9 . Когда св. Григорий чудотворец , епископ Неокесарийский, по случаю зашел ночевать в идольский храм, в котором жило множество бесов, – нечистая сила, устрашившись крестного знамения и молитв святого, бежала из капища («Четьи-Минеи» 12 ноября). 10 . В житии св. мучеников Киприана и Иустины пишется, что Иустина крестным знамением прогнала от себя беса-искусителя, и сам Киприан избавился от него тем же орудием («Четьи-Минеи» 2 октября). 11 . В житии преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского пишется, что бесы, посланные волхвом Февдой разжечь юного Иоасафа похотью плотской, остались без успеха, потому что царевич ограждал себя крестным знамением («Четьи-Минеи» 19ноября). 12 . В житии преподобного Иллариона Великого сообщается, что этот святой целые полки бесов низлагал крестным знамением («Четьи-Минеи» 20 октября). Он же, изобразив на берегу моря три креста и помолившись, воспретил морю, устремлявшемуся потопить город Епидавр. 13 . Преподобный Антоний Великий , состязаясь с бесами, сказал им, что крестное знамение и вера в Бога – стена непреоборимая («Четьи-Минеи» 17 января). Он же сказал братии, что все искушения бесовские исчезают при первом знамении креста. 14 . Один христианин, по имени Клеовий троекратным изображением Креста Господня исцелил Епифания Кипрского , еще в детстве разбитого свирепым ослом (Чет. Мин. 12 мая). Св. Епифаний, когда в Египте препирался с неким философом Евдемоном, увидел сына сего философа слепым на одно око. Изобразив на слепом глазе трижды крестное знамение, святой совершенно исцелил отрока. 15 . Преподобная Макрина, сестра св. Василия Великого , имела какую-то язву на грудях и, не желая открыть ее врачам, просила мать свою знаменать ее крестным знамением. По совершении сего, совершенно исцелилась («Четьи-Минеи» 19 июля). 16 . Преподобный Зосима, увидев преподобную Марию Египетскую в пустыне, счел ее за привидение и пришел в ужас; но сотворив на себе знамение креста, успокоился. Преподобная Мария Египетская, чтобы уверить Зосиму, что она человек, а не привидение, осенила крестным знамением чело свое, и очи, и уста, и перси. Она же, осенив крестным знамением Иордан, перешла по воде его, как по сухому пути («Четьи-Минеи» 1 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Примечания: 1 Апологетика Рождественского. С. 7–106. 2 Иамирий — маг египетский, противодействовавший Моисею. 2Тим.3:8 . 3 Четьи-Минеи. Октября 2.14 4 Опытное доказательство этого можно видеть в житии Преподобного Пахомия Великого , Четьи-Минеи, Мая 15. 5 Четьи-Минеи. Января 17. 6 Творения Иоанна Златоуста . Т. 2. С. 551. 18 7 Памятники древней христианской письменности. Т. 4. Приложение к Православному Обозрению. С. 143. 8 Св. Иринея «Против ересей». Кн. 4. 9 Тертуллиана творения. Т. 4. Гл. 1. 27. 10 См. Славянское Добротолюбие. 11 Приложение к Православному Обозрению. С. 92–93. 12 Сочинения Иоанна Кронштадтского . Т. 2. 13 См. Иоанн Дамаскин . Изложение православной веры. Кн. 2, гл. 3. 14 Преподобный Иоанн Кассиан предполагает, что сатана до падения принадлежал к лику Херувимов. См. «Слово о смерти» епископа Игнатия Брянчанинова . С. 73. 15 Приложение к Православному Обозрению, 1868. С. 571. 16 Наставления св. Макария Великого . С. 161. 17 Оглас. поуч. 18. 18 Точное изложение Православной веры. Кн. 2, гл.4. С. 57–58. 19 Св. Гриорий Богослов. Ч. 3. С. 169. 20 Св. Василий Великий . Ч. 4. С. 146. 21 Точное изложение Православной веры. С. 134. 22 Приложение к Православному Обозрению, 1863. С. 150. 23 Св. Григорий Богослов . Ч. 3. С. 170. 24 Ириней Лионский . Т. 14, кн. 28. 25 «О граде Божием» Блаженного Августина , 14,27. 26 «Разговор с Трифоном» С. 141. 27 Догматическое Богословие архимандрита Иустина. С. 172. 28 Догматическое Богословие Преосвященного Антония. С. 95. 