Запрещая еврейскому народу изображать Бога в определенном образе, дабы он не сравнил Его с богами языческими, ветхий завет однако подготовлял людей к введению в храмы Божии изображений Божества. Так, явления Бога и Его славы относительно совершенным членам церкви ветхозаветной в образах определенных, и по преимуществу в виде человека, предъизображая собою будущее боговоплощение, приготовляли людей к пришествию Сына Божия, имевшего явиться в образе человека, а чрез то и к введению в новом завете св. икон как Сына Божия, так и других лиц Св. Троицы. Мало того, в ветхом завете, по повелению Божию, Моисеем был сделан вещественный образ или прообраз Сына Божия, И. Христа, имевшего висеть на древе крестном ( Иоан. 3:14–15 ). Это был медный змий в пустыне ( Числ. 21:4–9 ), взирая на которого человек, обращавшийся с покаянием, исцелялся от последствий укушения ядовитыми змеями, исцелялся не тем, на что взирал (т. е. не самым змеем), но Спасителем всех – Богом (Прем. Сол. 16:7 714 ). Это показывает, что заповедь ветхого завета о неделании изображений Божества имела значение не безусловное и для евреев, и подлежала изменению ( Евр. 7:12 ). Был в ветхом завете и особого рода образ Бога вообще. Так, ковчег завета, устроенный Моисеем также по повелению Божию, и поставленный в важнейшей части ветхозаветного храма – во святом святых ( Исх. 25:10 и сл.; Втор. 10:1–3 ) был не что иное, как видимый образ присутствия Бога невидимого, – образ, всегда напоминавший иудеям Иегову и возводивший мысль их к Первообразу. Когда поднимали ковчег в путь, Моисей (обращаясь к ковчегу) говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым ( Числ. 10:35–36 )! Пред Господом плясати буду... буду играти и плясаши пред Господом, сказал Давид в ответ на укор дочери Сауловой – Мелхолы за плясание его пред ковчегом завета ( 2Цар. 6:21 ; сн. Нав. 6:5–7 ; 4Цар. 18:22 и др.). Пред ковчегом завета, как образом присутствия Божия, иудеи поклонялись: (возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ногу Его, т. е. кивоту завета Господня, яко свято есть, говорил пр. Давид ( Пс. 98:5 ; сн. 1Пар. 28:2 ), как поклонялись и вообще храму Господню с его святынями и изображениями ( 2Цар. 12:20 ; Пс. 5:8 ). Равно по повелению Господню совершалось каждение фимиамом и возжение светильников над кивотом ( Исх. 30:7–8 ; сн. 40:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Двенадцать апостолов и другие семьдесять совершали чудесные исцеления (см.: Мф.10:1 ; Мк.3:14–15 ; Мк.6:7,13 ; Лк.9:1–2, 6; 10:9 ; Деян.2:43; 5:16 ), в том числе хромых (см.: Деян.3:2–8 ) расслабленных ( Деян.9:34 ), одержимых нечистым духом ( Деян.8:7 ), воскрешали мертвых ( Деян.9:36–41; 20:9–12 ) и творили множество иных чудес, которые невозможно исчислить (см.: Мк.10:17; 16:20 ; Деян.2:43; 5:12 ). Видишь ли теперь, какими силами и дарами украсил Бог святых Своих в Ветхом и Новом Завете? Воистину дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс.67:36 ). Сектант : Святые, если и могут, то не желают ходатайствовать пред Богом о нашем спасении. Ведь и Авраам не захотел ходатайствовать пред Богом о немилосердном богаче, хотя тот настоятельно просил его (см.: Лк.16:24–31 ). Священник : Не захотел, ибо грех немилосердного богача был направлен против Духа Святого, а такой грех не имеет прощения ни в веке сем, ни в будущем, поскольку, постоянно греша и не помышляя о суде Божием, он и умер в этом состоянии, не покаявшись. А как почитатели ангелов Божиих, покажем, сколь многие чудеса совершил Бог и через них. Ангелами выведены израильтяне из Египта (см.: Исх.14:19; 23:20; 32:34; 33:2 ; Числ.20:16 ), уничтожены нечестивые Содом и Гоморра (см.: Быт.19:13 ), поражено ассирийское войско (см.: 4Цар.19:35 ; 2Пар.32:21 ; Ис.37:36 ) и наказан беззаконный Ирод (см.: Деян.12:23 ). Ангелы возвестили о зачатии Предтечи Господня Иоанна (см.: Лк.1:13–36 ) и Самого Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф.1:20–21 ; Лк.1:31 ). Ангелы принесли весть о рождении (см.: Мф.1:20–23 ; Лк.2:10 ), воскресении (см.: Мф.28:1–7 ) и вознесении (см.: Деян.1:11 ) Господнем, и ими же возвещено Второе и славное Его пришествие ( Деян.1:11 ). Ангелы служили Спасителю во время земной Его жизни (см.: