Одинаковы ли они меж собой? – Они родственны, поэтому и называются Церквами-сестрами. Кроме того, Русская и балканские Церкви называют Константинопольскую Церковь Матерью, потому что приняли христианство от Царьграда. Кто управляет Восточной Православной Церковью ? – Вселенский Собор, который состоит из представителей всех самостоятельных Церквей-сестер. Кто возглавляет поместные Церкви? – Патриарх, Митрополит или Архиепископ с Собором епископов. Может ли человек спастись без Церкви? – Нет, не может, ибо Церковь есть ризница Божьей благодати, без которой никто не может спастись, как не может жить рука, отсеченная от тела. Почему Церковь называют святой? – Потому, что она освящена святостью ее Основателя, Иисуса Христа, Его святым Словом, делами, жертвой и страданиями с единственной целью – спасти людей и привести их к святости. Кроме того, Церковь дала и постоянно дает множество новых святых и еще больше мучеников. Как в Библии говорится о святости Церкви? – Вот один пример: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф.5:25–27 ). Порочат ли Церковь грешники, принадлежащие к Ней? – Грешники порочат себя, а не всю Церковь , как дым из трубы не может загрязнить весь воздух земли. Помогает ли Церковь грешникам исправиться? – Очень помогает. Это и есть весьма важная задача Церкви – очищение грешников от их грехов, чтобы сделать их праведными членами святой семьи Божией. Что делает Церковь с грешниками, упорно отказывающимися прийти на покаяние? – Нераскаянных грешников Церковь отсекает от своего тела, как мертвые члены. Господь говорил так: если согрешивший «церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник» ( Мф.18:17 ). Почему Церковь зовется Вселенской? – Потому, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, ни языком. Она обращается ко всему человечеству. Воскресший Господь направил Своих апостолов учить все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Остановимся немного на действенности таинств. Как мы уже определили, благодать Св. Духа во всей полноте преподается в таинственной жизни Церкви. Но каждый отдельный человек в разной мере усваивает от этой благодати. Разность определяется как желанием человека на уровне ипостасной воли вместить в себя благодатные дары, так и от Божественного Промысла. «Вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12:27-30). Из слов апостола следует, во-первых, что благодатные дары необходимы для созидания земной Церкви. «К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12). А, во-вторых, их обилие, разнообразие, благодатная сила находятся в прямой зависимости от благочестия людей, составляющих земную часть Церкви. «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12:31). Иными словами, можно сказать, что когда Господь видит сердца людей предрасположенными или готовыми идти за Ним на Голгофу (см. Лк. 9:23), то и дары Св. Духа преподаются более обильно, и действие их на людей, если можно так сказать, более глубоко, более выразительно, более чувствительно для человека. И наоборот, внутренняя апостасия отдельных членов земной Церкви складывается в апостасию уже церковной организации (прихода, епархии, поместной Церкви) с вполне закономерным уменьшением благодатной силы, преподаваемой Господом. При этом возможность спасения человека в Церкви как базовая цель существования самой Церкви остается. Даже в обществе, полностью пораженном апостасией, только Церковь останется тем организмом, где может произойти встреча человека с Богом. Но про обилие даров Св. Духа в апостасийном обществе нужно забыть. Можно утверждать, что при сохранении действительности таинств их действенность не статична и соответствует Божественному Промыслу, Божественному домостроительству, и при этом направлена неизменно на спасение душ.

