Фатеево. Церковь Александра Невского. Часовня в память об избавлении Государя Императора Александра II от руки злодея 4 апреля 1866 г. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Александра Невского Год постройки:1870. Часовня перестроена в церковь в 2010 г.. Адрес: Россия, Кировская область, Кирово-Чепецкий район, с.Фатеево Координаты: 58.4099, 49.958251 Проезд:По трассе Киров - Кирово-Чепецк, поворот направо, обозначен указателем, до с. Фатеево афальтовая дорога Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1763 году началось строительство церкви в селе Фатеево. За 5 лет церковь была построена. В 1768 году при царствовании Екатерины II, церковь была включена в число действующих. Служителей церкви в то время было 5 человек, а церковный приход обслуживал 30 деревень. К Богородицкой церкви была приписана деревянная часовня при селе. Это одна из немногих часовен, сохранившихся на территории Кировской области до наших дней. Была построена в 1870 г. усердием Салтыковского сельского общества. Разрешение на ее возведение дал сам император Александр II, а сообщил об этом министр государственных имуществ 30 июня 1866 г. Часовня была поставлена местными крестьянами в память «об избавлении Государя Императора Александра II от руки злодея 4 апреля 1866 г.». Убранство часовни составляли две иконы: святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца. В настоящее время силами жителей Фатеевского сельского поселения при участии администрации сельского поселения проводятся работы по реконструкции памятника архитектуры. Часовня Александра Невского - одна из немногих часовен, сохранившихся на территории Кировской области до наших дней. Была построена в 1870 г. усердием Салтыковского сельского общества. Разрешение на ее возведение дал сам император Александр II, а сообщил об этом министр государственных имуществ 30 июня 1866 г. Часовня была поставлена местными крестьянами в память «об избавлении Государя Императора Александра II от руки злодея 4 апреля 1866 г.». Убранство часовни составляли две иконы: святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца.

http://sobory.ru/article/?object=28807

Фатеево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородицкая церковь в Просницком /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о селе Фатеево встречается в Вятских епархиальных ведомостях за 1681 год, согласно храмозданной грамоте архиепископа Ионы в связи с построением новой деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По свидетельству неофициальных источников, село было основано гораздо раньше - примерно в 1565-1570 годах, во время царствования Ивана Грозного. Первые жители обосновались на высокой горке возле реки Малая Просница. Первоначально здесь была одна улица вдоль реки (ныне ул. Заречная) и называлась она Евдокимовский выселок, по имени жителя Евдокима Малых. Затем её название изменилось и называлось по имени Терентия Баранова – «Займище Терентия Баранова», когда в России была организованна почтовая служба (при первой переписи) - её стали называть по имени жителя деревни Фотия - Фотеевцы. Фотий держал перевоз царской почты - двух лошадей, на которых возил почту из Вятки до села Полом. В 1763 году началось строительство церкви в селе Фатеево. За 5 лет церковь была построена. В 1768 году при царствовании царицы Екатерины II церковь была включена в число действующих. Служителей церкви в то время было 5 человек, церковный приход обслуживал 30 деревень. К Богородицкой церкви была приписана Деревянная часовня при селе. В 1771-1780 годы построена каменная теплая церковь. Богородицкая церковь была закрыта в 1938 году в связи с арестом попечителя отца Шкляева Владимира Петровича. Он был осужден на 8 лет и умер в лагерях. В 1939 году здание церкви разобрали на строительный материал для Кирово-Чепецкой ТЭЦ-3. В настоящее время силами жителей Фатеевского сельского поселения при участии администрации сельского поселения, проводятся работы по реконструкции памятника архитектуры «Часовня» - это одна из немногих часовен, сохранившихся на территории Кировской области до наших дней. Была построена в 1870 г. усердием Салтыковского сельского общества. Разрешение на ее возведение дал сам император Александр II, а сообщил об этом министр государственных имуществ 30 июня 1866 г. Часовня была поставлена местными крестьянами в память «об избавлении Государя Императора Александра II от руки злодея 4 апреля 1866 г.». Убранство часовни составляли две иконы: святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца. В 1912 году была проведена перепись, по этой же переписи в селе Просница была церковь с часовней, в ней работало 2 священника, псаломщик и дьякон.

