τμ. α´. σελ. 427–435; сн. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. I. p. 75).–Плакотою (Πλακωτ) называлась также дорога, находившаяся между Полиандровыми (Едрене-капуси) и Харсийскими (Егри-капуси) воротами (π τς Πολυνδρου πρς τν Χαρσαν, Виз. σελ. 329 κα 352). 241 Свв. мученики Едесские: Гурий и Самон пострадали при Максимиане, а Авив при Ликинии – в первой половине IV столетия. Память их – 15 ноября (См. Чет. Мин. и Месяцосл.).       242 Церковь во имя св. Онисима, которого ап. Павел называет своим сыном по вере во Христа (см. посл. к Филим.) находилась между храмом св. Мокия (см. выше, примеч. 174) и Ексокионием, на каком-то перекрестке трех пересекающихся дорог (Византия, . Κωνσταντιροπολις, τμ. α´. σελ. 298). 244 Свв. Иулиан, Кирик и Иулитта пострадали в Тарсе Киликийском в царствование Диоклитиана: первый от Маркиана, последние от игемона Александра (Чет. Мин. 21 июня и 15 июля).– Память св. первомученицы Феклы, обращенной в христианство ап. Павлом в отечественном ее городе Иконии, совершается 24 сентября. 245 Церковь св. Агафоника, построена была Константином Великим (Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. t. 1. p. 498); потом была возобновляема Анастасием I и Иустинианом; наконец императором Тиверием соединена с Большим Дворцом (τ Μγα Παλτιον), близ которого стояла (Кодина, Пερ κτισμ. р. 71. Anon. у Бандури, Orient. t. I. lib. II. p. 32 et lib. III. p. 47; сн. t. II. p. 684. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. p. 119. Византия, . Κωνσταντινοπ. τμ. ´ σελ. 220).– Св. мученик Агафоник, Никомидийский христианин, после разных мук в Византии, был приведен в Силимврию Фракийскую и здесь обезглавлен, в царствование Максимиана (Чет. Мин. 22 августа). 246 Монастырь св. пророка Илии известен изследователям Цареградских древностей потому, что на соборе, бывшем в Царьграде при патриархе Мине (536–552), присутствовал игумен этого монастыря Сила. Наш паломник указывает и место монастыря св. пророка Илии – «близ Плакоты». 247 Св. Акакий, родом Каппадокиянин, служил сотником в Мартисийском полку; после истязаний в Фракийском городе Пиринфе, он был обезглавлен близ Византии, в 303 году (Чет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

XVIII. Одна женщина с ослепшими глазами пришла из Никомидии к преп. Авксентию (пам. его 14 февр.), прося исцелить ее. Преподобный муж усердно помолился о ней Богу, прикоснулся к глазам ее и сказал: «Исцеляет тебя Иисус Христос, Свет Истинный», – и женщина прозрела. (Ч.-М. 14 фев.). XIX. У святителя Акакия (пам. его 17 апр.) был собственный дом, в котором он жил до своего епископства. Он сделал из него больницу для бедных, и сам часто ходил служить им. Однажды во время жатвы, он пришел в больницу и спросил призреваемых: «Не имеете ли вы в чем недостатка?». Они отвечали, что всем довольны, только множество мух надоедает им. Помолившись Господу, святитель прогнал мух. Жабам же, которые громко кричали, велел молчать, но через несколько времени разрешил их молчание, приказав кричать негромко. В одном безводном месте, помолившись, Акакий из камня источил воду и напоил жаждущих (Чет.-Мин. 17 апр.). XX. В одно время св. Григорий, еп. Неокесарийский, выбравши красивое место, хотел выстроить церковь . Но когда положил основание для нее, то увидел, что гора, находящаяся вблизи, мешает дальнейшей работе. Тогда св. Григорий усердно помолился Господу и повелел именем Божиим горе сдвинуться с места своего, и гора подвинулась дальше. (Чет.-Мин. 17 ноябр.). XXI. Однажды преп. Иоанникий отправился в Эфес на место кончины Иоанна Богослова для поклонения. На дороге встретилась ему глубокая река. Иоанникий помолился Богу, и перешел поверх воды, как по мосту. (Чет.