http://bogoslov.ru/article/5571137

Посмотри же, лицемер, уставы Апостольские, как они перечисляют отдельные дары, и как они говорят: в каком призвании человек призван, в том пусть и живет. Как же царь, забывая, что он должен быть образцом, несмотря на то, восхищает священство? Ты сам цитируешь Иезекииля 28, 17: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою: за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор». Как можешь применять это к нам, когда мы ушли от зла согласно Божьей Заповеди и всех святых. Не видишь ли, человекоугодниче, чье сердце надмилось? (I, 281). iv) Кому вверена Церковь? «Не царю или князю времени вверена Церковь , строители которой были Божественные Апостолы, принявшие лицом к лицу в Таинстве Тела и Крови Христовой чистое и верное единение» (I, 555). Но, если внутренния церковные дела – обязанность Епископов-строителей Церкви, то забота о внешнем положении Церкви – долг царя: «Самая главная обязанность царя – забота о Церкви, ибо владение царя никогда не может быть прочно утверждено и быть благоденственным, когда не установлено твердо положение его матери-Церкви Божией, ибо Церковь Божия, всеславнейший царь, есть твоя мать, и, если ты обязан почитать мать природную, родившую тебя, то ты тем паче должен любить твою духовную мать, которая возродила тебя в Св. Крещении и помазала тебя на царство елеем и хризмой радования. А вы слышали, ответотворче и вопрошатель, что такое Церковь и что такое основание Церкви, и что такое стены и её глава? Послушай, обманщик, Ап. Павла, законодателя Церкви Божией и он перечислит тебе шаг за шагом постановления Св. Церкви (1 Кор., 12, 28–31): итак, Бог поставил в Церкви Апостолов, пророков, учителей; далее, иным дал силу чудодействовать, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы, все ли пророки, все ли учители, все ли чудотворцы? Все ли имеют дар исцеления, все ли говорят языками? все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь превосходнейший». Видишь ли ты священную градацию? Почему же не назван царь на первом месте ради высоты царской власти? Для всякого надо знать свою меру: «Каждый оставайся в том звании, к которому призван» ( I Kop. 7, 20 ) (I, 123). Каждая власть призывается Никоном осуществить свои благодатные дары, и царь, помазанный на царство, должен управлять царством, а не Церковью; вопреки теории цезарепапизма, он считает, что власть его не безгранична и не может простираться на тот союз, где закон дает Христос и Его Апостолы с их преемниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Потому что Церковь , имеющая главою Ийсуса Христа, – свята, и еще потому свята, что жизнь ея пронизана воздействием Святого Духа, – Православный Символ Веры указует ее, как предмет веры. Церковь это то, во что мы веруем. Это уясняется, когда мы вникаем в самую сущность Церкви и в ея промыслительное назначение. Когда Спаситель произнес на Кресте предсмертный возглас – «Совершилось», в эту минуту человеческий род был призван вступить в новое бытие, принять новую жизнь. Это новое бытие есть Царство, соединяющее верующих в любви. Отдельный человек получает освящение непосредственным воздействием на него Существа Божия, но освящается потому, что он член Церкви и в ея лоне «получает приращение для созидания самого себя в любви» 40 . Это возрастание в любви совершенствует личность, состоящую в Церкви, потому, что Христос в час Искупления даровал не каждому в отдельности новую жизнь, но искупленному человечеству, обединенному в Его Церкви. Такое понимание внушается нам словами Господа в той же прощальной молитве: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы " 41 . Если определять Церковь с такой чисто духовной стороны, возможно сказать, что Церковь есть основанная Христом благодатная жизнь, в которой личныя усилия к святости каждого освящаются Духом Святым чрез единение всех в любви к Богу и ближнему, благодаря чему в каждом возрастаешь живая нравственная сила. Строй Церкви заложен ея Божественным Основателем. Труды апостолов дали Церкви соответствующее воле Господа устройство. Ограду от лжеверия поставили апостольские преемники, выразив свои боговдохновенныя решения в Предании, записанном в канонах. Всякий христианин в духовном труде своего возрождения может обрести его своим согласием с вековым строем Церкви. Он пользуется новоблагодатной жизнью Церкви своим свободным послушанием иерархии. Все же мы, »Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленнаго, от Слова Божия« 42 . Можем убежденно веровать в Церковь , «имея великого Священника над домом Божиим» 43 . Читать далее Источник: Основы христианской православной веры/Сост. протоиерей В. Глиндский. - [Репринт. воспроизведение изд. " Заря " , Канада, 1985 г.]