Затем я переехал с семьей на Кипр, где еще пять лет служил священником в епархии выдающегося митрополита Тамасского и Оринисского Исаии. Там я оказался, наверное, первым в истории иностранцем на традиционном кипрском горном приходе. Я многому там научился, особенно терпению, в частности потому, что понял: Православие – это про общину. Приход состоял из одной большой семьи, где все были связаны друг с другом, а священник находился в центре этой общины. Для меня это было шоком, потому что я привык к замкнутости и некоторой скрытности, обособленности, неся священническое служение в Словакии. Но на Кипре я понял, что Православие не может существовать вне конкретной общины. С Кипра я вернулся в Чехию, в Прагу, где последние пять лет служу в соборе святых Кирилла и Мефодия. Мой храмовый опыт в Праге тоже интересен, но главная проблема, с которой я сталкиваюсь, – трудность научить людей жить в сообществе, соборно, а не порознь. Интерес к Православию – это не интеллектуальные искания, а жизнь в общине, что, к сожалению, мало кто здесь понял. Непростая история Православия в Чехии и Словакии – В России о происходящем в жизни Чешской Церкви (позвольте мне для беседы выбрать такую формулировку названия) известно мало, вернее – почти ничего. Вот политические события, новости туризма или вопросы эмиграции в Чехию – это на слуху. Интересно, что с проповедью христианства в эти земли пришли святые Кирилл и Мефодий, их трудами здесь возникла епархия… Но сегодня Чехия, по крайне мере культурно – это католическая страна. Что произошло? И какие основные вехи жизни Православия в землях Чехии и Словакии можно отметить с момента проповеди здесь Кирилла и Мефодия и до наших дней? – Сложный вопрос. Богемия, Моравия, Словакия географически и культурно расположены в Центральной Европе. Христианство постепенно начало появляться в этом регионе в рамках частных миссионерских попыток еще до 863 года. Тогдашний князь Великой Моравии Ростислав, вероятно, понимал, что местным жителям нужна такая форма христианства, которая могла бы соответствовать местной культуре и народам. И он хотел, чтобы император прислал из Византии просветителей, которые могли бы работать с местной культурой, что в то время было важнейшей задачей. Так в 863 году Кирилл и Мефодий прибыли в Великую Моравию и начали свою проповедь. И их проповедь была очень эффективной, ведь вплоть до XI века славянская литургическая традиция здесь развивалась довольно активно.

http://pravoslavie.ru/139440.html

 Но многим этот христианский подвижник казался безумцем, фанатиком. Руководство клиники всеми возможными способами пыталось прекратить его деятельность, обвинив священника в нарушении закона о собраниях и в злостном хулиганстве. Но тот оба эти процесса выиграл в суде. У входа в лечебницу его избивали неизвестные мужчины, один раз облили краской. “Те люди, которые убили уже много детей, производя аборты, меня ненавидят и сильно хотят, чтобы я молчал“, - объяснил отец Либор. Доставалось ему и от местных активистов Лиги геев и лесбиянок. Друзья священника стали выходить в пикет вместе с ним, чтобы оградить своего пастыря от побоев и плевков.  Раз в месяц, по выходным, жители города видят отца Либора на улицах Брно во главе организуемых им противоабортных шествий. Участники марша демонстрировали плакаты с шокирующими фотографиями, сделанными в гинекологических клиниках и запечатлевшими ужасные последствия аборта - мертвых, залитых кровью детей, раскромсанных врачебными инструментами. NEZABIJES! - было написано на каждом из плакатов. Сам отец Либор нес перед собой образ святителя Симеона Богоприимца, священника-старца, которому выпало на долю принять на руки новорожденного Христа и найти свою смерть от воинов царя Ирода в день избиения вифлеемских младенцев.  Семья отца Либора страдала от тяжелых ударов, наносимых средствами массовой информации. Первый канал чешского телевидения, комментируя молитвенное стояние священника, оставил последнее слово за его противниками. Но худшим потрясением стали для него “открытые письма“ из Брненской православной общины (Чехия - традиционно католическая страна), звучавшие так: “Деятельность Либора Галика несовместима со служением православного духовника. Его протест имеет агрессивный, сектантский нрав. Он вредит православию в Чешской республике. Галик действует в форме конфронтации, вызывает негативную реакцию людей. И вообще он не наш, а пришлый с Тржебича, где и был возведен в сан“.  Сила молитвы поддерживала отца Либора в те дни, когда им овладевало отчаяние, когда он опасался за своих детей, тоже немало претерпевавших. Но вот, главные его противники в общине, священник и староста, отошли от борьбы с ним, один - лишенный должности епископом, другой - покинувший свой пост из-за ухудшения здоровья. А через четыре дня после очередного шествия, тридцатого по счету, неожиданно умер один из трех директоров клиники, более других выступавший против отца Либора на телевидении. Он рассуждал о том, что никакое не зло - то, что в его лечебнице убивают путем аборта сотни детей; он же уволил женщину-врача за отказ умертвить ребенка.

