— Мы как-то говорили о модулях поведения, заложенных в каждом из нас. Может быть Ключевский имел в виду именно это: модули, которыми обычно пользуется умный человек — не для гнева, потому от злости умный становится совершенно беспомощным, как бы глупым, действующим неразумно или вообще «парализованным», не способным действовать? —  На этот счёт есть цитата святителя Феофана Затворника: «Владей чувствами, особенно зрением и слухом, свяжи движимость, держи язык. Кто не обуздывает сих трёх, того внутреннее в расхищении, в расслаблении и плене, того даже нет внутри; ибо это суть проходы души изнутрь вовне, или окна, выстужающие внутреннюю теплоту» (Путь ко спасению. Краткий очерк  аскетики).  Здесь конкретно говорится о том, что зрение, слух  и  речь (язык)  – это каналы по которым вытекает или исходит вся  энергия души.  На этот счёт есть ещё  более конкретная   цитата, касающаяся  именно  характера  действия  телесных  чувств  и страстей  на  основные  силы  души (ум, чувство, волю):  «Их (телесные чувства) разделяют по разрушительным действиям на высшие силы человека (ум, чувство, волю). Так, одни погашают ясность сознания, как-то: удивление, изумление, увлечение внимания, испуг; другие подрывают волю, как-то: страх, гнев, ретивость; третьи наконец терзают самое сердце, которое то радуется и веселится, то скучает, скорбит, досадует и завидует, то надеется и отчаивается, то стыдится и раскаивается или даже попусту мятется мнительностью» (свт. Феофан Затворник, Начертание  христианского нравоучения, Р.10). Исходя  из  цитат  святителя  Феофана  очевидно, что  речь  идёт более  не  о «модулях», а  о базовых  свойствах отдельных телесных чувств (гнев, ярость, злость и т.д.) автоматически блокировать ум, чувство, волю  через  выброс соответствующих ферментов. Кстати, именно этим и занимаются все  экстремалы, играющие на  своих чувствах и получающие тот же  «наркотик»  в  виде выброса  адреналина.  — В таком случае дурак — это почти  подлец, если расправляет свои «крылья» только от злости?

http://radonezh.ru/analytics/pochemu-umn...

Явление VI Хлестаков, Осип, потом слуга. Хлестаков. А что? Осип. Несут обед. Хлестаков (прихлопывает в ладоши и слегка подпрыгивает на стуле). Несут! несут! несут! С л у г а (с тарелками и салфеткой). Хозяин в последний раз уж дает. Хлестаков. Ну, хозяин, хозяин… Я плевать на твоего хозяина! Что там такое? Слуга. Суп и жаркое. Хлестаков. Как, только два блюда? Слуга. Толькос. Хлестаков. Вот вздор какой! я этого не принимаю. Ты скажи ему: что это, в самом деле, такое!.. Этого мало. Слуга. Нет, хозяин говорит, что еще много. Хлестаков. А соуса почему нет? Слуга. Соуса нет. Хлестаков. Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего. Слуга. Да оно-то есть, пожалуй, да нет. Хлестаков. Как нет? Слуга. Да уж нет. Хлестаков. А семга, а рыба, а котлеты? Слуга. Да это для тех, которые почищес. Хлестаков. Ах ты, дурак! Слуга. Дас. Хлестаков. Поросенок ты скверный… Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт возьми, не могу так же? Разве они не такие же проезжающие, как и я? Слуга. Да уж известно, что не такие. Хлестаков. Какие же? Слуга. Обнаковенно какие! они уж известно: они деньги платят. Хлестаков. Я с тобою, дурак, не хочу рассуждать. (Наливает суп и ест.) Что это за суп? Ты просто воды налил в чашку: никакого вкусу нет, только воняет. Я не хочу этого супу, дай мне другого. Слуга. Мы примемс. Хозяин сказал: коли не хотите, то и не нужно. Хлестаков (защищая рукою кушанье). Ну, ну, ну… оставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! со мной не советую… (Ест.) Боже мой, какой суп! (Продолжает есть.) Я думаю, еще ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла. (Режет курицу.) Ай, ай, ай, какая курица! Дай жаркое! Там супу немного осталось, Осип, возьми себе. (Режет жаркое.) Что это за жаркое? Это не жаркое. Слуга. Да что ж такое? Хлестаков. Черт его знает, что такое, только не жаркое. Это топор, зажаренный вместо говядины. (Ест.) Мошенники, канальи, чем они кормят! И челюсти заболят, если съешь один такой кусок. (Ковыряет пальцем в зубах.) Подлецы! Совершенно как деревянная кора, ничем вытащить нельзя; и зубы почернеют после этих блюд. Мошенники! (Вытирает рот салфеткой.) Больше ничего нет?

