„Candela“ и „Foaia ordinaciunilor“ следует вести всегда в одинаковой мере на обоих краевых языках. 5) Приходы и места окружных протоиереев следует замещать священниками, вполне владеющими языком местных прихожан. Удостоверение в знании требуемого языка выдаёт комиссия, нарочито для этой цели составленная из советников консистории, профессоров богословского факультета и нескольких священников. Кандидаты на чисто русские и смешанные приходы должны кроме знания русского языка представить удостоверение и в знании богослужебного церковнославянского языка. Удостоверение выдаётся профессором церковно-славянского языка в университете. 6) На богословском факультете черновицкого университета следует как можно скорее открывать по всем теперь существующим кафедрам с румынским преподавательским языком параллельные кафедры с русским преподавательским языком. 7) В средних учебных заведениях повсюду, где есть требуемое законом число учеников следует открывать к существующим румынским законо-учительским должностям параллельные русские, как это уже имеется в черновицкой гимназии. 8) В черновицкой певческой школе следует открыть к существующим румынским классам параллельные русские и наблюдать, чтобы ученики основательно изучали под руководством опытных профессоров русский и церковно-славянский языки и славянские церковные мелодии. 9) Законо-учительские должности в народных школах, где нет соответствующего числа учеников русской народности для учреждения параллельных русских классов, следует замещать только священниками основательно понимающими и имеющими удостоверение о знании русского и церковно-славянского языков. 10) Для успешного изучения Закона Божия следует немедленно позаботиться об издании православных руководств и библейской истории на русском общепонятном языке с этимологическим правописанием как единственным, сохраняющим связь между школой и церковью. Все такого рода издания делаются под надзором комиссии (см. под 5). Также следует как можно скорее приняться за издание дешёвых, равно и роскошных церковно-славянских молитвословов,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ораторы из народа решительно отреклись от украйно-фильских притязаний и стремлений сепаратистов, тянущих в сторону латинства, поляков, евреев. Так называемый «сичовой рух» (казацкое движение) крестьяне признали безнравственным, губительным для русского народа, и единодушно осудили его. На собрании громко говорили и против тех членов буковинской духовной и светской интеллигенции которые преклоняются пред золотыми тельцом украйно-филов и изменяют религиозно-национальным традициям русского православного народа. По сообщению «Правосл. Буковины», собрание «Народного Дома» началось богослужением в кафедральном соборе и состоялось под председательством профессора университета Б. Козака. Из прочитанного отчета видно, что русско-православный «Народный Дом» ведет свое культурно-просветительное дело с успехом. Общество содержит на свои средства интернат для 17 бедных учеников, посещавших различные черновицкие школы. В составе членов совета находятся профессора, священники и другие интеллигентные лица. К сожалению, общество далеко не может похвалиться обилием материальных средств, вследствие скудости поступлений пожертвований в его кассу. 1973 кассы. В церковном отношении общество твердо боролось за права православной церкви в Буковине, путем печати и бесед на специальных собраниях старалось раскрывать пред народом опасность, угрожающую православной вере со стороны проповедников унии с Римом и убеждало всех строго держаться отеческих преданий. В виду открытых попыток украйно-филов поселить среди русского народа религиозную смуту, по почину общества был созван съезд выдающихся деятелей церкви и народа, на котором состоялось обсуждение современного состояния православия в Буковине. В результате была составлена резолюция с осуждением церковной политики украйно-филов, а министру-президенту и министру просвещения в Австрии отправлен был по телеграфу протест по поводу действий врагов православной церкви, с просьбой оградить ее независимость от всяких посторонних посягательств. На поприще просвещения общество старалось поднять просвещение широких народных масс, выходя из той точки зрения, что просвещение есть основание прогресса и лучшей будущности народа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как отрадное явление должно отметить предположенное устройство русско-православного народного дома в Черновцах. По сообщению газеты «Православная Буковина», на