http://pravoslavie.ru/22713.html

Теперь стало модным погребение, так сказать, без никого. Просто родственники отправляют друзьям и близким сообщение о том, что скончался такой-то человек. И все. Ни погребения, ни поминок. Раньше хоть был крематорий. А теперь вообще ничего. Это ужасно. Вообще, современная Чехия - это страна западная. Большинство ее жителей уже совсем неверующие. Большое влияние имеет образ жизни прагматичный, американский. Почти никому уже не нужны ни храмы, ни священнослужители. Этот процесс постоянно усиливается, и мне всегда радостно узнать, что в России такого еще нет, что американизм не достиг здесь таких масштабов, как на Западе, что большинство ваших граждан все-таки верующие, хотя не все они принимают активное участие в жизни Церкви. У нас этого уже нет. Это, конечно, открывает большие возможности для нашей миссионерской деятельности. Мы можем работать с людьми, которые ищут истину. Поэтому у нас вполне нормальные, человеческие контакты с представителями других Церквей и вероисповеданий. Мы встречаемся на разных мероприятиях, которые организуют и политические, и церковные организации, прежде всего, конечно, римо-католические. Это самая многочисленная в Чехии конфессия. Но число римо-католиков за последнее десятилетие сократилось почти на миллион. Население Чешской республики составляет сегодня 10 миллионов человек, из них католиков около трех миллионов. А почти 60 процентов населения не принадлежат ни к какой конфессии и открыто называют себя атеистами. Поэтому вести сегодня какую-то борьбу или стараться переманить верующих из другой Церкви - это никому не нужно, потому что верующих осталось очень мало. Мы все должны стремиться проповедовать истину. Слава Богу, сегодня есть возможность открыто свидетельствовать об истине. - А как строятся Ваши взаимоотношения с государством? Оказывает ли государство какую-нибудь финансовую поддержку Православной Церкви? - Да. Оказывает. У нас еще со времен Австро-Венгерского государства сохранился подход к Церкви как к части культурного наследия. Поэтому наша Церковь всегда принимала участие в делах министерства культуры. И поэтому министерство оказывает нам финансовую поддержку. Не только нам, конечно, но и всем официально зарегистрированным конфессиям. Так традиционно строились наши взаимоотношения с государством. Православная Церковь признана исторической Церковью, которая издавна существовала на этих землях. Историческими Церквами признаны и протестанты, так как они появились у нас еще в XVI-XVII веках, и лишь затем были изгнаны из Чехии. Зарегистрированные Церкви получают финансовую поддержку для выплаты жалования священнослужителям. Но, конечно, эти средства весьма ограничены. И сейчас ведется подготовка нового закона о Церкви, в соответствии с которым, Церкви, может быть, должны будут заключать договор с государством. Это уже введено в Словакии. Там зарегистрированная Церковь может договориться о поддержке с государством.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Максим Бойко, прихожанин Чехословацкой Православной Церкви: «У нас в Зноймо нет мечетей и синагог. Зато есть Православие». Зноймо, Чехия. Фото: facebook.com/znojmocity.cz Зноймо, Чехия. Фото: facebook.com/znojmocity.cz Зноймо, Чехия. Фото: facebook.com/znojmocity.cz Зноймо, Чехия. Фото: facebook.com/znojmocity.cz Светлана Курмац: «В Праге везде стоят и елки вертепы, даже с живыми овечками, несколько дней назад были в Дрездене — все стоит, колядки поют, вертеп подготовлен…». Галица Цукерман: «Прага. Весь город в ёлках и гирляндах, много вертепов, даже есть адресная реклама — где находятся крупные из них. На Староместской даже есть загон для овец, которых на ночь куда-то увозят, а днём они там гуляют, радуют детей и туристов». Юлия Журавлева: «Я из Праги, на каждой пощади и во всех торгово-развлекательных комплексах елочки, не говоря уж о витринах магазинов. Рождественские ярмарки по всему