Лит.: Лукьянов П. Отчет о занятиях в столичных библиотеках//Протоколы заседаний Совета имп. Харьковского ун-та и приложения к ним. Х., 1867. Прил. 6. С. 557-595; 7. С. 628-643; Некрасов И. С. Опыт историко-лит. исслед. о происхождении древнерус. Домостроя. М., 1873. С. 107-116, 121-123; Петров Н. И. О происхождении и составе славяно-рус. печатного Пролога: Иноземные источники. К., 1875. С. 297-300; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. Кн. 1. С. 76-82; Архангельский А. С. Творения отцов Церкви в древнерус. письменности. Каз., 1889. Вып. 1/2. С. 46-27, 61-74; 1890. Вып. 3. С. 88-116; Вып. 4; Карнеев А. Вероятный источник «Слова о среде и пятке»//ЖМНП. 1891. Сент. С. 160-175; Яковлев В. А. Опыт исследования «Измарагда»: К лит. истории древнерус. сборников. Од., 1893. (ЗИНУ; 60) (рец.: Соболевский А. И.//ЖМНП. 1894. Янв. Отд. 2. С. 233-238; Jagic V. «Ismaragd» ein altrussisches Literaturdenkmal//ASPh. 1894. Bd. 16. S. 240-242; Сумцов Н. Ф.//Зап. имп. Харьковского ун-та. 1894. Кн. 1. [Отд.:] Критика и библиогр. С. 1-12); Владимиров П. В. Из истории древнерус. письменности: Переводные творения отцов Церкви, вопросы и ответ, Измарагды//ЧИОНЛ. 1895. Кн. 9. Отд. 4. С. 28-44; Изергин В. Мат-лы для лит. истории древнерус. сборников. СПб., 1905. С. 16-78. (СбОРЯС; Т. 81. 1); История рус. лит-ры. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1. С. 155-162; Адрианова-Перетц В. П. К вопросу об изображении «внутреннего человека» в рус. лит-ре XI-XIV вв.//Вопросы изучения рус. лит-ры XI-XX вв. М.; Л., 1958. С. 15-24; она же. Человек в учительной литературе Др. Руси//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 3-68; она же. К вопросу о круге чтения древнерус. писателя//Там же. 1974. Т. 28. С. 3-29; Fedotov G. P. The Russian Religious Mind. Camb. (Mass.), 1966. Vol. 2. P. 37-112 (то же: Федотов Г. П. Собр. соч. М., 2004. Т. 11. С. 43-107); Творогов О. В. «Измарагд» особого состава из собрания Ундольского//Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 151-154; он же. Измарагд//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 397-401 [Библиогр.]; Пудалов Б. М. Версия о нижегородском происхождении сборника «Измарагд»//В памяти Отечества: Мат-лы науч. чтений. Горький, 1989. С. 65-74; он же. Сб. «Измарагд» в рус. письменности XIV-XVIII вв.//Метод. пособие по описанию славяно-рус. рукописей для Сводного кат. рукописей. М., 1990. Вып. 3. Ч. 2. С. 382-405; он же. Нижегородский «Измарагд» кон. XVIII в.: К вопр. о завершении лит. истории сборника//Памятники истории, культуры и природы Европейской России: Тез. докл. Н. Новг., 1995. С. 53-54; он же. Сб. «Измарагд» в древнерус. лит-ре: АКД/ИРЛИ. ПД. СПб., 1996; он же. Лит. история 1-й («Древнейшей») редакции Измарагда//ДРВМ. 2000. 2. С. 76-95; он же. К лит. истории сб. «Измарагд»: Формирование 2-й («Основной») редакции//ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 330-342.