состоявшемся 1 марта 1901 года общем собрании членов общества «Народна Рада», в Черновцах, единодушно решено открыть там «русско-православный народный дом». Для осуществления этой цели собрание выбрало комитет в составе протоиерея Е. Андрейчука, профессора богословия д-ра Е. Козака, священника Д. Кисель-Киселовского, адвоката Чеховского и редактора «Православной Буковины» К. Козаркевича. Выработанный комитетом устав будущего «народного дома» уже утвержден правительством. В виду предстоящих работ по возведению дома, комитет обратился с следующим воззванием к буковинскому русскому православному народу: «Русско-православный народный дом в Черновцах имеет целью стать сердцем и очагом всего православного русского народа в Буковине. В нем поместятся все русско-народные православные черновицкие общества, и из него имеет разойтись во все стороны Буковины свет истинного просвещения. Здесь найдет помещение также и наша народная библиотека с читальней, как и наш музей наук и искусств. Здесь наш народ будет иметь свою большую залу для научных собраний, а также и для театральных представлений, концертов и народных празднеств. А что важнее всего, здесь русские воспитанники, посещающие различные училища в Черновцах, найдут широкий приют и отеческие попечения. Воспитанники же нашей семинарии имеют со временем стать борцами за веру и народ, за его более чем тысячелетнюю историю и его святыни. От воспитания нашей молодежи в духе св. православной церкви и в духе наших предков зависит всецело и будущность нашего народа, забота о которой составляет нашу нравственную обязанность. Оповещая о сем русский народ, мы просим и усердно приглашаем вас, русские братья и сестры. —153— отзовитесь все, кому дорого св. православие и св. Русь, – и кто добрым советом, кто денежною помощью, помогите великому и благородному делу. Записывайтесь все в члены-основатели или в действительные члены «русско-православного народного дома» и присылайте хотя бы и самый малые лепты на эту цель».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в заседании Академического совета университета. Комиссия под председательством профессора историко-филологического факультета В. Н. Златарского 13 августа 1921 г. объявила конкурс на замещение кафедр. Первые профессора факультета избраны 29 ноября 1922 г.: на кафедру систематического богословия выпускник КДА (1904−1908), ректор Пловдивской духовной семинарии (1915−1922) архимандрит Евтимий (Сапунджиев), и на кафедру Св. Писания Ветхого Завета профессор СПбДА протоиерей А. П. Рождественский, в России уже числившийся погибшим 2961 . 3 января 1923 г. на кафедру церковного права избрали выпускника Черновицкого университета доктора богословия протопресвитера о. Стефана Цанкова (до того бывшего секретарем Св. Синода). Он же стал первым деканом Богословского факультета, будучи избран 10 марта 1923 года в первом заседании факультетского совета. «Это был не просто инициатор и основоположник, – вспоминал Глубоковский, – но фактический созидатель и первый работник на зарождавшемся Факультете – подобно как бы Петру Великому на Руси тогда он был и профессор и декан, и библиотекарь и письмоводитель, и он же хлопотал наряду с простыми прислугами» 2962 . Именно о. Ст. Цанков предложил пригласить H. H. Глубоковского в число профессоров Богословского факультета. Поскольку объявленный на замещение кафедры Св. Писания Нового Завета конкурс не дал результатов, за отсутствием болгарского кандидата Факультет обратился к профессору «чужденцу». Академический совет под председательством ректора З. Караогланова в заседании 30 марта 1923 г. это избрание одобрил, затем на протяжении мая – июня продолжалось согласование условий договора с H. H. Глубоковским между университетом, Министерством народного просвещения и Министерским советом 2963 . Впрочем, принципиальное решение о приглашении на Богословский факультет нескольких русских профессоров принято было еще Комиссией под председательством В. Н. Златарского ввиду отсутствия достаточно подготовленных специалистов из числа болгарских кандидатов 2964 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