городу и вертепы». Прага. Фото: Юлия Журавлева Оксана Матвеева: Брно наряжен — и пингвины, и медведи, и рождественская ярмарка на центральных площадях, и елочка. Везде все светится (только без снега пока). В спальных районах все стараются украшать свои дома снаружи, даже на самые маленькие кустики вешают гирлянды. Есть елочки и вертепы. Ощущение рождественской сказки, детства, радости парит в воздухе… К сожалению, иногда кажется, что за всей этой суетой и подготовкой стирается само значение праздника… Хотя, наверное, все зависит от каждого человека в отдельности, как что воспринимать… и это уже совсем другая история. Фото с сайта brnensky.denik.cz Брно. Фото Оксаны Матвеевой Брно. Фото Оксаны Матвеевой Брно. Фото Оксаны Матвеевой Польша Варшава. Фото: Александра Вишневская Вертеп на Старой Рыночной площади в Познани. Фото: Елена Ягунова. Венгрия Елена Филиппенко: «В конце ноября — начале декабря наш конноспортивный клуб ездил в Венгрию…». Фото: Елена Филиппенко Литва Вильнюс Вильнюс Каунас Клайпеда Ретава Шауляй Щилале Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-v-evrope-ku...

Это ни в коем случае не наивное или примитивное искусство. Это искусство, в совершенстве владеющее всеми техническими средствами. Что касается колористики, то в Новгородской школе совсем иной вкус, нежели у Рублева или Дионисия. Здесь определенное предпочтение теплым тонам. Заметно отсутствие голубого или зеленовато-голубого. Преобладают красный и желтый. Янтарно-желтый фон, пурпурные колесница и кони Елисея, развевающаяся мантия святого Георгия, скачущего на белоснежном коне, щиты Бориса и Глеба и все облачение Параскевы. Зеленый цвет, особенно на иконе Преображения, глубокого тона, цвета летней листвы. Если зеленый есть цвет земли, то красный, к нашему изумлению, – знак небесных видений. Исключение составляет Пресвятая Богородица, сохраняющая традицион ный, византийский облик. Ее мафорий всегда темно-в ишневого цвета, местами переходящий в фиолетовый. Этот темно-к расный цвет, контрастирующий с белоснежными одеждами и крыльями ангелов, создает весьма благородную цветовую гамму. Но, в общем, новгородская колористика свидетельствуют о здоровом народном искусстве, сознающем свою силу и излучающем радость жизни. Те же яркие и сочные краски, с преобладанием красного, наблюдаются в быту современного русского крестьянства, в их костюмах, в народном искусстве, в детских игрушках. Это означает, что в Новгороде мы имеем дело не только с местными пристрастиями, но, скорее, с отражением художественного восприятия Северной, или Великой Руси. Если по мере возможности проследить хронологически развитие новгородской иконы, то к концу XV века происходит смена народного стиля на более изящный и утонченный. Он выражается в вытянутости фигур, в более сложных и патетических жестах, в смягченных колористических тонах. Древняя республика к концу политической жизни становилась все более аристократической. И это утонченное искусство Новгород завещал Москве, своей победительнице и наследнице своих культурных традиций. Другой чертой развития является растущая тенденция к декоративности, таившая постоянную опасность для русского искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Другое недооцененное сегодня направление выработки синтетической платформы русского самосознания – народничество. Оно в моем перечне седьмое. Огромное влияние в XX веке имела эта традиция народников – на них равнялись многие страны Третьего мира, желавшие порвать сковывающие их рамки так называемого «зависимого развития». В СССР народничество поначалу ассоциировалось с его чисто политическим крылом – эсерами и потому было под запретом. Однако де факто идеи и находки народников ис-пользовались большевиками в работе с широкими массами. Во второй половине XX века народничество все больше входило в интеллектуальной обиход, его рассматривали как богатую среду, в которой развивалась так