В тоже время, как был я в неволе, давано мне хотя бедной викт (victum – пропитание) для жизни, а как уволено, ту еще тяжелее было мне спасти жизнь, потому (что) в город был великий голод; я ж без одеяния и обуви, ни избы для пристанища, ни денег, величайшую терпел беду. Жалованья целый год не было, почему я там же, где содержан в неволе, мало не целый жил ноябрь, холодом, голодом и бедностию томим ....» Арх. св. с., д. 1793 г., л. 601. 1332 Об этом бедствии рассказывал сам Виктор в 1796 г., когда его перевели в Чернигов и требовали отчета в употреблении денег. «Да и в Слуцке еще живучи, что я, на смертном одре быв, утерпел, когда мятежник Грабовский за первый предмет меня, сколько от достоверных особ получил я известия, подхватить имевший, не только уездный город Слуцк, но и губернский Минск, и резиденцию его высоко- превосходительства господина генерал-губернатора Несвиж, да и всю минскую губернию нечаянным своим между Минска и Слуцка впадением сильно потряс и в чрезвычайное привел уныние, из самых духовный консистории (слуцкой) членов суть свидетели.»... В другом мест Виктор говорит: «я первее секретным бегством хотел спастись, чуть в городе Глуске в руки его (Грабовского) не попал, в два пли три дни потом, полумертв нагло (быстро) в крепость перевезен.»... Арх. св. с., д. 1796, 128. 1333 Там же, д. 1794г., л. 142–149, 319–327; с присоединившимися в 1794 г. это составит: 1.342.383 прихожанина, 2,328 церквей и 1,495 священников. 1334 Там же, л. 198–207 н 212. С прежними это составит: 1.483.111 прихожан, 2.603 церкви и 1.552 священника. 1337 Там же, л. 318. Вина их состояла в том, что они не прислали новых ведомостей в замен возвращенных им назад неисправных ведомостей. Эти неисправности так раздражали Виктора, что он вспоминал свое старое мнение о малороссийском духовенстве и даже обозвал украинских благочиных поляками. Оправдываясь перед Синодом, что долго не писал донесений, Виктор говорил, «тому причиною неисправность благочинных, коих хотя на украинских губерниях означено 23, но из них, яко российских, четыре или пять сыщется достаточных, все же прочие, поскольку поляки и к российским распоряжениям вовсе не приобвыкшие и предписания с трудностью понимающие, присылают репорты и ведомости весьма неисправные, а затем принужденным я был для исправления оных не только личные, но и генеральные велеть консистории моей посылать указы.» Там же, л. 134. 1345 Это – священник из черниговской епархии Стефан Квитницкий. Он был назначен в подольскую область в место Минковцы, «но поскольку он, Квитницкий, по болезни своей, имея от всегдашнего и несносного кашля и от опухоли в груди кровавую с гнилостию флягму (мокроту) и по ныне не мог священнодействовать, то по просьбе помянутого местечка Минковец приходских людей определен в оное другой священник, и потому он Квитницкий оставался по сие время без места и пропитания» – доносил св. синоду новоназначенный

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Отделение V I Округ Благочиния ГОРОД ИЗЮМ Изюм – на берегах реки Донца и речки Мокрого Изюмца, в 120 верстах от Харькова. Татарское название Гузун подает мысль, что на месте Изюма, или близ него, был татарский городок. Последнее, как увидим, несомненным оказывается и по письменным памятникам. Но наше внимание обращено преимущественно на русский христианский Изюм. Итак, с какого времени Изюм стал заселяться русскими? Еще в 1637 году царь Михаил Феодорович писал: «слыша мы от бусурман на Православных крестьян разорение и всякое злое полонское расхищение, указали на Калмиюсской и на Изюмской сакме и на Муравском шляху от Татарской войны поставить городы и острожки жилые и стоялые, и всякие крепости учинить и в острожках устроить, чтобы тем у Татар в Русь приход отнять, а Православных бы крестьян от войны и от разорения и от полону заступить». Вследствие сего царь предписывает сделать сбор денег для построения крепостей и на содержание в них разных людей. В объяснение слов грамоты заметим, что а) по Книге большого чертежа, из Ливен к Перекопу Крымскому шли три дороги – Муравский шлях, чрез нынешний Перекоп Валковского уезда, Изюмская дорога – к так называвшемуся Изюмскому кургану, близ которого был перевоз чрез Донец, и Калмиюсская дорога, на восток от Изюмской, переходившая чрез Донец в 2-х верстах ниже устья реки Боровой. Книга большого Чертежа, изд. Д. Спасского, М. 1846 г. – Маржерет называет эти три дороги – Царскою, Крымскою и путем великого Хана. Московский приговор 1598 года: «Одну станицу добрую послати к Донцу Северскому Царевою дорогою Муравским шляхом. След. Царева или Царская дорога и Мурафский шлях – одно и то же. б) Относительно построения крепости Изюмской на Изюмской дороге, вследствие мыслей царской грамоты 1637 года, не имеем мы таких же прямых свидетельств, какие имеем относительно Чугуева, но трудно согласиться с тем, чтобы царь Михаил оставил без укрепления столько важный пункт на Изюмской дороге, какого перевоз чрез Донец у Изюмского кургана. Известно, что еще при царе Иоанне Грозном здесь уже стояла Путивльская стража для постоянного наблюдения за татарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) 1 июля 2010 г. 12:06 Преподобноисповедник Сергий (Митрофан Васильевич Сребрянский) родился 1 августа 1870 г. в с. Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника. Как и большинство детей священников в то время, Митрофан Сребрянский закончил духовную семинарию. Затем он поступил в Варшавский ветеринарный институт. В Варшаве Митрофан Васильевич познакомился со своей будущей супругой Ольгой Владимировной Исполатовской, дочерью священника. 29 января 1893 г. они обвенчались. В тот же период Митрофан Сребрянский решил вступить на поприще священнического служения. 2 марта 1893 г. он был рукоположен во диакона, а 20 марта 1894 г. — во пресвитера. После начала Русско-японской войны отец Митрофан вместе с 51-м драгунским Черниговским полком отправился на Дальний Восток. Во время служения в действующей армии отец Митрофан вел дневник, который печатался в журнале «Вестник военного духовенства», а затем вышел отдельной книгой. 15 марта 1905 г. отец Митрофан как опытный пастырь и духовник был назначен благочинным 61-й пехотной дивизии и в этой должности прослужил до окончания войны. За выдающиеся пастырские заслуги, проявленные во время войны, 12 октября 1906 г. он был возведен в сан протоиерея и награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте. В 1908 г. великая княгиня Елизавета (ныне прославленная в лике святых) приняла проект отца Митрофана в основу устроения Марфо-Мариинской обители и пригласила его на место духовника и настоятеля храма в обители. Отец Митрофан подал прошение о переводе, и 17 сентября 1908 г. митрополит Московский Владимир (Богоявленский; впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских) назначил его настоятелем Покровской и Марфо-Мариинской церквей на Большой Ордынке. Несмотря на трудности и новизну предпринятого дела, обитель благословением Божиим, смирением и трудами настоятельницы, духовника обители отца Митрофана и сестер с успехом развивалась и расширялась. На поприще христианской деятельности великая княгиня Елизавета прослужила до мученического конца. Вместе с ней до самого закрытия обители трудился и отец Митрофан.

http://patriarchia.ru/db/text/1192084.ht...

17 июля 1860 г. назначен и 21 авг. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Екатеринбургского, вик. Пермской епархии. Являлся вице-президентом екатеринбургского попечительного комитета о тюрьмах, почетным членом Пермского губернского статистического комитета. 19 мая 1862 г. переведен на Оренбургскую и Уральскую кафедру, назначен членом Московской синодальной конторы. Прибыв в Оренбург, вынужден был вмешаться в конфликт, возникший между прежним архиереем и ген.-губернатором А. П. Безаком, добивавшимся ликвидации кафедры. Примирения удалось достичь после того, как В. предложил сократить расходы на содержание кафедры с 10 до 3 тыс. р. серебром в год. В 1864 г. В. издал распоряжение и инструкцию о составлении в приходах церковных летописей, указом Синода от 12 окт. 1866 г. рекомендовалось распространить этот опыт в др. епархиях. В. прославился бескорыстием и строгостью жизни. Особое внимание уделял соблюдению в мон-рях устава, упорядочению назначений на священнослужительские места, занимался миссионерской деятельностью. По его ходатайству в Оренбурге были открыты попечительство о бедных духовного звания (1866) и Богодуховский муж. мон-рь, предназначавшийся для миссионерской работы (1867). В. являлся вице-президентом оренбурского комитета о тюрьмах (с 28 янв. 1866). 9 нояб. 1866 г. переведен на Черниговскую кафедру, с 31 марта 1868 г. архиепископ. Нашел епархиальные дела в чрезвычайном расстройстве из-за длительного отсутствия архиерея в епархии. Много усилий предпринял для восстановления епархиального управления: в 1867 г. возобновил выборы благочинных, прекратившиеся после смерти архиеп. Филарета (Гумилевского) , издал распоряжение о запрете закрепления мест за девушками-сиротами из духовного сословия (до выхода аналогичного указа Синода), прекратил прием не получивших полного семинарского образования выходцев из др. епархий, к-рые прежде получали места, женясь на сиротах; на священнические места назначал только окончивших богословский курс семинарии; издал распоряжение о том, чтобы никто из духовенства не просил о переводе на др.

