Аллегория грамматики. Гравюра из «Грамматики словенской...» Лаврентия Зизания. Вильно, 1596 (РГБ) Аллегория грамматики. Гравюра из «Грамматики словенской...» Лаврентия Зизания. Вильно, 1596 (РГБ) Ряд исследователей, начиная со С. Т. Голубева , приписывают Л. З. авторство «Катехизиса» 1600 г. (ЧИОНЛ. 1890. Кн. 4. С. 1-81), представляющего собой извлечение из курса основ правосл. догматики, к-рый мог читаться в братской школе. В 1597-1600 гг. Л. З. давал уроки в доме кн. Богдана Соломерецкого, затем в доме кн. Александра Острожского. После кончины последнего (12 дек. 1603) его жена, будучи покровительницей иезуитов, прогнала Л. З. и он неск. лет служил священником в Ярославе (Галичском), в 1612 г. поступил домашним учителем к кн. Якову Корецкому в его родовом поместье Корец, стал протопопом соборной церкви в Корце. 18 мая 1618 г. на погребении кнг. Софьи Чарторыйской Л. З. сказал надгробное Слово. В 1619 г. по приглашению архим. Киево-Печерского мон-ря Елисея (Плетенецкого) книжник переехал в Киев и стал членом печерского ученого кружка, занимавшегося лит., переводческой, проповеднической и издательской деятельностью. Л. З. исправил по греч. тексту перевод «Бесед» свт. Иоанна Златоуста на Послания ап. Павла (изд. в 1623), перевел «Толкование на Апокалипсис» прп. Андрея Кесарийского (изд. в 1625). В предисловиях к изданиям Л. З. охарактеризован как «благоговеин муж, словеснейший дидаскал и ветия», стяжавший «художнаго элино-греческаго языка умение и искусство», «православныя веры исповедник и проповедник», «муж эллинских и славенских искусный дидаскал и проповедник» (цит. по: Корзо. 2007. С. 292). Архим. Елисей восстановил в Киево-Печерском мон-ре регулярное произнесение проповедей, одним из проповедников был Л. З. В 20-х гг. XVII в. Л. З. подготовил к печати самое обширное из своих сочинений - «Большой катехизис» (авторское название «Оглашение»). Вслед. усиления агрессии униатов против православных в Речи Посполитой после убийства 12 нояб. 1623 г. Полоцкого униат. архиеп. Иосафата Кунцевича Л. З. не рассчитывал опубликовать свой труд в Киеве и вместе с 2 сыновьями в нач. 1626 г. направился в Москву, куда прибыл в июне того же года. Среди др. мотивов, побудивших его ехать в Россию, исследователи также называют многолетнее авторское соперничество с Мелетием (Смотрицким), ранее написавшим книгу о правосл. вероучении и предпринявшим поездку к К-польскому патриарху с целью получить благословение на свой труд. В Москве Л. З. был принят неск. раз царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом , к-рый благословил напечатать «Большой катехизис» после перевода его на церковнослав. язык и внесения исправлений.

http://pravenc.ru/text/199773.html

При иконографическом сходстве сцен «Причащение апостолов» в соборе Софии Киевской и в соборе К. З. м. отмечаются их композиционные и стилистические особенности. Так, надпись, сопровождающая композицию в соборе К. З. м., выполнена по-славянски. Образ Иисуса Христа отличается мягкостью. Он обращен к приступающим к Нему апостолам. Апостолы представлены в разнообразных поворотах относительно друг друга; их жесты нюансированы, а индивидуально трактованные образы отличаются не только портретными типами, но и характером. Пропорции чуть вытянуты, движения складок одежд изящны, позы сдержанны, но динамичны, лики отмечены глубоким размышлением, красотой и благородством. Богатую цветовую гамму мозаик образуют переливающиеся цветные линии и пятна, отсвечивающие дополнительными тонами, контурные линии, выполненные коричневой, черной и красной смальтой, придающие естественность формам. Живописные приемы позволяют художникам добиться почти реалистической достоверности в передаче живого блеска глаз, теплоты телесного тона, фактуры тонких струящихся тканей. Живопись собора К. З. м., стоящая в одном ряду с такими ансамблями 2-й пол. XI - нач. XII в., как мозаики кафоликона мон-ря Неа-Мони (1042-1056), нартекса ц. Успения Пресв. Богородицы в Никее (1067), ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Дафни (ок. 1100), принадлежит к традиции столичного, к-польского искусства, памятники которого получили распространение на большом географическом пространстве. Н. В. Квилидзе Лит.: Лебединцев П. Г. Дмитриевский мон-рь, устроенный вел. кн. Изяславом Ярославовичем, его судьба и местность//Киевские ЕВ. 1877. 4. С. 85-96 (То же//ЧИОНЛ. 1879. Кн. 1. С. 28-36); Каргер М. К. Архитектура//История культуры Др. Руси: Домонг. период. М.; Л., 1951. Т. 2. С. 245-395; он же. Древний Киев. М.; Л., 1961. Т. 2. С. 273-282; Асеев Ю. С. Новые данные о соборе Дмитриевского мон-ря в Киеве//Сов. Арх. 1961. 3. С. 291-296; он же. Архитектура древнего Киева. К., 1982. С. 91-92, 99-102; Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв.: Кат.

http://pravenc.ru/text/1684565.html