протоиерей Ростислав Снигирёв 9. Экзегетический разбор важнейших мест книги Чисел Приготовление к переходу через пустыню и первое исчисление народа (Числ. 1:1 – 10:10) Этот раздел повествует об исчислении народа Божия (см.: Числ. 1:1 – 54 ), о порядке расположения колен в стане (см.: Числ. 2:1 – 34 ), об исчислении левитов и их обязанностях (см.: Числ. 3:1 – 4:49 ), об удалении оскверненных из стана (см.: Числ. 5:1 – 4 ), о возмездии за грехи против ближних (см.: Числ. 5:5 – 31 ), о назореях (см.: Числ. 6:1 – 21 ), об устроении скинии и служении в пустыне (см.: Числ. 6:22 – 9:14 ), о водительстве Божием (см.: Числ. 9:15 – 10:10 ). В прообразовательном плане для нас важно повеление Божие о расположении каждого колена в стане – еще блаженный Феодорит Кирский указывал, что Моисей колену Иудину прообразовательно «уделил восток, потому что и о Владыке Христе взывают божественные пророки, именуя Его Востоком» 272 . Кроме того, расположение колен Израилевых по четырем сторонам света обретается и в Церкви торжествующей – Небесном Иерусалиме (см.: Откр. 21, 16 ). Особое внимание толкователи обращают и на повеление о назореях (евр.: назир – «отдельный, особый»), Назорей должен был воздерживаться от всего охмеляющего, не стричь волос и не прикасаться к мертвым, хотя бы те были ближние родственники (прикосновение к мертвым в Ветхом Завете считалось осквернением, ибо смерть – следствие греха). Ветхозаветные назореи отчасти подобны новозаветным инокам, также ограничивающим свои потребности и стремящимся к чистоте и святости. Главное отличие состоит в том, что обет назорейства мог приниматься на определенный срок, хотя известны и пожизненные назореи – пророк Самуил, судия Самсон, за которых обет дали еще их родители. Многие из толкователей к пожизненным назореям относят и святого Иоанна Предтечу. Святитель Кирилл Александрийский обращает внимание на то, что при возобновлении назорейства посвящаемый должен был принести в жертву двух птиц и агнца. Святитель Кирилл видит в такой двоякой жертве указание на двоякую природу Христову: о Божественной говорят взятые от небес птицы, о человеческой – агнец 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

л. 21. Оглавление: От кыих сбор и прибыток и колика правил сие сбрано бысть счетание. л. 22 об. 24. Правила святыих Апостол, числом 85, первыя 15 с заглавием написаны дважды. Правила без толкований, послания (см. ниже) отличаются полнотой. л. 29 об. Правила св. 318 Отець иже в Никеи сьшедшихся, числом 20. л. 33 об. Правила 150 св. Отець, сьшьдьдшихся в Костянтинеграде, числом 8. л. 30. Правила 200 св. Отець, в Ефесе сошьдшихся, числом 9. л. 39 об. Правила 630 св. Отець, сшедшихся во Халкыдон, числом 30. л. 45 об. Правила св. Отець, сшьдшиих во Костянтинеграде второе в царстей палати при Устиниане благочьстивем и христолюбивем нашем цесари. Правил 102. л. 76. Канони церковьнии (числ. 22), взглашени от Собора никейскаго вторааго. л. 85. Канони (числ. 25), сошедшихся во Анкури. св. Отець. л. 88. Каноне (числ. 14), сошедшихся в Новей Кесарии св. Отець. л. 89 об. Каноне (числ. 20), во Гангре сшедшиихся св. Отець. л. 92 об. Канони (числ. 25), в Антиохии сошедшихся