Изгнания, нашествия безбожных, язычников всегда постигают народ Божий тогда, когда мы сами становимся неверными. Мы многим задолжали, многих забыли, многих предали. Мы не заботимся и о тех русских братьях и сестрах наших, которые на­ходятся в «ближнем зарубежье» как заложники: там их в последнюю очередь до­пускают до воды, до хлеба, там их вы­брасывают из очередей и кричат: «Вы, русские, идите в свою Москву!» А в Москву, между тем, уехать не так легко. Как продать оставляемое жилье, если этого не дают сделать? Как купить билет, если его не продают? Я лично знаю одного мужчину, который рассказывал, как его «выселяли» из Баку. Каждый день рано утром к нему в окно стучали палками и кричали: «Ты что, еще не уехал?» Потом был поджог его балкона, избиение его ребенка, угрозы его жене. Этот мужчина рассказывал, что чаша его терпения переполнилась, когда его пожилую мать вы­бросили из очереди за хлебом только за то, что она русская, православная. Когда я привожу такие примеры из совре­менной жизни, я не хочу вызвать в ком-либо чувство злобы. Нет! Нет! И еще раз – нет! Я хочу пробудить чувство сострадания. Напо­минаю, что в Библии сказано: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» ( Ис.1:17 ). И в другом месте мы читаем: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал.6:10 ). Вы хотите творить добро – поговорите с беженцами, кото­рые наполняют вокзалы. Это несчастные люди, которых выгнали только за то, что они русские. Они нуждаются в вашей помощи, но если вы ничем не можете им помочь, то хотя бы молитесь за них. Они бросились сюда, в Россию, и здесь они никому не нужны: здесь другие командуют, другие вступают в наши квартиры, на наши земли, предприятия, в наши дома. Речь идет не о разнице в крови – это было бы не столь существенно, не столь важно, – здесь речь идет о том, что иноверные, люди, которые не принад­лежат к нашей вере, позволяют себе господствовать над народом Божиим, над русским народом. Давайте чаще вспоминать о том, как учит нас относиться к иноверцам, к людям, враждебным Православию, само слово Божие. Апостол любви Иоанн Богослов пишет в своем Послании: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин.1:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Когда человек отчасти побеждается, постоянно находясь в борении, то победы и падения чередуются во всё время жизни нашей, пока мы шествуем со страхом Божиим. А когда человек достиг любви Божией и всегда стоит на стороне добродетели, то он уже всё делает легко, он не знает труда, не знает сомнений, не знает ничего. Он становится таким, как великий апостол Павел, который говорит: кто отлучит нас от любви Божией? Скорбь, или теснота, или терпение, или мученичество? Ибо я уверен, что ни нынешний век, ни начала, ни силы, ни власти, ничто не отлучит нас от любви Божией (ср.: Рим. 8, 35, 38–39 ). В нём уже жил Христос, и он был уверен, что ничто не отлучит его от любви Божией. И говорил: теперь уже не я живу, но живёт во мне Христос. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Гал. 2, 20 ; Флп. 4, 13 ). Мало того, он дерзнул сказать и нечто большее: итак, мы имеем ум Христов ( 1Кор. 2, 16 ). Как же ему не иметь ум Христов, если Христос жил в нём? Когда человек достигает такой ступени совершенства, то уже не он живёт, а Христос живёт в нём. Два естества во Христе Говоря о страстях Господних, начнём с толкования слов: Или, Или, лама савахфани? – то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф. 27, 46 ). Что значит оставил Меня? «Догматика» святого Иоанна Дамаскина учит так: «Не Христос был оставлен. Он был облечён в наше естество теперь, на Кресте, как Ходатай» 41 . Если Христос единосущен Отцу, то как же Он мог бы отделиться от существа Божия? Это мы были отделены, мы были оставлены. Он усвоил Себе лицо всецелого человечества, и всё естество человеческое было облечено в Иисуса Христа, ибо Он носил наше естество. Спаситель нёс на Себе страсти беспорочного естества. Поэтому Он произнёс это слово псалмопевца, не Своё (см.: Пс. 21, 2 ), устами нашими, всего человечества. Что Дух Святой за тысячу лет до этого сказал в Псалтири, то повторил и Христос на Кресте. Когда Христос сказал: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ( Мф. 26, 39 ), Он научил нас принимать чашу послушания. