Число учащихся Наимен. епархий Число шк. к 1862 г. Мальчик. Девочек Киевская Подольская Волынская Тульская Черниговская Рязанская Тверская Костромская Кишиневская Смоленская Минская Рижская Считаем уместным напомнить, что необходимость широкого участия духовенства в деле школьного образования крестьянских детей с особенною силою сознана была именно в Киеве и притом несколько ранее отмены крепостного права. Еще в 1859 г. от 31-го августа Митрополит Киевский Исидор дал местной консистории предложение следующего содержания: «принимая во внимание настоящее состояние России, стремящейся к образованию, я нахожу нужным, чтобы сельское духовенство не было чуждо сего общего движения и по возможности старалось бы содействовать в сельских обществах распространению полезных знаний. Для сего предлагаю консистории распорядиться: 1) чтобы во всех местечках и селах были открыты в самых домах священников школы, если таковых не будет устроено со стороны сельского общества, 2) чтобы в школах сих учили чтению и письму и преподавали Закон Божий применительно к понятию сельских детей» 3 . Духовенство Киевской епархии с сочувствием отнеслось к мысли своего архипастыря и немедленно приступило к ее осуществлению. В течение осени того же 1859 года открыто было до 100 церковно-приходских училищ. Еще более успешно пошло дело открытия училищ в следующих 1860 и 1861 годах, как в этом деле принял горячее участие Митрополит Арсений. Подтвердив распоряжение предместника своего митрополита Исидора, о заведении по всей епархии церковно-приходских школ, он вместе с тем назначил особых наблюдателей этих школ, из уездных протоиереев, местных благочинных и наиболее благонадежных священников с тем, чтобы они ежегодно объезжали вновь устроенные школы в качестве ревизоров, составляли объездные журналы и представляли их на рассмотрение архипастыря. Распоряжения митрополита Арсения не остались без исполнения, и уже в сентябре 1861 года, с которого духовное ведомство, в силу вышеупоминавшегося указа Святейшего Синода от 26 июня 1861 г., начало ежемесячно собирать сведения о числе школ и количестве обучавшихся в них, в Киевской епархии числилось 1206 церковно-приходских школ, с 19016 мальчиками и 4573 девочками 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Одновременно с этим усилилось движение и в других сербских церквах, особенно в церкви сербского королевства и в церкви болгарской. В церкви сербского королевства движение началось еще почти одновременно с учреждением союза белого духовенства, и в защиту второбрачия выступили как либеральные духовные журналы («Христианский Вестник», «Пастирска Реч», «Весник Српске Цркве» – орган союза), так и скупщина союза. Обострение вопроса в соседней и единоплеменной карловицкой церкви естественно отразилось соответствующим образом и в Сербии. Не малое значение имело здесь и наше «освободительное движение». Славянские церкви издревле привыкли прислушиваться и подражать тому, что делается в Церкви русской. В это время у нас царила вакханалия всякого рода требований. В число этих требований попала и отмена второбрачия духовенства. Ничего серьезного в этих требованиях не было, а просто нужно было «делать шум». Требовали второбрачия для духовенства не только заинтересованные лица, а и те, кому до интересов духовенства не было никакого дела в кому и самое существование церкви представлялось недоразумением, долженствующим исчезнуть в ближайшем будущем. В духовных и светских периодических изданиях появилось несколько весьма легковесных и, о большей части, анонимных статеек в защиту второбрачия, ограничивающихся ламентациями по поводу печального положения вдовых священников. Но защитники второбрачия нашли себе и не мало противников. Особенно много уделяли места полемике за и против второбрачия епархиальные ведомости в 1905 – 1907 годах 10 , но перевес все же был на стороне противников второбрачия. Подымался этот вопрос и на епархиальных съездах, например, Омском и Черниговском, и на благочиннических собраниях, напр. 3-го округа Холмогорского уезда 11 (1905 г. 4 ноября.) А Ставроиольский съезд даже постановил ходатайствовать о разрешении второбрачия перед Синодом и Государственной Думой 12 . Было известие, что в Оренбурге образовалось тайное общество священников с целью добиться разрешения второбрачия 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

