147 Малое житие. Гл. IX. С. 8: ναν τε τοτ (т. е. Βαρθολομαω), σν κλειν Γρηγρ τ δ πομν συνανεδεματο. По Афонской рукописи 769 то же самое, только глагол δεματο. В Большом житии (Migne, gr. ser. T. CV. P. 963) дается понятие не о постройке нового здания, а только о восстановлении (ναν γνω κα τοτ (т. е. Βαρθολομα) ναδεμασθαι, или, как в латинском переводе – restaurare). Не была ли эта церковь в развалинах или заброшена, а потом восстановлена Иосифом? Едва ли; ср. выше: «место вне града уединенно и пустынно…» Болландисты называют не храм (templum), а часовня (sacellus). Синаксарист Никодим говорит (что и верно) о новой постройке: κτισε ναν ε τ νομα το ποστλου μο με τν γιον Γρηγριον τν Δεκαπολτην. Συναξ. τ. β. 261. Частица μο может указывать на совместность в постройке самого храма и на совместность его посвящения обоим святым. Но так как преподобный Григорий умер уже сравнительно давно, то нужно думать последнее, т. е. что храм был посвящен и еще св. Григорию. Это находит себе поддержку в том уважении, какое питал Иосиф к своему преподобному другу, составив ему даже особый канон впоследствии, а может быть, и вскоре по получении песнотворческого дара. 151 Большое житие, Migne, gr. ser. T. CV. P. 965: πρ γρ τ το μεγλου μνμη, т. е. прежде памяти великого, а выше назывался св. ап. Варфоломей. По Мал. жит. Гл. IX. С. 8 указывается другое время и другое лицо – πρ τ το σου μνμη Γρηγορου. 152 Migne, gr. ser. T. CV. P. 965. Большое житие дополняет эту историю риторикой и влагает в уста св. Апостола такие слова: «да благословит тебя рука Божия и твой язык да окружат моря учений (σο τν γλσσαν θλασσαι δογμτων περικυκλσωσι), а в сердце да вселится Дух Святый и вся вселенная да будет услаждаема (περιθλξαιεν) твоими песнями, и сказал бы некто, как мысленные сирены, они пусть принесут наслаждение посредством дара мыслей, орошающего слово и отовсюду благоухающего…» 153 Мал. жит. Гл. IX. С. 8: ο συντττειν παραυτκα ωσ παρξμενο τ μνεια ε πρα στα τατα προνεγκεν.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Замечательна в храме за левым клиросом храмовая икона св. Николая – это резное, прилично окрашенное изображение святителя и, вероятно, очень древнее. При церкви находится каменный двухэтажный дом для священнослужителя и братии, стоивший более 17 000 руб.; храм в ските византийско-готической архитектуры. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39. У самого входа в Монастырскую бухту, на маленьком островке расположен " сторожевой пост " Валаама - Никольский скит. В начале XIX века на островке была сооружена часовня во имя Святителя Николая Чудотворца. Нынешний же храм Никольского скита, ставший своего рода " визитной карточкой " Валаама, был построен в 1853 году. Петербургский купец Николай Солодовников, наречённый в крещении в честь свт. Николая, совершив паломничество в Валаамский монастырь, пожелал, чтобы в честь его небесного Покровителя вместо скромной часовни был построен храм. На это он пожертвовал 50 тыс. рублей серебром. Проект храма выполнил замечательный зодчий Алексей Максимович Горностаев, ставший наряду с Константином Тоном одним из основоположников так называемого русского стиля в отечественной архитектуре. Лучшие из его работ, безусловно, представлены на Валааме. В качестве образцов для создания Никольской церкви он использовал русские шатровые храмы XVI века. При всей своей кажущейся простоте храм смотрится на редкость гармонично. Вызывая ощущение нерукотворности, он будто сам собой вырастает из маленького острова и тянется от прозрачных ладожских вод к северным небесам. Известный французский писатель Александр Дюма, совершая в 1858 году путешествие по России, побывал и на Валааме. Церковь Никольского скита произвела на него столь сильное впечатление, что он назвал её " вынутой из бархатного футляра доагоценностью " . Спустя 5 лет после возведения церкви на Никольском острове был построен 2-х этажный келейный корпус. В нём располагались все службы, необходимые для повседневной жизни иноков и тёплая домовая церковь во имя прп. Иоанна Дамаскина - великого святого песнописца 8 века - небесного покровителя валаамского игумена Дамаскина, при котором был построен скит.