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму... ( Пс. 115, 3 ). Это значит, что мы должны с любовью принимать чашу страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Милость Отца небесного да будет с вами. Сколь ни горьки те врачевства, которыми премудрая любовь Его врачует душу человеческю, станем принимать их от всеблагой десницы Его не только с терпением, но и с чувством благодарения, зная, что любящим Бога все содействует ко благу ( Рим.8:28 ), и что ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ничто не может отлучить нас от любви Божией во Иисусе Христе Господе нашем ( Рим.8:38 −39). Узнав о скорби, которою посещен всечестный дом Ваш, немедленно и мы представили Вашу печаль Вседержителю Богу, и во время совершения Божественной литургии открыли пред Ним желание сердца, да будет восстановлено здравие доброй матери. Не писал же я так долго, потому что препятствовали дела и обстоятельства службы. Все вами посланное получено посредством Михаила Петровича Неупокоева. Но чем возможем изъявить пред Вами чувство благодарения? Бог да воздаст Вам за усердие и любовь Своею благостью. Вещественные лекарства, без сомнения, все имеете, какие врач предписывает, употребляете притом и духовные врачевства по руководству Христовой Церкви. Но дабы те и другие производили вожделенное действие, надобно стараться о сохранении мира Божия, который дает Иисус Христос во имя Его ( Ин.14:27 ). И если случится смущение, то поспешим обратиться умом и сердцем к Спасителю, и таким образом сладчайший мир Его опять возвратится к нам. Но Вы знаете, что мир и преданность воле Всевышнего, неразлучны. Обратимся же опять ко Христу, чтобы учиться у Hero, как избавляться от страха и всякой тревоги. В Писании сказано, что Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Тому, Который мог спасти Его от смерти, и избавлен был от страха ( Евр.5:7 ). Какие же были молитвы и моления оные? Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, однако не как Я хочу, но как Ты. Буди воля Твоя ( Мф.24:39 −42). Сей-то воле станем учиться предавать сами себя и друг друга, и таким образом Господь будет укреплять нас на одре болезни, так что мы будем и в страданиях радоваться о Господе, и предвкушать блага небесного царствия, которое для нас заслужил и приобрел Сын Божий Иисус Христос Своими добродетелями и страданиями всечистейшими. Слава Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Наконец, оставив эту просьбу, ибо, хотя некоторым образом для нашей немощи извинителен страх, но оставаться в нем не служит нам на пользу, в иное состояние переходит Он и говорит: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ); и снова: «Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» ( Мф.26:42 ). И этот голос главы есть спасение и всему телу: этот голос наставил всех верных, воодушевил всех исповедников, увенчал всех мучеников. Ибо, ведь кто смог бы преодолеть ненависть мира, смятение искушений, ярость преследующих, если бы Христос во всем и за все не сказал Отцу: «Да будет воля Твоя» ( Мф.26:42 )? Пусть же усвоят этот голос все, то есть сыны Церкви, искупленные столь великой ценой ( 1Кор.6:20 ) и оправданные даром ( Рим.3:24 ); а когда возникает угроза какого-либо злобного искушения, то пусть пользуются они покровом всемогущей молитвы: то есть, когда охватит их трепет и страх, то пусть с терпением примут страдания. Теперь же, возлюбленные, наша проповедь должна обратиться к веренице страстей Господних, которую, чтобы не обременять вас пространностью, распределив во времени, отложим мы на среду. По вашим молитвам, да поможет нам милость Божия, которая даст возможность исполнить обещанное через Господа нашего Иисуса Христа, живущего и царствующего с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. De resurrectione Domini Sermo I habitus sabbato sancto in pervigiliis Paschae 1. Sermone proximo, dilectissimi, non incongrue vobis, quantum arbitror, participationem crucis Christi insinuavimus, ut paschale sacramentum ipsa in se habeat vita credentium, et quod festo honoratur moribus celebretur. Quam autem hoc utile sit ipsi probastis, et ex vestra devotione didicistis quantum prosint animis atque corporibus prolixiora jejunia, frequentiores preces et eleemosynae largiores. Nemo enim fere est qui non hac exercitatione profecerit, et in abdito conscientiae suae aliquid quo recte possit gaudere condiderit. Sed haec lucra perseveranti sunt servanda custodia, ne in desidiam, resoluto labore, quod donavit Dei gratia, diaboli furetur invidia.