называемая «освободительная» традиция. Хотя в действительности было и консервативное, и христианское народничество. Выдающий-ся наш философ Николай Онуфриевич Лосский, например, причислял к народникам царя Николая II. Многие народники были настоящими знатоками современной им России, из их среды вышли тысячи земских деятелей, врачей, учителей, просветителей, о которых крестьяне, старики и старушки, заставшие старое время, вспоминали добрым словом даже и в эпоху зрелости советской власти. Другим измерением сборки национального самосознания являются категории и философемы, такие как соборность (солидарность), общинность, цельное знание, персо-нализм, кенотизм, правда-справедливость и многие другие. Также к точкам сборки следу-ет отнести воплощения в символах культуры национальных ценностей, святынь, выдаю-щихся творений национального гения, тех «русских кодов», о которых несколько лет назад написал свои коллективные труды Изборский клуб. – Как это соотносится с «традиционными ценностями», президентский указ о которых вышел в 2022 году? – Соотносится напрямую. Один из главных разработчиков концепции традицион-ных ценностей – В.В. Аристрахов – тоже член Изборского клуба, и он – с нами в нашей новой работе. Безотносительно самого Указа, издание которого было необходимым шагом – раз-говор о ценностях у нас, к сожалению, очень часто сводится к попыткам представить не-кий набор благопожеланий, в результате чего мы имеем перед собой конструктор, из ко-торого еще надо собрать нечто стоящее. Это даже стало поводом для пошлых анекдотов: как тяжело Каю во дворце Снежной Королевы из четырех букв собрать слово «Вечность» и т.п.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/14/osnova...

В истории церкви касательно учения о первородном грехе заметно два главных направлений. Они зависят преимущественно от одностороннего взгляда на этот догмат. Споры об отношении божественного к человеческому, благодати к естественным силам человека всегда производили две партии, вдававшиеся в противоположные крайности. Эти споры начались в христиан. церкви сначала в учении о лице Богочеловека, а в начале 5 века (с 411 г.) из области христологии решение вопроса об отношении благодати к естествен. сила человека перешло в христианск. антропологию в учении Пелагия и блаж. Августина, и, благодаря их оживленной полемике столь важный догмат – о первородн. грехе – принимавшийся прежде в простоте веры, на основании немногих изречений Св. Писания был развит и уяснен. Но так как всегда бывает, спорившие стороны уклонились в противоположн. крайности и тем самым подали начало двум различным взглядам на учение о первородн. грехе. Пелагий отстаивал целость и неповрежденность душевных сил человека, и его последователи с самонадеянной гордостью отвергали необходимость содействия благодати для возрождения и спасения человека. Вот вкратце его учение: грех – дело свободной воли человека; все доброе и злое в его жизни, за что он заслуживает похвалу, или порицание, зависит от него самого. Не наклонность, будто бы наследованная нами от прародителей, влечет нас к греху, а собственная наша свобода – причина нравственного нашего падения. Человеческая природа и доныне такая же совершенная и невинная, какая была в Адаме. Перерождение Адамова греха, как греха его собственного, личного, к его потомкам не мыслимо и противно божествен. правосудию. Единственная связь, какая только может быть между грехом Адама и нашими преступлениями, заключается в нашем подражании его греху и только в этом отношении грех прародителя можно назвать всеобщим грехом, потому что если бы Адам не пал, может быть и потомки его не пали, не имея пред собой дурного примера 26 . Учение Пелагия, начавшееся в западн. церкви вскоре обличено было на Востоке, а потом уже и на Западе. Но здесь-то оно осуждено было официально, а в действительности оно нашло себе приют и покровительство в Риме, так как оно согласовалось