Посему апостол Иаков учит нас: всяку радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна, видяще, яко искушение вашея веры соделывает терпение; терпение же дело совершенно да иматъ, и прибавляет: блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни (Иак. 1, 2-4, 12). 24. О должностях и любви к ближним С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится. Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словом любви. Брату грешащу, покрой его, как советует св. Исаак Сирин (Сл. 89): «Простри ризу твою над согрешающим и покрой его». Все мы требуем милости Божией, как Церковь поет: аще не Господь бы был в нас, кто доволен цел сохранен быти от врага, купно и человекоубийцы! Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслию чисты и ко всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезною. Мы должны любить ближнего не менее, как самих себя, по заповеди Господней: возлюбиши, ближнего твоего, яко сам себе (Лк. 10, 27). Но не так, чтобы любовь к ближним, выходя из границ умеренности, отвлекала нас от исполнения первой и главной заповеди, то есть любви Божией, как о сем поучает Господь наш Иисус Христос: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10, 37). О сем предмете весьма хорошо рассуждает св. Димитрий Ростовский (Часть 2, поуч. 2, лист 165): «Там видна неправдивая к Богу в христианском человеке любовь, где тварь с Творцом сравнивается, а там видна правдивая любовь, где один Создатель паче всего создания любится и предпочитается». 25. О неосуждении ближнего и о прощении обид Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: не судите, да не судими будете (Мф. 7, 1); ты кто ecu, судяй чуждему рабу? своему Господеви стоит или падает, станет же: силен бо есть Бог поставити его (Рим. 14, 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Важнейшей христ. добродетелью, согласно аскетической традиции Церкви, является смирение, или смиренномудрие. По откровению, данному прп. Антонию Великому , только обладающий смирением может преодолеть вражеские сети (PG. 65. Col. 77; ср.: Поуч. 2. С. 57/Doct. 2. 30). Во 2-м поучении Д. Г. подробно пишет о смиренномудрии, понимая его не как отдельную добродетель, но как необходимую предпосылку любой добродетели. При этом он ссылается на изречение некоего старца: «Прежде всего нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, к-рое слышим, сказать: «Прости»» (Поуч. 2. С. 55/Doct. 2. 26; ср.: PG. 65. Col. 188). Смирение - самое сильное средство против наиболее опасного врага, страсти тщеславия и гордости (Поуч. 2. С. 56, 58/Doct. 2. 29, 32). Существует 2 вида смирения: 1-й, несовершенный, необходим на начальных этапах духовной жизни, 2-й, совершенный, свойствен святым: «Первое смирение состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее себя и по всему превосходнее и, одним словом, как сказали святые отцы, чтобы «почитать себя ниже всех». Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги» (Поуч. 2. С. 59/Doct. 2. 33). Это учение о смирении отражает единый процесс духовного совершенствования, начинающийся с исполнения заповедей и заканчивающийся духовным плодоношением заповедей в душе подвижника, искусно описанным на примере древа, к-рое смиренно склоняет ветви к земле под тяжестью плодов (Поуч. 2. С. 59/Doct. 2. 33). Согласно апофтегме из анонимного собрания, к-рую цитирует и изъясняет Д. Г., основными этапами пути, на к-ром достигается смирение, являются телесные труды, смиряющие душу через тело, самоуничижение перед людьми и непрестанная молитва (Поуч. 2. С. 62-63/Doct. 2. 37). Святые, приобретшие дар непрестанной молитвы, должны особенно стремиться к более совершенному внутреннему смирению, чтобы избежать тонкой гордости, приписывающей этот дар собственным силам подвижника (Поуч. 2. С. 63/Doct. 2. 38). Страх Божий Краеугольным камнем здания духовной жизни является страх Божий, «побуждающий душу к хранению заповедей» (Поуч. 14. С. 171/Doct. 14. 149). Существует 2 вида страха Божия: страх перед наказанием, свойственный новоначальным, и страх, присущий святым, достигшим вершины любви к Богу, и состоящий в опасении эту любовь утратить (Поуч. 4. С. 70/Doct. 4. 47; Поуч. 12. С. 160-161/Doct. 12. 137). 1-й страх испытывает наемник и раб, а 2-й - сын, к-рый «любит добро ради самого добра и боится, потому что любит» (Поуч. 4. С. 72-73/Doct. 4. 49). Страх Божий приобретается памятью смерти и памятью мучений (Поуч. 4. С. 75/Doct. 4. 52). Он позволяет сохранить душу от дерзости, нерадения и пренебрежения (Поуч. 4. С. 76-77/Doct. 4. 53). Любовь