http://azbyka.ru/fiction/revizor-nikolaj...

– После Наполеона – Людовик Восемнадцатый. После Метьена – Грибье. Моя фамилия Грибье, деревенщина. Весь побледнев, Фошлеван всматривался в этого Грибье. То был высокий, тощий, землисто-бледный, весьма мрачный человек. Он походил на неудачливого врача, который взялся за работу могильщика. Фошлеван расхохотался. – Ну что за потешные вещи случаются на свете! Дядя Метьен умер. Умер добрый дядюшка Метьен, но да здравствует добрый дядюшка Ленуар! Вы знаете, кто такой дядюшка Ленуар? Это кувшинчик запечатанного красного винца в шесть су. Кувшинчик сюренского, будь я неладен! Настоящего парижского сюрена. А! Он умер, старина Метьен! Да, жаль; он был не дурак пожить. Ну, а вы? Вы ведь тоже не дурак пожить? Не правда ли, приятель? Мы сейчас отправимся вместе пропустить стаканчик. Человек ответил: – Я получил образование. Я окончил четыре класса. Я никогда не пью. Погребальные дроги снова тронулись в путь и покатили по главной аллее кладбища. Фошлеван замедлил шаги. От волнения он стал еще сильнее прихрамывать. Могильщик шел впереди. Фошлеван принялся снова оглядывать этого свалившегося с неба Грибье. Новый могильщик принадлежал к тому сорту людей, которые, несмотря на молодость, кажутся стариками и, несмотря на худобу, бывают очень сильны. – Приятель! – окликнул его Фошлеван. Человек обернулся. – Я могильщик из монастыря. – Мой коллега, – ответил человек. Фошлеван, хотя и малограмотный, но очень проницательный малый, понял, что имеет дело с опасной породой человека, то есть с краснобаем. Он проворчал: – Значит, дядюшка Метьен умер. Человек ответил: – Окончательно. Господь бог справился в своей вексельной книге. Увидел, что пришел черед расплачиваться дядюшке Метьену. И дядюшка Метьен умер. Фошлеван повторил машинально: – Господь бог… – Да, господь бог, – внушительно заявил человек. – Для философов он – отец предвечный; для якобинцев – верховное существо. – Разве мы не познакомимся с вами поближе? – пролепетал Фошлеван. – Мы уже это сделали. Вы деревенщина, я парижанин. – Пока не выпьешь вместе – по-настоящему не познакомишься. Раскупоришь бутылочку, раскупоришь и душу. Идем выпьем. От этого не отказываются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