свящ. В. Мирославлевича, напечатанной в «Церк. Вестн.» 1907, 43, 44 и 49 под заглавием: «Вопрос о второбрачии духовенства в карловицкой митрополии». Отзыв напечатан в «Богосл. Гласнике», 1907, кн. XII: 5–6, стр. 403–410. – Статья черновицкого профессора д-ра Е. Воюцкого напечатана на румынском языке в журнале буковинской митрополии «Candela» (1907, 11 и 12) и отдельной брошюрой, переведена на сербский язык в журнале «Богословски Гласник» 1907, кн. XII, св. 5–6, стр. 345–381 под заглавием: «Др. Eмuлujah Bojyцku. Понавльанье брака код свештеника у npabocлabhoj цркви». Почти вся статья посвящена строгой критике основных положений епископа Никодима по вопросу о браке вдовых священников. – Мы однако-ж не имеем надобности входить в изложение возражений проф. о. Максимовича и д-ра Воюцкого, так как содержание вышеуказанных их статей довольно подробно представлено в «Церк. Ведомостях» 1908, 21, стр. 975–980 и 22, стр. 1032–1036 (статья г. Троицкого «Вопрос о второбрачии духовенства в славянских странах»). Здесь же (стр. 978–979) приведен неблагоприятный отзыв о брошюре епископа Никодима «Рукоположенье как препятствие к браку», данный католическим пражским журналом «Slavorum Litterae Theologicae», 1908, 1, стр. 37–41. На это – заметка в «Гласнике правосл. далмат. цркве» 1908, март и ответ проф. Максимовича в «Богосл. Гласнике» 1908, кн. XIII: 3–4, стр. 269–273. Довольно подробное изложение брошюры Воюцкого дано в «Веснике српске цркве» 1908, апрель, 302–310, статья о. С. Веселиновича. В сараевском духовном журнале «Источник» помещены отзывы проф. Максимовича о брошюрах епископа Никодима, о. о. Вучковича и Веселиновича (1907, 9) и о брошюре д-ра Воюцкого (1908, 6). Библиографическая заметка о брошюре д-ра Воюцкого в газете «Застава» 1908, 83, стр. 3–4. – С другой стороны, как само собой понятно, означенный труд преосвященного далматинского епископа с благодарностью приняли все сочувствующие означенному движению, как видно из отзывов и статей, помещенных в богословских журналах, см. напр. «Гласник правосл. цркве у кральевини Cpбuju», 1907, 2, стр. 31, и 1908, 6, стр. 95, в отзыве о брошюре проф. Воюцкого); «Пас-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проучившись на богословском факультете всего год, Станилоаэ перевелся на филологический факультет Бухарестского университета. Однако, к счастью для богословия и к несчастью для филологии, на пути Думитру возник (случайно?!) его земной покровитель – митрополит Николай (Балан). Ему удалось уговорить одаренного юношу вернуться к богословию. В 1927 году Станилоаэ покинул богословский факультет Черновицкого университета с дипломом. Своим единственным достижением он считал «освоение навыков глубокой исследовательской работы». Для нашего времени, впрочем, это уже немало. Дипломная работа будущего «патриарха» была посвящена крещению младенцев. Научный руководитель Думитру профессор Василе Лойчите не просто способствовал развитию природных дарований Думитру. Он вошел в семью Станилоаэ как старший друг и наставник. Свет О.Думитру с женой и детьми Именно Лойчите 4 октября 1930 года повенчал молодого богослова Думитру и его невесту Марию Миху, а потом крестил их первенцев – близнецов Думитру и Миоару. Встреча с Марией Миху – еще одно судьбоносное событие в жизни Станилоаэ. В лице Марии явлен образ подлинной жены-христианки: жертвенной, любящей, преданной супругу. Как отмечает Флорин Григореску: «Отец Станилоаэ повторял многократно, что не смог бы создавать свои работы без поддержки его преданной и заботливой жены. Он обычно говорил: “Моя жена молится больше, чем я”; на что его жена добродушно отвечала: “О, он только так говорит, а молится даже тогда, когда пишет”». Одна из внучек отца Станилоаэ приводит ответ на вопрос о том, встречал ли он когда-нибудь святого человека: «Да, встречал одного. Это моя жена». Несмотря на колоссальную занятость, отец Думитру был человеком подлинно семейным. Вот каким запомнила выдающегося богослова его дочь Лидия: «Он всегда был рядом, в наших скромных и холодных комнатах на улице Мошилор, 36 [в Бухаресте]. Он часто сидел за своим столом и писал, погруженный в свои мысли, таким вот образом отец пребывал с нами. У него всегда было время для нас. Ты точно знал, что это человек, к которому можно обратиться за советом, кому ты мог довериться. Он очень тактично давал советы и умел оставить такое впечатление, что ты сам можешь справиться со своим чувством обеспокоенности. Тот факт, что он был очень твердым в своих убеждениях, вселял в меня огромную уверенность. То, что он серьезно воспринимал все, во что верил и о чем проповедовал (“Я священник, поэтому я обязан действовать, как священник”), было моральной поддержкой, опорой для меня. Но в то же время он обладал теплотой, искренней, естественной и бесконечной добротой, которая согревала сердце. Вот таким мы знали его всегда, и мне это казалось вполне естественным, будто так и должно было быть.

