Человек Человек есть – или должен быть! – наполовину любовь, наполовину борьба, жертва ради того, чтобы сохранить любовь неповрежденной, нетронутой злом. Человек и урок любви к Богу Человека нужно любить. Но чтобы его любить, его нужно понимать. Если ты видишь его упавшим там, ты обязательно должен подумать, что ему надо протянуть руку помощи. Любовь к ближнему – это урок любви к Богу. Если ты не любишь ближнего, не помогаешь ему, ты неспособен любить и Бога. Человек и его ближний Человек должен быть существом, чувствующим боль брата, ближнего, радость брата… Человек не эволюционирует в истории, он, кажется, деградирует. В начале начал человек утратил рай, но сохранил душу и стыд за свою наготу, за совершённый грех перед окружающими существами. Сохранив всё это, он сохранил и обетование вернуться в рай. Если же он утратит всё это, то навсегда утратит возможность вернуться в рай. Человек вне Церкви Человек человеку зверь, когда он выходит из-под крыла Церкви Человек человеку зверь, когда он выходит из-под крыла Церкви, когда забывает слово Божие, когда не руководствуется ни правилами человеческими, ни правилами Божиими, а лишь сиюминутными расчетами, которые подкидывает ему на ум диавол. Человек во Христе Тюрьмы научили нас одному: что во Христе мы все – одно! И уже неважно, интеллигент ли ты или простой человек… Человек и благодать Божия Святой Иоанн Кронштадтский говорит, что благодать Божия отождествляется с человеком, являющимся центром вселенной . Вы можете себе представить это? Румынский народ является избранным именно потому, что Бог его любит, что Он индивидуализируется посредством его. Я смотрел вчера, на Крещение Господне , во время службы: какая красота была на улице! Падал снег, слова, казалось, материализуются в воздухе!.. То же самое и на Пасху, когда человек приходит «взять свет» !.. Такое чувство, словно Бог время от времени приоткрывает нам всё самое лучшее, самое светлое, самое чистое, что имеется у Него на небе!.. Бог «избирает» тебя, но ты должен услышать Его зов, понять, уважить

http://pravoslavie.ru/71457.html

Терапия психических болезней. Опыт христианского Востока первых веков. Часть 2 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга известного французского психолога и богослова Жан-Клода Ларше «Терапия психических болезней». Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы.   Жан-Клод Ларше ГЛАВА 1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ: СОСТАВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ДУША И ТЕЛО Отцы Церкви часто настаивали на том, что человеческое естество не есть только душа или только тело, но оба они вместе и нераздельно составляют человека. Утверждая, что тело является составной частью самого человека, признавая за ним равное достоинство с душой и отказываясь приписывать ему отличные от души происхождение и судьбу , они спорят со спиритуалистическими концепциями, согласно которым тело всего лишь воплощение души, свидетельство ее падения, источник ее нечистоты, могила , которая случайно заточила ее, добавленный и неглавный элемент, тогда как душа одна составляет сущность человека и должна будет проявить себя или достичь исполнения при отделении от тела, через поступательное отрицание последнего . Утверждая, соответственно, что человек состоит из души и тела , они противостоят всем формам материализма или натурализма, которые отрицают душу, или сводят ее к эпифеномену тела, или считают ее произведенной и зависящей от тела, а тело считают сущностью человека и основой всякого человеческого проявления . «Душа не есть человек, — пишет святой Иустин Мученик, — но душа человека; тело не есть человек, но тело человека» . И святитель Ириней говорит: «Ибо, ни плотское создание само по себе не есть человек совершенный, но есть тело человека и часть человека; ни душа сама по себе не есть человек, но душа человека и часть человека» . Таким образом, человек — это душа и тело вместе, соединение двух субстанций. Отцы Церкви не устают повторять, что человек по природе состоит из двух частей, что его существо не может быть сведено к одной или другой субстанции, что его сущность составлена из двух элементов. «Человек создан по природе и состоит из тела и души», — отмечает в другом месте святитель Ириней . И Афинагор пишет: «Человек, сделанный из тела и души, двойственен» , «он состоит из двух частей» . «…Познай, что ты из двух частей состоящий человек, из души и тела; и что… Тот же Бог есть Творец души и тела», — говорит святитель Кирилл Иерусалимский . Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «человек — разумное животное, которое состоит из двух сущностей, из бестелесной души и материального тела» . У святителя Григория Нисского находим: «Что такое человек? Душа и тело одновременно, или только одно из двух? Но совершенно очевидно, что единство обоих характеризует живое существо» . Процитируем еще святителя Григория Паламу: «…Только душа или только тело не может называться человеком, но оба вместе, так как они были созданы вместе по образу Божию» .