Мф.4:11 ; Мк.1:13 ), и они же отделят праведных от грешных в день Последнего суда Его (см.: Мф.13:39–42; 24:31 ). И неисчислимое множество иных чудес и знамений совершалось, совершается и будет совершено через них до скончания веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Виновные, однако, были сурово наказаны. С этого момента на сцену впервые выступают левиты в качестве сподвижников Моисея (32,26). Прежде это колено ничем не выделялось среди других. Оно не только не было специально посвящено Богу, но и отличалось особой жестокостью (Быт 34; Быт 49,5). Однако с тех пор как левиты проявили верность Моисею, они становятся священническим коленом. Примечание. Позднее, в Х веке до Р.Х. изображения тельцов вновь появились в североизраильских святилищах — Вефиле и Дане (3 Цар 12,25–33). Тем не менее, как считают виднейшие библеисты (У. Олбрайт и др.), эти тельцы олицетворяли не Самого Бога, а как бы служили подножьем для Незримого (наподобие херувимов). Такое толкование основано на обычае древневосточных народов изображать божество стоящим на спине тельца. Над тельцами Вефиля и Дана не было статуй. Однако не исключено, что народные массы легко отождествляли эти фигуры с символом Самого Ягве, что и вызывало гневные протесты пророков (Ос 8,5–6; 13,2). 8. Ковчег, Скиния и богослужение (Исх 25–31; 33,7-10; 35,4-35; 36–40). Первые скрижали Моисей разбивает в гневе, видя людей, ликующих вокруг золотого тельца, но в знак прощения им даются другие. После грехопадения Израиля пророк устанавливает законы культа. Основными его принадлежностями являются Ковчег Завета и Скиния. Вместе они составляют своего рода походное святилище, необходимое в странствии по пустыне. Ковчег (евр. представлял собой ларец, который левиты несли на двух шестах. Крышка его была украшена двумя херувимами. Согласно данным восточной археологии, херувимы изображались в виде крылатых львов или быков с человеческими лицами. Они знаменовали походный престол Господень, с которого Он незримо повелевал Своим народом. Когда отправлялись в путь, ковчег поднимали со словами: «Восстань, Господи, и рассыплются враги твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя», а когда останавливались, говорили: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» (Числ 10,35–36). Скиния — шатер, перед которым молился Моисей, — означала присутствие Бога среди народа . Знамением этого было облако Славы, которое нисходило на Скинию (Исх 40,34–38). Скиния стала прообразом Богочеловечества, близости Творца к людям. Поэтому евангелист Иоанн, говоря о Воплощении, писал: «И Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин 1,14), дословно «и поставило среди нас Скинию».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Вас, как детей, надо питать ещё молоком духовным. В самом деле, ужели вы не догадываетесь, что ни один православный икону считать за бога, не может. Ведь в Символе веры мы исповедуем Единого Бога во Святой Троице. Значит, если „простолюдины“ называют икону богом, то лишь переносно: иконы – не боги, а, по словам апостола, лишь „называемые богом“ ( 2Фес.2:4 ). И тут нет ничего языческого. Во святом Писании: мы находим подходящие случаи. Так, в кн. Числ читаем: „когда поднимался Ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи!.. А когда останавливался Ковчег, он говорил? возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым“ ( Чис.10:35,36 ; ср. 2Цар.6:5 ). Рассудите сами: Бог живой не поднимается, не опускается. Он наполняет Собой всю вселенную ( 3Цар.8:27 ; Иов.28:24 ; Деян.17:27 ). Между тем Моисей говорил: „опустись, Господи! восстань, Господи!