Русские люди хоть и ощущали свое бедственное положение, но духа не теряли. Они всем миром обращались за помощью с молитвой к Богу и Царице Небесной, Взбранной Воеводе, и не посрамлены были в своем уповании. Как свидетельствует история, Тамерлан, язычник, имел видение: стоит Величественная Жена, окруженная множеством воинов. И он, бесстрашный в боях, устрашился, а тут еще его любимый конь Аргамач тоже чего-то испугался и в страхе, необъяснимом для человека, понесся с горы, где находился стан татар, и свалился в реку Сосну (потому-то и гора называется Аргамачья до сего дня). Видя в этом недоброе предзнаменование, Тамерлан, убоявшись, бежал от пределов Ельца, оставив все, думая только о сохранении жизни, а в это время в Москву принесли Владимирскую икону Божией Матери, и там ее с мольбой и слезами встречали. В память этого события у нас в Ельце устроена часовня, где есть и должная надпись. Часовня имеет форму шлема, такого, какие в те времена носили воины. И мы в грядущее воскресенье пройдем к часовне и сотворим панихиду в память об усопших. Да упокоит Господь души их в селениях праведных. Архимандрит Исаакий. 1960-е годы. Елец 11 сентября 1960 г. Усекновение главы святого Иоанна Крестителя Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воскресный день законно отодвигает память великого святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. И если бы не было такого совпадения, мы бы чаще слышали стихиры, заканчивающиеся словами: «Мы Крестителя, яко рожденных женами большаго, достойно чтуще ублажаем». ...И мы как умеем, ублажаем его... И воистину он, Великий Угодник, достоин похвалы, достоин и подражания. Он был ревнителем о славе Божией, подобный пророку Илии, проповедник Христов, Его Предтеча, Его Креститель и сродник Его святой Иоанн, при крещении держал руку свою на главе Спасителя, при этом он видел сошествие Святого Духа на Христа, слышал глас Бога Отца, свидетельствующий Его Сыновство. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Креститель Иоанн – великий проповедник, незаурядный постник, отличался чистотой своей жизни. Он вел образ жизни мало кому доступный; жил с малых лет в пустыне, спал на песке, питался почти нечеловеческой пищей, одежду носил из кожи, он был великий поборник правды, когда пришло время выступить ему с проповедью на берегах Иордана, первым призывом его к своим соотечественникам были слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», в которое никто и ничто нечистое, неправедное не войдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1900 г. построен каменный храм, освященный во имя Живоначальной Троицы с приделами Почаевской Божией Матери и святителя Митрофана Воронежского с пристройками к храму просторных помещений для сестер. В храме помещалось 4000 человек. Для иконостаса этого храма были присланы с Афона две иконы: Божией Матери «Неопалимая Купина» (которою 4 сентября в день ее празднования торжественно обносили вокруг монастыря) и Святого Великомученика Пантелеимона. В то время в монастыре находились и другие почитаемые иконы, выписанные с Афона. Пользовались особым и благоговейным почитанием иконы Богородицы Почаевская, Тихвинская, Казанская, чудотворная икона св. Иоанна Предтечи, свят. Николая Чудотворца (писанная в 1645 г. Архиепископом Герасимом), преп. Сергия Радонежского. В 1892 г. старая часовня, находившаяся на месте церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, была перенесена на заимку Жуково, а на месте ее заложена новая каменная церковь с усыпальницей (предназначенная для погребения благочестивого рода Дружининых – родителей, сестер и самой игумении Миропии). После завершения строительства в 1904 г. храм был освящен в честь преп. Серафима Саровского. Здесь поминался царский род Романовых и православных воинов, положивших живот свой за веру, царя и Отечество. Женская обитель стала быстро восстанавливаться. К началу XX века монастырь стал, можно сказать, процветающим. Один из архиепископов, объезжая Сибирь и побывав в Иоанно-Введенском монастыре, нашёл обитель «во всех образцовой». В 1904 г. после смерти матушки Миропии обителью стала управлять ее сестра – монахиня Мария. В 1906 г. она возведена в сан игумении. Число насельниц обители к началу XX века составляло около 250 человек, из них около 70 были монахинями. В монастыре к этому времени имелось уже четыре благолепно украшенных храма: св. Иоанна Предтечи, Введенский, храм преп. Серафима Саровского и великолепный пятикупольный Троицкий собор с приделами в честь Почаевской иконы Пресвятой Богородицы и святителя Митрофана Воронежского. Этот храм располагался на месте теперешнего въезда в монастырь, он был взорван в 1924 году. В 1916 г. построено двухэтажное здание, предназначенное под богадельню с домовым храмом, освященным в честь Покрова Пресвятой Богородицы (в настоящее время здесь находится сестринский корпус и храм).