К половине этого года в Синоде получены были сведения, вызвавшие великое негодование: «Святейший Правительствующий Синод, – говорится в указе от 23 июля 1795 года, – по дошедшему сведению, что отправленные в силу именного её императорского величества высочайшего указа из смежных епархий в минскую для определения к тамошним обращенным из унии в православие церквам священники, вместо того помещения их к местам, многие с данными им от тамошних благочинных билетами возвращаются в прежние епархии, объявляя, что они там оставлены без всякого о них рассмотрения и распоряжения, без пропитания и без должности, от чего, продав свое имение, в прежних епархиях бывшее, а в минской не получая ничего, пришли в крайнее разорение, приказали» потребовать у Виктора объяснения, которое он должен прислать с первою отходящею почтою, и приказать ему: «никого из них (присланных священников) ни под каким видом и даже по собственным их просьбам, не донеся Священному Синоду и не получа на то указа, в прежние епархии не отпускать». 1341 Виктор в это время находился в Виннице. Он отвечал, что «во всю его бытность в изяславской и брацлавской губерниях о таковом поступке благочинных не только ни откуда не имел известия, но ниже слыхал». 1342 Наведши, однако, справки, он узнал, что один присланный священник выслан обратно из ровенского округа исправляющим благочиннические дела Саввою Собковским, которого за это Виктор призвал в консисторию, а всем благочинным дал указ, чтобы не смели этого делать. 1343 Когда Виктор писал это донесение (21 августа), в Синод послано было донесение от черниговского архиепископа Иерофея (от 19 августа 1795 года), из которого оказывалось, что не одного священника отправили назад, что из 57 священников, отправленных, по требованию Виктора, 6 возвратились назад с билетами, в которых было сказано, что они не нужны, что нет праздных мест. 1344 Вскоре, однако, стали получаться и такие известия, которые должны были утишить поднятую бурю. Из брацлавской губернии получено было донесение, что в числе вызванных священников приехал один совершенно недужный и неспособный к исполнению обязанностей, которого даже прихожане просили взять от них. 1345

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

выше, 1337 стр. печатного оригинала), кладбища признаны состоящими в ведении духовного начальства, на обязанности коего посему лежит забота о благоустройстве их и содержании в порядке (Ук. Св. Син. 30 апр. 1897 г., 4 Черниговским епархиальным начальством, для должного, в чём следует, исполнения по содержанию указа Св. Синода 30 апр. 1897 г., было постановлено послать благочинным епархии циркулярные указы, с предписанием – в случае, если где прихожане или городские управления откажутся от должного содействия к приведению Синодального распоряжения в исполнение, то о сем доносить Консистории (Черн. Е.В. 1897, 17). – Самарским епархиальным начальством в 1893 г. было постановлено в особенную обязанность благочинным епархии, настоятелям церквей, церковным старостам и церковно-приходским попечительствам наблюдать за чистотой и опрятностью на православных кладбищах (см. подр. Сам. Е.В. 1893, 6); в 1897 г. тем же начальством было вменено в обязанность благочинным епархии каждое полугодие внимательно осматривать кладбища и о состоянии их доносить местному Преосвященному (см. там же, 1897, 16). Владикавказской Духовной Консисторией было предписано благочинным епархии, чтобы они при обозрении церквей, непременно осматривали и местные кладбища, побуждая, где следует, причт и церковного старосту принять зависящие от них меры к надлежащему содержанию кладбищ, располагая прихожан к пожертвованиям на благоустройство кладбищ и обращаясь, в случае нужды, к местным властям за содействием. Об оказавшемся по ревизии благочинные должны доносить Его Преосвященству в своих годовых отчётах под особой рубрикой: «О приходских кладбищах», с указанием причин неблагоустройства тех кладбищ, о коих ими будет замечено, на предмет надлежащих распоряжений и наложения должных взысканий на причты, оказавшие небрежность по содержанию кладбищ (Ц.