http://sobory.ru/article/?object=05452

В монастыре была создана знаменитая Лаврентьевская летопись, повествующая о событиях во Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII веках, именно в Рождественской обители было написано Житие и служба святому благоверному князю Александру Невскому. Сегодня главной святыней обители являются мощи святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца. Собор Рождества Богородицы во Владимире " за ненадобностью " был разобран в июле 1930 г., а на его месте устроили спортивную площадку. В 1992 г. монастырь возвратили Владимиро-Суздальской епархии, он вновь действует. Позднее на месте утраченного лавра была установлена деревянная часовня. В сентябре 1995 г. посетивший Богородице-Рождественский монастырь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Восстановлению храма предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1995-1999 гг., во время которых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент. В 1999 г. начались работы по строительству нового собора, являющегося храмом-памятником, работы велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 г. освящение собора совершили Калужский митр. Климент (Капалин) и Владимирский архиеп. Евлогий. При строительстве нового Рождественского собора не ставилась задача воспроизводить облик древнего храма. Вот как объяснил тогда архитектуру нового храма выдающийся реставратор, директор ОАО «Владимирреставрация» Игорь Столетов: «Мы сделали синтез образа белокаменного зодчества XII века, построенного в XXI веке». Единственное прямое восстановление состояло в том, что крест нового собора Рождества Богородицы расположили ровно по вертикали креста прежнего храма. Новый собор Рождества Богородицы во Владимире открыл свои двери в 2004 г. 1191 г. - храм заложен по указу великого владимирского князя Всеволода Юрьевича, основателя монастыря. Постройка закончена, и церковь освящена 27 октября 1196 г. В храме находилась гробница Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=02747

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иосиф Песнописец Иосиф Песнописец (греч. Ιωσφ μνογρφος; + 883 / 886 ), преподобный Память 4 апреля Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес . В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Феофила (829-842) - время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и патриарх были иконоборцами. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и папа Лев III , неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит . Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину.

http://drevo-info.ru/articles/10027.html

Песнь 8 Ирмос восьмой песни говорит о том, что нет праздника и торжества выше, чем сей день Пасхи Христовой, он единственный в своем роде, «царь и господин» всех праздников («суббот»), «Праздник из праздников и торжество из торжеств». «Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь», – написал песнописец. День Господень, воскресенье – первый и как бы восьмой день седмицы. Этот день назван одним («един»), а не первым, потому что он служит прообразом будущего века, а тогда «это будет тот самый восьмой век, с невечерним и неизменным светом, и это будет один нескончаемый день», – объясняет св. Никодим. Этот день – «царь», потому что он есть царь всех других дней года. Он «господь», ибо назван так от имени Господа и «начальствует над всеми другими днями седмицы и превосходит их» . В первом тропаре песни преподобный Иоанн призывает всех в этот день вкусить «винограда нового урожая (Мф. 26, 29; Пс. 103, 15) – божественной благорасположенности (друг ко другу)» и стать «общниками Царства Христова» через принятие закона Евангельской любви . По слову св. Никодима, тропарь призывает всех к причащению Тела и Крови Христа по сказанному Им ученикам: «…Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 29). Царствием же Отца Спаситель назвал Свое Воскресение. Песнописец призывает всех «пить от божественного веселья нового питья виноградного. А веселье он назвал божественным, потому что это духовное вино, то есть таинственная кровь нашего Господа, умопостигаемо веселит сердца нас, причащающихся… Новым же наименовал это питье, потому что оно обновляет и делает нетленной нашу ветхость и тленность». Поэтому св. Никодим призывает всех, не имеющих канонических препятствий, непременно причащаться в самый праздник Пасхи: «Истинная Пасха христиан – это Христос, Которого они причащаются в Таинствах, как и Павел утверждает: Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас” (1Кор. 5, 7)». А не причащающиеся «совершают Пасху не истинную, но мирскую, то есть заключающуюся только в пасхальной еде, которую они вкушают, и в нарядной одежде, которую надевают» .

