Перевод фрагментов толкования Дидима на книгу Иова находится в рукописи 202 «Олимпиодора Александрийского и других толкование на книгу Иова». В лист, полууставом, 1412 г., 309 листов 533 . Толкование Дидима находится на листе 14–14 об.: «Себэ обличитель бывает...»; 15–15 об.: «Свойствь...»; 16 об.–17: «Pqkq его…...»; 17–17 об: «Належещаа обсто> тельнаа…...»; 18 об.: «Paзqмhmu подобает...»; 18–19 об.: «Не помышл> й...»; 20: «А еже и о законе… »; 20–20 об. «Не bcqnpeдлhжum...»; 21: «Аще неби cie… сотвориль…»; 23–23 об.: «ˆстоит же…»; 24 об.–25: «Повелнвает и cie…»; до листа 142 об. (до Иова 16:5). Перевод Дидима находится среди толкового апостола. Этот текст остается до сих пор неизданным и представляет большой научный интерес. Текст перевода, по всей видимости, был взят из греческих катен. Сличение текста перевода с изданием катен Крамера 534 , показывает, как и в толковой псалтири, несоответствие некоторых отрывков с надписанными в заглавии авторами и различия в греческом тексте и переводе 535 . Нами были найдены следующие фрагменты толкования Дидима Слепца в рукописи ГИМ «Апостол с толкованием», в лист, полууставом, XV в., 574 листа 536 : Лист 17 оборот на Деяния 2:37–38 : «СпасÚ повелэвшу съвъшеннымъ…»; Лист 44–44 оборот на деяния 7:33–34: «Сице страшно бэ видимое…»; лист 56–56 оборот на деяния 8–39, 40: «Придлежащее bъcxыщehie…»; Лист 56 оборот–57 на деяния 9:1–2.: «Достоино о ревности…»; Лист 60–60 оборот на деяния 9:18–19: «Абие присвоить его…»; лист 66 оборот на деяния 10:11–12: «Всяко боашеся…»; 84 оборот, 85, 85 оборот на Деяния 16:16–18 .: «Глаголэмъ Nufohъ…». Те же Толкования Дидима на Деяния, что и в рукописи 96, но в меньшем объеме, содержится в рукописи 10 Апостол с толкованием, в лист, скорописным, белорусским письмом, XVII в., 649 листов 537 : Зачало 6 (глава 3) лист 22, 22 оборот, 23; на 9 главу лист 45 оборот; на 10:1 лист 50, 62; в этой же рукописи есть толкование Дидима на 2 послание к Коринфянам на 8, 9 на листе 392. Перевод прп. Максимом катен Дидима в толковой псалтири употреблял в своем сборнике Даниил, митрополит Московский 538 . Цитаты Дидима есть в первом слове на листе 26–27: надписание: «Дидимово от Псаломски»: «Подобаше ис ребро …»; в шестом слове на листе 138: «Невнрищимъ слово Крестное …» (цитата из рукописи лист 652 оборот); 138 оборот: «Сице и блаженный Павелъ …» (цитата из рукописи лист 653); лист 140: «W тнхъ научаемся …»(цитата по рукописи 156 лист 143 оборот); на листе 140 оборот: «Вскую wcmabu мя…» (цитата из рук. лист 343 оборот), на листе 288: «Любяй Бога соблюдаетъ…».

