Книга о вере письменная в полдесть, разбита была в переплете, по образу золотом, прислана сверху в перевод. Книга святцы с тропарями и кондаками… была в переводе, чернена много, впредь к делу не годится. Книга Ивана Лествичника. (Тоже замечание). Книга четьи минеи, месяц декабрь, в простом переплете, оболочена ирхой, писана в лист, начальные листы выдраны, жучки и застежки медные. Харатейные книги Книга пролог харатейный в десть с сентября по март, из Нова-города Юрьева монастыря. Книга пролог харатейный с марта из Нова-города Коваленского монастыря. A по сказке справщиков, взяты те книги на печатный двор для перевода, как делали прологи. Приложение Б В прошлом в 180 году, на печатном дворе из тиснения издана книга апостол в полдесть. А делана с перевода, который печатан в 172 году в десть. И в некоторых нужнейших речениях, которых невозможно было без исправления оставить и те речения подправлены. В дестовом переводе, лист 95 снизу строка 9: мало пострадало, а в полдестовом сделано: мало пострадавший. В переводе лист 224 на обороте, сверху строка 6: к почести венец вышнего звания. В полдестовом сделано: к почести вышнего звания. В переводе лист 230 на обороте, строка 2, сверху стих 20: умирив кровью распятия своего собой. В полдестовом сделано: умиротворив кровью креста его тем (на поле: чрез него). Сей великих государей указ состоялся июня в 2. И сей великих государей указ чтен в правильной палате, книжным справщиком строителю монаху Моисею, иеромонаху Кариону и Тимофею книгохранителю и чтецу иеродиакону Феофану, чтецу монаху Аарону, писцом Ивану Иванову, Федору Поликарпову июля в 19 и тот великих государей именной указ в столе приказного дела нынешнего 198 года. 191 г. июля в 1, куплено по расписке за пометой дьяка Ивана Арбенева в Чудов монастырь в келью, что прежде всего жил старец Епифаний (известный противник Никона, автор челобитной против новых книг к государю в 1667 г.) справщиком; старцу Серию, да вдовому священнику Никифору с товарищами, что чтут и правят переводы дванадееятных миней месячных на два стола по пяти аршин сукна зелёного, ценой за аршин по двадцати по одному алтыну… четыре тюфяка по цене рубль двадцать один алтын… ножницы… ножик перочинный… огниво к точке того ножа… три чернильницы глиняные, крыло лебяжье, губка песочница 83 и 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В день освящения Благовещенской церкви 26 сентября 1901 г. отец Иннокентий заболел и слег. С этого времени, тяжко страдая, он начинает заметно слабеть. Жить ему оставалось полтора месяца. За три дня до смерти пришел к схимонаху Иннокентию настоятель скита отец Иосиф. Схимник, лежа на одре болезненном, с глубоким смирением сказал: «Батюшка, простите меня, не могу я вас встретить, как следует; ничего не могу сказать кроме грехов». После этого он был исповедан и особорован маслом c. 149]. Не случайно один из первых биографов схимонаха Иннокентия (Сибирякова) монах Климент, насельник Афонского Свято-Андреевского скита написал о своем брате-подвижнике проникновенные строки: «Еще в детстве, читая Четьи-Минеи, я восхищался богатырями христианского духа, кои, расточив предварительно на добрые дела свою собственность, бежали потом из мира в дикие пустыни и проводили в них жестокую, полную лишений, болезней и скорбей жизнь. Меня удивляло, поражало то равнодушие, то презрение, с каким они относились ко всяким вещественным благам земли, ко всему, что привлекает взор и пленяет сердце людей временного века. И хотелось мне тогда в наивной простоте видеть и даже осязать таких богатырей. Это желание мое со временем и сбылось: я увидел, даже счастье имел наблюдать жизнь одного из таких редкостных людей и чем больше наблюдал, тем более возрастал мой к нему интерес. Теперь, когда прошло уже 10 лет с того дня, как этот богатырь духа переселился в лучший мир, он, при всяком моем воспоминании о нем, встает предо мною, как живой. И я им не могу не восхищаться теперь так же, как восхищался некогда, во время его жизни, как когда-то, в детские свои годы, восхищался я героями Четий-Миней» c. 515]. 6 ноября 1901 г. после Литургии в Андреевском соборе схимонах Иннокентий был приобщен Святых Христовых Таин, «а в 3 часа пополудни тихо кончил земное свое житие блаженной кончиной праведника. Так угас великий и чудный последователь Христов», – сообщает его современник c. 149]. Умер схимонах Иннокентий в возрасте сорока одного года, по предположению братии, от скоротечной чахотки. От этой же болезни умерла и его мама Варвара Константиновна, которой было сорок лет от роду. «Очевидно он… уже созрел для житницы небесной», – сказал о духовной причине столь раннего ухода схимонаха Иннокентия о. Климент c. 518].

