Случилось ему в том же году быть в городе Хоищах у одного богатого помещика Хойского. После нескольких дней пребывания в Хоищах, Музеля тяжко заболел и, чувствуя приближение смерти, пригласил соседних священников, чтобы они совершили над ним помазание елеем; но вместо елея он положил в сосуд св. миро, принесенное из Киева, и когда было совершено над ним помазание этим миром, к удивлению всех присутствовавших при этом, Музеля встал с одра своего совершенно здоровым. 8 . Сам Господь иногда указывал нуждающимся в помощи искать ее у св. мощей угодников Божиих и подавал просимое чтущим оные. Св. Иоанн Многострадальный молился Господу об избавлении его от восстания телесной похоти. Тогда глас с неба повелел ему молиться, находящемуся против него мертвецу: «Сей может помогать боримым этою страстию». Мертвец этот был св. Моисей Угрин. Иоанн помолился пред мощами его – и страсть укротилась («Чет.-Мин.» июля 18 д.). В другой раз сам св. Иоанн, взявши кость от мощей св. Моисея, приложил ее к телу одного страждущего блудною страстию брата, и угасло разжение и омертвела страсть в плоти его («Чет.-Мин.» июля 18 д.). Муж некий, именем Мариан, имея особенную любовь к мученику Никите, по скончании его мученичества, взял страдальческое тело его и благочестно похоронил его в своем доме. И благословил Бог дом Мариана ради страстотерпца Никиты, и изобиловал он богатством вещественным и духовным. («Чет.-Мин.» сент. 15 д.). 9 . Не только самые св. мощи служили источники исцелений; но и другие вещи, соприкосновенные им и взятой от них, производили благодатные целебные действия на верующих. Один брат, боримый блудною страстию, пришел к преп. Даниилу Скитскому просить у него благодатной помощи в борьбе с нею. Преподобный послал его в монастырь, где лежало тело св. мученицы Фомаиды, пострадавшей за свое целомудрие от свекра, и повелел ему там молиться Богу молитвами мученицы. Брат, исполнив совет преподобного, помолился у гроба ее, помазался елеем от лампады, которая горела над гробом, положил главу на гроб ее – и совершенно освободился от беспокоившей его страсти («Чет.-Мин.» апр. 13 д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И действительно, проведя субботу в покое по иудейскому обычаю ( Лк.23:56 ), Мария Магдалина в глубокое утро следующего дня с немногими подругами спешит с ароматами ко гробу Спасителя ( Мф.28:1 ; Ин.20:1 ; Мк.16:1–2 ). Ни мрак ночи, ни уединенное положение гроба Господня близ страшной Голгофы, ни страх иудейский – ничто не могло удержать благочестивых жен от выполнения долга любви: они спешат ко гробу с одной мыслию скорее помазать ароматами тело Господа. Когда затем они нашли камень гроба отваленным, и Мария Магдалина возвестила об этом апостолам Петру и Иоанну, а они побывали у гроба и в недоумении отошли от него и возвратились ( Лк.24:11 ), Мария Магдалина одна стояла у гроба и горько плакала ( Ин.20:11 ). За эту-то пламенную любовь, какой, по-видимому, не имели и самые близкие ученики Господа, Мария Магдалина удостоилась первой из всех последователей Господа, раньше самих апостолов ( Мк.16:9 ), видеть Воскресшего и благовестить о Нем ученикам Его; лишь Богоматери, по преданию, Воскресший Господь явился еще прежде. Вместе с другими благочестивыми подругами своими и во главе всех их Мария Магдалина перешла в историю христианской Церкви с именем Мироносицы – именем, свидетельствующим о великом подвиге любви и усердия их к Господу. Явившись первой благовестницей воскресения Христова в тесном кругу апостолов, Мария Магдалина, затем, как свидетельствует предание (см. Чет. Мин. 22 июля), оставила дом, друзей и отечество и посвятила жизнь свою трудам благовестия. С проповедью о воскресении Христовом, с благоговестием евангельским, она обтекла многия страны, между прочим посетила Рим. Здесь она получила доступ в императорский дворец Тиверия, которому поднесла красное яйцо – символ возрождения человечества кровию и воскресением Христа, – с проповедью о воскресении Христовом и вообще искупительном деле Его. Из Рима прибыла в Ефес к Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову и здесь с Апостолом апостольски трудилась до самого честного своего преставления и была погребена при входе в ту пещеру, в которой после семь ефесских отроков почти три века почивали чудесным сном.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