– Правильно ли рассчитывать, что после свадьбы, венчания возможно «перевоспитать» близкого человека, отучить его от дурных привычек? – Недаром древние греки называли человека микрокосмос. Каждый – это целая вселенная. Любой случай уникальный, неповторимый, хотя и есть что-то единое. Затронем, например, курение – немалый грех. А если еще человек принимает другие дурманящие вещества? Если надеяться, что он в будущем исправится, стоит понимать, что это сложно, но есть, кто и добивается. Нужно проговаривать, беседовать, терпеть и помогать. У мужчин и женщин разное восприятие. Как говорил французский философ-писатель о подобной ситуации: «Когда слушающий ничего не понимает и когда говорящий понимает не больше». Сейчас немало мужчин ездят в другой город – вахтовый метод работы – на месяц и больше. Порой по полгода они проводят время в исключительно мужском коллективе, где слово «да» означает «да», а слово «нет» – соответственно  «нет». Если люди повздорили, потом помирились, стараются не вспоминать что-то неприятное. А у женщин лучше память на разные детали, мелкие вещи. Они больше чувствуют и видят сердцем, и обращают внимание именно на отношение, а не на слова. Мужчины же по-другому понимают этот мир. Часто конфликт интересов, восприятия может привести к тому, что люди либо научаются друг другу уступать, любо семья распадается. Дай Бог, чтобы браки сохранялись, приумножались, чтобы люди друг к другу относились с любовью и терпением. Но надеяться, что он меня поймёт, или я её научу, не совсем правильно. Мне кажется, при построении семейного очага надо заложить принцип – не я тебя, не ты, а мы. Соответственно задавайте вопрос: сможем ли мы поменяться, сможем ли мы преодолеть ту или иную страсть, сможем ли избавиться от такой-то привычки? Вернёмся к курению. Как человек относится к нему? Как к греху, страсти или пороку? Это тоже важно понимать. Грех – когда человек споткнулся, хочет исправиться, изменить что-то в себе, кается. Он знает, что курить грех, бросил сигареты, давно не прикасался к ним. Но друзья отметили победу любимой спортивной команды, открыли бутылку пива или еще чего-то, выпили, человек сорвался, достал пачку сигарет и закурил. Утром проснулся и думает: «Какой я дурак! Прости меня, Господи, грешного». Пошёл, покаялся. У него желание исправиться и не возвращаться к этому. Но получается так, что первый раз так сделал, второй, третий. В конце концов: «Какой я дурак, но сделать ничего не могу с собой». Он одержим страстью, он мучается, осознаёт, что это плохо, что тратит уйму денег на это, подрывает свое здоровье, причиняет неудобство и вред своей супруге и детям, понимает, что дурно пахнет.

http://azbyka.ru/semya/blagodarju-gospod...

—    Он не был обманщик. Он был невинен и чист. Вы слышите? Иуда обманул вас. Он предал вам невинного. Ждет. И слышит равнодушный, старческий голос Анны: —    И это все, что ты хотел сказать? —    Кажется, вы не поняли меня,— говорит Иуда с достоинством, бледнея. — Иуда обманул вас. Он был невинен. Вы убили невинного. Тот, у которого птичье лицо, улыбается, но Анна равнодушен, Анна скучен, Анна зевает. И зевает вслед за ним Каиафа и говорит утомленно: —    Что же мне говорили об уме Иуды из Кариота? Это просто дурак, очень скучный дурак. —    Что! — кричит Иуда, весь наливаясь темным бешенством. — А кто вы, умные! Иуда обманул вас — вы слышите! Не Его он предал, а вас, мудрых, вас, сильных, предал он позорной смерти, которая не кончится вовеки. Тридцать серебреников! Так, так. Но ведь это цена вашей крови, грязной, как те помои, что выливают женщины за ворота домов своих. Ах, Анна, старый, седой, глупый Анна, наглотавшийся закона, — зачем ты не дал одним серебреником, одним оболом больше! Ведь в этой цене пойдешь ты вовеки! —    Вон! — закричал побагровевший Каиафа. Но Анна остановил его движением руки и все так же равнодушно спросил Иуду: —    Теперь все? —    Ведь если я пойду в пустыню и крикну зверям: звери, вы слышали, во сколько оценили люди своего Иисуса, что сделают звери? Они вылезут из логовищ, они завоют от гнева, они забудут свой страх перед человеком и все придут сюда, чтобы сожрать вас! Если я скажу морю: море, ты знаешь, во сколько люди оценили своего Иисуса? Если я скажу горам: горы, вы знаете, во сколько люди оценили Иисуса? И море и горы оставят свои места, определенные извека, и придут сюда, и упадут на головы ваши! —    Не хочет ли Иуда стать пророком? Он говорит так громко! — насмешливо заметил тот, у которого было птичье лицо, и заискивающе взглянул на Каиафу. —    Сегодня я видел бледное солнце. Оно смотрело с ужасом на землю и говорило: где же человек? Сегодня я видел скорпиона. Он сидел на камне и смеялся и говорил: где же человек? Я подошел близко и в глаза ему посмотрел. И он смеялся и говорил: где же человек, скажите мне, я не вижу! Или ослеп Иуда, бедный Иуда из Кариота!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

