Сегодня в отдельных общинах Русской Зарубежной Церкви также культивируется западный обряд. Владыка Иероним (Шоу) известен как «двигатель» этой практики. 19 апреля. ПРАВМИР. 12 апреля в Свято-Троицком монастыре РПЦЗ (Джорданвилль, США) впервые была совершена Литургия Преждеосвященных Даров апостола Иакова, сообщает официальный сайт Белорусской Православной Церкви со ссылкой на сайт монастыря. Епископ Иероним (Шоу), возглавивший богослужение, является переводчиком этой Литургии с греческого на церковнославянский язык. Сегодня в отдельных общинах Русской Зарубежной Церкви также культивируется западный обряд. Владыка Иероним (Шоу) известен как «двигатель» этой практики. Литургия Преждеосвященных Даров апостола Иакова является древним чинопоследованием Иерусалимской Церкви и упоминается в уставе Храма Гроба Господня. Она совершалась в Палестине и на Синае как местная форма Литургии Преждеосвященных Даров, но с XV века постепенно была вытеснена Константинопольской формой Литургии святителя Григория Двоеслова. Текст этого богослужения появился в печати, по-видимому, только в XIX веке. В этой Литургии причащение соединено не с вечерней, как в византийской традиции, а с последованием изобразительных. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 марта, 2024 13 сентября, 2022 16 мая, 2022 2 января, 2021 2 июля, 2021 1 марта, 2021 29 мая, 2020 20 мая, 2020 20 марта, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-russkoj-zarubezhnoj-...

Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянского языков. Книга 3. Последования Таинства Евхаристии: литургия св. Василия Великого, литургия Преждеосвященных Даров, литургия св. апостола Иакова Источник Книга 1 • Книга 2 • Книга 3 Издание подготовлено в московском Свято-Филаретовском православно-христианском институте проф.-свящ. Георгием Кочетковым с группой филологов. Эти переводы являются плодом многолетней научно-богословской и духовно-педагогической работы. Они выполнены с греческих и славянских источников. Они целиком ориентированы на существующую в Русской православной церкви традицию и могут служить уникальным пособием не только для студентов-богословов и катехизаторов, но и для всех ищущих явления полноты духа и смысла в богослужении христианской православной общины. В 3-ю книгу серии «Православное богослужение» вошли переводы с греческого языка на русский Литургии св. Василия Великого и Литургии преждеосвящённых даров (с приложением их церковнославянских текстов, сверенных по изданию: Служебник. М.: Издательский совет РПЦ, 2006), а также Литургии св. ап. Иакова. Приложение включает русские переводы прокимнов, аллилуариев и некоторых других текстов Постной триоди, Праздничной минеи, а также воскресных тропарей. В представленном в данном издании тексте Литургии св. Василия Великого из эпиклесиса убраны в квадратные скобки и даны петитом являющиеся неуместной интерполяцией слова «преложив Духом Твоим Святым». Прочие особенности чинопоследования в сравнении с общеупотребительной практикой совпадают с таковыми в чинопоследовании Литургии св. Иоанна Златоуста (см. предисловие к книге 2 настоящей серии). В чине Литургии преждеосвящённых даров молитвы Великопостной вечерни расположены в соответствии с обычным расположением светильничных молитв в Песненном последовании: молитвы (4)—(6) читаются не тайно во время чтения предначинательного псалма, как в нынешнем Служебнике, а после молитв (1)—(3). Наши богослужебные указания на Литургии преждеосвящённых даров учитывают обе указанные в Служебнике традиции: согласно одной святые дары изначально лежат на жертвеннике, а согласно другой — на престоле. Второй из этих вариантов, поскольку он не является изначальным в православной традиции, учтён в тексте, данном в квадратных скобках петитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И было, что однажды, в день Господень, он [Зенон. – Авт.] восходил от Иерихона, держа [в руках] просфоры, и вспомнил он те слова, которые он услышал и удержал в памяти с того дня, когда настоятель совершал приношение [Евхаристии]. И начал он вновь и вновь повторять эти слова, как вдруг Святой Дух сошел и освятил и просфору, и юношу. А пред настоятелем его, отдыхавшим после воскресной утрени, предстал ангел Господень и сказал ему: «Восстань, пресвитер, и совершай на просфоре, которую несет юноша, Преждеосвященную [литургию], ибо она (просфора) уже освящена» 648 . Это чудо не только является самым ранним упоминанием о