“ Явно, он обращался к Ковчегу Завета, на котором нарицалось Имя Божие ( Чис.10:35 ). Этот Ковчег в переносном смысле он называл Господом. – Так и у нас бывает. Войдите в волостное правление. На стене вы увидите царский портрет, а под ним подпись: „Император Николай II“. Спрошу я вас: разве живой царь висит на стене? Нет; его изображение, портрет. Подробнее бы, поэтому, надо на писать: „портрет Его Величества Николая II-ro“; в сокращении же просто пишется: „Император Николай II“. Так надобно рассуждать и об иконах. Собственно, войдя в избу и не заметив образов, следовало бы спросить: „где у вас висят изображения Господа, являвшегося во Плоти и святых Его“; но в сокращении говорят иначе. И за это людей осуждать нечего. Никто не думает, что бумага, дерево, камень – бог, как то думали язычники ( Иер.2:27 ). Значит, и применять к нам 29 ст. послания Иеремии не для чего. Довольно, однако. Надеюсь, теперь для всех очевидно, что послание Иеремии не может быть прилагаемо к обычаям православной Церкви. В этом послании обличаются многобожники, – служители идолов. У нас Бог один и никаких идолов нет. – Поэтому опять спрошу я вас: где же в Слове Божием вы нашли запрещение изображать Бога Истинного, являвшегося людям во Плоти? Пётр Данилович сказал: – Где нашли? А вот почитайте 13 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На лице Вашего оппонента и его окружения торжествующая улыбка. Задаете еще вопрос: " Где обитают херувимы? " Открываете и читаете 3 Царств (6:29): " И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне... " Задаете очередной вопрос: " Скажите, поклоняющийся капищу, поклоняется его идолам? " Получаете ответ: " Конечно, это идолопоклонник " . Тогда торжественно читаете Псалом 5 стих 8: " А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем " . Значит Давид, поклоняясь храму Божьему и, следовательно, изображениям в нем, был идолопоклонником? Всю эту последовательную цепочку проследите по Священному Писанию и приводите эти доводы не торопясь, не путаясь, но, главное, не громко и убедительно. Замешательство оппонента станет очевидным. Продолжая последовательное рассмотрение темы об иконопочитании, рассмотрим все это на материале Библии, так как иные источники для аргументации евангельскими христианами-баптистами не признаются. Как только повелел Господь устроить для странствующих евреев скинию, т.е. первый походный храм или святилище земное (Евр. 9. 1-2), то тогда же для главнейшей части храма — Святое святых — повелено было сделать из дерева ситтим и обложить золотом Ковчег Откровения (Исх. 26:33; 25:10-11. Втор. 10. 1-3). Ковчег Откровения, не смотря на то, что был сделан руками человеческими (Исх. 25:10), считался самой Великой Святыней, пред которой даже священник не мог являться более одного раза в году (Лев. 16:2-34), и был образом Самого Бога. Поднимают Ковчег и путь, Моисей говорит: " Восстань, Господи! " ; останавливают Ковчег, Моисей говорит: " Возвратись, Господи! " (Числ. 10:35-36). Когда Мелхола укоряет Давида, что скачет и пляшет пред Ковчегом (2 Цар. 6:16), святой пророк Давид говорит: " Пред Господом... играть и плясать буду " (2 Цар. 6:21). Да, первая рукотворенная Святыня — Ковчег Откровения - была образом Божиим. Кроме того, вся скиния была в изображениях херувимов: два на Ковчеге (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

20) Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 21) Аристотель называет голубя " воинственным существом " и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7, 613 а 8; II 15, 506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 22) См. Быт. 8,11. 23) См. Исх. 14,3-29. 24) См. Исх. 15,25. 25) См. Числ. 20,11. 26) См. Матф. 3,16. 27) См. Иоан. 2,7; 7; 7,37; Матф. 10,42; Иоан. 4,6; 6,19; 13,14; Матф. 27,24; Иоан. 19,34. 28) См. Матф. 21,25. 29) См. Матф. 11,10 сл. 30) См. Деян. 19, 1-7. 31) См. Матф. 11,3. 32) См. Римл. 6,4-5. 33) Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 34) См. Матф, 8,24; 14,29-30. 35) См. Быт. 15,6-7. 36) О ком идет речь, неизвестно. 37) Имеется в виду апокрифическое сочинение " Деяния Павла и Феклы " . Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3,5). Фекла, как следует из текста " Деяний... " , - ученица и последовательница ап. Павла. 38) См. Деян. 8,26. 39) См. Деян. 8,29-39. 40) См. Деян. 9,15. Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона-кожевника гостил ап. Петр (9,43). 41) См. Лук. 6,30. 42) Пятидесятница - иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2,4-12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог-Отец и Бог-Сын, праздник носит более употребительное название " Троица " . 43) Апостол Петр - см. Иоан. 18,10. 44) См. Матф. 26,31 сл.; Лук. 8,13 сл.: 2 Кор. 13,5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/552/...