Отець. л. 97 об. Канони (числ. 58), сошедшихся во Лаодикии фругийскыи св. и блаж. Отець. В конце перечень книг (истинных) В. и Н. Завета. л. 101. Канони (числ. 21), в Сардакии сошедшихся св. Отець. л. 107. Канони (числ. 134), во Карфагении сшедшихся 227 святых и честных Отець. л. 160 об. Св. отца нашего Василия, архиеп. Кесарии каподочьськааго, от написанныих посланий к Амьфилохию епископу иконийску о канонех невчинаных в прежеписаных 50 титьл, разноканони 18. Правил 84, с посланиями 91. л. 184. Феофила, архиеп. александрейскаго, Богоявлением наставшем в неделю провозглашение. Правил 14. л. 186 об. Ответи правилнии Тимофея пресвятаго, архиеп. александрийскаго, и проч. Правил 15. л. 188 об. Св. Афанасия послание ко Аммону мниху. л. 190 об. Тогоже послания ко Руфиниану. л. 192 об. Св. Кирила, архиеп. александрийскаго, Максиму диакону антиохийскому и другим вспоминание. Статей 4. л. 195 об. Блаженааго Дионисия, архиеп. александрьскаго, ко Василиду. Статей 4. л. 198 об. Св. Петра архиеп. александрьскаго, канони имуще о покаянии словес его, чис.юм 14.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Под водительством Божиим в преддверии завоевания земли обетованной израильский народ побеждает ханаанского царя Араду (Числ 21. 1-3), ведет наступательные В. против Сигона, царя аморрейского, и Ога, царя васанского (Числ 21. 21-35; Втор 2. 26 - 3. 17; ср.: Пс 135. 17-22), мстит мадианитянам (Числ 31. 1-12). В результате исчисления по повелению Яхве израильских воинов (Числ 1. 1-4), явившегося подготовкой к завоеванию земли обетованной, Израиль предстает огромным воинством: «И было всех... сынов Израилевых... от двадцати лет и выше, всех годных для войны... шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят» (Числ 1. 45-46; ср.: 10. 36; 26. 1-51). В эту перепись не были включены по Божию установлению левиты , чьей обязанностью являлась не военная служба, но служба при «скинии откровения» (Числ 1. 47-53), т. е. молитва Богу. Ибо молитвенное обращение к Богу должно было обеспечить Его помощь сражающемуся Израилю. В обязанность священника входило напоминать израильскому народу непосредственно перед битвой о том, что Господь выступает вместе с народом (Втор 20. 2-4). Однако из-за отступничества народа от Бога израильскому воинству не суждено было завоевать Ханаан (Числ 14. 26-35). Завоевание земли обетованной уже следующим поколением израильтян (Нав 6-12) происходит не благодаря военной силе, стратегии, технически совершенному вооружению или героизму воинов, но посредством исполнения народом Божией воли («Верою пали стены Иерихонские...» - Евр 11. 30), как это было заповедано Самим Господом: «Если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя» (Втор 28. 1, 7). В Свящ. Писании подчеркивается, что В. Иисуса Навина , вождя израильского народа периода завоевания Ханаана, «была пред Господом, а он только следовал за Всемогущим» (Сир 46. 8). Сам Господь предавал врагов в руки израильтян (Нав 2. 24; 6. 1; 8. 1; 10. 12-14 и др.). Осознавая это, Иисус Навин считает себя не полководцем, но исполнителем Божией воли и поклоняется представшему перед ним «вождю воинства Господня» (Нав 5. 13-15).