http://pravoslavie.ru/120836.html

Keywords: grace, freedom of will, synergy, St. Macarius the Great. Раздел IV. Литургика Тема покаяния царя Давида в церковной гимнографии Иеродиакон Серапион (Залесный), магистрант МДА Аннотация: В статье рассматривается отражение темы покаяния царя Давида в церковной гимнографии. Автор анализирует Великий покаянный канон, доказывая, что лица священной истории, в том числе царь Давид, являются для преподобного Андрея Критского образами духовной жизни. Сравнивая согрешившего царя Давида с собственной душой, преподобный Андрей призывает её к умилению и плачу. Образцом покаяния является Давид и для авторов Октоиха, где этот ветхозаветный персонаж тоже встречается исключительно как пример покаявшегося грешника. Кроме того, Церковь призывает нас вспомнить о покаянии Давида перед вступлением в Великий пост . Таким образом, автор показывает, что в церковной гимнографии поэтически преломляются события Священной истории. Ключевые слова: царь Давид, покаяние, Великий покаянный канон, церковная гимнография. Среди персонажей ветхозаветной истории, к образам которых многократно обращались церковные песнописцы, особое место принадлежит царю Давиду. Тот, о котором Господь сказал: Нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои ( Деян.13:22 ), кто делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей ( 3Цар.15:5 ), будет на всём протяжении существования израильской монархии эталоном и мерой благочестия для царей, высшей похвалой для которых будет фраза летописца: И делал он угодное в очах Господних во всём так, как делал Давид, отец его ( 4Цар.18:3 ; см. также 3Цар.15:11 ; 2Пар.29:2 ). Живя в Ветхом Завете, Давид «возвысился над требованиями закона и достиг апостольского совершенства» 176 . Нетрудно заметить, что, говоря о нравственных уроках, которые можно извлечь из жизни Давида, церковные песнотворцы прежде всего делают акцент на его покаянии. Говоривший о себе с уверенностью: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь ( Пс.15:8 ), этот ветхозаветный праведник лишь один раз в своей жизни нарушил это правило – и тут же поколебался и подвергся падению. Но падения для тех, кто всем сердцем ищет Бога, могут послужить к ещё большей для них пользе. Так, преподобный Иоанн Лествичник похваляет «падших и плачущих паче непадших и неплачущих о себе, потому что те чрез падение восстали восстанием благонадёжным» 177 . То же случилось и с Давидом. Подвергшись совершенно неожиданному для себя падению, он принёс искренне покаяние пред Богом и на века явился образцом покаяния для всех, желающих примириться с Богом и изгладить последствия своего греха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    «Умилостиви Его и говением» — истинным поклонением Триединому Господу; щедростью сердца, готового к покаянию; снисходительностью к облеченному в плоть образу Божию, запечатленному в ближнем твоем; высшим почтением Господних заповедей; хранением Божественной благодати «с благоговением и страхом» (Евр. 12:28); кроткой и благоговейной верой, всегда готовой «всякому дать отчет в своем уповании» (1 Пет. 3:15). Что более приятно Богу, чем говейная жизнь наша? И что более полезно для нас, — ведь «за благоговение» бывает услышана всякая сердечная молитва (Евр. 5:7)!    Вот какому посту — Богоустремленному, несамовольному, молитвенному, чистому, говейному, утесняющему не плоть, но грех, освобождающему от пут сатанинских душу для непрестанного радования (См.: 1 Фес. 5:16) о Господе! — вот какому посту научает тебя Христос Бог, душа моя, говоря: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16—18).     Помилуй мя, Боже, помилуй мя    Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее, и мытари, и прелюбодеи кающиися    Послушай, душа моя, покаянный призыв преподобного песнописца, к тебе обращенный: «Христос вочеловечился, призвав к покаянию разбойников и блудниц; покайся, душа, ведь уже открылась дверь Царствия, и прежде тебя добиваются его фарисеи и мытари, и прелюбодеи кающиеся!».    