совершении литургии Преждеосвященных Даров в Палестине, но также содержит косвенное свидетельство о хранении только Св. Хлеба: очевидно, что священник должен был совершить литургию Преждеосвященных Даров только на освященном Хлебе, не имея освященного Вина, сохраненного в каком-либо виде. Эксплицитные свидетельства о Преждеосвященной литургии Текст чинопоследования литургии Преждеосвященных Даров, содержащийся в Евхологиях, не содержит информации о способе заготовления Преждеосвященных Даров 649 . Однако подобная информация содержится в текстах под названием ρμηνεα τς θεας λειτουργας τν προηγιασμνων («Изъяснение Божественной литургии Преждеосвященных [Даров]»), который обычно датируется XV веком или более поздним временем 650 . В этих текстах священнику предписано следить за тем, чтобы в каждое воскресенье (Великого поста. – Ред.) было освящено и заготовлено именно столько Агнцев, сколько потребуется для литургий Преждеосвященных Даров в течение предстоящей недели. Там явным образом указано, как именно освященный Агнец следует напоять освященным вином в процессе заготовления 651 . Схожие предписания содержатся в некоторых рукописях литургии свт. Василия Великого , они также не старше XV века 652 . Нам, однако, повезло в том, что сохранилось достаточно других источников, которые непосредственно посвящены вопросу заготовления Преждеосвященных Даров. В них содержатся сведения о том, как заготавливался Преждеосвященный Агнец, а конкретнее – совершалось ли его напоение или окропление Св. Кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Давно ли стали совершать в святой церкви Христовой литургии Преждеосвященных Даров? С самых первых времен христианства, братия мои. Она современна самому великому посту св. четыредесятницы, или яснее, она современна самим апостолам. «Сия тайноводственная служба, – говорит один из писателей церковных, – необходимо сопутствовала проповеди апостольской и утвердилась вместе с преданием поста четыредесятидневного» 1 . «Мы принимаем за несомненное, – говорит другой святитель, весьма много потрудившийся для объяснения богослужения св. православной церкви, – мы принимаем за несомненное, что своим происхождением эта литургия обязана апостолам, быв в начале составлена ради самого поста, чтобы мы во дни скорби могли скорбеть, а не торжествовать» 2 . «Апостолы, – приведем слова еще одного святителя 3 , – слагали молитвы божественного священнодействия тайн, приспособляясь к свойствам народов, к обстоятельствам времени, к враждебным преследованиям гонителей. В молитвах и возглашениях они отличались друг от друга, но образ совершения Таин всеми ими соблюдаем был неизменно, как он предан был Самим Господом нашим Иисусом Христом. После благоглаголивых апостолов, некоторые из божественных отцов, каждый сам по себе, слагали молитвы и возглашения, и целое чинопоследование литургии; таковы славный во святых Епифаний, и Великий Василий, и божественный Златоуст. Все они удостоены научения, истекающего от обильных живоносных истоков Утешителя, и церковь христиан православных принимала их слова и дела, как бы Сам Христос говорил и делал. «И ныне, – продолжает тот же святитель, – и ныне более прочих в употреблении священнодействие Василия Великого , и Иоанна Златоустог о с литургией преждеосвященных, о которой говорят одни, что она – Иакова, именуемого братом Господним, – другие – Петра верховного апостола, иные-иначе». Египетские христиане приписывали ее святому евангелисту Марку. Таким образом, несомненным делается то верование и убеждение ев. церкви православной, что литургия Преждеосвященных Даров ведет свое начало от самых времен апостольских; что она составлена первоначально св. апостолами по научению Самого Господа Иисуса Христа. Что касается до приведения её в тот вид и состав, в каком она ныне совершается у нас, то св. церковь наша приписывает это св. отцу нашему Григорию Двоеслову , имя которого молитвенно поминается в конце этой литургии точно так, как в конце литургии Иоанна Златоустог о и Василия Великого поминаются имена сих великих святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Один из упомянутых писателей – Тертуллиан († 220) – излагает замечательное в настоящем случае недоумение современных ему христиан, каким образом совместить требования строгого поста с участием в Таинстве Евхаристии, и, желая разрешить это недоумение, всё же не указывает на лучший способ совмещения того и другого в литургии Преждеосвященных