-Мин. 4 ноябр.). XXII. Весь остров был покрыт лесом, среди которого в пещере жил преп. Нил (пам. его 7 декабр.), проводя время в молитве, посте и трудах. Злые люди из окрестных жителей, недовольные, что преподобный тут поселился, однажды зажгли лес, рассчитывая сжечь и келью Нила и тем заставить его удалиться с острова. Когда горел лес, св. муж стал на молитву, и пламя, дошедши до того места, где он жил, Божьей благодатью погасло само собой (Ч.-М. 7 декаб.). XXIII. В один год на остров, принадлежавший афонской Лавре, напала такая сильная саранча, что истребила там почти всякую растительность, от чего произошел голод и мор скота. Св. Афанасий (пам. его 5 июля) сам отправился на этот остров, совершил там прилежную молитву, и тотчас же налетело туда столько птиц, что они в один день истребили всю саранчу (Афон. патер., стр. 95).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Случилось ему в том же году быть в городе Хоищах у одного богатого помещика хойского. После нескольких дней пребывания в Хоищах Музеля тяжко заболел и, чувствуя приближение смерти, пригласил соседних священников, чтобы они совершили над ним помазание елеем; но вместо елея он положил в сосуд св. миро, принесенное из Киева, и когда было совершено над ним помазание этим миром, к удивлению всех присутствовавших при этом, Музеля встал с одра своего совершенно здоровым.    14. Сам Господь иногда указывал нуждающимся в помощи искать ее у св. мощей угодников Божиих и подавал просимое чтущим оные.    Св. Иоанн Многострадальный молился Господу о избавлении его от восстания телесной похоти. Тогда глас с неба повелел ему молиться находящемуся против него мертвецу: «Сей может помогать боримым этой страстью». Мертвец этот был св. Моисей Угрин. Иоанн помолился пред мощами его — и страсть укротилась.    В другой раз сам св. Иоанн, взяв кость от мощей св. Моисея, приложил ее к телу одного страждущего блудной страстью брата, и угасло разжжение, и омертвела страсть в плоти его. (Чет.-Мин., 18 июля.)    Во время страдания св. Епимаха одна жена, имевшая слепое око, плакала, взирая на страдания его. В это время от строгания св. тела железом излилась кровь, капля которой попала на слепое око, — и оно прозрело. (Чет.-Мин., 31 октября.)    15. Не только сами св. мощи служили источником исцелений, но и другие вещи, соприкасавшиеся с ними и взятые от них, производили благодатные целебные действия на верующих. Один брат, боримый блудной страстью, пришел к прп. Даниилу Скитскому просить у него благодатной помощи в борьбе с ней. Преподобный послал его в монастырь, где лежало тело св. мученицы Фомаиды, пострадавшей за свое целомудрие от свекра, и повелел ему там просить Бога о помощи молитвами мученицы. Брат, исполнив совет преподобного, — помолился у гроба ее, помазался елеем от лампады, которая горела над гробом, положил главу на гроб ее — и совершенно освободился от беспокоившей его страсти. (Чет.-Мин., 13 апреля.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

   3. Даже одно призывание имени Иисуса Христа исцеляет болезни. «Какого ты рода, — спросил мучитель св. Папилу, — где твое отечество и какое занятие?» — «Род и отечество мое, — отвечал святой, — ты уже знаешь; занятие же мое врачевание; но не то, что бывает от растущих на земле трав, но то, которое подается от Бога». — «Но разве можно лечить без знания врачебных правил, которые преподаны Галеном и Иппократом и даны им от наших богов?» — «Гален и Иппократ и ученики их только тогда могут уврачевать, когда Христос мой восхочет подать им врачевство. Испытай это на самом деле: вот сидит с тобой слепой на один глаз — пусть ваши боги дадут ему прозрение, и я после того ничего не скажу в опровержение их». — «Может ли кто это сделать?» — «Не только это, но все, даже неисцелимые болезни исцелит тот, кто призовет Христа». — «Сделай же это, если ты силен». — «Пусть прежде ваши врачи призовут на помощь своих богов, а потом и я покажу силу Христа, Бога моего». Призваны были врачи. Весь день они молили своих богов о исцелении слепого, приносили им жертвы, но просимого не получили. Тогда св. мученик помолился Господу Иисусу Христу, коснулся рукой ослепленного глаза, сотворил на нем крестное знамение, и слепой прозрел (Чет.