http://pravenc.ru/text/154185.html

По осмотру, произведенному в конце 1764 г., нашлось в казачьих церквах и приходах множество беспорядков: но исправлять их не было возможности. Предшественник, Епископ Иоаким, в 1762 г. доносил, что из казачьих приходов нельзя получить исправных метрических ведомостей; священники, по настоянию Казаков, не исполняют предписаний Архипастыря; а Атаман Иловайский прямо писал, чтобы Архиерей не вступался в духовные дела по казачьим приходам, не касался ни до детей священнослужительских, как записанных в казачьи службы, ни до причетников, так как они определяются по рассмотрению Донского войска. По справке оказалось, что еще в 1741 и 1745 г. Синод относился в Военную Коллегию с требованием, чтобы прекращено было такое своеволие в Донском войске. Теперь снова определено то же 20 . 4. Там, где светский суд можете касаться лиц духовных, назначено приглашать депутатов с духовной стороны, и с 1810 г. к сей должности определены постоянные лица 21 . 5. Места посредствующего правления, с 1744 г. названные для всех Консисториями, находились в самом близком заведовании Епископа, так что составляли как бы домовую канцелярию Епископа 22 . 6. Для Благочинных дана превосходная инструкция Митр. Платоном. Но подтверждаемо было и древнее правило, чтобы сам Епископ обозревал епархию, по крайней мере раз в два года, если не каждый год 23 . § 4. Содержание и преимущества духовенства Содержание духовенства в сем периоде подвергалось разным переменам. Петр I указом 1724 г. повелел открыть при Синоде Камер-Контору из светских лиц, с тем, чтобы она заведовала всеми церковными имуществами, а кафедрам, монастырям и церквам выдавала определенное жалованье деньгами и хлебом. При Екатерине I (в 1726 г.) Контора преобразована в Коллегию Экономии и поступила в некоторую зависимость от Сената; вместе с тем (указом 28 августа 1728 г.) запрещено для всех монастырей и кафедр умножать имения покупкою и приемом вкладов. Имп. Анною, или точнее, Бироном совсем отстранено было духовное начальство от заведования имениями, и Коллегии предоставлены права Монастырского Приказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Заручившись такими вескими данными, председатель Общества, ректор академии ныне архимандрит преосвященный Сильвестр, решился тогда снестись по этому делу непосредственно с преосвященным Черниговским Вениамином. В своем отношении от 26 мая текущего же года за 251 о. ректор. академии, изложив ход дела по настоящему вопросу с самого его начала, писал: «представляя о сем по поручению церковно-археологического Общества на архипастырское ваше благоусмотрение долг имею почтительнейшее просить ваше преосвященство, не благоволено ли будет сделать архипастырское распоряжение о передачи причтом нежинской греческой Михайловской церкви вышедших из церковного употребления книг и рукописей означенной церкви, имеющих церковно-археологический интерес, в церковно-археологическое Общество при Киевской духовной академии». Преосвященный Вениамин благосклонно принял это ходатайство Общества и решился удовлетворить его просьбу, предварительно однако вытребовав рукописи и книги на свое личное усмотрение. На отношении председателя церковно-археологического Общества преосвященный Вениамин положил такую резолюцию, сданную в местную духовную консисторию: «истребовать просимые рукописи и книги на мое усмотрение, после чего последует с моей стороны дальнейшее распоряжение». Черниговская духовная консистория указом от 31 мая за 4616 сообщила эту резолюцию преосвященного Вениамина благочинному нежинских церквей, священнику Иоанно-Богословской церкви, Феодору Иоакимовичу Васютинскому, с тем, чтобы он собрав все рукописи и книги, просимые церковно-археологическим Обществом при Киевской духовной академии, пересдал в духовную консисторию в Чернигов. С рапортом за 292 от 11 июля, благочинный Васютинский отправил просимое по назначению. 29 июня, по рассмотрении присланных рукописей книг, преосвященный Вениамин на рапорт нежинского благочинного написал такую резолюцию: «возвратить присланные рукописи причту нежинской греческой церкви, объявить ему, что с моей стороны нет препятствий на уступку книг и рукописей церковно-археологическому Обществу при Киевской духовной академии».