Так, 13 сент. предписывалось «за столом» чтение празднику обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме; этот текст в ВМЧ включен не был, а в ВМ переписан (БАН. Собр. Каликина. 60. Л. 190-191 об.). Под 6 сент. в ВМ помещено «Чюдо архистратига Михаила, бывшее во Святей горе», Прокопьев на поле сделал помету: «Сие чюдо чтется сентября въ 6 день» (Там же. Л. 69). Наглядный пример ориентированности состава ВМ на богослужебный устав находим под 27 сент. (пам. прп. Савватия Соловецкого). В выговском уставе на этот день записано: «На зазвонной статии чтение святому. О житии его въкратце. Писанное в Минеи сентябрьской» (Устав: Круг вселетнаго богослужения Поморскаго Выгорецкаго монастыря. Саратов, 1913. Л. 42). В ВМ под этим числом помимо Жития преподобных Зосимы и Савватия, текста «О принесении мощей» прп. Савватия и Похвального слова Льва Филолога помещается небольшое выговское соч. «О житии преподобнаго отца Саватия, написано вкратце» (БАН. Собр. Каликина. 60. Л. 404-404 об.). На полях помета Прокопьева: «Сие чтется на всенощном на зазвонной статьи на праздник преподобнаго отца Саватия сентября в 27 день». Анализ состава ВМ показал, что основой, «каркасом» для выговского свода стал Софийский список ВМЧ. В Житии А. Денисова, написанном в 80-х гг. XVIII в. с использованием свидетельств его младших современников, имеются сведения о том, что в 1713 г. С. Денисов был послан в Новгород «особливо для достижения Великих Миней Четьих Макариевских» (РГБ. Собр. Барсова. 156. Л. 118). Объем памятей нерус. святым в ВМ не превышает объема этих текстов в Софийских томах; дни, оставшиеся не заполненными в 1-м комплекте ВМЧ, остаются таковыми и в ВМ; кроме того, совпадает большинство текстов, посвященных нерус. подвижникам. Вместе с тем, исходя из возможностей общественного чтения на Выге, было несколько сокращено количество похвальных и поучительных Слов на двунадесятые праздники, опущены нек-рые большие сочинения, не являвшиеся обязательным календарным чтением, такие как «Маргарит» (пам.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

Объяснения к некоторым дням и праздникам годового круга богослужения [Aω. Отдел III. Гл. 12. § 6.2] А. Дни неподвижные (пение Минеи месячной) Сентябрь 1. Начало индикта 269 (церковного новолетия). Начинаем с Богом церковное лето (год). Благословиши венец лета благости Твоея, Господи! ( Пс.64:12 ). Праздник установлен святыми отцами I Вселенского Собора. Ибо, во-первых, этот день некогда освятил Сам Господь Иисус Христос , пришедши, по обычаю Своему  –  κατ τ εωθς ατ 270 (была суббота и Новый год),  –  в Назаретскую синагогу и сказавши о Себе проповедь на текст из пророка Исаии ( Ис.61:1–2 ) как об истинном Помазаннике (Мессии), посланном от Бога Отца на спасение людей и на возвещение «лета Господня приятна» (потому что человечеству, порабощенному до тех пор диаволу, теперь даруется обновление и свобода). ( Лк.4:16–22 ) Во-вторых, это возвещение новых [благо]«приятных» времен и духовной свободы особенно было дорого для всей христианской Церкви в то время (то есть в эпоху I Вселенского Собора), когда после 300-летних гонений и после победы равноапостольного Константина над Максенцием православная вера наконец была объявлена господствующею и свободною. Но для христиан проповедь в Назаретской синагоге всегда жива, потому что спасающихся всегда гонят  –  если не люди, то демоны. На вечерне: «Блажен муж...», вход, паремии, но утреня без полиелея. Особенность на 9-й песни  –  две катавасии («Таин еси...» и «Снедию древа...») 271 . Славословие великое поется, а не читается. 8. Рождество Пресвятой Богородицы. Хотя Пресвятая Дева родилась в бесславном у иудеев городе ( Ин.1:46 ), но отец Ее, св. Иоаким, был царского рода, а мать, св. Анна,  –  архиерейского. Чудное предание о зачатии и рождении Богоматери (см. Четьи-Минеи, 9 сентября) записано уже во II веке 272 , а праздник тоже очень раннего происхождения 273 . На утрене два канона (св. Иоанна Дамаскина и св. Андрея Критского ), первый 2-го гласа (важного, спокойного), второй  –  8-го (более глубокою и величественною), «Честнейшей» нет, но поются припевы. Катавасии две: «Таин еси...» и «Снедию древа...» 274 . На литургии задостойник: «Чужде матерем...».