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе ( Флп. 2:5 ). Слушающему со вниманием предлагаемые Св. Церковью в ее храмах чтения слова Божия, вероятно, часто приходит на мысль, почему во дни, посвященные славословию Преблагословенной Матери Господа нашего Иисуса Христа, предлагается вниманию верующих чтение из посланий Ап. Павла такого содержания, в котором нет ни слова о Пренепорочной Матери, но все относится к Спасителю? – Потому, мнится мне, что в лице Богоматери столь совершенно отразился образ и подобие Спасителя, что размышляя об Иисусе Христе, тотчас представляем себе Матерь Его, а помышляя о Ней, созерцаем умственным взором всю земную жизнь Господа нашего; что как имя Иисуса Христа единственно спасительно в том отношении, что Он, удовлетворив за нас вечному Правосудию, искупил нас своей кровью от вечной смерти: так имя Приснодевственной превыше всех имен всякого творения, в том отношении, что ходатайство Ее перед престолом Сына Ее и Бога о нашем спасении самое сильное и благонадежное. 1. В лице Преблагословенной Матери столь совершенно отразился образ и подобие Иисуса Христа, как ни в ком из всех праведников. Апостол говорит о Иисусе Христе, что Он во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя ( Флп. 2:6–8 ). О Пренепорочной Матери из слова Божия и отеческих преданий научаемся, что Она, будучи в совете Пресвятой Троицы избрана в орудие вочеловечения единородного Сына Божия еще прежде создания мира ( Еф. 1:4 . Рим. 8:29 ), была обещана роду человеческому в раю, тотчас по грехопадении прародителей наших ( Быт. 3:15. 20 ); а в полноту времен, как уготовляемая во святилище Всевышнего, быв освящена и предочищена благодатью Духа Святого, родилась как дочь обетования от неплодных праведных родителей (Четьи-Минеи, сентября 9 дня). И те, кому сие было известно, которые были свидетелями возрастов Благодатные, ясно видели, что с рождением Ее взошла светлая заря нашего спасения, потому что Пренепорочная, с самого младенчества, с первого сознания бытия своего, возрастала от благодати к благодати и от святости к святости, расцветая неприметно для взоров мира, как Царица царства небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Савва, епископ Сарский и Подонский (Черный) Постриженник и ученик игумена Волоколамского монастыря преподобного Иосифа († 1515; память 9/22 сентября). В 1543 году возведен в сан архимандрита Московского Симонова монастыря. 24 февраля 1544 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. По благословению митрополита Макария († 1563; память 30 декабря/12 января) в 1546 году написал Житие преподобного Иосифа Волоцкого , отличающееся полнотою, порядком и отчетливостью в изложении. Именно это Житие было занесено митрополитом Макарием в Четьи-Минеи. В 1547 году присутствовал на Соборе об установлении празднования новым русским святым. В 1550 году благословлял в городе Владимире войско для завоевания Казанского ханства. В 1551 году принимал участие в Стоглавом Соборе. 8 января 1553 года был восприемником при крещении казанского царя Ухтемыш-Гирея, а 26 февраля – последнего казанского царя Едигера Магмета, назвав его при крещении Симеоном. 24 января 1554 года присутствовал на Соборе против ересей Матвея Башкина и Феодосия Косого. Скончался в феврале 1554 года. Погребен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Труды: Житие преподобного Иосифа Волоколамского/Составлено Саввою, еп. Крутицким. – М., 1865. Литература: Леонид, иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской епархии. – Калуга, 1876. – С. 87. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 287, прим. 20; 340, прим. 7. Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание Симонова монастыря. – М., 1896. – С. 102. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 150, 1034. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 39. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 134–135. Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 3. – С. 60. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – Т. 1. – С. 767. Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1863. – Кн. 4, смесь. – С. 6. –»– 1894. – Кн. 3. отд. 1. – С. 53. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 22. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 4, ч. 1. – С. 123, 126, 140, 208, 430, 443. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

л.865. Похвала преподобному Авраамию Ростовскому. л.9. Заставка нововизантийского стиля в красках на золотом фоне, защищена прокладкой из малиновой тафты. Вязь, инициалы киноварные. Переплет сер. XVI в. – доски в коже с тиснением того же рисунка, что и в предыдущем 784. Застежки целы. На нижней доске –4 наугольника желтой меди. (Син.988) Минея-четья, месяц Ноябрь, 1°, русский полуустав разных рук в два столбца, 1284 п. Водяные знаки: 1. Кувшин с одной ручкой, Бр. 12628, 1520–1528 гг. 2. Кувшин с одной ручкой и надписью на тулове, Бр. 1266, 1547 г. 3. Кувшин с двумя ручками и травами, Бр. 12897, 1552 г. 4. Рука под розеткой, 11463, 1524–1539 гг. 5. Единорог, Бр. 10119, 1517 г. л.1–2 об. Летописец, текст тот же (см. месяц Сентябрь). л.3–6 об. Указ главам. л.60. «Воспоминание о блаженьнем Ионе архиепископе Новаграда и Пьскова, иже бысть по втореем Еуфимии в лето 6966-е до лета 6979-го», 5 ноября 14 . л.74. Житие Варлаама Хутынского, 6 ноября. л.1002. Житие игумена Никона, ученика преподобного Сергия Радонежского, 17 ноября. л.1012–1013 об. Память преподобного Варлаама и Иоасафа пустынника, сына царя Азерина, 18 ноября. л.1022–1024. Повторяется тот же текст. л.1077. «Убиение вел. кн. Михаила Ярославича Тверьскаго от безбожнаго царя Азбяка», 22 ноября. л.1084 об. «Повесть святаго Варлаама к Асафу о крестьянстей вере и житии ...», 23 ноября. л.1116. Слово похвальное благоверному великому князю Александру «иже Невьский именуется». л.1116 об. Житие Александра Невского, 23 ноября. л.1142, 1207. Перенесение мощей Климента «от глубины моря в Корсунь» (текст дан дважды), 25 ноября. л.1210, 1213. «Св. мученика Георгия священие церкви его, иже в Киеве пред враты св. София» (текст дан дважды), 26 ноября. л.1223, 1229 об. «Слово о знамении св. Богородица иже бысть в великом Новеграде в лето 6677-е» (текст дан дважды), 27 ноября. л.1266 об., 1283. «Слово о проявлении крещениа русския земля св. апостола Андрея, како приходил в Русь и благословил место и крест поставил идеже ныне град Киев».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Заставок нет. Киноварные заглавия вязью и инициалы. Переплет XVI в. – доски в коже с тиснением того же рисунка. Правлен переплет в XVII в., о чем свидетельствуют переплетные листы со знаком XVII в, (герб Амстердама). На нижней доске – 4 наугольника в виде розеток желтой меди. Заставки не сохранились. Арх. Савва. Указатель ... стр.209, 273. (Син.989) Минея-четья, месяц Декабрь, 1°, русский полуустав разных рук в два столбца, 1157 л. Водяные знаки: 1. Кувшин с одной ручкой, Бр. 12628, 1520–1528 гг. 2. Тиара, Бр. 4981, 1540 г. 3. Вепрь, Бр. 13577, 1542–1546 гг. л.1–2 об. Летописец, текст тот же (см. месяц Сентябрь). л.3–6 