5 . Когда некий Онисифор, приставленный к мощам святого великомученика Димитрия, соблазнившись, стал красть свечи, которые возжигали пред мощами, и продавать их, то святой великомученик в сонном видении обличил его в этом. Когда же, не внявши этому, Онисифор однажды снова протянул руку, чтоб похитить свечу, то голос из раки великомученика грозно спросил его: «Снова ты крадешь?» («Четьи-Минеи», октября 26-го). 6 . Честное тело священномученика Василия, поверженное на съедение птицам и зверям, по распоряжению Божию, хранил ночью волк, а днем парил над св. мощами орел; тот и другой отгоняли от них плотоядных зверей и птиц до тех пор, пока христиане не погребли их («Четьи-Минеи», марта 7-го дня). 7 . Над св. телами мучеников Павла и Иулиании летали птицы и не давали сесть на них мухам («Четьи-Минеи», марта 4-го дня). Рассказы о чудотворениях от мощей и других останков святых 1 . О перенесении мощей св. мученика Вавилы рассказывается следующее: «Сошлись от мала до велика мужеский пол и женский, юноши и девы и старцы, и с торжеством, пением и ликованием понесли мощи св. мученика Вавилы от места, называемого Дафны, и внесли в Антиохию. В Антиохии же был идол бога Аполлона, в котором жил бес и давал спрашивавшим его людям различные ответы. Когда же внесли мощи святого, бес и идол сейчас умолкли, и ложь обличена была истиной» (Четьи-Минеи», 4 сентября). 2 . «Близ Александры было место, называемое Мануфины, на котором было древнее капище и жилище бесовское. Место это было страшно, потому что там много жило нечистых духов. Когда же св. Кирилл, патриарх александрийский, принес на то место св. мощи мучеников Кира и Иоанна, то тотчас же ушла оттуда вся бесовская сила» («Четьи-Минеи», июня 28-го). 3 . При обретении св. мощей Феодосия Печерского , в полночь, видна была заря над пещерою и множество горящих свечей («Четьи-Минеи», 12 февраля, «Патерик Печерский»). 4. Св. мученица Агафья после истязаний и претерпенных мучений за имя Христова была отведена в темницу в городе Катании, где и скончалась (III в.). Граждане катанские предали погребению тело ее и бедную одежду, которую она обыкновенно носила, положили на ее гробе в память об ее смирении. В годовщину кончины св. мученицы, когда последовало извержение огнедышащей горы Этны, близ города Катании, устрашенные жители города, верующие и язычники, взяли одежду св. Агафьи с гроба ее и держали ее против огненного потока… и бедстве миновало город (из кн. «Жития святых» архиепископа Филарета Гумилевского , февраля 5-го дня, стр. 42–43).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В послесловии к Патерику он писал: «И ныне оубо и в нашей земли такая (подвижники – И. М.) много бывают, но нашим небрежением презираеме и писанию не предаваема, еже некая и мы сами свемы, иотоих не слышавша нехуже писанных зде» 15 . Работа над Синайским Патериком – это одно из ранних литературных начинаний святителя Макария, которое предшествует началу собирания Миней Четьих и взаимосвязано с ними 16 . Стремление инока Досифея собрать и записать сведения об отечественных подвижниках выразилось впоследствии в составлении им Волоколамского Патерика. Задачи, поставленные святителем Макарием, были значительно шире. Учитывая опыт архиепископа Геннадия по собиранию библейских книг 17 , святитель Макарий начинает собирание и систематизацию всего агиографического, гомилетического, святоотеческого, духовного наследия на Руси для духовного просвещения и назидания 18 , «чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтоб они в свое время возвещали своим детям, возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» (Пс.77:6–7) Созданные архиепископом Макарием Четьи-Миней сохранились до нас в трех списках: самый ранний называется Софийским, так как был дан святителем в Новгородский Софийский собор в 1541 г. 19 , полностью сохранился Успенский комплект Миней, данный им позднее в Успенский собор Русской Митрополии, и десять царских Миней из числа подаренных