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Две плащаницы, шитые по атласной земле золотом, серебром и шелками: одна вклад Царя Михаила Федоровича, а другая, Княгини Феотинии Сицкой 7157 г., родственницы Захарьиных-Романовых. На первой след. надпись по кайме: «Повелением блаженной памяти благоверного Христолюбивого Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси, и его благоверной Царицы и Великой Княгини Евдокии Лукьяновны, зачата была сия плащаница делати в лето 7153, месяца Июля в 1 день, в пречестную обитель Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, нарицаемую новое, что близ царствующего града Москвы, по сыне их Государеве блаженной памяти, по Государе, Царевиче, Князе Иване Михайловиче и по их иных Царских родителях в вечный помин и по успении их Государей вечного сна. Совершена бысть сия плащаница повелением сына их Государева, благоверного и Христолюбивого Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Руси Самодержца, в ту ж обитель Спасову на новое, во второе лето Царства его Государева, 7155 лето, месяца Августа 31 день». Там же хранятся четыре бархатных надгробных покрова, один из них, положенный Царём Феодором Алексеевичем на гроб тётки его Царевны Ирины Михайловны, 1679 г. Февраля 6, с серебряными дробницами; и жемчужными украшениями; второй на гроб Боярина Никиты Ивановича Романова-Юрьева, 1595 г.; третий Князя Михаила Черкасского и 4-й от неизвестного. Пожары, случавшиеся в монастыре, истребили старую библиотеку его; от неё осталось только несколько рукописей, как то: 1) Три Минеи, в листе, скоропись на тряпичной бумаге, с надписью по листам: «В лето 7079, на Покров Пресвятой Богородицы, Октября 1, Царь и Государь, Князь Великий Иван Васильевич всея Руси пожаловал и дал в дом всемилостивого Спаса Боголепного его Преображения, что на Крутицах, на новом, сию книгу; вместе сплетены три «Минеи четьи Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, а бил челом Царю и Государю Великому Князю о той книге Нифонт, Архимандрит Спаса Нового, и разделил их, расплёл на трое по месяцу».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

    Память пожара. В александрийской хронике описывается пожар при Льве Великом (457—474), бывший на 12 году его царствования, следовательно в 469 или 470 году. Подобного сему пожару в Царьграде не было никогда: город горел от моря до моря. Автор Константинопольских древностей говорит, что город горел 6 месяцев к что император устрашенный вышел к морю и построил храм Маманта в Сигме и -тик. (Дю- Канж lib. II. 118. Bandurii anmiquim. 57. 732). Осмщение его 12 июля. (См. греч. минеи). Феодор чтец пишет: на епископскую кафедру Антиохии по общему приговору возведен был Иулиан. (Это было в 471 году). В это время 2 сентября (sic. См. 2 сентября) случился великий пожар, начавшийся от Неориона и распространившийся до храма ап. Фомы Аманция (не верно в русском переводе: Фомы и Аманция). Эконом Маркиан, восшедшы на кровлю св. Анастасии с евангелием в руках, силою своих молитв и слез сохранил храм невредимым (§ 23 стр. 512 русск. перевод). Евагрий, описав антиохийское землетрясение на 2 году царствования Льва (458459 г.), продолжает: «около того же времени случилось подобное или еще тягчайшее бедствие в Константинополе» и проч. (Ц. Ист. II. гл. 13). В определении времени пожара вернее следовать александрийской хронике и Феодору чтецу, чем Евагрию. В славянских печатных святцах XVII в. в летописи в более древних выставлен год пожара 5965, т. е. 465 (ибо в сей летописи до Р. X. считается 5500 лет), а в более поздних 5958 г. т. е. 458, согласно с Евагрием. 2     Муч. Мамант и отец его Феодот. В Деяниях св. (Aug. III. 423) довольно обширное наследование о св. мученике и помещено страдание его, вообще согласное с повествованием слав. четьи минеи из Метафраста, который сам имел древнейший сказания о мучениках. У Василия В. есть целое слово на день сего мученика, произнесенное в его храме близ Кесарии, содержащее впрочем не много сведений об его жизни. Св. Василий называет его пастырем (пастухом), который не от других заимствовал знаменитость, но сам продолжением жизни возжег светильник и пастушескую бедностию обличает богатство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