об. Указ главам. Среди других статей помещены: л.23. Житие и чудеса Саввы Звенигородского, 3 декабря. л.24 об. О победе князя Георгия, 3 декабря. л.25. «Некогда убо хотящу благоверному князю Георгию Дмитриевичу изыти бранью на болгары» (составлено иноком Маркелом ). л.185. «Чюдо св. Николы о половчине, створшееся во граде Киеве», 6 декабря. л.282. Житие Стефана Нового, архиепископа Сурожского, 15 декабря. л.464. Житие Петра, митрополита Киевского и всея Руси (составлено митро- политом Киприаном), 21 декабря. л.470 об. Слово похвальное митрополиту Петру. л.1054. Свиток многосложный. л.1069–1153 об, «Книга глаголемая Фотиос, поучение Фотея митрополита Киевского и всея Руси». л.1154. Завещание митрополита Фотия. Заставок нет. Киноварные заглавия вязью и инициалы. Переплет сер. XVI в. – доски в тисненой коже, Переплет разбит, листы выва- ливаются. В каталоге указано, что рукопись приведена в негодность издателем С.О.Долговым. Арх. Савва. Указатель ... стр.155, 209, 265. (Син.990) Минея-четья, месяц Январь, 1°, русский полуустав в два столбца разных рук, 1345 л. Водяные знаки: 1. Кувшин ложчатый с полумесяцем, Бр. 12816, 1589 г. 2. Буква Р, Бр. 8712, 1544 г. 3. Буква Р, Бр. 8892, 1579 г. 4. Тиара, Бр. 4981, 1540 г. 5. Кувшин малый, Бр. 12628, 1520–1528 гг. 7. Рука со звездой, Бр. 11390, 1533 г. л.1–2. Летописец (текст тот же). Листы наполовину оборваны, половина текста Летописца утрачена.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Майя. Кончина святителя Димитрия Ростовского //Русский паломник. – 1909, 43. – С. 681–682. Сементовский H. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимы е для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 244. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 3. – С. 1365–1366; кн. 4. – С. 22–25; кн. 5. – С. 1126. Нечаев В. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. – М., 1849. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых Православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885, сентябрь. – С. 332–349. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903. – С. 177–192. Державин А. М. Четьи-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник (магистерская диссертация). Маккавейский Н. Святитель Димитрий, как пастырь и настоятель. – Киев. 1910. Титов А. А. Проповеди святителя Димитрия, митрополита Ростовского, на украинском наречии. – М., 1909. Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь. (Историческое описание). – Чернигов, 1900. – С. 13, 59, 60. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 35–5 3 с портретом. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., – С. 36–37. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 903, 922–925. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1415, 1418. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 318, 333. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 688, 690. Записки историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. – СПб., 1876–1918, 1891, т. 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

