Все наиболее ценные в историческом или археологическом отношении книги и рукописи, как, напр., типикон, или устав, написанный Преподобным Зосимой для своей обители, взяты из Соловков после войны 1853/6 года в Казанскую духовную академию. В особом шкафу хранятся разные учебники и популярно-научные книги, подаренные монастырю вместе с тысячью рублями в 1871 году Великим Князем Алексеем Александровичем. Книги эти не выдаются для чтения, чтобы их не растрепали и не попортили корешков, – библиотекарь решается на выдачу их только по особой просьбе и наиболее надежным и почтенным членам. Количество экземпляров одного и того же сочинения указывает на спрос и наклонности братии. В течение всего 1886 года из братии читали книги 110 человек, причем ими взято и перемененно 556 книг, не считая богослужебных, евангелий и псалтирей, обязательных для каждого грамотного члена братства. Из этих 556 книг духовно-нравственных, поучительных сочинений и периодических духовных журналов было 203 книги; Житий Святых и Четьи Миней 174, Творений Святых Отцов аскетического содержания 125 и т. д. Кроме книг, получаемых из библиотеки, у многих монахов есть свои, приобретенные на собственные деньги и по смерти отбираемые в библиотеку. С 1-го Января 1880 года по 1-е Сентября 1886 года умерло из числа братства 57 человек, и у 31 из них имелось 337 своих книг (из 21 иерея – у 16, из 2 диаконов – у обоих, из 22 монахов – у 10 и из 12 послушников – у 3). Книги эти по своему содержанию распадаются так: Лечебников 78 , календарей, рукописных выписок – 130 штук, Служебников и акафистов со службами – 50 книг, Творений Св. Отец – 49, Псалтирей и Новых Заветов – 44, Духовно-нравственных – 30, Житий Святых – 11 кн. и т. д. Как видите, монахи, за исключением обязательных богослужебных книг, всего больше читают поучения аскетического характера и жития Святых и, без сомнения, относительно аскетической жизни и вообще благочестия гораздо больше знают, чем крестьяне. Взрослым грамотным даровым богомольцам книги из библиотеки выдаются только зимой – с 1-го Октября до Пасхи. В зиму 1885/6 года из 647 богомольцев 325 брали и переменили 1670 книг, те которых 767 были Четьи Минеи и жития Святых, 356 духовно-нравственных, 176 Евангелий, Новых Заветов и псалтирей, 102 творений Св. Отец и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несовпадениями перечислений имен 70 апостолов в древних списках обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах — Апостоле и Минее. На основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых Церковь чествует 17 (4) янвавя как Собор 70 апостолов. Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Св. Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер. По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор, и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти. Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 января (по юлианскому календарю). Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-sobor...

31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к заутрени, «преосвященный же дивный святитель и пастырь Русския Митрополия всеа Русии предаде душу свою в руце Живаго Бога, егоже возлюби из младых ногтей и взем ярем Его последова невозвратным помыслом». На погребении, когда тело святителя заносили в Успенский собор, то открыли лицо его, как свет сияющее за его чистое и непорочное и духовное и милостивое житие и за другие добродетели и видом не как у мертвеца, но как у спящего. И все дивились этому, вознося славу Богу, прославившему своего угодника. Отпевали святителя пять архиереев в присутствии царя. После отпевания всем была прочитана прощальная грамота, которую еще при жизни написал митрополит, прося у всех молитв и прощения и испрашивая для всех последнее Божие благословение. Погребен святитель Макарий в Успенском соборе Московского Кремля. Почитание святителя началось сразу после его кончины; вскоре же появились и первые его иконы. Царь, вернувшись из похода против Литвы в 1564 году, просит перед надгробием святителя благословения, ибо митрополит Макарий еще до похода предсказал ему победу. Иван Грозный прикладывается к образам святителей Петра, Алексия, Ионы и Макария, «любезно их целоваше». Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится в Благовещенском соборе Кремля на четырехчастной иконе 1547 года. Причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года. Труды: Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием, изданные Археографическою комиссией. – СПб., М., 1868–1916. Чин венчания на царство//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – T. 1, 40. Владычный свод Макария, продолживший Летопись Новгородскую IV//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921. – T. 4, ч. 1; Новгородская четвертая летопись. – Ленинград, 1929, вып. 3. Послание Василию III//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 1, 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Это знаменитые Четьи-Минеи — излюбленное чтение русских православных на протяжении многих лет. Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского составлены отчасти по труду Макария, отчасти по Acta Sanctorum болландистов. Эти Четьи-Минеи наиболее распространены (есть несколько их вариантов); написаны они хорошим церковнославянским языком. Святитель Димитрий Ростовский писал «Жития святых» на каждый день года в течение двадцати лет. В итоге мы имеем 12-томный труд, дополненный позднейшими писателями, с описанием жизни, чудотворений, исповеднического подвига многих и многих великих святых. Четьи-Минеи можно буквально передать как чтение на каждый месяц. Это книги житий святых Православной Церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи». Четьи-Минеи — сборники оригинальных и переводных памятников, житийных и риторических церковно-учительных слов и других сочинений Отцов Церкви и предназначавшихся в Средневековье для ежедневного чтения в течение месяца. Здесь представлен весь годичный цикл «Житий» свт. Дмитрия Ростовского. Группа Вконтакте Facebook группа Жития святых. Январь Память 1 января Слово на Обрезание Христово Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание. С одной стороны Он принял его для того, чтобы исполнить закон: «не нарушить закон пришел Я, — сказал Он, — но исполнить» (Мф.5:17); ибо Он повиновался закону, дабы освободить от него тех, кто пребывал в рабском подчинении ему, как говорит апостол: «Бог послал Сына Своего, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал.4:5). С другой стороны, Он воспринял обрезание для того, чтобы показать, что Он принял действительно плоть человеческую, и чтобы заградились еретические уста, говорящие, что Христос не принял на Себя истинной плоти человеческой, но родился только призрачно [ 1 ]. Итак, Он был обрезан, чтобы явно было Его человечество. Ибо, если бы Он не облекся в нашу плоть, то как мог быть обрезан призрак, а не плоть? Святой Ефрем Сирин говорит: «Если Христос не был плотью, то кого обрезал Иосиф? Но как Он был воистину плотью, то и обрезан был как человек, и младенец обагрялся действительно Своею кровью, как сын человеческий; Он болел и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу».

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития русских святых (сентябрь-ноябрь) Жития русских святых за сентябрь-ноябрь. Данные жития это не Четьи-Минеи Дмитрия Ростовского. Над представленными здесь житиями велась кропотливая критическая работа. Часто это пересказ первоисточника. Начал эту работу А. А. Завьялов. Работу Завьялова продолжил И. С. Смирнов, выдающийся русский историк, ученик Ключевского и Голубинского. Свой окончательный вид «Жития русских святых» приобрели в наше время. РУССКИЕ СВЯТЫЕ Сентябрь-Ноябрь   Сентябрь 3 Иоанн милостивый власатый, епископ Ростовский, блаженный По краткому рукописному его житию не видно, кто он и откуда пришел в Ростов. Преосвященный Филарет предполагает, что Иоанн был знатного рода и человек образованный (знал латинский язык). Но по обстоятельствам времени царя Uoahha IV Грозного весьма вероятно, что он скрылся из Москвы от ужасов, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу. В Ростове блаженный Иоанн принял на себя подвиг юродства, терпя нужды и скорби. Он не имел постоянного пристанища и лишь изредка отдыхал в доме своего духовника, священника Всесвятской церкви, или у одной престарелой вдовицы. Он имел «власы на главе велики», почему и назывался Власатым. Живя в смирении, терпении и непрестанной молитве, он духовно окормлял многих людей, в том числе и преподобного Иринарха, затворника Ростовского (память 13/26 января). Скончался блаженный Иоанн после долгих подвигов, перенеся