Даров, но предлагает держаться того же древнего обычая. «Весьма многие думают, – говорит он, – что во дни стояний (stationum, постов) не следует ходить к литургии (sacrificiorum orationibus), потому что стояние необходимо нарушается с принятием Тела Господня. Неужели Евхаристия нарушает благоговейное богоугождение, а не обязывает к нему еще более? Не торжественнее ли будет твое стояние, когда ты станешь еще перед жертвенником Божиим? Приняв Тело Господне и сохранив его (то есть до известного дня и часа), ты исправно соблюдешь и участие в литургии, и исполнение долга (поста)» 1608 . Отсюда можно заключить, что частное причащение Преждеосвященными Дарами по домам в африканской церкви тогда еще не было обращено в общественное богослужение литургии Преждеосвященных Даров. И в других западных церквах, даже тех, древнее богослужение которых было сходно с восточным, например, в Испании и Галлии, ни их богослужебные книги, ни правила соборов, ни творения церковных учителей до VII в. не представляют никакого упоминания о преждеосвященной литургии или ее чинопоследовании не только в разные дни Четыредесятницы, но и в один Великий пяток 1609 . Подобным образом и на самом Востоке в христианских обществах, отделившихся от Православной Церкви в V в. и сохранивших у себя немало древних ее учреждений, как-то: армяно-григориан, сирийских яковитов, несториан, коптов-яковитов и других, между множеством существующих у них литургий нет особого чина литургии Преждеосвященных Даров 1610 . Не может быть, чтобы в столь многочисленных обществах, живших в первые века нераздельной от Православной Церкви жизнью, не осталось никаких следов богослужения Преждеосвященных Даров, если бы оно было устроено с самых времен апостольских в известной ныне или приблизительно сходной форме преждеосвященной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По окончании причащения народа и перенесения Чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный диакон произносит ектению: «Прости! приимше», свидетельствуя народу, что он поставлен служителем Бога и получил от Него благодать творить прошения и призывать собравшихся к молитве. Чинопоследование рукоположения во священника Хиротония во священника совершается только на Литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого , но не бывает на Литургии Преждеосвященных Даров. Чинопоследование начинается после перенесения Святых Даров с жертвенника на престол по окончании Херувимской песни с тем, чтобы рукоположенный мог участвовать в освящении Даров. Архиерей, подойдя к жертвеннику, полагает воздух (покров) на плечо (или на голову) посвящаемого. На великом входе, заканчивая диаконское служение, он несет его (или дискос с Божественным Агнцем). Затем рукополагаемый поставляется посреди церкви, откуда его при начале чина хиротонии ведут к царским вратам протодиакон и диакон. Далее все совершается точно так же, как в чине диаконской хиротонии, с той лишь разницей, что вокруг престола его обводит один из пресвитеров; рукополагаемый преклоняет перед престолом оба колена в знак того, что он приемлет служение большее и дар высший, нежели диакон. Во время кругового обхождения поются те же три песнопения. Это троекратное обведение хиротонисуемого вокруг святого престола с целованием его углов выражает посвящение его Пресвятой Единосущной и Нераздельной Троице, вечный союз иерея с Воплощенным Словом. Кроме того, этим знаменуется предстоящее пресвитерское служение великой Тайне Христовой, совершающейся на святой трапéзе. Весь круг деятельности священника должен иметь своим средоточием святое Таинство Вечного Первосвященника, вошедшего «не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за вас пред лицо Божие... однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих...» ( Евр. 9, 24, 28 ). Перед произнесением архиереем тайносовершительной молитвы «Божественная благодать...» возглашает «Вонмем» обводивший иерей, а не диакон. В самой молитве слова «благоговейнейшаго иподиакона во диакона» заменяются на «благоговейнейшаго диакона во пресвитера». При чтении архиереем молитвы над рукополагаемым протодиакон возглашает: «Господу помолимся», но ектению: «Миром Господу помолимся» произносит не протодиакон, а иерей. В ней он просит: «О архиереи нашем (имярек), священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его и деле рук его, Господу помолимся. О рабе Божием (имярек), ныне проручествуемом пресвитере и спасении его, Господу помолимся. Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему священство дарует, Господу помолимся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