http://pravoslavie.ru/89600.html

Депутаты из Буковины в австрийском парламенте представили в начале марта 1901 года ходатайство о том, чтобы в Буковине была открыта русская гимназия, а в православной мужской народной школе в Черновцах, как и в тамошней немецкой гимназии, введен был русский язык как обязательный. Свое желание они основывают на том, что в Буковине живет 268.000 русских, 208.000 румын, 133.000 немцев и евреев и 12.000 мадьяр. Между тем немцы и евреи имеют в Буковине 4 гимназии и одну прогимназию. Для румын устроены народные параллельные отделения в низшей немецкой гимназии в Сочаве и немецко-румынские классы в черновицкой гимназии. Для русских же имеется всего один русско-немецкий класс в государственной низшей гимназии в Черновцах. Благодаря этому наибольшая часть русского населения в Буковине остается без школ и не имеет где воспитывать своих детей. Тогда как немцам и евреям, составляющим меньшинство, из года в год открываются на казенные средства новые основные школы, тамошним русским не позволяют даже и на свои средства выстроить школу. И отсюда объясняется то странное явление, что, по данным статистическим, на немцев и евреев приходится 55% школьников, на румын 27%, а на русских всего только 9%. 1434 Печальное политическое и культурное положение русских в Буковине ухудшается еще тем, что в среде ее лучших представителей нет единения. В сороковых годах XIX века там началось национальное движение, но лица, ставшие во главе, резко разделились на две партии, из которых одна по своему направлению может принести только вред народу. Эта партия, так называемая украинофильская или национально-демократическая, ставит буко- —154— винскую, как и всю зарубежную Русь в близкую связь только с Малороссией и считает всю «Украйну-Русь», за отличный от русского народ, который должен иметь свой язык, свою литературу. Партия эта увлекается новейшим радикализмом и социализмом и относится к церкви презрительно и враждебно. Другая пария – старорусская, напротив, признает буковинцев и всех украинцев за часть единого русского народа, держится России и церкви. К сожалению, первая пария сильнее. Вследствие своей враждебности к России, она имеет поддержку от властей, ладит с польскою партией, поступаясь интересами народа, наконец имеет помощников в русских украйнофилах. Она добилась введения преподавания на местном наречии в низших школах, пяти гимназиях, и по нескольким кафедрам в львовском и черновицком университетах, а также признания прав этого наречия в судах и администрации. Она бойко ведет свои дела и вообще выступает в своей деятельности смелее и решительнее. Однако, этот успех ее чисто внешний, обусловленный близостью ее к господствующей польской парии, к правительству и поддержкой украйнофилов, тогда как старорусская партия терпит гонения от поляков и властей и ни откуда не видит помощи. Народ, хотя не принимает участия в борьбе партий и не понимает разницы между ними, по своим чувствам родствен со старорусской партией; он дорожить церковью и симпатизирует родной России. 1435

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—270— ком тексте они гласят несколько иначе, ибо там читается так: «Die Beziehungen der dalmatinischen Bistümer zur Czernowitzer Metropolie sind so lose und die Ingerenz der einen auf die Verwaltung der anderen so gering, dass die Metropolie keine Ursache habe, gegen die Lostrennung Opposition zu machen. Zur die Serben würde die Vereinigung (mit dem Patriarchate von Karlowitz) eine grosse nationale Bedeutung haben». Но эти заявления могли бы иметь значение только в том случае, если бы в самом деле поднят был вопрос о выделении далматинских епархий из черновицкой митрополии, и если бы такое заявление митрополит сделал в св. синоде или иначе, официально. 6) Если предположить, что митрополит действительно сделал эти заявления, то бросается в глаза, что он при этом случае не упомянул тому сотруднику немецкого журнала о просьбе далматинских епископов относительно царского указа 1874 г., который давно у него в руках и о котором он имел беседу 17 апреля 1904 г. в Вене с преосвященным епископом задрским. Трудно однако поверить, что митрополит – как утверждают газеты – сказал: «возможно, что владыка Милаш подал правительству прошение о присоединении далматинских православных епархий к карловицкой митрополии», – потому что в таком случае пришлось бы допустить, что он верит в возможность, что задрский епископ способен был ученить официальную бессмыслицу («nonsens»). – Приведенные объяснения достаточно раскрывают смысл всех многочисленных догадок сербских политических газет о якобы крупном политическом событии, которое только газетная фантазия могла из ничего выдумать». 1530 —271— В последние три-четыре года у сербов, как и у других славянских народов, в повременной печати с особенною живостью и страстностью обсуждался вопрос о браке вдового духовенства. «Вопрос о дозволении брака вдовым священникам и диаконам – говорит «Гласник правосл. далматинске цркве» – стал ныне чуть не всеобщим вопросом во всей православной церкви. Судя потому, что в последнее время читается в печати русской, румынской, болгарской, сербской и греческой и по частным известиям из различных мест православного мира, вопрос этот вступил уже в такую стадию, что, очевидно, должен быть решен в скором времени и именно в том смысле, что вдовым священникам и диаконам повсюду будет дозволено вступать в новый брак, и за сим кратко говорит о движении по этому вопросу в церкви греческой, румынской, болгарской, русской и сербской. 1531 – Одно авто-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