http://sobory.ru/article/?object=34207

Остров. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Собор Святой Троицы. Действующий. Построен в 1790 году на Торговой площади по повелению императрицы Екатерины Второй на месте прежней деревянной Воздвиженской церкви, уничтоженной в 16 веке войском польского короля Стефана Батория. Самый монументальный памятник культового зодчества дореволюционного Острова. Архитектурный стиль - классицизм. В 1802 году над центральным входом была воздвигнута трехъярусная колокольня, на которой висело 7 колоколов и пристроен придел Ильи Пророка. В 1847 году в храме на средства купца И.Л. Мамонова были устроены еще два придела: во имя святого Иоанна Богослова и во имя святого Митрофана Воронежского Чудотворца. 3 мая 1883 года на колокольне собора были установлены главные городские часы с боем петербургской фирмы Винтер, на что было затрачено 1260 рублей. В 19 - начале 20 веков в храме неоднократно происходили перестройки (с северной и южной стороны были пристроены два крыльца, упразднены приделы Ильи Пророка и Воздвижения, уложен мозаичный пол и пр.). Но в целом Троицкий собор сохранил прежние архитектурные формы. Главный колокол Троицкого собора весил 155 пудов 25 фунтов. На нем имелась надпись: «При императоре Александре Втором, при епископе Павле, при протоиерее Флоринском и священнике Иоанне Харлове, заказан ктитором Иоанном Васильевым Новиковым». Причт состоял из трех священников, дьякона и двух псаломщиков. К собору были приписаны кладбищенская церковь Жен-Мироносиц города Острова и домовая Богоявленская церковь в имении Валуевых с. Жеребцове. Неподалеку от собора в 1873 году была поставлена часовня во имя преподобного Иосифа Песнописца «в память избавления жизни императора Александра Освободителя от рук убийцы» (не сохранилась). В годы советской власти собор одно время был закрыт, но затем вновь возвращен верующим. Информация: В. Орлов «Храмы Псковской земли» Главная достопримечательность площади, носящей имя Клавы Назаровой (бывшей Базарной) - изящный Троицкий собор. Строительство этого храма связано с именем Екатерины II. Инспектируя в 1780 году новоустроенные губернии, она проездом побывала в Острове. Город на правом берегу Великой тогда только начинал строиться по недавно утверждённому плану. Центром его должна стать площадь с возведённым на ней городским собором. На его возведение императрица пожаловала 6000 рублей. Что-то добавило уездное казначейство, что-то было собрано " иждивением граждан " - в 1786 году начались строительные работы. В 1790 году соборный храм Острова освятили. Впоследствии он неоднократно перестраивался - над трапезной поднялась колокольня, освящались и упразднялись приделы, поднимались на колокольню новые колокола, внутри церкви шли " поновления " и перестройки, облагораживалась прихрамовая территория...