. - М. : Паломник, 1994. - с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поучение первое на освящение церкви («Избрал и освятил дом сей, да будет имя Мое в нем вовеки, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (2Пар. 7:16)) Благословенные христиане! Когда премудрый Израильский царь Соломон создал в городе Иерусалиме храм Господень с большим старанием и с большими затратами на его украшение, тогда Господь Бог, видя такое его старание, видя, как он украсил храм всякими прекрасными и искусными изображениями, золотом, серебром и драгоценными камнями, как он молился Ему прилежной молитвой, – явился ему, сказал об этом храме мирные слова и услышал молитву его. Вот и ныне, благословенные люди, видя благодать Божию, видя, как она благоволила старанием и усердием боголюбцев создать и освятить сей святой храм, в котором Сам Господь пребывает, всякое моление слышит и взирает очами, постараемся непрестанно воздавать благодарение Ему, Прещедрому нашему Царю и Богу, и не обленимся всегда пребывать в доме этом Божием и днем, и ночью, потому что иного покоя, кроме церквей Божиих, хотя и поищешь, но не найдешь. Святой Иоанн Златоуст очень хвалит часто приходящих в храм Божий, выражая превеликую пользу этого в следующих словах: «Ничто так радостно не устраивает нашу жизнь, как услаждение мысли в церкви, ибо в церкви у радующихся сохраняется радость, в церкви – утешение скорбящим, в церкви – веселие опечаленным, в церкви – прохлада терпящим напасти, в церкви – успокоение трудящихся, отрада в болезнях, твердая надежда на Бога. В священных храмах и сердце Божие, согласно слову Его: «И сердце Мое там во все дни» ( 3Цар. 9:3 ). Приходя в них и молясь усердно, Божие разумное и словесное творение или богобоящиеся люди получают величайшую пользу, через чтение же и слушание Божественного Писания они делаются способными на всякое благое дело». Если кто увидит в себе смущенными совесть и ум, то пусть идет в священный храм Господень, который Бог избрал в жилище Себе, в котором уши Его внимают христианским молитвам, как сказано: «И ныне очи Мои открыты будут и уши Мои послушны к молению в месте этом» ( 3Цар. 8:29 ), – пусть молитвенно изольет свое сердце пред Богом, покажет раны духовным пастырям, объявит соблазны, пусть обвяжет их для оздоровления пластырем заповеди Господней и советом иереевым. Тогда поистине такой человек исцелеет, действительно спасется душой и телом и совершенно обновится духовной мыслью, «как у орла юность твоя» ( Пс. 102:5 ), ибо так всегда обновляться учит святой апостол Павел, говоря: «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сектанты говорят: Мы возродились от слова Божия, и получили Духа Святого, как Корнилий Сотник. Нам и не нужна Церковь Православная. Православный ответ: Деян.10:1–6, 46–47 . Корнилий Сотник, хоть очень благочестив, но не мог спастись без Церкви и хотя получил Святого Духа чудесно до присоединения к Церкви ( Деян.10:44 ), но и Корнилию с домашними его ап. Петр повелел чрез крещение присоединиться к Церкви ( Деян.10:48 ). Сектанты говорят: Нас Господь призвал от мертвой жизни, как некогда Савла – гонителя, и мы теперь проповедуем милость Божию к нам. Православный ответ: Деян.9:1–18; 22:12–16 . Ап. Павел, хотя и чудесно был призван Господом, но и ему Спаситель повелел идти в Церковь Его ( Деян.9:9 ), а потом еп. Анания присоединил Савла к Церкви крещением ( Деян.9:18; 22:16 ). Сектанты говорят: Мы верим, что Господь даст Духа Святого нам, просящим у Него ( Лк.11:9–13 ). Православный ответ: Не даст Господь благодати Духа Святого сектантам – противникам св. Церкви Божией, потому что Сам Спаситель сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Лк.11:23 ). Можно ли дать благодать сектантам расточителям Божия достояния, чтобы они имели большую силу для разрушения. Сектанты говорят: Мы спасаемся, как разбойник, покаянием и верой ( Лк.23:42–43 ). Православный ответ: Не идти же всем в разбойники, чтобы в последние минуты жизни сказать: «помяни мя, Господи!» При том разбойник еще и не дожил до начала Церкви и спасся наравне со всеми угодившими Господу в Ветхом Завете. Сектанты говорят: Вы отвергаете всех проповедников Христовых, если они не с вами, но Господь не отвергает, и не запрещает. ( Мк.9:38–39 ). Православный ответ: 1-е, сектанты не творят чудес, как человек, который был не с Апостолами. 