http://pravenc.ru/text/180299.html

нравственные уроки, преподанные Христом в Нагорной проповеди (Поуч. 1. С. 38-39/Doct. 1. 6). Следуя традиции Евагрия и прп. Марка Пустынника, Д. Г. подчеркивает, что соблюдающий заповеди продолжает и завершает дело духовного совершенствования, начало к-рому было положено в Крещении (Поуч. 1. С. 39/Doct. 1. 7; ср.: Marc. Erem. De lege spir. 28-31//PG. 65. Col. 909). В отличие от ветхозаветного Закона, только запрещавшего грех, и даже от самого Крещения, «истребляющего всякий грех», заповеди Господни помогают преодолеть страсти, лежащие в основе и в корне греха (Поуч. 1. С. 38-39; 3. C. 65/Doct. 1. 6; 3. 40). Противопоставление страстей, побуждающих ко греху, и самих грехов как действий страстей (Поуч. 1. С. 38/Doct. 1. 5) имеет принципиальное значение для правильной ориентации в духовной жизни. Подобно тому как гордость и следование своей воле стали причиной падения Адама и всех грешников, кротость, смирение и послушание, примером совершенного исполнения к-рых был Христос, являются важнейшими средствами исцеления (Поуч. 1. С. 40/Doct. 1. 7). «Без смирения нельзя повиноваться заповедям» (Поуч. 1. С. 43/Doct. 1. 10). Страсти и борьба с ними Аскетическую жизнь Д. Г. описывает как борьбу с главным врагом и противником христиан - диаволом (Поуч. 2. С. 55/Doct. 2. 27) и с собственными страстями. Памятуя слова прп. Иоанна, что «страсти, как сказано, суть демоны» (Отв. 301/Ep. 311), Д. Г. чаще пишет о самих страстях или «страстных помыслах», искушающих подвижника (Поуч. 4. С. 78; 11. С. 145/Doct. 4. 54; 11. 120). При этом и соучастие человека в совершении греха, и преодоление им греха мыслятся Д. Г. как синергия с демонами или с ангелами: «Ибо кто вредит душе, тот содействует и помогает демонам, а кто приносит ей пользу, тот помогает святым ангелам» (Поуч. 6. С. 100/Doct. 6. 75). Смерть Христа победила диавола, бесы лишились власти над людьми и могут вернуть ее себе только в той мере, в какой они предаются собственным страстям (Поуч. 1. С. 38/Doct. 1. 5) и собственной воле (Поуч.

http://pravenc.ru/text/180299.html

Согласно Д. Г., любовь - совершенство добродетелей (Поуч. 14. С. 173/Doct. 14. 151) и цель, ради к-рой исполняются заповеди (Поуч. 17. С. 197/Ep. 2. 186). Совершенная сыновняя любовь к Богу достигается только святыми (Поуч. 21. С. 213-215/Doct. 17. 176-177), а те, к-рые еще пребывают на стадии очищения в рабском или наемническом звании, могут лишь приблизиться к ней издалека (Поуч. 4. С. 71/Doct. 4. 48). Урок любви к ближнему был преподан Д. Г. прп. Иоанном, к-рый в каждом из изречений, обращенных к Д. Г., повторял: «Бог да сохранит любовь», побуждая при этом к смирению, самоотречению ради ближнего и перенесению его тягот (Поуч. 4. С. 80/Doct. 4. 56). Д. Г. и делом, и словом ревностно проходил служение любви. Согласно учению Д. Г., «благотворить ближнему есть дело любви» и «всякая добродетель усовершается любовью к ближнему» (Поуч. 18. С. 202/Ep. 6. 191). Совершенная любовь распростирается вплоть до того, что покрывает недостатки и согрешения ближнего: святые «не ненавидят согрешающего и не осуждают его, не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нем, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают все для того, чтобы спасти его» (Поуч. 6. С. 101/Doct. 6. 76). Монахов, живущих в общежитии, Д. Г. уподобляет членам единого тела - главе, глазам, устам и др.,- находящимся в единении любви друг с другом и с Богом. Этот образ дополняется другим, еще более ярким, ставшим неотъемлемой частью аскетической традиции Церкви: Бог уподобляется центру круга, а человеческие судьбы - радиусам, ведущим к нему. По мере приближения друг к другу подвизающиеся приближаются к Богу, а удаление от ближнего приводит к удалению и от Бога (Поуч. 6. С. 103-104/Doct. 6. 78). Т. о., заповеди о любви к Богу и к ближнему Д. Г. рассматривает во взаимосвязи, а не изолированно, что позволяет ему лучше представить многогранный характер подвижнической жизни во Христе. Послушание Первым в ряду камней, из к-рых складывается здание добродетелей, Д. Г. называет послушание, т. е. полное и постоянное подчинение себя воле Божией, открываемой через опытного духовного отца или старца. Хотя в творениях Д. Г. термин «послушание» (πακο) чаще всего обозначает послушание Богу и Его заповедям (Поуч. 1. С. 40-41/Doct. 1. 7-8), учение об отсечении воли и смирении подразумевает строгое послушание духовнику не только в делах, но и в помыслах, к-рое Д. Г. глубоко изучил на опыте в обители аввы Серида. Послушание и смирение неотделимы друг от друга как два коня, бегущие в одной упряжке (Поуч. 1. С. 52/Doct. 1. 23).