29 Четьи-Минеи. Мая 15. 30 Четьи-Минеи. Октября 21. 31 Слово о смерти епископа Игнатия (Брянчанинова) . С. 186. 32 Пролог. Октября 6. 33 Творения св. Иоанна Златоуста . Часть 3. С. 338. 34 Творения Иоанна Дамаскина . Кн. 2. С. 58. 35 Слово о смерти. С. 214. 36 Златоуст. Т.1. С. 722. 37 Творения Святых Отцов. Ч. 4. С. 265. 38 Творения Святых Отцов. Ч. 3. С. 231. 39 Толкование на послание к Ефесянам. С. 413. 40 Слово о смерти. С. 179. 41 Св. Григорий Богослов . Ч. 3. С. 25. 42 Четьи-Минеи. Апреля 23. 43 Oratio de incarnatione Verbi. I. Р. 180.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

113. Во всех благоустроенных общежитиях читается ежедневно на утрени в «Благовестнике» объяснение дневного Евангелия. 114. Слово 27, гл. 78. 115. Преподобный Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. Преподобный Григорий Синаит. Гл. 11. О чтении. Добротолюбие. Ч. 1. 116. Слово 27. 117. Слово 4. 118. Деян. 27. 21–49. 119. Житие преподобного Антония Великого. Четьи Минеи, 17 января и Vitae Patrum Patrologiae coursus complectus, т. LXXIII. 120. Алфавитный патерик. 121. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 122. Четьи-Минеи, 1 апреля. 123. Слово 4, гл. 120. 124. Слово 27, гл. 5. 125. Пролог, января 9 день. 126. Патерик Печерский и Четьи-Минеи, 14 февраля. 127. Патерик Печерский и Четьи-Минеи, 31 января. 128. Слово 4, гл. 12. 129. Во времена наши в Москве, в доме умалишенных, находился подобный пророк, к которому стекалось множество любопытных. Имя пророку — Иван Яковлевич. Некоторого пустынного монаха посетили московские жители и начали пред ним выхвалять своего пророка. Они говорили, что в даре прозорливства его убедились собственным опытом, спросив его о своем родственнике, находившемся в Нерчинске в каторжной работе. Иван Яковлевич с час времени не давал ответа. Когда вопросившие понуждали скорее дать ответ, то он сказал им: «А до Нерчинска далеко ли?» Они отвечали: «Более 6000 верст». — «Так скоро ли туда сбегаешь!» — возразил пророк. Ответ его состоял в том, что у ссыльного обтерлись ноги до крови. Чрез несколько времени вопрошавшие получили от Нерчинского родственника письмо, в котором он описывал тяжесть своего положения и упоминал, что ноги его обтерты до крови кандалами. «Представьте себе, каково прозорливство Ивана Яковлевича!» — заключили таким возгласом рассказ свой москвичи. Монах отвечал: «Прозорливства тут нет, а тут — очевидное сношение с падшими духами». Святой Дух не имеет нужды во времени: Он немедленно возвещает тайны, и земные и небесные. Иваном Яковлевичем послан был находившийся при нем бес из Москвы в Нерчинск, и принес сведение пустое, вещественное, удовлетворяющее тщеславию пророка и любопытству плотских людей, его вопрошавших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Блуд Блудный мучается бесами Преподобный Иларион изгонял некогда из одной девицы беса и спросил его: почему он не вошел в того юношу, который волхвованием послал его в сию девицу? Бес отвечал: в сем юноше уже живет мой товарищ, любострастный бес блудный. Видите: в блуднике живет бес блуда и мучит его разжжением блудным! Рассказы о борьбе с плотскою похотью Чтобы умертвить в себе похоть плоти, преподобный Макарий однажды несколько месяцев просидел в болоте нагим и был так искусан болотными большими комарами, что все тело его было покрыто ранами, как у прокаженного, и иноки могли узнать его только по голосу («Четьи-Минеи», января 19). О благочестивой жизни преп. Мартиниана знали все, живущие в Кесарии и ее окрестностях, и много говорили о нем. Подслушав эти речи, одна блудница решилась искусить его на грех . Переодевшись в роскошные одежды, она надела на себя дорогие украшения и предстала пред Мартинианом во всем блеске своей красоты. Угодник Божий, окрепший в духовной жизни, не поддался