Начинать следует, само собою разумеется, с «Христос воскресе», которое в сем случае должно заменять «Святый Боже». Затем, поскольку начало Елеосвящения по составу сходствует с началом молебнов вообще, то всего лучше и дальнейшее продолжение этого начала приспособлять к порядку «Како поется молебен на святую Пасху», излагаемому в Триоди Цветной. А здесь прямо говорится, что, совершая молебен, иерей глаголет: «Благословен Бог наш», а мы: «Аминь». Та же иерей: «Христос воскресе» (трижды). И далее – «якоже предызъявися» в начале утрени. Вслед за сим, по чину Елеосвящения, диакон должен произносить ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся» и т.д. Далее в том же чине полагаются: «Аллилуиа» (трижды) и тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Поскольку же известно, что и «Аллилуиа» в том смысле, как оно полагается в чинопоследовании Елеосвящения вслед за малой ектенией, т.е. как преддверие к тропарям «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», совершенно не употребляется на Светлой неделе, то вместо его («Аллилуиа»), следуя вышеуказанному Уставу молебна в неделю Пасхи, лучше после ектений пропеть «Предварившия утро, яже о Марии», а затем: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и т.д. Что же касается канона, то изменять его в пользу канона пасхального в данном случае нет надобности. В особенности это нужно сказать о тропарях этого канона, столь трогательных по своему содержанию и столь близко соответствующих самому существу Таинства и его значению для болящего. Необходимо только эти тропари читать внятно для больного, а не произносить их полуголосом, как это иногда делают большей частью, к сожалению, при совершении Елеосвящения. Ирмосы же «Моря чермную пучину» можно, пожалуй, заменить ирмосами канона пасхального, тем более, что ирмосы эти, как и ирмосы канона пасхального, особенного специального отношения к Таинству Елеосвящения не имеют. Может ли священник совершить сам над собою Таинство Елеосвящения? Не может ни под каким условием: 1) потому что святой апостол Иаков, в Послании которого заключается основное учение о Таинстве Елеосвящения, положительно говорит: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне». Как замечает Преосвященный Макарий в своем «Православно-догматическом богословии», вся «целительная сила» этого Таинства, по учению святого Апостола, «приписывается им не одному елею, но преимущественно молитве священнослужителей: «да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне» (т. II, § 230). Как же сам священник может призывать себя и молиться о себе вместо других и помазывать себя елеем, когда все это возлагается на других, которых и надо и только можно призывать и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

Таким образом, Таинство Елеосвящения установлено Самим Господом, и о нем ясно сказано в Священном Писании Нового Завета. Таинство названо так потому, что для его совершения освящается елей (оливковое масло), и им священник с молитвой помазывает больного. В словах самого Таинства Соборования подтверждается, что оно установлено Иисусом Христом. Так, в чинопоследовании Елеосвящения (см. Требник) молящиеся обращаются к Спасителю: «Ты милостиво заповедал апостолам Своим совершать святое Твое помазание над болящими чадами Твоими…» (3й тропарь 1й песни канона в русском переводе). Из слов святого апостола Иакова видно, что Таинство Елеосвящения могут совершать епископы и пресвитеры (священники). В этом Таинстве Господь через «помазание елеем и молитву подает благодать, исцеляющую немощи духовные и телесные» . Из вышеприведенных слов святого апостола Иакова видно, что цель Елеосвящения – исцеление болящего и прощение грехов. Лечение человеческих грехов происходит в Таинстве Покаяния, где кающийся исповедует свои грехи, которые он осознал, понял. Но есть и другие грехи, в которых хотел бы раскаяться согрешивший: непонятые, неувиденные, забытые – и они лечатся в Таинстве Елеосвящения. В обиходе это Таинство называют еще Соборованием, потому что для его совершения положено собраться семи священникам. Хотя оно может совершаться и меньшим количеством священников, а в случае необходимости – даже одним. Во время Таинства произносятся молитвы, семь раз читаются отрывки из Нового Завета и семь раз болящий помазывается освященным елеем (маслом). Весь смысл чтения Священного Писания, песнопений, молитв и обрядовых действий состоит в том, чтобы страдающему от болезни и кающемуся в своих согрешениях испросить дар Божией любви и милосердия. К Таинству Елеосвящения могут приступать православные христиане с того возраста, когда могут осознавать свои грехи и участвовать в Таинстве Покаяния. При отсутствии тяжких заболеваний собороваться чаще, чем раз в год, не следует. Вопросы: 1. Как возникло Таинство Елеосвящения (Соборования)?