Во дни оны сказал Господь ученикам Своим: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16), — «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).    Пришествием Христовым «прейде сень законная» — прошло время, когда Господь обращался к человеку, творению Своему, через «образ и тень небесного» (Евр. 8:5) (ποδει’γματι χαι’ σχι τν πουρανι’ων, exemplari et umbrae caelestium), через «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр. 10:1) (σχιν — тень, призрак,очертание — τν μελλο’ντων γαθν, οχ ατν εχονα — изображение — τν πραγμα’των, umbram — тень, место сумрачное, темное, мрачное — bonorum futurorum non ipsam imaginem — внешнее проявление — rerum). (То, что по-русски переводится всегда только как образ, по-латыни и по-гречески далеко не столь однозначно и передается разными словами; поэтому стоит посмотреть, как именно то или иное место звучит в греческом оригинале и на латыни Вульгаты.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Ведь даже святые апостолы Лука и Клеопа не смогли узнать Господа, когда встретили Его на пути в Еммаус, пока смотрели на него физическими глазами, — они видели Его, но не узнавали, несмотря даже на то, что «горели в них сердца их»; и только тогда, когда «открылись у них глаза» внутренние, зрение духовное, тогда «узнали они Его» — в то время как физическими глазами уже не могли увидеть: «Он стал невидим для них» (Лк. 24:13—32).    Слушай, душа моя, — «образ мира сего проходит» (1Кор. 7:31), пройдут и буквы, которые ты стремишься различить в темноте церковной. Останется лишь то, что ты сложишь у себя в сердце...    А смотреть — смотреть нужно на казни, которые преследуют недостойных, об этом и в Апокалипсисе сказано: «Иди и смотри» (Апок. 6:1, 3, 5, 7). Смотреть и вразумляться.     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.     Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается: востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?    Трижды святые евангелисты повторяют нам предупреждающие слова Христовы. «Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24:33), — записывает эти слова Матфей. «Так и когда вы увидите то сбывающимся, знаете, что близко, при дверях» (Мк. 13:29), — повторяет за ним Марк. «Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» (Лк. 21:31), — повествует и богоглаголивый Лука о времени «явления знамения Сына Человеческого» (Мф. 24:30), том времени, которое назвал блаженный песнописец временем конца.    Ведь конец наш — не смерть физическая, которая разлучит нас с привычной нам материей: с телами нашими, с миром сим, с теми, кто останется на этой земле. Конец — это «смерть вторая», когда «судим будет каждый по делам своим», когда «смерть и ад повержены будут в озеро огненное» и с ними те, кто не выйдет оправданным из этого Страшного Суда (Апок. 20:14; также: Апок. 20:13, 21:8)...    Ужаснулся любимый ученик Христов, видя «озеро, горящее огнем и серой» (Апок. 21:8), — участь нечестивых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Видишь ли, душа, раба Божия, кому порабощаешь ты себя?    Видишь ли, сколь необходимо тебе очиститься?     «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали, — обращается и к тебе, душа моя, божественный Иоанн Богослов; — а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:1—2). «Не сказал Иоанн: “взял» грех, но берет, потому что Он каждый день берет на Себя грехи наши, одни через крещение, другие через покаяние», — так толкует блаженный Феофилакт слова Евангелия любимого Христова ученика.    Читая эти мудрые слова, остерегись, душа моя! Сказано тебе: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14:1; ср.: Ин. 14:27). «Да не смущается сердце» твое, когда творишь добро, когда являешь дела веры в Триединого Господа. Но сама вера пусть подскажет тебе, когда начинаешь делами своими отклоняться от Богом установленного пути: остановись! ибо каждым движением своим приносишь ты Христу не плоды веры твоей, но плоды греха.    