«Отчего ж не охотник?» Чичиков пожал плечами и прибавил: «Потому что не охотник». «Дрянь же ты!» «Что ж делать? так бог создал». «Фетюк, просто! Я думал было прежде, что ты хоть сколько- нибудь порядочный человек, а ты никакого не понимаешь обращения. С тобой никак нельзя говорить, как с человеком близким… никакого прямодушия, ни искренности! совершенный Собакевич, такой подлец!» «Да за что же ты бранишь меня? Виноват разве я, что не играю? Продай мне душ одних, если уж ты такой человек, что дрожишь из-за этакого вздору». «Чорта лысого получишь! хотел было, даром хотел отдать, но теперь вот не получишь же! Хоть три царства давай, не отдам. Такой шильник, печник гадкой! С этих пор с тобою никакого дела не хочу иметь. Порфирий, ступай, поди скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его, пусть их едят одно сено». Последнего заключения Чичиков никак не ожидал. «Лучше б ты мне просто на глаза не показывался!» сказал Ноздрев. Несмотря, однако ж, на такую размолвку, гость и хозяин поужинали вместе, хотя на этот раз не стояло на столе никаких вин с затейливыми именами. Торчала одна только бутылка с каким-то кипрским, которое было то, что называют кислятина во всех отношениях. После ужина Ноздрев сказал Чичикову, отведя его в боковую комнату, где была приготовлена для него постель: «Вот тебе твоя постель! Не хочу и доброй ночи желать тебе!» Чичиков остался по уходе Ноздрева в самом неприятном расположении духа. Он внутренно досадовал на себя, бранил себя за то, что к нему заехал и потерял даром время. Но еще более бранил себя за то, что заговорил с ним о деле и поступил неосторожно, как ребенок, как дурак: ибо дело совсем не такого роду, чтобы быть вверену Ноздреву; Ноздрев, человек-дрянь, Ноздрев может наврать, прибавить, распустить чорт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни — не хорошо, не хорошо. «Просто, дурак я!» говорил он сам себе. Ночь спал он очень дурно. Какие-то маленькие пребойкие насекомые кусали его нестерпимо больно, так что он всей горстью скреб по уязвленному месту, приговаривая: «А, чтоб вас чорт побрал вместе с Ноздревым!» Проснулся он ранним утром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Когда же я самоуверенно утверждаю, что на фото осень, я не способна услышать то, что не совпадает с моей позицией. «Человеческий мозг ведёт себя так, как если бы он состоял из двух частей: Думающего и Доказывающего... Думающий может думать практически обо всём. И  что бы ни думал Думающий, Доказывающий это доказывает» (Р.А. Уилсон «Психология эволюции»). Если Думающий что-то думает, Доказывающий легко находит этому доказательства. То есть, мы находим доказательства тому, что хотим доказать. Самоуверенность ослепляет . Самоуверенность обожествляет себя и своё ограниченное понимание. А значит вытесняет из своего жизненного пространства и Бога, и другого человека — именно поэтому не воспринимается иная точка зрения с её аргументами, даже самыми сильными. Аргументы ведь надо ещё воспринять, услышать, но некому. Самоуверенный — это закрытый для такого рода восприятий человек. Умный лектор интересен, но самоуверенный — ограничен и скучен в этой своей ограниченности. По-настоящему умный (а не просто информированный) человек, прежде всего, лишён самоуверенности, ибо она оглупляет.   Кому Бог не нужен, кому довольно себя самого, к тому Бог и не приходит.   Хорошо быть дураком — всегда кажешься себе умным .   Хам — это всегда дурак, каким бы умным ни хотел выглядеть. Хам никогда не может быть правым, ибо хамит только неправота. Желание оскорбить другого, поглумиться над другим всегда выдаёт низость души глумящегося, а низость не способна ни на что настоящее.   Дурак — это тот, для кого существует только своё правильное мнение и все остальные, другие — неправильные, если не совпадают с правильным своим. Надо быть умным человеком, чтобы сомневаться в себе, чтобы слышать правду другого2, не совпадающую со своей (такую правду слышат не собой, а правдой в себе — правда всегда слышит правду, а самость человеческая — никогда). Замкнутый на себя самого человек, независимо от рода занятий и образования, пленяется собственной узостью, ослепляется ею, и  превращается в самодура, т.е. дурака.

