Новая история храма начинается 4 января 1996 года, когда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия был учреждён приход воссоздаваемого храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве. Немного позже силами прихода и настоятеля был построен временный храм Живоначальной Троицы, который до недавнего времени был единственным храмом на территории района. Тысячи людей поддержали идею воссоздания храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, обращаясь в органы местного самоуправления и делая пожертвования. Сотни людей и организаций содействовали строительству. Храмовому комплексу, в который войдут: храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, часовня Божией Матери «Милостивая» и приходские здания, выделено место в южной части района Братеево, между микрорайонами 2а и 3а, в полутора километрах от первоначального положения братеевского храма. Замысел Анисимова А.А. по строительству храма в Братееве воплотила архитектурная мастерская ООО «Ракурс-АВ» под руководством Н. Эммануилова. Закладной камень был освящен 10 февраля 2010 года Архиепископом Истринским Арсением. Сейчас величественный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи стал украшением района. Небольшую золотую маковку, строгий шатер и крест можно заметить даже с МКАДа. Великим чином храм освящен 23 сентября Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в честь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 115612, Москва, Ключевая ул., 24, корп. 1 Проезд: м. Алма-Атинская Телефон: +7 495 340 88 68 Электронная почта: hrambrateevo@mail.ru Паломнику [ править править код ] Актуальное расписание богослужений см. на официальном сайте храма По вопросам расписания обращайтесь по телефону +7 925 153 37 27 с 8:00 до 19:30. Дежурный священник: в будни с 11:00 до 16:30, субботу с 13:00 до 16:00 и выходные и праздники с 13:00 до 16:30. Телефон: +7 985 297 74 71

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Источник: сайт историка Оксаны Корневой Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Крестовском был построен на средства прихожан при особом участии купца В.С. Иванова. Перестраивался в конце XIX века (пристроены боковые приделы и колокольня). Первыми основателями села Кресты (Крестовское) были крестьяне соседнего села Маслянского. Со своими семьями, скотом и лошадьми они спустились вниз по течению реки Мостовки, и здесь на необжитых землях, стали застраиваться и распахивать нетронутые рукою человека земли. Это случилось примерно в первой трети XIX века. Первоначально безымянный выселок, в связи с удобным топографическим положением, с наличием хороших рыбных, лесных и земельных угодий, а также почтовой и земской дорогами, начал застраиваться и вскоре превратился в довольно большую деревню. Своего прихода они в это время не имели и входили в приход села Маслянского. Как гласит предание, однажды, крестьяне на окраине своей деревушки у берёзового пня обнаружили икону Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. После этого икона несколько раз была уносима с крестным ходом в Маслянскую церковь, но каждый раз невидимо уходила на прежнее место. На том месте, где неоднократно появлялась икона, пробился родник. Слух об этом чуде разошелся далеко по всей России. Был поставлен огромный, в несколько саженей высоты, крест. После этого деревню стали называть «Кресты». Через несколько лет, на месте креста была построена деревянная часовня, в которой находилась икона, а в 60-е года XIX века была заменена каменной с алтарем во имя иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. Ежегодно 29 августа (ст. ст.) совершался крестный ход из Маслянской церкви, и собирались окрестные жители для поклонения иконе, которую считали чудодейственной. Слух об этом распространился, и с каждым годом сюда стало приходить всё больше и больше богомольцев. А торговцы привозили для них съестные припасы, что и положило начало торжку. Упоминания о торжке стали появляться в работах исследователей и путешественников (исследователь Урала и Зауралья иеромонах Макарий, путешественник В.П. Паршин, А. Третьяков, А. Серафимов, приходской священник и математик с мировым именем Иван Михеевич Первушин), опубликованных ими в крупнейших российских изданиях.