козням искусительницы. Он разложил посреди келии огонь и стал на него босыми ногами. Ноги его жестоко опалились огнем. «Теперь подумай, Мартиниан (говорил он сам себе), каков огонь вечный, гееннский. Если хочешь гееннского огня, пожалуй, подойди к этой женщине». Пораженная терпением и страданием праведника блудница как бы проснулась от греховного сна, бросилась к ногам отшельника, исповедала грехи свои и со слезами умоляла его, чтобы он простил ее и помолился за нее. Чрез 12 лет после своего обращения, она почила с миром, с именем преподобной Зои («Четьи-Минеи», февраля 13). Иметь сладострастные помыслы и услаждаться ими есть великий грех Один инок в лавре преп. Евфимия Великого, близ Иерусалима (Евфимий умер в 474 г.), по имени Емилиан, в одну ночь на рассвете воскресного дня, по действию бесовскому, возгорелся плотскою похотью и, смущаемый скверными мыслями, услаждался в сердце своем греховным вожделением. В это время случилось преп. Евфимию идти мимо того места, где находился брат, смущенный похотью. Обоняв смрад блудного беса и уразумев случившееся, преподобный сказал: «Да запретит тебе Бог, проклятый нечистый дух», и тотчас брат тот упал на землю, испуская пену и беснуясь. Когда собрались к этому месту братья, преподобный сказал им: «Видите ли брата сего, свято жившего от юности и доселе в чистоте тела своего? Ныне же ослабев немного, с вожделением помышлял о плотской сладости, услаждался теми скверными мыслями, и вот отдан бесу… Вразумимся же мы несчастием его, и да знает каждый, что, если кто и не прикасается к чужому телу, не совершает скверного греха телом, а любодействует умом, принимая скверные мысли, удерживая их, соизволяя им и услаждаясь ими, – тот есть блудник, и бес обладает им; а теперь помолимся о брате сем, Емилиане, Богу наказующему, да освободит его от беса и плотских страстей». И когда святой помолился, бес вышел, взывая и говоря: «Я дух любодеяния», и наполнил все то место смрадом как бы от серы горящей («Четьи-Минеи», января 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Одних этих статей было достаточно, чтобы Четьи-Минеи Макария соответствовали своему названию и своей цели. Но ему хотелось большего: вместе с житиями святых Макарий желал соединить и их писания или сочинения, какие только употреблялись в России, были ли то сочинения краткие, или обширные, или даже целые книги, и он поместил эти писания каждого из св. писателей, большею частью, под теми самыми числами месяцев, когда совершается их память. Так, в день св. Василия Вел. (1 января) поместил его книгу о постничестве; в день св. Григория Богослова (25 января) – книгу его слов; в день св. Ефрема Сирина (января 28) – его Патерик: в день св. Григория, Папы Римского (марта 11) – его толкования на евангелия и сказания о житии св. отцов; в день св. Кирилла Иерусалимского (марта 18) – его катехизические поучения; в день св. пророка Иеремии (мая 1) – книгу его пророчества; в день праведного Иова (мая 6) – книгу Иова; в день пророка Исаии (мая 9) – книгу его пророчества; в день 12 апостолов (июня 30) – толковый апостол; в день преподобного Иосифа Волоколамского (сентября 9) – его духовную грамоту и устав; в день успения св. Иоанна Златоустог о (сентября 14) – его Маргарит; в день св. Иоанна Богослова (сентября 26) – его Евангелие и Апокалипсис; в день св. Дионисия Ареопагита (октября 3) – его книгу о небесной иерархии; в день св. Иоанна Дамаскина (декабря 4) – его книгу Небеса, и книгу о восьми частях речи, и проч. Четьи-Минеи Макария, через такое внесение в них книг свящ. писания и отеческих творений, увеличились едва ли не вдвое, если не более. Но не удовлетворился и этим архиеп. Макарий. Ему хорошо было известно, что есть древние, благочестивые и уважаемые сочинения, и целые книги неизвестных авторов, по крайней мере, не принадлежащие одному какому-либо св. писателю, которые потому нельзя было приурочить в Четьи-Минеях к какому-либо определенному дню; известно также было и то, что есть многие достойные сочинения и известных писателей, но не причтенных к лику святых, которые, тем не менее, имели право занять место в Четьи-Минеях под определенными числами месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