http://pravoslavie.ru/2882.html

Почему человек верит в Бога? Инициатива веры всегда исходит только от человека. Первый и самый важный шаг человек совершает сам 27 марта, 2016 Инициатива веры всегда исходит только от человека. Первый и самый важный шаг человек совершает сам Сейчас время умирать бывшим атеистам. Просто пришел возраст уходить из земной жизни тем, кто родились накануне Великой Отечественной Войны и сразу после нее. «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет…»(Пс.89:10). В большинстве своем – это бывшие пионеры, комсомольцы, партийные и беспартийные коммунисты, а значит люди, скорее всего, неверующие. Если и повезло кому-то быть окрещенным в детстве не забывшими Бога родственниками, то все равно к религии и вере большую часть жизни многие из них не имели никакого отношения. И вот, одни  до последнего «стоят на своем» и умирают без покаяния и причастия. Не помогают ни уговоры воцерковившихся детей или внуков, ни ощутимое присутствие Церкви в информационном пространстве. Другие же, пусть и на закате дней своих, открывают сердце Богу, начинают ходить в храм, готовятся к жизни вечной. И когда стоишь на похоронах, отнюдь не отвлеченно-философским представляется вопрос «почему человек верит или не верит в Бога?»А еще совсем не праздной кажется мысль «насколько от самого человека зависит – верить или не верить?». Говорит протоиерей Алексий Иродов, настоятель храма священномученика Владимира в Виннице: – Моё глубокое убеждение, что человек верит в Бога только лишь по одной причине: Бог такому человеку нужен, и человек хочет, чтобы Бог был. И человеку глубоко наплевать, видел Гагарин в космосе Бога или нет. Такому человеку не нужны доказательства. Доказательством для него является его горячее желание, и уже потом весь мир, который красноречиво свидетельствует о том, что без Бога он не мог бы существовать. Верующий человек всю жизнь ищет Бога, хотя не видит глазами. Он прекрасно понимает, что не видит, но его сердце знает, что Бог есть. Инициатива веры всегда исходит только от человека. Первый и самый важный шаг человек совершает сам. И уже в ответ на это Бог даёт человеку помощь, которую человек ощущает лично. Неверующие люди напрасно думают, что Бог их чем-то обделил, не дал им веры. Я глубоко уверен, что просто эту веру «некуда было положить». Наше сердце открыто перед Богом.