2-е, он был не против Апостолов, а «кто не против вас, тот за вас» ( Мк.9:40 ). Сектанты против Церкви и преемников апостольских, ибо они не собирают людей в Церковь , но расточают: «кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает » ( Лк.11:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Христос единственный Первосвященник, «Он имеет священство непреходящее» ( Евр.7:24–27 ). Действительно, единственный Совершитель таинств – это Господь наш Иисус Христос. Совершителями Таинств называются еще священники, которые находятся в Церкви, но на самом деле единственный Совершитель Таинства это Господь наш Иисус Христос. Действительность Таинства зависит главным образом и от того совершает Господь Таинство или нет. Иисус Христос «предстоит и принимает» покаяние грешника в Таинстве Покаяния; человек стоит перед Христом, а священник является свидетелем этого покаяния. Иисус Христос «Приносящий и Приносимый» в таинстве Евхаристии. Это Его Первосвященническая функция. Апостол Павел говорит, что церковное управление сосредоточено в Иисусе Христе: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, – и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет.5:2–6 ). О том, что Господь прямо называется главою Церкви, смотрите: ( Кол.1:18 ), (Эф. 1, 22–23; 5, 23) и др. Что касается Апостолов, то они рассматриваются как слуги Божий: «кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали... все – Бог возращающий» ( 1Кор.3:5–7 ). Обязанность, налагаемая на нас единством Церкви Ее можно охарактеризовать цитатой: «Стараться сохранять единство духа в союзе мира» (Бф. 4, 3). Мы знаем, что без взаимного союза, без единения, без любви не может быть совершено никакое доброе дело, и никакое богоустановленное общество существовать не может. Поэтому все наши усилия должны быть направлены на поддержку друг друга. Соглашение с единством Церкви существования многих отдельных, самостоятельных Церквей «Многие отдельные самостоятельные Церкви, например, Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, суть частные Церкви, или части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единаго тела Церкви Великой, иметь единую главу Христа, и единый дух веры и благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Целью любой церковной дискуссии и любой критики должно быть улучшение, очищение, созидание церковной жизни. Если же человек стремится разрушить Церковь, потворствует расколу, сам уходит в раскол, либо рассуждает только о «переделе власти», забывая о главном – о проповеди слова Божия, об устроении христианских трудов, — то это тоже грех, в котором нужно каяться и который нужно обличать. Протоиерей Владимир Вигилянский: Наивысшее проявление критики – это обличение в грехе Протоиерей Владимир Вигилянский Предстоятели Русской Православной Церкви всегда говорили, что у нас нет ни тем, которые мы не могли бы обсуждать, ни областей церковной жизни, которые мы не могли бы критиковать. Однако в этом отношении существует несколько условий. Во-первых, критика должна основываться на реальных, проверенных фактах, а не на слухах и сплетнях, то есть не быть голословной. И второе, за подобной критикой должна стоять искренняя любовь к Церкви, забота о том, чтобы эта критика не способствовала нарушению единства Церкви. А также, чтобы в ее основе не стояли побуждения, не связанные с любовью к ближнему, потому что любовь, конечно, превыше всего. Такую критику Церковь и священноначалие будет принимать с благодарностью. Наивысшее проявление критики – это обличение в грехе. В этом отношении следует руководствоваться евангельским принципом, заповеданным нам Самим Господом: « Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь » (Мф. 18, 15-17). В Церкви существует множество механизмов, в которых возможно участие всех членов Церкви, стремящихся к улучшению положения Церкви. К ним относятся Поместные Соборы, Архиерейские Соборы, Синод, Святейший Патриарх, правящий архиерей, церковный суд, Межсоборное присутствие, синодальные отделы и т.д.

http://pravmir.ru/opros-mozhet-li-kritik...