http://pravenc.ru/text/155138.html

Содержание I. Паримия на праздник Пятидесятницы. Числ XI, 16–17, 24–29 II. Паримия на вечерне праздника Рождества Христова Числ XXIV, 3–9, 17–18     Книга Числ занимает четвертое место в Пятикнижии Моисеевом. В ней описываются события тридцатидевятилетнего странствования Евреев в Аравийской пустыне от Синая до границ земли Обетованной. В Еврейской Библии она надписывается начальным ее словом (И сказал). Наименование Числ дано ей в Греческой и Славянской Библии потому, что в начальных главах ее описывается сделанное по повелению Господа исчисление Евреев мужеского пола, способных к военной службе, также исчисление колена Левиина, сперва по племенам, потом одних взрослых, для распределения их на разные службы при скинии. Для церковного употребления из книги Числ взяты два чтения, одно на праздник Пятидесятницы, другое на праздник Рождества Христова. I. Паримия на праздник Пятидесятницы. Числ. XI:16–17, 24–29 В сей паримии повествуется об избрании семидесяти старейшин в помощники Моисею по управлению народом и об излиянии на них Св. Духа. Повествуемое событие случилось чрез три дня после того, как Евреи двинулись от Синая, у которого пробыли около года, и стали продолжать путь в землю Ханаанскую. Пищею для них во все время странствования была манна, которая ежедневно, кроме субботы, чудесно нисходила к ним от Бога. Но эта однообразная и постная пища наконец наскучила им. Они с младенческим легкомыслием и слезами стали говорить: «Мы помним рыбу, которую в Египте ели даром, огурцы и дыни, и лук и чеснок. А ныне душа наша изнывает, ничего нет, только манна в глазах наших» ( Числ. 11:5–6 ). Эти вопли малодушия и ропота раздавались у каждого шатра. Моисей слышал их и сильно огорчился. Скорбь свою он поведал Господу, говоря: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они плачут предо мною и говорят дай нам есть мяса. Я не могу один (как нянька) нести всего народа потому что он тяжел для меня. Лучше умертви меня» ( Чис. 11:11–15 ). В словах этой жалобы слышится нетерпеливость и раздражение. Но Господь не прогневался на Моисея и отвечал на его жалобу назначением ему помощников для облегчения бремени, которое казалось ему не по силам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Свт. Григорий Нисский сравнивает эпизод, в котором Бог разрешает Валааму идти к Валаку (Числ. 22, 19), с историей явления Саулу духа Самуила. По мысли святителя, в обоих случаях речь идет о дьявольском наваждении. «Ибо во многих местах Писания, – пишет свт. Григорий, – находим обычай вместо действительного описывать кажущееся, как в истории   Валаама. Сначала говорит он: “Послушаю, что возглаголет во мне Бог” (Числ. 22, 19). А после сего Валаам, узнав, что Богу угодно не проклинать израильтян, “не иде по обычаю в сретение волхвованием” (Числ. 24, 1). Неосмотрительный подумает, что и там (в первом случае. – Д. Б.) с Валаамом беседовал истинный Бог , хотя пояснение показывает, что Писание так наименовало не истинного Бога, но кого Валаам почитал Богом. Поэтому и здесь представлявшийся Самуилом притворно повел речь как бы от лица Самуилова, и демон, искусно заключая по вероятностям, подражал пророчеству» . Другими словами, по мысли свт. Григория, по крайней мере во второй раз (см. Числ. 22, 19) Валаам просит разрешения отправиться в путь с послами Валака не у Бога. Господь вмешивается в происходящее позже, угрожая Валааму и обращая его проклятия в благословение. Схожую мысль встречаем и у свт. Василия Великого. По его словам, Священное Писание часто использует имя «бог» даже для того, чтобы указать на низменные и недостойные предметы, например на идолов и бесов. В подтверждение своей мысли свт. Василий приводит несколько примеров (Иер. 10, 11; Пс. 95, 5; 1 Цар. 28, 13), среди которых мы видим упоминание об истории Валаама: «Да и о Валааме, который был птицегадатель и волхв, как говорит Писание, в руке носящий волхвования (Числ. 22, 7), и чрез наблюдение полета птиц преуспел в демонском учении, в Писании повествуется, что он советовался с богом (Числ. 23, 4)». Очевидно, что для свт. Василия Валаам не мог общаться с Богом уже только в силу того, что он «птицегадатель и волхв», а также «чрез наблюдение полета птиц преуспел в демонском учении» . Блж. Феодорит также рассуждает об источнике видений Валаама. Однако, в отличие от двух святителей, он предлагает иное решение этого вопроса. По его мысли, Валаам не знает истинного Бога, а потому взывает не к Нему. Однако отвечает ему именно Господь. «Он не вопрошал истинного Бога; но ответствовал ему Бог не призываемый, даже неведомый им. Ибо сказано: “прииде Бог Валааму и рече ему: что человецы сии у тебе” (Числ. 22, 9)? Спрашивает же о сем не потому, что не знал причины их пришествия, но чтобы по ответу волхва приказать, что ему делать» .