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

89 об. Св. Аркадия Кипрьского похвальное на обновление храма святого и славного и победоносца и великомученика хва Георгия. Начало: Съзываетъ насъ христолюбци... Лист. 93 об. Похвальное безплотным, Михаилу и Гавриилу сотворено Климентом Начало: Наши празднолюбцы пресветлое тръжество... Лист. 97 об. и 98. св. Феодора Трихетииского слово о житии и о скорбех, Иоанна Златоустог о. Начало: Возлюбленныи неложен есть бъ... Лист. 105-й. Слово св. Тарасия еппа Константина града о Пресвятей Влцы нашей Бцы, егда приведена бысть в церковь . Начало: Светлое и преславное, настоящее тръжество… Лист. 114 об. В тот же день похвала св. Германа еппа Константина Града. Начало: Сей пакы другый съборникъ... Лист. 119. Мца Декабря в днь житие св. Николы еппа . Начало: Благоволи Бгъ во дни прежние взыскати писания.... Здесь приложены 23 чуда бывшия прежде и 11-ть чудес в наши лета совершившияся, как пишет жизнеописатель. Лист. 166 об. Слово похвальное о житии иже во стыхъ оца нашего Николы. Начало: Се настоит братие Лист. 170 об. От жития стаго отца нашего Спиридона чюдотворца о исцелении благочестивого царя Константина.. Начало: црю сно Великаго Константина. Лист. 172-й глав. кд. О пришествии отца нашего Спиридона в град нарицаемый Киренеи. Начало: Есть град Кириней нарицаем. Лист. 173 гл. ке. Св. Ефрема о пророце Данииле. Начало: Се да расмотрим. Лист. 174 об. и 175 гл. 26. Беседа св. Василия Великого на Рожество Хрво. Начало. Христово Рожество.... Лист. 183-й. Слово св. Иоанна Златоустог о на Рожество Христово гл. 27. Начало: Ныне моего естества обновление приходить... Лист. 190. Слово св. Иоанна Златоустог о на Рож. Хрво. Начало: Хроу праведному солнцу... гл. 28. Лист. 194-й гл. 29. Слово Златоустого в тот же день. Начало: Что дн ь, виждю... Лист. 198 и об. Похвала Пресвятей Бц св. Епифания архииеппа Кипрского и о воплощении Гда. Начало: сияющая светлая Бцы заря велия.... Лист. 207. Слово Златоустого о Ироде и избиении младенцев гл. 32. Начало: Хотлъ быхь выну дховна словеса повдовати… Лист.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Катены на Апостол ГИМ. Син. Собр.: 2 . «Апостол с толкованием», в лист, полууставом, XV в., 574 листа: Лист 17 оборот на Деяния 2:37–38 : «СпасÚ повелэвшу съвъшеннымъ…»; Лист 44–44 оборот на деяния 7:33–34: «Сице страшно бэ видимое…»; лист 56–56 оборот на деяния 8–39, 40: «Придлежащее bъcxыщehie…»; Лист 56 оборот–57 на деяния 9:1–2.: «Достоино о ревности…»; Лист 60–60 оборот на деяния 9:18–19: «Абие присвоить его…»; лист 66 оборот на деяния 10:11–12: «Всяко боашеся…»; 84 оборот, 85, 85 оборот на Деяния 16:16–18 .: «Глаголэмъ Nufohъ…». 3 . 10 Апостол с толкованием, в лист, скорописным, белорусским письмом, XVII в., 649 листов: Зачало 6 (глава 3) лист 22, 22 оборот, 23; на 9 главу лист 45 оборот; на 10:1 лист 50, 62; в этой же рукописи есть толкование Дидима на 2 послание к Коринфянам на 8, 9 на листе 392. ОР ГИМ. Собр. Уварова.: 4 . 146. «Толкование на Деяния св. Апостол». На бомбицине, в четверть, полуустав исхода XIV или начала XV века, 160 листов. Цитаты Дидима 1. 985 Син. Собр. ГИМ. Цитаты Дидима есть в первом слове на листе 26–27: надписание: «Дидимово от Псаломски»: «Подобаше ис ребро …»; в шестом слове на листе 138: «Невнрищимъ слово Крестное …» (цитата из рукописи лист 652 оборот); 138 оборот: «Сице и блаженный Павелъ …» (цитата из рукописи лист 653); лист 140: «W тнхъ научаемся …»(цитата по рукописи 156 лист 143 оборот); на листе 140 оборот: «Вскую wcmabu мя…» (цитата из рук. лист 343 оборот), на листе 288: «Любяй Бога соблюдаетъ…». Переводы на русский язык. 1 . О Святом Духе 1910 – О Святом Духе.//Творения блаженного Иеронима Стридонского . Киев. 1910. Ч. 5. С. 377–433. 2 . Переизд.: Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология. Сост. Иером. Иларион (Алфеев) . Т. II. М. 1999. С. 16–59. 