25. 4 Православная Церковь Чешских земель и Словакии История римо-католической церкви] 26. 1 История и современная жизнь 26. 2 Отношения с РПЦ 26. 3 Униатский вопрос 26. 4 «Пакс Кристи итернационалис» (см. отдел 10. 43) История ориентальных дохалкидонских церквей] 27. 1 Армянская Апостольская Церковь 27. 2 Коптская Церковь 27. 3 Маронитская Церковь 27. 4 Мелхитская (Греко-католическая) Церковь 27. 5 Несторианская Церковь (ассирийская). 27. 6 Сирийская (яковитская) Ортодоксальная Церковь (Сирия) 27. 7 Ортодоксальная Сирийская Церковь , Католикосат Востока (Индия) 27. 8 Эфиопская Церковь . История пореформатских церквей] 28. Общие и специальные вопросы истории и современной жизни Протестантизма (Ян Гус, Мапртин Лютер и др. ) 28. 1 Англиканская Церковь 28. 11 История и современная жизнь. 28. 12 Отношения с РПЦ и богословские собеседования… 28. 2 Старокатолическая Церковь 28. 21 История и современная жизнь 28. 22 Отношения с РПЦ и богословские собеседования… 28. 3 Евангелическо-Лютеранские Церкви 28. 31 История и современная жизнь 28. 32 Отношения с РПЦ и богословские собеседования… 28. 33 Всемирная Лютеранская Федерация (ВЛФ). 28. 4 Реформатские Церкви 28. 41 История и современная жизнь 28. 42 Отношения с РПЦ и богословские собеседования… 28. 43 Всемирный Реформатскиий Альянс… 28. 5 Церкви евангельских христиан-баптистов 28. 51 История и современная жизнь 28. 52 Отношения с РПЦ 28. 53 Всемирный Баптистский альянс. 28. 6 Методистские Церкви 28. 61 История и современная жизнь 28. 62 Отношения с РПЦ 28. 63 Всемирный Методистский Совет 28. 7 Другие протестантские Церкви и объединения и их отношения с РПЦ 28. 8 Монашеская жизнь в протестантизме 28. 9 Благотворительная деятельность христианских Церквей и организаций Сектоведение ] Церковная археология и искусство] 30. 1 Архитектура 30. 11 Дохристианская архитектура… 30. 12 Христианская архитектура 30. 12–1 Раннехристианская и византийская. Архитектура Поместных Православных Церквей. 30. 12–2 Архитектура Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несмотря на то что М. резко полемизировал с аллегоризмом гностиков и Оригена, сам он не только не был чужд этому экзегетическому методу, но преимущественно пользовался им при толковании Писания. НЗ М. понимает в основном буквально, тогда как для толкования ВЗ применяет иносказание. В этом М. следует ап. Павлу (Евр 10. 1; 2 Кор 3. 6, 16) ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 5. 7), поскольку букв. объяснение не раскрывает духовного смысла (De lepra. 4. 5). Так, напр., «раздвоенные копыта» (Лев 11. 3) в заповеди о чистых и нечистых животных, согласно М.,- это деятельная и благоразумная жизнь ( Method. Olymp. De cibis. 8. 2). «Мясо телицы (Числ 19. 2-5) - это святые дела, кровь - слово истолкования, кожа - подобие веры и очищения... Нечистоты - это преступления, гноящиеся раны» ( Method. Olymp. De cibis. 11. 6). «Поле мертвых» (Числ 19. 16) - это «помысл невоздержания» ( Method. Olymp. De cibis. 14. 2); «кость» - отступившие от веры; «гроб и могила» - лицемеры; «седьмой день» (Числ 19. 19) - время от греха до исповеди; «пепел» (Числ 19. 17) - смирение ( Method. Olymp. De cibis. 14. 3-7). «Пустыня» (Откр 12. 6) - «обитель добродетели», 1260 дней - «превосходное ведение об Отце, Сыне и Духе... Ибо тысяча, слагающаяся из десяти сотен, составляет совершенное и полное число и поэтому служит символом Отца, Который Сам Собой сотворил и в Себе Самом содержит все. Двести, слагающиеся из двух совершенных чисел, служат символом Святого Духа, так как Он сообщает ведение о Сыне и Отце. А шестьдесят, заключая в себе число шесть, взятое десять раз, служит символом Христа; потому что число шесть, начиная с единицы, слагается из собственных делителей, так что в нем нет ни недостатка, ни излишка; разделяясь на свои делители, оно вполне слагается из них» (далее следует долгое рассуждение о совершенном числе) ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 8. 11). По мнению архиеп. Михаила, с аллегорией М. сочетает и типологические толкования, что будто бы недооценивается мн. исследователями ( Михаил (Чуб).

