Современное чинопоследование Таинства елеосвящения является плодом длительного развития. Основная его структура сложилась к XIII веку: она включает освящение елея, чтение канона, семь апостольских и семь евангельских чтений, помазание больного. Чин елеосвящения в современном Требнике носит название «Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». Оно предваряется следующей ремаркой: «Поставляется столец, на немже блюдо со пшеницею, и верху пшеницы кандило праздное, окрест же пшеницы водружают во пшеницу седмь стручец, обвитых бумагою к помазанию, и Святое Евангелие; и даются священником всем свещи». Под «кандилом праздным» здесь понимается лампада без елея. Очевидно, предполагается, что елей вливается в нее позднее, перед освящением. На практике на стол ставится сразу же лампада, наполненная елеем, либо иной сосуд с елеем. Употребление лампады в Таинстве елеосвящения связано с обычаем использовать для Таинства тот же елей, что и для возжжения светильников. Смысл употребления пшеницы не совсем ясен: возможно, это связано с благословением «пшеницы, вина и елея» на утрени и осталось от той эпохи, когда елеосвящение входило в состав одного из богослужений суточного круга. Что касается «стручков» для помазания, то они обычно представляют собой короткие деревянные (или металлические) палочки. В древности иерей помазывал пальцем, однако последующая традиция сочла такой способ не вполне гигиеничным и удобным. Первая часть последования представляет собой сокращенную утреню: она включает чтение псалмов 142 и 50, малую ектению, пение «Аллилуйя» и тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», а также канона, экзапостилария и стихир. Этот канон имеет надписание «пение Арсениево», что указывает, вероятно, на авторство святителя Арсения, архиепископа Керкирского (Корфского), жившего в IX веке. О больном здесь говорится как о «люте страждущем», нуждающемся в исцелении души и тела, избавлении «от лютых и болезней». После канона читается экзапостиларий, из которого следует, что помазание совершается в храме: «В милости, Блаже, призри Твоим оком на моление нас, сшедшихся в храм Твой святый днесь, помазати божественным елеем недугующаго раба Твоего». Затем поются специальные стихиры, в которых испрашивается исцеление больному. Следует тропарь «Скорый в заступление един сый Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, избави недугов и горьких болезней, во еже пети Тя и славити непрестанно».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1. Отсутствие необходимости участия в Таинстве Некоторые категории лиц по практике Русской Православной Церкви не допускались к участию в Таинстве Елеосвящения. 1) В практике синодальной эпохи не допускались к Таинству Елеосвящения дети. Причиной этого было то, что дети до семи лет не исповедовались. Поскольку же в Таинстве подаётся не только исцеление болезней, но и отпущение грехов, то не имевшие опыта исповеди дети в елеосвящении не участвовали. Сейчас такого явного запрета нет, однако, действительно, если принимать во внимание именно этот аспект Таинства, участие в нём детей до семи лет представляется неоправданным. 2) Больные, находящиеся в беспамятстве, также относятся к лицам, к которым не может быть совершаемо елеосвящение. Впрочем, современная практика следует в этом вопросе синодальной, допускающей совершение Таинства в случае, если «больной прежде выражал желание принять таинство, если не словом, то каким-либо знаком – движением рук или глаз показал своё сердечное сокрушение и раскаяние в грехах» [v] . 3) Сложнее обстоит вопрос с совершением Таинства над явно здоровыми людьми. Запрет на такое совершение был столь строг, что елеосвящение не совершалось даже над лицами, осуждёнными на смерть, отправляющимися на войну или в опасное путешествие [vi] . С другой стороны, и в синодальное время существовал обычай совершения елеосвящения приходским священником над своими прихожанами в Великий четверг или Великую субботу. Впрочем, некоторые литургисты считали такое помазание елеем (даже совершенное по чинопоследованию елеосвящения!) простым обрядом, но не Таинством [vii] . 2. Невозможность участия в Таинстве Этот запрет возникает, собственно, в единственном случае – при невозможности покаяния со стороны лица, несущего каноническое наказание в виде пожизненного отлучения от причастия. Во всех остальных случаях Таинство Елеосвящения является необходимой формой примирения с Церковью для кающихся еретиков и находящихся под запретом христиан. При этом связь такого канонического аспекта с «медицинским» аспектом Таинства происходит через момент его совершения: перед смертью. Для наглядности обратимся к каноническому материалу.