§169. О причащении священнослужителей на преждеосвященной литургии со всею подробностью изложено в служебнике в чинопоследовании этой литургии. К сему нужно только прибавить, что если бы пришлось священнику служить с диаконом, не приготовившимся к приобщению Св. Тайн, то по приобщении от Св. Агнца священник не должен также ничего пить из чаши, как и тогда, когда сам один служит без диакона, – а потом уже потребить Св. Дары на жертвеннике по уставу. Затем окончание сей литургии также обстоятельно изложено в служебнике, как и окончание обыкновенной литургии. Но при этом иногда бывает так, что в течение литургии преждеосвященных даров некоторые из верующих, не понимая смысла этой литургии, подают просфоры для изъятия из них частиц, как и на обыкновенной литургии. Некоторые священники при этом поступают так, что вынимают частицы на лжицу и потом хранят их до следующей полной литургии, на которой потом полагают их на дискосе и погружают в Кровь Господню по обычаю. Сие решительно не имеет никакого основания. Тем менее основательно поступают те, кои изъятые на преждеосвященной литургии частицы всыпают в чашу на той же литургии, как и на литургии обыкновенной. Ибо по прямому смыслу преждеосвященной литургии «аще и освящается вино в чаше вложением частицы Тела и Крови Господней, но не пресуществляется в Кровь Божественную; понеже над ним словеса освящения не чтошася зде, яко бывает в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о.» (См. чин литург. преждеосвящ.) А потому и погружение частиц в чашу при подобных обстоятельствах не имеет решительно даже малейшего смысла и значения. По этой причине истинно-благоразумные священники должны сразу поставить дело так, чтобы с первой же преждеосвященной литургии никогда не принимать на оной ни частицы, и затем, объяснив народу причины этого, и впредь никогда не принимать на оные до полной литургии ни под каким условием. Нечего и говорить, разумеется, что на означенных выше условиях совершенно также неуместно прилагать на преждеосвященной литургии какие-либо особенные (кроме обычных) ектении заздравные, или заупокойные, и т.п. Отделение XXIV

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Чин литургии Преждеосвященных Даров, весьма близкий к употребляемому ныне, содержится в Барбериновском Евхологии (кон. VIII в.). Чин содержит молитву об оглашенных, молитву о готовящихся ко святому причащению, две молитвы верных, молитву по перенесении Даров на престол, «Отче наш», молитву по причащении и молитву заамвонную. Чинопоследование это в кодексе не названо литургией, и вообще у него отсутствует какое бы то ни было название. Наличие в этом чине молитв об оглашенных и о готовящихся к крещению косвенно указывает на его связь с Великим постом, который был традиционным периодом оглашения. Особенностью литургии Преждеосвященных Даров является то, что, по Уставу, она должна совершаться вечером в соединении с вечерней. В современной практике большинства приходов Русской Церкви ее совершение перенесено на утро. Причиной этого переноса является требование причащения натощак, означающее, что в случае причащения за вечерней литургией верующий не должен вкушать пищу в течение всего дня. В тех же приходах Русской Церкви и иных Поместных Православных Церквей, где литургия Преждеосвященных Даров совершается в вечернее время, установился обычай не принимать пищу в течение нескольких часов до Причастия. Не будучи Евхаристией, литургия Преждеосвященных Даров лишена того торжественного, праздничного настроения, которое характеризует евхаристические литургии. Ее основной тон – покаянное и молитвенное поклонение Христу, незримо присутствующему в уже освященных Святых Дарах. Евхаристическая литургия совершается над хлебом и вином, которые лишь в конце анафоры превращаются в Тело и Кровь Христа. Этим обусловлен тот факт, что хлебу и вину во время полной литургии не воздается особое поклонение. Напротив, на литургии Преждеосвященных Даров с самого начала на престоле присутствуют Тело и Кровь Христа, поэтому данная литургия включает многочисленные формы поклонения Святым Дарам. Святой Агнец для литургии Преждеосвященных Даров освящается на ближайшей по времени предшествующей полной литургии. Для этой цели на проскомидии полной литургии вырезаются дополнительно один, два