http://pravenc.ru/text/2633849.html

„Ибо Я вывел тебя, говорит Он, из земли египетской и из дома рабства освободил тебя и послал пред тобою Моисея», этого великого пророка, с которым Бог говорил устами ко устам ( Числ. 12:8 ), „Аарона», первосвященника, вопрошателя воли Божией и заступника вместе с Моисеем пред Богом за народ ( Числ. 12:6; 14:5, 26; 16:20; 20:7 – 12, 29 ), „и Мариам» – пророчицу ( Исх. 15:20 ). „Народ Мой, вспомни, что умышлял Валак, царь Моава, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров (см. Числ. 22 – 24 ), вспомни, что было от Ситтима», последнего стана израилева, по сю сторону Иордана, на полях моавитских ( Числ. 22:1; 25:1 ), „до Галгала», первого стана в земле обетованной (Иис. Нав. 4:19; 5:9 ), – „вспомни затем, чтобы тебе познать благодеяния Иеговы». А этих благодеяний в указанный период времени проявилось не мало, – сюда относятся не только намерение Валака, царя моавитского, истребить Израиля чрез проклятие, и ответы Валаама, уничтожившие этот план истребления народа Божия, но и дальнейшие события, которые были, так сказать, вещественным подтверждением Валаамом невольно изреченных благословений, – а именно: победа Израиля над моавитянами, стремившимися было погубить Израиля чрез склонение его к идолопоклонству, чудесный переход чрез реку Иордан, вступление к обетованную землю, обрезание в Галгалах, чрез что было принято в завет с Богом поколение, выросшее в пустыне, и народ снова был введен в нормальные отношения к своему Богу (6:3 – 5). И так Бог делал народу одни только благодеяния, и народ не может отвергнуть их. Напоминание о них производит в народе сознание той черной неблагодарности, с какою оп платил Богу за них. Как лицо сознающее себя виновным пред Богом, народ стыдится обратиться к этому оскорбленному им Богу, а обращается к пророку, как передатчику воли Божией, и спрашивает его: чем бы ему умилостивить Бога, чем бы снова связать разорванные грехами узы общения с Иеговою: „с чем мне», вопрошает он, „предстать пред Иегову поклониться Богу Всевышнему», Богу, царствующему на небе? Народ знает Богоустановленное средство для поддержания общения с Иеговою – это жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Следовательно, в этом первом стихе – во время оно значит неопределенное время – некогда и определяется только другими местами. Точно такое же значение имеет это выражение и в 8 ст. во время оно отдели Господь и пр., т. е., некогда отделил Господь колено Левино. Что именно в этом стихе выражение – во оно время имеет значение «некогда», показывают и последующие слова Моисея: во оно время отдели Господь племя Левиино носити ковчег завета Господня и – благословляти о имени Его до днешняго дне; это последнее выражение показывает, что от времени избрания Левитов до того времени, когда Моисей говорил эту речь, прошло много времени: ибо сказать до днешняго дне можно только тогда, когда протекло много времени от начала воспоминаемого факта, а от времени смерти Аарона до самой смерти Моисея протекло лишь несколько месяцев; значит, если бы здесь во время оно означало время после смерти Аарона и гораздо после – потому что Евреи были уже на третьем стане от стана смерти Аарона: то Моисей, воспоминая об этом, не мог бы сказать: благословляти о имени Его до днешняго дне; следующее выражение: во время оно означает здесь неопределенное время – некогда, и определяется, как и в первом стихе, только другими, яснейшими местами, находящимися в книге Числ. Потом, в этом же месте Моисей говорит: сего ради несть Левитом части и жребия в братии их; Господь сам жребий их, якоже рече им –ст. 9. Последнее выражение, очевидно, указывает на другой факт избрания Левитов в прежнее время; эти слова почти буквально переданы в книге Числ, как слова Божии к Аарону: и рече Господь ко Аарону: в земли их да не наследиши наследия и части да не будет тебе в них, яко Аз часть твоя и наследие твое посреде сынов Израилевых. Очевидно, что в приведенном стихе Второзакония только воспоминается или указывается на этот стих книги Числ словами: якоже рече им. Значит, избрание Левитов, и, по приведенным словам, Второзакония, случилось еще при жизни Аарона; а следующее выражение – во оно время, имеет здесь неопределенное значение – некогда, которое и поясняется приведенными словами книги Числ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