с монтанистич. направлением католическ. Церкви. Лютеранские богословы осуждают римск. церковь за пелагианство в учении о первородном грехе; но это не вполне справедливо. Отстаивая, свободу воли в падшем человеке, она признает, что человеч. природа со времени грехопадения прародителей стала слабее и удобопреклоннее ко злу и с самого зачатия своего человек уже осквернен прародительск. грехом, в следствие чего она признает необходимость крещения детей. Пелагианство с его крайними выводами в настоящее время находится только в учении Социниан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Католич. учение о первородн. грехе в первый раз было изложено на Тридентск. соборе по неотступному требованию лютеран, – и в этом изложении сделана была Римск. церковью значительн. уступка справедливым требованиям их. Но, как временная уступка, тезисы Тридентского собора о падении первого человека не получили канонической силы и значения в католическ. церкви. Маренеке и Винер подверглись от рим. курии осуждению за то, что они, на основании положения Тридентск. собора изложили католич. учение о первородн. грехе 46 . И потому-то римский катехизис, составленный на основании Тридентск. собора, тщательно обходит этот догмат, опасаясь изменить вековой практике западн. церкви и взгляду на деятельность человека, который будто бы в силу естествен. своих сил, помимо спасительн. заслуг Христа может, своими подвигами благочестия, достигнуть оправдания перед Богом. Адам, преступивши заповедь Божию в раю, утратил первобытную праведность, святость, и таким образом лишился сверхъестественного, божественного дара благодати и – вследствие чего подпал праведному гневу Творца, стал хуже по душе и телу и именно потому, что justitia originalis, бывшая в первозданном человеке как бы золотой целью, была отнята у него и Адам остался с своей чистой природой in puris naturalibus 47 . Падший человек, предоставленный себе самому, немедленно начал испытывать внутреннюю борьбу своих противоположных природ, из коих каждая с своими требованиями восстала против другой части своего существа и так. образом открылась вражда, восстание плоти на дух. Следствием этой вражды, преобладание низших чувственных инстинктов над высшими стремлениями духа и наконец смерть 48 . Прародительский грех переходит от Адама на всех его потомков со всеми его дурными последствиями 49 . В чем же собственно первор. грех , по учению Католич. церкви, в лишении человека благодати, сверхъестественного дара Божия. Сущность первородн. греха, по Анзельму – privatio justitiae originalis, по Ломбарду – justitiae debitae nuditas, вообще лишение (carentia) сверхъестественных даров благодати Божией 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Δο ατδελφοι, διτι κ δο γεννσεων προρχονται, κα δο ποτελοσι βαθμος. Димитр. Хом., упом. сочин. (Аф. Синт., V, 422). Властарь, В, 8 (ib. VI, 126). Этому счету степеней родства по боковой линии следует и нынешнее гражданское законодательство. Напр. § 41 австр. свода гражд. зак. гласит: «Die Grade der Verwandschaft zwischen zwei Personen sind nach der Zahl der Zeugungen, mittelst welcher in der geraden Linie eine derselben von der andem, und in der Seitenlinie heide von ihrem nächsten gemeinschaftlichen Stamme abhängen, zu bestimmen. По римско-католическому церковному праву дело обстоит иначе. По этому праву родство между двумя лицами по боковой линии определяется не общим числом рождений, но по числу рождений с одной только стороны, начиная с того лица, по отношению к которому отыскивается степень его родства с другим лицом, и до общего родоначальника; если же два лица по отношению к родоначальнику стоят не в одинаковом расстоянии, то считаются рождения более длинной линии, и число их (без рождений другой более короткой линии) представляет степень родства. В качестве правила в римско-католическом церковном праве действует положение: «quo gradu distant personae a