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

   Окончательно образовалось чинопоследование Елеосвящения в XVII веке. В длинный период своего существования оно, таким образом, разделяло общую со всеми другими чинопоследованиями судьбу: то осложнялось и расширялось в своем составе, то суживалось и сокращалось. Но, несмотря на все эти перемены, иногда весьма крупные, всегда оставалось в нем неизменным первоначальное зерно: это идея Елеосвящения, которая явственно выступает во всех литургических формах его, и все эти формы направлены к одной общей цели: Елеопомазание, по своей идее, есть акт, служащий целям уврачевания больного и прощения грехов; для достижения этих целей в составе его от глубокой христианской древности различаются: во-первых, елей как материя Елеосвящения, хотя избранная первоначально по причинам его естественных свойств, но получившая здесь сакраментальное значение; во-вторых, молитва как необходимое средство при совершении Елеосвящения. Только с этой точки зрения и возможно говорить об устойчивости его формы. О принадлежностях для совершения Таинства Елеосвящения    Когда Таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.). Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу водружают семь палочек, обернутых ватой, и семь свечей.    В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое, вазелиновое и пр. масла) и немного красного вина. На тот же стол полагаются Святое Евангелие и Распятие. Священник должен быть облачен в епитрахиль, поручи и фелонь светлого цвета. Необходимо также иметь с собой кадильницу, ладан, угли и, конечно, Требник. Чинопоследование Таинства Елеосвящения    В Требнике последование этого Таинства надписывается так: «Последование святаго елея, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». При совершении этого Таинства в церкви или на дому желательно присутствие собора пресвитеров числом до семи. Отсюда и второе название этого Таинства – соборование.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Нельзя совершать Елеосвящение над здоровыми, над грешниками нераскаянными (Требник Петра Могилы о тайне елея). Над такими больными, которые в умопомешательстве неистовствуют, беснуются и могут нанести какое-либо оскорбление или бесчестие святости таинства, Елеосвящение не должно быть совершаемо, пока не минет опасность. Так как младенцы до семи лет не приступают к таинству Покаяния, то и Елеосвящение не должно быть совершаемо над детьми, не достигшими семилетнего возраста (Большой Требник). Наконец Елеосвящение не должно быть совершаемо над лицами, осужденными на смерть, отправляющимися на войну или в морское плавание или вообще в какое-либо опасное путешествие, так как эти лица, хотя бы и угрожала им смертная опасность, не могут быть отнесены к числу болящих (Требник Петра Могилы о тайне елея) 160 . Не может священник совершать Елеосвящение над собой. Елеопомазание совершается обязательно в присутствии больного в храме или на дому во всякое время церковного года и во всякое время дня и ночи. Если случится в доме несколько больных, тогда все они могут быть помазуемы одним елеем (за одним богослужением), так же точно во время повальных болезней один елей может быть употреблен для многих больных. Если больной так близок к смерти, что нельзя надеяться, чтобы он мог прожить время, потребное для совершения полного чина Елеосвящения, в таком случае положенный в начале 142-й псалом, а также канон и тропари оставляются, и чинопоследование начинается (по «Благословен Бог» и проч.) великою ектенией (предшествующею чтению молитвы на освящение елея). Если больной по прочтении в первый раз совершительной молитвы «Отче святый...» и после первого помазания будет еще жив, тогда опущенное в последовании елея восполняется. В случае, если затем больной умрет, Елеосвящение не доканчивается, а прекращается. Таинство считается оконченным, если священник по освящении елея успеет хотя однажды прочесть над болящим совершительную молитву и помазать его елеем на указанных частях тела (Требник Петра Могилы) . К чину исследования Елеосвящения

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