Вед. 1901, 3). – Отрадно отметить, что в некоторых местах дело благоустроения кладбищ, поставленное надлежащим образом, уже принесло желаемые благие плоды. Так, в Тульской епархии это дело (судя по напечатанным в «Тульских Епарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ростовцы, почувствовав свое заблуждение, просила святителя возвратиться на кафедру к ним: но он остался в уединении 233 . Для вспомоществования Архипастырю в епархиальном управлении оставалось древнее посредствующее управление десятинами или округами, которыми заведовали десятильники духовного звания; а для письмоводства были дьяки (секретари) с подъяками 234 . Во Пскове в 1343 г. встречается Фома староста поповский (Благочинный) 235 . С XIV стали умножать число архимандритов и протопопов; последним назначалось участие в управлении причтами 236 , а из первых выбирались частью временные, частью и постоянные исполнители распорядительной и судебной воли Архипастыря 237 . Это оказывалось нужным и потому, что, при умножении храмов и оскудении средств к содержанию причтов, некоторые иереи, оставаясь без прихода, требовали особенного надзора 238 . Так как по Номоканону и уставам Русских Князей предметами духовного управления были, кроме дел собственно духовных, некоторые дела и лица мирские; а это требовало, особенно в смутное время, участия светских правительственных лиц, как посредников между светским и духовным начальством; хозяйственное же церковное управление еще более требовало управления светского: то сперва при Новгородском Архиепископе, а потом при Митрополите и Епископах, явились бояре с казначеем, стольником, воеводою и приставами 239 . § 28. Содержание духовенства. Как рассуждал святый Киприан о церковных имуществах? Монгольские ханы, как потому, что не нарушали вообще законов и обычаев Русской земли, так потому, что, как говорили они, «данного Богу не взимаем; а кто взимает Божие, и тот будет повинен», оставили Русское духовенство с теми преимуществами, какие принадлежали ему до монгольского владычества; таким образом духовенство было по прежнему свободно от податей, владело прежними угодьями, принимало новые пожертвования 240 . Само собою понятно, что эти преимущества так же были ненадежны при Монголе, как никто не мог ручаться и за свою жизнь. Притом, Монголы делали и ограничение преимуществам духовенства. По ярлыкам Менгу-Темира и Узбека дети лиц духовных, непосвященные в клир и жившие отдельно от отцов, включены в податное состояние 241 , тогда как до времени Монголов они оставались в ведомстве духовном 242 . Только к концу монгольского периода недвижимые имения духовенства значительно умножились, – впрочем только при кафедральных, городских и монастырских церквах 243 ; сельское же духовенство наравне с паствою своею питалось плодами обрабатываемых им участков земли; иногда для вспомоществования давалась ему часть церковных доходов. Некоторые храмы были обеспечены щедростью благочестивых Князей 244 . Сельские диаконы и дьячки бывали по местам земскими дьяками, т. е. писцами, и за то получали от сел определенное жалованье, священники же участвовали в сельском суде, а след. и в судебных доходах 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Имея в виду сие правило Вселенского Собора, предлагаю Консистории рассудить, следует ли допускать на будущее время существование помянутого выше обычая, и если не следует, то какие принять меры к прекращению оного». Но предложение это оставлено было, кажется, без последствий, и Консистория не придумала никаких мер к прекращению антиканонического обычая. 13-го ч. писал я в СПб. Главному Священнику армии и флота Протоиерею Петру Евдокимовичу Покровскому 687 : «Приношу Вашему Высокопреподобию мое душевное поздравление с новым годом и пожелание Вам на новое лето жизни мира, здравия и благопоспешения от Господа в Вашем многотрудном служении. Затем позвольте изъяснить Вам мою усерднейшую просьбу. Один из преданных мне протоиереев моей прежней Полоцкой паствы обратился ко мне со слезною просьбою и умоляет меня исходатайствовать пред Вашим Высокопреподобием о зачислении его кандидатом на настоятельское место при каком-либо из военных крепостных соборов, и, если бы можно было, при Динабургском. Побуждением к этому служит для него с одной стороны его необеспеченность при многочисленном семействе и трудность воспитания и образования детей, а с другой – более значительная, чем на епархиальной службе, пенсия. Протоиерей этот – настоятель Витебского градского Успенского собора и член Консистории Василий Волков. Человек он средних лет (ок. 50), даровитый, из лучших студентов Черниговской Семинарии, энергический, трезвый и в высшей степени исполнительный. С успехом может исполнять всякие начальственные поручения. Он при мне был градским благочинным, а теперь, по новому распоряжению Св. Синода, он, состоя Членом Консистории, должен был оставить эту должность. Если бы Вашему Высокопреподобию благоугодно было принять под свое покровительство рекомендованного мною Протоиерея о. Волкова, то я надеюсь, что он оправдает пред Вами мою рекомендацию. Могу ли я ожидать исполнения моей покорнейшей просьбы? В ожидании от Вас благосклонного ответа, имею честь быть»... На это отвечал мне о. Протоиерей от 19-го числа:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

