Закрыть itemscope itemtype="" > Трое предателей и один дурак Александр Боханов об истории предательства в России 19.04.2012 4074 Время на чтение 4 минуты В этом году «Русская народная линия» планирует издать сборник статей, посвященных истории и феномену предательства в России на примере четырех наиболее известных предателей нашего Отечества: князя Андрея Курбского, гетмана Мазепы, генерала Андрея Власова и президента СССР Михаила Горбачева. В сборнике также будут рассмотрены непрекращающиеся попытки героизации и оправдания предателей России. Свое мнение по поднятому вопросу высказал в интервью «Русской народной линии» известный русский ученый, доктор исторических наук Александр Николаевич Боханов . Предательство - это восстание против Бога. Кроме того, что касается князя Андрея Курбского и гетмана Мазепы, то их поступок можно рассматривать как богоотступничество. В основе предательства лежит один из смертных грехов - гордыня. Предателем становится человек, обуреваемый гордыней, который считает, что ему «что-то не додали», «незаслуженно обошли». Независимо от того, кто стал предателем - верующий человек или атеист, предательство всегда есть нравственное падение. Родоначальником русских предателей является, безусловно, князь Андрей Курбский. Мало того, что он предал свою Родину, он еще пошел воевать против нее, против своих соотечественников - православных христиан. Более того, он писал идеологические пасквили на Россию. Сейчас бы его произведения назвали агитпропом. Он вел работу на уничтожение Российского государства. Это страшная история. Что касается Михаила Горбачева, то я не стал бы ставить его в один ряд с Курбским, Мазепой и Власовым. Горбачев просто обыкновенный дурак, мерзавец, недалекий человек. Он был глупым человеком, увы, Господь не наделил его умом, разве можно потешаться над глупостью? Тот факт, что он оказался во главе страны, - это наша катастрофа и ошибка истеблишмента, который управлял делами в начале 80-х годов. Когда Горбачев был неплохим гармонистом и провинциальный колхозником, ничтожным человечишкой, то он был на своем месте, когда же он оказался на руководящих государственных должностях, то он явно попал не на свое место.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/19/tr...

Скачать epub pdf Третье обретение главы Иоанна Предтечи Христос воскресе! Господь говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». Спаситель не удивлялся тому, что иудеи хотели побить Его камнями; обращаясь к ним, Он сказал: «Много добрых дел показал Я вам (как Он Иоанну через учеников ответил: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются… мертвые воскресают», или накормил пятью хлебами пять тысяч человек), за которое из них хотите побить Меня камнями?» То есть Господь взывал к их разуму, но иудеи Его аргументы отметали. Так в мире всегда происходит. Спросишь иного русского человека, который Церковь ненавидит: откуда у тебя такая ненависть? Кто тебе письменность дал? Церковь . Кто твою архитектуру создал? Церковь . А музыку, а живопись? А кто из диких племен возрастил восточную христианскую цивилизацию? Тоже Церковь. Все более или менее прекрасное, созданное на нашей земле, – это плоды деятельности Церкви. Но человек на это отвечает: нет, вот Джордано Бруно… Хотя этот Джордано Бруно ни к нашей Церкви, ни к какой вообще отношения не имеет, потому что был еретиком и по закону того государства, где он жил, должен был быть сожжен на костре – как любой человек, выступивший против власти, в любом государстве получит то же самое: где электрический стул, где расстрел, где еще что-то. Человек почти никогда не подчиняется голосу разума, а подчиняется голосу своего сердца. Есть в русском народе очень хорошая поговорка, которая отражает самую суть дела: «Любовь зла, полюбишь и козла». Дурак? Дурак. Урод? Урод. Пьяница? Пьяница. Но люблю, не могу без него жить. Спрашивается: «Неужели получше-то нет?» – «Есть, но вот этого люблю, у меня сердце к нему лежит, ничего не могу с собой сделать». Сердце довлеет; ум говорит, что этот человек никуда не годится, а сердце все равно влечет. Если сравнивать по законам логики, по уму разные системные