http://bogoslov.ru/article/2599680

3. Последование Елеосвящения Чин Елеосвящения, представленный в современном Требнике, должен совершаться без сокращений и с благоговением. Следует обратить особое внимание на качество елея, используемого в таинстве. По той причине, что символизм этого вещества в Священном Писании и у святых отцов Церкви связан только и исключительно с плодом масличного дерева, а не других растений, масло Елеосвящения должно быть оливковым. Смешение его с маслами, полученных из иных растений, а тем более — замена оливкового масла иным, допускается лишь в крайнем случае. Елей в таинстве смешивается, согласно традиции ранней Церкви, с водой — или, как указано в Требнике, с вином, вытеснившим в византийской практике воду в чине Елеосвящения. По Требнику, чин Елеосвящения совершается над больным, возле его одра. Весьма желательно совершение чина Елеосвящения, или Соборования, собором пресвитеров, то есть несколькими (в идеале — семью) священниками вместе. Согласно церковной традиции, принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер. В пастырской практике встречаются случаи невозможности совершить над больным полный чин Елеосвящения — например, в условиях реанимационного отделения. В связи с этим Священный Синод благословляет совершение в таких случаях сокращенного чина Елеосвящения, в котором канон и прочие песнопения, некогда входившие в совершавшиеся отдельно вечерню и утреню о болящем, прочитываются священником заранее (или же опускаются), а цикл из семи помазаний, восходящих к практике совершения семи литургий, заменяется одним. Текст краткого чина соборования приведен в приложении к настоящему документу . Поскольку существенной стороной таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к таинству Покаяния. В частности, таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости.

http://patriarchia.ru/db/text/2674617.ht...

Рассмотрим случаи, когда многие прибегают к Таинству Соборования над человеком, который уже умирает. Его ничто уже не может поднять от одра болезни, кроме чуда. Сам человек уже пожилой и может быть, внутренне имеет желание прийти к Богу. Здесь, мне кажется, и не нужно совершать Таинство Соборования. Потому что оно говорит четко о том, что «восставит Господь человека от болезни», а у нас есть прекрасные молитвы, которые напутствуют человека к смерти. Во-первых, это исповедь, потом – Причастие, потом – Канон на разлучение души от тела. Это все то, что помогает человеку прийти в иной мир. А в противном случае получается, что Таинство Соборования, которое у нас есть в Требнике, противоречит логике. Мы просим – «восставь» чтобы человек выздоровел, а сам человек этого не желает. Он, наоборот, желает отойти ко Господу. Священник Александр Степанов: Здесь встает вопрос и о негативных сторонах, которые могут быть также явлены. Мы видим, что часто в храм приходят люди малоцерковные или вовсе нецерковные, мы видим, что люди часто вкладывают в это Таинство смысл, далекий от тех смыслов, о которых мы сегодня говорили. Священник Александр Глебов: Да, действительно, много случайных людей приходят на Таинство Соборования. Святейший Патриарх Алексий сказал следующее: «в течение не только Великого, но и всех остальных постов устраиваются еженедельные общие Соборования. Продиктовано это чаще всего отнюдь не духовными потребностями прихожан, а жаждой получения дополнительных доходов, чтобы было больше народу, соборуют не только больных, что предусмотрено чинопоследованием при Таинстве Елеосвящения, а всех подряд, в том числе и маленьких детей». Поэтому я хочу предупредить, что если батюшка в вашем приходе начнет говорить, что в посту надо всем непременно собороваться и желательно каждую неделю и несколько раз, и желательно всей семьей, то не спешите выполнять услышанное. Нужно вспомнить предостережение нашего Патриарха о том, что цели подобных призывов всегда очень далеки от содержания самого Таинства. Здоровые люди, а тем более дети, собороваться не должны. Потому что весь чин Таинства Соборования ориентирован на человеческий недуг, на человеческую немощь и болезнь, и если у человека нет такой болезни, то совершение Таинства Соборования неправомерно. Если человек здоров, то он должен прийти и на исповедь, а после исповеди причаститься Святых Христовых Таинств, в которых мы получаем, и прощение грехов, и исцеление души и тела, и становимся наследниками вечной жизни с Богом. Вот это позиция и Святейшего Патриарха и нашего священноначалия и многих из моих собратьев по алтарю Господнему. Я хочу, чтобы это позиция была донесена до наших прихожан и Соборование все-таки было осмысленным, потому что это церковное Таинство, а не магическое действие.  