А. в отличие от своих предшественников, епископов Гаия (Такаова) и Моисея (Близнецова-Платонова) , прилагал много усилий для борьбы со старообрядчеством , широко распространенным в Саратовском крае, где помимо Иргизских мон-рей существовали сотни старообрядческих общин, а также с сектантством, особенно с молоканами . А. пресекал попытки строительства старообрядческих часовен и молитвенных домов, рекомендовал благочинным при обозрении храмов епархии приглашать с собой «учительного» священника, т. е. миссионера. По инициативе А. впервые в епархии начали составлять обличительные антистарообрядческие и антисектантские сочинения: в 1816 г. А. направил в Московский цензурный комитет основанное на документальных источниках соч. «Догматы, молоканскую ересь содержащие», однако цензура не дозволила печатать книгу из-за ее резкого тона. Во многом благодаря А. в янв. 1818 г. Сенат издал указ, запрещавший строительство старообрядческих часовен. В 1816 г. А. учредил Пензенское, в 1817 г.- Саратовское отд-ния Российского Библейского об-ва для распространения Свящ. Писания «между магометанами и язычниками, в епархии обитающими». Заботясь о материальном положении Пензенских архипастырей, А. ввел налог на ставленников. Часть этого налога поступала на содержание певчих и лиц, входивших в архиерейскую свиту, др. часть А. откладывал на приобретение дома для архиерея; собранные т. о. 3 тыс. р. при удалении на покой он сдал в консисторию. 8 сент. 1819 г. А. по собственному прошению был уволен на покой с пребыванием в Пензе. После приезда в епархию нового еп. Иннокентия (Смирнова) А. оказывал ему помощь в делах епархиального управления. А. похоронен в кафедральном соборе Пензы. Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 261. Ист.: Саратовская летопись//Саратовский край: Ист. очерки, восп., мат-лы. Саратов, 1893. С. 59-61. Лит.: Пензенские духоборцы в 1816 году//РА. 1889. Кн. 2. С. 189, 383; РБС. Т. 2. С. 371; Ефимов А., свящ. Черниговский Елецкий мон-рь. Чернигов, 1903. С. 134-136; Котович А. Духовная цензура в России. СПб., 1909. С. 48-49; Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Ч. 1. C. 314-315; Ермолаев В. Пензенский край в Отечественной войне 1812 года. Пенза, 1945. С. 11-13; Новиков А. П., Барзилов С. И. Святители земли Русской: Биогр. очерки Саратовских архиереев. Саратов, 2000. С. 109-137.

http://pravenc.ru/text/76898.html

Но только что вступила исповедница в диаконник, как удивилась, что батюшки нет около аналоя. Не взглянув через южные двери в алтарь, она пошла искать его, но, не найдя нигде, вернулась к аналою и, только пристально вглядевшись внутрь алтаря, увидела такую картину: батюшка лежит на полу в алтаре на левом боку лицом к престолу... В страшном испуге, выйдя из диаконника, зовет она уже не голосом, а знаками стоявших на хорах в ожидании исповеди, посмотреть, что случилось с батюшкой. Через минуту или две быстро сбегает с хоров ко мне С. В. Крылов и испуганно зовет: „Пожалуйте наверх, там что-то случилось с батюшкой отцом Варнавой!» Сейчас же бросаюсь туда и нахожу батюшку в вышеописанном положении; припадаю к его лицу своим: дыхания не слышно, лоб покрыт холодным потом, оконечности рук холодны и пульса не нахожу. Требую холодной воды, возбудительных капель, нашатыря из больницы нашей. Зову громко на ухо: „Батюшка, батюшка!» Ни звука в ответ. Расстегиваю подрясник на груди, ослабляю пояс, даю нюхать эфирные капли. При пособничестве Цветкова и Крылова тру каплями виски, темя водою и каплями. Послышалось последнее дыхание, и... все, как сказал наш домовой фельдшер, было кончено. Делаю распоряжение послать за доктором, доложить о происшедшем отцу наместнику Лавры. Между тем лицо и лоб батюшки стали теплеть. Положили ему под голову подушку, не теряя надежды, что, может быть, он и придет еще в сознание. Через десять-пятнадцать минут являются друг за другом доктора: академический – С. Н. Успенский и лаврский – П. И. Якуб. Доктора единогласно констатируют факт смерти. Тяжело было, не хотелось верить, что так внезапно не стало у нас утешителя-батюшки! Через полчаса прибыл наместник Лавры архимандрит Товия с благочинным отцом Аверкием и, удостоверившись от докторов о последовавшей внезапной кончине старца, сделал распоряжение о перенесении блаженно почившего в Бозе старца в его келлию „у Черниговской». Все мы благоговейно поклонились праху и преклонили свой ум перед неисповедимыми судьбами Божиими, пораженные дивным событием».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