или три Агнца, в зависимости от количества предстоящих Преждеосвященных литургий. После освящения Агнец, предназначенный для Преждеосвященной литургии, напитывается Святой Кровью, ставится на дискос и покрывается специальным покровом: дискос остается на престоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В некоторых Поместных Церквах в день памяти святого апостола Иакова (23 октября) совершается Литургия его имени. То, что ее чинопоследование сохранилось до наших дней – чрезвычайно важно для нас, ведь оно является памятником литургической деятельности всех апостолов, имевших со святым Иаковом теснейшее общение. В Православной Церкви существует еще один чин ЛитургииПреждеосвященных Даров 39 . Связано его появление с соблюдением поста, заповеданного Господом для всех Его последователей. 49-е правило Лаодакийского Собора предписывает не совершать полной Божественной литургии в дни Святой Четыредесятницы 40 . Таким образом, на христиан во время Великого поста как бы накладывается епитимья, и они не могут приступать к Причастию так часто, как они это делают в обычные дни 41 . Преждеосвященная Литургия – апостольского происхождения. Вот что писал об этом святой Софроний, Патриарх Иерусалимский: «одни говорили, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра, верховного апостола, иные иначе». Для Александрийской Церкви последование Преждеосвященной Литургии было составлено апостолом и евангелистом Марком. В древнейших рукописных памятниках чин содержащейся там Преждеосвященной Литургии надписан именем апостола Иакова. В IV веке святитель Василий Великий переработал это чинопоследование, с одной стороны, сократив его, а с другой, – внеся в него свои молитвы. И уже это чинопоследование переработал для западной части Православной Церкви святой Григорий Двоеслов , папа Римский 42 . Переработав этот чин и переведя его на латынь, святитель Григорий ввел его в повсеместное употребление на Западе. Сугубое уважение к трудам Григория Двоеслова стало причиной того, что в названии Литургии Преждеосвященных Даров закрепилось его имя. Время совершения Литургии Литургия может совершаться ежедневно, кроме некоторых особо оговоренных Уставом дней. Литургии не положено в следующие дни. 1 . В среду и пятницу Сырной седмицы. 2 . В понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Отличия современных богослужебных структур Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста не столь существенны, разница в них заключается лишь в большей протяженности евхаристической молитвы на Литургии Василия Великого , а также в пении богородична О Тебе радуется вместо Достойно есть – на Литургии Иоанна Златоуста . Кроме того, Литургия Василия Великого совершается только в определенные дни года: в рождественский и крещенским сочельники (в соединении с Вечерней), на Великий праздник Обрезания Господня и Св. Василия Великого 1/14 января, в первую, вторую третью, четвертую и пятую Недели Великого поста, на Страстной седмице – в Великий четверток и Великую субботу (оба дня – в соединении с Вечерней). Существует также особый вид ЛитургииЛитургия Преждеосвященных Даров составителем которой согласно преданию является святитель Григорий Двоеслов Папа Римский. На этой Литургии не происходит освящение Святых Даров, а предлагаются Святые Дары, освященные в предыдущей день на Литургии св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого . И соответственно, ее чинопоследование и состав песнопений значительно отличатся от Литургии св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого . Назначение Литургии Преждеосвященных Даров – в причащении немощных и болящих в те дни, когда по уставу не полагается совершать полную Литургию – в среду и пятницу Великою поста. Архитектоника и чинопоследование Литургии св. Иоанна Златоуста . Как единое целое Литургия представляет собой теснейшее взаимодействие двух основных форм богослужения – словесной и священнодейственной. И в то же время, все что совершается священнослужителями в алтаре (священнодействия, молитвословия) также имеют непосредственную связь с пением на клиросе. Поэтому рассмотрим богослужебную структуру Литургии Иоанна Златоуста , представленную в виде схемы (см. приложение 3) на двух уровнях: 1) Соотношения разделов песнопений Литургии (по горизонтали) 2) Соотношения священнодействия и молитвословия, совершаемых в алтаре с пением на клиросе (по вертикали).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010