преподобномуч. Епиктет пресвитер сказал Комиту: «если желаешь, чтобы никаких болезней не было в твоем доме, то в каждый недельный день приобщайся с домашними Божественных Таин тела и крови Христовой с чистым сердцем“ (Чет.-Мин. 7 июля). Но кто-нибудь скажет: «мы и в Бога веруем, и во грехах своих пред священником каялись, и св. Таин причащались, а выздоровления не получили“. Точно, братие, каемся мы и пред священником, но каемся часто только одним языком, а в душе нашей нет истинного покаяния, в душе нашей все остаются одни и те же худые мысли и желания, одни и те же грехи. Устами своими мы принимаем св. Тайны Христовы, но в душе нашей нет Божия страха, нет крепкой веры в Бога, мы все остаемся худыми христианами. И после сего, достойны ли мы полного выздоровления, когда своих душ не излечили от грехов? Но люди, имеющие крепкую веру в Бога, получили исцеление от болезней даже тогда, когда прикасались к ризе священника. Св. мученица Сира, девица Персидская, еще некрещенная, будучи больна, только прикоснулась с верою к ризе иерейской, и тотчас получила исцеление (Чет.-Мин. 24 августа). Наконец, возлагая все свое упование на небесного Врача Иисуса Христа, можно обращаться за помощью и к земным врачам, но только не к знахарям и ворожеям. Законный врач и учился лечить, и поставлен на то от начальства, а знахари и ворожеи суть не что иное, как обманщики. Они лечат то нашептыванием, то наговариванием, и своим лечением распространяют между людьми одно только суеверие, отвращают христианские души от истинной веры во Христа. Нет, сколько они не шепчи, сколько ни наговаривай, а все они обманщики, ничего не знающие. Лучше лечись у законного врача, но прежде всего проси Бога, чтобы Он умудрил врача и благословил его лекарство для исцеления тебя. О таких врачах говорится и в Божием писании: Сыне! В болезни твоей даждь место врачу, ибо Господь его создал и да не удалится от тебя, так как потребен тебе ( Сирах. 38:9–12 ). Значит сам Господь, по вере нашей и по усердной молитве нашей, чрез поставленного врача, исцеляет наши болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Братие христиане! Прошло много лет, как явилась Казанская чудотворная икона Божией Матери. Находится она теперь в С.-Петербурге, в Казанском соборе. Но благодать и милость Божией Матери для всех нас всегда близка и никогда неистощима. В какое бы время и в каком бы месте ни стали мы молиться Ей, в Божием ли храме, в своем ли доме, на пути, во дни и в нощи, в горе и несчастии, всегда, говорю, и везде Она к нам близка, всегда и везде нас видит и слышит наши молитвы. Когда Она жила еще на земле, то и тогда много помогала бедствующим. А теперь, когда Она предстоит пред престолом своего Сына и Бога, еще более помогает им. Теперь Она даже сходит с небес на землю и помогает всему миру. О, как отрадно говорится об этом в житиях святых! Св. Андрей, Христа ради юродивый, однажды был восхищен на второе и третье небо, и видел некоего светлого, как облако, мужа, несшего крест и сказавшего ему: «ты хочешь видеть здесь светлейшую Царицу сил небесных, но Ее нет здесь ныне: Она отошла в многобедственный мир помогать человеком и утешить скорбящих» (Чет.-Мин. 2 октября). И точно, Божия Матерь, усердная заступница, спасала препод. Кирилла Белозерского от пожара и от разбойников (Чет.-Мин. 9 июня). Она исцеляла от тяжких болезней нреподоб. Нифонта и сохраняла его в опасностях (Чет.-Мин. 23 дек.). Чрез свою икону Она помогла Российскому князю Андрею Георгиевичу Боголюбскому победить болгар, а Греческому царю Мануилу победить сарацин (Чет.-Мин. 1 авг.). Она спасла Москву и всю Русскую землю от владычества поляков (22 окт.). Она – Божия Матерь и Матерь рода христианского непрестанно изливала и доселе изливает нам – детям своим великие чудеса и милости. К ней и будем мы прибегать в своих горестях, бедах и напастях. Теперь обратимся, други мои, еще к следующему обстоятельству. После покорения Казани, царь Иоанн Васильевич повелел казанских татар просвещать светом веры православной, а Божия Матерь явлением чудотворной иконы своей укрепила св. веру среди татар. И теперь православные цари наши стараются о том, чтобы во всем царстве их процветала православная вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Дерзай дщи, сказал Господь кровоточивой жене, вера твоя спасла тебя, иди в мире. Не бойся, сказал Он начальнику синагоги, токмо веруй и дочь твоя будет спасена. Так, братие, для верующего все возможно. И что за дивная сила веры в истинного Бога? Все вы знаете, какой тяжкий грех есть, напр., разврат, или, вернее сказать: блуд. Это смертный грех . Но истинная вера сильнее смертного греха. Выслушайте, что