Е.Н.Морозкина " Церковь Богоявления с Запсковья. Конец XV - начало XVI века " . (Фрагмент диссертации), 1968 г. http://bibliopskov.ru/cerkov_bogoyavlenia.htm Церковь Богоявления Господня на Запсковье Название местности Броды связано с тем, что здесь можно было перейти реку Пскову вброд. Впервые упоминается в письменных источниках под 1398 годом. Существующая церковь построена в 1496 году из плиты на месте более ранней, являлась главным храмом Богоявленского конца на Запсковье. Престолов в церкви три: главный, холодный, во имя Богоявления Господня, с правой стороны придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, слева был престол во имя Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. При богослужениях пел хор из любителей, при внебогослу-жебных чтениях и беседах пели все посетители. По указу Псковской духовной консистории от 31 августа 1786 года к ней приписаны церкви Нерукотворенного (Нерукотворного) Образа Спасителя и Преображения Господня. В деревне Портянниково находилась деревянная часовня, служба в ней совершалась только 29 октября (11 ноября) - в день преподобномученицы Анастасии Римляныни. Когда и кем построена часовня - неизвестно. При храме построена пятипролетная каменная звонница. На ней висели семь колоколов. Вес первого большого колокола не обозначен, он отлит в царствование Иоанна Васильевича Грозного. Второй колокол, полиелейный, весил 46 п., третий колокол, вседневный, был без обозначения веса, по величине равен полиелейному. Два небольших колокола и два подзвонка обозначения веса не имели. Церковно-приходское попечительство открыто в 1897 году. В том же 1897 году около церкви Нерукотворного Образа построен кирпичный одноэтажный дом для церковно-приходской школы. Дом построен на средства церкви и псковского купца Александра Ивановича Чернова. Церковно-приходская школа открыта 8 октября 1898 года, в ней обучались 100 учеников обоего пола. Богадельни и больницы при церкви не было. С 1913 года священником в церкви служил Андрей Загорский. Сведений о нём после 1917 года не выявлено.

http://sobory.ru/article/?object=01934

В Александро-Невской церкви имелись свои особочтимые древние святыни. Среди них необходимо назвать, прежде всего, Иерусалимскую икону Божией Матери, присланную Митрополитом Иерусалимским Войсковому Наказному Атаману Д.Е.Кутейникову в 1831 г. в дар Войску Донскому. Икону Богоявления, также присланную из Иерусалима и икону Усекновения главы Иоанна Предтечи. Эти три иконы генерал Д.Е.Кутейников 15 февраля 1836 г. подарил храму. Новый Александро-Невский храм, построенный за Александровским садом (ныне городской парк), сооружен, как и Вознесенский кафедральный собор, в ново-византийском стиле, одноэтажный, с полукружием в алтаре, за которым устроено помещение для ризницы. Храм может вмещать на одну службу до 1.500 чел. Главный купол внутри украшен живописным изображением Бога Саваофа, а полукуполы и стены храма - изображениями событий из священной истории и ликов святых, а также священными изречениями. Среди трех ярусов полуциркулярных окон есть с цветными стеклами. Три двери обращены на запад. Паперть каменная, устроена со всех четырех сторон храма. Пол в церкви и алтаре из сосновых пластин, а в колокольне и боковых тамбурах - из гончарных плит, изготовленных на харьковском заводе Бергенгейма. Потолок в колокольне и свод в трапезной части храма бетонные, построенные ростовским мастером Федоровым. Хоры в церкви устроены с трех сторон на массивных железных балках, закрытых деревянной обшивкой. На хоры ведет железная в четыре марша лестница. На колокольню также ведет железная лестница. Снаружи церковь побелили, а штукатурку положили только вокруг окон и дверей. Внутри храм был оштукатурен полностью, окрашен масляной краской и украшен живописью. К Александро-Невской церкви были приписаны: 1) каменная Александро-Невская часовня, устроенная в 1882 г. на Платовском проспекте (не сохранилась, стояла перед фасадом нынешнего Универмага) в память Императора Александра 11; 2) церковь в лагере Донской артиллерии, построенная в 1897 г.; 3) часовня, построенная против здания Новочеркасской почтовой конторы (ныне Узел связи на Платовском пр.) обществом городских извозчиков в память чудесного события 17 октября 1888 года (сохранения жизни царской семьи Императора Александра III при крушении поезда - Е.К.). У нас почти нет сведений о том, как сложилась судьба " Атаманского " храма - Александро-Невской церкви, прозванной так в народе за то, что в ее приходе жили многие видные генералы, а также за то, что Войсковые Наказные Атаманы не раз посещали этот замечательный храм. По некоторым предположениям в этом храме тайно женился в конце 1917 г. генерал Антон Иванович Деникин, не пожелавший устроить массовое венчание, предложенное ему Донским Атаманом А.М. Калединым.