http://sobory.ru/article/?object=00965

Иоанна Предтечи, над захоронением прп. Григория Пельшемского устроена временная часовня. В 1706 г. со Знаменского погоста монастырской вотчины перевезли и поставили над мощами основателя мон-ря деревянный храм во имя прп. Григория Пельшемского. После прошения игум. Ферапонта в 1718 г. Вологодский еп. Павел благословил строительство в Г. м. каменного собора. В сер. XVIII в. в Г. м. был возведен каменный одноглавый храм в честь Собора Пресв. Богородицы с теплым приделом Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Кубовидный объем храма был перекрыт 4-скатной кровлей, увенчан луковичной главой на барабане. Изначально Богородицкая ц. была холодной и отделялась от теплого придела св. Иоанна Предтечи глухой стеной. В 1862 г. в этой стене была пробита арка и оба храма, соединенные т. о., стали теплыми. В соборе стоял 5-ярусный, а в Иоанновском приделе - 2-ярусный иконостас. Над входом в церковь возвышалась столпообразная, 8-гранная, увенчанная луковичной главкой колокольня, на к-рой висело 10 колоколов. В 1879 г. храм и колокольня были отреставрированы. У алтаря была похоронена братия и строитель Иосиф († 1832). В 1833 г. вместо обветшавшего деревянного храма во имя прп. Григория Пельшемского была возведена одноименная холодная каменная одноглавая церковь, повторяющая композицию Богородицкого собора. К 2-светному четверику, перекрытому 4-скатной кровлей, с луковичной главкой на барабане с востока примыкала пониженная апсида, с запада - крытый притвор. А. Н. Муравьёв , посетивший Г. м. в сер. XIX в., писал о Григориевской ц.: «Хотя и не великолепная, но благовидная по чистоте и порядку». 5-ярусный иконостас был «отчасти украшен серебряными ризами, но древних икон мало». К нач. XX в. в Г. м. также были построены каменные корпус (с ризницей, братской трапезной, кухней, кладовой), примыкавший к собору, 2-этажный братский корпус (1859); деревянные корпус с мезонином близ въездных ворот, корпус с просфорной и хлебопекарней, 2 хлебных амбара, погреб. При игум. Виссарионе (1855 - 60-е гг.

http://pravenc.ru/text/166513.html

На следующий год, также при участии Святейшего Патриарха, на Дальней пустыньке - месте молитвенных подвигов преподобного Серафима - был отслужен молебен с чтением акафиста святому старцу, великому подвижнику Русской земли. Начиная с 1996 г. возобновлялась традиция ежегодного крестного хода из Сарова в Дивеево и обратно - накануне праздника обретения святых мощей преподобного Серафима. 17 мая 1997 г. на колокольне были установлены колокола. В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 г. такая передача состоялась. 30 июля 2000 г. впервые служили Божественную литургию на Дальней пустыньке, где была воздвигнута и освящена часовня. В богослужении приняли участие сестры Дивеевской обители. В июле - августе 2003 г. в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 г. на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского. 17 июля 2006 г. Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове. 27 июля 2009 г. наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника. 7 сентября 2009 г. монастырю передано здание северного келейного корпуса. 9 сентября 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, церковь Иоанна Предтечи, подземный храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и храм Серафима Саровского. Патриарх Кирилл подарил храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=01580