– Во дни Светлой седмицы следует начинать таинство елеосвящения с пения: Христос воскресе, которое в сем случае должно заменять: Святый Боже. Затем, так как начало елеосвящения, по составу, сходно с началом молебнов вообще, то всего лучше и дальнейшее продолжение этого начала приспособлять к порядку: «како поется молебен на святую Пасху», излагаемому в Триоди Цветной. А здесь прямо говорится, что, совершая молебен, «иерей глаголет: Благословен Бог наш, и мы: Аминь. Таже иерей: Христос воскресе , трижды. Таже, Христос воскресе , трижды, на лики, якоже предызъявися в начале утрени. По Слава и ныне , иерей глаголет: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ . Мы же: И сущим во гробех живот даровав . Вслед за этим, по чину елеосвящения, диакон должен произносить ектению: Паки и паки миром Господу помолимся » и т.д. Далее в том же чине полагается: Аллилуиа , трижды, и тропари: Помилуй нас Господи, помилуй нас . Поскольку же известно, что и Аллилуиа в том смысле, как оно полагается в чинопоследовании елеосвящения вслед за малою ектениею, т.е. как преддверие к тропарям: Помилуй нас Господи, помилуй нас , – совершенно не употребляется на Светлой неделе, то вместо него ( Аллилуиа), следуя вышеуказанному уставу молебна в неделю Пасхи, лучше сейчас после ектении пропеть: Предварившия утро, яже о Марии , и затем: Помилуй нас Господи, помилуй нас и т.д. Что же касается канона, то изменять его в пользу канона пасхального в данном случае нет надобности. В особенности это нужно сказать о тропарях этого канона, столь трогательных по своему содержанию и столь близко соответствующих самому существу таинства и его значению для болящего. Необходимо только эти тропари читать внятно для больного, а не произносить их полуголосом, как, к сожалению, это иногда делают, при совершении елеосвящения и по преимуществу там, где, как напр. в Малороссии, и сейчас после каждого ирмоса поют: Спаси от бед и т.д. Ирмосы же: Моря чермную пучину , можно, пожалуй, заменить и ирмосами канона пасхального, что будет ближе к празднику и благоприятнее для больного, тем более, что и ирмосы эти, как и ирмосы канона пасхального, особенного специального отношения к таинству елеосвящения не имеют (Рук. д.с.п. 1886, 52). Отходная

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Содержание Служба о болящих Последование Святого елея, совершаемое поскору О чинопоследовании Елеосвящения 1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения 2. Краткая история развития чинопоследования 3. Последование Елеосвящения 4. Общее соборование 5. Заключение     Елеоосвящение – одно из семи Таинств церковных, установленное для благодатной помощи больным самим Господом Иисусом Христом при послании апостолов на проповедь и даровании им «власти изгнания злых духов и врачевания» ( Мф.10:1–8 и Мк.6:7–13 ). Богословие этого Таинства, содержащееся в текстах его чинопоследования, связывает грехи человека и его болезни как причину и следствие: наряду с молитвами об исцелении больного произносятся молитвы об оставлении его грехов. Чинопоследование Таинства в современном виде включает в себя предваряющую службу о болящем, по структуре схожую с молебном или панихидой, в конце которой совершается само Таинство, состоящее из освящения елея (масла), символа милости Божией, семикратного помазания с чтением отрывков из Священного Писания и молитвами помазания и заключительной молитвы разрешительной с возложением Евангелия на голову больного. Таинство с самого апостольского времени предписывается совершать собору, т.е. нескольким священникам ( Иак.5:14–16 ), откуда второе наименование Таинства – Соборование, однако в случае нужды его может совершить и один священник. Контекст установления Таинства предполагает тяжелую болезнь, так что священники призываются к одру болящего: это дало основание в течение весьма долгого времени прибегать к Соборованию только перед смертью как к своего рода напутствию, а в западном христианстве это даже закрепилось в наименовании «Последнего Помазания». Однако Елеоосвящение совершается с верою в благодать исцеления, следовательно не связано лишь с ожиданием смерти: поэтому сложился обычай периодически приступать к Таинству, как правило, Великим постом, в дни особого сокрушения о своих грехах и осознания своей немощи, но также и в другое время года в случае тяжелой болезни. К Таинству Елеоосвящения приступают, предварительно очистив совесть пред духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Крещение, то брак ее может оставаться во всей силе, без утверждения