царю 20 . Сам Святитель во вкладной записи в Софийской Минее довольно краток. После обычной датировки в ней следует «Се яз смиренный Макарие архиепископ Богоспасаемых градов Великого Новаграда и Пскова дал есми сию святую великую книгу Минею четью месяць сентябрь и прочих дванадесяти Миней четих во святую великую в соборную церковь святыа Софея, не изреченныя Премудрости Божия того преславуцаго Великого Новаграда в шестоенадесяте лето святительства и паствы своего смирениа. На память своей души и по своих родителех в вечной поминок» 21 . Несомненно, большая и кипучая книжная деятельность Новгородского владыки была всем известна. Выдающийся писатель XVI в., богослов-полемист инок Отенской обители Зиновий, обращаясь в послании к новгородскому дьяку Я. Шишкину (30-е гг.) и имея в виду святителя Макария, писал «Государь, живешь ис божественна мужа велика святителя и Божия книги на всяк час чтутся ту» 22 . «С какою гордостью, – пишет один исследователь, – он (святитель Макарий – И.М.) должен был видеть, когда руками собирателей и переписчиков, выполнявших его поручения, росли книжные сокровища!» 23

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Все наиболее ценные в историческом или археологическом отношении книги и рукописи, как, напр., типикон, или устав, написанный Преподобным Зосимой для своей обители, взяты из Соловков после войны 1853/6 года в Казанскую духовную академию. В особом шкафу хранятся разные учебники и популярно-научные книги, подаренные монастырю вместе с тысячью рублями в 1871 году Великим Князем Алексеем Александровичем. Книги эти не выдаются для чтения, чтобы их не растрепали и не попортили корешков, – библиотекарь решается на выдачу их только по особой просьбе и наиболее надежным и почтенным членам. Количество экземпляров одного и того же сочинения указывает на спрос и наклонности братии. В течение всего 1886 года из братии читали книги 110 человек, причем ими взято и перемененно 556 книг, не считая богослужебных, евангелий и псалтирей, обязательных для каждого грамотного члена братства. Из этих 556 книг духовно-нравственных, поучительных сочинений и периодических духовных журналов было 203 книги; Житий Святых и Четьи Миней 174, Творений Святых Отцов аскетического содержания 125 и т. д. Кроме книг, получаемых из библиотеки, у многих монахов есть свои, приобретенные на собственные деньги и по смерти отбираемые в библиотеку. С 1-го Января 1880 года по 1-е Сентября 1886 года умерло из числа братства 57 человек, и у 31 из них имелось 337 своих книг (из 21 иерея – у 16, из 2 диаконов – у обоих, из 22 монахов – у 10 и из 12 послушников – у 3). Книги эти по своему содержанию распадаются так: Лечебников 78 , календарей, рукописных выписок – 130 штук, Служебников и акафистов со службами – 50 книг, Творений Св. Отец – 49, Псалтирей и Новых Заветов – 44, Духовно-нравственных – 30, Житий Святых – 11 кн. и т. д. Как видите, монахи, за исключением обязательных богослужебных книг, всего больше читают поучения аскетического характера и жития Святых и, без сомнения, относительно аскетической жизни и вообще благочестия гораздо больше знают, чем крестьяне. Взрослым грамотным даровым богомольцам книги из библиотеки выдаются только зимой – с 1-го Октября до Пасхи. В зиму 1885/6 года из 647 богомольцев 325 брали и переменили 1670 книг, те которых 767 были Четьи Минеи и жития Святых, 356 духовно-нравственных, 176 Евангелий, Новых Заветов и псалтирей, 102 творений Св. Отец и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 . По повелению Антония Великого и преподобного Зосимы львы ископали могилы для погребения Павла Фивейскаго и Марии Египетской («Четьи-Минеи», 17 января и 1 апреля). 7 . К мученику Маманту звери собирались целыми стадами и оставались при нем до тех пор, пока не получали приказания разойтись («Четьи-Минеи», 2 сентября). 