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некогда пророк Исаия увидел Господа Саваофа «на Престоле высоком и превознесенном, и вокруг Него стояли Серафимы», и слышал, как Он говорил: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» Дерзнул святой Исаия и сказал: «Вот я, пошли меня. И сказал Он (Господь): «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите», – и прочее ( Ис. 6:1–2, 8–9 ). Пошел святой Исаия, посланный Богом к людям израильским. Смотрю на него и вижу, что он в своей руке несет чашу с каким-то питьем. Мне кажется, что это Бог пожаловал людям Своим израильским и послал им от обеда Своего чашу какого-то прекрасного питья в знак Своей милости. Пришел Исаия с той чашей сначала в страну Завулонскую и Неффалимскую и воззвал, говоря: «Испей ты прежде это вскоре, страна Завулонская и земля Неффалимская» ( Ис. 9:1 ). Любопытство меня влечет, и я хочу знать, какое это питье, которым пророк Божий потчует от Бога людей Божиих. Смотрю я на конец восьмой главы, как на верх чаши, и жду, что это будет или мед сладкий, или рейнское прекрасное, или «ссект», или «петерцамент», или что-либо иное драгоценное. Но вот я вижу противоположное, вижу некую самую ужасную полынную горечь, ибо пишется так: «Вот – горе и мрак, густая тьма» ( Ис. 8:22 ). Это прежде вскоре испей, страна Завулонская и земля Неффалимская! Благодарю тебя, святой пророк, за то, чем ты жалуешь, ты велишь пить горе и мрак, густую тьму. Какая же сила этого питья? В чем тайна этих слов? Посмотрим на дно и внемлем тому, что после сего говорит пророк: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи» ( Ис. 9:2–3 ). Посмотрим на силу горького полынного питья. «Будете пить, – говорит, – тьму, а увидите свет. Будете пить печаль, а найдете веселье. Будете пить горе, а получите радость. Будете пить тесноту, а окажетесь на просторе. Будете пить горечь, а наполнитесь сладостью. «Со слезами посеете, но с радостью пожнете» ( Пс. 125:5 ) плоды рук своих». Нет времени исторически истолковать эти пророческие слова, духовно же они вкратце изъясняются так: чаша бедствий и скорбей, которую Божиим попущением наполняют нам наши недруги и велят ее пить, – горька, но если мы выпьем ее ради любви к Богу терпеливо и любя наших врагов, то она превратится для нас в вечную сладость и принесет нашим душам вечное здравие. Итак, будем любить наших врагов и терпеть от них (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но потребна непрестанная молитва , чтобы не лишиться нам царстия небесного, подобно тому, как лишились его Иудеи, коим первым оно было обещано, как и Господь возвещает о сем: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов ( Мф.8:11–12 ). Сими словами Он показывает, что Иудеи прежде были сынами царствия, когда продолжали быть сынами Божиими; но, как скоро Бог перестал быть их Отцом; то у них отнято и царство. И потому, мы, Христиане, начавшие в молитве именовать Бога Отцом своим, просим, чтобы пришло к нам и Царство Божие. Далее, говорим: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Не то сие значит, чтобы Бог творил то, что Ему угодно; но, чтобы мы могли делать то, что угодно Богу. Ибо, кто может воспрепятствовать Богу делать то, что Ему угодно? Нам же диавол препятствует повиноваться Богу во всем – и духом, и делами: потому мы молим и просим, чтобы была в нас воля Божия. А, чтобы была в нас сия воля, для сего потребна, также, воля Божия, т. е., Его помощь и покровительство. Ибо, никто из нас не силен одними своими силами, но бывает безопасен только по милосердию и благости Божией. И Господь, показывая немощь человека, которого Он носил в Себе, говорит: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ( Мф.26:39 ); – и, подавая ученикам Своим пример, чтобы они творили волю не свою, но Божию, присовокупляет: впрочем не как Я хочу, но как Ты. И, в другом месте, Он же говорит: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца ( Ин.6:38 ). Если же Сын повиновался, чтобы исполнить волю Отца; то тем паче должен повиноваться раб, чтобы исполнить волю Господа. Таким же образом, и Иоанн в послании своем увещевает и побуждает творить волю Божию, говоря: не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек ( 1Ин.2:15–17 ), так как и сам Бог пребывает вечно. Итак, желая пребывать вовеки, мы должны творить волю Бога, Который вечен. Воля же Божия есть та, которую исполнил и которой учил Иисус Христос; т. е., смирение в обращении, твердость в вере, скромность в