http://pravenc.ru/text/293896.html

Соч.: Моим критикам: [Разбор рецензий В. О. Ключевского и В. А. Бильбасова]. К., 1870. 2 т.; Рус. женщина накануне реформы Петра Великого и после нее: Сравн.-ист. очерк//Унив. изв. 1874. 5. С. 235-292; 6. С. 411-455; Ист. описание Екатеринбургского Новотихвинского 1-кл. девичьего мон-ря. СПб., 1875; Рус. ун-ты в связи с ходом обществ. образования//ВЕ. 1876. 9. С. 161-206; 10. С. 492-550; 11. С. 73-132; Арсений Мацеевич, митр. Ростовский: Ист.-биогр. очерк: Эпизод из истории секуляризации церк. имуществ в России//РС. 1879. 4. С. 731-752; 5. С. 1-34; 8. С. 577-608; 9. С. 1-34; 10. С. 177-198; Критико-библиогр. обзор лит-ры рус. истории за 1874-1876 гг. К., 1880; Рус. ист. наука в 25-летие: 1855-1880 гг.//РС. 1880. 2. С. 423-452; 3. С. 619-634; Время Екатерины Второй: Спец. курс, сост. по лекциям. К., 1881-1882. 4 вып. Литогр.; Гр. Н. П. Румянцев: Деятельность его на пользу разработки рус. истории и археологии: Очерк из рус. историографии//РС. 1881. 9. С. 47-74; 10. С. 225-250; История Моск. Руси до XVI в.: Лекции. К., Литогр.; Новые мат-лы для истории царствования Петра Великого: (Сношения России с Францией)//Унив. изв. 1886. 5. С. 81-144; Новые мат-лы и труды о патриархе Никоне//Там же. 1888. 6. С. 21-102; О причинах удаления митр. Павла Конюскевича из Тобольска по новым мат-лам//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. С. 32-34; Сенат в царствование Екатерины II//РА. 1888. 1. С. 17-42; Ссыльные и заточенные в Соловецком мон-ре: Заметки к исслед. о них М. А. Колчина//РС. 1888. 1. С. 757-760; 2. С. 603-605; 3. С. 757-760; 6. С. 603; Еп. Моисей Гумилевский: Ист. заметка//РС. 1888. 6. С. 604-605; Новые исследования по истории Смутного времени Моск. гос-ва в нач. XVII в.//Унив. изв. 1889. 5. С. 113-166; 7. С. 167-206; 9. С. 207-214; Губ. ученые арх. комиссии: 1884-1890//Там же. 1891. 12. С. 101-136; Страница из истории Екатерининского наказа: (Об отмене пытки в России)//ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. Отд. 2. С. 11-35; Киев в 1654-1855 гг.: Ист. очерк//Киев. старина. 1904. Отд. 1. 9. С. 213-274; 10. С. 1-64; 11. С. 155-216; 12.//С. 516-685; Крестьянское движение в Киевской губ. в 1826-27 гг., в связи с событиями того времени. СПб., 1905; Имп. Екатерина II как историк//Военно-ист. вестн. 1911. 1/2. С. 13-24; Ист. воззрения Пушкина//Там же. 9/10. С. 5-23; А. Л. Шлецер: Ист.-биогр. очерк//ЧИОНЛ. 1911. Кн. 22. Вып. 3. С. 1-72; Карамзин - историк: Речь, чит. в собр. 18 июля 1911 г. по случаю открытия памятника Н. М. Карамзину в Остафьеве. СПб., 1912; Собр. ист. трудов. К., 1915. Т. 1; Г. Р. Державин в своей гос. и обществ. деятельности. Пг.; К., 1917; Icmopuчhi портрети. К., 2004.