8 . Преподобный Сергий Радонежский и блаженный Серафим Саровский из своих рук кормили диких медведей, приходивших к ним из лесу (Жития их). Отсюда нам кажется ясно, что человек не безусловно потерял власть над животными и может возвратить ее, может, как видим из примеров и как указывает слово Божие, наступать безнаказанно на аспида и василиска 32 ( Пс.90:13 ), брать змей ( Мк.16:18 ) и заграждать уста львов ( Евр.11:33 ). Чрез что же это? Очевидно, чрез обращение к чистоте, правде и благочестию. Чем удерживал Адам власть над животными, живя в раю? Конечно, чистотою души своей, своим пребыванием в правде и истине. Изменил последним – лишился власти. А из этого понятно, что, возврати человек чистоту души, будь верен истине, возвратится и власть его над животными. Кроткое обхождение с животными В слове Божием читаем: не заграждай рта волу, когда он молотить ( Втор.25:4 ). Есть у тебя скот? наблюдай за ним, и если он полезен тебе, то пусть останется у тебя ( Сир.7:24 ). Блажен, иже и скоты милует. Преподобный отец Герасим иорданский любил скотов и зверей, кормил их, ласкал, лечил. Однажды в великий пост, ходя по пустыне иорданской, он встретил льва с больною, от занозы отекшею, ногою. Святый старец вынул из ноги занозу, очистил и обвязал рану полотном, и отпустил зверя. Но лев, как бы в благодарность, не отходил от благодетеля и шел за преподобным. С того времени он кормил зверя и приказал ему караулить осла, возившего воду на нужды монастыря. Когда осел был украден, то лев охотно исполнял обязанности осла, возя воду в монастырь. По смерти своего благодетеля, преподобного Герасима, благодарный лев долго тосковал, рычал по нем и на могиле его издох («Четьи-Минеи», 4 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Октябрь 19–31, СПб., 1880; Ноябрь 1–12, СПб., 1897; Ноябрь 13–15, М., 1916; Ноябрь 16–22, М., 1899; Ноябрь 23–25, М., 1916; Декабрь 1–5, М., 1901; Декабрь 6–17, М., 1904; Декабрь 18–23, М., 1907; Декабрь 24, М., 1910; Декабрь 31, М., 1914; Январь 1–6, М., 1910; Апрель, 1–30, М., 1916. Следует отметить, что Археографическая комиссия допустила ошибку, переставив закрепленные за комплектами Миней названия 5 , дав Минеям Успенского собора название Царских и наоборот. Это обстоятельство теперь вносит путаницу при ссылках на Минеи. Архимандрит Савва в своем Указателе (Синодального собрания) устанавливает правильные наименования, закрепленные за Успенскими и Царскими минеями, и дает их подлинные номера по инвентарным описям: Минеи-четьи «Царские» (без марта и апреля), 174–183; Минеи-четьи «Успенские» (полный комплект за 12 месяцев), 989–997 6 . В XVII в. иеромонах Чудова монастыря Евфимий составил к Великим минеям оглавление 7 ‚ которое было неполным; в нем опущены отдельные статьи и целые книги. Оглавление это напечатано не было. Вторично полное оглавление Великих миней-четьих было составлено и издано в 1892 г. архимандритом Иосифом 8 . Научное описание Великих миней-четьих было составлено учеными археографами А.В.Горским и К.И.Невоструевым . После смерти составителей описание было частично напечатано в Чтениях ОИДР (с сентября по 26 мая), с предисловием Е.В.Барсова 9 . Великие минеи-четьи «Успенские» (вклад митрополита Макария в Успенский Кремлевский собор в 1542–1564 гг.). Комплект Успенских миней, полный за 12 месяцев, хранился до 1856 г. в Успенском московском Кремлевском соборе, а в 1856 г. был передан на хранение в Синодальную библиотеку 10 . К нему были составлены два оглавления, первое – в XVII в. иеромонахом Евфимием Чудовским, неизданное; второе, составленное архимандритом Иосифом, изданное в 1892 г. Текст Миней (как было указано) издавался Археографической комиссией с 1868 по 1916 г., из печати вышли месяцы апрель, сентябрь–декабрь, январь – только с 1 по 6 число.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