оного венчанием по правилам православной Церкви, но тогда лишь, когда муж, остающийся в своей вере, даст обязательство: 1) имеющих родиться от них с того времени детей, которые должны быть крещены в православную веру, ни прельщением, ни угрозами, или другими какими-либо способами, не приводить в свой закон, и жене своей, за содержание православной веры, поношения и укоризны не наносить; 2) состоять с принявшей Св. Крещение, во все время ее жизни или доколе продолжится брак их, в единобрачном сожительстве, откинув прочих жен, если имеет. Сверх того должно быть известно, что принявшая Св. Крещение не была пред тем отлучена своим мужем от брачного сожительства с ним. В противном случае, т. е. когда муж не согласится дать вышеизложенные обязательства, или откроется, что принявшая крещение была им отлучена от сожительства с ним, брак их расторгается и жене дозволяется вступить в новый с лицом христианского исповедания (– 80) 144 . б) Обязанности пресвитеров относительно совершения Таинства Елеосвящения Постановления оТаинстве елеосвящения касаются: 1) лиц, совершающихТаинство 2) лиц, над которыми оно совершается; 3) места и способа совершения его 4) вещества, употребляемого вТаинстве. 1) Таинство Елеосвящения должно быть совершаемо священниками в числе не менее семи (См. последование св. елея); только в крайней нужде оно может быть совершено меньшим числом священников, даже одним. В последнем случае священник один должен выполнить все, что положено по чинопоследованию для семи совершителейТаинства Елеосвящения (Нов. скриж. част. IV глава XIV § 2). 2) Таинство это совершается над больными и притом не над приближающимися только к смерти, но и вообще над немощными, чувствующими изнеможение (Срав. Догм. Богосл. преосв. Антония стр. 319; Нов. Скриж. част. IV гл. XIV § 3). К числу больных, над которыми может быть совершаемоТаинство елеосвящения, относятся и дряхлые старцы, потому что старческая дряхлость есть уже сама по себе болезнь (Догм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Но когда именно, и что это за обычай? . В области церковного обряда нередко встречаются такие формы, которые способны возбудить недоумение весьма многих своею видимою непонятностью. О них часто совершенно неизвестно, когда они появились и с какою целью, какой смысл они имеют теперь и какой имели первоначально. Но это не значить, что они измышлены в позднейшее время и не имеют достаточных оправданий своего существования. Это большею частью остатки старины, для нас незапамятной, остатки драгоценные по содержащимся в них указаниям на особенности древнейшего христианского обряда, хотя иногда и искаженные. К числу такого рода остатков принадлежит и рассматриваемый нами обычай совершать маслосвящение в велики четверток или субботу. При рассмотрении этого обычая, прежде всего, является вопрос: маслосвящение, совершаемое в указанные дни, есть ли таинство елеосвящения, или что другое? По учению православной церкви, лица, приемлющие таинство елеосвящения, суть только больные; благодать таинства сообщается этим лицам чрез помазание их освященным елеем при чтении молитвы: «Отче святый, врачю душ и телес». При маслосвящении в великий четверток или субботу ничего этого не бывает: лиц больных, приемлющих благодать таинства нет; присутствующие же помазываются по совершении уже священнодействия, так сказать вне его, после отпускной молитвы и без произнесения молитвы таинственного помазания: «Отче святый, врачю душ и телес»; затем, кроме лиц, присутствующих при совершении священнодействия, тем же елеем помазуются стены монастырских келлий. Словом: помазание елеем здесь имеет вид не таинственного помазания, а как бы потребления остатков. Чрез это помазание верующие несомненно освящаются, но не так, как в таинстве елеосвящения, на что есть довольно ясный намек и в наших старопечатных Потребниках. В наставлении относительно употребления оставшегося елея, помещавшемся в них вслед за чинопоследованием елеосвящения, довольно ясно различаются елей таинства, совершаемого над вольными, и елей общего маслосвящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