http://sobory.ru/article/?object=03425

Мощи А. вместе с частицами мощей Иоанна Крестителя были перенесены св. Григорием Просветителем (III-IV вв.) в города Арташат и Багаван, где он установил почитание этих святых вместо культа местных языческих богов. Из Армении почитание святого распространилось в Грузию. В груз. календарях праздник Атенагеноба , день памяти А., заместил древний языческий праздник Вардоба. В К-поле была часовня, посвященная А., к-рая находилась при Элефантинских воротах, соединявших имп. дворец с ипподромом. Сохранились пространные греч. жития А.: анонимное (BHG, N 197), созданное ранее 890 г.; приписываемое Анисию (BHG, N 197b) и в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 176-179) (BHG, N 197е). Согласно зап. традиции, А. принял мученическую смерть в огне. В Римском мартирологе его память отмечается 16 июля и 18 янв. (MartRom. P. 26, 290-291), в Иеронимовом и Сирийском (411-412 гг.) - 24 июня (MartHier. P. 394; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 627). В ряде календарей к-польского происхождения память А. указывается 17 июля: в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 825-826), Типиконе Великой ц . X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 344), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 216). Согласно этим памятникам, служба А. совершалась в к-польской ц. вмч. Георгия в Кипарисии. В большинстве греч. рукописных календарей память А. отмечается 16 июля: в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 545-546), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 454, 461-462) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 130). Под этой датой она внесена также в печатные греч. Минеи (Венеция, 1591). Наиболее раннее свидетельство почитания А. на Руси - упоминание святого в рукописях кон. XI - нач. XII в. под 17 июля в месяцеслове Мстиславова Евангелия (Апракос Мстислава Великого. С. 274) и в последовании с каноном Иосифа Песнописца под 16 июля в служебной Минее (РГАДА. Тип. 121. Л. 1-2об.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный под 17 июля в нестишной Пролог (древнейшие списки 1-й пол. XIV в.- РГАДА. Тип. 173. Л. 165; Тип. 174. Л. 120об.). В 1-й пол. XIV в. житие было вновь переведено юж. славянами в составе Стишного Пролога. Пространное житие (BHG, N 197) переведено на слав. язык не позднее XII в., один из старших рус. списков в Волоколамской Минее XV в. (РГБ. Вол. 598). В ВМЧ помещены пространное житие и 2 проложных жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 317 (2-я паг.)).

http://pravenc.ru/text/77086.html

Храм был причислен к придворному ведомству. К собору была приписана находившаяся на Торговой площади каменная часовня преп. Иосифа Песнописца, построенная в 1868 году (арх. Н. Л. Бенуа), разрушенная в 1957 году. После революции стал приходским собором. В 1922—1937 годах в нём находилась кафедра епископа Петергофского Николая (Ярушевича). В 1938 году собор был закрыт. Предполагалось взорвать храм. В 1941 году была содрана облицовка глав. Как и многие другие памятники Петергофа здание сильно пострадало во время войны. Северная часть собора была разрушена в связи с тем, что в храме находился немецкий корректировщик, следивший за передвижением советских кораблей. Его пытались сбивать. После войны здание храма использовался под склад тары. С 1972 года собор был взят на учет, а в 1974 году — под охрану государства как памятник истории и культуры. В том же году были установлены строительные леса для проектных работ, которые выполнялись архитектором-реставратором Е. П. Севастьяновым. К 1980 году были установлены купола, а к 1987 году были завершены все работы по реставрации фасадов, которые проводило Ленинградское объединение «Реставратор». Предполагалось устроить в храме музей или концертный зал. Современное состояние [ править править код ] В 1989 году собор был возвращён церкви. С 1990 года шла реставрация интерьеров собора, иконостаса. 9 июля 1994 года храм был полностью освящён Патриархом Алексием II. Архитектура и внутреннее убранство [ править править код ] Собор был построен в формах русского зодчества XVI—XVII веков. Рассчитан на 800 человек. Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами. Его высота составляет около 70 метров. Внутреннее убранство храма Стены, облицованные темно-красным и светло-жёлтым кирпичом и поливными изразцами, украшены колонками из песчаника и изразцами. Апсиды оформлены глухими колончатыми аркатурами. На фасадах были помещены иконы святых — покровителей членов императорской фамилии. Собор окружён крытой галереей, в которой имеются специальные помещения для освящения яиц, куличей и пасхи. У каждого из четырёх входов были спроектированы сени для верхней одежды. На боковых фасадах расположены лестницы на хоры. У главного входа прилегают шатровая звонница, часовня и два крыльца. Вход в часовню украшен арочным порталом из тесового камня.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_апостоло...