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Конечно, традиционное богатство раскольников, как везде, так и в Новозыбкове, и богатые моленные придают большое значение тому или другому раскольническому центру, но далеко не это одно сделало г. Новозыбков важным центром в мире окружничества: он является, как мы выше выразились, «умственно-руководительным центром окружнического раскола, дающим ему тень и направление». Говоря так, мы разумеем преимущественно деятельность Новозыбковских расколоучителей – братьев Мельниковых – Василия, Федора и Ивана. В сведениях, доставленных о. благочинным единоверческих церквей о. Фомичевым, братья Мельниковы упоминаются, как только «начетчики из раскола» и поставлены на ряду с другими подобными начетчиками г. Новозыбкова, каковы, например мещане Василий Мартиненков, Иван Фиников, Даниил Донцов и Алексей Безстужев. Но назвать Мельниковых только начетчиками из раскола слишком мало и, вероятно, сами же они самолюбиво оскорбились бы таким заурядным трактованием (или, пожалуй, титулованием) их. Нет, это – не просто начетчики в раскольническом смысле, а литературные и в известном смысле «ученые» пропагандисты и защитники современного раскола в форме окружничества, полагающие для защиты его новые пути и ставящие это дело на новую возможно-научную почву. В лице известного Онисима Швецова (лжеепископа Арсения) и братьев Мельнковых это новое направление в расколе (его пропаганды и защиты) и находят свое боле полное выражение и осуществление. Хотя об этих Новозыбковских особого рода ратоборах раскола уже довольно много известно в печати, однако любопытно бы было знать об этих их деяниях за последнее время, и именно за прошлый год. К сожалению, в доставленных о.о. благочинными рапортах мы не находим никаких сведений об этом, но этот пробел отчасти восполняется любопытными известиями о Мельниковых, помещенными в «Миссионер. Обозр.» за 1900 год, куда и отсылаем интересующихся (см. особенно Мисс. Обозр. 1900 г., июль-август, стр. 152–160). За главнейшими центрами окружничества – Клинцами и Новозыбковом – идут, по численности проживающих в них окружников, посады в следующем порядке: Добрянка, Городн.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Деревни прихода: Бегна в 2 вер. и Мытков в 4 вёрстах (сообщению с послед. дер. препятствует р. Горынь в половодье). Дворов – 95½, прихожан – 750 д. об. п., евреев много. Свящ. – Василий Семенов. Федорович (с 1849 г) и псаломщ. 429 . м. Клевань (при рч. Стубле) волости Клеванской, от Житомира 190 вер., от Ровно 22 вер., от ближ. ж.– дор. ст. Клевань 4 вер. (при почтов. приёмной станции), от ближ. приход. с. Сморжева ½ вер., с. Деревянного 3 вер., с. Дикова 4 вер. и с. Голышева – 4 версты. Если справедливо, что город Колывань, упоминаемый безымённою летописью, приложенною к летописи Нестора, изд. Шлецером, тождествен с нынешним местечком Клевань, то, значит, это местечко есть одно из древнейших поселений Руси, современное по происхождению Луцку, Владимиру, Дубно и другим 26 городам, упоминаемым в этой летописи. Происхождение названия м. Клевань объясняют таким образом. Местечко это находилось на самой границе Полесья и собственно Волыни и потому в древности оно могло быть средоточным пунктом (местным рынком), куда с Полесья, изобиловавшего рогатым скотом, пригоняли скот для обмена на хлебные продукты, коими изобиловала плодородная Волынь. Ввиду этого – в этом пункте устраивали сараи для скота, по-местному – хлевы или хлевицы, от которых впоследствии образовавшееся здесь поселение и получило название сперва хлевин, которое потом в устах народа преобразовалось в Хлевань и наконец – Клевань 36 . Впервые в истории (в Staroytna Polska – Balinskiego) о Клевани упоминается в 1458 (1448?) году, когда Михаил Васильевич, князь Чарторыйский, получил от Свидригайла, бывшего вел. князя Литовского, диплом или дарственную запись на Клевань, от чего он и потомки его стали именоваться князьями на Клевани и Жукове. Быть может, Клевань тогда уже было значительным поселением, укреплённым валами и каменными стенами, от которых теперь и следа не осталось. Так как история Клевани главным образом связана с историческою судьбою князей Чарторыйских, имевших свою резиденцию в Клевани, то мы скажем о происхождении этих князей. Полагают, что князья Чарторыйские ведут свой род от Гедимина, великого князя Литовского, причём родословная их будет следующая: От Гедимина колено третье: Князь Коригайло – пятый сын Ольгерда Гедиминовича от Иулиании, княжны Витебской; во св. Крещении православной веры – Константин Ольгердович, князь Черниговский и князь земли Северския, – восседал на великокняжеском Литовском престоле с 1387 по 1392 год, и перед тем, в 1386 году, перешёл в римско-католицизм – с именем Кашмира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В 1800-1802 гг. митр. Гавриил упорядочил распределение приходов по благочинническим округам К. е. таким образом, чтобы в каждом округе было от 10 до 15 приходов. Владыка боролся за унификацию богослужения и за ликвидацию униат. пережитков. 