http://pravenc.ru/text/389046.html

Аллегория грамматики. Гравюра из «Грамматики словенской...» Лаврентия Зизания. Вильно, 1596 (РГБ) Аллегория грамматики. Гравюра из «Грамматики словенской...» Лаврентия Зизания. Вильно, 1596 (РГБ) Ряд исследователей, начиная со С. Т. Голубева , приписывают Л. З. авторство «Катехизиса» 1600 г. (ЧИОНЛ. 1890. Кн. 4. С. 1-81), представляющего собой извлечение из курса основ правосл. догматики, к-рый мог читаться в братской школе. В 1597-1600 гг. Л. З. давал уроки в доме кн. Богдана Соломерецкого, затем в доме кн. Александра Острожского. После кончины последнего (12 дек. 1603) его жена, будучи покровительницей иезуитов, прогнала Л. З. и он неск. лет служил священником в Ярославе (Галичском), в 1612 г. поступил домашним учителем к кн. Якову Корецкому в его родовом поместье Корец, стал протопопом соборной церкви в Корце. 18 мая 1618 г. на погребении кнг. Софьи Чарторыйской Л. З. сказал надгробное Слово. В 1619 г. по приглашению архим. Киево-Печерского мон-ря Елисея (Плетенецкого) книжник переехал в Киев и стал членом печерского ученого кружка, занимавшегося лит., переводческой, проповеднической и издательской деятельностью. Л. З. исправил по греч. тексту перевод «Бесед» свт. Иоанна Златоуста на Послания ап. Павла (изд. в 1623), перевел «Толкование на Апокалипсис» прп. Андрея Кесарийского (изд. в 1625). В предисловиях к изданиям Л. З. охарактеризован как «благоговеин муж, словеснейший дидаскал и ветия», стяжавший «художнаго элино-греческаго языка умение и искусство», «православныя веры исповедник и проповедник», «муж эллинских и славенских искусный дидаскал и проповедник» (цит. по: Корзо. 2007. С. 292). Архим. Елисей восстановил в Киево-Печерском мон-ре регулярное произнесение проповедей, одним из проповедников был Л. З. В 20-х гг. XVII в. Л. З. подготовил к печати самое обширное из своих сочинений - «Большой катехизис» (авторское название «Оглашение»). Вслед. усиления агрессии униатов против православных в Речи Посполитой после убийства 12 нояб. 1623 г. Полоцкого униат. архиеп. Иосафата Кунцевича Л. З. не рассчитывал опубликовать свой труд в Киеве и вместе с 2 сыновьями в нач. 1626 г. направился в Москву, куда прибыл в июне того же года. Среди др. мотивов, побудивших его ехать в Россию, исследователи также называют многолетнее авторское соперничество с Мелетием (Смотрицким), ранее написавшим книгу о правосл. вероучении и предпринявшим поездку к К-польскому патриарху с целью получить благословение на свой труд. В Москве Л. З. был принят неск. раз царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом , к-рый благословил напечатать «Большой катехизис» после перевода его на церковнослав. язык и внесения исправлений.