Ин.5:29 : «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения», а также Дан.12:2 : «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Вот, в этих местах ясно говорится о том, что после смерти одни люди наследуют спасение, а другие – погибель, говорят протестанты. Но на самом деле, если мы прочтём эти отрывки внимательно и вдумчиво, то заметим, что они учат о неизменности состояния человека не после его смерти , а о неизменности этого состояния после его воскресения на всеобщий Страшный Суд, после которого уже никакого изменения в судьбе человека действительно не сможет произойти: одни на веки и неизменно наследуют Царствие Божие, другие – гиену огненную. Но в период от смерти человека (а после смерти над ним Бог совершает лишь частный суд) до Страшного Суда участь души может быть изменена по молитвам Церкви. Итак, Библия даёт ясные примеры того, что посмертная участь человека может быть изменена и улучшена, в том числе и по молитвам святых. Потому Церковь и молит своего милостивого Бога о своих усопших собратьях. К тому же, молясь о преставившихся, Церковь исполняет просьбу ап. Павла: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков » ( 1Тим.2:1 ). Вот как заповедано Церкви молиться обо всех людях без разделения на живых и умерших, вот так Она и молится о всех, и живых и усопших, тем более зная, что у Бога все живы. Протестантскому сознанию трудно согласится с учением, что участь человека может быть улучшена по молитвам Церкви, поскольку им кажется, что это противоречит духовному закону справедливости: «что посеет человек, то и пожнёт». На самом же деле, это учение не нарушает данного закона, ибо всякий человек, кому молитвы Церкви помогли, был достоин таковых молитв и таковой помощи. Иначе говоря, он, живя на земле, посеял нечто доброе, что сделало его достойным молитв Церкви. Можно даже сказать, что помощь душе по молитвам Церкви есть не нарушение, а прямое исполнение сего закона (что посеет человек, то и пожнёт), ибо таковая помощь есть жатва Христа. Сын Божий всей Своей жизнью и смертью посеял доброе семя. И вот теперь Он пожинает посеянное, и одним из плодов Его крестного подвига является приобретение ключей ада и смерти, и возможность спасать людей и прощать им грехи. Тем же, кто согрешили грехом к смерти, то есть, вполне отвергли благодать, молитвы Церкви не помогут, и о таковых нельзя и молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

2:11–12. Кто не признает Господа Христа, не знает ни истинного происхождения, ни истинной цели человеческого существа. Такой человек в полном смысле язычник, ибо не знает ни что есть Бог, ни что есть человек, ни Кто есть истинный Бог, ни кто есть истинный человек. Такой человек воистину qeoj: без Бога,  безбожник ; в то же время он и без человека, бесчеловечен. Он может признавать бесчисленное число идолов за богов, однако все они суть ложные боги, среди которых нет истинного Бога; точно так же он может рассматривать все сотворенное, всех животных за предков человека, а самого человека за совершеннейшее животное; однако все это ему не открывает, не находит настоящего человека. Только когда человек осознает истинного Бога — Господа Христа, он с Его помощью осознает и истинного человека. Только в христопознании обретается настоящее человекопознание, как и в христопознании настоящее богопознание. А все это так потому, что Господь Христос — Богочеловек: настоящий Бог и настоящий человек, истинный Бог и истинный человек, совершенный Бог и совершенный человек. Этот мир без Христа, да и все миры, измысленные человеком без Христа, есть не что иное как темница отчаяния, чудовище-людоед, в которой нет для людей никакой надежды, ибо это чудовище мучает их, истребляет и уничтожает. 2:13–18. С Господом Христом меняется все: и Бог, и человек, и мир. Христиане знают, что есть настоящий Бог, что — настоящий человек, что — настоящий мир. И все это дано им как очевидная реальность в чудной Личности Богочеловека, в Его святом Евангелии, в Его богочеловеческом теле — Церкви. Тот, кто в Церкви, все это и знает, и чувствует. А членом Церкви может стать каждый. Безгранично человеколюбивый Господь Христос основал Церковь для всех людей: для тех, кто из обрезанных и для тех, кто из необрезанных; для евреев и для язычников. Так в Церкви объединились все люди, упразднилось разделение на избранных и неизбранных, ибо Богочеловек создал Собой нового человека, в котором прекращается это разделение, ибо настает все новое. Ефесянам, когда-то бывшим язычниками, далекими от познания истинного Бога и  отчужденными от общества Израильского , святой Апостол пишет:  А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно —  Р poisaj t mftera n —  и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением  — n t sark атоа, tn nmon топ nmolon n dgmasin katargsaj , — дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе .

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010