4) Данное поручение неразрывно связано с обетованием Христа: «се, Я с вами во все дни до скончания века». Или, как говорил Христос в другом месте: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). То есть данное поручение ученики Христа могут выполнять только при содействии Христа; Он же обещал быть со Своей Церковью во все дни до скончания века, то есть от самого того дня, когда Он дал это поручение, и до последнего. И нет никакой необходимости, а главное – возможности кому-то другому, кроме как Церкви, выполнять это поручение, ибо Христос со Своей Церковью – от начала до конца. Протестанты же, не присоединившись к Церкви, не научившись от Неё, не приняв в Ней крещение, не получив рукоположения, дающее право и возможность осуществлять поручение Христа – более того, считая, что Церковь не справилась с этим поручением и духовно умерла, самовольно взяли на себя выполнение этой миссии. Таким образом, поручение Господа научить все народы вере Христовой никак к протестантам не относится – оно дано Церкви, прежде всего, Апостолам и их преемникам – епископам. Если же в Библии и есть слова о проповеди, относящиеся к протестантам, то совершенно другие: « Я не посылал пророков сих , а они сами побежали ; Я не говорил им, а они пророчествовали» ( Иер.23:21 ). Вот этот стих нужно протестантам относить к себе, хорошо его запомнить и зубрить на своих курсах миссиологии, а не великое поручение. Так неужели протестанты не проповедуют Евангелие даже тогда, когда просто, без своих проповедей, толкований и призывов в свои церкви раздают Библии и Новые Заветы, причём в русскоязычных странах обычно в синодальном православном переводе? На этот счёт нужно сказать следующее. 1) Евангелие, как известно, значит: «благая весть о спасении». Суть благой вести заключается в том, что человек, находящийся в погибели, может благодаря ей спастись, если примет её, примет Христа-Спасителя. Но принять Христа человек может только в Церкви посредством, прежде всего, Таинств Крещения, Миропомазания и Причастия, совершаемых епископами и пресвитерами. Протестанты же, естественно, не могут никого соединить со Христом, ибо не имеют ни священства, ни Таинств. Потому, в строгом смысле слова, они не проповедуют и не могут проповедать Евангелие – благую весть о спасении, ибо через их проповедь никто не может спастись , соединиться со Христом и войти в Его Церковь . Разве что протестанты, раздавая Евангелие, при том указывали бы людям на Православную Церковь , призывая их идти туда, чтобы креститься и причащаться в Ней. Но протестанты, естественно, не делают этого и никогда не станут делать (они, напротив, как никто другой, всеми силами стараются увести людей из Церкви), ибо тогда они и не были бы протестантами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В применении к Церкви, тогда, когда говорится о единстве , имеется в виду прежде всего ее единый Глава – Христос, который и является причиной и основанием единства Церкви. " Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус "  (1 Тим 2:5). Поэтому и вера церковная есть принцип единства. Что в Церкви соответствует множественности ? Прежде всего другого – множество человеческих личностей, составляющих церковное сообщество, Тело Христово. " Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба "  (1 Кор 10:17). Человеческие личности, которые в порядке природы – " единообразны " , или, говоря на богословском языке, единосущны, в порядке свободы – абсолютно различны, поскольку каждый сам принимает решения и отвечает за себя. Более того, " каждый [человек] имеет свое дарование от Бога "  (1 Кор 7:7), и все мы в Церкви " по данной нам благодати имеем различные дарования "  (Рим 12:6). Таким образом, в Церкви существует как единство, так и множественность, то есть разность, непохожесть, " плюрализм " личностей, личных духовных путей и призваний. Но, с другой стороны, очевидно, что разность, непохожесть, множественность может быть разная: плохая и хорошая, полезная и вредная, неизбежная или такая, которую нужно всеми силами избегать или преодолевать. Какой плюрализм в Церкви – законный и благой, а какой есть зло? Если мы обратимся к тексту Нового Завета, то найдем там ответ на этот вопрос. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет: " Когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения ( schismama ). Ибо надлежит быть и разномыслиям ( aireseis ) между вами, дабы открылись искусные "  (1 Кор 11:18-19). В свою очередь, апостол Петр говорит в своем Первом Послании: " Служите друг другу каждый тем даром ( charisma ), какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией ( poikiles charitos theou ) "  (4:10). (Подобное выражение есть и у апостола Павла: многоразличная премудрость Божия .) В этих текстах апостолы употребляют несколько слов, по смыслу соотносимых с термином " плюрализм " . Schisma – разделение, раскол, раздор. Airesis – выбор, расположение к чему-либо, намерение-решимость, избранный образ жизни или мыслей. Poikilos и polypoikilos – пестрый, разнообразный и весьма пестрый, весьма разнообразный. Очевидно, что здесь речь идет о двух разных " множественностях " , двух типах " плюрализма " : один мы имеем " на входе " – когда " собираемся в церковь " , а другой – " на выходе " , после того, как каждый из нас получил в Церкви дары благодати Божией.