поступках, милосердие в делах, строгость в правах – не причинять обид, а нанесенные – сносить великодушно; хранить мир с братиями, любить Бога всем сердцем, – любить Его, как Отца, бояться, как Бога; ничего не предпочитать Христу, так как и Он ничего не предпочел нам; неразлучно пребывать в Его любви; мужественно и неотступно стоять у Его креста; в подвиге за Его имя и честь показывать твердость исповедания, в споре – отважное подвижничество, в смерти – терпение, коим венчаемся: это-то и значит желать быть сонаследником Христу, – соблюдать заповедь Божию и исполнять волю Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Однако не предавай сам себя в напасть и не ввергай себя в искушение, но молись усерднее Господу, говоря: «Не введи мя, Господи, во искушение, но избави мя от лукаваго». Ибо о том, чтобы не вметать кому себя самопроизвольно в напасть, и пророк говорит словами: «Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет хранитель твой» ( Пс. 120:3 ). Не желай сильно напасти, чтобы потом не претерпеть ее, и не ввергай в нее сам себя, но всякую напасть, попущенную смотрительным промыслом Господним, претерпевай с благодарностью. Ибо и Господь, поучая нас и показывая человеческое, молился Отцу, говоря: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф. 26:39 ). Много раз Он уклонялся и оберегался от опасности; опять же, показывая Свое благоизволение и благопослушание, говорил: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк. 22:42 ). Творя это, Господь являет Себя образцом для нас, чтобы и мы так поступали (3). «Терпением вашим спасайте души ваши», – говорит Господь ( Лк. 21:19 ). «Претерпевший же до конца спасется» ( Мф. 10:22 ). Терпеливый человек подобен твердейшему адаманту, нетерпеливый же подобен трости, легко движущейся от ветра. «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих», – говорит апостол ( Иак. 1:8 ); таковой муж никогда не одержит никакой победы, претерпевающий же легко победит и получит все. Если бы мученики не имели терпения, то не увенчались бы и не получили бы такой славы и чести (3). Господь научил нас терпению, образ Себя показав нам. Будучи неповинен смерти, Он ради нас на Кресте умер, чтобы и мы ради Него все с радостью претерпевали. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его мы исцелились», – как говорит апостол ( 1Пет. 2:23–24 ). Поэтому претерпи и ты с радостью все, да услышишь голос, говорящий тебе: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную» ( Откр. 3:10 ) (3).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ответ. Поскольку Господь наш Иисус Христос, сказав в молитве: « «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф. 26, 39 ), потом присовокупил: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк. 22, 42 ), то прежде всего надобно знать, что не всего, чего хотим, позволено нам просить и что не во всяком случае умеем просить полезного: «мы не знаем, о чем молиться, как должно» ( Рим. 8, 26 ). Почему с великою осмотрительностью должно делать прошения, сообразно с волею Божию. А не услышанным надобно знать, что потребно или терпение, или усиление молитвы, по притче Господней о том, «что должно всегда молиться и не унывать» ( Лк. 18, 1 ), и по сказанному Господом в другом месте: «по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» ( Лк. 11, 8 ), или также потребны исправление и прилежание, по нареченному Богом к некоторым чрез пророка, сказавшего: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь», и прочее ( Ис. 1, 15–16 и далее). А что и ныне у многих бывают и есть руки «полны крови», в этом не должны сомневаться верующие в тот суд, какой изрек Бог на получившего повеление возвестить народу и умолчавшего, сказав: «кровь» согрешившего от рук «стража» взыщется ( Иез.33, 6 ). В истине и неминуемости сего удостоверившись, апостол сказал: «чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» ( Деян. 20, 26–27 ). А если умолчавший только оказывается повинным в крови согрешающих, что должно сказать о тех, которые соблазняют других или тем, что делают, или тем, что говорят. Иногда же бывает, что и по недостоинству просящего не исполняется прошение, как было с Давидом, который молился о построении Дома Божия и был оставлен не потому, что чужд был благоугождения Богу, но потому, что не признан достойным сего дела. Иеремия же остался не услышанным за грехи тех, о ком молился. Нередко же и вследствие того, что нами по