-Мин., 13 октября). «Какая сила во Христе?» — спрашивал полководец-язычник св. Аполлинария. Святой отвечал: «Созови всех воинов и увидишь силу Его». Язычник, созвав воинов, предложил святому: «Вот, жена моя больна много лет, и никакие лекарства не помогают ей; яви врачебную силу над больной». Святой, приступив к больной, взял ее за руку и сказал: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа встань и веруй в Него!» Больная встала и сделалась здоровой (Чет.-Мин., 23 июля).    4. Имя Иисуса Христа и мертвецов воскрешало. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, — взывал св. мученик Юлиан над мертвецом, — призри ныне с высоты небесной, воздвигни мертвеца сего, да постыдятся врази Твои, а верующие в Тебя да укрепятся!» После сего обратился к мертвому с такими словами: «Земля сухая! Во имя Того, Который воскресил четверодневного Лазаря, говорю тебе: восстань и стань на ноги твои», — и мертвец воскрес (Чет.-Мин., 8 января).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

117 О Симеоне юродивом говорится: «Овогда храмля, овогда скача хождаше; овогда же по земли ползаше в текущим по пути запинаше нозе, в лежа на земли, бияше землю ногами, на новый же месяц притворяше себе беснование, и падаша аки бесен и на многая очесам человеческим неугодная и нелепая деяше, всем себе безумна быти являя, да ничтоже мнит его быти свята» (Чет.-Мин., 21 июля, с. 149), или о нем же говорится: «Вселяше в корчемнице пиющих старец юродствующи» (также см. с. 149 на обороте; с. 150 и 151). 118 Св. Андрей юродивый обличал большею частью в притчах, так что его обличения были понятны для одних обличаемых. См. его житие в Чет.-Мин., 2 октября. Все почти юродивые строго – «клятвами запрещали» разглашать о своих чудесных действиях, прежде чем они (юродивые) умрут, о чем упоминается в житиях их после каждого чудесного случая. Пред вступлением в подвиг юродства в Иерусалиме «Симеон моляшеся прилежно Богу, дабы его дела покрыл пред человеки, Дóндеже от жития сего преставлен будет, яко да убежит тщетные славы и возношения, но яко безумнаго и несмысленнаго ecu да имеют его» (Чет.-Мин., с. 146). 119 «Егда начанаху людие имети (Симеону юродивому) яко свята, он нечто таково соделоваше, еже не святости, но безумия явным бываше показанием» (с. 149 на обор.). Известен тот поступок, который сей же блаженный хотел уничтожить выгодное о себе мнение в своем хозяине – «корчемнике», (с. 146 на обор.). 120 Лавсаик, гл. 37, с. 120. Вследствие откровения пустынник Питирим – «муж, знаменитый подвигами», пришел в Тавенский женский монастырь, чтобы видеть здесь избранную рабу Божию, Исидору. Созвав всех сестер монастыря, потребовал и Исидору, которая под личиною юродства исправляла самые низкие и тяжелые работы в монастырской кухне, и когда ему заметили, что эта безумная не достойна его внимания, он, наученный откровением, сказал: «Вы все обманываетесь; эта святая жена умнее всех нас!» Потом когда явилась юродивая, пал ей в ноги и просил у нейблагословения. Что же делает святая? Пала и она пред Питиримом. исповедуя себя величайшею грешницею, а потом видя, что на нее обращено внимание, как на святую, вдруг скрылась и убежала в места пустынные. Там же, с. 121 – 123.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподав им наставление о чистоте телесной и духовной ( 1 Кор. 3:16, 17 ), отпустил их с миром (Чет.