http://religare.ru/2_25339_1_21.html

В Таинстве святого Причащения «верующий под видом хлеба и вина вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни» (Катихизис, 10 чл.). В Божественном установлении этого святого Таинства также никто не сомневался, как и в Божественном установлении Таинства Крещения, ибо первый раз совершил его Сам Господь, Сам причастил Своих Учеников и в то же время заповедал совершать его всегда (см.: Мф.23:26–28 ; Лк.22:19–20 ; 1Кор.11:23–25 ). Также ясно сказал Господь и о необходимости его для спасения: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 )... Во время Божественной Литургии, когда совершается святая Евхаристия (Причастие), перед духовным взором присутствующих проходит вся евангельская история Богочеловека. Все чинопоследование Литургии, по слову архиепископа Фессалоникийского Николая Кавасилы († 1391), есть «как бы одно некое тело истории, от начала до конца сохраняющее стойкость и целость» ( Николай Кавасила св. прав. Изъяснение Божественной Литургии, § 16//ЖМП. 1971. 3. С. 49). В Святых Дарах истинно, действительно и существенно есть Сам Господь Иисус Христос и через причащение ими всецело подаёт Себя принимающим. Но этим пользование Святыми Дарами в Православии и ограничивается. Православная Церковь не допускает нарочитого совершения Евхаристии для приготовления Святых Даров, предназначенных только для поклонения – адорации, не находя к подобным обычаям свидетельств в Священном Писании и в древней церковной практике. В Таинстве Елеосвящения человек врачуется духовно и телесно. Совершается оно в Церкви в согласии с действием святых апостолов, которые многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ), и заповедали другим поступать также: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). В Таинстве Брака подаются дары к освящению супружеского союза и к созиданию домашней церкви. Что и это Таинство имеет Божественное установление следует уже из слов святого апостола Павла: Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика есть; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:31–32 ). Таким образом, святой апостол называет Брак великой тайной и сравнивает его с союзом Христа с Церковью. Значит он был исполнен особых благодатных даров. В послании к другой Церкви тот же святой апостол пишет: Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе ( 1Кор.7:39 ). Слова «только в Господе» дают возможность прийти к выводу, что в апостольское время христианский брак заключался во имя Божие, т. е. был делом веры и Церкви – освящался. Святые отцы Церкви в этом не сомневаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В Церкви христианин познает истину и освящается благодатью Духа Святого. В таинстве Причащения он входит в реальное общение с Христом, воплотившимся Сыном Божиим, через Него делается причастником Божеского естества. В этом таинственном общении с Богом человек получает силы бороться с грехом и любить Бога и ближних. Сделав это вступление, рассмотрим теперь подробнее учение Спасителя и апостолов о Церкви. Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях Образные сравнения (притчи) помогают понять природу Царства Небесного. Каждая притча о Церкви раскрывает какую-нибудь сторону ее жизни, в своей же совокупности они учат об единстве Церкви: один овечий двор, один виноградник, одна лоза, один Ноев ковчег, одно Тело, одно здание и т.д. Как Бог един, а душа неделима, так и истинная Церковь должна быть единой и неделимой, сохраняя свою сущность на протяжении всего своего существования и не подвергаясь дроблению. Церковь – зерно , выросшее над землей в могучее дерево ( Мф. 13:31, 32 ). Здесь показывается внутренняя жизненная сила Царства Божия, как прообраз быстрого роста Церкви. «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян... когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф. 13:31, 32 ). Проходя стадии своего развития, дерево несколько меняет свой вид, но не сущность. Подобным образом и Церковь на своем историческом пути проходила через разные фазы изменения внешней церковной жизни и богослужебной практики: менялись формы управления поместных церквей, совершенствовались богослужения, появлялись новые благочестивые обычаи, праздники и посты, возникали новые молитвы и церковные мелодии, уточнялась формулировка христианских истин с использованием новых философско-религиозных терминов, но суть учения Христова и сила благодати остались теми же, что и при апостолах. Церковь – виноградник : Мф. 20:1–10 ; Мф. 21:33–46 , 1Кор. 3:6–9 (также смотри Песн. 1:5 , Ис. 5:1–7 , Ис. 27:2 , Иер. 12:10 ). Это образное обозначение Царства Божия возникло еще в Ветхом Завете. Цель виноградника приносить Богу плоды веры и добрых дел. Нужны труженики-виноградари, заботящиеся об умножении плодов в саду, т.