3 . Перевод Книги «О Святом Духе» 1871 г. 12. С. 409–481. Труды Киевской Духовной Академии. 4 . Толкование на Захарию – Толкование на Захарию (машинопись). М., б.г. 5 . Против Евномия 1846 – Против Евномия. Кн. IV и V.//Творения святого Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 3. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия (кн. 5). ТСО 7. Кн. 1 (М., 1846). С. 179–230; ср.: улучшенные издания: М., 2-е изд. М., 1853–1859; 3-е изд. М., 1891–1892; исправленный пер.: Св. Василий Великий . Творения. Т. 1–3. СПб., 1911. стр. 530–576. переизд: М. 1993. с изд 1846 г. Список источников

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Геннадия архиепископа Константинопольского (Слово, Стословец?) о „Верую во единого Бога”. Зиновий Отенский , стр. 974 начало. Стословец см. „Главник” митрополита Даниила. Толкование символа. Начало: „Не якоже мнози мнят, глаголюще, яко две еста начале”. Синодальная рукопись лист 165, стр. 506, XVI век. Символ веры , преданный апостолами по частям, – Синодальная рукопись стр. 105. О мытарствах. Синодальная рукопись лист 263, стр. 444, XVI век. Слово некоего отца к сыну своему душеполезно. Начало: „Сыну мой, чадо мое, приклони ухо твое” См. И.Р.Ц. I т. 1 половина стр. 680, примечание sub fin/.стр. 826 примечание. Лаврская Златая Чепь лист 7 оборот – 11 оборот. Синодальная рукопись лист 429, стр. 47; сербизмы, следовательно, принесена в Россию (перевод с греческого), с Афона – подпись. Академическая рукопись лист 163 оборот. Жалости праведного спасения, како учение жагти (мати?)­[жалости] сына своего. Начало: „Чадо мое милое, чадо мое сердечное, кости мои”.... Лаврский сборник XVI в., листы 362–369. Слово святых отец о наказании. Начало: „Первее, братие, всякие мудрости ищите кротости”. Лаврская Измарагд лист 91. На греческом краткие изложения веры у Миня t. 98, р. 1227 sqq. Греческие краткие катехизисы в вопросах и ответах см. Ламбеция т. VIII, стр. 752, 753 начало. В Московской Синодальной библиотеке по Описанию Маттеи лист 299; лист 391; Типограф. библ. лист 99, стр. 300. Толкования: на символ веры , – Маттеи Типограф. библ. лист 38, стр. 314. На молитву Господню, – Маттеи Типограф. библ. лист 57, стр. 314; лист 41, стр. 326; Bandinius Biblioth. Laurent., Plut. VII, p. 263, col. 2. – На „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас”, – Bandinius ibid.. 6. Против латинян и других еретиков. Петра архиепископа Александрийского к Бенетскому архиепископу. Начало: „Нигде же несть писано первопрестолнику Акихийскому, рекше Бенетскому”. Лаврская Златая Чепь лист 375 оборот. Германа патриарха к жестоковыйным латыном молебное и любезное поучение. Начало: „Познавше убо, возлюблении, истинное православие”. Синодальная рукопись лист 100 оборот, стр. 321. У Попова в Полемических сочинениях стр. 151, о подлиннике стр. 153. [Ср. у Соболевского стр. 20].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

– Феофан, патриарх Иерусалимский, в 1620 году в Киеве поставил для Русской церкви митрополита и епископов – лист 214; – не слушающий восточных патриархов отметается самого Христа – листы 231, 232. О таинствах – о необходимости святого причащения – листы 51, 52, 54, 248; – без миропомазания крещение несовершенно – листы 245–287. Об антихристе – антихрист – человек будет – лист 270; – антихрист родится от девицы жидовки – лист 270; – антихрист будет царствовать 3½ года – лист 270; – антихрист от предтеч своих отличается – листы 269, 270; – во время пришествия антихриста посланы будут Илия, Енох и Иоанн Евангелист – лист 270 об. Об обрядах – об изменении литургии – лист 107; – о прибавлении церковных песней – листы 136–137; – октоихи переданы церквам в 831 году – лист 137; – «Аще мы, или ангел…» относится к догматам веры – листы 195–196; – о кресте четвероконечном – лист 69; – о перстосложении (двуперстном) – лист 74; – о хождении против солнца – лист 137; – у еретиков больше воздержания, чем у христиан, но церковь познаётся не по житию, а по Писанию – листы 216, 255 и далее; – православные не хранят посты – лист 103 об.; – православные курят табак и упиваются – лист 128; – пение тропарей для иноков (якобы) не полезно есть: сими бо тропари диавол уловляет иноки (?!) – лист 144; – по седми тысящах якобы наступит кончина мира – лист 271; – летоисчисление – различно – лист 168 об. б).