http://bogoslov.ru/article/6177295

3459. Написано в декабре 388 г. Свт. Амвросий продолжает тему письма 74, которое в сохранившихся рукописях следует за письмом Марцеллине как epist. ех с. 1а. Об этом инциденте рассказывает также Павлин (см.: uita А. 22–23). 3460. На основании этих слов делают предположение о дате письма: свт. Амвросий мог находиться в Аквилее в связи с избранием нового епископа Хроматия, так как еп. Валериан умер в конце ноября 388 г. 3461. Феодосию Великому, находившемуся тогда в Медиолане. Ср.: epist. 74. 3462. М. Цельцер, а вслед за ней Либешутц, предлагает понимать эти слова как «я написал письмо императору, которое вместе с этим посылаю [тебе]». – Примеч. ред. 3463. Ср.: Иез. 37:16. Исследователи также предлагают видеть в этих словах аллюзию на Иер. 1:11. 3464. Ср.: Числ. 17:8. 3465. Ср. у Филона Александрийского (Mos. 2. 178–183). 3466. В epist. 74 (ex с. 1a) также цитируются эти слова. 3467. См.: Ис. 9:6. 3468. По мнению Либешутца, свт. Амвросий указывает на крещение Иоанна Предтечи ( Мк. 1:4); см.: Liebeschuetz. Р. 114, n. 2. 3469. То есть первородный грех. 3470. Ср.: sacr. 5. 27. 3471. См.: Мф. 18:24–34. 3472. См.: Филон, sacrit. 72–87. В отличие от Авеля, Каин сберег первые плоды урожая для себя, а Богу принес худшее. – Примеч. ред. 3473. Ср.: uirgb. 3. 3. 11. 3474. См.:1 Кор. 11:3. 3475. См.:1 Кор. 12:12. 3476. Ср.: epist. 33. 3. 3477. Крещение. 3478. Назореи не должны были стричь волосы, см.: Числ. 6:5; ср.: epist. 62. 10–31 (история Самсона). – Примеч. ред. 3479. В первые века христианства выражение osculum pacis означало поцелуй, которым приветствовали друг друга члены Церкви. – Примеч. ред. 3480. См.: Пс. 50:17. 3481. Ср.: Песн. 1:1. 3482. Ср.: Лк. 2:51. 3483. См.: Лк. 10:31–32. 3484. Ср.: hymn. 9. 30–31. 3485. Ср.: Быт. 8:11. 3486. См.: Чис. 22–24. 3487. См.: Исх. 12:36. 3488. См.: Исх. 16:4. 3489. См.: Числ. 13:24. In regionem Botryonis букв., «в область виноградной грозди» (греч. botrys). 3490. См.: Числ. 21:24. 3491. См.: Нав. 8:23–29. Свт. Амвросий здесь смешивает и контаминирует историю Сигона, царя Аморрейского ( Числ. 21:26–29), и историю царя Гайского ( Нав. 8:23–29).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Впрочем лживый волхв, и после такового опыта, устроял против Бога новые козни. Сознав, что Израильтяне, остеняемые Богом, имеют необоримую силу, измыслил довести их до нечестия невоздержанием, чтобы, лишившись Божией помощи за нечестие, соделались удобоуловимыми. И внушил Мадианитянам вооружить против них не мужей, но жен, а вместо оружия употребить им телесную красоту и приманчивые речи, чтобы уловленные красотою и обольщенные речами Израильтяне послужили их идолам. И о сем извещает нас блаженный Моисей, после победы над Мадианитянами, укоряя тех, которые сохранили жизнь взятым в плен женам. Ибо говорит так: «вскую жив остависте весь женск пол? Тыя бо быша сыном Израилевым, по словеси Валаамлю, еже отступити и презрети слово Господне Фогора ради, и бысть язва в сонме Господни» ( Числ. 31, 15–16 ). А Фогор есть имя идола. О сем нечестии упомянул и божественный Давид: «и причастишася Веелфегору, и снедоша жертвы мертвых» ( Псал. 105, 28 ). Посему-то повелел Бог быть во вражде с Мадианитами. «Зане враждуют вам сии лестию..., прельщая... Фогором» ( Числ. 25, 18 ). Когда народ согрешил, тогда князи, как выразился Симмах ( Числ. 24, 4 ), были повешены за то, что не отвратили их от злого дела. Слова же: «и возвысится паче Гога царство его» ( Числ. 24, 7 ), Симмах перевел так: и возвысится над Огом царь его. А сие означает, что и ополчившагося против них Ога преодолеют силою царя, который произойдет от них по плоти. Вопрос 45. Для чего повелел Бог снова исчислить народ? После сего поражения сказал Господь Моисею и Елеазару, сыну Аарона, священнику, говоря: исчислите все общество сынов Израилевых от двадцати лет и выше, по семействам их, всех годных для войны у Израиля. ( Числ. 26, 1–2 ).   