е. нужна церковная иерархия, священство. Ветхозаветные виноградари оказались неверными. «Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим» ( Лк. 20:15, 16 ). Христос заменил ветхозаветное священство новозаветными пастырями и учителями (об этом будет сказано подробнее). Уподобление, близкое предыдущему, Церковь – сад: «Я (Павел) насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог растящий» ( 1Кор. 3:6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Вот все, что нам известно об иерархическом строе первоначальной Иерусалимской церкви. О собраниях верующих из книги Деяний можно извлечь следующие сведения. Прежде всего они происходили ради общей молитвы. Так, еще до Пятидесятницы «все они единодушно пребывали в молитве и молении» ( Деян.1:14 ). В самый день Пятидесятницы «все они были единодушно вместе также для молитвы» 39 . Когда «Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло», убил Иакова, брата Иоаннова и заключил под стражу Петра, « церковь прилежно молилась о нем Богу» ( Деян.12:1, 2, 5, 12 ). Но кроме молитвы верующие собирались и для обсуждения и решения возникавших в жизни церкви дел. Таково было состоявшееся вскоре после вознесения Христова собрание, на котором был избран двенадцатый апостол вместо Иуды; тут присутствовало около 120 человек ( Деян.1:16 ). Точно так же, когда апостолы признали невозможным оставить за собою дальнейшее заведование раздачей пособий, они созвали «множество учеников» и предложили им избрать из среды себя семь человек, которых и «поставить на эту службу». «И угодно было это предложение всему собранию» ( Деян.6:2–5 ). Наконец, вопрос об обязательности закона Моисеева для христиан из язычников обсуждался, по-видимому, также на собрании всей Иерусалимской церкви. Хотя в рассказе об этом событии сказано в начале, что для рассмотрения этого дела собрались «апостолы и пресвитеры», однако из дальнейшего можно заключить, что присутствовали при этом и прочие верующие; не без их участия состоялось и самое решение. Это видно из следующих заключительных слов рассказа книги: «тогда апостолы и пресвитеры со всей церковью рассудили, избравши из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою» (по- славянски: «изволися апостолом и старцем со всею церковью») ( Деян.15:6, 22 ). Из священнодействий, составляющих уже в то время отличительную особенность христианской церкви, книга Деяний упоминает о крещении, рукоположении для ниспослания Духа Святого, об евхаристии и рукоположении при поставлении на церковные должности. В день Пятидесятницы по слову апостола Петра крестилось и присоединилось к церкви около 3000 душ ( Деян.2:38, 41 ); крещение совершалось, как видно из тех же слов апостола Петра, во имя Иисуса Христа ( Деян.2:38 ). О рукоположении, как особом священнодействии, совершавшемся после крещения для ниспослания на вновь присоединенного члена церкви Духа Святого, упоминается в рассказе об обращении самарян 40 . С самых первых дней совершалась и евхаристия. Об этом определенно упоминается во 2 главе книги Деяний. Верующие – читаем там, – «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). И далее: «Каждый день единодушно пребывали в храме, и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Другая очень важная задача, стоящая перед нами, – свидетельствовать о той благодати, которую мы имеем в таинствах Церкви, другим людям. Давайте посмотрим, что пишет апостол Павел в своем Послании к Римлянам. Он пишет об «Иисусе Христе, Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом» (ср.: Рим. 1: 5-6). Оказывается, благодать нам дана не только для нас самих, но и для того, чтобы с ее помощью мы покоряли вере другие народы, то есть делились этой евангельской радостью Божиего прощения – Исповеди, Божиего освящения – Евхаристии. Делились с другими людьми! Беседа старца Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым. Художник: Мария Мироненко. 2015 г. Нужно свидетельствовать другим о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви И Христос, покидая этот мир, дал апостолам наставление, чтобы они шли и проповедовали Святое Евангелие (см.: Мф. 28: 19-20). Евангелие – это благая весть о том, что в Иисусе Христе есть разрешение всех проблем. Но здесь надо понять, что в Православии спасение – это восстановление человека в том достоинстве, в каком он был до грехопадения – то есть каким был первый человек Адам в раю. Поэтому, когда мы говорим о спасении, мы вспоминаем и о том, кем или чем человек был до грехопадения. Так вот, во Христе, как во Втором Адаме, мы восстанавливаем в себе самом это состояние через таинства Церкви, которые совершаются Божией благодатью. И мы должны свидетельствовать другим людям о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви, чтобы ввести и других людей в эту благодатную жизнь в Церкви Божией как в царстве Духа Святаго. Ибо благодать царствует в таинствах. Христос сказал о таинстве Святой Евхаристии: «Сие творите в Мое воспоминание… пока Я не приду» (ср.: Лк. 22: 19; 1 Кор. 11: 26), и в этом смысле Православие провозглашается как евхаристическая истина: природа нашей Церкви евхаристична. Мы все соборно причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа – и духовенство, и миряне. И когда мы несем свидетельство миру, это свидетельство о том, что в Святых Дарах Христос не покинул этот мир, а, напротив, Он пошел к Отцу в день Вознесения, умолил Отца, и Отец послал Духа Святаго, стяжая Который через таинства Церкви, мы имеем надежду на вечную жизнь – а она, начавшись на земле, не прекратится и в вечности.