Пособия по обличению раскола 1) Выписки из старописьменных и старопечатных книг Адриана Озерского, в 2-х частях. Эта книга представляет одни выписки из книг и древних рукописей, находящихся в различных библиотеках. По своему содержанию «Выписки» распадаются на две части: в первой содержатся выписки, касающиеся вопросов догматических: о церкви, священстве, таинствах и прочем; во второй – вопросов обрядовых. При пользовании нашей книгой «Выписки» Озерского безусловно необходимы для справок, так как мы часто делаем ссылки на эту книгу. 2) Истинно-древняя Христова церковь . Эта книга, составленная митрополитом Григорием, разделяется так же, как и «Выписки», на две части, из которых первую можно назвать догматико-полемической, направленной против раскола, а вторую – обрядово-апологетической. Книга преосвященного Григория весьма полезна при изучении истории обличения раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Продолжая строгую традицию егип. монахов, к-рые стремились к абсолютному послушанию иногда даже в ущерб здравому смыслу, Д. Г. приводил в пример монахам своего мон-ря «послушание без рассуждения» (δικριτος πακο - Поуч. 1. С. 53-54/Doct. 1. 25), к-рым отличался его послушник Досифей, «никогда и ни в чем не исполнивший своей воли и не сделавший ничего по пристрастию» (Сказание о блаженном отце Досифее. С. 26-27/Vita Dosith. 8. 9). Однако любвеобильное и рассудительное отношение Д. Г. к Досифею (Там же. С. 23-24/Ibid. 5) и к монахам своего мон-ря вполне подтверждает слова монаха-собирателя его сочинений о том, что он обладал «нерассуждающим послушанием с разумением» (Послание к брату. С. 17/Ep. ad fratrem 5). Эпитет δικριτος у Д. Г. передает особую степень глубокого доверия, к-рое новоначальный должен испытывать к своему старцу. Молитва Хотя в отличие от ряда авторов, чьи сочинения о молитве были включены в состав греч. Добротолюбия, Д. Г. подробно не описывает способы молитвы, в его сочинениях часто упоминается молитвенное делание. Согласно Д. Г., молитва собрата во Христе обладает особой силой, благотворно сказывающейся на ближнем. В связи с этим у Д. Г. часто встречается высказывание «ради молитв его» (Поуч. 8. С. 120/Doct. 8. 94). Молитва святых имеет особую силу, приводящую к победе (Поуч. 15. С. 189/Doct. 15. 165). Помимо келейной и индивидуальной молитвы в Поучениях Д. Г. упоминаются псалмопение и слушание божественного чтения на общих богослужениях (Поуч. 11. С. 145; 12. С. 152/Doct. 11. 120; 12. 126). Торжественное пение, совершаемое в дни праздников, должно исполняться с особым вниманием, «чтобы пели не только уста, но и сердце наше пело вместе с ними» (Поуч. 21. С. 211/Doct. 17. 174). Несмотря на то что в дошедших до нас Поучениях Д. Г. ни разу не упоминается молитва Иисусова, Д. Г. несомненно обладал этим особым даром, к-рый он воспринял благодаря наставлениям преподобных Варсонофия и Иоанна (Отв. 252, 265, 301/Ep. 255, 268, 304) и впосл. передал прп. Досифею, к-рый «имел всегда и память Божию, ибо (авва Дорофей) заповедал ему постоянно говорить: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» и между этим: «Сыне Божий, помози ми»» (Сказание о блаженном отце Досифее. С. 28/Vita Dosith. 10). Упоминание о памяти Божией (μνμη το Θεο), о к-рой Д. Г. вопрошал прп. Варсонофия в начале своего монашеского пути (Вопр. 263/Ep. 266), встречается и у Д. Г. (Поуч. 12. С. 152/Doct. 12. 126; ср.: Посл. 1. С. 218/Ep. 7. 192).