-Мин. 6 декабря). Так, братие, кто бы из нас когда и где бы ни молился, будем помнить, что Святитель Николай нас видит и слышит и готов помогать нам в наших нуждах, бедах и напастях. Нужно только стараться быть достойным его помощи. Знал он тайный грех корабельщиков, застигнутых бурею на море; знает он и наши худые дела и помыслы, знают об этом и другие святые люди. Так преп. Симеон юродивый одному бывало скажет: „не укради кол у твоего соседа,“ — другому: „тебя Господь за то наказывает, что ты не дал милостыни нищим, имея что дать“ — третьему: „перестань от прелюбодеяния,“ — четвертому: „ты деньги украл у своего хозяина“. И что он говорил, то было и на самом деде (Чет.-Мин. 21 июля). А потому, други мои, если мы живем в тяжких. грехах и не каемся в них, то и свт. Николай и другие угодники Божии не будут помогать нам в наших, бедах и горестях. Да и сам Господь, когда преогорчевается беззакониями людей, живущих без покаяния, не слушает молитв за них даже своих угодников ( Иер. 16:1 ). Преп. Симеон столпник видел беды, наступающие на город Антиохию, и молился об отвращении оных. Но Господь сказал ему: „се вопль грехов града сего изыде пред Мя, гнев же Мой и ярость подвиже на ся; погублю убо той во гресех его, пославши огонь, и меч, и смерть, той Мя раздражи в нечестиях своих, Аз же предам его в пленение языку неразумному“. Сколько- ни молил Симеон Бога о граде, однако, не мог умолить и утолить праведного гнева Божия (Чет.-Мин. 24 май). Добрые мои слушатели! Желаете ли, чтобы Святитель Николай и другие угодники Божии всегда были близки к нам и помогали нам в наших нуждах, бедах и напастях? Кто сего не желает? Не будем лее прогневлять Бога и святых Его угодников худыми делами и помыслами и своею нераскаянностью. Будем стараться жить добродетельно, по закону Христову. Аминь. Поучение в день Рождества Св. Предтечи и Крестителя Иоанна Нынешний день св. Церковь празднует рождество св. Иоанна Предтечи от праведных родителей Захарии и Елизаветы. Дивный человек был Иоанн. Рождением своим он принес великую радость своим родителям, много добра сделал он и людям. Он приготовлял людей к принятию Спасителя мира, многих обратил к покаянию и удостоился крестить в реке Иордане Самого Господа. А что за дивная была жизнь его! Какой он был великий и строгий подвижник! От самой юности своей он жил в пустыне, одежду носил из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом, пища его была самая суровая и скудная — акриды (вид саранчи) и дикий мед. — Вот каких хороших детей посылает Господь благочестивым родителям! И вот как добрые дети проводят время своей юности и приготовляются на служение церкви и отечеству!

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

В христианстве не только мужчины, но и женщины призваны служить роду человеческому по своим силам и способностям. В церкви Христовой и мужеский пол, и женский одинаково призваны для благовествования св. Евангелия. Примером тому служат св. жены мироносицы, которые не только служили Господу при Его земной жизни, но и по воскресении Его много потрудились для проповеди Евангелия среди язычников. Св. Мария Магдалина, например, после вознесения Господня, проповедовала веру Христову во многих странах, и даже была в Риме ( Рим.16:6 ). Сохранилось предание, что, будучи в городе Риме, св. Мария Магдалина предстала к Тиверию кесарю и ему возвестила все о Христе Спасителе; из Рима она прибыла в город Ефес к св. Иоанну Богослову и там также проповедовала о Христе (Чет.-Мин. 22 июля) Другая мироносица, св. Мариамна, сестра св. апостола Филиппа, сопутствовала своему брату и разделяла с ним и с ап. Варфоломеем труды и страдания при благовествовании св. Евангелия; в некоторых городах все они втроем день и ночь неусыпно проповедовали слово Божие, наставляли неверных на путь спасения и многих привели ко Христу. После мученической кончины св. брата своего, св. Мариамна пошла одна в Ликаонию к язычникам, проповедовала там св. Евангелие и почила с миром (Чет.