http://pravmir.ru/pochemu-chelovek-verit...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство прп. Паисий Святогорец Своим грехом мы даем диаволу права над собой " decoding="" title="" > ( 6  голосов:  4.5 из  5) Беседа с преподобным Паисием Святогорцем о диаволе: зачем Бог попускает диаволу нас искушать? как выглядит диавол? почему он так боится Креста? В мире сегодня очень много беснования. Диавол разгулялся не на шутку, потому что нынешние люди дали ему много прав. Люди подвергаются страшным бесовским воздействиям. Один человек объяснил это очень верно. “Раньше, – говорит, – диавол занимался людьми, а сейчас он ими не занимается. Он выводит их на [свою] дорогу и напутствует: “Ну, ни пуха, ни пера!” А люди бредут по этой дороге сами”. Это страшно. Посмотрите: бесы в стране Гадаринской спросили у Христа позволения войти в свиней, потому что свиньи не давали диаволу прав над собой и он не имел право войти в них без разрешения. Христос разрешил ему это, чтобы наказать израильтян, поскольку закон запрещал им употреблять в пищу свинину. – А некоторые, Геронда (Старец, примерно соответствует нашему “батюшка.” Такое обращение применяется у греков как для простых монахов-старцев, так и для игуменов монастырей), говорят, что диавола нет. – Да, мне тоже один человек посоветовал убрать из французского перевода книги “Преподобный Арсений Каппадокийский ” те места, где говорится о бесноватых. “Европейцы, – говорит, – этого не поймут. Они не верят в то, что диавол существует”. Видишь как: они всё объясняют психологией. Если бы евангельские бесноватые попали в руки психиатров, они подвергли бы их лечению электрошоком! Христос лишил диавола права делать зло. Он может делать зло, только если сам человек даст ему на это права. Не соучаствуя в Таинствах Церкви, человек дает лукавому эти права и становится уязвим для бесовского воздействия. – Геронда, а как еще человек может давать диаволу такие права? – Рассудочность, прекословие, упрямство, своеволие, непослушание, бесстыдство – все это отличительные черты диавола. Человек становится уязвим для бесовского воздействия настолько, насколько он имеет в себе перечисленные выше свойства. Однако, когда душа человека очистится, в него вселяется Святый Дух, и человек наполняется Благодатью. Если человек испачкает себя смертными грехами, в него вселяется дух нечистый. Если же грехи, которыми испачкал себя человек, не смертны, то он находится под воздействием лукавого духа извне.

http://sueverie.net/svoim-grexom-my-daem...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТРОПОЛОГИЯ [от греч. νθρωπος - человек и λγος - учение], раздел богословия, посвященный раскрытию учения Церкви о человеке. Православная А. Человек и его отношение к Богу и миру Отправной точкой и основой христ. учения о человеке является утверждение Божественного Откровения о том, что человек несамобытен, необъясним из самого себя - он сотворен Богом (Быт 2. 7). В отличие от всех иных творений созданию человека предшествует особый Божественный совет Пресв. Троицы, о чем свидетельствует мн. ч. глагола «сотворим» (Быт 1. 26), библейское повествование о нем подчеркивает исключительность отношения Бога к человеку (Greg. Nyss. De hom. opif. 3). Святые отцы обращают внимание на то, что сотворение человека последним в ряду прочих созданий являет его царственное достоинство и предназначение (Ibid. 2). Мир, пишет прп. Максим Исповедник , состоящий из видимых и невидимых существ, подобен человеку, а человек, состоящий из души и тела, именуется миром (Myst. 7). Человек есть микрокосм, украшение мира (Method. Olymp. De Resurrect. I 35), средоточие вселенной, в нем приведены в единство невидимое и видимая природа (Greg. Nazianz. Or. 38). Образ Божий в человеке Подлинное достоинство и величие человека заключаются не в том, что его роднит с миром, а в том, что его от мира отличает - в сотворенности «по образу» Божию, в его способности обожения, уподобления Творцу. Человек, созданный по образу Божию, представляет собой живую антиномию: он тварен, но вместе с тем призван, как дерзновенно выражается св. Григорий Палама, стать «нетварным по благодати» (Третье письмо к Акиндину. I 308. 12-15//Αγου Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα. Θεσσαλονκη, 1988), поскольку ему дано «повеление быть богом» (Greg. Nazianz. Or. 43). Сообразность человека Богу подразумевает и то, что ему в определенной мере не чужды Божественные свойства. Так, ему как существу личному присуща свобода от мира, от всякой природной данности. Человек не исчерпывается никаким «что», не ограничивается никаким определением. Сущность человека непознаваема, ибо человек, как образ Божий, отражая полноту своего Первообраза, должен также обладать и Его непознаваемостью (Greg. Nyss. De hom. opif. 11).