http://pravenc.ru/text/180299.html

(На поле Александром Васильичем [Горским]: с латинского). Лаврская глава 61, лист 282 оборот. 7) Нравоучение от беседы 8-й еврейского послания (Александром Васильичем: с латинского). Лаврская глава 62, лист 285. 8) Святого Максима исповедника . Начало: Несть согрешающему избежати будущего суда. (Небольшое. Чей перевод, не сказано). Лаврская глава 65, лист 292 оборот. В других сказано, что Максимово. 9) Сие слово несть мое Максима, но Кирила Иерусалимского. Начало: Боюся смерти, яко горка мне есть, боюся геены, зане безконечна есть. Лаврская глава 110, лист 491. – Румянцевского Музея лист 318, стр. 379, сказано, что переведено Максимом в 1542 году. То же в Академической рукописи лист 283. 10) Святого Григория Богослова о нищелюбии. Что не помогает естеству время имуще, чесо ради не покрывает, плоть суще, плоть смиренную. Лаврская лист 519 (несколько выписок из Григория Богослова о нищелюбии), на конце к выпискам из пророков, составляющим главу 112 [см. сейчас], ниже ). В Лаврской лист 422 оборот: „на крещение Господне Григорий Богослов , глава 23”. Начало: Еретик же по величеству тяготы (краткая выписка). 11)  Иоанна Златоустог о о исходе души от тела. Попечемся, братие, о том часе, прити бо имать. Лаврская глава 121, лист 529 fin.. 12) Выписки из пророков (сначала малых, потом больших; из больших с толкованиями Василия Великого , Златоустого, Феодорита. На обличение пороков тогдашнего русского общества?). Лаврская глава 112, лист 502 оборот. – В Иоасафовской после главы 51, на особой тетради, без обозначения главы, лист по верхней перемете 381. 13) Послание Домника архиепископа Венетийского, еже посла к святейшему патриарху великой Антиохии кир Петру и о прочих своих. Лаврская глава 125, лист 535 оборот. Отписание патриарха Петра к Домнику ibid. глава 126, лист 536 оборот. Германа патриарха к жестоковыйным латыном поучение. Начало: Познавше убо, возлюблении, истинное православие ibid. глава 127, лист 544 оборот. Исповедание папы, еже принесоша ответницы его фременурии патриарху Герману ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сложено Максимом. Царская лист 306, стр. 243. [В Лаврской рукописи полунощница воскресная лист 200, канон Троице творение Митрофаново лист 201, припевы воскресные Григория Синаита лист 206, полунощница повседневная лист 210, и полунощница субботняя, лист 215, помещённые в приложении к Максимову переводу Псалтири для Нила Курлятева, Лаврская рукопись не исправлены ли Максимом (по просьбе того же Нила)? Очищены от сербизмов Киприана, о которых говорит Нил в предуведомлении к переводу Псалтири? V ) Сочинения, писанные в ответ на вопросы о разных предметах и действиях церковно-обрядовой внешности: 1) Сказание, како знаменатися крестным знамением. Лаврская глава 85, лист 429 оборот; глава 46, лист 281. В Иоасафовской 33. „Совокуплением бо триех перстей, сиречь пальца и еже от среднего и малого, тайну исповедуем богоначальных триех ипостасей, – Отца и Сына и Св. Духа, единого Бога трое; протяжением же долгого и среднего сшедшася два естества во Христе, сиречь самого Спаса Христа исповедаем”... В Лаврской рукописи по поскоблённому: „совокуплением бо триех перстей, сиречь пальца и еже от среднего и указательного... согбением же малого и близь того сущего”. 2) К смеющим трищи глаголати аллилуиа чрез предания церковного, а четвертое: слава тебе Боже. Лаврская глава 114, лист 522 оборот. В Иоасафовской 27. „Словцо к смеющим”... Есть это словцо в сборнике Евфимия Туркова, написанном в 7070 (1562) году, – Волоколамская рукопись лист 501 (не после ли приплетённая тетрадь?). 3) Повесть о воздвижении пречистыя Богородицы хлеба. Лаврская глава 130, лист 549 оборот. (Сравни в Псалтири Киприана митрополита ту же повесть лист 190). 4) Сказание о освящении воде назаутриа святых Богоявлений. Лаврская глава 87, лист 434. В Иоасафовской 35. 5)  ↓ Сказание строки, глаголющей о свышнем мире и о спасении душ наших. (К Акакию Тверскому. Опровергается, будто под свышним миром разумеются ангелы. Во второй части послания о „Бог бо рождейся, сего ради и естества истощишася”). Лаврская глава 113, лист 520.