1–5, 32:1–6 , где Египет (царь Египетский) сравнивается с большим крокодилом и морским чудовищем.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

также: Быт.4:7; Чис.22:22; 16:31). Неужели можно со спокойной совестью заниматься куплями житейскими (2Тим.2:4), когда родную мать - Святую Церковь - терзают, ее родных детей похищают? В лице Церкви снова Христос возносится на Крест, снова безумно ругаются Ему и поносят Его. И кто способен пройти мимо, покивая главою? Какую совесть нужно иметь для того, чтобы не облегчить тяжелого Креста Христова, подобно Симону Киринейскому? Всякий, кто получил церковное образование, кому Бог дал силы, знания, кто любит Бога, кого Христос избрал на Свое служение, как может он не стать на защиту своего Спасителя? Как может он не охранять достояние Божие от хищных волков? Это великое и благое дело. Если кто из вас, - пишет апостол, - уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5:19-20). И как прискорбно становится, когда слышишь, что начаша вкупе отрицатися вси (Лк.14:18). Кругом братья по вере погибают, а званые говорят: " Это не мое дело: пусть служит им, кто хочет, а я... я село купих... жену поях... имей мя отречена " (Лк.14:18,20). Но кровь брата твоего, кровь всех, по нерадению твоему в удалении от Церкви от мысленного волка звероуловленных, вопиет от земли к Богу (см.: Быт.4:10). Тебе даны силы, даны знания, а ты не захотел отдать их на служение Богу и Святой Церкви? Семидал и мед и масло ял еси, но позорно изменил Богу (см.: Иез.16:13). Говоришь о слабости, о недостоинстве? Да, мы знаем, что Моисей отрекался (см.: Исх.3:11-4,17), Иона бежал в Фарсис (см.: Ион.1:3), страшились Григорий и Златоуст, по смирению преподобный Сергий отрекался. Но ты-то, так ревниво оберегающий свое мелочное самолюбие в другое время, ты-то искренно ли говоришь о своем недостоинстве? Не желаешь ли ты под предлогом смирения предаться беспечности, как говорит святой Златоуст, и твои слова смирения не пустая ли только отговорка, которой ты думаешь успокоить и себя, и других? Словами смирения не готовишь ли ты только покойную постель, на которой мог бы безмятежным сном почить твой дремлющий дух? Лицемерное малодушие не скрывает ли под собою окамененного нечувствия к делу Христову? Не потому ли только избегают церковного служения, что славу человеческую больше возлюбили нежели Божию славу (см.: Ин.12:43)? Будь хоть с самим собой на минуту искренним и ответь себе, брат мой, без боязни, смело и правдиво на все эти вопросы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/224/...

7) Поэтому святым и Ангелам должно покланяться: 3Цар. 18:7 ; 4Цар. 1:13; 2:15; 4:37 ; Дан. 2:46 ; Деян. 16:29 ; Чис. 22:31 ; Иис. Нав. 5:14–15 . Суд. 13:20 ; 1Пар. 21:16 ; Дан. 10:9–10 . 8) Их должно ублажать и просить о ходатайстве за нас перед Богом: Иак. 5:10–11 ; Рим. 13:7 ; Иак. 5:16 ; Пс. 33:16 . О молитвенном почитании и призывании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23; Иса. 7:14). «Стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте... Слыши, Дщерь, и смотри, и преклони ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего... И дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое» ( Ис.44:10–16 ). «Отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк. 1:48 ). Святая Церковь Христова чтит Пресвятую Богородицу выше всех святых, выше бесплотных сил небесных, почитает и величает Ее, как «честнейшую херувимов и славнейшую без сравнения серафимов», родившую нам Богочеловека Христа, воплотившегося от Нее и Духа Святого Спасителя мира, – и, исповедуя Ее Приснодевой, в рождестве и по рождестве девство сохранившей, ублажает Ее, как Матерь Господа и умоляет Ее о помощи и заступничестве перед престолом Ее Сына за весь грешный мир. О приснодевстве Богоматери и Ее преимущественном величии предсказано было еще ветхозаветными пророками, «движимыми Духом Святым» ( 2Петр. 1:21 ). Так, св. пророк Исаия за много веков предсказал, что Спаситель мира родится не от жены, а от непорочной Девы, на каковое пророчество об этом чудесном рождении указывает и евангелист Матвей: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23; Иса. 7:14). Пророк же Иезекииль предсказал, что пресвятая Дева и после рождения Христа пребудет навсегда девой: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, – и они будут затворены» ( Иез. 44:2 ). Величие Мессии Христа и величие Его Матери пророчески так воспевается в 44 псалме: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте... Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое и забудь народ Твой и дом отца Твоего. И возжелает Царь красоты Твоей, ибо Он Господь Твой и Ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава Дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом; в испещренной одежде ведется Она к Царю, за Ней ведутся к Тебе девы, подруги Ее; приводятся с весельем и ликованием, входят в чертог Царя. Вместо отцов Твоих будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки» ( Пс. 44:10–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   По этому поводу блаженный Феофилакт говорит: «После того как ученики исповедали, что Он — истинный Христос, Господь открыл им и тайну креста, но не вполне, ибо они не уразумели Его слов и не поняли, что значит — воскреснуть, а думали, что лучше Ему вовсе не страдать. Оттого-то Петр и начинает противиться, говоря, что напрасно предавать себя на смерть, если можно и не подвергаться страданиям. Но Господь, показывая, что Его страдание будет во спасение и что только сатана не хочет, чтобы Он пострадал и спас людей, называет Петра сатаною за его мудрования, свойственные сатане, — за то, что он не хотел, чтобы Христос пострадал, и прекословил Ему... Петр, по словам Господа, думал «о том, что человеческое», ибо мыслил низкое и плотское, желая, чтобы Господь остался в покое, не предавая Себя на распятие и не подвергаясь напасти за спасение мира».    «Богочеловек избрал крестную смерть как необходимую и неминуемую в домостроительстве спасения человеческого рода». Тайна этого — в неисследимых глубинах вечной Божией Премудрости. Крестное Богочеловеческое страдание сделалось, по человеколюбивому Божию Промыслу, средством, которым Богочеловек дарует людям вечную жизнь. Спаситель выделяет это особо: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14-15; ср.: Ин.8:28, 12:32-33).    Страдание Богочеловека совершается по неиспытуемой премудрости Божией воли и по спасительному Божию Промыслу (см. Деян.2:23, 4:26-28; Чис.21:8, 9 ­ Ин.3:14, 12:32-33; 1Пет.1:20; Откр.13:8). Это — чаша, которую Небесный Отец дает Своему Божественному Сыну — Богочеловеку Христу: «неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин.18:11). Воплощенный Божий Сын предает Себя на это спасительное страдание добровольно, по собственному произволению. Он Сам полагает Свою душу: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин.10:18; ср.: Ис.53:12; Мф.20:28, 26:53; Гал.1:4, 2:20; Еф.5:2; Флп.2:8; 1Тим.2:6; Евр.9:14). «Христос никогда не пострадал бы без Своей на то воли. Посему, повинуясь смерти только по собственному изволению, Он имеет и большее право: опять принять душу. «Сию заповедь» — умереть за мир — «получил Я от Отца». Я, говорит, не противник Богу, и причем в такой степени, что и самую сию смерть предписал Он Мне как заповедь. После того как Спаситель предварительно изрек о Себе высокое: власть имею принять Свою душу (этим Он показывает Себя Господином смерти и Начальником жизни), Он вновь добавляет и смиренное: «Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин.10– Примеч. ред.). Так Он поразительно соединяет одно с другим, чтобы не считали мы Его меньшим Отца, и Отчим рабом, и противником Богу, но — одной с Ним силы и одной воли».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во-первых, слово «может» наводит нас на мысль о достаточности Его крестного подвига, его великой ценности, потому что Ходатаем и Заступником Он утвержден Самим Богом через Свой крестный подвиг. Его ходатайства, молитвы и прошения основываются на том, что Он достоин быть Посредником, а также на действенности Его священнической жертвы. Это будет яснее, если вы вдумаетесь в причину, по которой священники, которые приносили жертвоприношения по закону, не смогли сделать тех, за кого приносились жертвы, совершенными (см. Евр.10:1–4). Это было именно так, я утверждаю, потому что в их жертвоприношениях недоставало ценности. Он же, придя и принесши Свою жертву, одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых Им, избранных для Его славы: «Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр.10:10–14). Когда Моисей молился за народ Израильский, он говорил: «Итак, да возвеличится сила Господня, как Ты сказал» (Числ.14:17). Но какие же слова Бога имеет ввиду Моисей? Эти слова следующие: «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания… Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе» (Чис.14:18–19). Во-вторых, если бы Он имел желание спасать, но не имел силы для этого, смог бы Он тогда утверждать, что Ему принадлежит право прощать и спасать? А поэтому наше спасение — в Его силе спасать. Если бы Он имел желание спасать, но не имел достаточной для этого способности, то что бы означала для нас эта готовность? Готовность же Свою Он показал посредством Своего обещания: «…приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. б:37), так что теперь наше утешение в том, «что Он силен и исполнить обещанное» (Рим.4:20–21). Это также становится