Он, по великой милости Своей, готов взять их на Себя, когда ты искренне каешься.    Но того ли Он ожидает от тебя? Того ли, чтобы ты каждый день каялась и, после сего, вновь впадала в сети погибели? Или же — того, чтобы ты, покаянием омыв себя от смрада дел греховных, в чистых одеждах вступила на путь праведности, чтобы уже не оставлять его?     Помилуй, Боже, помилуй мя.    Пощади, Спасе, Твое создание и взыщи, яко Пастырь, погибшее, предвари заблуждшаго, восхити от волка, сотвори мя овца на пастве Твоих овец.     «Пощади, Спасе, Твое создание, и взыщи, как Пастырь, пропавшую овцу, укажи дорогу заблудшему, отними у волка, сделай меня овцой в стаде Твоих овец!» Так говорит мудрый песнописец, так он призывает и тебя, душа моя, возоиить ко Господу твоему. Потому что «это прилично говорить всякому человеку. И пророк, сказав, в чем преуспел, снова говорит о себе, что он — овча заблудшее, соблюдая этим свое смиренномудрие, и нарочно сам себя умаляя и унижая, чтобы не превозноситься, согласно с повелением Господним: «егда сотворите вся, глаголите: раби неключими есмы» (Лк. 17:10). Поэтому и заключение целого псалма увенчивает уничижением самого себя».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Аминь. Речь в день празднования тысячелетия со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, произнесенная после молебна на Ивановской площади в городе Казани, 6 апреля 1885 года. «Возведи окрест очи твои, Сионе»! До пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа один только Иерусалим, «град Сионский», с своим единственным тогда во всей вселенной храмом Богу истинному был городом святым, жилищем Божиим, и одни только Евреи, чада Авраамовы, как носители истинного Боговедения и Богопочтения, были народом избранным, достоянием Божиим, «чадами Сиона» и «семенем святым». С пришествием же Христовым, с установлением завета нового, Царство Божие распространилось по всей земле, открылось во всех концах вселенной. Из Иерусалима, как из центра, слово евангельское простерлось до конечных пределов земли, дошло и до язычников, которые, как не имевшие света истинного Боговедения, назывались дотоле народом, «седящим во тьме и сени смертней», но которые теперь, как просвещенные светом Христова учения, суть также «народ избранный, семя святое, семя Израилево». И «град святый» ныне уже не один только Иерусалим, а всякое место, всякий град и страна, где славится и призывается всесвятое имя Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и «храм Божий» ныне тоже не один на земле, а безчисленное множество: ими, можно сказать, усеяно все лицо земли, и «святое семя Израилево», достояние Божие, расширилось и разрослось теперь в народ великий и многочисленный, как песок морской, – народ христианский. «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» ( Деян. 1, 8 ), говорил Господь Своим ученикам, указывая на всемирное распространение проповеди евангельской. Но так как до пришествия Господня только один Иерусалим был городом святым и свет христианского учения оттуда распространился по вселенной, то он и называется в церковных песнопениях Сионом святым, материю церквей, Божиим жилищем: «Радуйся, Сионе святый, Мати церквей, Божие жилище» (Стихира Октоиха, гл. 8). Провидя духом такое всемирно-историческое значение Иерусалима и созерцая повсюдное распространение Царства Христова, Царства Божия на земле, один из величайших ветхозаветных пророков восторженно взывал: «Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет и слава Господня на тебе возсия. Се, тьма покрыет землю, и мрак на языки, на тебе же явится Господь, и слава Его на тебе узрится. И пойдут царие светом твоим, и языцы светлостию твоею» ( Ис.60:1–3 ). А святый песнописец христианский, видя исполнение сего пророчества во всемирном торжестве христианского учения и повсюдном его распространении радостно воспел это торжество словами пророческой же песни: «возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь, се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010