17 сент. 1800 г. он распорядился, чтобы дикастерия разослала по всем приходам «книги краткого объяснения церковного устава». Митрополит запретил обливательное крещение и 11 июля 1800 г. сделал распоряжение, чтобы во всех храмах епархии были устроены крестильни. 22 февр. 1803 г. митр. Гавриил упразднил имевшую место в храмах Киева практику причащения мирян в алтарях. 2 июня 1803 г. Киевская дикастерия по поручению митрополита приказала всем благочинным и духовным правлениям приобрести для всех приходских храмов дароносицы (для правильного хранения Св. Даров) и киоты. Митрополит уменьшил полномочия духовных правлений. В мае 1802 г. он запретил духовным правлениям самостоятельно рассматривать дела о дисциплинарных нарушениях духовенства, повелев направлять все дела в дикастерию. Указом от 11 июля того же года было запрещено членам духовных правлений созывать «соборики» подчиненного духовенства. Указом Синода от 10 февр. 1810 г. предписывалось архиереям 7 епархий Малороссии и Белоруссии: Новороссийской (с центром в Новомиргороде), Черниговской, Минской, Подольской, Переяславской, Волынской и Слободско-Украинской получать миро от митрополита Киевского и Галицкого, чем существенно был повышен статус последнего. В 1817 г. была начата реформа духовных учебных заведений К. е., результатом которой стало открытие Киевской ДС и 3 духовных уч-щ, в 1819 г. начала работу реформированная КДА. Главная проблема приходского духовенства на рубеже XVIII и XIX вв. заключалась в недостатке образованных пастырей, а в нач. XIX в. среди белого духовенства К. е. лишь четверть имела духовное образование, в 1837 г. соотношение было таким же. Это вынуждало архиереев часто назначать на приходы бывш. униат. священников, имевших более высокий уровень образования. Митр. Серапион (Александровский). Портрет. XIX в. (НКПИКЗ)

http://pravenc.ru/text/1684527.html

После долгой переписки и сношений с различными лицами и учреждениями к концу 1795 года в состав Киевской епархии вошли все церкви, находившиеся в ведении Белоцерковского (быв. Васильковского уез.), Богуславского, Каневского и Рожевского благочиний, Ставинского, Чернобыльского и Корсунского Духовных Правлений. 1098 Следовательно, с конца 1795 года территория Киевской епархии оказалась на левом и правом берегах Днепра. На правом берегу Днепра она занимала значительную часть нынешней Киевской епархии, а на левом большую часть нынешней Полтавской губернии. В новом составе территория Киевской епархии почти пополам разделялась р. Днепром. Это обстоятельство в большей мере, чем прежде, затрудняло сношение местных епархиальных органов управления с Киевом. Раньше по правую сторону Днепра собственной Киевской епархии принадлежало небольшое пространство около Киева. Теперь здесь находилась почти половина киевской епархиальной территории с местами и церквами, возвращенными от Унии, а потому требующими особой бдительности со стороны епархиального архиерея и его пособников. Между тем большинство киевских епархиальных церквей оставалось по левую сторону Днепра. 1099 Одно это могло говорить за то, что территория Киевской епархии в конце 1795 года определилась ненадолго. Польза дела требовала сосредоточить ее на одной правой стороне Днепра, где стоял Киев. Так действительно и вышло через два года. Сведений о том, сколько церквей поступало в Киевскую епархию из Брацлавской и Изяславской (Волынской) губерний, м. Самуилу едва-ли удалось получить от архиепископа Виктора до своей смерти, последовавшей 5 января 1796 года. В конце 1795 г. и в начале 1796 г. происходил такой сложный передел территории, монастырей и церквей Минской архиепископии между пятью и даже шестью епархиями (Киевской, Черниговской, Брацлавской, Житомирской, Екатеринославской и Могилевской Белорусской), кроме самой Минской, что архиепископ Виктор с трудом мог узнать, сколько церквей оставалось в его собственной епархии в пределах Минской губернии, не считая заграничных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010