Сейчас есть проектное решение построить часовню «Знамение». Поэтому она также изображена на иконе. Следующий храм, построенный на этом же месте, – деревянная церковь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Название храму дал владелец имения Петр Разумовский. По-моему, в 1780 году в Петергофе был построен каменный храм святых апостолов Петра и Павла – один из старейших храмов Санкт-Петербурга, прихожанином которого я и был до строительства нашего комплекса. Часовня Иосифа Песнописца Вы видите на иконе и наш храм преподобной Анастасии Киевской, и храм-часовню св. Иоанна Предтечи, и храм Цесаревича Алексия, и часовни в честь Георгия Победоносца как покровителя всего нашего Отечества, великомученицы Екатерины, Иосифа Песнописца как покровителя семейных традиций. Изображены тут и сгоревший во время войны храм святителя Николая Чудотворца на территории Шуваловского кладбища, и современный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Шуваловском комплексе, что по пути к нам. Это самая восточная точка Знаменского имения, где построен коммерческий развлекательный комплекс. К счастью, его строитель построил этот храм и стал его ктитором. – А почему помимо перечисленных вами святых и Царской семьи на иконе изображены Адам и Ева? – С одним из настоятелей нашего храма пришло много прихожан, и один из них имел прадеда, прославленного в лике святых. Помню, как все с неким благоговением смотрели на него. Именно это обстоятельство дало повод задуматься, а есть ли в моем роде святые. Адам и Ева – наши прародители, святые в роду каждого из рода человеческого. А еще они духовные покровители семьи – как родители, воспитавшие более 30 детей, из которых двое причислены Православной Церковью к лику святых. Пример семейного благополучия для всех нас. А еще на иконе изображены святой благоверный князь Александр Невский и врач Царской семьи Евгений Боткин, не так давно причисленный к лику святых. Князь Александр Невский был первым владельцем этой земли, которая в XII веке называлась Ижоры и входила в состав Новгородского княжества. Он наш первый владелец. А Евгений Боткин на самом деле был прославлен в вечности у Бога одновременно с Царской семьей.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/15/...

Святой источник во имя святого великомученика Дмитрия Солунского воссозданный общиной храмов деревни Артёмово и усадьбы «Мураново» в 2005 году. 56° 5 " 21.64 " N, 36° 48 " 20.64 " E Деревянная часовня на сельском кладбище, отмежеванном во 2-й четв. XIX в., была сломана в ХХ в. Новая деревянная же однокупольная часовня эклектичной архитектуры выстроена в 2001-2002 гг. рядом с братской могилой по проекту арх. А.М. Тоняна. 55° 41 " 54.36 " N, 37° 3 " 11.17 " E Небольшая деревянная рубленая часовня (первоначально планировалась церковь-часовня) построена на средства местных жителей. Одноглавая, под четырёхскатным шатром, с повалами на фасадах. Освящена в 2012 г. 54° 54 " 36.28 " N, 37° 25 " 11.29 " E Кирпичная часовня при больнице им. Семашко, сооруженная в 2010-2012 гг.. Одноглавая постройка, близкая к сооружениям неорусского стиля. Освящена 04.11.2012 г. 55° 51 " 50.38 " N, 38° 12 " 36.85 " E Часовня устроена в нижнем ярусе деревянной шатровой колокольни при Скорбященской церкви, выстроенной в 2001 г. 55° 26 " 53.52 " N, 37° 29 " 53.32 " E Кирпичная часовня, выстроенная над чтимым источником в лесу, неподалёку от территории санатория Ерино. Чуть ниже расположена открытая купальня. 55° 29 " 32.76 " N, 37° 45 " 5.54 " E Деревянная часовня, построенная Ф.И. Руснак. 55° 59 " 8.90 " N, 37° 6 " 8.61 " E Деревянная однокупольная часовня на территории Центральной клинической больницы восстановительного лечения. Построена и освящена в 2005 г. 55° 40 " 57.04 " N, 37° 54 " 51.77 " E Кубическая кирпичная шатровая часовня. Выстроена в память 60-летия Победы. Интересно убранство фасадов здания гжельской майоликой. Приписана к Георгиевскому храму (Игнатьево). 55° 40 " 55.57 " N, 37° 17 " 35.49 " E Одноглавая надкладезная часовня современной архитектуры в западной части двора Гребневской церкви. 55° 39 " 37.48 " N, 39° 52 " 52.49 " E 56° 7 " 0.17 " N, 38° 30 " 6.18 " E Деревянная часовня в виде четверика с Крестом. 56° 11 " 48.32 " N, 37° 38 " 22.96 " E Кубическая часовня с небольшой главкой, построена по инициативе администрации посёлка на средства прихожан и благотворителей у памятника землякам, павшим в боях Великой Отечественной войны.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