13, 23). Законы устанавливались одинаковые для всех и распространялись на всех в гос-ве - даже на «пришельцев», живших среди евр. народа (Числ 15. 16, 29; Лев 24. 22; Исх 12. 49). Особым сословием являлись лишь священники и левиты, происходившие исключительно из одного колена Левиина. Однако если в ближневост. империях жреческие касты обладали кроме религ. еще финансовой и политической властью и поэтому занимали особое социальное положение, в гос-ве, существовавшем по З. М., все права и привилегии священников относились исключительно к религ. сфере. Отделение потомства Ааронова и колена Левиина на служение при храме имело практический смысл: обеспечить богослужение людьми, с детства готовившимися к этому. В то же время в З. М. подчеркивается, что весь народ израильский является «народом святым», «царством священников» (Исх 19. 5-6; Втор 7. 6), а на потомков Аарона и колено Левиино лишь возложена конкретная богослужебная обязанность, к-рая определила, что члены колена Левия не имеют наделов земли, а питаются от десятины на храм и от народных приношений. Из равенства прав по З. М. следовал принцип одинаковых обязанностей граждан. Прежде всего это касалось обязанности охраны гос-ва - воинской повинности подлежал каждый израильтянин, начиная с 20-летнего возраста (Числ 1. 3; 26. 2). В ряде случаев предоставлялась отсрочка от военной службы: если человек обручен или только что женился, построил новый дом или насадил виноградники (Втор 20. 5-7; 24. 5). Не считавшие себя способными воевать также могли уклониться от призыва (Втор 20. 8); не подлежали воинскому призыву священники и левиты (Числ 18. 8-32, особенно 18. 20-24). Уплата налогов также являлась всеобщей обязанностью; однако при Моисее, до образования монархического гос-ва, единственным институтом, в пользу к-рого собирались налоги, являлась скиния и состоявшие при ней священники и левиты (Исх 30. 12-14, 16; Числ 1. 2-3; 18. 21; Втор 14. 22-23; 26. 1-15). То, что ставка налога была подоходной, также способствовало гарантии социальной справедливости.

http://pravenc.ru/text/182513.html

Слово Божие показывает, что Бог, будучи абсолютным Духом, Творцом вселенной, отделен от всей твари и чужд всякого греха, имеет полноту нравственного совершенства. Всякая святость человеческая является откликом и приобщением к святости Божией. В библейском контексте слово «святой» приобретает новое значение нравственного совершенства. Но мы увидим в дальнейшем при изучении Священного Писания, что такое понятие святости, хотя оно было уже заложено в самом законе Моисеевом, совсем не сразу было усвоено израильтянами. Потребовались еще огромные усилия и труды пророков, великие потрясения в жизни народа, для того чтобы стала понятна связь внешних заповедей, десятин, жертвоприношений и т. п. с требованием нравственной чистоты, правды и совершенства. Эта проблема остается актуальной для каждого человека и до наших дней. Неслучайно в Евангелии мы видим, как Христос неустанно напоминал об этом своим слушателям.     Глава 7. Числа. История сорокалетнего странствования Израиля по пустыне Стоянка у Синая продолжалась около года (Числ. 1: 1). Затем Моисей и Аарон совершили перепись всех израильтян по коленам (Числ. 1: 2–47) и отпраздновали Пасху (Числ. 9). После этого израильтяне двинулись в путь. Господь сказал Моисею: «ты веди этот народ в землю обетованную, а Я не пойду с вами, потому что это народ жестоковыйный, и вы все можете погибнуть, если Я пойду с вами» (Исх. 33: 1–17), – однако Моисей умолил Бога, чтобы Он предводительствовал народом. История этого путешествия описана в книге Чисел. Она охватывает события, начиная от приготовления к путешествию у горы Синай и заканчивая выходом израильтян на исходный рубеж захвата, то есть в степи моавитские в Заиорданье (Числ. 26: 3). Это путешествие подтвердило слова Господа, что народ, которым предводительствовал Моисей, есть народ жестоковыйный. Множество разных искушений пришлось претерпеть Моисею от израильтян в пустыне. Сначала израильтяне направились в Палестину наиболее прямым и естественным путем, продвигаясь в нее с юга между Средиземным и Мертвым