http://pravenc.ru/text/199773.html

литературы XVII в.//Киевская старина. 1884. 1. С. 1-20; 2. С. 183-204; 3. С. 371-390; 4. С. 565-588; Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. CGб., 18863. Т. 2. C. 274-295; Четыркин Ф. Иоанникий (Галятовский), богослов-полемист XVII в.//Волынские ЕВ. 1890. 25. С. 805-818; 26. С. 856-861; Антоний (Вадковский), митр. Гомилетика Иоанникия (Галятовского), в связи с характеристикою южно-русской схоластической проповеди// Он же. Из истории христианской проповеди: Очерки и исслед. СПб., 1892. С. 413-439; Труды студентов КДА по южнорусской истории//Киевская старина. 1895. 3. Отд. 2. С. 101-102; Эйнгорн В. О. Пребывание в Москве Иоанникия (Галятовского) в 1670 г.//ЖМНП. 1896. Ч. 308. Нояб. Отд. 2. С. 82-96; он же. Очерки из истории Малороссии в XVII в. М., 1899. Т. 1: Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича. С. 323, 663-664; Голубев С. Т. Киевская академия в кон. XVII и нач. XVIII ст.: (Речь, произнесенная 26 сент. 1901 г. на торжеств. акте КДА)//ТКДА. 1901. Нояб. С. 306-407; Титов Ф. И., прот. Иоанникий (Галятовский)//ПБЭ. Т. 6. Стб. 748-750; Огиенко И. И. Издания «Ключа разумения» Иоанникия (Галятовского)//РФВ. 1910. Т. 63. С. 263-307; он же. Издания «Неба нового» Иоанникия (Галятовского): Из ист. старопеч. книг. К., 1912; он же. Отражение в литературе «Неба нового...» Иоанникия (Галятовского), южнорус. проповедника XVII в.//Филол. зап. 1912. Т. 52. Вып. 2. С. 12-23; он же. Стихотворные упражнения И. Галятовского// Перетц В. Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в С.-Петербург, 13-28 февр. 1911 г. К., 1912. С. 37-38; он же. Проповеди Иоанникия (Галятовского), южнорус. проповедника XVII в.//Сб. Ист.-филол. об-ва. 1913. Т. 19. С. 401-428; он же. Легендарно-апокрифический элемент в «Небе новом» Иоанникия (Галятовского), южнорус. проповедника XVII в.//ЧИОНЛ. 1914. Кн. 24. Вып. 1. Отд. 2. С. 41-98; он же. Отголоски современности и местные черты в «Ключе разумения» Иоанникия (Галятовского), южнорус.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Т. 1. С. 250-254), И. К. Куприянова (Обозрение пергаменных рукописей новгородской Софийской б-ки. СПб., 1857. С. 69), Е. Е. Голубинского (История РЦ. М., 1881. Т. 1. Ч. 2. С. 443-444), Славнитского. Муз. текст 2 стихир В. С. издавался прот. В. Металловым, Р. Паликаровой-Вердей , Н. С. Серёгиной . Лит.: Славнитский М. Канонизация св. князя Владимира и службы ему по спискам XIII-XVII вв. с прил. двух неизд. служб по рукописям XIII и XVI вв.//Странник. 1888. 5/6. С. 197-238; Соболевский А. И. Памятники древнерус. лит-ры, посвящ. Владимиру Святому//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. Отд. 2. С. 7-12, 17-30, 45-58; он же. «Память и похвала» св. Владимиру и «Сказание» о св. Борисе и Глебе//ХЧ. 1890. Ч. 1. С. 791-795; Срезневский В. И. Мусин-Пушкинский сб. 1414 г. в копии нач. XIX в.. СПб., 1893. С. 18; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиогр. писания. СПб., 1908. С. 198-217; Металлов В. М. Русская семиография. СПб., 1912. Табл. 62; Бугославский С. А. К лит. истории «Памяти и похвалы кн. Владимиру»//ИОРЯС. 1925. Т. 29. С. 105-159; Федотов Г. П. Канонизация св. Владимира//Владимирский сб. Белград, 1939. С. 188-196; Palikarova-Verdeil R. La musique byzantine chez les bulgares et les russes. Copenhague, 1953. P. 169-170; Розов Н. Н. Рукописная традиция «Слова о законе и благодати»//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 42-53; Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 10-21; Высоцкий С. А. Ктиторская фреска Ярослава Мудрого в Киевской Софии//ДРИ. М., 1988. [Вып.:] Художественная культура X - 1-й пол. XIII в. С. 120-134; Серегина Н. С. Песнопения рус. святым: (По мат-лам рукописной певч. книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный»). СПб., 1994. С. 66-73, 244-249, 300-309. Н. С. Серёгина Прижизненные изображения В. С. Древнейшие изображения сохранились на монетах В. С.- т. н. златниках и сребрениках, чеканенных после Крещения Руси, на рубеже X-XI вв., к-рые в иконографическом отношении являются переработанным повторением визант. солидов и милиарисиев X в., а также имп. печатей того же времени.