Вершинино. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Карта и ближайшие объекты Вершинино (Погост, Вершинино, Шишкина, Горы) расположено в северо-западном углу Кенорецкого плеса на полуострове, объединяет четыре деревни: Погост, Вершинино, Шишкина, Горы. Административный центр Плесецкого сектора национального парка. Часовня Св. Николая Чудотворца украшает не только Вершинино, но и все Кенозеро. Трудно представить Кенозерский национальный парк без этого замечательного памятника. Точный возраст часовни неизвестен, но она существовала задолго до 1846 г. В конце XIX в. часовня была перестроена. В начале ХХ века у часовни еще не было колоколенки. Это видно на фотографии И.Билибина, сделанной в 1902-1905 гг. Её пристроили чуть позже, но в стиле местных часовен. А к 1980-м годам часовня почти разрушалась. Описание часовни в книге Г.П.Гунна " Каргопольский озерный край " . Часовня в то время еще не была отреставрирована: " На вершине холма одиноко стоит Никольская часовня XVIII в. Часовня видна со стороны озера издалека, и это едва ли не единственный пример такого положения культового здания в Кенозерье. Ее можно назвать прототипом клетских часовен Кенозерья; подобно старому дереву, она раскидала свои семена по озерным берегам. Часовня так прекрасна по форме, с таким смелым взлетом клина кровли, что и в поздней тесовой обшивке не теряет своего очарования. Ее можно рассматривать бесконечно, находя все новые выигрышные точки. Этому способствуют и рельеф местности и природный фон - открывающийся с холма озерный простор. Поставлена часовня не на самой высокой точке верхнего плато, а слегка на скате холма, так что южная стена значительно выше, чем северная, но такая постановка при рассматривании здания снизу придает ему величавость. Часовня как бы закрепляет вершину высокого берега и, одиноко стоя среди широкого оголенного пространства, выглядит монументальным сооружением. Но вблизи - и это свойство многих памятников деревянного зодчества - она кажется совсем небольшой, размеры ее соотнесены с человеком, она может показаться даже приземистой, вросшей в склон холма, как смотрится , например, часовня с восточной стороны, откуда особенно четко рисуется силуэт ее кровли с изящно врезанной главкой. " (Г.П.Гунн).