5 О слове Козьмы, составляющем первоначальный и лучший источ­ник для изучения секты Богомилов, см, в Калайдовича («Иоанн, экзарх Болгарский»), и Палаузова («век царя Симеона»), также у Руднева, в рассуждении о ересях, где напечатан и отрывок из слова (в примеч. 33, стр. 7–10); другой отрывок напечатан в прологе, под 21 января. В полном составе слово Козьмы см. в «Правосл. Собеседнике» за 1864 год. 6 В настоящее время эти минеи-четии по списку нашей б-ки издаются археограф. комиссией, трудами члена оной П.И.Савваитова . Читателям известен первый выпуск этого капитального издания, со­держащий в себе первые 13 ть дней сентября. 10 «Части и жребия Богородицы». Известно предание восточной церкви, записанное Стефаном святогорцем, что когда, по вознесении Иисуса Христа на небо, апостолы, вместе с Богоматерью, собрались в сионской горнице ожидать обетованного Утешителя, то при этом «метнуша жребия которая коемуждо от них страна будет, еже бы тамо проповедати евангелие. Рече же пресвятая: хощу и аз с вами метнути жребий… и паде ей жребий иверская земля… Ангел же Божий рече: не отлучайся от Иерусалима, жребий же твой просветится в последние дни…» (Четьи-Минеи, под 15 августа). 11 Карамзин, между посланными царя Александра, вместо Каплана называет священника Иоакима (т. X, примеч. 114) 12 По другим указаниям, кроме бывшего казначея троицкой лавры Закхея, отправлены были иеромонах лавры Иерофей, Чудова мо­настыря диакон Феодосий, да иконописцы успенский священник Бог­дан, архангельский священник Димитрий и диакон Феодор. См. Историю Рус. Церкви пр. Филарета, период 4, стр. 60; откуда пр. Филарет заимствовал эти сведения –неизвестно, так как ни у Ка­рамзина, ни у Иосселиани, которых он цитирует, об упоминаемых лицах ничего не говорится. 13 Вся убо заповеди... С этих пор начинаются выдержки из слова пресвитера Космы, отчасти буквальные, отчасти с пропусками, с незначительным перифразом и небольшими вставками. Сличи Прав. Собесед. 1864 г. апрель, май, июнь. 17 Комкание – св. евхаристия, вероятно от лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

20 . Св. ДИМИТРИЙ, Царевич Московский, преставился страдальчески в 1591 году, Мая 15, в который день Церковь и память его совершает. Св. мощи его, в 1606 году, Июня 3 обретённые, почивают в Московском Архангельском соборе. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 15. Век XVIII. 1 . Св. ДИМИТРИЙ, Митрополит Ростовский, преставился в 1709 году, Октября 27. Св. мощи его, обретённые в 1752 году, почивают открыто в Ростовском Яковлевском монастыре, в церкви зачатия Пресвятой Богородицы на правой стороне в углу церковном. Церковь память его совершает Сентября 21. Смотри Месяцесловы, Сентября 21. 2 . Св. ИННОКЕНТИЙ, Епископ Иркутский, преставился в 1731 году, Ноября 26, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его, обретённые около 1766 года, почивают в Вознесенском Иркутском монастыре, по течению реки Ангары в пяти вёрстах от Иркутска. Память его установлено праздновать в церкви в 1804 году, Октября 28. Смотри Месяцесловы Московские и Киевские, с тех пор печатанные. Прибавление о Святых, почивающих в Киевских пещерах и проч. О Святых, почивающих в Киевских пещерах, которых время преставления неизвестно и которые не упоминаются в Месяцесловах, Прологе и Четьи Минеи, но токмо в описании Киево-Печерской Лавры и в Печерском Патерике к Святым причитаются, а именно: А) Святые, почивающие в Киевских Пещерах Пр. Антония, ближними именуемых 1 . Св. ИОАНН. Постник. Память его Декабря 7. 2 . Св. ИУЛИАНИА. Княжна Ольшанская. Св. мощи её обретены в XVI веке. Память Июля 6. Смотри Четь Минею, Июля 6. 3 . Пр. ЛУКА. Иконом. Память его Ноября 29. 4 . Пр. НЕКТАРИЙ. Память его Ноября 29. 5 . Пр. ФЕОФИЛ и ИОАНН в одной раке. Память их Декабря 29. 7 . Пр. КУКША. Священномученик и ученик его неизвестный. Память их Августа 27. 8 . Пр. АЛЕКСИЙ. Затворник. 9 . Пр. САВВА. Память его Апреля 24. 10 . Пр. СЕРГИЙ. Послушливый. Память его Октября 6. 11 . Св. МЕРКУРИЙ. Епископ Смоленский. 12 . Пр. ЕЛЛАДИЙ. Затворник. 13 . Пр. ФЕОФИЛ Печерский. Память его Марта 29. 14 . Пр. ОНИСИМ. Затворник.