1239, 24 ноября Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Смоленскую икону за Смоленск при разорении города татаро-монголами (24 ноября, 28 июля) (1. С. 475–476). 1240, 15 июля Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее икону «Знамение», принадлежавшую св. блгв. кн. Александру Невскому, за русские войска в битве со шведами на Неве (1. С. 748). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Холмскую икону за Холм при осаде города войском Батыя (8 сентября) (1. С. 581). Список использованной литературы 1 . Поселянин Е. Богоматерь. СПб., б. г. 2 . Снессорева С. Богоматерь. 2-е изд. СПб., 1909. 3 . Св. Димитрий, митр. Ростовский. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского . М., 1901. Кн. 1. Сентябрь; М., 1908. Кн. 9. Май. 4 . Св. Димитрий, митр. Ростовский. Сочинения. 3-е изд. М., 1857. Ч. 4. 5 . Сергий (Спасский) , архим. Полный месяцеслов Востока. 1-е изд. М., 1876. Т. 2. 6 . Сергий (Спасский) , архиеп. Владимирский. Святой Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. СПб., 1898. 7 . Арсений (Иващенко), еп. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 г. 3-е изд. СПб., 1899. 8 . Настольная книга священнослужителя. Месяцеслов. М., 1978. Т. 2; М., 1979. Т. 3. Святая Русь Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX–cep. XIII в.) 2053 В данный список включены имена тех угодников Божиих, которые входят в рукописные и печатные: 1 . Месяцесловы богослужебных книг (Евангелие, Апостол, Псалтирь, Минеи, Типикон). 2 . Синодики (епархиальные, монастырские, приходские, в том числе синодик храма в честь всех святых, в земле Российской просиявших, составленный епископом Афанасием Сахаровым , f 1528 октября 1962). 3 . Месяцесловы и святцы четьих книг (Четьи-Минеи сет. Макария, 1529–1540-е гг.; Четьи-Минеи иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Германа Тулупова, 1627–1632; Четьи-Минеи иерея Сергиево-Посадской церкви в честь Рождества Христова Иоанна Милютина, 1646–1654; Жития святых святителя Димитрия, митр. Ростовского, 1684–1705; отдельные жития и сказания. Прологи).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

XVI в. каменный Преображенский храм, построенный в обители еще во времена преподобного, сильно обветшал и был разобран. На его месте соорудили новый каменный собор, который освятили 6 августа В сочетании с датировкой сохранившихся списков эта вставка заставляет задуматься о связи редактирования с готовящимся строительством и о причастности к редактированию игумена Закхея. Впрочем, Закхей известен как профессиональный писец, а не автор текстов, поэтому можно полагать, что он скорее содействовал тиражированию, а не созданию Второй Пахомиевской редакции Жития. Необходимость в перестройке древнейшего храма обители также могла назревать постепенно и быть актуальной уже в последней четверти XV в. Подобная интерпретация событий позволяет считать версию о создании новой редакции Пахомием Сербом основной, но не единственной. Из-за отсутствия ясного объяснения промежутка между временем появления редакции и временем ее распространения стоит иметь в виду дополнительную гипотезу о более позднем появлении редакции – на рубеже XV и XVI вв. Здесь необходимо продолжение исследования, надеюсь, что настоящая статья может послужить для него толчком. Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского – это пространное житие с развернутым вступлением, многочисленными чудесами, в том числе и «современными», свидетельствующими о непрекращающемся предстательстве святого «древних времен» в наши дни. В рукописях Вторая Пахомиевская редакция, как правило, сопровождается Похвальным словом Варлааму Хутынскому. Такая организация а также наличие похвального слова, характерны для житий, входящих в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Действительно, Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского переписывалась в составе житийных сборников, но чаще – минейных кодексов, в том числе и Великих Миней Четьих (См., например: ОР РНБ, F . I .306. Минея четья с сентября по февраль, переписана в 1528–1529 гг. в пределах Ростовской кафедры; ОР РНБ, Софийское собр., 1319. Великие Минеи Четьи митрополита Макария, том за ноябрь; ОР РНБ, Соловецкое собр.