-Мин. 17 февраля). Св. Иуния, родственница св. ап. Павла, вместе с св. Андроником, принадлежавшим к лику семидесяти апостолов, также ревностно трудилась в благовествовании св. Евангелия ( Рим.16:7 ). Св. Ирина великомученица была столь высокой благовестницей св. Евангелия, что обратила ко Христу родителей своих и весь царский дом и около восьмидесяти тысяч жителей города Магедона; в городе Каллиполе она привела ко Христу до ста тысяч человек, а во Фракии, в городе Месемврии, она обратила в веру Христову царя и весь народ (Чет.-Мин. 5 мая). Некоторые из женщин за свою ревность по распространению веры Христовой получили в нашей Церкви название равноапостольных; так называются, например: св. Мария Магдалина, св. первомученица Фекла, св. Елена царица, Ольга, великая княгиня русской земли, и др. Вообще, должно сказать, что женщины много потрудились для распространения веры Христовой на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Христовых Таин    Матерь св. Григория Назианзина, находясь в тяжких болезнях, как скоро приняла божественное причащение из рук своего сына, тотчас исцелела. (См. в слов. св. Григория на погр. отца своего.)    К преподобномученику Епиктету, пресвитеру, один знатный вельможа привез дочь свою, пятнадцатилетнюю отроковицу, бывшую три года в расслаблении, и просил его исцелить болящую. Св. Епиктет помолился Богу, помазал освященным елеем расслабленную отроковицу — и она тотчас встала здоровою. При сем преподобный сказал сановнику: «Если желаешь, чтобы никакой болезни не было в твоем доме, то в каждый воскресный день приобщайся с домашними твоими божественных Тайн тела и крови Христовой чистым сердцем». (Чет.-Мин. 7 июля.)    Чрез Св. Тайны Господь подает немым глаголание. Св. Андрей, архиепископ Критский, во младенчестве до семи лет был нем, но по приобщении с родителями Св. Тайн он начал говорить: такова сила в Св. тайнах! (Чет.-Мин. 4 июля.)    Чрез Св. Тайны Господь подавал прозрение слепым. Св. Иоанн Постник, архиепископ Константиноградский, положил на очи одному слепому часть тела Христова и сказал: «Исцеливый слепого от рождения, Той да исцелит и тя», — и он прозрел. Такова чудная сила Св. Христовых Тайн! (Чет.-Мин. 2 сентября.)    «Дивлюсь величию и животворности божественных тайн пишет кронштадтский пастырь о. Иоанн Сергиев. — Старушка, харкавшая кровью и обессилевшая совершенно, ничего не евшая, от причастия Св. Таин в тот же день начала поправляться». (См. кн.: «Уроки благодатной жизни» по руководству кронштадтского прот. о. И. Сергиева, стр. 33.)    «Девушка, совсем умиравшая, после Св. Тайн в тот же день начала поправляться, кушать, пить и говорить, между тем как она была почти в беспамятстве, металась сильно и ничего не ела, не пила. Слава животворящим и страшным Твоим Тайнам, Господи!» (Оттуда же.)    «Некто, будучи смертельно болен воспалением желудка девять дней и не получив ни малейшего облегчения от медицинских пособий, лишь только причастился в девятый день поутру животворящих Тайн, к вечеру стал здоров и встал с одра болезненного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

122 Чет.-Мин., 21 июля; Архиеп. Сергий. Полный месяцеслов Востока, ч. 2, заметки, 21 июля, с. 210. 127 Степенная книга, ч. 2, с. 99. На Руси желавшие юродствовать несомненно пользовались высокими в этом отношении примерами востока, что так естественно, особенно, если вспомним, как велико было тяготение нашего русскою подвижничества к своим старшим собратиям, подвижникам восточным, о чем подробнее скажем после. 128 Голубинский Е.Е. История Русской церкви, г. 1, вторая половина, с. 547; «Впрочем, – продолжает историк, – в юродстве подвизались не одни монахи, а и миряне». Там же. 135 В конце жития святого Симеона передается, что за два дня до своей смерти юродивый, находясь в Емессе, по особенному откровению Божию, «видел» пустынника Иоанна, находившегося в то самое время в своей пустыни, близ Мертвого моря, и «обретох его вельми преуспевша в добродетели… и видех на главе его венец терпения пустыннаго» (Чет.