много скорбей, в глубокой старости 3 сентября 1580 (1582) года и, согласно завещанию, был погребен за алтарем церкви св. Власия. Погребение блаженного Иоанна ознаменовано было, по преданию, страшной бурей, молнией и громом, что произвело на всех удручающие впечатление. Благочестивые люди со времени погребения блаженного приходили на его могилу и брали землю; многие по вере получали исцеления и потому прозвали св. Иоанна Милостивым, отождествляя его со св. Иоанном Милостивым, Александрийским патриархом, память которого 12/25 ноября. В числе исцелившихся был Ростовский митрополит Кирилл, лишившийся в старости руки и ноги, а потому оставивший управление епархией. После усердной молитвы над гробницей блаженного Иоанна престарелый святитель, принесенный в церковь на руках, получил внезапное облегчение от своего недуга, так что уже мог сам идти в архиерейский дом, и впоследствии не только совершал богослужения, но и снова управлял епархией во время плена знаменитого своего преемника Филарета Никитича Романова (Патриарха Всероссийского).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Блуд Блудный мучается бесами Преподобный Иларион изгонял некогда из одной девицы беса и спросил его: почему он не вошел в того юношу, который волхвованием послал его в сию девицу? Бес отвечал: в сем юноше уже живет мой товарищ, любострастный бес блудный. Видите: в блуднике живет бес блуда и мучит его разжжением блудным! Рассказы о борьбе с плотскою похотью Чтобы умертвить в себе похоть плоти, преподобный Макарий однажды несколько месяцев просидел в болоте нагим и был так искусан болотными большими комарами, что все тело его было покрыто ранами, как у прокаженного, и иноки могли узнать его только по голосу («Четьи-Минеи», января 19). О благочестивой жизни преп. Мартиниана знали все, живущие в Кесарии и ее окрестностях, и много говорили о нем. Подслушав эти речи, одна блудница решилась искусить его на грех . Переодевшись в роскошные одежды, она надела на себя дорогие украшения и предстала пред Мартинианом во всем блеске своей красоты. Угодник Божий, окрепший в духовной жизни, не поддался козням искусительницы. Он разложил посреди келии огонь и стал на него босыми ногами. Ноги его жестоко опалились огнем. «Теперь подумай, Мартиниан (говорил он сам себе), каков огонь вечный, гееннский. Если хочешь гееннского огня, пожалуй, подойди к этой женщине». Пораженная терпением и страданием праведника блудница как бы проснулась от греховного сна, бросилась к ногам отшельника, исповедала грехи свои и со слезами умоляла его, чтобы он простил ее и помолился за нее. Чрез 12 лет после своего обращения, она почила с миром, с именем преподобной Зои («Четьи-Минеи», февраля 13). Иметь сладострастные помыслы и услаждаться ими есть великий грех Один инок в лавре преп. Евфимия Великого, близ Иерусалима (Евфимий умер в 474 г.), по имени Емилиан, в одну ночь на рассвете воскресного дня, по действию бесовскому, возгорелся плотскою похотью и, смущаемый скверными мыслями, услаждался в сердце своем греховным вожделением. В это время случилось преп. Евфимию идти мимо того места, где находился брат, смущенный похотью. Обоняв смрад блудного беса и уразумев случившееся, преподобный сказал: «Да запретит тебе Бог, проклятый нечистый дух», и тотчас брат тот упал на землю, испуская пену и беснуясь. Когда собрались к этому месту братья, преподобный сказал им: «Видите ли брата сего, свято жившего от юности и доселе в чистоте тела своего? Ныне же ослабев немного, с вожделением помышлял о плотской сладости, услаждался теми скверными мыслями, и вот отдан бесу… Вразумимся же мы несчастием его, и да знает каждый, что, если кто и не прикасается к чужому телу, не совершает скверного греха телом, а любодействует умом, принимая скверные мысли, удерживая их, соизволяя им и услаждаясь ими, – тот есть блудник, и бес обладает им; а теперь помолимся о брате сем, Емилиане, Богу наказующему, да освободит его от беса и плотских страстей». И когда святой помолился, бес вышел, взывая и говоря: «Я дух любодеяния», и наполнил все то место смрадом как бы от серы горящей («Четьи-Минеи», января 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Церковь чтит память святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси 12 января, 2019. Новостная служба Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников 12 января. ПРАВМИР. 