2, 10).Богохульно также утверждать, что икона или святое изображение Его, и во плоти Богу Отцу возлюбленного, есть богопротивный идол и что поклонение иконе Его, для прославления Его, действительно во плоти явившегося, есть языческое нечестие. Если бы христиане вещественный образ Его почитали за самого Бога Сына, то это было бы идолослужение. Но найдутся ли такие слабоумные между ними и много ли их найдется? И если бы немногие таковые нашлись, то следует ли ради них отметать иконы, которые приносят величайшую пользу христианам в деле спасения?Можно злоупотреблять всякими полезнейшими предметами, даже пищею и питием; но те предметы не уничтожаются. Многие еретики злоупотребляли и злоупотребляют самим Святым Писанием, ложно понимая или намеренно извращая разные места его. И если бы между христианами нашлись такие, которые бы сливали или смешивали иконы с самым Божеством или с изображенными на них святыми; то следует только их вразумить и наставить, а не иконы отметать.Наконец, дабы не было смешения изображения с самим Божеством и у самих малоразвитых христиан, св. православная церковь установила иметь и чтить священные живописные изображения, а не изваяния. И если самая икона Божества называется иногда Богом, то не в собственном, а в переносном смысле, в таком смысле как изображение царя называется царем, изображение орла орлом и тому подобное.И сам Моисей, когда ковчег поднимался в путь, говорил: восстань, Господи, а когда останавливался ковчег, то говорил: возвратись, Господи (Числ. 10, 35-36). Напротив язычники действительно достойны осуждения за то, что они созданные существа злых духов, людей, солнце, звезды и разные виды животных и предметов земных, а некоторые из них и самые истуканы или идолов считали за богов; а если большая часть из них и различали изображения своих богов от самих богов, то и в этом случае служение их было нечестивое; ибо боги их были или злые духи, или другие разные твари, или существа измышленные, недействительные.Иконоборцы к чтителям св. икон относят слова апостола Павла о язычниках: они славу нетленного Бога изменили в образ подобный тленному человеку и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся и поклонялись и служили твари вместо Творца (Римл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Наконец, что Бог наказывает или накажет грешников за все их злодеяния, в подтверждение этого Священное Писание: а) представляет с одной стороны многократные опыты казни Божией, совершившиеся прежде, каковы: изгнание наших падших пра­родителей из рая, участь Каина, судьба Содома и Гоморры, всемирный потоп, смерть Богочеловека за грехи людей, а с другой – будущий страшный суд, где за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Матф. 12:36 ), и нечестивые услышат тяжкий приговор нелицеприятного Судии: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Матф. 25:41 ). Кроме того Священное Писание – б) свидетельствует, что Проклятие Господне на доме нечестивого ( Притч. 3:33 ; срав. 15:25), и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш ( Пс. 93:23 ); в) называет Бога огнем поядающим: потому что Бог наш есть огнь поядающий ( Евр. 12:29 ; Втор. 4:24 ), и г) человекообразно приписывает Ему гнев и мщение: открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою ( Рим. 1:18 ; срав. Исх. 32:10 ; Числ. 11:10 ; Пс. 2:5,12; 87:17 ; Иов. 7:14 ); Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь ( Рим. 12:19 ; Евр. 10:80 ; Втор. 32:35 ); Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя ( Пс. 93:1 ). Святые Отцы и учители Церкви, когда рассуждали о правосудии Божием, между прочим, старались решать недоумения, обыкно­венно предлагаемые касательно этого свойства, каковы преимущественно два: Первое: как примирить правду в Боге, казнящую грешников, с Его бесконечной добротой? Некоторые из древних еретиков (гностиков), считая это непримиримым, вздумали при­знавать двух богов: бога верховного – благого, и бога подчиненного ему – правосудного. 361 Против такой мысли пастыри древ­ней Церкви замечали, что истинный Бог непременно должен быть вместе и благ и правосуден; 362 что благость Его – бла­гость праведная, и правда Его – правда благая; 363 что Он остается правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас; 364 остается и благим, когда наказывает нас за грехи, ибо наказывает, как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления нас, для нашей нравственной пользы; 365 и след. самые казни Его суть более свидетельства Его отеческой доброты к нам и любви, нежели правды. 366