очевидным из того, что Он и ранее спасал приходящих к Богу через Него, что Он спасал их всегда и в полной мере — не в том смысле, что Он полностью исчерпывал Свою способность спасать, но в смысле полного удовлетворения нашей потребности в спасении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Иосифу было тридцать лет, когда он был освобожден из темницы и стал управителем всего Египта, чтобы Божьим промыслом мог он отвратить надвигающийся голод (ср. Быт.41:46 ). Сказано, что Иисусу было тридцать лет, когда Он пришел креститься к Иоанну, и «увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него». ( Мк.1:10 ), когда впервые начала приоткрываться тайна Троицы. И ты увидишь многое подобное. Ты узнаешь также, что на пятидесятый день совершался праздник седмиц ( Втор.16:10 ), освящая новый урожай, и пятидесятая доля добычи, захваченной в войне с мадианитянами, предназначалась Богу (ср. Чис.31:37 ). Ты узнаешь также, что Авраам поразил содомитов с тремястами человек ( Быт.14:14 ), и Гедеон одолел мадианитян с тремястами лакавших воду языком своим ( Суд.7:5–7 ). Дверь устроена не спереди или сверху, но сбоку, наклонно, так как она – время Божьего гнева, ибо сказано, что день Господень – «день скорби и тесноты» ( Соф.1:15 ); потому что хоть и кажется, что некоторые спасены, тем не менее, многие, чьи деяния осуждены, гибнут – дверь стоит наклонно, чтобы открылось сказанное пророком: «Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас» ( Лев.26:27–28 ). Далее рассмотрим то, что в Писании называется отдельно двумя нижними и тремя верхними палубами, и тогда, возможно, эти слова разъяснят сказанное Апостолом: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил.2:10 ); здесь показано, что названное Апостолом преисподней является самой нижней палубой в ковчеге; следующая палуба, находящаяся над ней, есть область земная, а три верхние палубы, о которых сказано, все вместе являются пределами небесными, в них отмечаются добродетели тех, кто может, по словам апостола Павла, подняться «до третьего неба» ( 2Кор.12:2 ). В ковчеге много гнезд, и это указывает на то, что у Отца «обителей много» ( Ин.14:1 ). Но какой еще образ мы должны увидеть в животных, зверях, скотах и всем разнообразии живых существ, как не тот, который показал Исайя, когда сказал, что в Царстве Христа волк будет жить с ягненком, барс – с козленком, лев и вол будут пастись вместе, а детеныши их будут есть солому, и, более того, малое дитя – без сомнения, одно из тех, о которых Спаситель сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ), – протянет руку в гнездо аспида, и не будет ему вреда ( Ис.11:6–8 )? Или тот, уже присутствующий в Церкви, образ, которому научает нас апостол Петр, когда пишет, что было ему видение, как все четвероногие твари и звери земные и птицы небесные собраны в одно полотно веры, привязанное за четыре угла Евангелий (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Клянущийся жертвенником» и пр.: что клятва жертвенником священнее и обязательнее клятвы даром на жертвеннике, то несомненно видно из того, что кто клянется жертвенником, тот вместе клянется и жертвами, так как жертвы назначены для принесения их на жертвеннике. А что клятва храмом священнее и обязательнее клятвы жертвенником, это видно из того, что клянущийся храмом клянется вместе и Живущим в нем, т.е Богом. Ибо храм есть место Его особенного присутствия среди народа Своего. В первом храме Соломоновом Бог являл особенное присутствие Свое на кивоте завета во Святом Святых, видимым знаком чего было облако ( 3Цар.8:10–13 ; Пс.81:1 ). Во втором храме, хотя уже кивота завета не было, но Господь и в нем особенным образом являл Свое присутствие, почему во Святое Святых входил один только первосвященник, один раз в год, с кровью умилостивительной жертвы ( Евр.9:7 ). Клянущийся храмом таким образом – то же, что клянущийся небом (ср. прим. к Мф.5:34–35 ), который «клянется престолом Божиим» и пр.: небо есть также место особенного присутствия Божия, где является вся Его слава, почему и говорится, что там престол Божий, на котором Он восседает во всем величии и славе и свете неприступном. Всеми этими изречениями Господь показывает, что клясться чем бы то ни было – значит клясться Богом, иначе клятва не имеет смысла. Существенное в клятве есть призвание Бога во свидетели правоты и искренности клянущегося; в противном случае клятва – ничто. Впрочем вообще о клятве см. прим. к Мф.5:33 и дал. Мф.23:23–24 . Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! «Даете десятину» и пр.: закон обязывал иудеев давать десятую часть всего на жертвы и содержание левитов ( Чис.18:20–24 ; Втор.14:22–24 ). По прошествии трех лет еще десятина назначена была для бедных и сирот ( Втор.14:28,29 ). Закон, говоря о десятине земли ( Втор.14:22 ), не упоминает собственно о травах – платить ли десятину с них.