http://sobory.ru/article/?object=10949

Храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи По донесению Трубчевского духовного правления за 1768 г., «придельная церковь во имя Св. Николая вся заклеплена, а в настоящей Предтечевской стены выведены против дверей и окон, в коих и решётки вставлены». Вероятно, вскоре Никольский придел был освящён и храм начал действовать, так как уездное Духовное правление требовало от храма исповедные ведомости уже за 1771 год. Окончательное освящение храма состоялось в 1777 году; первым его священником стал Изот Львов. Село Ямное не сразу получило своё нынешнее название: в документах 1780-х г.г. оно называется Яменской слободой, но уже к концу XVIII века именуется так же, как и сегодня. В состав прихода, кроме самого села, входили деревни Герасимово, Старая Погощь и Новая Погощь – в последней из них позднее появился собственный храм. В храме села Ямное было два престола: главный во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи и придельный во имя Николая Чудотворца. Зданием церковь была каменная, с деревянным завершением и деревянной же двухъярусной колокольней, пристроенной к церкви в 1850-х гг. В храме насчитывалось 18 окон; его размеры составляли 27×7 м, высота колокольни – 14 м. Колоколов имелось 4; печей в храме не было. Главной святыней храма являлась икона Глава Иоанна Предтечи, которая, по преданию, была спасена при пожаре деревянной монастырской церкви в 1766 году. По рассказам местных жителей, с этой иконой совершались крестные ходы в так называемое Старое Ямное, на бывшее место монастыря, где до конца XIX в. стояла небольшая деревянная часовня-«капличка». В 1899 году эта часовня сгорела. Богослужения в храме продолжались почти до Великой Отечественной войны. Лишь весной 1941 года храм был закрыт официально; его здание, по стандартной формулировке, должно было использоваться «под культурные нужды». В годы войны церковь была взорвана, а её руины местные жители постепенно разобрали на стройматериал. Место церкви обозначено памятным крестом, поставленным около 2010 г. 2 декабря 2015 г. на кордоне Старое Ямное состоялось освящение деревянной часовни в честь Усекновения главы Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, сооружённой в память о существовавшем здесь монастыре, на средства благотворителей при поддержке музея-заповедника «Брянский лес» и братии Богородицкой Площанской пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=54523

– Приход с. Крестовскаго выделился из Маслянскаго; в состав его входят деревни Верхозина и Камышевка. Численность населения в приходе равняется 922 м. п. и 954 ж. п. Прихожане все православные, раскольников и сектантов нет. Главное занятие их – земледелие, но преимущественным источником жизненных средств служит для них ярмарка. Храм в селе Крестовском каменный, трехпрестольный. До возникновения самостоятельнаго прихода в селении Крестовском или «Крестах» была каменная часовня, воздвигнутая взамен креста на месте явления иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Крестителя. С развитием ярмарки, из доходов, получаемых за аренду торговых помещений, явилась возможность устроить храм. В деле его устроения особенно потрудился дворянин В. Ст. Иванов. Первоначальный храм, в честь Усекновения главы Св. Иоанна Крестителя, освященный в 1872 г., был не очень больших размеров, напоминал собою большую часовню, не имел даже колокольни, которую заменяла устроенная на столбах деревянная звонница. В последнее время храм расширен, к нему пристроены с южной и северной приделы и высокая каменная колокольня. Южный придел освящен в 1894 году в честь Благовещения Пр. Богородицы, а северный во имя Св. Иоанна Златоуста в 1898 году. Храм, при очень обширных размерах, отличается полным благоустройством и особенным благолепием. Иконостас главнаго храма в русском стиле, а в приделах – в готическом. Главную святыню храма составляет явленная икона Усекновения главы Св. Иоанна Крестителя. В приходе, кроме упомянутой каменной часовни на месте обретения иконы, находится еще другая каменная же в самом селе, устроенная на средства общества в память священнаго коронования Их Императорских Величеств 14 Мая 1896 года и – деревянная в д. Верхозиной в честь преподобных Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В первую, каменную, часовню с самаго основания прихода ежегодно совершается крестный ход 25 Мая и 29 Августа. При церкви имеются три дома для помещения причта и просфорни. В селе Крестовском имеется земская школа, а в д. Верхозиной – школа грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=10949