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

13) ( Gressmann. 1920. S. 22-29; Mowinckel. 2004. Vol. 1. P. 99; Toorn. 1997. P. 241-242). По мнению ряда исследователей, изначально древнеизральской религии не было присуще иконоборчество, а запрет на использование изображений божества (Исх 20. 4-5; Втор 5. 8-9 и др.) являлся следствием религ. реформы царя Иосии (см.: 4 Цар 22-23). Сам факт существования подобного запрета указывает на то, что почитание культовых изображений было в Др. Израиле распространенным явлением. Об этом свидетельствует и множество антропоморфных и зооморфных статуэток, найденных в Палестине (см. в: The Image and the Book. 1997). Поскольку в ковчег помещалось изображение Яхве, ковчегу приписывались сверхъестественные свойства, перенос же его с места на место интерпретировался как шествие Божества (Числ 10. 35-36). Согласно этой гипотезе, в девтерономической лит-ре произошло переосмысление роли ковчега: его стали рассматривать не как особый культовый предмет, предназначенный для переноса божественной статуи, а как ящик для хранения скрижалей завета. По мнению К. ван дер Торна, подобное переосмысление было обусловлено формированием религии божественной Книги, в к-рой Книга стала выполнять роль образа Бога (см.: Toorn. 1997. P. 241-242). 3) Кости Иосифа. Существует гипотеза, согласно которой К. з. отождествляется с саркофагом, куда были положены останки Иосифа ( V ö lter. 1903. S. 92-97; см.: Быт 50. 26). Впосл. они были перенесены израильтянами в Палестину и погребены в Сихеме (Нав 24. 32). Во мн. семит. языках (финикийском, арамейских) словом, соответствующим евр.   может обозначаться гроб или саркофаг. В Быт 50. 26 саркофаг и К. з. именуются одним и тем же евр. словом -   Большинство ученых отвергают, однако, данную гипотезу, поскольку в библейских текстах К. з. не связывается с останками Иосифа (напр.: Porzig. 2009. S. 1-7, 280-281). Назначение К. з. На основании текстов ВЗ можно сделать вывод о том, что К. з. использовался как: Перенесение Ковчега завета. Икона. XVIII в. (ГМЗК) Перенесение Ковчега завета.

http://pravenc.ru/text/1841628.html

28 Свт. Димитрий Ростовский (1651–1709) – составитель русского собрания житий святых. 29 Иосиф Флавий (37–100 г.) – знаменитый еврейский писатель и историк. После разрушения Иерусалима в 70 году жил в Риме, при императорском дворце. Оставил подробные описания религиозной и общественной жизни еврейского народа в труде «Иудейские древности», в работе «Иудейская война» описал события антиримского восстания и разрушения Иерусалима. В своих исторических очерках Флавий упоминает о проповеди Иоанна Крестителя, о распятии Иисуса Христа, а также о мученической смерти апостола Иакова, брата Господня (Древн. 17; 18; 20). 30 Левит – священнослужитель в иудаизме, к священническому и любому храмовому служению допускались только представители колена (рода) Левия ( Числ.3:12–13; 40–43 ). Левий – третий из двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова ( Быт.29–34 ). 31 Кондак 6го гласа из канона молебного ко Пресвятой Богородице. 32 Пс.140 . 33 Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному… ( Ис.42:8 ); Ради Себя, ради Себя Самого делаю это – ибо какое было бы нарекание [на имя Мое]! Славы Моей не дам иному ( Ис.48:11 ). 34 Рим.13:7 . 35 Деструктивная тоталитарная секта, зарегистрирована Министерством юстиции как «Православная Церковь Божией Матери Державная», действующая с 1988 г. на территории России и стран СНГ. Основатель – Вениамин Яковлевич Янкельман (псевдоним Иоанн Береславский); с 1971 по 1990 г. Береславский наблюдался у психиатра по поводу хронического душевного заболевания – параноидной шизофрении, дважды находился на стационарном лечении в психиатрических больницах г. Москвы, имел вторую группу инвалидности. С 1990 г. психоневрологический диспансер посещать перестал. 36 В 1990 г. бывший инструктор Киевского горкома Марина Цвигун предсказала конец света на 10 ноября 1993 г. В назначенный день на Софийской площади Киева последователи секты «Белое Братство» пытались совершить массовое самоубийство. В 1996 г. Цвигун была осуждена на четыре года лишения свободы в ИТК. С 2006 г. проживает в Москве под именем Виктории Преображенской. Направление деятельности не меняет, основала оккультно-языческую организацию «Космическое полиискусство третьего тысячелетия».

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010