построения, то, конечно, рядом с христианской философией ни одна философия мира не устоит. Именно поэтому в открытый спор с Церковью никто не вступает – знает, что будет разбит беспощадно; от буддиста, мусульманина, сектанта, любого материалиста или агностика пух и перья полетят, потому что Церкви принадлежит самое совершенное и включающее в себя (как частный случай) все философии мира учение. Однако христианство – это не просто учение, и оно никого логикой не побеждает, в этом нет никакой нужды, потому что Богу не нужен только ум человека. Господь говорит: «Даждь Ми, сыне, твое сердце». Многие, когда их спрашиваешь, веруют ли они в Бога, говорят: ну, признаю. Но Богу это не нужно, потому что не признавать Бога может только безумец, как в Псалтири сказано: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог», то есть нет Бога. Так может сказать только человек, полностью лишенный ума, у которого нарушен аппарат восприятия полноты действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Странная встреча После моего рукоположения меня некоторое время обучали практическому богослужению в Александро-Невской церкви. Надо сказать, что я с трудом усваивал церковный устав и обрядность. Я был в то время в каком-то состоянии отключенности от внешнего – никак не мог поверить, что я священник; мне казалось, что алтарь, куда я вхожу, священническая риза, в которую облачаюсь,– это только сон; я не мог сосредоточиться на словах, которые мне говорили мои учителя – старшие священники. Однажды протоиерей Николай Кигурадзе, добрейший человек, рассердившись, что я не мог повторить за ним правильного порядка каждения, потеряв терпение, воскликнул: «Или он дурак, или я дурак, или мы оба дураки!». С трудом меня научили основам литургики и потом отправили для дальнейшего изучения устава в Ольгинский монастырь. Именно тогда у меня произошло знакомство с одним человеком, которое было непродолжительным, но оставило память на всю жизнь. Однажды ко мне подошел мужчина заметно старше меня (мне тогда было 24 года), которого я иногда видел в Александро-Невской церкви. Он был русскоязычный, но в то же время на русского не похож; национальности и имени его я так и не узнал, да это было и не нужно. Обычно он становился в углу храма, где теперь надгробие митрополита Зиновия. Молча стоит во время службы, не обращая ни на кого внимания, а по окончании ее тотчас выходит. Видел я его и в других храмах: и там он стоял на службе неподвижно, у стены, словно желая втиснуться в нее, чтобы его никто не видел. Он казался углубленным в молитву, только иногда судорога боли пробегала по его лицу. Когда ему задавали вопросы, он не отвечал, словно не слышал их. В церковь приходит много больных, они чувствуют благодать Божию, и прихожане решили, что этот человек тоже со странностями, и не обращали на него внимания. Однажды после службы этот человек догнал меня в церковном дворе и сказал, что хочет поговорить со мной. Я предложил ему пройти в квартиру моих родных, где я в то время остановился. Он согласился.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Как воспитать уважение к матери? Часть 1 В наше время в детях трудно воспитывать уважительное отношение к другим. И не только потому, что кого-то целенаправленно дискредитируют. Хотя, конечно, и поэтому тоже. Скажем, в семье, где бабушка с дедом относятся к своей взрослой дочери как к несмышленышу и «песочат» ее при ребенке, потакая его прихотям, маме трудно поддерживать свой авторитет. В наше время это довольно частая материнская жалоба в беседе с психологом. Нередко и муж, не церемонясь, указывает жене на ее недостатки при детях. Жены тоже не остаются в долгу… Но даже если ничего подобного не наблюдается и все в семье чинно-благородно, поддерживать авторитет взрослых не так уж легко. Ребенок ведь не замкнут в кругу семьи. Если он и не посещает детский сад, то все равно ходит по улицам, смотрит по сторонам, впитывает впечатления. А в современном мире властвует неуважительный дух. Всепроникающая ирония, насмешки, глумление, высокомерие и цинизм. Иными словами, дух постмодерна. Этот дух пытается убедить нас, что в мире нет ничего святого, что