http://sobory.ru/article/?object=00295

Клещёво. Часовня Сошествия Святого Духа. Покровско-Святодуховская часовня /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По сведениям Клировых ведомостей Прилуцкого прихода за 1859 г., часовня построена в 1732 году в деревне Тушевской, относившейся к Прилуцкому приходу, как и ещё три соседних - Атамановская, Малостепановская, Большестепановская, объединённые в 1875 году в одно селение – Клещёво. Вероятно, часовня имела двойное посвящение. В Клировых ведомостях за 1859 г. значится «часовня во имя Сошествия Святого Духа», за 1867 г. – «часовня во имя Покрова Божией Матери», а в Клировых ведомостях уже Клещёвского прихода за 1914 г. часовня «в честь Покрова Божией Матери и Святого Духа». Располагалась в центе поселения. Часовня клетского типа, сруб с трёх сторон был окружён галереей, сверху завершался небольшим повалом. Клинчатая кровля с полицами была увенчана чешуйчатой главкой с восьмиконечным крестом. В 1855 году деревня Тушевская сгорела, но часовня уцелела. Согласно Известиям Императорской Археологической Комиссии (вып. 28, 1908 г.; 41, 1911 г.), к началу ХХ в. часовня обветшала, утрачена главка, вместо которой поставлен временный Крест, разрушена ограда галереи. В 1908 году часовня отремонтирована и выкрашена. Утрачена в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Онега онлайн Прилуцкий Покровский приход упоминался в купчих Кожеозерского монастыря с 1557 г., его жители причислялись к Турчасовскому стану Каргопольского округа. К концу XIX в. приход состоял из 16 селений, храмы располагались на левом берегу р. Онеги. Первая церковь была освящена в честь Покрова Божией Матери. Следующая Покровская церковь была построена по благословению митрополита Новгородского Никона в 1647 г., как гласила надпись на храмозданном кресте, найденная 1.10.1853: " Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; воздружен бысть крест сей в церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова. Лета 7155 июля в 1 день, на страсть чудотворцев и безсребренников Космы и Дамиана, при Благоверном царе и Великом князе Алексие Михайловиче всея России и при митрополите Никоне Великаго Нова-града и Великолуцком " (Цит. по: Краткое…, с. 75).

http://sobory.ru/article/?object=38889

Часовня при церкви Успения, что в Печатниках, на углу Сретенки и Рождественского бульвара. Часовня в Якиманском переулке, на Бабьем Городке. Поставлена на прежнем месте церкви Иоанна Воина, которая перенесена оттуда на Якиманку вследствие наводнений. Часовня на Верхней Таганской площади, в здании городских торговых помещений. Принадлежит Покровскому монастырю. Существовала в XVIII веке, перестроена в 1819 году. Часовня на площади Серпуховских ворот. Принадлежит Ферапонтову Лужецкому монастырю Можайского уезда. Часовня на площади Калужских ворот, угол Донской и Калужской улице. Принадлежит Ферапонтову Лужецкому монастырю Можайского уезда. Часовня в здании Сухаревой башни. Находится в ведении Николо-Перервинского монастыря. Серафима Саровского , на 1-й Мещанской 22. Построена в 1913 году Серафимо-Дивеевском Троицким женским монастырем Нижегородской епархии. " У Креста». Часовня на 1-й Мещанской, у дома No 77. На этом месте 3 июля 1652 года были встречены мощи св. Филиппа Митрополита. В воспоминание этого здесь, былъ поставлен дубовый Крест, над которым впоследствии сооружена часовня. При царских богомольных походах к Троице здесь бывала «слазка», т. е. Государь сходил с коня и переодевался в дорожное платье. Часовня церкви Знамения, что в Переяславской слободе (Иоанна Предтечи, что у Креста). Находится на 1-й Мещанской, угол Средней Переяславской. Покрова Пресвятой Богородицы. Часовня Голутвина монастыря Коломенского уезда. Находится на 1-й Мещанской, у дома Деревянная часовня детской больницы Св. Ольги. Близ 1-й Мещанской, на углу Орлово-Давыдовского и Сергиево-Яковлевского переулков. Николая Чудотворца, на углу Ирининской и Ладожской улиц, в Лефортове. Принадлежит Николаевской Берлюковской пустыни Богородского уезда. Часовня на Вороньей улице, у Рогожской заставы. Принадлежит Спасо-Андроникову монастырю. Поставлена на том месте, где, по преданию, Преподобный Сергий, отправляясь в Нижний Новгород, простился с Преподобным Андроником. Покровского монастыря на Семеновской улице, близ Покровской заставы. Существует с 1779 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010