говорится об этом в житие препод. Феодора, епископа Едесского. Одна женщина по смерти мужа своего осталась с тремя сыновьями. И вот два старших сына ее умерли, а третий сын меньший тоже был при смерти. Бедная мать схватила умирающего сына и побежала к столпнику Феодосию, близ Едессы подвизавшемуся. На полпути младенец умер. По случаю, или лучше, по Божьему усмотрению, встретилась ей блудница, которую она слезно стала умолять, дабы она помолилась Богу и воскресила ее дитя. Та сказала о своем недостоинстве; но, видя неотступное моление матери, взяла дитя, стала бить себя в грудь и, обливаясь слезами, сказала: Господи! я недостойна даже на небо воззреть ради грехов моих, ни воспомянуть устами Твое пресвятое имя; однако, не ради меня грешной, а ради сей несчастной матери, воскреси сего невинного младенца», – и младенец ожил. «Я же, говорит столпник, со столба, по Божию откровению, увидел свет пресветлый, с небеси сшедший, который осиял грешницу молящуюся и умершее отроча и матерь плачущую“ (Чет.-Мин. 9 июля). И так, скорбящие братие, не унывайте и не предавайтесь отчаянию, если вас сокрушает какая болезнь, или иное горе преследует вас, но с крепкою верою и теплою молитвою обращайтесь за помощью к многомилостивому Иисусу Христу, и, по примеру грешницы, усердной молитвою воскресившей сына бедной матери, раскаивайтесь в своих грехах, вольных и невольных, смиряйте себя пред святейшим Богом и жизнь свою исправляйте добрыми делами. И Господь, любящий праведных и милующий кающихся грешников, в свое время пошлет вам свою благодать и утешение. Аминь. Читать далее Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи/[Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Во сне является ей св. мученик У ар, держа за руку сына её; оба в белых, блестящих одеждах, с драгоценными, сияющими венцами на главах. «Усердная попечительница мучеников, – сказал Клеопатре св. Уар, – я не забыл благодеяний, тобою оказанных те моему, и умолил Бога, чтобы Он сопричислил к лику ангелов сына твоего. Сама ты молилась-в день освящения храма, да испрошу тебе и сыну твоему, что обоим вам полезно, и что Богу угодно. Вот я исполнил твое желание. Посмотри на славу сына твоего. Он теперь один из предстоящих престолу Божию. О чем же ты так горько сетуешь и плачешь? Или не хочешь, чтобы сын твой наслаждался теми благами, «их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор. 2:9 )? Если так, то возьми его!» При сих словах юный Иоанн крепко прижался к св. Уару и сказал матери: «Если любишь меня, то радуйся моему блаженству и не сетуй пред Господом! » Тогда восторженная мать воскликнула: «О, блаженные души! возьмите и меня с собою!..» – и проснулась Клеопатра и возвратилась в дом свой с радостью («Чет. Мин.» окт. 19). Так уверенность в блаженстве любезных нашему сердцу утоляет скорбь и превращает ее в радость. («Христ. утеш. несчаст. и скорбящих», прот. Гр Дьяченко) Награда матерям, в благочестии воспитывающим своих детей Вам известны, конечно, жены-христианки, такие из матерей, которые, воспитавши в благочестии своих детей, пожинают плоды своих трудов еще при жизни и доживают до того времени, когда дети их, выросши, становятся примерными христианами, верными слугами царя и отечества, прекрасными людьми в семье и кормильцами и опорою их матерей в их старости. Бесспорно, что и это великая награда таким матерям. Но тут вот какой является вопрос: получат ли они награду за благочестивое воспитание детей и в будущей жизни? И в благочестии воспитанные ими дети их заплатят ли им чем – либо за их труды и заботы о них и в загробном мире? Как решить вопросы сии? Решим при помощи примера. Св. Марфа, память коей св. Церковь совершает 4 июля, имела единственного сына Симеона, воспитала его, как сказано в житии её, со всяким усердием, и Бог привел ей и при жизни порадоваться на святую и богоугодную жизнь сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Тогда святитель Феодор дал знак рукой, чтобы все замолчали; потом, обратившись к жидовину, сказал ему: «Если бы ты предложил нам на обсуждение что-либо из книг Моисеевых, мы тогда стали бы отвечать тебе; но как ты говорил хульное сам от себя, говорил не то, о чем возвестили пророки, а то, что внушает тебе отец твой сатана, посему против всего твоего хульного многоглаголания скажу тебе одно вещание св. пророка Давида: «немы да будут устны льстпивыя, глаголющия на праведного беззаконие гордынею и уничижением» ( Пс. 30,19 ). И тотчас велеречивый законоучитель сделался безгласен; хульный язык его перестал говорить и связался немотою. После трех дней он написал к св. Феодору письмо, в котором просил у него милости соделать его христианином. Святитель, по оглашении, ввел его в купель св. крещения и крестил его во имя Пресвятой Троицы; и разрешился язык безгласного: он прославил имя Отца, и Сына, и Святого Духа и исповедал Христа Сыном Бога живого (Чет.