Поелику приговор произнес уже над исчисленными, в землю же обетованную имел ввести детей их, о которых сказали они, что сделаются пленниками ( Числ. 14, 3 ); то повелел исчислить и детей, чтобы показать силу Своего благословения, так что и по смерти отцев число осталось то же. Вопрос 46. Для чего повелел Бог разделить землю по жребию?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ибо сказал: «аще бы отец ея плюя заплевал в лице ея, не посрамится ли...? Седмь дней да отлучится вне полка, и по сих да внидет» ( Числ. 12, 14 ). Но с безчестием сопряжена и честь; потому что народ не подвигся в путь, пока не освободилась Мариам от болезни. Вопрос 24. Для чего повелел Бог послать соглядатаев? И сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. ( Числ. 13,2–3 ).   Чтобы, предварительно узнав плодородие земли, возжелали воспользоваться сими обильными плодами; а если будут лениться и упадут духом, то, наказываемые за сие, не имели никакого извинения. Вопрос 25. Почему Авсия, когда послан соглядатаем, наименовал Моисей Иисусом? Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом. ( Числ. 13, 17 ).   Потому что был он образом истинного Иисуса, Который, домостроительствуя наше спасение, уподоблялся наружно соглядатаям. Ибо как соглядатаи употребляли и одежду и речь тех народов, которых соглядали, так Бог-Слово, облекшись в естество человеческое, и говоря его языком, домостроительствовал наше спасение. Вопрос 26. О каком Енаковом роде говорит Моисей? Но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там ( Числ. 13, 29 ).   Сам Енак, как вероятно, был именит и славен по великому телесному росту; да и род его, без сомнения, походил на своего прародителя. Вопрос 27. Что значит сказанное: «наполнит слава Господня всю землю»? Но жив Я, [и всегда живет имя Мое,] и славы Господней полна вся земля ( Числ. 14, 21 ).   Предсказывает Бог отвержение Иудеев и спасение вселенной, и к предсказанию присовокупляет клятву. Ибо говорит: «живу Аз, и присно живет имя Мое, и наполнит слава Господня всю землю» ( Числ. 14, 21 ). Потом произносит приговор на всех исчисленных, кроме Халева, сына Иефониина, и Иисуса, сына Навина, которые сверх того, что открыли истину, и народу дали благочестивый совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

27 Письма к А. К. 27.1 207. Без скорбей не спасешься 27.2 208. В терпении вашем стяжите души ваша 27.3 209. Пожелания в Новый год 27.4 210. Не спешите в новый монастырь 27.5 211. О переводе из келлии не скорби 27.6 212. Об освобождении от неудобнаго послушания 28 Письма к А. Б. 28.1 213. Принимать помыслы–не твоей меры 28.2 214. Не бойся обеднения 28.3 215. Пожелание в день Пасхи 28.4 216. От скорбей поумнеешь 28.5 217. N небо отверзает! 28.6 218. За прекращение старческаго отношения не похвалю 28.7 219. Не понимаешь, где твое домой 28.8 220. Юродствуют Святые! 28.9 221. Плакать можно–но без самомнения. 