http://pravenc.ru/text/180299.html

25) Изложение претя пред царем Алексеем Комниным с епископом Медиоланским Глосоланом (?) и обличительные два слова Евстратия Никейскаго, книга 9, лист 96 и книга 6, лист 65. 26) Прение монаха Иоанна Фурна с Медиоланским епископом Петром, книга 9, лист 162. 27) Евфимия Зигабена , книга 6, лист 104. 28) Никиты Сеиды Иконийскаго о Святом Дусе, книга 9, лист 700.29) Никиты, патрикея Ца-реградскаго, о исхождении Святаго Духа, книга 9, лист 131, да первая книга, лист 131. 30) Греческаго самодержца Мануила Комнина прение с некоторыми кардиналами о исхождении Святаго Духа, книга 6, лист 189. 31) Николая, епископа Медонскаго, слова два о Святом Дусе и два ж слова на опресноки, и единое, как возможе на нас латинник, книга 9, лист 320 и 727. 32) Феодора Курополата Смирнянина на опресноки, книга 9, лист 759; книга 6. Иоанна, патриарха Антиохийскаго, на опресноки. 33) Николая Музалона к царю Алексею, книга 6, лист 81; да которые писаны после взятия Царяграда от латинов. 34) Георгия Великаго Логофета Акриполитенина два слова о исхождении Святаго Духа, книга 9, лист 258. 35) Николая Идрунскаго, 9 книга, лист 87 и 592. 36) Без имяни некоего безглавное слово, книга 9, лист 321. 37) Германа, иже в Никеи, Константинопольскаго патриарха, послание к Григорию IX, папе Римскому, книга 9. 38) Того ж папы к нему ж, Герману, отповедь, книга 9. 39) Того ж исповедание веры, его ж начало: «страдавшими», книга 9.40) Мефодия, патриарха Цареградскаго, иже в Никее, на опресноки. 41) Льва, архиепископа Болгарийскаго, три послания, книга 9, лист 640. 42) Льва, митрополита Маркианопольскаго, на опресноки, книга 9. лист 721. 43) Без имени некоего списания, его же начало: «иже в сборнике лежащем проклятии», книга 9, лист 777. 44) Иоанна, митрополита Клавдиопольскаго, на опресноки, книга 6, лист 68 и книга 9, лист 605.45) Безъименнаго некоего на опресноки, его же начало: «от Сиона глаголет пророческое слово изъити слову», книга 9, лист 753. 46) Митрополита Керкильскаго Василия послание к папе Римскому, книга 9, лист 603.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