-Мин., 9 июля). 6. С IV века православным пастырям и учителям надо было вести упорную борьбу с арианством. Ересь эта произошла от александрийского пресвитера Ария, который богохульно учил о Сыне Божием Иисусе Христе, что Он Бог только по имени, а не по существу, и создан Отцом из ничего, как творение, и потому не единосущен и не соприсносущен Богу Отцу. В житиях святых нет таких исследований и глубокого богословствования, какие можно находить в опровержение этой ереси в творениях св. отцов; но можно находить примеры того, как Господь давал и простым, неученым такую премудрость, которой не могли противостоять и ученые противники истины Божественной, и особенно утверждал ее чудесными знамениями в посрамление ариан. На Первом Вселенском соборе, бывшем против Ария, в числе собравшихся на собор святых был Спиридон, пастырь Тримифунтской церкви. Ария поддерживал один философ, очень искусный и хитрый в слове. С этим философом св. Спиридон и пожелал вступить в спор. Бывшие тут отцы отклоняли его от этого, боясь, что философ возьмет верх над ним, потому что святитель был не из ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

86. Пути Промысла Божие в обращении грешников I. Иногда Господь Бог останавливает грешника на пути беззаконие какими-либо необыкновенными случаями в жизни, которые тем глубже проникают в душу, чем внезапнее и неожиданнее поражают ее. Грешница Мария, привлеченная любопытством в Иерусалим, вместе с другими идет в храм, где находилось животворящее древо Креста Господня; но неизвестная сила возбраняет ей вход и удаляет ее от церковного порога. Несколько раз, всегда с новым усилием, она возобновляла свое покушение, и столько же раз неведомая сила отстраняла ее: церковные врата при всем усилии оставались для нее недоступными. Пораженная чудом, она невольно углубилась в саму себя, стараясь открыть причину странного явление. Благодать Божие, ожидавшая, так сказать, этой минуты, озарила ум ее: – и она, увидев с одной стороны бездну греха, в которой находилась, с другой бездну милосердие Божие, доселе щадившего ее, и долготерпеливо ожидавшего ее обращение, – в слезах раскаяние пала пред иконою Богоматери, призывая Пресвятую Деву во свидетельство искренности своего покаяние (См. Жизн. Марии Египетской апр. 1). Юный военачальник Неаний, отправленный Диоклитианом из Антиохии в Александрию для преследований и мучение находившихся там христиан, путешествуя ночью, внезапно при ясном небе остановлен был ослепительным блеском молнии: «Куда идешь и против кого вооружился ты, Неаний», воззвал к нему неведомый голос. «Иду, по повелению царскому, убивать верующих в Распятого» – отвечал трепещущий военачальник. «Неаний! и ты против меня?» продолжал прежний голос. «Но кто ты, Господи?» вопросил в смятении Неаний. Знамение креста из света и слова: «Я Иисус распятый» – были ему ответом. Смятенный и трепешущий военачальник пал на лице свое, и сделался христианином («Чет.-Мин.», июл. 8 д.). II. Всего чаще и обыкновеннее Бог вразумляет грешника различными явлениями во время сна. Сон отлучает на время душу человека от всего видимого; от того душа самого рассеянного человека в состоянии сна бывает спокойнее, а потому способнее к приятию благих впечатлений. Примеры чудесных сновидений, кои служили побуждением к обращению грешников, многочисленны в истории. Когда Авимелех, царь Герарский, взял к себе Сарру, жену Авраама, то «прииде Бог к Авимелеху нощию во сне и рече ему: се, ты умираеши жены ради сея, юже поял еси» ( Быт. 20:3 ). Патермуфий – язычник, разбойник и гробокопатель, чтобы обокрасть жившую уединенно девственницу, в начале ночи скрылся на верху дома ее и там, в ожидании благоприятного времени, нечаянно заснул. Во сне предстал ему некий световидный муж, облеченный в царскую одежду, и, строго обличая его злодеяние, требовал, чтобы он соделался христианином и пустынником, угрожая в противном случае жестокою казнию. Устрашенный грозным видением Патермуфий немедленно, по пробуждении, принял св. Крещение и удалился в пустыню («Чет.