http://pravenc.ru/text/114070.html

«Я понял, почему не хожу в храм: там попы на мерседесе» Священник Федор Бородин об исповедях «бывших» 5 апреля, 2017 Священник Федор Бородин об исповедях «бывших» «Скоро 25 лет, как я священник. За эти годы около 15 человек, с которыми был в разное время знаком, лишились священного сана. Причина везде одна – распад семьи, блуд… Священник, допустивший даже одно падение, умирает как священник. Неизбежно. Это как “травма, несовместимая с жизнью”», – протоиерей Федор Бородин размышляет о том, почему происходит охлаждение и люди уходят из Церкви. А блудница говорит: «Ты – священник! Я с тобой не буду» – Сегодня нередки разговоры, публичные исповеди людей, разочаровавшихся в Церкви. Как к ним относиться? – «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6:22). То, как я воспринимаю окружающую действительность, темное в ней вижу или светлое, свидетельствует о чистоте или нечистоте моего сердца. Церковь подобна огромному многоэтажному зданию, где есть верхние этажи, откуда прекрасный вид и рядом небо, а есть подвалы. И каждый человек выбирает, где в Церкви он будет жить. Если человек ищет в Церкви ее Хозяина – Христа, ищет молитвы, он встретит того священника, который поможет ему в пути, и встретит таких же братьев и сестер. И для него Церковь будет настоящей Церковью Христовой. А если человек приходит в Церковь с темным, лукавым оком, если он везде ищет недостатки, если он и не думает бороться с грехом осуждения, то он и будет встречать именно такую реальность Церкви. И будет считать, что это и есть Церковь. Будет злиться и раздражаться, когда люди будут говорить: «Нет, Церковь – это не то, Церковь – это обиталище Господа, Иисуса Христа и Святого Духа». К сожалению, с этим почти ничего не сделаешь. Потому что если человек нацелен осуждать и видеть грязь, он ее увидит. Рано или поздно такой человек из Церкви уходит. Ведь он не встретил там Христа. Есть древняя святоотеческая притча, в которой старец рассказывает молодому монаху о том, как три человека оказались ночью на центральной городской площади. И увидели, как какой-то человек, закутанный в плащ, крадется от тени к тени мимо площади, пытаясь пройти ее незамеченным. Один подумал, что это блудник, который возвращается после своего греха, второй подумал, что это вор, который кого-то обокрал. А третий подумал, что это любитель уединенной молитвы, который ищет для этого место и желает спрятать свои подвиги. Старец сказал ученику: «Каждый увидел то, что сродни его сердцу». Если ты встретил Христа, возлюбил Его, то никто не может тебя от Него отлучить.

http://pravmir.ru/ya-ponyal-pochemu-ne-h...