http://pravenc.ru/text/159104.html

СПб., 1842. С. 452-453; Annales Ottenburani//MGH. SS. 1844. T. 5. P. 4; ПСРЛ. Т. 1, 2; Т. 21. Ч. 1. С. 6-38; Ламанский В. И. О некоторых слав. рукописях в Белграде, Загребе и Вене, с филол. и ист. примеч.//ЗИАН. 1864. Т. 6. Кн. 1. Прил. 1. С. 113; Annales Hildesheimenses/Ed. G. Waitz. Hannover, 1878. P. 21-22. (MGH. Script. Rer. Germ.; Соболевский А. И. Памятники древнерус. лит-ры, посвящ. Владимиру Святому: Проложное житие св. Ольги//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. Отд. 2. С. 67-68; Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi/Rec. F. Kurze. Hannover, 1890. P. 170-172. (MGH. Script. Rer. Germ.; Annales Altahenses maiores/Rec. E. von Oefele. Hannover, 1891. P. 9. (MGH. Script. Rer. Germ.; Срезневский В. И. Мусин-Пушкинский сб. 1414 г. в копии нач. XIX в.//ЗИАН. 1893. Т. 72. Прил. 5. С. 17-31; он же. Память и похвала кн. Владимиру и его Житие по списку 1494 г.//ЗИАН. ИФО. 1897. Т. 1. 6. С. 1-8; Lamperti monachi Hersfeldensis Opera/Rec. O. Holder-Egger. Hannover, 1894. P. 38. (MGH. Script. Rer. Germ.; Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности. СПб., 1907. С. 88-94 (канон). (СбОРЯС; Т. 82. 4); Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития: Обзор редакций и тексты. М., 1915. Т. 1. С. 1-43; НПЛ (по указ.); Ангелов Б. Ст. Старобългарски текстове: 5. Проложно житие на русска кнг. Ольга//Изв. на Архивния ин-т при Бълг. АН. София, 1957. Кн. 1. С. 292-295; он же. Из старата българска, руска и сръбска лит-ра. София, 1958. Кн. 1. С. 196-197 (южнослав. вариант пролож. жития); Перетц В. Н. Исследования и материалы по истории старинной укр. литературы XVI-XVIII вв. М.; Л., 1962. С. 66-76; Зимин А. А. Память и похвала Иакова Мниха и житие кн. Владимира по древнейшему списку//КСИС. 1963. Вып. 37. С. 66-75; Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum/Ed. princeps, rec. I. Thurn. B.; N. Y., 1973. (CFHB; 5); ПЛДР: Сер. XVI в. 1985. С. 248-287; Павлова Р. Житие кнг. Ольги в южнослав. ркп. XIII-XIV вв.//Болгарская русистика. София, 1989. 5. С. 44-48 (южнослав.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

игумен Сергий благословил вел. кн. Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем//ТКДА. 1889. 1. С. 113-131; Из археол. экскурсии в Припятское Полесье//ЧИОНЛ. 1890. Кн. 4. Отд. 2. С. 1-29; К вопросу о выработке критерия для классификации курганов по типам. [К.], 1890; К вопросу о годе рукоположения в Киевские митрополиты св. Макария и о месте его мученической кончины//ТКДА. 1890. 1. С. 149-157; Ответ члену съезда на заметку относительно реферата о кресте прп. Сергия, помещённую в «Православном Обозрении»//Там же. 4. С. 714-718; Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований: Ист. исслед. Д. Цветаева//Там же. 9. С. 148-155 (отд. отт.: М., 1890); Реферат о кресте, к-рым прп. Сергий благословил Дмитрия Ивановича на борьбу с Мамаем, читанный бароном Де-бай в об-ве франц. антикваров: Пер. с франц.//Там же. 12. С. 665-668; К вопросу о происхождении названия и о местоположении Киевской церкви «Св. Богородицы Пирогощей»//Там же. 1891. 1. С. 156-164; Значение первых славянофилов: (Речь, произнес. на годичном акте КДА 26 сент. 1891 г.)//Там же. 11. С. 353-397; Замок кн. Семена Олельковича и летописный Городец под Киевом//ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. Отд. 2. С. 134-141; А. С. Хомяков: (Речь, произнес. в память рождения Хомякова)//Слав. обозр. 1892. Т. 2. 5. С. 1-24; Археол. разыскания в бас. р. Березина, произведенные летом 1893 г.//ЧИОНЛ. 1892. Кн. 8. Отд. 1. С. 8-9; Вторая археол. экскурсия в Припетское Полесье//Там же. Кн. 6. Отд. 2. С. 2-72 (отд. отт.: К., 1891); К вопросу об имени «Русь»//Там же. Отд. 1. С. 18-20; Происхождение и первонач. история имени «Русь»//ТКДА. 1892. 12. С. 553-594; «Археол. известия и заметки, изд. Имп. Моск. археол. об-вом» 1//Там же. 1893. 4. С. 652-655; К вопросу об ист. призвании рус. народа//Там же. 11. С. 341-365 (отд. отт.: К., 1893); Вопрос о падении Польши в польской историографии//Слав. обозр.: Сб. ст. по славяноведению. 1894. С. 87-106 (отд. отт.: СПб., 1894); Значение царствования Александра III в общем ходе нашей ист. жизни//ТКДА. 1895. 1. С.