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь Описание: История История монастыря рассказывает о подвижницах обители: св. блж. схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, и затворнице монахине Досифее (княжне Таракановой). Духовная старица схимонахиня Марфа почила 1/14 марта 1638 г. и была погребена в древнем соборе монастыря. Монахиня Досифея подвизалась 25 лет в строжайшем затворе, почила 4/17 февраля 1810г. В Отечественную войну 1812 г. монастырь был разорен и упразднен. Восстановлена обитель по благословению свт. Филарета (Дроздова). В 1918 г. монастырь превращен в концлагерь, в 1927 г. окончательно закрыт. В 1992 г. монастырь передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех. 11 августа 2000 г. обитель вновь открыта, в 2002 г. монастырь возглавила игумения Афанасия (Грошева) из Пюхтицкой обители . В настоящее время часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД РФ. Храмы Главный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 г. Домовый храм прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г., восст. 28 апреля 1995 г.). Часовня св. Ионна Предтечи (1879 г., открыта в 1991 г.). Святыни Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.), чтимый список образа св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. XIX в.), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме). Частицы мощей: св. ап. и евангелиста Матфея (в алтаре), свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских, свт. Василия Великого, свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Симферопольского, исповедника (в Елисаветинском храме), вмч. и целителя Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, прп. Амфилохия Почаевского (в алтаре), прп. Кукши Одесского (в алтаре), прп. Алексия, человека Божия, прпп. Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария, старцев Оптинских, прпп. жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре), блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых, Дивеевских.

http://patriarchia.ru/db/text/262264.htm...

Юледур. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла , Николая Чудотворца , Иоанна Предтечи Год постройки:Между 1815 и 1838. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Республика Марий Эл, Куженерский район, с. Юледур Координаты: 56.806831, 49.173476 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:дорога Куженер - Русский Кугунур (примерно 18 км). Далее левый поворот на Юледур (примерно 7 км) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная церковь в селе Юледур была построена в 1825 году на средства прихожан. Главный ее престол освятили в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, приделы — во имя святителя Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1915 году к храму были приписаны часовни в селе Юледур, починке Попово, деревне Памашъял. На территории прихода имелась церковно-приходская школа. Храм в Юледуре закрыли в 1940 году, в здании разместили мастерские. В 1950-е годы церковь была разобрана, кирпич использовался на строительные нужды. До наших дней от здания Петропавловского храма сохранился лишь фундамент. Современный приход в селе Юледур был зарегистрирован 14 октября 2003 года, первое богослужение состоялось 7 января 2004 года. В настоящее время службы проходят в молельном доме рядом с местом расположения прежней церкви. Проводят их священнослужители, приезжающие из Йошкар-Олы. Приписная часовня, которая находится в селе Юледур, освящена в честь святителя Николая Мирликийского, чудотворца. http://mari-eparhia.cerkov.ru/xramy/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37887