http://azbyka.ru/soborovanie-komu-i-zach...

Подводя общие итоги, необходимо сказать: в качестве особого самостоятельного последования елеосвящение становится известным с XIV столетия. До этого времени оно соединялось с тремя службами суточного круга: вечерней, утреней и Литургией. Отделившись от них, елеосвящение распалось на три, существующие и теперь, части, значительная доля содержания которых обязана своим происхождением первоначальному обычаю соединять Таинство с указанными службами. Древняя утреня образовала первую часть современного чина, а Литургия дала ему семикратное чтение Апостола и Евангелия. Кроме этих принципиальных трансформаций, в XIV веке происходит изменение и других сегментов чинопоследования. Так, вторая часть утрачивает свою обособленность, для третьей формируется современная группа молитв, исчезает древний обычай совершать семикратное елеопомазание больного в конце последования (он заменяется современной практикой), а также, с незначительными особенностями, складывается теперешний состав заключительных действий. Формирование других, мелких и непринципиальных, деталей относится к XVI столетию. С течением времени с чинопоследованием Святого елея оказываются связаны иные формуляры, например, такие как общее маслосвящение в Великие Четверток и Субботу. Они, обнаруживая безусловное соотношение с Таинством, имеют целый ряд целевых и функциональных особенностей. Рейтинг: 8 Голосов: 21 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Яннис 5 апреля 2012, 17:45 Я знаю человека, который умирал от непонятной болезни, силы его покидали. Врачи не могли оказать ему помощь, так не могли поставить точный диагноз. Раньше он, хоть и был крещен, в Храмы не ходил и не молился. Но находясь на грани жизни и смерти решил пройти Соборование. Его на руках вносили в Храм. После Елеосвящения он почувствовал себя лучше и через некоторое время стал сам ходить. Впоследствии ему еще пришлось приложить силы, чтобы переступить порог Храма (в прямом смысле - его как-будто кто-то не пускал). А сейчас он алтарник и пономарь, к тому же очень здоровый.

http://pravoslavie.ru/52676.html

Директор Московского Археологического Института А. И. Успенский выпустил свой новый труд, напечатанный «по определению Совета Московского Археологического Института». Новое произведение г. Успенского состоитъ из двух частей: «изследования» и «приложений». И догматическая и обрядовая стороны таинства не раз уже обследовались в общих сочинешях по догматике и в специальных статьях о сём таинстве, помещенных в духовных журналах (желающие могут познакомиться с литературой предмета и высказанными взглядами по статье, помещенной в «Православной Богословской Энциклопедии», изд. в Спб.). Работа А. И. Успенского свелась к тому, что он, пользуясь трудами своих предшественников, излагает общие сведения о таинстве и его чинопоследовании в разные века, которые затем в «Приложении» и печатает (выводы, к которым он пришёл, изложены на стр. 75, на 10–12 строчках). Его собственные изыскания ничтожны и в случае противоречивых мнений учёных по какому-либо вопросу он старается спрятаться за спину других: дословно приводит какое-либо мнение одного ученого и дословно же напечатанное возражение другого (см. стр. 85–87 и 98– 101). О научном значении первой части работы г. Успенского («изследовании») говорить не приходится. Гораздо важнее могла бы быть вторая часть этого произведения «Приложения», собрание чинопоследований таинства елеосвящения из разных рукописей, начиная с 13 века; но эта часть издана самым неудовлетворительным образом. А. И. Успенский уже второй раз пытается напечатать эти чины. Первое издание, предназначавшееся к помещению в «Чтениях» Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, Общество не нашло возможным выпустить «в виду ненаучных приёмов г. Успенского» (напечатано было 64 страницы). Теперь он, «с дипломатическою точностью», по его словам, вторично издает эти же чины. «Чины» издаются г. Успенским главным образом по Петер- бургским рукописям и отчасти только по Московским (чины за 2, 4, 5, 12, 19 и 20). Я имел время и возможность проверить насколько использованы им Московские только рукописи, но и этого достаточно для суждения о характере издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Приняв таков предположение, весьма легко уже будет объяснить, почему