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Насколько обосновано это представление? Господь Иисус Христос назвал две главные заповеди закона – заповеди о любви к Богу и к людям ( Мф. 22:37–40 ; Мк. 12:29–31 ). Обе эти заповеди, бесспорно, носят нравственный характер. Проявления именно этой любви к Богу и людям мы видим в Десяти заповедях. Ап. Павел также не разделяет заповеди на Десять и прочие: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» ( Рим. 13:8–10 ). Здесь мы видим сразу несколько заповедей из числа Десяти: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого. Следовательно, ап. Павел считает сутью и вечной частью закона не Десять заповедей, а любовь. Исполнение закона, по мысли апостола, достигается не хранением субботы, а деятельной любовью: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождениюплоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается “люби ближнего твоего, как самого себя”» ( Гал. 5:13–14 ). К. Плотников подчеркивает, что Десять заповедей были даны тогда же и при тех же обстоятельствах, что и прочие заповеди Закона Моисеева, и Моисей свидетельствовал о том, что весь Закон дан от Бога ( Втор. 14:13–14 ). Поэтому «все различие между Десятью заповедями и другими ветхозаветными заповедями и постановлением, по их происхождению, состоит в том, что первые даны непосредственно Богом, а вторые – при посредстве Моисея или, как говорит ап. Павел, “рукой посредника” ( Гал. 3:19 )». Поэтому в Неем. 8:18  «Законом Божиим» называется весь Ветхий Завет , который «дал Господь через Моисея» (ст. 14), а не отдельные Десять заповедей. Равным образом в Пятикнижии говорится об обязательности всех заповедей ( Чис. 15:39 ; Втор. 27:10 ), и наказания установлены Богом за неисполнение всех заповедей, а не одних лишь Десяти 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

«Тогда народ Его вспомнил древние дни Моисеевы». «Тогда», т. е. в момент этих бедствий, или даже и по окончании их, но это особенно заметно стало в последний, послепленный период. В дальнейшем содержании этого стиха, равно как и трех, следующих за ним (12, 13 и 14), кратко вспоминаются главнейшие Божественные благодеяния, дарованные Израилю при Моисее и его преемниках, а именно: избавление из египетского рабства, переход через Чермное море и спасение от преследования фараона, синайское законодательство и водительство по пустыне аравийской, с водворением в земле Обетованной, как его желанным концом. Ис.63:14 . Как стадо сходит в долину, Дух Го­с­по­день вел их к по­кою. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя. «Чтобы сделать Себе славное имя». или, как в 12 ст., «вечное имя». Величественный ряд благодеяний и чудес, явленных Господом Израилю, как мы знаем из истории, действительно, делал «славным и знаменитым» у всех народов и самое имя Всевышнего ( Исх.9:16 ; Исх.15:11–16 ). Но «слава Господня» не имеет ничего общего с людским тщеславием; это есть лишь достижение людьми конечной цели их существования, как это прекрасно выражено в первом же прошении молитвы Господней: «да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ). Вообще надо заметить, что по смыслу библейского мировоззрения отношение к «имени Господа» – т. е. его прославление или хуление, являются главным критерием всего морального поведения человека (ср. 19 ст.). Ис.63:15–19 . Если только что рассмотренный отдел первой части молитвы, по характеру его, можно назвать историческим, то настоящий отдел правильнее всего будет обозначить, как умилостивительно-просительный и глубоко-покаянный. Ис.63:15 . Призри с небес и по­смотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могуще­с­т­во Твое? – бла­го­утробие Твое и милости Твои ко мне удержаны. «Призри с небес и посмотри... где ревность Твоя и могущество Твое?» В пламенной молитве своей за народ Божий пророк Исаия, подобно Моисею ( Чис.14:13–18 ), с «воплем крепким» обращается к Господу и просит Его снисходительно взглянуть со Своей небесной высоты на крайне бедственное состояние Его народа. Тяжесть такого положения особенно усугубляется тем обстоятельством, что народ израильский теперь оказывается как бы покинутым Богом: Его «ревность... и могущество, Его благоутробие... и милость» не изливаются теперь так обильно и для всех очевидно, как это было раньше, в «древние дни Моисеевы». Как муж, окончательно изверившийся в добропорядочности своей жены, перестает уже ревновать ее и делается к ней совершенно равнодушным, так и Господь, сетует пророк, утратил свою историческую «ревность» к Израилю ( Исх.20:5 ) и перестал промышлять о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010