нет запретных тем и поступков, а кто осмеливается возражать, тот дурак или ханжа. Или и то и другое разом. В такой недоброй обстановке в первую очередь страдают, естественно, слабые: дети, старики, женщины. Ведь сколько ни эмансипируйся и ни подражай мужчинам, все равно женщины – слабый пол. И даже в том, что алкоголизм и наркомания у них быстрее ведут к деградации личности, а женская преступность отличается большей жестокостью, тоже проявляется слабость. Такие грубые извращения женской природы оказываются слишком тяжелым грузом для психики, и женщины стремительно «слетают с катушек». В современном мире, который чем дальше – тем больше отходит от христианства, вследствие этого отхода все откровеннее насаждается культ силы. Сильного и жестокого боятся, слабость презирают, чужими состраданием и великодушием безжалостно манипулируют. Женщины и тут гораздо чаще оказываются в проигрышной позиции. Как воспитывать в столь неблагоприятных условиях уважение к матери? (О формировании образа отца я когда-то писала, поэтому сейчас на этой теме заострять внимание не буду.) Проще всего сказать: «А пусть она соответствует, тогда и уважение будет». Но ведь это смотря на чем акцентироваться. В каждом человеке есть достоинства и недостатки. Если так рассуждать, то получается, что только идеальный человек достоин уважения. Но тогда почему апостол Павел призывал рабов оказывать уважение любому хозяину, не только доброму и милостивому? И Господня заповедь чтить отца и мать дана безо всяких отсылок к их поведению. Да и при общении с другими людьми не следует забывать, что каждый человек сотворен по образу Божию. (Хотя своими грехами он этот образ может сильно осквернить.)

http://pravoslavie.ru/36134.html

Сост. А.Н.Стрижев Блаженная Мария Ивановна О блаженной Марии Ивановне мне давно надо бы еще написать. Да все никак не собралась. Она даже меня во сне за это укоряла. Сон такой видела, когда вернулась в Дивеево из последней ссылки. В ту пору я сблизилась с келейницей великой блаженной Прасковьи Ивановны – Евдокией. Написала много с ее слов, рассказывала она в основном, когда жили в Москве. И вот как-то вижу во сне Марию Ивановну: «Ты что же все: Прасковья Ивановна, да Прасковья Ивановна! А меня забываешь?» Надо упомянуть, что, когда меня в детстве привезли в монастырь, Прасковью Ивановну я не видела – была первая неделя Великого поста и ее не стали беспокоить. Так я ее никогда и не видала – умерла в 1915 году. А Марию Ивановну хорошо знала, рассказала же о ней чуть. Вот и хочется восполнить пробел. Тем более что об Онисиме уже припомнила, а ведь эти блаженные были весьма дружны: где о нем, там и о ней должно быть. Так вот, когда у Марии Ивановны ноги еще ходили, она все, бывало, под ручку с Онисимом по монастырю. У блаженной было несколько любимцев. Любила, к примеру, Коленьку, сына нашего батюшки Михаила, причем любила с самого его рождения. Этот хороший мальчик умер в 10 лет, незадолго до ареста своего отца. Умер от дифтерита. Второй любимец – Михаил Петрович Арцыбушев, его она называла «Мишенька». Сразу после ее смерти Мишеньку расстреляли в Москве перед праздником Воздвижения Креста Господня. С Арцыбушевым у блаженной бывали всякие курьезы. Замечу, что Мария Ивановна, как человек весьма находчивый, обладала еще и острым умом, причем любила чем-нибудь удивить людей. Келейница Дорофея гневалась на блаженную, от нее-де приходит головная боль. Вот раз приехал к Марии Ивановне какой-то военный чин, хочет войти. Время было советское, мать Дорофея предупреждает Марию Ивановну: – Человек строгий приехал, ты чего-нибудь при нем зря не скажи! Про Царя не скажи... – Не буду, – отвечала блаженная. Только «строгий» вошел, как ее прорвало, понесло: – Когда правил Николашка, то была крупа и кашка! Николай-то был хоть и дурак, а хлеб стоил пятак! А сейчас «новый режим» – все голодные лежим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мой Крым К семилетию воссоединения с Россией 18.03.2021 733 Время на чтение 13 минут Для меня нет лучшего места для отдыха, чем наш Крым. Правда, тогда, в 2010 году, он ещё только ждал своего возвращения в родную гавань. У меня даже случилась