общее маслоосвящение приурочено именно к Великому четверку и субботе: на Востоке днем торжественного воссоединения с Церковью лиц, приносивших публичное покаяние, как и крещения оглашенных, по преимуществу был день Пасхи, или вернее, канун Пасхи – Великая суббота, а на Западе более употребителен был обычай совершать воссоединение кающихся в Великий четверток, что, вероятно, практиковалось и в некоторых восточных церквах. Приурочение общего маслоосвящения к указанным дням есть, очевидно, воспоминание об этих древних сроках воссоединения с Церковью кающихся, а самое маслоосвящение – видоизмененный с течением времени обряд помазания кающихся елеем покаяния, символически напоминавшим елей блудницы, помазавшей ноги Иисуса и получившей отпущение грехов. Будучи в начале чисто символическим обрядом, общее маслоосвящение с течением времени, вследствие затемнения его первоначального смысла, изменилась до того, что приняло вид таинства елеосвящения. Такая перемена будет понятна, если принять во внимание существование в древней восточной Церкви обычая освящать перед Пасхой особо елей для больных, подобно тому как, по весьма вероятному предположению, существовал обычай освящать елей для помазания оглашенных особо, вне чина крещения. В Западной церкви и в настоящее время в Великий четверток в связи с освящением мира совершается освящение елея для оглашенных (oleum cathechumenorum) и елея для больных, принимающих таинство елеосвящения (oleum infirmorum). Этот обычай в Западной церкви – весьма древний: от VIII в. там сохранились вполне уже сформированный чинопоследования освящения мира и елея в Великий четверток. Правда, на существование в древности на Востоке особого и принаровленного к определенному сроку освящения елея для больных нет почти никаких указаний, но тем не менее некоторые считают возможными признать существование этого обычая, объясняя отсутствие нужных указаний отчасти тем, что освящение елея этого рода (равно как и особое освящение елея оглашенных) весьма рано вышло из употребления, частью же тем, что в древности, как отчасти и ныне оба эти елея различались между собой не способом своего освящения, а только способом употребления, так что свидетельства, относящиеся к освящению одного, могут быть относимы и к освящению другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Прихожанка. Значит, это не может быть поводом для Соборования? Пресвитер. Скажу вам больше: не всякому даже больному телесно требуется Соборование, а только больному тяжело. На это указывает апостольское слово: «да призовет». Призывает же тот, кто уже не может прийти самостоятельно. Во-вторых, в молитвословиях самого чинопоследования Таинства испрашивается «восстание от одра» того, кто именуется не просто болящим, а «люте болящим», недуги которого именуются «горькими болезнями», «неисцельными язвами», «болезнями тлетворными». Прихожанка. Вот как! Пресвитер. А так как Таинство Елеосвящения установлено и совершается для благодатного исцеления только больных тяжкими недугами, то из этого естественно вытекает еще одно правило, согласно которому нельзя совершать его над имеющими еще достаточное здоровье. Ведь Господь, установивший это благодатное врачевство, сказал, что врача требуют не здравии, но болящии ( Лк. 5, 31 ). Следовательно, обычай помазывать здоровых тем елеем, который освящается для больных, неправомочен. Вот почему одно из правил гласит, что «маслоосвящение не бывает за канон, точию за недужных, по апостольскому уставу» 485 . Смысл правила таков: Елеосвящение бывает правильным, законным (по канону) лишь тогда, когда совершается по апостольскому установлению ( Иак. 5, 14 ) над больными, а не над здоровыми или умершими. Прихожанка. Теперь понятно. Пресвитер. Но не только имеющим достаточное здоровье запрещается участие в Таинстве Елеосвящения, но и далеко не всяким больным таковое участие разрешается безусловно. В этом отношении очень показательно правило, согласно которому лишаются соборования приговоренные к смертной казни, хотя бы они были при этом даже тяжко больными. Прихожанка. Позвольте узнать почему? Пресвитер. Потому что неуместно молиться об избавлении от смерти и продолжении жизни того, который неминуемо должен подвергнуться лишению жизни согласно вынесенному судом приговору. Прихожанка. А как же практика Соборования перед смертью? Пресвитер. Практика такого Соборования родилась из чуждой Православной Церкви идеи, что Елеосвящение является напутствием перед смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Син. 1842 г. Окт. 28; Инстр. благоч. § 18; см. выше об условиях к заключению браков между православн. пун. 5). 