морем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Мы, сколько разумеет мерность наша, полагаем, что благодеяния Божии ни в чем не могут быть недостаточны и слабы, и что нельзя получить чего-либо там, где с полною верою и принимающего и подающего приемлется то, что черпается из божественных даров. В спасительном таинстве греховные язвы не так омываются, как нечистоты кожи и тела в мирской плотской бане, где для того, чтобы омыть и очистить всё тело, нужны бывают селитряный цвет с прочими снадобьями, ванна и водоём. Иначе омывается сердце верующего; иначе очищается ум человека через заслугу веры. В спасительных таинствах, в случае крайней необходимости, по щедроте Божией, и в сокращении даруется от Господа верующим всё. И потому никого не должно смущать, когда видят, что больные принимают божественную благодать через окропление, или облитие, тем более, что священное писание говорит через пророка Иезекииля: и воскроплю на вы воду чисту и очиститеся от всех нечистот ваших и от кумиров ваших, и очищу вас, и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам ( Иез. 36:25–26 ). То же в Книге Числ: кто не чист будет до вечера, сей да очистится (водою) в день третий и в день седьмый, и чист будет; аще же не очистится ею в день третий и в день седьмый, не чист будет, и потребится душа та от Израиля, яко вода окропления не воскропится нань ( Числ. 19:10–13 ). И ещё: и рече Господь к Моисею, глаголя: поими левиты от среды сынов Израилевых, и да очистиши я. И сице да твориши им очищение их: покропиши на них воду очищения ( Числ. 8:5–7 ). И ещё: вода окропления очищение есть ( Числ. 19:9 ). Отсюда ясно, что и окропление воды действует наподобие спасительной бани, и когда это бывает в церкви, при чистой вере принимающего и дающего, то всё может восполниться и соединиться величием Господним и истиною веры… И потому, сколько нам дано разуметь верою и мыслить, моё мнение таково, что всякого, кто получит божественную благодать в церкви, по закону и праву веры должно почитать законным христианином. И если кто считает их ничего не получившими, ничего не имущими, потому что они облиты только спасительною водою, то всё же пусть не обольщают их, заставляя креститься по освобождении от тяготы болезни и выздоровлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Стан девятнадцатый И отправившись из Ресса, поставили стан в Гаалфа ( Числ. 33:22 ). Девятнадцатый стан в переводе значит « церковь ». В беспорядочных движениях своих состязающиеся на поприще удилами привлекаются в церковь и снова поспешают войти в двери, которые прежде оставили. Стан двадцатый И отправившись из Гаалфа, поставили стан на горе Сафер ( Числ. 33:23 ). Двадцатый стан значит «красота» и поставлен на горе красоты, о которой говорит и начало четырнадцатого псалма: Господи! кто обитает в жилищи твоем, или кто вселится во святую гору твою? Смотри, как полезны удила. Они отвлекают нас от грехов, вводят в сонм добродетелей и вселяют во Христе, – горе прекраснейшей. Это тот камень, по Даниилу, оторвавшись от горы без помощи рук, возрос в гору великую и наполнил всю землю ( Дан. 2:34 ); он, по Иезекиилю, поразил князя тирского ( Иез. 27 ); к нему-то по Исаии и Михею стекаются народы, говоря: приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и наставит нас в путях своих и пойдем во стезях Его ( Ис. 2:2 ; Мих. 4:1 ). Стан двадцать первый И отправившись от горы Сафер, поставили стан в Арада. Двадцать первый стан в переводе значит «чудо». Какой прекрасный порядок, какое чудное сочетание совершенств верующих! После плинфоделания обуздываемся, после обуздания вводимся в церковь , за обитанием в церкви восходим на гору – ко Христу и здесь изумеваем и чудимся, так что в славословии Его бессильно слово наше, чудимся, обретая в Нем их же око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2:9 ). Стан двадцать второй И отправившись из Арада, поставили стан в Мацелофе ( Числ. 83:25 ) Двадцать второй стан в переводе значит «собрание», ибо здесь собирается множество верующих – Церковь первородных, согласие всех добродетелей. Тогда поистине можем сказать: се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе ( Пс. 132:1 ) и: Бог вселяет единомысленныя в дом ( Пс. 67:7 ). Стан двадцать третий И отправившись из Мацелофа, поставили стан в Таафе ( Числ. 33:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