http://sobory.ru/article/?object=03984

Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского в Усть-Ижоре. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Александра Невского. Построена в 1799 г. Приделы Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Реставрируется, действует. Церковь стоит на месте Невской битвы, где русские разбили шведско-норвежское войско. Здесь было задумано основать Александро-Невскую Лавру, но Петр I решил основать ее в черте Санкт-Петербурга, выбрав очень похожее место. История гласит, что уже в XIII веке в устье Ижоры, на месте Невской битвы, была построена деревянная часовня. По указу Петра I в 1711 году была заложена, а через год в его присутствии освящена церковь святого Александра Невского на месте обветшавшей предыдущей постройки. Новопостроенная церковь сгорела в 1725 году. Вновь церковь была построена за период с декабря 1729 по май 1730 года. В 1797 году эта деревянная церковь с колокольней сгорела от удара молнии. В 1798-99 гг. на средства местных жителей и казенных кирпичных заводов, построена новая, каменная церковь с колокольней. Церковь была огорожена каменной оградой с чугунной решеткой. Был отлит колокол весом 269 пудов и 35 фунтов. Авторами проекта каменной церкви предположительно были В.И. и П.В. Нееловы. В 1820-23 гг. на средства местных жителей Усть-Ижорская церковь была отремонтирована, утеплена. Крестьянин села Иван Молочкин пожертвовал на украшение церкви 3149 рублей. В 1835-36 гг. церковь св. Александра Невского была перестроена: увеличена в длину трапезная и построена новая колокольня, которая сохранилась до 1942 года. Автором постройки 1835 года назван Грошев. Последняя перестройка церкви производилась в 1871-75 гг. В связи с ростом населения церковь была увеличена за счет двух приделов в ширину. Северный придел освятили во имя Святого Николая Чудотворца, а южный v во имя Святого Иоанна Предтечи. Автором проекта этой перестройки был известный мастер Михаил Арефьевич Щурупов. За Усть-Ижорским приходом числилось 3 кладбища и приписаны 2 часовни. При церкви имелись церковно-приходская школа и приходское попечительство. В 1891 году художником Виноградовым обновлялась живопись церкви, в основном на средства церковного старосты И.Д. Захарова.

http://sobory.ru/article/?object=00481

Большой Двор (Мороцкое). Храмовый комплекс Мороцкого прихода. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1726 и 1827. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Россия, Вологодская область, Череповецкий район, д. Большой Двор, кладбище (предположительно) Координаты: 58.711769, 37.720799 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троицкая церковь в с. Мороцком построена в 1786 г. Деревянная, холодная, обшита тёсом, внутри стены потёсаны, большая часть крыши деревянная, меньшая - железная, на церкви 1 большая глава. Престолы в честь Св. Троицы, свт. Николая Предтечи, Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вторая церковь - Успенская, построена в 1827 (1822?) г. Каменная, тёплая, украшена настенной живописью, на церкви 1 большая глава и 4 малых. Престолы в честь Успения Пресвятой Богородицы, вмч. Георгия Победоносца. Колокольня в 5 ярусов. Ограда вокруг церкви каменная, из булыжника тёсанного, с таковыми же столбами и железными решётками между ними, общая длина 116 саж., сооружена в 1906 г. В собственности церкви имелись: сторожка при церкви (около 1850 г.), 2 амбара, дровяник (1909 г.); сарай бревенчатый (1915 г.). В пожаре 17 июня 1914 г. сгорели: часовня, сторожка, дровяник. В д. Шепелеве, в 3 в., располагались: церковно-школьный дом (1898 г.), церковная сторожка (1914 г., перестроена из бывшего жилого строения). Часовни: 1) при церкви, бревенчатая, построена около 1890 г., обшита тёсом снаружи и изнутри, покрыта тёсом, без окон; 2) в д. Григорьеве (3 в.), построена около 1800 г., деревянная, обшита тёсом, покрыта стружкой, иконостас, паперть - столбы, обшитые тёсом, досчатое крыльцо; 3) в д. Никулине, в 2 в., построена в 1900 г., деревянная, обшита тёсом, покрыта стружкой, иконостас, паперть (тамбур) - столбы, обшитые тёсом; 4) в д. Язике (?), построена около 1786 г., деревянная, обшита тёсом, покрыта железом, иконостас, паперть бревенчатая, обшита тёсом; колокольня над папертью и крыльцо при ней - столбы, обшитые тёсом. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=57321