144 Все дела о расторжении браков подлежат ведению высшей духовной власти; посему священник приходской не должен без разрешения епархиального начальства венчать лицо, которое, по обращении в христианство, оставляет прежних жен и желает вступить в новый бра с лицом христианского исповедания (Практ. Излож. Церк. гражд. пост. Прот. Парвова. Стр. 114). 145 Над одним и тем же человеком, когда он по выздоровлении снова заболел, елеосвящение может быть повторяемо, так как оно есть врачевство от различных болезней, но оно не должно быть повторяемо над больным, пока он находится в одной и той же болезни. Если в доме случится несколько больных, тогда все они могут быть помазаны одним елеем (за одним богослужением); также точно во время повальных болезней один елей может быть употреблен для многих больных(Требн. П. Могилы о тайн. св. елея). 146 В некоторых местах нашего отечества есть обычай, заимствованный с востока, в силу которого Елеопомазание совершается не только над больными, но и над здоровыми, – совершается торжественно в церкви, в Великий четверток или в Великую субботу. На такое елеосвящение должно смотреть не как наТаинство, а как только на обряд. Подробн. Об этом смотр. нашу статью в «Руковод. для сел. паст.» за 1881 г. т. II 35 стр. 410–411). 147 По чинопоследованию елеосвящения указывается помазывать следующие части тела больного: 1) чело, 2) ноздри, 3) ланиты, 4) уста, 5) перси и 6) руки на обеих сторонах. От этого указания не следует отступать при совершенииТаинства Елеосвящения над больными женщинами. 148 При совершении елеосвящения одним священником, нет надобности произносить неуместные в этом случае слова: о лежащем на главе больного Евангелии, как сказано в молитве: «еже служители держат»; правильнее их заменить словами: «еже лежит на главе» и т. д. 149 Евангелие, лежащее на голове больного во время чтения разрешительной молитвы, священнослужители (за исключением первенствующего из них) должны придерживать левой рукой, а правую возлагать на самое Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Муретова «Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава литургии» Константинопольского Патриарха Филофея: Опыт историко-литургического исследования» (Москва, 1895), И.А. Карабинова «Евхаристическая молитва (анафора): Опыт историко-литургического анализа» (Санкт-Петербург, 1908) и А.П. Голубцова «Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика» (изд. И. А. Голубцов – Сергиев Посад, 1918); – по таинству Священства: работы А.А. Дмитриевского «Ставленник...» (Киев, 1904) и А.З. Неселовского «Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования» (Каменец-Подольский, 1906); – по таинству Покаяния: трехтомник А.И. Алмазова «Тайная исповедь в Православной восточной Церкви: Опыт внешней истории (Исследование преимущественно по рукописям)» (Одесса, 1894); – по таинству Елеосвящения – монографию иером. (впосл. архиеп.) Венедикта (Алентова) «К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства Елеосвящения» (Сергиев Посад, 1917); – по сакраментологии в целом: исследование А.Л. Катанского «Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей Церкви до Оригена включительно» (Санкт- Петербург, 1877); – по традиции символических толкований богослужения – работу Н.Ф. Красносельцева «О древних литургических толкованиях» (Одесса, 1894); – и это не говоря уже о целом ряде отдельных статей упомянутых и других авторов. Революция 1917 года трагически остановила развитие литургической науки в России. Некоторые из упомянутых выше авторов подверглись репрессиям – так, архиеп. Венедикт (Алентов) и профессор СПбДА И.А. Карабинов были расстреляны большевиками; другие были вынуждены прекратить свои научные занятия или не имели возможности публиковать свои труды (как А.А. Дмитриевский , написавший после революции две монографии и подготовивший к печати последний том своего знаменитого «Описания литургических рукописей» 133 – все эти работы так и не увидели свет вплоть до настоящего времени).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010