-Мин., 21 июля, с. 152. на обор, и 146). Пролог, 2 октября; Чет.-Мин., 2 октября. Минея, 2 августа, песнь 5 или там же – «по благодати, преблаженне, в юродство приложился еси». Стихиры на вечерни, Минея, 29 мая. Но при таком благодатном, или «свыше» призвании к юродству, нравственное достоинство сего подвига не умаляется, так как «без согласия воли человеческой Сам Бог, – говорит святой Макарий Египетский , – ничего не производит в человеке, хотя и мог бы, гго причине свободы, которою одарен человек» (Беседа Макария XXXVII, п. 10, с. 139.). Благодать Божия не «распоряжается насильственно» и принудительно волею людей: она подается им только тогда, когда они сами ищут ее и становятся ее достойными; следовательно, ее действенность зависит от свободной воли человека. 137 Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских, 1860, кн. 2, с. 61. Преподобный Никон Черногорец – пострижевник и настоятель Богородицкого монастыря, по изгнании из него, жил в монастыре Симеона Дивногорца (Черной горы), близ Антиохии и здесь 1088 года, по поручению патриарха Феодосия, написал собрание правил, благочестия и нравственности: «Пандекту» собрание правил, мыслей, повестей, «Тактиков» в 40 главах (письма его). См.: Русский энциклопедический словарь Березина, г. III, отдел 3. СПб., 1876, с. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

276 Вм. “Акакий” должно быть “Алипий”: на это указывает и время и место и образ подвижничества Алипиева (Чет. Мин. 26 ноября). 277 Трудно решить – какого Брячислава. Вероятно, какого нибудь из князей Полоцких: так как известно, что в княжение Мстислава Владимировича Полоцкие квязья, с женамии и детьми их, были отправлены в Царьград; что император Иоанн Комнин давал им жалованье, и чю они служили в его воиске (Ист. Гос. Рос. т. II. стр. 104 и пр. 252). 280 Св. мученик Иларий из Калипты, что близ Анкиры Галатийской; обезглавлен по повелению игемона Максима, в царствование Траяна (Чет. Мин. 12 июля). 281 Ни в Служебной и Четией Минеях, ни в Прологах и Синаксарях, ни в Святцах и Месяцословах наших св. девицы Софии царевны не находится. 282 Св. Тарасий – Цареградец знатнаго рода, при Константине V и Ирине был ногарием тайных дел царских; после Цареградскаго патриарха Павла IV возведен на патриарший престол 25 декабря 784 года; как ревностный защитник иконопочитания, он убедил императрицу Ирину и сына ея созвать в 787 году седьмой вссленский собор; скончался 25 февраля 806 года, и погребен в монастыре, который он устроил во время своего патриаршества, “в Восфоре Фракийстем, при устии Евксинскаго понта” (Чет. Мин. 25 февраля н 8 марта; сн. Кодина, Дюканжа, Constantinop. chr. lib. IV. р. 189). По Византию, это место известно ныне под именем Карииче 283 Святая Пятница – так называлась местность на левой стороне Золотаго рога, составлявшая часть Переи. У Византиицев эта местность носила и другия названия, таковы: а) Пикридиево – по монастырю, устроенному здесь Пикридием, кувикуларисм (постельничим) при императрице Ирине Афинянке (Кодина, сн. Anon. у Бандури, Imp. Orient. t. I. lib. III. р. 56); б) Ареовиндово по бывшим здесь палатам Ареовинда Дюканжа, Constantinop. chr. lib. IV. р. 83), близ которых брат императора Маврикия Петр построил, в 588 году, храм Богоматери (Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. 1.1. р. 699); в) Гончарово по населению этой местности гончарами (Византия, А Святою Пятницею называлась и ныне называстся эта местность – по храму св. преподобномученицы Параскевы – Пятница), воспоминаемой церковию, 26 июля. Турки называют эту местность Хас-киой (Там же, стр. 11–13. Константия,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010