Протоиерей Виктор Григоренко: Нас роднит открытость Как племянник отца Александра Меня сохраняет память о нем 9 сентября, 2015 Как племянник отца Александра Меня сохраняет память о нем Когда протоиерей Александр Мень жил в микрорайоне Семхоз на окраине Сергиева Посада, здесь не было ни одного храма. После гибели отца Александра сначала построили часовню рядом с местом, где его убили, а в 2000 году был освящён храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Теперь здесь большая приходская община, приезжают и москвичи, и жители Сергиева Посада. А в расположенном неподалеку муниципальном культурном центре «Дубрава» открыт музей протоиерея Александра Меня, проходят выставки, концерты, ежегодные Меневские чтения. Настоятель храма протоиерей Виктор Григоренко – племянник отца Александра. В этом году он пригласил архимандрита Зинона (Теодора) сделать роспись на стенах часовни, и в день памяти отца Александра гости Семхоза смогут увидеть обновленную часовню. Кроме этого, их ждет традиционная конференция и рок-опера Эндрю Ллойда Вэбера Jesus Christ Super Star в исполнении Театра Стаса Намина на сцене «Дубравы». Накануне 9 сентября протоиерей Виктор Григоренко дал интервью «Правмиру». — Отец Виктор, почему вы решили обновить часовню? Вроде бы службы проходят в большом храме… — Я никогда не забуду наши первые молитвы зимой, когда еще храма не было, и бабушек, которые всегда в валенках приходили. Пар изо рта, Псалтирь, которую мы читали по отцу Александру… Это было в маленькой часовне. Потом мы пристроили алтарную часть, притвор, в 1999 году освятили престол и первые литургии нашего прихода в 99-м проходили именно в часовне. А сейчас мы там служим буквально два раза в году: 11 сентября, в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, и в Рождество Иоанна Предтечи. Народу много, мы туда просто не помещаемся. Регулярно получается служить только акафисты. Но мне хотелось бы, чтобы часовня была бы открыта почти постоянно, чтобы люди могли приходить, поставить там свечи, помолиться и помянуть отца Александра. Поэтому появилась еще и роспись, хотя и в несколько ограниченном масштабе, — на восточной стене.

http://pravmir.ru/protoierey-viktor-grig...

Кадомские поля. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Позже правительству пришлось установить денежные и земельные пожалованья за принятие крещения, освобождать новокрещеных от налогов и рекрутчины. Однако многие, получив после крещения льготы, земельные наделы и поместья, отказывались от новообретенной веры и царских милостей и бежали. Нелегко было искоренять и греховные языческие обычаи. Местные жители рассказывают, о чем поведали им их деды: с XVIII века крещеных, соседствовавших с иноверцами, специальным указом стали переселять в другие села, где жили православные. В этих деревнях строились церкви, крещеным семьям давалась в дом икона. Люди, вставшие на путь Христов, уже не озирались вспять, но устраивали свою жизнь в соответствии с Божиими заповедями. Праведная жизнь оказалась сильнее и убедительнее материальных поощрений. Про кадомчан говорили, что здесь люди мирские жили подстать монахам: в глубокой вере, строго и воздержанно. Так, из века в век, прорастая из поколения в поколение, укрепилась на кадомской земле православная вера. «Город Кадом – чисто православный город, – писал в 1875 году священник Иван Кобяков. – Все граждане Кадома набожны и усердны к храмам Божиим». Уникальное место есть недалеко от города, его не минует ни один паломник. Это целебный источник Паника. Название его происходит от эрзянского слова, близкого по значению к глаголу «загонять», «прогонять». Вероятно, в глубокой древности здесь было становище для охотников, куда они приносили свою добычу. В памяти народа Паника с давних пор сохраняется как место, к которому приходили на молитву христианские отшельники, скрывавшиеся в глухих кадомских лесах. Сам источник находился под большим дубом, называвшимся «деревом мучеников», а неподалеку стояла часовня во имя пророка и крестителя Иоанна Предтечи и лежал камень с красноватыми пятнами, имеющими вид разлитой крови, за что именовался «камнем мучеников». Старожилы рассказывают предание прапрадедов: по ночам старцы-отшельники собирались в часовне и совершали всенощное бдение, а по утрам снова уходили на уединенную молитву. Глубокий мрак леса наполнял души людей особым благоговейным чувством, изливавшимся в их молитвах и песнопениях ко Творцу всего сущего. Со временем об источнике стало широко известно, к нему начали стекаться богомольцы из разных краев, и в XIX веке здесь была возведена церковь, в которой духовенство Кадома каждое воскресенье служило литургию. А в дни престольных праздников – 24 июня и 29 августа (Рождество Иоанна Предтечи и Усекновение честной его главы) при стечении тысяч богомольцев служилось всенощное бдение и устраивались ярмарки.