кз он же – в виде старца со всклокоченными волосами и большою бородою, в тунике и козлиной шкуре, накинутой на плечи; надпись – для свитка: “Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе и закла безстудных.“ В сводном подлиннике под 20 июля читаем: “Святаго славного пророка Илии, предвари Рожество Христово за 816 лет. Сей огненною колесницею яко на небеса взят и пред вторым пришествием с Энохом приити иматъ; подобием старъ и седъ, власы коматъ, брада продолговата до персей и терхава, аки праотца Авраама, на вые его платок, риза его милоть или шуба, выворотъ мохнатъ козлии, исподъ светлодикая празелень, в руке свиток, а в нем написано: “Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе, яко оставиша заветъ твой сынове Израилевы, и олтари твоя раскопаша, и пророки твоя избиша оружием, остахъ аз единъ, и ищутъ души моея изъяти ю.“ – В минеи четьи пишет: “муж бяше косматъ, и пояс усменъ о чреслехъ его.“ – Строгий лик пророка Илии, шевелюра и одежда, конечно, соответствуют тому образу пророка, ревнителя и пустынника, который рисуется при чтении жития его. Св. Анна, мать Богородицы, – шуйцу простерла как бы в рассуждении, десницу подняла кверху с перстосложением. Вверху иконы, пред св. Анною – ветхозаветная Троица. – На иконах св. Анна обыкновенно изображается вместе с Иоакимом – память их 9 сентября. Под этим числом в Софийском подлиннике: “Богоотец Иоакима и Анны...У Анны риза верх киноварь, испод лазорь” 24 . Под 25 июля по тому же подлиннику ”святая Анна, Мати Богородицы. Риза бакан, испод лазорь, руце обе молебны“ 25 . По сводному подлиннику под 9 сентября, “на Анне риза верхняя киноварь, испод празелень, в руках держит младенца Пресвятую Богородицу... Анна проживе лет 79“ 26 . Под 25 июля: ”Успение святой преподобной Анны, матери Пресвятой Богородицы; подобием стара, лицом морщиновата, риза верхняя киноварная, исподняя лазоревая” 27 . 20        Перечень предметов древности на выставке в Археологическом Институте. Спб. 1848. Стр. 12. 6. 21        Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. Том X. М. 1885. Последование А.К. Жизневского: ”Описание Тверского музея.” Стр. 152. 22        М.И. и В.И. Успенские. Материалы для истории русского иконописания. Спб. 1900 г. табл. LVI и LVII. Читать далее Источник: Иконы Церковно-археологическаго музея Общества любителей духовнаго просвещения : Вып. 1-3/А.И. Успенский. - Москва : Печатня А.П. Снегиревой, 1900-1905./Вып. 1. - 1901. - 11 с., 11 л. ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Патриархи константинопольские многие епископства в нижней Италии возвели в архиепископства, чтобы более привязать в себе италийских христиан, у которых и служба совершалась на греческом языке, и даже по отделении римской церкви от восточной в 1054 году в Италии долгое время были монастыри и церкви, в которых богослужение совершалось по восточному обряду.     В разбираемых нами канонарях есть несомненно памяти святых и событий западных, не бывшие в восточных календарях. Укажем на следующие в синайском И: сент. 11 Зинон, епископ Неапольский, совершенно неизвестный и в западных мартирологах не находящийся, ноября 9 Агринпин, епископ Неапольский (есть и в Римском мартирологе † ок. 200 г.), ноября 13 Мегасий, епископ Африки (неизвестен), февраля 1 Север, епископ Катаны при императоре Никифоре Логофете 808 — 811 г., февраля 14 Валентий, епископ Интерамны (ныне Терни) в Неаполит. области (есть и в Неаполитан. календаре), февраля 16 муч. Иулианы, согласно с Р. М. и Неапол. Это та, которая у нас 21 декабря; она пострадала в Никомидии в 304 году, но одна благочестивая жена пожелала перевезти мощи ея в Рим, однако морская буря заставила положить тело ея в Путеолах, отсюда она потом (неизвестно когда) перенесена в Бумы в Кампании; это перенесение и празднуется в римской церкви 16 февр. Очевидно, это не восточное событие. Мая 3-го обретение честного креста согласно с римскими и латинствующими: Охридским и Зографским 2-м. Мая 8 архангелов Михаила и Гавриила. Это чисто римская