12:9)!    Иное чтение, местами вписанное здесь в выносках, есть перевод греческого текста на латинский Евагрием. Этим чтением пользовался святый Димитрий Ростовский, составляя жизнеописание преподобного Антония Великого. Евагрий сознается в недостаточной точности своего перевода; но перевод этот, будучи сделан иноком, имевшим опытное знание отшельнической жизни, имеет свою цену.    Слово 55.    Четьи-Минеи, житие преп. Исаакия 14 февраля, житие преп. Никиты 31 января.    Четьи-Минеи 1 сентября.    Пр. Макария Великого беседа 26, гл. 3.    Гл. 73 Доброт., ч. 2.    Такое поклонение воздал диаволу, явившемуся в виде Христа, Пр. Исаакий Печерский, и страшно пострадал.    Апреля в 22 день.    Последняя из глав зело полезных пр. Григория Синаита. Доброт., ч. 1.    Рукопись.    Четьи-Минеи, житие пр. Пахомия Великого, мая в 15 день.    Слово 7, гл.7.    Лествица, Слово 27. Пр. Нила Сорского Слово 11, Пролог января в 9 день, о монахе, прельщенном бесами, житие пр. Никиты Печерского, Четьи-Минеи 31 января.    Пр. Нил Сорский, Слово 11, так рассуждают и прочие наставники христианского подвижничества.    О слепоте духа много говорит Святый Тихон Воронежский в келейных письмах своих. Томы 14 и 15.    Доброт., ч. 3.    Св. Исаак Сирский, начало 59 Слова.    Изречение пр. Иоанна Колова, Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик.    Иноков Каллиста и Игнатия о безмолвии и молитве, гл. 68, Добротолюбие, ч. 2.    Лествицы, Слово 4, гл.35. Этого же мнения и все св. Отцы.    Слово о трезвении, гл.43. Доброт., ч.2.    Слово 38.    Ответ на вопрос 59.    Ответ на вопрос 21    Слово 4, гл. 13.    О духовном ощущении, см. Беседу 8, пр. Макария Великого и 1 Слово пр. Симеона, Нового Богослова.    Пр. Кассиана Римлянина, Слово о рассуждении, Доброт., ч.4.    Алфавитный Патерик.    Авва Дорофей, поучение о еже не оставляти свой разум.    Гл. 33. Доброт., ч.1.    Предисловие к Уставу.    Эта мысль обретается в житии старца Паисия (Величковского), искуснейшего наставника иноков, скончавшегося в конце XVIII столетия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

л.3–8. Указ главам. л.12–13. Разорваны. л.423. Житие Павла Обнорского, 10 января. л.463. Житие Михаила Клопьскаго, 11 января. л.508. Житие Симеона и Саввы Сербских , 14 января. л.216. Заставка нововизантийского стиля на золотом фоне. Вязь и инициалы киноварные. Переплет XVI в. – доски в коже с тиснением, правлен в XVII в. На нижней доске – 4 наугольника желтой меди, Арх. Савва. Указатель ... стр.173, 209. 789 (Син.991) Минеячетья, месяц февраль, 1°, русский полуустав в два столбца разных рук, 1340 п. Водяные знаки: 1. Кувшин с одной ручкой, увенчан цветком, Бр. 12628, 1520–1528 гг. 2. Кувшин малый с двумя ручками, Бр. 12864, 1525 г. 3. Большая рука, увенчанная звездой, Бр. 11390, 1533 г. 4. Сфера, увенчанная звездочкой, Бр. 14004, 1553 г. л.1–2 об. Летописец, текст тот же (см. месяц Сентябрь). л.3–6 об. Указ главам. л.112 об. Житие Димитрия Вологодского, чудотворца, 11 февраля. л.417 об. Житие Алексея, митрополита Киевского и всея Руси, 11 февраля. л.442 об. 455. Житие Кирилла, философа и учителя словеньского, 14 февраля. л.446 об. Слово похвальное Кириллу и Мефодию. л.776. Иосиф Флавий. История Иудейской войны. Заставка нововизантийского стиля на золотом фоне (л.6, 890). Киноварные заглавия вязью и инициалы. Переплет сер. XVI в. Переплетные листы со знаком (герб Амстердама) указывают, что переплет был правлен в XVII в. Арх. Савва. Указатель... стр.170, 181, 184, 191, 194, 209, 272, 265. (Син.992) Минея-четьи, месяц Март, 1°, русский полуустав разных рук, 959 л. Водяные знаки: 1. Малый кувшин с одной ручкой, Бр. 1266, 1547 г. 2. Гербовый щиток, увенчанный цветком, знак не найден. 