19. Неимянованного некоего сложение на франгов. Книга 9, лист 580 57 . 20. Того же обличение о еже недобре мудрствующим или творящимся от латинов. Книга 9, лист 581 58 . 21. Неимянованного некоего сложение, его же начало: владыка мой всесвятейший, светило вселенское. Книга 9, лист 752 59 . 22. Иоанна патриарха антиохийского ко андрианопольскому митрополиту, книга 9, лист 609 60 . 23. Евстратия митрополита Никейского два слова о исхождении Святаго Духа. Книга 9, лист 173 61 . 24. Того же на пресноки два слова. Книга 9, лист 625 62 . 25. Исложение прения пред царем Алексеем Комнином с епископом медиоланским Глосоланом, и обличительные два слова Евстратия Никейского. Книга 9, лист 96. Книга 6, лист 65 63 . 26. Прение монаха Иоанна Фурна с медиоланским епископом Петром. Книга 9, лист 162 64 . 27. Евфимия Зигавина. Книга 6. лист 104 65 . 28. Никиты Сеиды Иконийского о Святом Дусе. Книга 9, лист 284 и 700 66 . 29. Никиты патрикея цареградцкого о исхождении Святаго Духа. Книга 9, лист 131, да первая книга лист 131 67 . 30. Греческого самодержца Маноила Комнина прение с некоторыми кардиналами о исхождении Святаго Духа. Книга 6, лист 189 68 . 31. Николая епископа Мефонского слова два о Святом Дусе, и два ж слова на опресноки, и единое, како возможе на нас латинник. Книга 9, лист 320 и 727 69 . 32. Феодора Курополата Смирнеенина на опресноки. Книга 9, лист 759. Книга 6, Иоанна патриарха антиохийского на опресноки ж 70 . 33. Николая Музалона к царю Алексею. Книга 6, лист 81 71 . 34. Да которые писаны после взятия Царяграда от латинов. 35. Георгия великого лагофета Акрополитенина два слова о исхождении Святаго Духа. Книга 9-я, лист 258 72 . 36. Николая Идрунского. Книга 9-я, лист 87 и 592 73 . 37. Безымени некоего безглавное слово. Книга 9-я, лист 361 74 . 38. Германа иже в Никеи константинопольского патриарха послание к Григорию IX, папе римскому. Книга 9-я 75 . 39. Того ж папы к нему ж Герману отповедь. Книга 9-я 76 . 40. Того ж исповедания веры, его ж начало страдавшими. Книга 9-я 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Начало: Иже оумють добр братис... Лист. 470 об. Слово преподобн. Иоанна монаха и пресвитера Дамаскина на Успение Бцы. Начало: Память праведных с похвалами... Лист. 483 об. Слово на тот же день св. Григория еппа Селоунскаго. Начало: Мою беседу днесь к вашей любви.... Лист. 492 об. Слово на тот же день св. Андрея архиепископа Иерусалимского. Начало: Съзываетъ пакы насъ обычное слово кь тръжеству. Лист. 503, Слово того же и на тот же день. Начало: Таинство настоящее оубо и трьжество… Лист. 512. В тот же день похвала, творение Климента а. Начало: Се ныне светло празднество ликоствующе.... Лист. 514. Слово Иоанна Богослова о покое св. Бцы. Начало: стй и преславнй Бцы и приснодви и. по обычаю на стый гробь... Лист. 522. Сказание о нерукотворенном образе Г а нашего Христа. Начало: Рече нкто отъ пръвыхъ црковникъ. Живописець сый... Лист. 522 об. В тот же день повесть списана св. Григорием омъ Нисским о обретении нерукотворенного образа И. Христа иже в Начало: Гд ь нашъ Христосъ, Праведный и истинный Бгъ… Лист. 525. Слово Златоустого на усекновение св. Иоанна Предтечи. Начало: ко же се моужъ етеръ люб поустыню... Лист. 529 об. и 530. Слово о явлении места и время и виноу в нем же явися. ста риза Бцы, же лежить въ чет нмъ ковчез. И ей же в Влахерне покланяются. Начало: тайны великы, а Лист. 541 об. Стаго о Камыкоу, иже бахоу на стлев, насажен: ∼ Начало: Вавилонскый нарицаемыи... Лист. 344 об. Слово Златоустого о Гда нашего Христа и ко надъ коеюждо страною приставлени соуть англи. Начало: По истин вис намь блгодать Христова. Лист. 567. Слово на Покров св. Бцы – творение смиренного Иеромонаха Пахомиа. Начало: понеже оубо родъ, обыче праздникы стыхъ с похвалами праздновати… Лист. 572 В собрании поучений Златоустого 110. Греч. Синод. рук. это слово–е слово Ипполлита папы Римского о скончании мира и о антихристе и о втором пришествии Гд а Христа. Начало: Понеже оубо проци очи намъ быша... По характеру письма относится к XV–XVI веку. Переплет корешковый. 108-й. Сборник поучений разных святых без начальных и конечных листов, писанный полууставом, переходящим в скоропись, в лист, на 183-х листах. В начале 4-х тетрадей, каждая в 8-мь листов, недостает. На 1-м оставшемся листе до конца 4-го продолжается поучение во 2-ю неделю по посте. Лист. 5. Поучение в 3 неделю по посте св. Иоанна Златоустаг о: чесо ради древо разумно добру и злу наречеся. Лист. 11. Поучение св. Иоанна Златоустог о в тот же день 3-й недели поста – еже.... исповедати честного креста. Начинается: Се есть братие знамение. Лист. 14 об. Беседа Каллиста еппа па Константинаградского в 3 неделю поста. Начинается: Прообрдзуе и прописуе Моеи. Лист. 21. Слово св. Феодора Студита на поклонение честного креста. Начинается: Радости и днь. Лист. 24. Слово исповедника Иосифа архиепископа Солунского о честнем и животворящем кресте. Начинается: Креста предлежит днесь праздник