http://radonezh.ru/2022/01/04/kto-oprede...

Празднование иконе Богоматери «Вратарница» Угличская установлено 23 июня/6 июля. Время Свойство Божественного миропорядка, заключающееся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений и событий. В понятиях русской цивилизации время – отрезок вечности, имеющий начало и конец и во всех своих характеристиках – длительность, продолжительность, последовательность – связанный с развитием Божественного Начала. Время есть выражение силы и могущества Бога, принимающего в реку времени всю историческую последовательность земной жизни человека. «Время – сила в своих развитиях; пространство – в ее сочетаниях» (А. С. Хомяков). «Сила во времени» (народная пословица). «У Бога дней много»; «У Бога дней не решето»; «Время принадлежит Богу»; «Время летит»; «Время за нами, время перед нами, а при нас его нет»; «День мой – век мой»; «Что до нас дошло, то и к нам пришло»; «Век мой впереди, век мой позади, а на руке нет ничего». «Всему свое время», – говорит русский человек. – «Всякой вещи час»; «Во времени подождать: у Бога есть что подать»; «Придет время, будет и нам черед». Все надо делать в свой черед, в свою пору. На этом в народном сознании делается особый акцент: «Не время дорого, пора»; «Не впору не впрок, а ко времени спорье»; «Пора, что железо: куй, поколе кипит!» Петр I переложил эту пословицу по-своему, но в том же народном духе: «Время подобно железу горящему, которое, ежели остынет, неудобно к кованию будет». В этом же духе и пословица: «Куй железо пока горячо». О человеке, который терял чувство времени, говорили: «Дурак время не знает»; «Дурак, что время, то пора». «Доля во времени живет, бездолье в безвременье»; «Время времени не работает (не работник)»; «Не человек гонит, а время»; «Бедный времени не ищет», «Время разум дает»; «Время деньги дает, а на деньги времени не купишь». В сознании русского человека время имело характер непрерывного цикла, календарными вехами которого были православные праздники, неразрывно связанные с временами года и природными явлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не будет русский человек работать только за деньги, какими бы они большими не были. Я вчера говорил об этом. Я придумал формулу русского человека. Русским может быть только тот, у кого чего-нибудь нет. Но не так, чтоб обязательно было, а нет – и хрен с ним. И это очень непонятно миру, потому что предлагают русскому: «Хочешь машину?» «Да». «Но для этого тебе придется сделать то-то и то-то…» «Да ну!.. Не хочу ничего». «Но ты ж хотел?» «Хотел, а теперь не хочу». Это та самая борьба между Обломовым и Штольцем, которая существовала в русском человеке, в принципе, всегда. Посмотрите на наш фольклор, какова мечта русского человека? Скатерть-самобранка, конек-горбунок, некрасивый, но очень везучий, по щучьему велению. Щуку поймал, а она вдруг заговорила. Золотая рыбка… И это живет в нашем сознании. Мой ближайший друг, покойный, к сожалению, великий оператор Паша Лемешев, всю жизнь мечтал о создании такого автомата, чтобы можно опустить туда 15 копеек, а достать 5 миллионов. Но откуда это возьмется? А откуда пирамиды МММ? Может ли быть в Германии человек, пожелавший положить пять марок, чтобы получить 100 тысяч?! Он скажет: «А откуда я получу сто тысяч?!» Он будет дотошно выяснять, откуда же эти 100 тысяч появятся, ежели он свои пять марок положит туда. А у нас этого нет. «Дай десять рублей». «На». «А получишь их назад когда?» «Послезавтра». «До свиданья». И больше мы друг друга не увидим. Потом начинаются суды. Это заложено в нашем характере. Но есть и вторая часть этих весов. Потому что если были три брата: два мудрых, один – дурак, умные работали и ничего не наработали, а дурак лежал на печи, и печь поехала и он, наконец-то стал богатым и женился на царевне и полцарства получил, то в результате этого вывод-то другой. Вывод не такой, что не надо работать, и ты получишь все! А вывод другой: ум – это прекрасно! Но доброта – важнее. Сострадание – важнее! И когда мы с этой стороны смотрим на национальный характер, мы понимаем все недостатки его. Тем не менее, самое главное, что остается для нас – это любовь! И когда мы говорим про кино, про русское искусство, русскую литературу, мы можем иметь дело с самыми жестокими произведениями и самыми жестокими точками зрения, но как сказал один замечательный старец, жестокая правда без любви – есть ложь. И когда эта жестокая правда освящена состраданием, когда кто-то снимает картину или пишет книгу, и любит хотя бы кого-нибудь из тех, о ком он рассказывает, и пытается сделать так, чтобы его любили зрители, которым он свою картину делает, я могу простить и понять его. И меня не пугает жестокость того, о чем он говорит, потому что я вместе с ним хочу любить тех, о ком он рассказывает, и находить выход из тяжелого положения.