3. Вепрь, Бр. 13577, 1542г. 4. Рука, над ней цветок, Бр. 11463, 1524–1539 гг. 5. Кувшин с одной ручкой и надписью на тулове, Бр. 1266, 1547 г. 6. Крест двойной, Бр. 5755, 1516 г.; 5756, 1546 г. 7. Козел, Бр. 2860, 1548–1553 гг. л.1–2 об. Летописец. Есть изменения в фразе: «В двадесятое лето царства и государства его», дата изменена на «девятоенадесять лето ...», а ниже – дата «двадесят же третие лето» изменена на «в двадесять же второе лето...». Далее текст летописца тот же, что и в Сентябрьской минее до слов: «... иже со страхом и со вниманием почитающим сия святыя книги, аминь». На этом в Мартовской минеи текст кончается, в Сентябрьской же продолжается.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

53. Норов. Путешествие по Египту и Нубии. Часть II. С. 344—349. 54. " Обыкоша бо тамо чрез целый год предержатися хлебы нерастлены " , — разумеется, вследствие чрезвычайной сухости воздуха. Четьи-Минеи 17 января 55. Добротолюбие. Т. I, 9. 56. Служба 17 января. 57. " Не все безмолвники оставляются Богом в безмолвии навсегда. Достигающие чрез безмолвие бесстрастия и чрез то удостаивающиеся преискреннего Богообщения и Боговселения изводятся оттуда на служения ищущим спасения и служат им, просвещая, руководя, чудодействуя. И Антонию Великому, как Иоанну в пустыне, глас был в его безмолвии, изведший его на труды руководства других на пути спасения, — и всем известны плоды трудов его. То же было и со многими другими. Выше сего состояния апостольского мы не знаем на земле " . Преп. Феофан. Путь ко спасению, 392. 58. Добротолюбие. Т. I, 9. 59. Из писем св. Антония к инокам. 60. Четьи-Минеи, 17 января. 61. Афанасий. Vita Antonii, 46. 62. Там же, 73. Созомен: " Антоний был приятен для собеседников и мягок в разговоре, хотя бы предмет разговора и был спорный. Как-то мудро, ему одному свойственными оборотами речи он укрощал разгоравшийся спор и давал беседе тон умеренности. Отклоняя собеседников от горячности, он умел приводить их в мирное настроение духа " . 63. Афанасий. Vita Antonii, 72—80. 64. Письмо Антония к инокам. 65. Афанасий. Vita Antonii, 69—70. 66. Письмо Антония к инокам седьмое. 67. Иероним. Vita s. Hilar. 26. Об учениках св. Антония см. у Руфина — Hist. Eccles. Lib. I. С. 13. 68. Афанасий. Vita Antonii, 94. 69. Служба 17 января. 70. Apolog. II, 424. 71. Фридленер " Картины из истории римских нравов " . II. С. 333—334. 72. Беседа на Евангелие от Мф. VII. 73. " Лавсаик " , 103. 74. Блаженный Иоанн был сыном одного ремесленника из города Ликополя и до 25 лет сам был плотником. Побуждаемый желанием посвятить себя всецело Богу, он удалился в пустыню. Там, по примеру святого Антония, подвизался около 12 лет под руководством одного пустынножителя и навык полному послушанию и отречению от своей воли. Прожив по кончине старца пять лет в обители, Иоанн удалился в пустыню, избрав для своего пребывания гору в четырех верстах от города. На самой вершине горы он устроил келью из двух комнат: в одной молился, в другой работал и подкреплял себя пищей. С посетителями Иоанн беседовал только по субботам и воскресным дням. Для отдохновения посетителей впоследствии близ кельи устроено было обширное помещение, более чем на 100 человек. О святом Иоанне смотри также в " Лавсаике " Палладия, епископа Еленопольского. Спб., 1850. С. 124—147. О нем упоминают и другие церковные писатели: Августин, " О граде Божием " . К. V, гл. 26. " Попечение об умерших " , гл. 16. Кассиан, кн. IV гл. 23. Institutiones et Collat. II, гл. 9. Collat. XXIV, гл. 26; Евхерий в " Похвале пустыни " , и многие другие. Память его 27 марта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