лёгкая перепалка с двумя гуцулами. Заканчивается июль. Мы с напарником Мишей восстанавливаем церковь Рождества Богородицы в деревеньке Пенино Ленинг радской области. Бригада с Западной Украины в количестве шести человек занимается кровлей храма. На строительстве и восстановлении церквей приглашают в основном украинцев. Они неприхотливы в быту, работают допоздна. И братский народ, всë-таки, не узбеков же звать наши церкви строить. После вечернего купания в озере и ужина читаю толстенную книгу о святителе Луке Войно-Ясенецком. Тут-то двое плотников с курортного местечка Моршин и вывели меня на разговор: — Читаешь про нашего симферопольского святого? — Высокий, сухощавый парень, лет двадцати пяти, повернул книгу обложкой к себе. — Собираюсь к нему, — говорю я, — в августе еду на отдых в Крым. — А почему именно туда? — Крым-то чай не Европа, всё же родная земля. Закрываю книгу и с неким вызовом цитирую строчки из стихотворения Юрия Визбора: Ах, знаете вы тот аэропорт, Где толпы пассажиров многотонны, Где самолёты кружатся толпой Над полосой горячего бетона? — Ты же вологодский, с чего она тебе родная? — Вступил в разговор, учуяв мой вызов, усатый бригадир, дядя парня. Как легко всё-таки мы задеваем друг друга. Нарочито спокойным голосом отвечаю: — Мой дядя в сорок четвёртом Сапун-гору штурмом брал, Крым для меня русская земля. — Крым — это территория Украины, — одновременно возмутились гуцулы. — Да, территория украинская, а земля-то всё равно наша, — с улыбкой сказал я. Вот, дурак, зачем людей всколыхнул, они же обижаться на меня будут. Украинцы молча постреляли глазами, на том разговор и закончился. Конец августа, мы проходим с женой Татьяной паспортный контроль в Пулковском аэропорту. Нас ожидает Чёрное море, пансионат имени святителя Луки в Алупке, экскурсии по монастырям и музеям, тёплые вечера, шашлык на берегу при тихом плеске волн. Уже слышу ласковый шум прибоя, истошные крики чаек, в нос прокрался воспоминанием солёный запах моря.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тайна нынешней Пасхи Господь придёт в сельские приходы и на Донбасс 16.04.2020 1310 Время на чтение 4 минуты Много всего пришлось испытать Русской Церкви. И всё же за тысячу лет ничего подобного нынешней ситуации не случалось. Ситуация необычна: нет гонений от безбожных властей, есть храмы, есть священники, есть народ, желающий прийти в храмы на Пасху. Но храмы открыты только для священников и закрыты для народа. Потому как карантин. Который по отношению к православным введён криво. Без каких-либо согласований и объяснений. Кроме того, раз уж дело дошло да закрытия дверей храмов на время Святой Пасхи, то ответственность за столь беспрецедентное решение не может на себя брать санитарный врач региона (от светской власти), епархиальный викарий (от церковной). На что тогда спрашивается высшая власть (и та, и другая)? Народ ведь у нас не дурак, понятливый, ждёт объяснения. В конце концов, нашли же выход в Вологодской губернии, где было сказано: «Можете идти на Пасху в храм в случае острой необходимости». Одним словом, взвешивайте, решайте, принимайте свободное решение в полной ответственности за себя и за своих близких. Примерно также разрешил ситуацию в Белоруссии Александр Лукашенко . Возможно в Москве , Питере, Нижнем других крупных городах был смысл тем мирянам, для которых не быть на Пасху в храме – реальная трагедия, пройти тест. И только по его результатам быть допущенными к общественному богослужению. Или провести укороченную службу в уличном формате с соблюдением всех положенных предосторожностей. Да мало ли вариантов. Ну и конечно, если медицина видит настоящую и неминуемую угрозу, нужно и президенту, и патриарху на данную тему вдумчиво, обстоятельно, совещательно говорить с людьми. Благо каналы общения имеются, – не средневековье. Надо служить одним священникам – значит надо. Одинок человек, и нет у него ничего, кроме радости Пасхи – пусть придёт, взяв перед государством обязательство после пройти положенную самоизоляцию. И всё же суть в том, что Господь попустил нам пройти через такую необычную Пасху.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/16/ta...