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Кого возлюбит Господь, тому посылает скорби, и они умерщвляют сердце избранника Божия к миру, приучают его витать близ Бога. Во всех скорбях, в числе прочих и в болезни, следующие врачества приносят душевную пользу и отраду: преданность воле Божией, благодарение Богу, укорение себя и признание достойным наказания Божия, воспоминание, что все святые совершили путь земной жизни в непрестанных и лютых страданиях, что скорби — чаша Христова. Не причастившийся этой чаши не способен наследовать вечное блаженство. 6. 432—433    Господь Бог да помянет тебя милостью Своей. Болезненностью восполняются подвиги. Болезнь — готовое спасение, когда больной удаляется от дурных слов, помышлений и мечтаний, когда он предается воле Божией, когда благодарит за болезнь, удаляющую его от мира, чего бы он не сделал единственно по собственному произволению. 6. 521    Очень справедливо и богоугодно рассуждаешь, говоря, что болезненность и сопряженные с ней тесноты посланы тебе Богом для охранения от грехов и греховных соблазнов, которыми ныне преисполнен мир. Но и ныне избранные спасаются. Печать избрания суть скорби. Господь и кого приемлет в ближайшее усвоение Себе, тому посылает скорби, и кого хочет увенчать, того подвергает многим и различным скорбям, чтобы душа, потрясаемая скорбями, прозрела и увидела Бога в Его Промысле. В скорбях очень полезно предаваться воле Божией и благодарить Бога за посланную скорбь. Скорбящим полезно читать житие великомученика Евстафия Плакиды (Четьи-Минеи, 20 сентября). 6. 521—522    Находящийся в болезненном состоянии подобен закованному в тяжкие оковы извне и внутри. Но оно посылается или попускается Богом, Который наказует всякаго, егоже приемлет. По этой причине болезнь сопричисляется к тем подвигам, которыми израбатывается наше спасение. От всякого подвига требуется, чтобы он был правилен. Тогда подвизается человек правильно в труде болезни своей, когда благодарит за нее Бога. Святые отцы причисляют болезнь, сопровождаемую благодарением Богу и славословием Бога за Его отеческое наказание, руководствующее к вечному блаженству, к двум величайшим иноческим подвигам — к безмолвию и послушанию. 6. 527—528

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Говорит о сем и автор александрийской хроники. (сн. Morcelli. I. 156). Впрочем Трисвятое пели ранее сего землетрясения, (см. 18 сент. о Корнилии), может быть, в другой форме: свят, свят, свят Господь Саваоф. 26     Преставление Иоанна Богослова. Римские мартирологи в дне преставления его разногласят, а некоторые и сами себе противоречат. Большая часть и древнейшие кончину его полагают 27 декабря. Но Иеронимов и Рабанов полагают ее к 27 декабря (assumpmio) и 24 июня (Natali) (сн. Binmerim V, 546). Конечно надобно отдать предпочтение восточному преданию, как ближайшему к месту события, по которому он скончался 26 сентября. По свидетельству Ипполита, Иринея, Евсевия он умер при Траяне (98—117). По свидетельству Иеронима он умер на 68 году во смерти Иисуса Христа, т. е. ок. 101 г. по Р. X. До александрийской хронике он умер на 72 году по вознесении Господа, будучи 100 и 7 месяцев, следовательно ок. 105—106 года по Р. Хр., следов. он и по последнему счислению моложе Иисуса Христа только на 5 или 6 лет, что не вероятно, по преданию он представляется при I. Христе юношею. Распространено у древних отцов мнение, что Иоанн Богослов умер более ста лет (у Ипполита, Евсевия, Златоуста. сн. и четьи минеи); если он был моложе I. Христа на 10 лет; то умер (на 68 г. во смерти I. X.) не ранее. 110 года по Р. Христове. (Herzog. Real — Encyklop. VI, 722. Florentinii Marmyrolog. Hieron. 123. Введение в книги Нов. Завета. Герике).     Пять дев мучениц. В древнейших прологах ныне память 5 дев монахинь, по стишному прологу, отцом своим Павлом умерщвленных. По видимому это девы, которые, по сказанию 9 июня, умерщвлены в Персии Павлом пресвитером т. е. духовным отцом; но в прологах есть еще 5 дев, соединяемых с Друзиллою 22 сентября, также мучениц и монахинь. Отдельные ли это дружины 22 и 26 сентября или смешение двух дружин, решить трудно. Друзилла, по-видимому, древнее встречается 22 сентября. 