В этих словах Ириней порицает еретиков, очевидно, за их искажение елеопомазания, за те неправильные мысли, которые они имели об этом священнодействии; но если существовало искажение, существовало и то, что искажалось. Яснее говориться о елеопомазании у Оригена. Перечислив разные средства к отпущению грехов, именно: крещение, мученичество, пламенную любовь к Богу и проч., Ориген говорит дальше: «есть еще седьмое, впрочем, тяжкое и трудное, отпущение грехов через покаяние…, когда грешники не стыдятся исповедать грехи свои перед священником Господним и просить врачевства, по слову сказавшего: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и ты оставил еси нечестия сердца моего. Тогда исполниться и то, что сказал ап. Иаков: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя и да возложат на него руки, помазавше елеем во имя Господне, и молитва веры спасет болящего и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему».– По – видимому, Ориген не отделяет здесь елеопомазания от покаяния. Из этого однако не следует заключать, что Ориген не считал елеопомазания самостоятельным таинством, а нужно объяснять это сливание одного таинства с другим и в древности практиковавшимся обычаем совершать елеопомазание вслед за покаянием. У позднейших церковных писателей мы находим еще яснейшие свидетельства о елеопомазании, например, у Василия великого , Златоуста, Кирилла Александрийского и др. Между прочим, от Василия великого осталась молитва на священнодействие над недужным, вошедшая впоследствии в чин последования таинства елеосвящения. Точно также и от Златоуста мы имеем молитву, вошедшую в чинопоследование елеосвящения. А это свидетельствует, с одной стороны, о существовании в церковной практике 4в. священнодействия елеопомазания, а с другой – общецерковной вере в это священнодействие, как таинство, предназначенное для сообщения больным благодати. – От пятого же века мы имеем уже и самый чин последования таинства елеосвящения в книге папы Галасия о таинствах. – Наконец, в древнейших жизнеописаниях, начиная с четвертого века, встречаются прямые свидетельства о фактах совершения елеосвящения над теми или другими больными, как, например, в жизнеописании преподобного Ипатия, жившего в четвертом веке, св. Евтихия, патриарха цареградского (из шестого века), Евгения, епископа альдеперского и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Одинцовым, чина елеосвящения тогоже имени в наших рукописях. Самое важное отличие сербского чина елеосвящения, по уставу иерусалимскому, от нашего состоит в том, что в первом решительно ничего не говорится о соединении его с литургиею. Сербский список елеосвящения представляет совершенно самостоятельное чинопоследование. В самом последовании мы находим тоже несколько особенностей. Изложение чина начинается описанием того, что было необходимо для совершения таинства елеосвящения. «Хотящему е творить, говорится в этом памятнике, сице да творить: да скупить 7 поповь и кадило, и масло, и 7 ужижьць, и 7 паличиць, имиже есть мазатисе и дадеть по свещи и хотящуму святити масло и тому дадеть свещу; прьвому попу облечену сущу в священническую одежду и прочий попове да возмуть петрахил и горню ризу на се, и взем кадильницю 1 поп и кадить кадило все попове и болящего и почнеть «Благословен Бог наш». За началом следовало Трисвятое, «Отче наш», 50 псалом и канон: «Яко по суху», который изложен, как и в нашем списке, с теми же молитвами после песней: 3, 6 и 9. После канона и молитвы: «Царю исцелителю страждущим» снова читалось Трисвятое, «Отче нащ», по возгласе, тропари: «Помилуй нас Господи» и тотчас же следовала великая ектенья. В состав ея входят следующия прошения: «О рабе Божием, имрек, спасения и скорого посещения его», «О Господу Богу нашему посетити и помиловати его», «О оставити сему грехомь и яже от греха болезни», «О изгнати от него всако искушение, всако настояние от супротивнаго», «О сподобити святей церкви душею и телом вьходеща в делеса и вь словеса благо», «О помшюватисе и схранитйсе рабу сему от немощи», «О свободитесе ему всакого прегрешения волнаого и невольнаго» и «Заступи спаси». По возгласе читалась молитва: «Боже и Господи, милости и щедроть человеколюбче исцелителю душе и телесь наших», при чем первый священник вливал в «кандило» масло, а затем благословив его, отступал в сторону. Тоже самое делали и все остальные священники с чтением той же молитвы. Потом первый священник «ужежеть свой ужижьць глаголет к себе свой тропарь»: 1 гласа «Матерь Божию», 2 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010