До освобождения крестьян жители селения, носившего название Горнощитского Мраморного завода, состояли в ведении Екатеринбургской гранильной фабрики. В настоящее время селение именуется просто Мраморским заводом или селом. Жители занимаются исключительно добычею и обработкой мрамора. В 1841 г. на средства «Кабинета Его Императорского Величества» был построен и 12 октября того же года освящен каменный однопрестольный храм в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1862 г. грозою сильно повредило колокольню и иконостас, почему последний был заменен новым, иконы же оставлены старые. В 1891 г. построены были с южной и северной стороны приделы, причем, боковые стены главного храма пробиты арками. Северный придел, алтарь коего устроен на средства екатеринбургского мещанина К. И. Трапезникова, освящен 4 июня 1897 г. во имя равноап. Константина и Елены; южный придел, устроенный прихожанами, освящен 16 августа 1899 г. в честь Сретения Господня. В приходе имеются две деревянные часовни: одна холодная, в Горнощитском прииске, устроенная в 1887 г. жителями деревни во имя св. благов. князя Александра Невского в память избавления крестьян от крепостной зависимости; другая, теплая часовня-школа в дер. Раскуихе во имя св. и чудотв. Николая, устроенная жителями в 1896 г. «в память избавления Государя Наследника Николая Александровича, ныне благополучно царствующего, от угрожавшей ему опасности в Японии». Священник живет в церковном доме, кроме того, церкви принадлежит дом в Горнощитском прииске. В 1850 г. управителем завода была устроена школа, а с 1872 г. в селе существует земская школа, помещающаяся с 1874 г. в собственном здании. С 1880 г. по ходатайству общества открыты при школе классы рисования, лепного и резного искусства. На средства Министерства земледелия выстроено рядом со старой школой новое здание. Выстроено также отдельное просторное помещение для мастерской мраморных изделий, с 12-ти сильной паровой машиной, приводящей в действие насколько механических пил и токарных станков для мрамора. Здания все деревянные. На содержание мастерской земством ассигновано за последний год 1000 руб., в этой школе обучаются мальчики и девочки. В дер. Раскуихе с сентября 1901 г. открыта в помещении часовни школа грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=20397

Весть о святом подвижнике прошла по всем вотчинам Строгановых. Непрестанный труд и жизнь, достойная подражания, влекли людей к Трифону. Духовный отец притягивал страждущих и недужных: шли к нему люди с Чусовой, с Сылвы и из иных мест ради молитвы, благословения, ради святого поучения. Очень скоро стало ясно, что по молитвам этого праведника совершаются явные чудеса исцелений. Для посетителей преподобный построил своими руками на верху горы молитвенный дом, или часовню в честь Успения Божией Матери и Усекновения главы Иоанна Предтечи и украсил ее святыми иконами, среди которых были «образ всемилостиваго Спаса нерукотворный и образ Софии, премудрости Божией, и образ Богоматери Одигитрии, Иоанна Предтечи, и Иоанна Богослова, и Николая Чудотворца, и ины многи» и книгами. Со временем вокруг него сплотилась и дружная монашеская община. Кончилась мирная жизнь его в этих местах совершенно неожиданно. Во время расчистки леса под пашню, он вырубал лес и сжигал его остатки, «И посем нача ту подсеку палить огнем, яко же обычай так надлежит. И судом Всесильнаго Бога внезапу прииде буря велия, и страшно зело и начаша горети древеса, и дошедшу огню даже и доставленных от ту живущих поселян дров, яко ставлены соляного ради промысле Строгановых, и тех дров погорело многое множество... яко до трех тысяч сажен». За эту провинность Григорий Строганов, со словами: «Отче святый, благоволи отьити от моея вотчины», попросил Трифона покинуть чусовские земли. Уходя отсюда в город Хлынов (ныне Вятка, ранее Киров), он на просьбы иноков, живших с ним, и почитателей своих, сказал им: «Не скорбите, братия, о сем, но разумейте, чего ради отхожу, для братии нет нужды в моем обитании, потому что место это, сами знаете, пустынно есть и господина вашего место это, еже и сам в утеснении. Я же от обитания сего отхожу, потому что Бог повелел, вместо же себя оставляю вам строителя месту сему, ученика своего Иоанна». Случилось это в 1579 году. Впоследствии здесь, на месте его подвигов, был основан Успенский монастырь, строителем и благотворителем которого стал Максим Строганов, спасенный молитвами преподобного в 1564 году от смертельной болезни и возглавивший дело после смерти отца в 1577 году.