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Лист. 167 гл. 36. Кирилла монаха слово на собор стыхъ отцъ 318. Начинается.. Яко же Ритори и ветии... Лист. 173 гл. 37. Слово Златоустого на св. пятдесятницу. Начинается: Духовней благодати... Лист. 177. об. Слово на стю пентикостию Леонтия пресвитера Константина града. Начинается: Елико же вас на праздничную присно палящую блгдть грядете. Лист. 187 гл. 39. Въ ндлю и_ю поучение на пришествие св. духа на сты аплы. Начинается: Присно ожидая Бгъ спасения нашего.... Лист. 189 гл. 40. Слово св. Григория Богослова о св. Духе. Начинается: рцем убо и о стмъ дус... Лист. 192. Слово Златоустого въ ндлю пятьдесятную от сказания Евангельского. Лист. 195 об. гл. 42. Поучение. Начинается: да се вдуще не мыслимь другъ другу зла... Лист. 197. Слово на сошествие св. Духа.. Начинается: паки нам друзи радость... Лист. 202. Слово о св. духе Василия Исаврийска града Селевкия: Начинается. Чиста убо намь, но успшна цркве душевнаа позорища. Лист. 204. Св. Прокла еппа царя града слово на пятьдесятый день. Начинается: Днесь братие... Лист. 205 об. Слово Омилия в неделю всех стыхъ Начинается: Светла и радостна есть о всех стыхъ беседа... Лист. 208 В неделю и по пасце слово Златоустого похвала всем стым. Начинается: Радуйся раю... Лист. 219, Слово Златоустого о разслабленнем в месопендикостию и еже не судити на лица. Начинается: Яко же светел мцъ. С 48 главы начинается другой почерк письма. Штемпель бумаги другой похож на медведя. Лист. 224 гл. 49. Слово Златоустого в месопентикостию в преполовение празднеству и о Мелхиседесе. Начинается шинок и яблоко.. Лист. 228. Неделя 5 гл. н. Слово Златоустого о Самаряныне. Начинается Днесь Христос всем нам... Лист. 234. об. Слово Леонтия пресвитера Константинаграда в пентикостию яко от рода слепу и, еже не судити на лица. Начинается: любящим Бга... Лист. 243. Слово Златоустого на Вознесение Гдне. Начинается: Близь го днь всем нам возпити. Лист. 246 об. Суббота пянтикостная тоже якоже иже над мертвыми ее плачь неблаговерна к Бгу обретается, от селеньскыа Начинаетс: неможемь убо невдти…