побуждения и политические цели. Это общая мания сербских политических газет в Транслейтании (в Венгрии) за последние сорок лет, а частью и в других краях, где живут сербы. Так дознали газеты об одном строго-церковном внутреннем вопросе в буковинско-далматинской митрополии и тотчас начали обсуждать его с политической точки зрения и в конце концов нашли, что в основе вопроса не церковный порядок и церковный интерес, а политика, потому что вопрос этот ведет за собою политическое присоединение Боснии и Герцеговины к австро-венгерской монархии… Так, сербские политические газеты в апреле и мае 1904 г. особенное внимание уделяли преосвященному далматинско-истрийскому епископу Никодиму, который будто бы хлопотал о том, чтобы две далматинских епархии были выделены из черновицкой митрополии и присоединены к митрополии карловицкой. За сербскими газетами пошли мадьярские, немецкие и хорватские, так что в короткое время по этому вопросу написано около 50 статей и заметок. С этим вопросом связали сербские газеты и другой вопрос о присоединении к карловицкой митрополии также и сербских боснийско-герцеговинских епархий, о чём будто бы также хлопочет тот же епископ. Именно говорили, что епископ Никодим, действуя в пользу присоединения далматинских епархий к карловицкой митрополии, тем самым подготовляет присоединение к той же митрополии боснийско-герцеговинской церкви, после чего уже легко могло бы быть достигнуто и политическое присоединение Боснии и Герцеговины к австро-венгерской монархии. Как бы всё это могло совершиться, о том – говорят газеты – знает уж «венская камарилья», которая яко бы пользуется преосвященным задрским епископом, как своим орудием… Но ведь в данном случае имеет силу каноническое, а вместе и государственное начало, что устройство церковных областей бывает по устройству государственному, и группирование церковных областей бывает соответственно политическому группированию тех же провинций. Конкретно говоря, требовалось бы прежде, чтобы Босния и Герцеговина стали австрийскими провинциями, чтобы эти провинции присоединены были к Хорватии и Славонии, чтобы далее и Далмация с теми же

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Где бы он ни служил, его всегда уважали и любили Кстати, когда родился отец Матфей, надо было уже крестить ребенка, позвали крестных. Мама его хотела, чтобы его назвали Иоаким, потому что он родился на праздник святых праведных Иоакима и Анны. Отдали младенца крестным, те пошли в храм, приносят... Матфея! Мама до конца своих дней очень редко когда называла его Матфеем, всё он так для нее был Аким-Аким. Как подрос, потянулся в Почаевскую лавру. А при лавре тогда действовали богословские курсы для священников. Он в 16 лет поступил на них. Потом женился. Рукоположили. Первое его место служения – на Буковине, в Черновицкой области. Потом и благочинным назначили. Совсем еще молодым батюшкой он там бегал по горам – от прихода до прихода. Из областного центра Тернополя однажды шел домой пешком, а это более 70 км. С крещаемым Где бы он ни служил, его всегда уважали и любили. Как-то он мог завоевать авторитет и доверие. Там, где он есть, всегда спокойно и хорошо. Многие годы был на очень важных церковных послушаниях Потом загорелся желанием поступить в Московскую духовную семинарию. Закончил семинарию, а после и академию. Многие годы был на очень важных церковных послушаниях. После учебы его сразу взяли в ОВЦС. У него было много загранкомандировок. Служил по нескольку лет в Египте, в США. Везде, где бы он ни был, всегда привозил оттуда много друзей. Так они по жизни потом и общались. Под Рождество и Пасху – просто непосильный труд, надо было написать целые кипы поздравительных открыток. Что-то я писал. Потом тяжело стало. Но у меня семья большая, когда дети подросли, стало попроще, – мы на всех работу распределяли. Батюшка только расписывался. Потом наступило такое время, что и подписать всё ему уже было сложно. Тогда он придумал себе такой штамп, и так ставил уже свои подписи. Терпение, которое он имел, дай Бог каждому Он был терпеливым тружеником. Его матушка Феодосия была ему в подспорье. Где батюшка, там и матушка, а где матушке уже невозможно быть, действовал батюшка. Так они и дополняли друг друга. У них была одна печаль – детей не было. Отец Матфей умел скрывать боль. Он много чего в себе умел скрывать. Всегда ровненький, одинаковый.

http://pravoslavie.ru/129050.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010