В 1861 году Владыка вменил в обязанность благочинным, чтобы они доставляли в консисторию каждый месяц сведения о приходских школах, по установленной форме: сколько открыто новых школ, сколько поступило учащихся, кем открыты школы, где они помещаются, какие случаи в жизни школ заслуживают особенного внимания, сколько было наставников и наставниц, а в числе учащихся сколько было детей казаков и казенных крестьян, обоего пола. И хотя от 1 мая по 1 октября школы, по случаю занятия детей полевыми работами, закрывались, – но дело уже не останавливалось, не слабло. В 1861 году число учащихся возросло до 10504 мальчиков и 1769 девочек; при единоверческих церквах школ было 8, в них 56 мальчиков, 20 девочек, да раскольничьих 54 мальчика и 8 девочек. Обозревая летом 1861 года епархию, Владыка уже во многих селах нашел школы в весьма удовлетворительном состоянии и ревностно-усердным священникам и их помощникам с особенной радостью объявил свою благодарность и преподал от искренней души Божие благословение на дальнейшее преуспеяние в этом деле. В сентябре 1861 г., по ходатайству Владыки, было сделано распоряжение Черниговской Палатой Государственных Имуществ, чтобы, для помещения сельских школ, было отводимо по одной комнате в свободных домах упраздненных волостных правлений, если в этом обнаружится действительная потребность, по заявлению приходских священников. К маю месяцу 1862 г., школ уже было 843, в них наставников и наставниц 923, учащихся мальчиков 15116, девочек 2361 (в том числе детей временно-обязанных крестьян 5781 мальч. И 772 девочки). В том же мае Владыка озаботился, чтобы школы поступали на обеспечение братств. «Пусть встрепенется – говорил он – святая христианская любовь в добрых сердцах русских. Дух любви умнее всяких хитро придуманных организаций соединит лучших членов сельских общин в тесные круги на пользу школ и на другие дела благотворения. Для всех покойно будет, когда школы будут на попечении братств.» Есть основание думать, что желание его было услышано.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О слободских полках в Харьковской губернии. Ведомости, 1839 г. 32–33. Вот одна грамота полку: «Во 178 г. Окт. в 11 (1669) В. Г., Ц. и В. К. Алексей Михайлович, всея в. и м. и б. России Самодержец пожаловал Острогожского полковника Ивана Зеньковского и его полку начальных людей и рядовых за их службу, вместо своего, Государева, годового денежного жалованья, оброчными деньгами, которые положены были на них в Белгороде, с винных и пивных котлов и с шинков Острогожского полку в городах в Острогожске и в Землянске; и впредь до его, Государевой службы пожаловал Великий Государь, велел им вместо своего, Государева, денежного жалованья такими промыслами в городах Острогожского полку промышлять, безоброчно, чтобы было с чего Великому Государю полковые службы служить». По Чугуевской переписке известны Острогожский полковник Михаил Гонт 1670 года и Иван Сасов, которому с 1689 года велено с 100 чел. своего полка стоять на Самаре в Новобогородицком городе (Екатеринославле). Грамота на имя полковника Ивана Семёновича Саса 1690 года. – в Воронежских Губернских Ведомостях 1849 года 40. По Воронежским бумагам (Памятники Ворон. губ. кн. 2. Ворон. 1850) известен Острогожский полковник Фёдор Иванович Куколь, который в 1698 году стоял с полком своим у Савинского броду и, по слуху о намерении татар идти под Полатов, поспешил отправиться к угрожаемому пункту. В 1699 г. благочинный святитель Митрофан просил его, письмом, прислать рыбы. Жалованная грамота полку, данная 1700 года на имя того же полковника Куколя, изданная в Воронежских Губернских Ведомостях 1849 года 37, также 38. Грамота императрицы Елизаветы на имя полковника Ивана Тевяшева. Острогожские монастыри – Дивногорский с 1657 года, Пятницкий девичий, основанный в 1663 году полковником Зеньковским, Шатрищегорский мужеский – ок. 1670 года. Смотри о них Воронежские Губернские Ведомости 1849 года 42 – 43. По Царской грамоте от 13 сентября 1652 года Острогожск – новой Черкаской Острогоженской острог, куда из Воронежа велено отпустить 2 железных пушки и 100 ядер.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010