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Румянцевской лист 136 оборот, стр. 371 col. 1, к Григорию (т. е. диакону Тверскому?). 5) О фимиаме. Лаврская лист 526 (Начало: Блаженного Иоанна Златоустог о о приносимей фимиаме толк да ся исправит молитва моя). 6)  ↓ Толкование строки псалма 89: „Господи прибежище был еси нам”. Лаврская глава 19, лист 105 (Смущаются о мне нецыи пословицею сею..., то же, что в письме к Григорию. 7) Свод мест, по-своему переведённых Максимом в Псалтири. Лаврская глава 107, лист 473 оборот. Ещё см. [ стр. 255 ] в отделе V статью 5. VIII ) Сочинения в защиту православия греков: 1) Сказание ко отрицающимся на поставлении (и) кленущимся своим рукописанием русскому митрополиту и всему священному собору, еже не приимати поставления на митрополию и на владычества от римского папы латыньския веры, и от Цареградского патриарха, аки во область безбожных турок поганого царя, и поставленного от них не приимати. Лаврская глава 97, лист 467; Казанское издание часть III, стр. 154. В Иоасафовской 44. 2) Сказание о том, яко не оскверняются святая николиже, аще и многа лет обладаемы суть градове от поганых. Лаврская глава 41, лист 145 оборот; Казанское издание часть III, стр. 156. IX) Noxbaльhыe слова святым: 1) Похвалнаа епи о преподобном Иоанне, нареченном превеликом. Лаврская глава 101, лист 469 оборот. В Иоасафовской 48. 2) Похвалнаа епи о блаженней Фомаиди, мечем убитей от своего свекра. Лаврская глава 102, лист 469 оборот fin.. В Иоасафовской 49. 3) Похвалнаа епи о некоторой добропобедной мученици, ей же имя Потамия, еже толкуется речная. Лаврская глава 103, лист 470. В Иоасафовской 50. 4) Похвалнаа епи к некоему пречудному древнему мученику, егоже имя неведомо. Лаврская глава 104, лист 470 оборот. В Иоасафовской 51. 5) Предисловие житию чудотворцов Соловецких. Лаврская глава 106, лист 471. (Писано по чьему-то понуждению лист 471 fin. и лист 473. Тут не похвала, а предуведомление: Максим по чьей-то (воле?) исправлял и дополнял житие Соловецких чудотворцев. Монастырь на Печенге, о котором тут упоминается, основан в 1533г., – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

глава 128, лист 545 оборот (в списке сочинений Максима Румянцевского Музея есть см. лист 320 оборот, стр. 373, col. 2 fin.). Отвещание патриархаГермана и собора к посланным от папы фременуром ibid. глава 129, лист 545 оборот. Свидетельства, яко от Отца единого исходит Дух Святый (из отцов). Ibid. лист 546 оборот. И эти главы перевод Максимов? 14) Толковой Псалтири, Толкового Апостола, простой Псалтири для Курлятева, Златоустого на евангелистов Матвея и Иоанна, Метафрастова жития Богородицы. См. о них выше. 15) Слово Симеона Метафраста о чудеси святого Михаила архистратига иже в Хонех. Преведено Максимом (Лаврская лист 17, Сентябрьская Минея, под числом 6). В Макариевской Минее 6 Сентября. 16) Чудо архистратига Михаила, бывшее во Святей горе (т. е. Афонской). Лаврская лист 11, Сентябрьская Минея, 6 число, не Максимово ли? 17) Лаврская лист 443 оборот краткое известие о Григории Богослове и о слове пасха; с лист 444 иже во святых отца нашего Григория архиепископа Константинаграда Богослова на пасху и на опождение (sic) слово 1 (с толкованием Никиты Ираклийского). Всё слово первое и начало слова 2, лист 451. 18) Лаврская лист 452 Хруса уединенного от слова исторического о кресте Господни. Перевод Максимов же? 19) Из Златоустого о епископах нерадивых и на резоимцев. Румянцевского Музея лист 31 оборот, стр. 367, col. 1. 20) Патриарх Иоаким в книге Остен говорит, что Максим в 1521г. (по другим спискам в 1542г.) перевёл с греческого на славянский правила апостолов и соборов. См. митрополита Евгения Словарь исторический, [под словом] Максим, издание 2 стр. 37 fin.. Что разумеет Иоаким? Кормчую Вассьянову, которая Толстовской рукописи Отдел 1, стр. 92? 21) О монастырях Афонских. Лаврская лист 13 оборот (между прочим сказано: „а вси (монастыри Афонские) без имениих, и своими труды и питаются и одеваются, села у них несть, одны винограды и садове”). Максимово? 22) Слово Константина Порфирогенита... повесть... о посланном к Авгарю нерукотворенном... образе. Перевод Максима. Царская лист 336, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010