http://pravoslavie.ru/90057.html

Кто хочет спастись, тот должен принадлежать Единой Святой Православной Церкви, быть ее верным сыном, во всем покоряться ее установлениям. Если кто не повинуется Церкви, если кто отделился от Церкви, если кто раскольник, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, ему не спастись. Господь сравнил не повинующегося Церкви с идолопоклонником: «если» кто-либо «церкви не послушает,» сказал Он, «то да будет тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18, 17 ). Еще в Ветхом Завете, когда Саул принес самовольно жертву, несогласно с заповеданием Господа, пророк Самуил сказал ему: «худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе» ( 1Цар. 13, 13 ). «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» ( 1Цар. 15, 22–23 ). В Новом Завете возлюбленный ученик Господа засвидетельствовал, что тогда только Господь принимает нашу молитву, когда эта молитва приносится по воле Господа (см. 1Ин. 5, 14 ). Молитвы тех, которые действиями своими противятся Богу, не приняты, отвергнуты Богом (см. Мф. 7, 21–23 ). Раскольник и еретик чужды смирения, как чужд смирения диавол, а потому они чужды спасения, как чужд его диавол... Раскольники держат продолжительные и тяжелые посты, целые ночи проводят в молитве, кладут многочисленные поклоны, но увы! Труждаются всуе и тщетно, потому что не хотят смириться. Без смирения невозможно быть учеником Христовым. Господь сказал: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11, 29 ). Кто не смирился, тот не ученик Христов, тот не подчинялся Христу. Истинное смирение от послушания, сказал святой Иоанн Лествичник , 375 как и Господь явил Свое смирение тем, что Он был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2, 8 ). Без послушания Церкви нет смирения, без смирения нет спасения: «я смирился, и Он спас меня,» – сказал пророк ( Пс. 114, 6 ). Ересь и раскол содержат в себе, сверх того, хулу на Святого Духа, которая есть смертный грех, непрощаемый Богом человеку ни в сей век, ни в будущий, если человек пребудет в этом грехе. Самая кровь мученическая не может очистить этого греха, по учению святого Иоанна Златоуста . Очищается этот грех только тем, когда человек отречется от своей ереси, оставит раскол и присоединится к Святой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Я молюсь в церкви за здравие людей другой веры. Это грех? 3 мин., 24.12.2019 Вопрос читателя:  Я молюсь в церкви за здравие людей другой веры. Это бессмысленно? Грех? Ульяна Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель православной гимназии: Ульяна, здравствуйте! Следует уточнить, что именно вы понимаете под «молитвой в Церкви». Для меня это — молитва в церковном собрании, когда мы поминаем живых и усопших христиан во время Евхаристии — Таинства, в котором хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. Слово «Евхаристия» (греч. ) переводится, как «благодарность» или «благодарение». Мы благодарны Господу за то, что Он совершил для нас — за боговоплощение, крестную смерть и воскресение, за весь путь, который Он прошел для того, чтобы вырвать нас из рук греха и смерти. И мы благодарны Ему за то, что Он соединил нас и сделал одним целым, даже больше чем семьей — Он сделал нас Церковью. И вот мы собираемся вместе — в этой ликующей радости и единстве — в Церкви. И каждый поминает тех, кого хочет ( по-церковнославянски — иже кийждо в помышлении имать ). И священник вынимает частицы из просфор о тех, за кого мы молимся. После причащения он погружает эти частицы в Кровь Христову, произнося удивительные слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» . Чьи грехи омывает Кровь Христова? Конечно, тех, кто верует в Него, кто крещен и принял Его как своего Господа и Спасителя ( «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» Рим. 6:3-4 ). Ответ на ваш вопрос может быть разным. Если стоять на Литургии , подавать записки и считать, что между христианином и человеком другой веры нет разницы — то это грех, т.е. неправильное понимание происходящего. В том числе и потому, что таким образом нарушаете свободу человека и лжете Богу. Лжете, потому что своей молитвой вы как бы говорите: «вот, Господи, этот человек с нами. Его здесь нет физически, но мы с ним едины в Тебе, в Твоей Церкви. Он верует в Тебя, а потому я прошу, чтобы и его грехи Ты отмыл Твоею Честною Кровию, которую Ты пролил за нас на Кресте». Если это не так, если человек не верует в искупительную жертву Иисуса Христа, то каков смысл ваших действий? Поэтому записки за тех, кто не является членом Церкви Христовой, не подаются (подробную справку о записках в храме можно прочитать здесь ).