-Мин.», июля 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово в день памяти св. Равноапостольной Марии Магдалины и тезоименитства Государыни Императрицы Марии Феодоровны 22 июля 1907 года. О христианском призвании и служении женщины Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе. «О Христе Иисусе ...несть мужеский пол, ни женский, вси бо едино» ( Гал.3:28 ). В этих словах святого Апостола выражена та, неведомая древнему дохристианскому миру, истина, что все люди без различия пола, – как и других внешних неодинаковых человеческих состояний и положений, – равны пред Богом по нравственной своей природе, все одинаково призваны к вере и спасению во Христе, все равно приемлют благодатные средства Его и одинаково могут достигать совершенства христианского, святости и наследия Царства небесного. И эта истина оправдана, братие, бесчисленными примерами из истории христианского благочестия: в числе истинных последователей Христовых, достигших высоких степеней святости, во все времена были и жены, просиявшие во всех тех же добродетелях, какими заявили себя в разные времена мужи-подвижники христианского благочестия. Такова в особенности была ныне ублажаемая св. Церковию святая жена мироносица Равноапостольная Мария Магдалина. Кто в Церкви Христовой выше апостолов? А сия жена признана, как после и иные св. жены, равноапостольной. Подлинно, Апостольское слово: «несть мужеский пол, ни женский ...о Христе Иисусе» сбылось на святой Марии Магдалине еще прежде, чем было произнесено св. Апостолом. Чем же стяжала св. Мария Магдалина высокое наименование равноапостольной? Ответ дает житие равноапостольной жены, рисующее нам высокие добродетели и великие подвиги и труды ее в благовестии Христовом. Дочь родителей – сириян «от гор Магдальских» (Чет. Мин. 22 июля) или из города Магдалы, Мария была исцелена Господом от ужасной болезни беснования ( Мк.16:9 ; Лк.8:2 ) 1 . Это великое благодеяние навсегда вселило в сердце ее пламенную любовь и непоколебимую преданность Господу, – любовь и преданность, уступавшие в силе, пламенности и постоянстве только любви Пресвятой Богоматери к Божественному Ее Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

53. Примеры охранения людей Ангелами I. Ангелы охраняют людей от разных опасностей, грозящих их жизни. 1 . Когда преп. Кирилл строил Белозерский монастырь, все соседние жители, удивляясь успеху постройки, считали Кирилла великим богачом. При такой молве один корыстолюбивый помещик собрал всех своих слуг и отправился в ночь ограбить Кирилла и монастырь. Подойдя к ограде, злоумышленники видят, что около монастыря ходит несметное множество воинов с обнаженными саблями. Разбойники до самого утра ждали, что воины эти уснут, но не дождались; так и отправились домой. На вторую ночь злоумышленники заметили еще более воинов, – опять без успеха возвратились. Когда наступило утро, помещик послал слугу в монастырь узнать, какой полк стоит в монастыре, и долго ли пробудет он здесь? Посланный, возвратясь, донес помещику, что больше недели ни одного и богомольца не было в монастыре, не только что войска. Тогда помещик понял, что монастырь охраняют Ангелы Божии и раскаялся в своем намерении (Чет.-Мин. 9 июля). 2 . «Св. авва Антоний, – повествуется об отце иночествующих, – пребывая некогда в пустыне, впал в уныние и в глубокую тму помыслов, и взывал к Богу: Господи! я хочу спастися, а помыслы не дают мне. Что мне делать в моей скорби? Как спастися? И вскоре потом Антоний, встав, вышел из келии; и вот видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился, – после опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал вслух ему: «И ты делай так и спасешься, т. е. труд сменяй молитвою и молитву трудом – трудись и молись!» Услышав это, Антоний весьма обрадовался и ободрился. Стал так делать и спасался» («Сказ. о подв., св. и блаж. отц.» стр. 3). 3 . Они наблюдают за людьми не только в бодрственном состоянии их, но и во время сна. К преподобному Паисию пришел некоторый инок, имея нужду побеседовать с ним. Нашедши его спящим, он увидел стоявшего перед ним святого Ангела-Хранителя в образе прекрасного юноши, и с удивлением сказал: «Поистине Бог хранит любящих Его». Он не осмелился приступить к спящему старцу ради присутствия ангельского и, воздав благодарение Богу, удалился. Подобным образом видимы были Ангелы Божии, с веерами в руках над почившим Петром, епископом Севастийским, братом святого Василия Великого . Эти посланники небесные имеют попечение не только о душевном спасении, но и о телесном здравии людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010