12 января православная церковь вспоминает святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом. С его именем связано первое систематическое изложение истории — составление Степенной Книги, а так же начало новой страницы в истории русской книжности — учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Можно говорить, что именем Митрополита Макария может быть названо время середины XVI века. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея – Тысячелетия Крещения Руси. О Митрополите Макарии существует не малая разножанровая литература. Главное книжное детище святителя Макария — это Минеи Четьи. В XIX веке при их издании Археографической Комиссией им было усвоено именование Великие Макарьевские Минеи Четьи. К сожалению, их издание прекратилось в 1917 году, не будучи доведенным до конца. Уже в наши дни была издана Майская Минея Успенской редакции. В процессе подготовки данного издания была выявлена недостающая Софийская майская Минея. Таким образом, это важное достижение нашего времени в вопросе изучения Макарьевского наследия. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Жажда Рассказы из жизни святых, доказывающие ту истину, что ни звание, ни возраст, ни состояние – ничто не препятствует алкать и жаждать правды, т. е. благоугождать Господу. Рассказы о святых показывают, что можно, занимаясь самыми обыкновенными и даже весьма тяжелыми житейскими делами, спасти свою душу. 1 . Так, авва Дорофей работал день и ночь; днем он выходил из пещеры, в которой проживал, в пустыню, собирал камни и строил из них кельи для иноков; ночью занимался плетением корзин из финиковых ветвей; ел один сухой хлеб, сна почти не имел. 2 . Известно, что преподобный Захарий (ноябрь, 17-е) был шорник. 3 . Св. Евхарист пастух. 4 . Препод. Евлогий каменосечец. 5 . Св. Павлин, епископ ноланский, добровольно продал себя в рабство и нес тяжкие труды раба. 6 . Александр, епископ команский, до принятия епископства был угольщиком. 7. «Один из патриархов греческих пас мулов; другой, живший в уединении на Афонской горе, на собственных плечах таскал себе пшеницу от моря на ужасную крутизну, где стояла его келейка; третий, наконец, тоже несколько лет жил на св. горе работником, в одном из монастырей» («Письма святогорца», изд. 1865 г., т. III). 8 . А св. апостолы сами про себя говорят, что, проповедуя евангелие царствия Божия, они трудились день и ночь, чтобы приобрести себе насущный хлеб. «Мы у вас… ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою день и ночь» ( 2Фес.3:8 ), – писал ап. Павел фессалоникийским христианам. 9 . Если вникнем в жизнеописания святых угодников Божиих, то увидим, что не только зрелый возраст, не только старость, но и самая юность, даже детство не препятствовали людям благоугождать Богу: св. Урван благоугодил Богу 12-ти лет от роду, Прилидиан 9-ти лет, св. Вера послужила Христу 12-ти лет, Надежда 10-ти, Любовь 9-ти лет («Четьи-Минеи», 4 и 17 сентября). 10 . Там увидим, что ни бедность, ни богатство, ни знатная, ни уничиженная доля не мешали человеку служить Богу. Не беден ли был, например, преп. Павел фивейский? Он не имел даже одежды, а покрывался листьями древесными; он жил один в пустыне, без всякого пособия человеческого и получал пищу от ворона («Четьи-Минеи», 15 января), – и этому бедняку бедность не мешала быть богатым верою и добрыми делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Празднование памяти святителя Макария Московского 12.1.1999 на подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 18 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 В день памяти святителя Макария Митрополита Московского на богослужении присутствовали братия святой обители и постоянные прихожане храма, а также редакция и авторы журнала “Альфа и Омега”. Всенощное бдение, Божественную Литургию и молебен совершил Архимандрит Макарий (Веретенников) в сослужении духовенства, среди которого были и иереи, сотрудничающие в нашем журнале. Архимандрит Макарий произнес проповедь, раскрывающую непреходящее значение празднично переживаемого Церковью события. Вот изложение некоторых мыслей, высказанных отцом Архимандритом. 