http://sobory.ru/article/?object=21208

Уничтожение Ильинской церкви в советское время - большая утрата одной из интересных страниц деревянного храмового зодчества. Ныне на месте древнего погоста и храма расположены различные постройки, попрана память предков. Когда-то приход Ильинского погоста был очень обширным. В него входили как ныне существующие, так и уже исчезнувшие селения: Великое Село (иначе Люботина - до построения там своей приходской церкви Спаса Преображения), сельца Львов Двор, Валунь, Тухово, деревни Горка, Низ, Герасимово (прежде Еросимово), Семеново, Клеменино, Замошье, Кучебино, Липовец, Бобынино, Осипово, Середка, Залозно. Последним священником на приходе был Алексей Алексеевич Успенский, сын о. Алексея Успенского. К храму были приписаны и многие часовни. По разным архивным источникам удалось установить их наименования. Так, близ деревни Горка стояла часовня Рождества Иоанна Предтечи постройки 1897 года, в д. Залозно - Святой Троицы, в д. Клеменино - Воздвижения Креста, в д. Герасимово - Усекновения главы Иоанна Предтечи. Местночтимой приходской святыней был список с чудотворной Тихвинской иконы Богоматери. В архитектурном облике церкви Тихвинской иконы Богоматери преобладали позднеклассические детали декора. Кубический объем храма завершался четырехскатной кровлей, глухим круглым деревянным барабаном с полуциркульными окнами, полусферическим покрытием и главкой-сферой на невысоком барабане с кованым ажурным крестом. С восточной стороны размещалась алтарная апсида, перекрытая полукупольной кровлей, с главкой на ней. Фасады теплой части храма были крайне скупо декорированы двойными полочками над средними окнами и элементами классического декора в соответствии с эстетикой позднего классицизма. Кроме того, в арочных нишах западного фасада в технике фресковой росписи были изображены попарно святители: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Николай Мирликийский. Протяженная пристройка теплого храма вносила определенную цезуру между силуэтами завершений храма и колокольни, создавая контрастное противопоставление распластанной горизонтали и динамичной вертикали. Входы в храм с запада, севера и юга были оформлены деревянными крыльцами с двухскатной кровлей и резными столбиками. В средней части холодного храма размещались большие полуциркульные окна, снаружи забранные коваными металлическими решетками. Подкарнизники украшались накладными деревянными частыми " сухарями " .

http://sobory.ru/article/?object=19498

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены, мощи преподобного старца увезены в неизвестном направлении. В марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД. С 1927 по 1931 год в Сарове действовала детская трудовая коммуна. После ее упразднения в поселке организуется исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных, которую ликвидировали в ноябре 1938 года. Существовавшие в колониях мастерские перед войной были преобразованы в завод по производству снарядов. В конце 1942 года на заводе началась подготовка к выпуску новой продукции – комплектов деталей к снарядам М13 для реактивных минометов «Катюша». Весной 1946 года принимается правительственное решение об устройстве на месте Саровского монастыря «объекта» по созданию первой советской атомной бомбы. В сентябре 1989 года в Сарове впервые за 62 года запустения на Дальней пустыньке был отслужен молебен преподобному Серафиму Саровскому . Православный приход в Сарове был образован в 1990 году, хотя зарегистрировать его удалось только в 1991 году, уже после обретения мощей преподобного Серафима. В июле 1992 года приходу города Сарова был передан храм в честь Всех святых – бывшая монастырская кладбищенская церковь. В 1999 году епархии был передан перестроенный в советское время храм Иоанна Предтечи. К августу 2000 года на Дальней пустыньке была воздвигнута и освящена часовня-алтарь. В ноябре 2002 году епархии был возвращен храм преподобного Серафима, который, после полного восстановления, был освящен Святейшим Патриархом Алексием в дни празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых. В 2006 году., к 300-летию основания Свято-Успенской Саровской пустыни, был полностью восстановлен храм в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, обустроен нижний храм в честь святого пророка Божия Илии, пещерный комплекс с церковью в честь преподобных Антония и  Феодосия Печерских . На Ближней пустыньке преподобного Серафима была сооружена деревянная церковь во имя Святого Духа.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010