Отпевали отца Александра Меня 11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Именно поэтому, когда на месте мученической кончины священника было решено построить памятную часовню, освятили ее в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Строительство часовни началось в 1995 году по проекту главного архитектора Сергиево-Посадского района В.Д. Журавлева. В 1997 году при финансовой поддержке благотворителей и добровольных помощников к часовне были пристроены алтарь и притвор. В сентябре 1998 года храм был торжественно передан Фондом имени о. Александра Меня в дар Московской епархии Русской Православной Церкви. 25 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось освящение Престола. Со временем сюда стали приезжать паломники не только из Москвы и Подмосковья, но и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Небольшая часовня уже не могла вместить всех прихожан. Тогда было принято решение построить рядом с часовней более просторную церковь. 9 сентября 2000 г., в 10-ю годовщину со дня мученической кончины протоиерея Александра Меня, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил основание новой церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского. По свидетельству историков, в древние времена именно в этом месте проходила Переславская дорога, соединявшая Московское и Ростовское княжества. По ней из Радонежа шел преподобный Сергий, чтобы найти место для молитвенного уединения. Древняя дорога отмечена здесь Поклонным Крестом и памятным камнем с надписью: «Здесь во времена преподобного Сергия проходил древний путь, соединявший Радонеж с Троицким монастырем». Проект храма был выполнен архитектором-дизайнером Ю.В. Серегиным под руководством главного архитектора Сергиево-Посадского района В.Д. Журавлева. Автор проекта взял за основу тип бесстолпного кубического одноапсидного храма с трехлопастным завершением фасада. На территории России такие церкви начали строиться в первой половине XVI века, сначала в Москве, а затем и за ее пределами. Ярким примером подобного сооружения являются церкви мученика Трифона в Напрудном и святителя Николая в Мясниках. Характерным отличием подобных храмов является крестчатый сомкнутый свод с врезанными по центральным осям цилиндрическими сводами. На их пересечении стоит глава со световым барабаном. Снаружи фасады расчленены пилястрами. К западному фасаду храма примыкает притвор с четырехгранной открытой шатровой колокольней над главным входом.

http://sobory.ru/article/?object=00088

Источник: http://www.spblago.ru/?p=719 Пригород Сергиева Посада микрорайон Семхоз – это место, где жил и трагически погиб известный православный проповедник и писатель отец Александр Мень. Утром девятого сентября 1990 года священник был убит по пути из дома к железнодорожной станции, собираясь на службу в Сретенский храм в Новой Деревне. На месте гибели Александра Меня постепенно вырос мемориальный комплекс с часовней Усекновения главы Иоанна Предтечи и храмом преподобного Сергия Радонежского. Святыней храма является небольшая икона Иоанна Предтечи, написанная рукой отца Александра. Отец Александр Мень родился в Москве, его называли «миссионером для племени интеллигенции», а книги стали известны по всей стране и за ее пределами. Однако большая часть жизни знаменитого проповедника прошла в Подмосковье, где до конца своих дней он оставался сельским священником. Особенное место в судьбе отца Александра Меня занимал Сергиев Посад и Троицкая лавра. Он вспоминал, что «детство и отрочество прошли под сенью преподобного Сергия». В 1935 году еще младенцем будущий пастырь был тайно крещен в одном из домов в Загорске. В детстве Мень гостил здесь у схиигуменьи Марии, которая, по словам священника, во многом определила его жизненный путь. Бывая у инокини в Загорске, он часто посещал службы в Троице-Сергиевой лавре. В 1953 году Александр Мень поступил в Московский пушно-меховой институт, располагавшийся первое время в Балашихе на территории усадьбы Пехра-Яковлевское. В Балашихе он снимал жилье, пока институт не перевели в Иркутск. В 1958 году Александра Меня рукоположили в сан диакона и направили служить в Покровскую церковь в село Акулово Одинцовского района. В акуловский период он написал первый вариант «Сына Человеческого», хотя наброски к этой книге у него имелись еще с юношеских лет. Спустя два года отец Александр принял сан священника. Он стал служить в другой подмосковной сельской церкви – Покровском храме села Петровское Наро-Фоминского района недалеко от станции Алабино. Жил он в доме рядом с храмом, продолжая работать над религиозными сочинениями. В Алабино сформировался круг сплоченных прихожан, который он в шутку называл «аббатством». С 1965 года отец Александр переехал в дом родителей жены в поселок Семхоз – сегодня микрорайон Сергиева Посада. За год до этого он стал священником в Покровском храме в селе Черкизово Пушкинского района. В 1970 году он перевелся в другой приход Пушкинского района – в Сретенскую церковь в Новой Деревне, где служил до конца своих дней. Убиенного священника отпевали и погребли в ограде Сретенского храма 11 сентября 1990 года – в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=00088