stipite, eo distant inter se». Напр., по православному церковному праву, а также и по гражданскому, два брата, или брат и сестра стоят во второй степени, а по римско-католическ. праву – в первой; два двоюродных брата по правосл. церковн. и гражданскому праву – в четвертой степени, и по римско-католическому – во второй; племянник и дядя по правосл. и гражданск. прав. – в третьей степени, а по римско-католическому – во второй и т. д. Если взять имена приведенной в тексте таблицы, то по римско-католическому праву Михаил и Мария будут в 1-ой степени, Петр и Екатерина – во 2-ой. Петр и Михаил – в 3-й, Димитрий и Стефан – в 4-ой и т. д. Такой способ счисления степеней родства по боковой линии узаконен в римско-католической церкви вью 1065 году папою Александром II посланием, обращенным ко всем в Италии, quomodo sint computandi gradus consanguinitatis. Can. 2, с. XXXV, q. 5 (Corpus jur. can., ed. Richter, I, 1110–1111). См. об этом Schulte, Handbuch des kath. Eherechts (Giessen, 1855). S. 162 fg.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Рис. 8. Крест из коллекции Dumbarton Oaks.VI-VIII века. Рис. 9. Рис. 10. Крест из Майнца (Германия). VII-VIII века). Рис. 11. Крест из д. Сады (Чехия) IX в. Рис. 12. Крест из Британского музея. Параллельно с этой возникает и другая традиция крестов-тельников с изображением распятого Спасителя. Они отличаются довольно крупными пропорциями, а также размещением фигуры распятого Иисуса на всей поверхности лицевой части креста. Обе иконографические традиции получили своё развитие и в дальнейшем. Так на кресте из г. Майнца (VII или VIII в.), в его оглавии над головой Спасителя, помещена дощечка с надписью: ICXIN? (далее нечитаемая) – Иисус Христос из Назарета, а над ней две рельефные окружности с символами Солнца и Луны (рис.10). На другом похожем кресте из д. Сады (Чехия) в оглавии креста, над головой Спасителя, изображена рука Божия (рис.11), а на византийском золотом крестике VII в. (рис. 12) изображены Христос и четыре евангелиста (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники. С. 94–100). Рис. 13. Иконография тельных крестов XXIII веков довольно лаконична. В основном это изображение Христа – благословляющего или распятого. Крест, как орудие казни, обычно не показывался, а обозначался над головой Спасителя в виде маленького крестика (рис.13). На Христе – лентий (набедренная повязка) или коллобий (длинное византийское одеяние). «Лентий на чреслах Иисуса Христа в рассматриваемый период времени (с VI по X век) встречается лишь изредка, в XI веке он становится преобладающим, а с XII века – единственным одеянием распятого Спасителя» ( Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб, 1892. С. 361). Дополнительные атрибуты распятия отсутствовали. Рис. 14. Рис. 15. С V века на папирусных амулетах, затем на нательных крестах и энколпионах, и даже на иерейском облачении встречается надпись из двух крестообразно записанных слов fw¤j и zw» (фос и зоэ), означающих свет и жизнь. Иногда на кресте или рядом с ним изображались греческие буквы A и W (рис. 14), а балки креста украшались растительным орнаментом и часто принимали на концах троичную форму крина – древнего символа жизни, а теперь ещё и Живоначальной Троицы. Нередко цветение изображалось не на концах балок креста, а в его основании, которое, превращаясь в растительные побеги, раздваивалось. В этом случае крест приобретал форму, напоминающую раннехристианские изображения якоря или корабля, включая в себя их символику (рис. 15). Процветшие кресты в такой символике широко известны в искусстве Византии и древней Руси во все времена (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. СПб., 2000. С. 6–7). Рис. 16. Крест из Тулструпа. XXI века. Рис. 17. Крест из местечка Пархим. Германия. XXI века. Рис. 18. Крест из Готланда. XI в.

http://azbyka.ru/krest-bez-raspjatija-si...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010