память; в Рим. Мартир. и Неаполит. календаре в этот день воспоминается явление арханг. Михаила в 493 году в Италии на Гарганской горе к северу от города Сипонта при Адриатическом море. Св. Димитрий ростовский внес сказание об этом явлении в Четьи Минеи под 6 сентября. Мая 12 Филиппа Аргирия согласно с М. Р., Неаполит. и другими западными месяцесловами. Это пресвитер, родом из Фракии, современник импер. Аркадия, покоится в городе Аргирион (Алжирон) в Сицилии. В восточных памятниках агиологии его нет. Мая 12 же св. Панкратия. Отрок из Фригии 14 лет пострадал при Диоклитиане. Мощи в Риме, там в V веке создана во имя его церковь. Память его в Рим. мартир., в восточных нет. Июня 21 Руфа муч. и Марка, в Иеронимовом и других западных ныне Руфин и Маркия в Сицилии в Сиракузах; время жизни неизвестно. Июня 26 мученики Иоанн, Павел римляне и Галликан. Эти три мученика находятся в древних римских мартирологах и чтились и чтутся только на западе. Галликан был сенатором в Риме. Память их в Р. М. 25 июня. Июня 27 Маркеллина, в Иероним. мартирологе есть ныне мученик Маркеллин в Испании. Июня 28 Сеии в Тавромении (ныне Таормина в Сицилии), очевидно, западная святая, но не найдена и в западных мартирологах. Июля 16 мучч. Сенатора, Виатора и матери их Доминаты. Пострадали в Неаполитанской области. Мощи их перенесены в Валабрию, где им празднуют 14 сентября.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

164 Напечатан Н. С. Тихонравовым: Пам. отр. р. л., II, 112–120, и А. Н. Пыпиным: Пам. ст. р. л-ры, III, 146–149. 167 „Пресвтлое мученическое воинство»; „ имяй крпость Твою, (мученик) мучителей низложи, сокруши же и демонов немощныя дерзости« – таковы выражения церковных песнопений (песнь Амвросия Медиоланского ; общий тропарь мученику); обыкновенно мученики именуются „добропобедными» и т. п. 168 Стихира на стиховне: „Победы тезоименит показался еси, мучениче всечестне Никито, в подвизе проповедав Христа»... Заметим, что каноническое житие (см. напр. Великие Минеи-Четьи, под 15 сентября), с которым связана и служба, говорит о готском мученике Никите, который жил во время Константина В., апокриф же – о Никите, сыне императора Максимиана; но народный культ знает просто великомученика Никиту, не различая этих двух лиц (и апокриф приурочен тоже к 15 сентября); поэтому вопрос об их взаимном отношении в настоящее время для нас не важен. 172 Напр. святой бьет дьявола палицей; такую икону описывает г. Мендельсон в статье: К поверьям о св. Касьяне (Этн. Обозр., 1897 г., 1, 12). – Другой рукой мученик держит обыкновенно дьявола за волосы: черты этой в апокрифе нет; М. И. Соколов предполагает в этом случае влияние других сказаний, именно „легенды о поимке и мучении дьявола св. Сисинием», также знаменитым защитником от бесов и от недугов („Аиокрифич. материал для объясн. амулетов, назыв. змеевиками», ЖМНПр. 1889, 6, 365). 175 173 Записан в 1863 г. в Воронежской губернии: Л. Н. Майков, „Великорусские заклинания», стр. 88 219). В заговорах наш святой призывается и в других случаях жизни, напр. как помощник на охоте или на рыбном промысле (стр. 138). 179 М. Син. б-ки, 927, л. 10–12. Привожу этот рассказ в подлинном виде, так как он, сколько мне известно, не был еще напечатан. Повда на отець Васиянъ братъ Iocua бывыи пото архиеппъ ростов, стоящ ми рече на москв въ соборнои цркви. преславныя влчца нашея бгородица чтнаго ее видхъ нкоего члка поселянина, молящся прилжно великом мчнк хрв никите, и пытающ гд есть написанъ бра его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010