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

до конца пасхалия начинающаяся дето и оканчивающаяся ц з. 107-й. Сборник поучений разных святых на разные случаи, писанный уставом в лист на 594-х листах. Первого листа недостает, с 1-го помеченного 2–4, 6, 8, 10–12, 14, 16, 18, 19, 21, 23, 24, 27, 28, 30, 31–34, 36.38, 40, 41, 43, 45–48, 54, 60, 68, 79, 84, 90. 94, 98, 105, 115, 119, 125, 127, 128, 129, 132, 137, 142, 144, 149. 151, 154, 157, 160, 164 по 167-й лист скреплено рукою св. Патриарха Никона . С 1-го листа до 2 на обороте неизвестно чье слово помещено, так как начального листа нет. Лист. 2 об. слово св. Андрея Критского па Рождество Бцы. Начало: Аще мерима есть земля пядию.... Лист. 10 об. слово св. Иоанна пресвитера Дамаскина на Рожество Пресвятые Бцы. Начало: приидете вси языци.... Лист. 18 об. Мца Сентбр въ и. днь рожество сты и прехвалныа Бца и прно Двы а. Начало: В лето написания.... Лист. 27. Слово св. Иоанна Златоустог о на Воздвижение честного крта. Начало: Что рекоу или что възглю. Лист. 32 об. Василия еппа Селевкии слово на Воздвижение креста. Начало: Вско оубо иже горшаго на лоучшее е. Лист. 37. Слово Пандолеа пресвитера обители Византийскиа на Воздвижение чстного и Животворящого креста. Начало: Пакы Воздвижется крть... Лист. 39. Слово о обретении честного креста неизвестного автора. Начало: В лето седьмое царствующу Костянтину.... Лист. 46. Слово Андрея Иерусалимлянина на Воздвижение креста. Креста празднество творим… Лист. 48. Слово похвальное Златоустого св. апостолу и Евангелисту Иоанну. Начало: Иже подвигом внешним зрителие Лист. 53 об. В тот же день слово похвальное Златоустого св. Иоанну Богослову. Начало: Иоанн в Ефесн Асийстем... Лист. 60-й. Преставление Иоанна Богослова. Начало: Сей баше снь Зеведеевь.... Лист. 67. Мца въ кв стыхъ седми отрок иже в Ефесе Начало: Когда воцарися Декий царь... Лист. 79. Мучение стаго и славнаго хва Начало: Максимиан иже Еркулие покорив готфы… Лист. 84-й. Похвала святому и славному великомученику и мироточчу Димитрию. Начало: Прежде хва плотского смотрения… Лист.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Перевод фрагментов толкования Дидима на книгу Иова находится в рукописи 202 «Олимпиодора Александрийского и других толкование на книгу Иова». В лист, полууставом, 1412 г., 309 листов 533 . Толкование Дидима находится на листе 14–14 об.: «Себэ обличитель бывает...»; 15–15 об.: «Свойствь...»; 16 об.–17: «Pqkq его…...»; 17–17 об: «Належещаа обсто> тельнаа…...»; 18 об.: «Paзqмhmu подобает...»; 18–19 об.: «Не помышл> й...»; 20: «А еже и о законе… »; 20–20 об. «Не bcqnpeдлhжum...»; 21: «Аще неби cie… сотвориль…»; 23–23 об.: «ˆстоит же…»; 24 об.–25: «Повелнвает и cie…»; до листа 142 об. (до Иова 16:5). Перевод Дидима находится среди толкового апостола. Этот текст остается до сих пор неизданным и представляет большой научный интерес. Текст перевода, по всей видимости, был взят из греческих катен. Сличение текста перевода с изданием катен Крамера 534 , показывает, как и в толковой псалтири, несоответствие некоторых отрывков с надписанными в заглавии авторами и различия в греческом тексте и переводе 535 . Нами были найдены следующие фрагменты толкования Дидима Слепца в рукописи ГИМ «Апостол с толкованием», в лист, полууставом, XV в., 574 листа 536 : Лист 17 оборот на Деяния 2:37–38 : «СпасÚ повелэвшу съвъшеннымъ…»; Лист 44–44 оборот на деяния 7:33–34: «Сице страшно бэ видимое…»; лист 56–56 оборот на деяния 8–39, 40: «Придлежащее bъcxыщehie…»; Лист 56 оборот–57 на деяния 9:1–2.: «Достоино о ревности…»; Лист 60–60 оборот на деяния 9:18–19: «Абие присвоить его…»; лист 66 оборот на деяния 10:11–12: «Всяко боашеся…»; 84 оборот, 85, 85 оборот на Деяния 16:16–18 .: «Глаголэмъ Nufohъ…». Те же Толкования Дидима на Деяния, что и в рукописи 96, но в меньшем объеме, содержится в рукописи 10 Апостол с толкованием, в лист, скорописным, белорусским письмом, XVII в., 649 листов 537 : Зачало 6 (глава 3) лист 22, 22 оборот, 23; на 9 главу лист 45 оборот; на 10:1 лист 50, 62; в этой же рукописи есть толкование Дидима на 2 послание к Коринфянам на 8, 9 на листе 392. Перевод прп. Максимом катен Дидима в толковой псалтири употреблял в своем сборнике Даниил, митрополит Московский 538 . Цитаты Дидима есть в первом слове на листе 26–27: надписание: «Дидимово от Псаломски»: «Подобаше ис ребро …»; в шестом слове на листе 138: «Невнрищимъ слово Крестное …» (цитата из рукописи лист 652 оборот); 138 оборот: «Сице и блаженный Павелъ …» (цитата из рукописи лист 653); лист 140: «W тнхъ научаемся …»(цитата по рукописи 156 лист 143 оборот); на листе 140 оборот: «Вскую wcmabu мя…» (цитата из рук. лист 343 оборот), на листе 288: «Любяй Бога соблюдаетъ…».

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010