К этому же приходу относилась и часовня в деревне Ряхово во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. Часовня была построена в 1887 году в память о мученической кончине Императора Александра Второго. Источник:  http://ivanhram.narod.ru/history.htm Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в деревне Ивановское Калининского района Тверской области – кирпичный однопрестольный храм, построенный в формах эклектики по образцу Вознесенской церкви в городе Торжке, расположен к югу от главной улицы деревни, на кладбище, на холме, пологий склон которого спускается к реке Шостка. Село Ивановское-Шишковых когда-то являлось центром большой вотчины князя Ивана Дорогобужского, потомка тверских князей. Вероятно, от его имени и пошло название села. В конце XV века здесь была построена деревянная церковь. В середине XVI века род Дорогобужских по мужской линии прекратился и владельцами села и вотчины стали другие помещики. В начале XVII века селом владели помещики Шишковы. В Писцовой книге 1628 г. сказано: «За Михаилом Фроловым сыном Шишковым полсела Ивановского на реке на Шостке, а на его половине церковь Иоанна Предтечи, а другая церковь Никола Чудотворец, строение помещиково, стоит на ево, вотчинниковой земле». К середине XIX века село находилось во владении трех или четырех помещиков. Храм в это время оставался деревянным. Во второй половине XIX века было решено строить в Ивановском каменную церковь, с этой целью прихожане начали сбор средств. Строительство было начато в 1877 г. по проекту новоторжского городского архитектора С. И. Гребенщикова. По желанию заказчиков за образец была взята кладбищенская церковь Вознесения Господня в Торжке (1851–1861 гг.). По причине недостатка средств проект был упрощен – колокольня возводилась без верхнего яруса. Но и в таком упрощенном виде церковь получилась эффектной за счет выгодного расположения на местности. Храм имел большую луковичную главу, которая обрушилась в перестроечное время. Над входом находилась закладная доска, которая была сбита во время бездействия церкви, но затем случайно выкопана возле храма дачниками. Надпись на доске гласила: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Основана сия церковь в честь и память святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в 1877 году августа 29 дня при державе Благовернаго Императора Александра Николаевича II-ro по благословению Алексия Архиепископа Тверскаго при священнике Иоанне Архангельском при строителе Стефане Григорьеве Кудряшове».

http://sobory.ru/article/?object=20814

В 1991 году храм передали общине верующих. Силами прихожан был проведён капитальный ремонт, собраны иконы, расписан главный алтарь, освящённый во имя главы Иоанна Предтечи. Редкий дар храму преподнесла замечательная чеховская художница Наталья Николаевна Гольдина, оформив боковые приделы инкрустацией по дереву в технике маркетри. Заново, с точным соблюдением пропорций и стиля 19 века, возведён из руин, утраченный после пожара усадебный дом, в котором прежде размещался дом пионеров, а теперь находится Воскресная школа. Единственная непоруганная святыня, сохранившаяся с момента основания усадьбы – святые родники, бьющие из-под храма. На средства прихожан-благотворителей рядом с родниками построена часовня с купальней. http://www.predtechahram.ru/church/history На левом берегу реки Лопасни в границах современного города Чехова находится историческая усадьба Садки с церковью Иоанна Предтечи. Храм был построен в XVIII веке владельцами усадьбы в память о невинно осужденном и казненном родственнике – архитекторе П. М. Еропкине. В реконструированном барском доме сегодня расположена воскресная школа, а на берегу усадебного пруда находится святой источник, деревянная часовня и купальня. Единственной полностью сохранившейся постройкой усадьбы Садки является церковь Иоанна Предтечи, возведенная в 1771 году на средства тогдашней владелицы имения из рода Еропкиных. Основателем усадьбы был в середине XVII века серпуховской воевода Андрей Еропкин. При последних владельцах Еропкиных в XIX веке в трапезной церкви были устроены приделы в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя Архангела Михаила. В те же годы была надстроена дополнительным ярусом старая колокольня. В Садках на Лопасне родился самый известный представитель рода – архитектор Петр Михайлович Еропкин. Считается, что в память о его трагической судьбе и была построена сохранившаяся до нашего времени церковь. Главный престол храма освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Об этом событии повествуется в Евангелиях от Марка и Матфея. Царь Ирод заключил в темницу почитаемого в народе пророка Иоанна за то, что тот безбоязненно обличал его за незаконный брак с женой брата Иродиадой. Царица возненавидела пророка, и стала искать повод погубить его. Однажды на пиру дочь Иродиады угодила Ироду танцем, и тот поклялся ей исполнить любое желание. По совету Иродиады дочь попросила царя велеть отсечь голову пророку Иоанну и принести на блюде.