http://sedmitza.ru/lib/text/9494835/

кз он же – в виде старца со всклокоченными волосами и большою бородою, в тунике и козлиной шкуре, накинутой на плечи; надпись – для свитка: “Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе и закла безстудных.“ В сводном подлиннике под 20 июля читаем: “Святаго славного пророка Илии, предвари Рожество Христово за 816 лет. Сей огненною колесницею яко на небеса взят и пред вторым пришествием с Энохом приити иматъ; подобием старъ и седъ, власы коматъ, брада продолговата до персей и терхава, аки праотца Авраама, на вые его платок, риза его милоть или шуба, выворотъ мохнатъ козлии, исподъ светлодикая празелень, в руке свиток, а в нем написано: “Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе, яко оставиша заветъ твой сынове Израилевы, и олтари твоя раскопаша, и пророки твоя избиша оружием, остахъ аз единъ, и ищутъ души моея изъяти ю.“ – В минеи четьи пишет: “муж бяше косматъ, и пояс усменъ о чреслехъ его.“ – Строгий лик пророка Илии, шевелюра и одежда, конечно, соответствуют тому образу пророка, ревнителя и пустынника, который рисуется при чтении жития его. Св. Анна, мать Богородицы, – шуйцу простерла как бы в рассуждении, десницу подняла кверху с перстосложением. Вверху иконы, пред св. Анною – ветхозаветная Троица. – На иконах св. Анна обыкновенно изображается вместе с Иоакимом – память их 9 сентября. Под этим числом в Софийском подлиннике: “Богоотец Иоакима и Анны...У Анны риза верх киноварь, испод лазорь” 24 . Под 25 июля по тому же подлиннику ”святая Анна, Мати Богородицы. Риза бакан, испод лазорь, руце обе молебны“ 25 . По сводному подлиннику под 9 сентября, “на Анне риза верхняя киноварь, испод празелень, в руках держит младенца Пресвятую Богородицу... Анна проживе лет 79“ 26 . Под 25 июля: ”Успение святой преподобной Анны, матери Пресвятой Богородицы; подобием стара, лицом морщиновата, риза верхняя киноварная, исподняя лазоревая” 27 . 20        Перечень предметов древности на выставке в Археологическом Институте. Спб. 1848. Стр. 12. 6. 21        Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. Том X. М. 1885. Последование А.К. Жизневского: ”Описание Тверского музея.” Стр. 152. 22        М.И. и В.И. Успенские. Материалы для истории русского иконописания. Спб. 1900 г. табл. LVI и LVII. Читать далее Источник: Иконы Церковно-археологическаго музея Общества любителей духовнаго просвещения : Вып. 1-3/А.И. Успенский. - Москва : Печатня А.П. Снегиревой, 1900-1905./Вып. 1. - 1901. - 11 с., 11 л. ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Павла 15 февр., страдание Памфила, Балента и проч. 16 февр., страдание св. Маруфы и других в Мартирополе 17 февр., житие св. Архивия (т. е. Авксивия) архиеп. и чудотворца, мучение Садофа епископа и иже с ним 21 февр. (вместо 20), похвальное слово Хрисиппа пресв. иерус. на великомуч. Феодора и частию о чудесах его 22 февр., особенность, страдание Поликарпа, еп. смирнского, 23 февр., сказание об обретении главы Иоанна Крестителя 24 февр., житие св. Порфирия, еп. Газского, 26 февр., Ипполита папы римского о Христе и антихристе, страдание св. Нестора, еп. Пергийского (28 февр.). Итак это минея полная, за исключением пропущенных чисел немногих, и жития следуют по тому же порядку, в каком памяти святых находятся в установившихся позднейших месяцесловах, только муч. Садофа под 21 февр. доселе не найдено, и память Мелетия антиохийского показана 10 февраля. Так как в этом собрании житий есть беседа патриарха Фотия, то оно не ранее конца или второй половины IX века. Если это собрание действительно не позднее первой половины X века, то эти жития дометафрастовские, но П.