Оба фильма обращены к классике. К биографии великого русского поэта Сергея Есенина и к произведению великого русского писателя Михаила Булгакова. И тот и другой жили в советскую эпоху. И тот и другой пережили ее трагично. Другое, что объединяет оба фильма – это то, что переведены с языка классики на новый художественный язык телевидения. Как нижегородцу мне вспоминается недавний случай, связанный с малоизвестным поэтом, по специальности микологом, Валерием Темнухиным, который осмелился перевести на современный русский язык древнерусский текст " Слова о полку Игореве " . Местные поэтические мэтры оскорбились: как же так, какова дерзость! Ведь есть уже блестящие переводы Майкова и Заболоцкого!.. Отголосок того же отношения слышится и в адрес фильмов, снятых Безруковым и Бортко, на что очень легко ответить словами последнего. " Это сегодня " Собачье сердце " называют культовым фильмом, – вспоминал Бортко в интервью Игорю Линчевскому. – А тогда... Большинство рецензий, которые появились сразу после показа фильма, были настолько разгромными, что их трудно с чем-либо сравнить. На грани фола, абсолютно... Если коротко резюмировать, то суть такова: " Всякую гадость видели, но такого дерьма – никогда " . (Смеется). Почитайте – очень любопытно и поучительно. Когда не очень умный человек сталкивается с каким-то новым явлением, не подходящим под известные определения, он теряется, не знает, как реагировать. А реагировать надо. " Кто его знает, как реагировать? Начну хвалить – скажут, что дурак... А поругаю, ну что же, взятки гладки, высокие требования... " Последовательность показа, а соответственно и рассмотрения указанных фильмов диктуется историческим их сюжетом. Сергей Есенин погибает, когда вертикаль власти в Советской России еще только начинает выстраиваться. И тогда же, в конце 1920-х годов начинает писать свой роман Михаил Булгаков. Один сериал органично продолжает и перетекает в другой, просто действие становится все более и более фантасмагоричней. Перед нами два образа мастеров. Один – успешный, погибающий на пике своей известности. Другой исчезает в безвестности, и по-моему, оба образа прекрасно дополняют друг друга, раскрывая разные стороны творческого пути. Фильмы сняты, и если пока неизвестно какое место займет в сетке телевещания сериал о Есенине, то с " Мастером и Маргаритой " , показанным перед Новым Годом и Рождеством мы уже вряд ли расстанемся в эти дни в течение ближайших... лет. К советским чудесным новогодним фильмам прибавилась страшная рождественская история про нечисть. " Есенин "

http://religare.ru/2_24754_1_21.html

Отец Александр Мень и наше время 17 сентября 2015 г. 13:53 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 12 сентября 2015 года. Возлюбленные братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. Исполнилось 25 лет со дня страданий, со дня трагической кончины протоиерея Александра Меня — известнейшего московского пастыря, автора многих книг, человека, на которого в жизни и в деятельности равняются многие современные священнослужители и многие миряне, которые занимаются в Церкви творчеством, занимаются миссионерской, проповеднической, катехизической деятельностью. Отец Александр был в жизни Церкви особым явлением — это был проповедник, это был воин Христов, который меня, молодого в свое время человека, поразил своим бесстрашием, своим умением не замечать всей той атмосферы, которая окружала жизнь Церкви в Советском Союзе. Это было время, когда многие недоумевали, спрашивая друг друга: «Неужели нас когда-то пустят в дома культуры, в университеты, в институты, на радио? Пустят разговаривать с тем народом, который связан многими веками своей истории с Православием?» Мне, кстати, в 1986 году один вроде бы умудренный жизнью, но еще достаточно молодой коллега по синодальному учреждению, в котором я тогда работал — по Издательскому отделу Московского Патриархата — сказал в ответ на вопрос, настанут ли времена, когда священников будут показывать по телевизору, сказал очень просто: «Дурак ты, ты ничего не понимаешь, ты еще слишком молодой, этого никогда не будет!». И вот через два-три года после этого разговора появляются на телеэкране иерархи нашей Церкви, наши богословы, наши яркие проповедники, в том числе такой уникальный человек как отец Александр Мень. В обстановке страха, подавленности, в обстановке, в которой примиренчество с безгласностью Церкви в публичном пространстве приравнивалось к мудрости, отец Александр Мень будто не замечал всего этого. Он шел и говорил. С кем-то в церковном дворике, с кем-то на встречах на квартирах, с кем-то на редких тогда, полуподпольных катехизических занятиях, с кем-то через свои книги, с кем-то в электричке по дороге в храм или из храма. А позже — и через телевизор, через большие мероприятия, вечера, лекции, которые собирали значительное количество людей. Он говорил так, как будто окружающей подавляющей христианское слово реальности не существовало.