http://sobory.ru/article/?object=00765

А.Н. Гусев (1902 г.) сообщает, что в 1803 г. было основано новое " градское " кладбище, расположенное между ул. Пушкинской (Немецкой) и ул. Артема (ул. Епархиальной) Этот участок земли в начале в. находился за пределами города и отсутствовал на городских планах до середины в. Улица Немецкая в первой половине в. заканчивалась там, где ныне к ней примыкает ул. Краснознаменная (Каплуновская). Здесь же, в первой половине в., возле Каплуновской церкви находилось кладбище. На месте этого кладбища ныне расположены корпуса НТУ ХПИ и ХГАДИ, а также прилегающие жилые дома по ул. Краснознаменной и Фрунзе. Первое градское (православное) кладбище было наиболее крупным. Его границы обусловили ул. Немецкая с востока, ул. Епархиальная с запада. В южном конце кладбища был построен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, а его северная граница проходила там, где сегодня расположена ул. Веснина. В 1828 г., с другой стороны ул. Немецкой, напротив православного кладбища было выделено место для захоронений христиан иных исповеданий (ныне кладбище Южнее располагалось кладбище лютеран, а севернее - католиков При входе во второе городское кладбище и ныне сохранилась бывшая часовня, построенная в псевдоготическом стиле. Севернее православного кладбища располагалось кладбище мусульман, которое было упразднено во второй половине в. Строительство кладбищенского Свято-Иоанно-Усекновенского храма началось только 25 мая 1845 г. по проекту харьковского губернского архитектора А.А. Тона. Работы продолжались 12 лет, т.к. из-за ошибки в инженерных расчетах в начале 1850-х гг. произошло обрушение центрально купола храма. Примечателен тот факт, что никто из прихожан и причта храма не пострадал. Работы были окончены к 1857 г. Свято-Иоанно-Усекновенский храм был освящен св. Иннокентием (Борисовым), арх. Харьковским и Ахтырским. В храме было установлено печное отопление. Согласно устным преданиям, возле храма была построена звонница. О меценатах Свято-Иоанно-Усекновенского храма сведений практически не имеется. Внутри храма возле северной стены находится захоронение одного из меценатов храма - П.К. Верховского, который скончался в 1861 г. Первым настоятелем Свято-Иоанно-Усекновенского храма стал священник Иоанн Чудновский, который скончался 18 февраля 1859 г. и был погребен у северной стены храма.

http://sobory.ru/article/?object=04036

В 1812 году, когда в Москву вошел Наполеон, монахини тайно ушли в Хотьков монастырь. Имущество монастыря было разграблено и сожжено. Решением Священного Синода 1813 года Ивановский монастырь был упразднен, а в 1859 году по ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова) государь император Александр II утвердил проект восстановления обители. В начале 1860 года началась ломка ветхих зданий монастыря. Однако строительство затянулось почти на 20 лет. С возобновлением в 1879 году монастыря при нем были организованы церковное училище для девочек-сирот и больница для монахинь всех московских монастырей, иконописная школа для сестер обители, ясли для детей-подкидышей. К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. С началом Первой Мировой войны все они, кроме обычных монастырских послушаний, шили белье для русской армии. Уже в 1918 Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь – «Ивановский Исправдом на Солянке», где в 20е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елисаветинская церковь продолжали действовать как приходские, при них проживали около ста насельниц. В 1926 году храмы были отобраны. Монастырский Собор святого Иоанна Предтечи присмотрело для своего хранилища Губернское архивное бюро, а Елисаветинская церковь отошла в распоряжение лагерного начальства. Затем в монастыре находилась школа НКВД, позднее МВД. В 1992 году монастырь был передан Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II монастырь был приписан к храму святого князя Владимира. В его восстановлении активно участвует Московское благотворительное братство святого равноапостольного князя Владимира. Сейчас в монастыре силами Братства открыта часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи, реставрирован больничный корпус, восстановлен и освящен больничный храм преподобной Елисаветы. Первая служба в храме состоялась 28 апреля 1995 года, в пятницу Светлой седмицы, когда празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный Источник». 8 сентября 2002 года был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора, в котором воссоздана уникальная живопись.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010