Церковь чтит память святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси 12 января, 2019. Новостная служба Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников 12 января. ПРАВМИР. 12 января православная церковь вспоминает святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом. С его именем связано первое систематическое изложение истории — составление Степенной Книги, а так же начало новой страницы в истории русской книжности — учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Можно говорить, что именем Митрополита Макария может быть названо время середины XVI века. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея – Тысячелетия Крещения Руси. О Митрополите Макарии существует не малая разножанровая литература. Главное книжное детище святителя Макария — это Минеи Четьи. В XIX веке при их издании Археографической Комиссией им было усвоено именование Великие Макарьевские Минеи Четьи. К сожалению, их издание прекратилось в 1917 году, не будучи доведенным до конца. Уже в наши дни была издана Майская Минея Успенской редакции. В процессе подготовки данного издания была выявлена недостающая Софийская майская Минея. Таким образом, это важное достижение нашего времени в вопросе изучения Макарьевского наследия. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Мир 2 Образцы презрения к миру Присланный от царя Валента придворный Модест с целью склонить св. Василия Великого к арианству, видя, что ласканиями не может преклонить святителя, стал угрожать ему заточением; на это св. Василий отвечал ему: «Отнимешь ли у меня имущество, но меня тем не приведешь в нищету, ибо все мое богатство составляют лишь эти рубища, которые видишь на мне, да несколько книг. Изгнания не боюсь, ибо вся земля Божия; мучения презираю, ибо чрез них скорее достигну желаемой кончины». – «Подумай об этом до утра, – сказал наконец Модест, – и если ты не согласишься, я тебя погублю». – «Я столько же буду тверд и поутру, как ныне», – отвечал святитель, и своею твердостью посрамил арианствующих («Четьи-Минеи», 1 января). Преп. Анфуса была дочь императора Константина Копронима. Жизнь этого императора, обезображенная пороками, и мучительная смерть его (пред смертью он кричал, что горит и наказывается за хулы на Богоматерь) более всего расположили царевну вести жизнь благочестивую. По смерти своего отца (775 г.), она часть оставшегося ей имущества употребила на украшение и построение церквей и монастырей, а другую часть раздала нищим и бедным. Лишившись добровольно тленных земных благ, Анфуса всею душою отдалась подвигам благочестия: она часто возносила молитвы к Богу, читала св. писание, довольствовалась хлебом и водою, подавала добрые, утешительные советы скорбящим и бедствующим. Наконец, по любви к уединенной жизни, приняла пострижение в монастыре св. Евфимии и вскоре сделалась настоятельницею Омопейскаго цареградскаго монастыря. Полная любви и смирения, Анфуса, казалось, забыла, что она царская дочь и настоятельница, и исполняла все монастырские работы как простая послушница, и прислуживала сестрам, которые трудами своих рук добывали себе пропитание. Св. подвижница, следуя древнему правилу, не позволяла ни себе, ни сестрам переступать ногою за ограду обители без крайней нужды, так как иначе душа расстраивается мирскими впечатлениями, да и другим подается случай к соблазну. Преп. Анфуса скончалась 12 апреля 811 г., на 57 году своей жизни («Четьи-Минеи», 12 апреля; сн. кн. «Святые подвижники восточной церкви», Филарета, архиепископа черниговского, стр. 297–301). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010