http://pravoslavie.ru/37498.html

Антоний 8 июня 2020, 10:21 Отвечу критикам. Во-первых, о возрасте ребенка - ни слова. Для трехлетнего, пожалуй, нормально, называть взрослого на " ты " . Но вряд ли трехлетний сможет налить чаю. А для десятилетнего... Я лично для себя такого представить не мог в мои 10 лет. В моей семье это было бы воспринято как грубейшее хамство. И точка. Патриот России - для меня - Человек с Большой буквы, ибо Родиной живет, Родиной дышит, для Родины трудится и за Родину жизнь отдаст. Наталья 8 июня 2020, 01:22 Что сказать... Не бывает таких учителей, придумано это все. Или утрировано сильно. Я работаю в образовании уж 30 лет как в этом году и могу совершенно точно сказать, что то, что написано, просто невозможно. Такой человек не мог бы долго оставаться педагогом безнаказанно. Есть школьная администрация, есть родители, которые не все чего там боятся, а потому ребенка своего на растерзание не бросят ... И печально, что, как обычно: если про учителя, то он дурак. Мой духовник, кстати, при таких моих словах смеется всякий раз: " ...добавь еще, что как ни фильм или сюжет по ТВ о священнике, так он тоже дурак " . Ирина 7 июня 2020, 22:23 Мне не понравилось, что отрицательный персонаж - учитель. Не потому, что таких учителей не бывает - бывают, да. Растиражированы жёлтой (и не очень) прессой типажи: злобный учитель, циничный врач, взяточник-милиционер (теперь - полицейский) и поп на мерседесе. Может быть, как-то по-другому будем воспитывать своих детей? Не на отталкивающих примерах тех, кому надо сеять разумное, доброе, вечное? Natalie 7 июня 2020, 06:37 Антонию: А кто вам дал право обзывать доброго ребёнка хамом? Вы не смогли понять этого ребёнка, как жаль. А ведь это так просто. Во-первых, он маленький и, наверное, не привык обращаться на «вы», т.к. к маме обращается на «ты». Во- вторых, мы ведь даже к Богу, Пресвятой Богородице и всем святым обращаемся на «ты». Мы, значит, что, все хамы? Объясните мне, пожалуйста, почему обращение в молитвах на «ты»? В-третьих, в уважаемом почти всеми англ. языке такого разделения вообще нет. Там “you”- это и “вы», а также и «ты». И ничего, живут. А так как многие россияне любят английские слова больше русских, может надо и это перенять? Меньше хамов будет.:) английский больше русского

http://pravoslavie.ru/131628.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010