ГЛАВА III. НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ОБОЖЕНИЯ Через церковные таинства человек возрождается и становится членом Тела Христова. Участвуя в новой жизни Тела Христова, человек проводит свою земную жизнь по законам этой новой жизни. Нравственная жизнь верующего не является чем-то независимым, это плод приобщения Христу. Следуя Божией воле и живя добродетельно, человек проявляет свою верность Христу и соделывает себя сосудом, способным воспринимать от Бога возрождающую благодать. Кроме того, нравственная жизнь становится ответом человека на призыв Бога к «соработничеству» и основанием для его обожения, хотя сама по себе она еще не позволяет считать обожение полученным по заслугам. Даже самые праведные люди принимают обожение как дар от Бога: «Мы испытываем обожение, как выше- естественное, а не совершаем его» 169 . Природа нравственной жизни Вхождение в Церковь предоставляет человеку возможность начать новую жизнь. Нетварная обоживающая благодать и связь со Христом, обретаемые в Церкви, не статичны, подобно тварным дарам, – они динамично проявляются в жизни во Христе. Человек, вновь воспринявший божественную благодать, разрывает всякую связь со грехом, который отделял его от Бога. Если человек неизменно пребывает в общении с Богом, то он не знает греха, ибо был сотворен Им, чтобы жить в Его благодати, то есть в безгрешности. Быть «по образу и по подобию» можно только при условии безгрешности и связи с Богом. Бог не сотворил зла и греха, грех появился после падения прародителей и противен человеческому естеству. Живя в соответствии с нашим естеством, мы продвигаемся по пути добродетели, а отклоняясь от нее, живем неестественно и совершаем зло 170 . В современном понимании «нравственная жизнь» и «нравственный человек» обычно противопоставляются «естественной жизни» и «естественному человеку» как противоречащие друг другу понятия. «Естественным» человеком считается тот, кто подчиняется своим желаниям и слабостям, и жизнь такого человека называется «естественной», а «нравственным» – тот, кто в той или иной степени отрицает плотскую жизнь с ее соблазнами, и его жизнь считается неестественной. Однако отцы Церкви учили совершенно иначе: для них нравственная жизнь – это естественная жизнь человека по преимуществу, и нравственный человек для них в высшей степени естествен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Является ли долгом христианина проповедь Евангелия и в какой мере? Можно ли и как говорить с коллегой о вере? Как объяснить человеку, что надо исполнять заповеди? Как и нужно ли объяснить человеку необходимость церковной жизни, если он считает, что можно быть хорошим человеком и без Церкви? Является ли долгом христианина проповедь Евангелия и в какой мере? Конечно является. Апостол Петр, обращаясь к верующим, говорит: “Вы – царственное священие”. Это значит, что каждый человек — как бы священник по своему рождению. Царь становится царем по рождению, потому что он родился в царской семье, так же и царственное священие. Человек должен нести в мир проповедь христианства в той мере, в какой мирянину это даровано. Как он это будет делать — зависит от его подготовки, от его веры, от его горячности, от его стремления и любви. Можно ли и как говорить с коллегой о вере? Этот вопрос может решаться по-разному. Если человек не воспринимает, то нужно помнить Евангельские слова: “Не мечите бисер перед свиньями” — говорить не нужно. Если же человек ищет Истину, воспринимает, то, конечно, можно и должно говорить. Уже из хода общения будет понятно о чем и как нужно говорить. Самое здесь главное — постараться послужить человеку проводником к Церкви, самое главное, чтобы он в Церковь пришел. Как объяснить человеку, что надо исполнять заповеди? Ведь многие, например, не считают нарушение заповеди «не прелюбодействуй» -грехом. Если человек сам не хочет каяться, то это объяснить очень трудно. Мирянину это труднее, чем священнику, ведь человека что-то томит, и он приходит в храм поговорить со священником. Он все-таки приходит – это очень важный момент: человек сам ищет ответа на внутренние проблемы, которые его мучают. Тогда можно говорить о многом: можно говорить о благородстве, о чести, о том, что Господь создал людей именно так, что муж и жена – это неповторимое единство. Как человек неповторим, так и семья неповторима, каждая семья совершенно уникальна. Это можно продемонстрировать на примере: мы живем все, в основном, в стандартных двухкомнатных квартирах, но заходишь в одну квартиру – свой мир, заходишь в другую, точно такую же квартиру, там совершенно другой мир – там другая семья живет.

http://pravmir.ru/nashi-neveruyushhie-dr...