По всем этим и подобным качествам – это сыны проклятия ( Ин. 17:12 ; Пс. 108:17 ; Еф. 2:2 ): люди, подлежащие проклятию, или вечному осуждению (ср. Мф. 25:41 и прим.). 15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, 16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. 15–16. Страсть к любостяжанию у лжеучителей апостол поясняет примером Валаама, который из-за любостяжания едва не решился изречь проклятие на народ Божий и научил ввести в соблазн евреев, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали (ср. Числ. 22:8, 19, 38, 25:1 и далее; Числ. 31:16 ; Апок. 2:14 ). – Оставив прямой, или правый, путь: это – путь богооткровенной истины (ст. 2), или путь правды. Он называется еще путем Господним ( Быт. 18:19 ), путем мира ( Рим. 3:17 ), путем премудрости ( Притч. 4:11 ), путем жизни ( Притч. 10:17 ), путем спасения ( Деян. 16:17 ). Изречение показывает, что лжеучители прежде следовали истинному учению и правилам доброй жизни, но впоследствии отпали от истины и предались умственному и нравственному разврату и нечестию, заблудились, пошли неправильным путем, именно – идя по следам, или путем, Валаама, путем, который проложил, или которым сам шел, Валаам, путем любостяжания. – История Валаама рассказывается в 22 главе и далее книги Чисел. – Сына Восорова: по древнему произношению и чтению – Всорова. – Возлюбил мзду неправедную: эта мзда неправедная есть подарки, которые от лица царя Валака принесли, или поднесли, посланные от него Валааму ( Числ. 22:7 ), и неправедной называется эта мзда потому, что Валаам надеялся чрез нее сделать неправедное и безбожное дело (изречение проклятия на Израиля). Возлюбил: выражение несколько смягченное, впрочем, совершенно соответственное обстоятельствам, по повествованию. В рассказе не упоминается точно о любостяжании Валаама; представляется, что он действовал согласно воле Божией. Но из повествования видно и то, что когда он при втором посольстве получил еще более богатые подарки, то понудил посланцев подолее остаться у него, чтобы вновь вопросить Бога, чт ему нужно делать, и как бы вынуждал тем, или вымогал, у Бога позволение отправиться в путь с послами Валака, почему и воспылал гнев Божий на Валаама за то, что он пошел с ними ( Числ. 22:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Господь сказал Моисею, что намерен немедленно истребить народ и сделать Моисея родоначальником нового (уже во второй раз за время путешествия). Но Моисей молился и говорил: « если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне… Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе» (Числ. 14: 15, 16, 19). Господь простил евреев по слову Моисея. Однако по числу сорока дней, в которые соглядатаи осматривали землю, народ израильский сорок лет будет странствовать по пустыне, и никто, кроме Иисуса и Халева, не увидит земли обетованной. Таким образом должно было исполниться их неразумное пожелание умереть в пустыне. Как и следовало ожидать, израильтяне огорчились и объявили Моисею, что они передумали, и уже по собственному почину пошли на завоевание земли. Как говорит нам Писание, Моисей не ходил с ними и пребывал в стане (Числ. 14: 44). Почему? Потому что раскаяние было уже запоздалым, и их поход закончился великим поражением и бегством, так что хананеи гнали их обратно до самого стана. 7.4. Восстание Корея, Дафана и Авирона Далее Законодатель повествует о восстании Корея (левита, сына Каафова), Дафана и Авирона, которых поддержали 250 человек (Числ. 16: 1–35). Каково было содержание их претензий? « И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: Полно вам, все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ. 16: 3). В чем здесь дело? Если в патриархальные времена глава семьи был для своего рода священником и приносил жертвы, то со времен Моисея (если быть точным – со времени поклонения золотому тельцу) для служения в скинии были избраны одни левиты, а совершение жертвоприношений было отдано только дому Аарона. Все остальное сообщество было, таким образом, исключено из активного принесения жертв, что и послужило формальной причиной восстания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010