http://pravoslavie.ru/31381.html

14 июня 1992 года, в День Святой Троицы, директором НИИЭФ В. А. Белугиным утвержден акт о передаче городскому православному приходу здания бывшей церкви Всех Святых, до недавнего времени хозяйственного магазина Летом и осенью 1992 года в храме велись восстановительные работы. Основные ремонтные работы были закончены к середине октября, и в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме Всех Святых состоялись первые богослужения: всенощное бдение, молебен. В феврале 1995 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил храм Всех Святых. Летом 1999 года Церкви был возвращен монастырский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи и колокольня. В том же году на колокольне были установлены колокола, выполненные по расчетам одной из лабораторий ВНИИЭФ. В августе 2000 года на дальней пустыньке преподобного Серафима была воздвигнута и освящена часовня-алтарь с навесом для молящихся. В ноябре 2002 года Церкви был возвращен храм преподобного Серафима, который, после полного восстановления, был освящен Святейшим Патриархом Алексием в дни празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых (1 августа 2005 года). 17 июля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление Свято-Успенской Саровской пустыни. Первым наместником обители был назначен игумен Варнава (Баранов), впоследствии переведенный во Флорищеву пустынь. 50 июля того же года Святейший Патриарх Алексий освятил восстановленный храм Иоанна Предтечи. В 2007–2009 годах наместником возрожденной обители был иеромонах Андроник (Могилатов). При нем была собрана небольшая братия – около десяти человек. 27 июля 2009 года наместником Саровской обители был назначен архимандрит Кирилл (Покровский). Храмы и другие сооружения Саровской обители Успенский собор Здание собора после закрытия монастыря в 1927 году просуществовало до 1951 года. В советское время этот памятник зодчества был взорван. В 1991 году на месте храма членами исторического объединения «Саровская пустынь» был установлен памятный камень, а в 2002 – крест с лампадой. В 2004 году началось восстановление часовни, построенной в конце XIX века над могилой преподобного Серафима. Церковь Живоносного Источника

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Воздвигся храм Фасад Ярославского вокзала. Москва. Архитектор: Федор Шехтель В 1901 году, после сооружения русского павильона в виде сказочного терема с башенками на Международной выставке в Глазго, Шехтель стал академиком архитектуры. Однако есть версия, что именно после декорации Тверской в 1896 году он получил заказ на строительство Ярославского вокзала, после которого Шехтеля стали считать апологетом неорусского стиля. Конечно, вокзал, открывающий дорогу к младшему брату Москвы и на русский Север, мог быть построен только в русском стиле. Шехтель при этом нисколько не копирует исторические образцы. Верно замечание современного исследователя, что зодчего интересует не воссоздание прототипов, а связанные с ними переживания. Отмечена еще одна интересная деталь: вокзал хорошо запоминается. Стоит на него посмотреть и закрыть глаза – его облик представляется во всех деталях. Даже скупые на похвалы газетчики оценили творение Шехтеля: «Нечто свое, стоящее того, чтобы показать иностранцам». Он не замыкался в архитектурном мирке особняков, замков, театров. Шехтель мыслил всеохватно, в контексте русской цивилизации. С конца XIX века Шехтель строил и храмы, в которых историческое начало диктовалось самим их смыслом: храм более всех остальных творений рук человеческих имеет глубинные исторические и национальные корни. Архитектор и здесь всеохватен. Он возводит и старообрядческие, и лютеранские (часовня лютеранской кирхи в Старосадском переулке), и православные храмы, часовни. И не только в Москве. Как уже говорилось, первым проектом была часовня в Таганроге. На рубеже веков Шехтель перестроил в Москве древнюю церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором на Пятницкой, которую возводил Алевиз Фрязин в начале XVI века – у ее стен в 1578 году встречали мощи князей Михаила и Феодора Черниговских. Под наблюдением Шехтеля в ней были построены западный притвор и паперть с крыльцом, обновлены росписи и устроены мраморные иконостасы.В Куркине под Москвой он построил часовню-склеп с мозаичным распятием по эскизу В.М.

http://pravoslavie.ru/31977.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010