нерадению упущено время, в которое следовало сделать прошение, потом оказываемся просящими неблаговременно и напрасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Ошибаются, именно туда каждый возьмет с собой все свои богатства: груз помыслов своих и всего содеянного. И придется держать перед Создателем ответ за то, как распорядился вверенной тебе временной земной жизнью, чтобы получить Жизнь Вечную. Никто не сможет избежать этого Суда. И только от самого человека зависит, каков будет этот груз, какая чаша перевесит – добра или зла. Но похоже, что до сих пор большинство землян следует рекомендации того психолога: «Отвлечь чем-то приятным и напоить горячим сладким чаем». До слез жаль тех, кто до сих пор не пришел ко Христу. Особенно тех, кто и не пытается идти, откладывая «на потом» или вообще выбрав дорогу в противоположном направлении. Сейчас столько возможностей изучать Истину, а потом на деле применять свои знания, просто жить по Христовым заповедям! Да, это очень трудно. Ведь придется полностью изменить свой образ жизни, отказаться от стольких соблазнов этого мира. А грех завернут в яркую красивую упаковку и кажется таким сладким. Отказаться от лжи и воровства, немилосердия и жестокости, блуда и сквернословия, пьянства и чревоугодия и многого другого – это означает стать «не таким, как все». Но мы помним предупреждение Христа, что это неизбежно, что все христиане должны быть готовы к такому отношению к ним: « Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое » ( Мф. 24:9 ). Конечно, сейчас за веру Христову гонят не пытками и казнями, а поношениями и насмешками, кощунством и неверием. Очень трудно благочестивому человеку терпеть эти насмешки, колкости и гонения, « а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир » ( Ин. 15:19 ). Но, избрав смирение и терпение, никак нельзя быть безмолвным, нужно всегда уметь дать ответ о своей вере. Приняв истину и свет Христов, мы не должны, просто не смеем скрывать его от окружающих нас из-за ложного стыда или боязни показаться отсталыми среди современного безбожия. Впрочем, просвещаясь светом Христовым, мы приобретаем не права, а обязанности. « Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах » ( Мф. 5:12 ). Кто принял этого света больше, с того больше и взыщется, если светом своим не освещал он окружающую непроглядную тьму.

http://azbyka.ru/way/prostye-ljudi-o-bog...

Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя. Положись не словами, а делами... Оттого и трудна стала жизнь, что люди запутали ее все своим мудрованием, что вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму да на него один полагаться... Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний — все это посещения Божий, тебе же на пользу... (преп. Анатолий). Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями (преп. Лев). Желание ваше знать о мне, престает ли волнение, не могу вполне удовлетворить ответом: скажу только, что по наружности ничего не видно, а по внутренности и тайно что строится — ничего не знаю, только о том уверен, что ничего не может со мною последовать, чего не попустит Бог, а когда что угодно Ему послать за грехи мои — должен принимать с покорностью, ибо от руки Его никуда не избежим (преп. Лев). Где воспоследует воля Божия, там никакие пресильные препятствия не преодолеют (преп. Лев). Милосердый же Господь исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя по видимому и противными нам средствами и последствиями. Мы при помощи Премилосердого Господа Бога потерпим, да и посмотрим... (преп. Лев). Христос Спаситель наш рек о Себе: «не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5, 30). И имея в виду горькую чашу страданий, преклонь колена, моляшеся, глаголя: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Ср.: Мф.26, 39). Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Взирая на Него, Начальника веры, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, укрепляем себя молитвою смиренною: по воле Твоей, Господи, так да будет о мне! (преп. Моисей). По чувству христианской любви, милующей и милосердствующей, нельзя не убеждаться требующим оной. Но позволит ли возможность исполнить желаемое, не знаю. То остается сказать: по воле Твоей, Господи, да будет то или другое. Посылаемое все надобно принимать, как от руки Господни: скорбное ли — к терпению, приятное ли к благодарению (преп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010