-Керамевс указывает между ними по Миню и метафрастовския некоторые жития. В Иерус. библиотеке (Т. I) описаны четьи минеи греч. (кодекс 6 IX-X в. Здесь нет указаний на метафрастовские жития по Миню), и кодексы 7–11, XI в. и кодекс 22-й 1079 года. Из них видно, что жития расположены по числам почти во все дни так, как и ныне святые чтутся, следовательно нынешний порядок начал установляться не позднее XI века. В Москов. Синод. библиотеке есть четья минея, относимая к X в. сентябрь, но мы не сравнивали ее в том отношении, дометафрастовская она или нет; замечательна тем, что жития в ней расположены совершенно согласно с нынешним месяцесловом, именно: жизнь Симеона (1 сент.), страдание Маманта (2), страдание священномуч. Анфима (3), священномуч.. Вавилы антиох. (4), чудо арханг. Михаила (6), страдание Евдоксия и дружины (6 сент.), муч. Созонта (7), Севириана (9), Минодоры и проч. (10), Феодоры александр. (11), священномуч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

          В монастыре имеются части мощей следующих святых: священномуч. Харалампия; св. муч. Мины, Кирика, Меркурия; св. Иоанна Златоустаго; св. Нила Мироточиваго; преподобного Петра Афонскаго; св. Ахиллея; св.великомуч. Пантелеимона; св. Давида Солунскаго; глава св. Филофея; часть от главы св. Иоанна Предтечи; св. Марии Магдалины; св. Мины Калликелада; св. муч. Марины; св. архидиякона Евпла; часть перста Иакова Персянина; часть св. Павла Фивейскаго; часть кости св. Апостола Андрея; части св. великомуч. Феодора Стратилата; глава св. Дионисия Ареопагита; глава св. Феодора Начертанного; глава св. Василия Амасийскаго; часть св. Космы бессребренника; св.Иоанна Милостиваго; Феодора Тирона и другие. Показывается часть камня, с которым брошен был в море мальчик, чудесно спасённый Архангелами ( Четьи-Минеи 6 Сентября).      Дохиар встретил нас оживлением. У монастырских врат нас встретила дюжина разномастных котов.      Кто лениво прогуливался, а кто нежился, принимая различные расслабляющие позы, под лучами ещё жаркого, хотя уже и далеко осеннего, средиземноморского солнца.      Такое соседство нам уже привычно, и я бы даже сказал, что без котов мир Афона потерял бы свой необычный уют. А так есть коты, и глядя на них догадываешься, что им без молока и мясного здесь все-таки довольно туго приходится. И, как не крути, получается, что они тоже своего рода " аскеты " . Монахам, опять же, пример для подражания, в терпении лишений и радости любому незначительному подарку от судьбы. Кстати, коты на Афоне бдительно охраняют кельи и скиты от змей, коих здесь весной и летом полным полно, как говорят афониты.      В архондарике подавали воду, лукум, маленькие стаканчики с " анисовкой " и даже кофе. Каждый выбрал то, что ему было по душе, а кто-то пошёл в лавку за иконками. Мы, как и положено, поступили точно также. Иконки Скоропослушницы были закуплены с запасом. Знакомых много и такой подарок всегда приятен. Во дворе монастыря все вымощено камнем. Постройки стоят плотно. Возвышаются вверх, и кое-где из каменной стены вдруг произрастает гранатовое, апельсиновое или лимонное дерево.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1632

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010