http://pravenc.ru/text/182435.html

3-22; Покровский могильник//ЧИОНЛ. 1895. Кн. 9. Отд. 2. С. 215-218 (отд. отт.: К., 1895); Формы погребального обряда в могильных курганах Минской губ.//Тр. IX археол. съезда в Вильне. М., 1895. Т. 1. С. 221-235 (отд. отт.: [М., 1895]); [Рец. на кн.:] Мегалитические памятники Святой земли//ЧИОНЛ. 1896. Кн. 10. Отд. 4. С. 24-47 (отд. отт.: К., 1896); Откуда пошло спасение славяно-русского мира?//ТКДА. 1896. 8. С. 534-546; Вопросы жизни и духа: [Рец. на кн.:] Победоносцев К. П. Московский сборник. М., 1896]//Там же. 10. С. 249-258; А. С. Хомяков//Там же. 1898. 7. С. 311-388; 8. С. 469-533; 9. С. 97-147; 10. С. 108-263; 11. С. 394-438; 1899. 1. С. 8-58; 3. С. 357-392; 4. С. 578-603; 7. С. 357-413; 8. С. 433-468; 9. С. 191-125; 10. С. 151-192; 12. С. 525-572; 1900. 4. С. 611-660; 5. С. 71-106; 6. С. 227-253; 7. С. 415-467; Памяти А. С. Пушкина: О значении личности в истории//Там же. 1899. 6. С. 205-218; О высш. начале обществ. нравственности//Странник. 1900. Т. 2. 8. С. 529-544; Т. 3. 9. С. 1-21; Рационализм как источник неверия и сектантства, в связи с учением о Церкви, как единственной хранительнице и истолковательнице богооткровенных истин. К., 1900; А. С. Хомяков. К., 1902. Т. 1. Кн. 1-2; 1913. Т. 2; Высшее начало, положенное в основу западнорус. Братств, и причины стремления последних к ставропигиальности//ЧИОНЛ. 1902. Кн. 16. Вып. 4. Отд. 1. С. 24-28; Религ.-нравственное состояние Н. В. Гоголя в посл. годы его жизни//Там же. Вып. 1/3. Отд. 2. С. 338-424 (отд. отт.: К., 1902); Место А. С. Хомякова в истории рус. народного самосознания//Мирный труд. 1904. 4. С. 1-43 (отд. отт.: Х., 1904); О кресте, к-рым, по словам находящейся на нем надписи, прп. Сергий благословил кн. Дмитрия на борьбу с Мамаем//Тр. VIII археол. съезда в Москве в 1890 г. М., 1897. Т. 3. С. 246-257 (отд. отт.: М., О восстановлении соборности в Рус. Церкви//ЦВ. 1905. 14; [Отзыв о соч. проф. прот. Ф. Титова «Рус. правосл. Церковь в польско-литовском гос-ве в в XVII-XVIII вв.: В 2 т.»]//ТКДА. 1906. Т. 2.