http://patriarchia.ru/db/text/4221660.ht...

Талантливый шутник – словно канатоходец. Ни о чем другом, кроме как слушателя повеселить, не думая, талантливый шутник ни с того ни с сего вдруг Бога похулит (себе на беду). Вдруг Его же прославит. Нехотя и случайно. Правда, уже без награды. Прославление должно быть осмысленным. Понаблюдайте за талантливыми шутниками, прислушайтесь. Их нет-нет, да и затянет в метафизику. Сначала тематика шуток обычная. Как при царе Горохе. Муж вернулся из командировки чуть раньше. Ха-ха-ха. Начальник – дурак, а я – непризнанный гений. Ха-ха-ха. Там про «ниже пояса», здесь про «денег вечно не хватает». Ха-ха-ха. О власти, конечно. Потом вдруг – раз! Что-то о совести, о будущей жизни, о тайном смысле происходящего. И какое-то словечко о Нем. О Нем Самом. То с обидой, то с вопросом, то с претензией. Мол, куда смотришь? Где Ты? А Ты меня простишь? Слушатели привычно: «Ха-ха-ха». Но у всех уже легкое внутреннее напряжение. Легкое такое, но вполне реальное. Будто вдалеке, за три квартала прозвучала внезапно автоматная очередь. Современный аналог древнего набатного колокола. Иногда, если комик сам к себе прислушается, то он за кулисы молиться уйдет. Но… Работу делать надо. Продолжать шутить надо. Деньги заплачены. Вот Жванецкий. Тот, что Михаилом назван, и вряд ли в честь Архангела. У кого сомнения, что он в своем роде гений? Умеет сказать человек известными словами о понятных вещах с неожиданной стороны. Он не проповедник и не морализатор. Нет. Он наблюдатель, улыбающийся сквозь слезы. И вот он говорит в одном из монологов: «Есть свидетельство о рождении. Есть свидетельство о смерти. Где свидетельство о жизни?» Ха-ха-ха, как обычно. Но не спешите. Где, действительно, свидетельство о жизни? Ты жил? Чем докажешь? Паспортом с пропиской? Чем ты всю жизнь занят был? Кушал-спал, бегал-прыгал… Что еще? Вот под камень ляжешь, и люди спросят: был ли мальчик? Сам Бог может спросить человека: ты кто? Уж больно прожил бледно. Ни одному великому делу ни одного своего ногтя не пожертвовал. Человеческая жизнь ведь стремится выйти за пределы земного круга и долговечную память о себе оставить. Это ее – жизни – свойство. Отсюда все эти: воспитать, посадить, вырастить. Шутники говорят: воспитать тёщу, посадить печень и вырастить живот. И мы посмеемся. Ха-ха-ха. Все равно мы знаем, что это про сына, дерево и дом. Про то, что после тебя останется.

http://pravoslavie.ru/115592.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010