11 и 12 января православные особенно ревностно возносят молитвы святителю Макарию Митрополиту Московскому, память которого приходится на 30 декабря по старому стилю. День блаженной кончины Святителя — 31 декабря, но Церковь положила перенести празднество на 30 декабря, не желая перегружать чрезвычайно напряженную в эти дни богослужебную жизнь. Это поистине не просто мудрое, но промыслительное решение: ведь 30 декабря ст. ст. — начало второго полугодия в школах нашей страны. А святитель Макарий и в земном житии, и в небесном своем предстательстве являет заботу об учащих и учащихся. “Писания отеческая возлюбил еси, блаженне святителю, и Церковь Премудрости Божия священными лепотами преукрасил еси, возвеличив ю учением богогласным” (Канон, песнь 3). Сотрудники и авторы журнала по большей части знакомы друг с другом заочно, встречались лишь на страницах “Альфы и Омеги”. И вот представилась счастливая возможность духовного и личного общения. Не случайно встреча была приурочена к этому дню. Дело в том, что святитель Макарий — покровитель православного просвещения и книгопечатания на Руси. Выдающийся иерарх XVI века, поистине добрый пастырь заботился об утолении духовной алчбы словесных овец. Он известен как собиратель православной письменности; достаточно упомянуть Макарьевские великие Четьи Минеи. Мы привыкли к тому, что практически каждый день наша Церковь совершает память святых, просиявших в Российской земле. Но необходимо понимать, что так было не всегда. Есть в тысячелетней истории Православия в нашей стране крайне значимый для поместной агиографии момент: в прославлении отечественных подвижников благочестия решающее значение сыграла первосвятительская деятельность Митрополита Макария. Он не только положил много трудов на составление служб, житий и похвальных слов святым поместной Церкви, предстоятелем которой был, — он совершил большее. На знаменитых Макариевских соборах было установлено общецерковное почитание угодников Русской земли; до этого прославление святых осуществлялось по благословению местных архиереев, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов. Соборное прославление святых — важнейшее событие в жизни Церкви.

http://pravmir.ru/prazdnovanie-pamyati-s...

Мир 2 Образцы презрения к миру Присланный от царя Валента придворный Модест с целью склонить св. Василия Великого к арианству, видя, что ласканиями не может преклонить святителя, стал угрожать ему заточением; на это св. Василий отвечал ему: «Отнимешь ли у меня имущество, но меня тем не приведешь в нищету, ибо все мое богатство составляют лишь эти рубища, которые видишь на мне, да несколько книг. Изгнания не боюсь, ибо вся земля Божия; мучения презираю, ибо чрез них скорее достигну желаемой кончины». – «Подумай об этом до утра, – сказал наконец Модест, – и если ты не согласишься, я тебя погублю». – «Я столько же буду тверд и поутру, как ныне», – отвечал святитель, и своею твердостью посрамил арианствующих («Четьи-Минеи», 1 января). Преп. Анфуса была дочь императора Константина Копронима. Жизнь этого императора, обезображенная пороками, и мучительная смерть его (пред смертью он кричал, что горит и наказывается за хулы на Богоматерь) более всего расположили царевну вести жизнь благочестивую. По смерти своего отца (775 г.), она часть оставшегося ей имущества употребила на украшение и построение церквей и монастырей, а другую часть раздала нищим и бедным. Лишившись добровольно тленных земных благ, Анфуса всею душою отдалась подвигам благочестия: она часто возносила молитвы к Богу, читала св. писание, довольствовалась хлебом и водою, подавала добрые, утешительные советы скорбящим и бедствующим. Наконец, по любви к уединенной жизни, приняла пострижение в монастыре св. Евфимии и вскоре сделалась настоятельницею Омопейскаго цареградскаго монастыря. Полная любви и смирения, Анфуса, казалось, забыла, что она царская дочь и настоятельница, и исполняла все монастырские работы как простая послушница, и прислуживала сестрам, которые трудами своих рук добывали себе пропитание. Св. подвижница, следуя древнему правилу, не позволяла ни себе, ни сестрам переступать ногою за ограду обители без крайней нужды, так как иначе душа расстраивается мирскими впечатлениями, да и другим подается случай к соблазну. Преп. Анфуса скончалась 12 апреля 811 г., на 57 году своей жизни («Четьи-Минеи», 12 апреля; сн. кн. «Святые подвижники восточной церкви», Филарета, архиепископа черниговского, стр. 297–301). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010