27     Муч. Каллистрат. В Деяниях св. (Sept. VII. 190) после исторического исследования, в котором местом мучения полагается новый Рим или Византия (ибо древнем не известна была память его), помещено жизнеописание Метафрастово, которое и в славянской минее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В настоящее время под Синаксарем понимают сборник или отдельное житие, поучение, приуроченное воспоминаемому событию или святому. Таким образом, в современном понимании Синаксарь отождествляется с Прологом. Развитой формой Синаксаря и Пролога являются Четьи-Минеи. Прологи, или Синаксари, бывают двух типов – стишные и нестишные. Стишные синаксари предваряются обычно двумя-тремя стихами. Такими являются синаксари в современной Триоди. Нестишные синаксари таких стихов в начале не имеют. Нестишные синаксари более древние, чем стишные. Древнейшим синаксарием является синаксарь императора Василия (Василия Второго Болгаробойцы, 9751025). Этот синаксарь имеет только одно стихотворение, расположенное в самом начале его. В целом это нестишный синаксарь. Находится в Ватиканской библиотеке, на запад из Константинополя он попал в XV веке. Имеет две части – с сентября по февраль; с марта по август. Некоторые сведения о святых, которые содержит этот синаксарь, являются уникальными, более нигде не встречаются. Стишные синаксари – более поздние по происхождению. Язык их отличается некоторой искусственностью. Древнейший стишный синаксарь датируется 1295 годом. В Греческой Церкви Синаксари помещались в Минее после 6 песни канона утрени. В начале XVII века Греческая Церковь пользовалась синаксарями в виде отдельных изданий. В 1641 году появился Славянский Пролог, составленный из синаксаря императора Василия, Клермонтанского синаксаря и др. источников. В современных изданиях Триоди имеются стишные синаксари церковного писателя XIV века Никифора Каллиста Ксанфопула. Они помещаются после 6 песни канона утрени. Первоначально эти синаксари печатались либо отдельно, либо в конце Триоди. Епископ Филарет (Гумилевский) критически отзывался об этих синаксарях: «Некоторые сведения вошли в них из апокрифических книг, которые были осуждаемы древними отцами. По такому содержанию им нельзя не пожелать того, чтобы они навсегда исключены были из Триоди» (Филарет (Гумилевский), епископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. СПб., 1902. С. 365). Требник. Книга молебных пений Виды Требника

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

5 Эти дни имеют и особые названия: Собор Пресвятой Богородицы, Собор Иоанна Крестителя и День Святого Духа. 6 Мы дадим пересказ этого события в предельно краткой форме; если же кто заинтересуется подробностями, то советуем обратиться сборникам житий святых (например, Четьи-Минеи) или книги М.Н. Скабаллановича «Рождество Пресвятой Богородицы». 7 Проф. Н.Д. Успенский предпочитает даже не называть произведения св. Романа «кондаками», а рассматривает их как поэмы, название которых дается в связи с их содержанием безотносительно их возможного богослужебного употребления: «Мария у Креста», «Мария и волхвы», «О землетрясениях и пожарах» и др. с. 277] . 8 Первое из двух апостольских чтений праздника Рождества Богородицы, указанных в Типиконе Великой Церкви, в расширенном виде читается ныне 9 сентября (вместо Гал. 4 :22–27 читается Гал. 4 :22–31 – см. зач. 210-е «от полу»), в день памяти свв. Иоакима и Анны. 10 Интересно, что в славянской Минее св. Сергий обозначен как патриарх, однако в греческой Минее стоит титул «Святоградец» (γιοπολτης), что можно рассматривать как указание на Иерусалим. 11 В современной греческой Минее 8 сентября есть очень характерный текст – ипакои по 3-й песни канона (этого песнопения нет в нашей Минее), где образ Приснодевы Богородицы как запечатанной двери, которую видел пророк Иезекииль, выражен наиболее рельефно: Πλην διδευτον Προφτης, μν τ Θε μν τηρουμνην, τν γαν Παρθνον κλεσε, δι ατς διλθεν Κριος, ξ ατς προλθεν ψιστος, κα πλιν σφραγισμνην κατλιπε, λυτρομενος κ φθορς τν ζων μν (Перевод на русский язык (порядок слов для ясности изменен): «Пророк назвал Пресвятую Деву Дверью непроходимой, только для Бога соблюденной, через Нее прошел Господь, из Нее прошел Вышний и также оставил запечатанной, Искупивший от тления жизнь нашу»). 12 Эту мысль мы заимствовали у М.Н. Скабаллановича , который пишет: «Евангелие указывает на другую черту Богоматери: внимание к слову Божию, к учению Сына Ее. Этой чертой Она, несомненно, походила на Свою соименницу Марию, сестру Марфы» с. 147] .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010