http://pravenc.ru/text/182435.html

Павлом: «От лица днесь Василия веселяхутьс, въ честнеи его церкви, и царствует Христос Бог, обретевъ его яко Паула преже, и поставивъ князя вернаго на земли своеи» (РНБ. Соф. 382. Л. 67). На материале рукописей XIII-XVI вв. М. Славнитский выявил 3 редакции службы Владимиру Святославичу (XIII, XV и XVI вв.) и сделал вывод, что в печатные минеи XVII-XIX вв. не вошли многие из древнейших текстов. В ряде нотированных рукописей XVI-XVII вв. (напр., РНБ. Кир.-Бел. 586/843) содержится служба, неск. песнопений которой повествуют об отношениях Владимира Святославича с Хазарией. Самый ранний нотированный источник, содержащий стихиры Владимиру Святославичу, был выявлен прот. Василием Металловым и датируется кон. XIV в. (РГБ. Ф. 113. 3. Л. 183-183 об.). Со временем служба Владимиру Святославичу была обогащена новыми вариантами и редакциями распевов: так, в полном Стихираре сер. XVII в. (РГБ. Ф. 379. 66. Л. 331 об.-339 об.) 11 стихир Владимиру Святославичу имеют надписание «ино знамя». Существует также путевая редакция песнопений Владимир Святославич (напр., РНБ. КБ. 623/889). Тексты песнопений Владимиру Святославичу опубликованы в трудах митр. Макария (Булгакова) (История Русской Церкви: В 2 т. СПб., 1857. Т. 1. С. 250-254), И. К. Куприянова (Обозрение пергаменных рукописей новгородской Софийской б-ки. СПб., 1857. С. 69), Е. Е. Голубинского (История РЦ: В 2 т. Т. 1. Ч. 2. М., 1881. С. 443-444), Славнитского. Муз. текст 2 стихир Владимиру Святославичу издавался прот. Металловым, Р. Паликаровой-Вердей, Н. С. Серёгиной. Лит:: Славнитский М. Канонизация св. князя Владимира и службы ему по спискам XIII-XVII вв. с прил. двух неизд. служб по рукописям XIII и XVI вв.//Странник. 1888. Май/Авг. С. 197-238; Соболевский А. И. Памятники древнерус. лит-ры, посвящ. Владимиру Святому//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. Отд. 2. С. 7-12, 17-30, 45-58; он же. «Память и похвала» св. Владимиру и «Сказание» о св. Борисе и Глебе//ХЧ. 1890. Ч. 1. С. 791-795; Срезневский В. И. Мусин-Пушкинский сб. 1414 г. в копии нач.

http://pravoslavie.ru/38465.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церк. расколы Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х гг. ХХ ст.- григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Сортавала, 1993 ЦИВ Церковно-исторический вестник/Об-во любителей церк. истории. М., 1998-. 1-. ЦиВр Церковь и время/ОВЦС МП. М., 1991-. 1-. ЦОВ Церковно-общественный вестник. СПб., 1874-1886 Цыпин. Цыпин В. А., прот. Часослов Часослов. М.: Моск. Патриархия, 1980, 1991р. Ц.-слав. шрифт Чиновник Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899 Чиновник Чиновник архиерейского священнослужения: В 2 кн. М.: Моск. Патриархия, 1982. Кн. 1; 1983. Кн. 2. Ц.-слав. и гражд. шрифт Чиновники московские Чиновники московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908 ЧИОНЛ Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. К., 1879-1914. 24 кн. ЧОИДР Чтения в Обществе истории и древностей российских. М., 1846-1848, 1858-1918 [Ранее: Русский ист. сб. (1837-1844. 7 т.), затем ВОИДР (1849-1857)] ЧОЛДП Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1863-1917 ЧП Чрезвычайное происшествие: [Газ.] М., 1991-. Щапов. Правовое наследие Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978 Экземплярский. Князья Сев. Руси Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерк. СПб., 1889-1891. 2 т. ЭС Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890-1907. 41 (82+4) т. ЭССЯ Этимологический словарь славянских языков. М., Вып. ЭСФ Энциклопедия славянской филологии. СПб.; Л., 1908-1929. 12 т. Этюды Этюды по истории древнегрузинской литературы. Тбилиси, 1941-1986. 14 т. (на груз. яз.) Ягич. Служебные Минеи Ягич И. В. Служебные Минеи за сент., окт. и нояб. в церковнослав. переводе по рус. рукописям 1095-1096 гг. СПб., 1886 Ясна Avesta. Yasna. Gathas/Transl., transcr. P. Ichaporia. Womelsdorf (Pennsylv.), 1993. 2 vol. 1 ... ← предыдущая 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=22

  001     002    003    004    005    006    007