http://foma.ru/ya-molyus-v-czerkvi-za-zd...

Таким образом Бог и Церковь – общество верующих, соединенных одною верою, составляют одно целое – Единую Церковь . Точно также и все мы, члены этой Единой Церкви, должны составлять единое целое. Для этого-то Господь и заповедал людям глубокую любовь к Богу и ближним. Об этой великой любви, которая необходима нам для соединения во Единую Церковь, Сам Иисус Христос сказал: «Господь и Бог ваш – Господь един есть» и «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоей и всею крепостью твоею; сия есть первая заповедь. И вторая подобна ей: возлюбиши ближняго своего, яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророци висят». Взаимная любовь людей не прекращается и после смерти: «Живые молятся за умерших, а умершие праведники являются нашими молитвенниками перед Богом». Таинственным изображением соединения всех людей между собой в единую Церковь является тесное и неразрывное соединение различных зерен, смолотых и смешанных во един святой хлеб – тело Иисуса Христа. И так, для соединения верующих во единую Церковь необходима любовь к Богу и ближнему. В силу этого, если человек не имеет любви, он не может быть членом Церкви, и вне Церкви нет спасения; значит, такой человек неминуемо должен погибнуть. И св. Киприан говорит, что такие люди, хотя бы они, быв преданы на мучение, сгорели в пламени и огне или испустили дух свой, будучи брошены в снедь зверям: однако и это не будет для них венцом веры, но будет наказанием за вероломство; не будет славным окончанием благочестивого подвига, но исходом отчаяния, т. е. не может быть мучеником тот, кто не будет членом Церкви, потому что Иисус Христос даровал нам мир, повелел нам быть согласными, единодушными, заповедал ненарушимо и твердо хранить союз привязанности и любви. И так, внутренними необходимыми условиями для соединения верующих в Единую Церковь являются: твердое исповедание того, что Церковь – наша Матерь, ведущая нас к спасению, и великая любовь к Богу и ближним. Внутренним же хранителем Святой Церкви является её невидимая глава – Сам Иисус Христос, а внешним – заместитель Его – епископ – для частной Церкви, и собор – для всех Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Это Своё положение всегда понимала и понимает Церковь. Архиепископ Филарет Гумилевский , например, кратко охарактеризовав многих древних еретиков, пишет: «Такова толпа ложных Христиан, с которыми надлежало бороться мужам Апостольским среди борьбы с открытыми врагами – Иудеями и язычниками» . А ведь многие еретики долгое время находились внутри Церкви, и продолжают находиться, скрывая или маскируя свои взгляды и называясь православными (часто же при этом они и сами не знают, какого они духа – ср. Лк.9:55 ). И о том, что в Церкви многие из принадлежащих к Ней и крещённых Ею будут на самом деле лжехристианами и погибшими, Христос рассказал несколько притч. Одна из них – притча о десяти девах, пять из которых оказались мудрыми и вошли на пир, а остальные – неразумными, которые остались перед закрытыми дверьми ( Мф.25:1–13 ). То, что эта притча говорит о Церкви – нет сомнения, ибо все десять названы «девами», и все десять выходят навстречу жениху, а значит, они были им избраны в невесты. То есть, здесь говорится о крещённых в Церкви и ни о ком другом. Другая притча о брачном пире царя, на котором был обнаружен человек не в брачной одежде, которого извергли вон ( Мф.22:1–14 ). Совершенно понятно, что поскольку этот человек вошёл на брачный пир, то значит, он (видимым образом) был членом Церкви, крещённым в Ней и причащавшимся Христовых Таин, то есть вкушал царскую трапезу, но оказался недостойным и был ввержен во тьму кромешную. Следующая притча: «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.13:47–50 ). Хотя данная притча говорит, прежде всего, о воскресении всех умерших при кончине мира и разделении их Богом на Своём Суде на праведных и неправедных, эта притча говорит также о Церкви. Море здесь, как и во многих других местах Библии, означает мир, а рыбы – людей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010