     О «людях, выбросивших телевизор» в 90-е, нецерковном искусстве и кинематографе в жизни христианина и о том, почему важно правильно переоценивать свои ценности, миновав период неофитства, рассуждает настоятель храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова игумен Нектарий (Морозов). Горный туризм или альпинизм? До своего прихода в Церковь человек, как правило, живет, ориентируясь в большей степени на то, что доставляет ему удовольствие, выгодно для него, приятно ему. Спектр его увлечений может быть очень широким — от каких-то вполне невинных занятий до совершенно порочного времяпровождения. Когда же человек всерьез обращается к Богу, то совершенно естественно, что в ходе воцерковления происходит переоценка всей прежней жизни, и человек начинает отсекать то, чего в его новой, христианской жизни быть уже не должно. Во времена первых христиан люди, приходившие креститься, сжигали колдовские книги, с которыми они прожили значительную часть своей жизни; подобное порой происходит и сейчас: человек может отказаться от ночных клубов, от употребления алкоголя в неумеренном количестве, от какого-то явно греховного способа заработка. Всё это, безусловно, и оправдано, и необходимо. Но бывает так, что человек, переступив порог храма, начинает отказываться и от того, что, по большому счету, не является чем-то страшным, греховным, но оказывается в его сознании совершенно несопоставимым с его новой жизнью в Церкви. Это, к примеру, отказ от «светской» литературы, кинематографа, от занятий спортом, каких-то хобби — например, коллекционирования. Безусловно, и в этом человек волен, но к чему это нередко приводит на практике? К тому, что в жизни такого прихожанина образуется самый настоящий вакуум, потому что из его жизни ушли все те интересы, которыми он жил прежде, а взобраться буквально одним рывком на вершину, где всё его существование наполнит жизнь с Богом, он оказывается не готовым. Зачастую в результате всего этого разрушаются и его социальные связи, поскольку отвергается всё то, что прежде было темой разговоров, областью совместной деятельности с людьми, составлявшими круг его общения. То есть человек, придя в храм, сперва как-то очень быстро и сознательно разрушает всю ту жизненную базу, которая у него была, а потом оглядывается вокруг себя и не может понять, как ему дальше жить.

http://pravoslavie.ru/98546.html

Милосердный самарянин У человека милостивого сердце подобно жертвеннику, на котором приносится жертва Богу Если бы вы знали, как содействует молитве милостивое сердце! Если ты хочешь молиться подлинно, как должно, тебе необходимо стать милостивым человеком. Милостивым в полном значении этого слова. Когда человек скажет кому-нибудь доброе, поддерживающее его слово, сделает какое-либо доброе дело или окажет кому-нибудь милостыню, то его сердце непременно почувствует умиление, которое, в свою очередь, сподвигнет его к молитве. Доказано многими примерами, что когда милостивый человек станет на молитву, молитва его сразу же возносится к Богу, внемлющему ей. И наоборот, как об этом пишет святой Исаак Сирин: «Подвижник немилостивый подобен неплодному дереву». Человек, который не имеет милостивого расположения сердца, похож на древо, не приносящее плода. Этим он хочет сказать, что сколько бы человек не нёс телесных подвигов, как-то – поклоны, посты, бдения, – если сердце его жесткое и немилостивое, сердце его глухо и не движется любовью ко всем людям, он не симпатизирует всем людям, как это делает Бог, – то, как мы уже сказали, делание его остаётся без плода. Знаете, вот как высоко значение милостыни, как об этом пишут отцы Церкви: «Милостыня даже без других добродетелей может спасти человека». И ещё, нечто большее: «Человек милостивый уподобляется Самому Богу». Как вы думаете, почему? Потому, что Господь безгранично милостивый. Когда священник служит литургию, в конце ектении он произносит возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и тебе Славу воссылаем». Видите, одно из свойств Бога – милость Волитель милости Среднестатистический человек во все времена встречает обличительные речи с чувством неприязни к обличителю. Сколько пророков были за обличения грехов биты, брошены в застенки и казнены! Зачем же Господь побуждает пророка идти к народу с суровыми обличениями? Чтобы помиловать народ. . Вот и человек милостивый уподобляется Богу, а Бог, в свою очередь, не может не наделить такого человека Своей благодатью.

http://pravoslavie.ru/105340.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010