29 Письма к М. С. 29.1 222. Всякое послушание полезно 29.2 223. Тяжелое послушание полезнее отраднаго 29.3 224. Откровение св. отцами положено для спасения 29.4 225. Страсти искореняются понемногу 29.5 226. Мы обязаны всех любить, но требовать себе любви не смеем 29.6 227. Блудная страсть всех воюет. Труды наши оценятся в день страшнаго суда 29.7 228. Постоянное утешение вредит. Тщеславие все плоды губит 29.8 229. Хульные помыслы–от гордости 29.9 230. Осуждай себя, а не других 29.10 231. Тяготишься послушанием–от гордости 29.11 232. Скука от высокомерия 30 Письма к М. М. 30.1 233. Держись молитвы Иисусовой. Мать не любишь – от гордости 30.2 234. Убегайте ревности 30.3 235. Послушание–великое и святое дело 30.4 236. Потерпите друг друга 30.5 237. Упрекает в непостоянстве. Просить ли прощения 30.6 238. Силен Светодавец нас просветить 30.7 239. Велика награда воюющим с врагом. 30.8 240. Не горячись и терпи 30.9 241. Не стремись мнять монашескую жизнь на мирскую 31 Письма к А. Л. 31.1 242. Пожелания в новый год 31.2 243. Учись открывать помыслы 31.3 244. О тяготе душевной 31.4 245. Нужно и о других подумать 31.5 246. Болезнь врачует душу. Не оправдывайся, а укоряй себя 31.6 247. Не унывай 31.7 248. Совет Св. Петра Дамаскина 32 К Е. С. 32.1 249. О Богоявлении Господнем 32.2 250. О своей болезни 33 Письма к М. 33.1 251. Не капризничай и не смейся! 33.2 252. Будь осторожна в разговоре

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Библейская история повествует, что Господь, научая руки верных своих на ополчение и персты их на брань ( Пс.14:31 ), благословил оружие кроткого праотца Авраама, который воевал за освобождение из плена своего племянника Лота, повелел народу своему завоевать землю обетованную, благоволил даровать помощь и Давиду в борьбе Израильтян с иноплеменниками ( Числ.31:1–7 и 33:51–56). Господь Бог не только повелевал Израильтянам воевать с языческими народами и истреблять их, но даже обещал им свою помощь во время войны и оказывал таковую, посылая Ангела своего им, ( Исх.23:22–33 ). ( 4Цар.6:8–23 ), или Самолично побеждая врагов Израиля ( Нав.Х.14 , Втор.31:6 и 2Пар.20:29 ). Прославляя бранные подвиги Иисуса Навина, сын Сирахов говорит, что он вел брани Господни, что война его была пред Господом и что он только следовал за Всемогущим ( Сир.46:4–8 ,ст.1). По учению божественного Откровения Ветхого Завета вместе с воинами должен был идти на войну против врагов и священник, чтобы войско не было без священника. ( Числ.31:6 ). Священники на войне молились Богу о победе, благословляли войска, наставляли и утешали воинов и поддерживали в них дух бодрости и храбрости. ( Числ.31:21–30 ), а воинов грешников, в особенности, блудников и прелюбодеев наказывали и поражали по Божьему повелению, даже смертью . ( Числ.25 ). Так Финеес священник, сын Епеазара сына Аарона, убил за блудодейство 23 тысячи израипьских воинов. Не согрешил ли он в этом? Нет. Царь Давид говорит: «Восстал Финеес, произвел Суд и остановилась язва. И это вменено ему в праведность». ( Пс.105:30 ). И св. апостол Павел говорит об этом поступке священника Финееса одобрительно: «Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибли из них 23 тысячи» ( 1Кор.10:8 ). Как относилась ветхозаветная церковь к воинам, которые умирали на войне за веру и отечество? Она молилась Богу о них и творила милостыню, да разрешатся от грехов своих, твердо веря, что воинам, скончавшимся в благочестии, уготована превосходная награда (2Макк.12:39–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010